По окончании курса в Рязанской духовн. семинарии с аттестатом первого разряда поступил надзирателем рязанского духовного училища. В 1888 году был принят в число студентов Московск. Академии на казенное содержание. По окончании курса в академии был оставлен при ней в качестве профессорского стипендиата, но за неимением вакансий в академии приказом г. Обер-Прокурора Св. Синода от 4 февр. 1892 г. определен преподавателем догматического богословия и соединенных с ним предметов в Вифанскую духовн. семинарию, где состоит пре­подавателем и теперь. Еще будучи студентом, диспутант напечатал в Рязанских Епархиальных Ведомостях статью: «религиозно-нравственное состояние Иудеи в царствование Иосии». Затем в 1894 г. в «Чтениях в обществе любител. духовн. просвещения» было напечатано: «Опровержение мнения о заимствовании некоторых сказаний священной книги Деяний из повествования Иосифа Флавия», и в «Радости Христианина»: Ап. Павел на суде в синедрионе», «О почитании и призывании святых», «Учение Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова о Тро­ичности лиц в Боге». Диспут открылся живою и одушевленною речью И.П. Николина , посвященной выяснению значения критико-исагогических трудов, к разряду которых относится и его диссертация, для положительного раскрытия христианского вероучения и критике противоположного мнения. В заклю­чение своей речи магистрант привел ряд интересных параллелей из истории христианской древности, наглядно показывающих с каким живым интересом относились отцы и учители церкви к вопросам о происхождении, авторах и подлинности священных книг. Первым оппонентом выступил ректор академии о. арихимандрит Антоний. Соглашаясь с основными положениями, высказанными диспутантом в речи, и признавая важность и необходимость критической части в каждом сочинении, имеющем притязания на научность, о. ректор упрекнул, однако, магистранта в излишнем увлечении полемическими задачами. Именно магистранту было поставлено на вид, что он входит иногда в детальный и по­дробный разбор мнений, несостоятельность которых сама собою бросается в глаза, от чего полемическая часть его сочинения получает характер гиперкритики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Мин. Юстиции, от 27 марта 1886 г. за 362 . Отдел VII. Церковное учительство. Глава I. Глава I. – Специальные церковные школы для образования духовенства §1. Общие постановления относительно духовно-учебных заведений: религиозно-нравственное воспитание, начальники, учащие, учащиеся, врачи; материальное положение сих заведений и лиц, состоящих на дух.-учебной службе. В видах возвышения религиозно-нравственного воспитания в духовн.-учебных заведениях Синод постановил, чтобы воспитанники духовн. семинарий и II, III и IV классов дух. училищ обязательно участвовали, по очереди, в чтении и прислуживании в алтаре при совершении богослужения и чтобы все, совместно, пели некоторые, по назначению семинарского и училищного начальств, песнопения при литургии и всенощном бдении. Воспитанники, имеющие читать в церкви, должны подготовляться к сему под руководством – в семинариях преподавателя литургики, а в училищах преподавателя церковно-славянского языка, при чем ректор семинарии и смотритель дух. училища пред каждым богослужением поверяют степень подготовленности чтецов. Преподаватель литургики в семинарии и преподаватель учения о богослужении с церк. уставом в духовн. училищах должны практически знакомить учеников с церковными чинопоследованиями; а преподаватели церк. пения должны разучивать с воспитанниками назначаемые для общего пения молитвы и во время уроков проходить с ними предстоящие церковн. службы по церковному уставу, распевая по церковным гласам тропари, кондаки, догматики и т.п. Богослужение в дух.-учебн. заведениях должно быть совершаемо без произвольного изменения и сокращения богослужебного чина, благоговейно и неторопливо, равным образом и клиросное чтение не должно быть торопливым и неясным, а пение – крикливым. В 1889 году во всех духовно-учебных заведениях введено совершение в течение Великого поста преждеосвященных литургий в присутствии всех воспитанников, а также чтение воспитанниками утренних и вечерних молитв в церкви, а где нет церкви, в одной из зал, причем за утренними молитвами должны присутствовать все воспитанники подлежащего дух.-уч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

постановл. о причтении к святым преп. Иосифа), 10 (соборн. определ. игум. Левкия и старцев о днях празднования преп. Иосифу); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (игум. Арсений подписал акт избрания ц. Мих. Феод. 1613 г.); VI, 195 (в 1610 г. в м-рь сослан из Чудова царь Василий Иванов., а отсюда увезен к гетману Жолкевскому); 1789 г., XI, 247 (архим. Александр, с 1685 г. архиеп. Устюгский и Тотем.); 1790 г., XIV, 128 (грешного инока Иосифа сказание о новоявившейся ереси Новгород. еретиков, 1491 г.), 147 (духовн. грам. 1507 г. игум. Иосифа), 177 (грам. игум. Иосифа к кн. Борису Вас. о причинах неоставления им м-ря при утеснениях оного), 218 (послание преп. игум. Иосифа архим. Вассиану о Св. Троице), 233 (памятн. запись 1502 г. преи. Иосифа, о ком поминать в м-ре), 290 (прошение преп. Иосифа царю Василию Иоаннов. о взятии им м-ря под свое покровительство); 1791 г., XVI, 420 (прибавл. начала к сказанию преп. Иосифа о Новгород. еретиках, напеч. в XIV ч., стр. 128), 423 (послание старца Иосифа Волоколам. к В. кн. Василию Иван.), 424 (писание старцев Вологод. м-рей против Иосифа); XIX, 411 (еписк. Феофилакт Горский, 1776–88 г., учредил в м-ре училище); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1788 г., IV, 230 (духовн. 1504 г. кн. Ивана Борис., погребенного в м-ре; свидетельствована игум. Иосифом); 1789 г., V, 23 (межев. грам. 1504 г.; упоминается монаст. дер. Сфонаскова), 107 (духовн. около 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого; на Волок к Пречистой в Осифов м-рь село Фаустова гора Зубцов. уез.), 146 (духовная 1513 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого игум. Иосифу с брат. 100 руб.), 151 (к Пречист. Богород. в Осифов м-рь свою вотчину волость Буй город); 1791 г., VII, 3 (приговор. грам. 1566 г. о походе войною на Польшу; игум. Лаврентий), 68 (запись 1571 г. по кн. Ив. Фед. Мстиславском; игум. Леонид), 145, 161 (приговорн. грам. 1580 и 1584 г. о монаст. вотчинах; игум. Евфимий); “Переписн. книги Москвы», 1738–42 г., I, 32 (опись подворья по Бол. Ильин. ул.); 1638 г., 20 (на Ильин. крестце подворье Иосифова м-ря, а живет на нем строит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Феод.); 1789 г., XI, 203–214 (погребение в м-ре царев. Феодосии Иванов. 1691 г., Евдокии Алексеевны 1668 г., царицы Марии Ильинич. 1669 г., царицы Агафьи Симеонов. 1681 г., царев. Марьи Иванов. 1692 г., Татьяны Михаилов. 1658 г.), 236 (перечень всех гробов царской фамилии, положенн. в м-ре), 270 (освящение в 1686 г. церкви св. Екатерины), 279 (наименов. 10 церквей, быв. в м-ре); 1791 г., XVII, 200 (супруга кн. Василия Юрьев. Голицына, имя коей неизвестно, постриглась здесь, и наречена Софьею; она была еще жива в 1623 г.); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1788 г., III, 171 (духовн. 1472 г. кн. Юрия Вас; а к великому Вознесению даю по своей бабе велик. кн. Софии и по себе свое село Петровское); IV, 97 (духовн. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского; а ко Вознесенью в монастырь село Тарутинское), 236 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого; к Вознесенью 10 руб.), 359 (межев. грам. 1504 г.; упоминаются монаст. село Сурмино, да дер. Отоптино); 1789 г., V, 106 (м-рь упоминается в духовной 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого); “Переписн. книги Москвы», I, 5 (урегулирование улиц в 1626 г.), 21 (опись 1742 г. Вознесенского подворья), 36 (двор протопопа м-ря Григория Егорьева), 51 (опись подворья в приходе ц. Всемилост. Спаса, что на Глинищах); 1638 г., 75 (позади Охотного ряда во дворе Возн. дев. м-ря поп Мих. Самсонов); 1665–76 г., 227 (церк. Вел. муч. Георгия, что в Вознесен. м-ре, попа Бориса Трофимова), 230 (церк. вел. муч. Егорья, что в Кремле Вознесен. м-ря, попа Бориса); “Русск. истор. Библиот.», II, 246 (отчеты расходов цар. казны, после разгрома Москвы 1611–12 год.); III, 145 (крестн. ход в 4 неделю по пасхе о Слепом и праздник Вознесения около 1634 г.); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1867 г., т. I, вып. 2, матер. для археол. словаря, 39 (в 1634 г. у камен. церков. дела в м-ре, у церкви Государева Ангела Михаила Малеина, были Бажен Огурцов и Семейка Белый); 1874 г., т. IV, вып. 3, там же, 99 (Степанов в 1623 г. золотил две лампады в хоромы государыни инокини Марфы Иван. в Вознесен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

- 1904г. - Токарев Михаил Герасимович. Церковный староста с. Николай-Дар, 2 благочиние 1905-1908гг. - 1904г. - Лебединский Павел Иванович, 56 лет. Иерей с. Николай-Дар, 2 благочиние - 1914-1916гг. священник, заведующий школой, законоучитель диакон Александр Филиппович Тополев, учитель Анастасия Михайловна Сидорова. - 1904 г. - Беляков Николай Михайлович. 21год. Псаломщик с. Николай-Дар, 2 Благочиние. 1882 г.р., из духовн. звания. После окончания 2-классов НДС. Определен псаломщиком в с.Николай Дар Лукоянов. уез. В 1906 г. посвящен в сан диакона. - 1910г. - Кротков Алексей Иванов, диакон-псаломщик села Николай-Дар. - 1910г. - Николай Вейсов, псаломщик церкви села Николай-Дар, долгие годы прослужил в церкви. Николай сызмальства прислуживал священнику в сельской церкви во имя святого Димитрия Солунского, а впоследствии и сам служил в ней псаломщиком. Все свободное время уделял он, как бы мы сейчас сказали, самообучению, или самообразованию. Писать и читать он умел хорошо — выучился в детстве у местного священника, с которым дружил его отец. - 1915г. - Успенский Алексей Иванович иерей. С 1893 г.р., из духовн. звания. Получил полное образование в НДС. В 1915 г. 25 мая Преосвященным Иоакимом посвящен в сан иерея к Димитриевской Церкви с.Николай Дар. В 1916 г.22 июня тем Преосвященным перемещен священником на настоящее место. Законоучитель. - 1916г. - Лавров Серафим Иванович, иерей, сын священника о.Иоанна Флегонт. Лаврова. В 1916 г. окончил НДС. В 1916 г. посвящен в сан иерея к Дмитриевской церкви с.Николай Дар. - 1918г. - Пронин Петр Иванович (Адриан). Псаломщик Димитриевской церкви села Николай Дар, 7-го благочинн. Лукоянов. окр. С 1877 г.р., из крестьян. В 1917 г. находился на фронте. - 1921г. - Знаменский Аркадий Павлович, священник Дмитриевской церкви села Николай Дар, 1884 г.р., из духовн. звания. - 1925г. - Петровский Владимир Иванович. Священник Дмитриевской церкви с.Николай Дар Лукояновского уез. С 1883 г.р. - 1928г. - Киселев Иван Трифонович. Иеромонах Иннокентий. До закрытия Саровской пустыни служил в обители. В 1928 г. - житель села Николай Дар, священник Дмитриевской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=30778

Б51 Волканово Евангелие-апракос XII в., Импер. Публ. библ. F. п. I. 82 (из собр. преосв. Порфирия). Б52 Оршанское Евангелие-апракос XIII в., Церковно-археолог. Музея при киевской дух. акад. 44. Б53 Евангелие-апракос XIV в. 181 л. библ. Киево-Печерской Успенской Лавры. Б54 Евангелие-апракос XIII в., 131 л. Ярославского Архиерейского дома. Б55 Евангелие-апракос XIV–XV в., 159 л., Общества археологии, истории и этнографии при Импер. казанском университете.   III. Третьей редакции В Чудовская рукопись Нового .Завета, усвояемая, по преданию, святителю Алексию, XIV в., хран. в ризнице Московского Чудова монастыря. В1 Четвероевангелие, усвояемое преп. Никону Радонежскому чудотворцу, XIV в., хран. в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, 1. В2 Четвероевангелие XIV в. Импер. Публ. библ. О. п. I. 1 (из собр. гр. Ф. А. Толстова). IV. Четвертой редакции Г Константинопольское четвероевангелие 1383. г., Моск. Синод, библ. 26–742. Г1 Четвероевангелие, усвояемое преп. Никону Радонежскому чудотворцу, XIV в., библ. московской дух. акад. 138 (фундам.). Г2 Библия 1499 г., Моск. Синод, библ. 1–915. Г3 Четвероевангелие XV в., библ. московской духовной академии 1 (фундам.). Г4 Четвероевангелие XV в., библ. моск, духовн. акад. 2 (фундам.). Γ5 Четвероевангелие XV в., библ. моск, духовн. акад. 3 (фундам.). Г6 Четвероевангелие XV в., библ. моск, духовн. акад. 17 (Волокол.). Г7 Евангелие-апракос, XIV–XV в. хран. в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, 5. Г8 Евангелие-апракос ок. 1392 г., хран. в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, 6. Г9 Четвероевангелие XIV–XV в., хран. в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, 7. Γ10 Четвероевангелие 1472 г., библиотеки Троице-Сергиевой Лавры, 66–14. Г11 Евангелие-апракос XIV–XV в., Успенской ц. Клементьевского прихода в Сергиевом Посаде, Моск. губ. 1 Четвертая редакция раньше разделилась мною на две: русскую, содержащуюся в Константинопольском Евангелии 1383 г. и русско-болгарскую, содержащуюся в полном списке Библии 1499 г. и в бумажных рукописях XV–XVI в. В виду того, что все главные особенности последней, русско-болгарской редакции содержатся уже в четвероевангелии Константинопольском, ныне нахожу более целесообразным слить эти две редакции в одну, принять за основной список Константинопольское четвероевангелие 1383 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

кн. Василия Вас., чтобы он взял его в свое государство); “Продолж. Древн. Вивлиоф.”, 1788 г., III, 231 (духовн. 1481 г. кн. Андрея Вас. Меньшего; а что мой м-рь Спас святы на каменном, чтобы с земель его дани не брать); IV, 235 (духовн. 1504 г. кн. Ивана Борис. Волоцкого; на Каменное 10 руб. да кожух); 1789 года, V, 106 (м-рь под именем «на Каменное» упомин. в духовн. 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого); 1791 г., VII, 67 (запись 1571 г. по кн. Ив. Фед. Мстиславском; архим. Иоасаф); “Переписн. кн. Москвы”, 1665–76 г., 26 (подворье Спаса-Каменова м-ря, за Белым гор. по Сретен. ул.); “Русск. истор. Библиот.”, II, 595, 164 (архим. м-ря Герасим в 1635 г. с другими старцами назначен в распоряж. архиеп. Тобольского Макария); “Древности, Труды Москов. Арлеол. Общ.”, 1865 г. т. I, вып. 1, 113 (здесь принял иночество в 1384 г. преп. Дионисий Глушицкий от игумена м-ря Дионисия Грека). 447. Спасо – Николаевский , мужской, совсем уничтож. около гор. Николаева, Херсонской губ. и уезда. В 1789 г. повелено устроить монастырь на Витовке, близ устья Ингула, под названием Спасо-Николаевского, присвоив ему степень упраздненного Симонова мон., архимандриту же „энголпион“ и служение Киево-Печерской лавры, но с зависимостью от архиеп. Екатеринославского. Кроме того при монастыре повелено учредить послушническое общество из инвалидов, офицеров и солдат. Первым архимандритом его был Моисей Гумилевский, бывший потом епископ Феодосийский. Когда упразднен неизвестно, но кажется, существовал недолго. “Полн. собр. зак.”, 1789 г., XXIII, 16784; “Ист. Росс. Иер.”, VI, 204; Ратшин, 535; Шмидт, “Херсон. губ.”, II, 846; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 491; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 –1869 г.”, 5. 448. Спасо – Преображенская – Сойгинская, Соинская или Соежская , мужская пустынь, ныне погост Сойгинский – Преображенский, Вологодской губ., Сольвычегодского у., Рябовской волосги, в 82 вер. к сев.-вост. от Сольвычегодска, на высоком гористом берегу рч. Сойги, при впадении ее в р. Вычегду, с правой ее стороны. Основан в 1540 г. преп. Симоном, сотрудником препод. Логгина, основателя Николаевского-Коряжемского мон. В 1764 г. оставлена на своем иждивении, но в 1791 г. упразднена и обращена в приход. В церкви во имя св. Екатерины почивают под спудом мощи преп. Симона, скончавшегося в 1562 г. 24 ноября, в каковой день чтится его память. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 170; “Словарь ист. о свят.”, 250; Ратшин, 79; “Вологод. губ. вед.”, 1855 г., 28 (ист. материалы); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 154, 303 (преп. Симон); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 781, 57, 784 (без Ключевский, “Жит. свят.”, 415; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 51; “Временник Общ. ист.”, 1857 г., XXV, 177 (Ц. гр. 1632 г. о перенесении гор. Яренска); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имела 112 душ. крест.; здесь названа Спасс. Сойчанская); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 348 (в 1700 г. имела 14 двор. крест.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ник. Евгр. Якубова Вологодской дух. семинарии – рект. прот. Иоанна Арс. Лебедева —41— Волоколамского дух. училища – смотр. Ник. Ник. Былова Вятской дух. семинарии – рект. архим. Алексия Донского дух. училища – смотр. иером. Иоанна Единецкого духовн. училища – смотр. Ал-сея Ив. Троицкого Ефремовского духовн. училища – смотр. Вас. Ив. Прозоровского Московской дух. семинарии – рект. арх. Климента Никольского дух. училища – пом. смотр. Вас. Андреев. Светлова Олонецкой дух. семинарии – рект. прот. Петра Филипп. Щеглова Оренбургской дух. семинарии – инспект. Ал-дра Яковл. Зеведеева (по двум подписным листам) Полоцкого дух. училища – смотр. свящ. Иоанна Григ. Соколова Пошехонского дух. училища – смотр. свящ. Ник. Андреев. Вальского (по двум подп. листам) Псковской дух. семинарии – рект. прот. Ал-сия Иоанн. Лебедева Раненбургского дух. училища – пом. см. Петра Ник. Скабовского Рязанского дух. училища – смотр. прот. Иак. Егор. Головина Слуцкого дух. училища – пом. смотр. Митроф. Мих. Журавского Ставропольской дух. семинарии – инсп. свящ. Ник. Платон. Малиновского Тамбовской дух. семинарии – рект. прот. Павла Ильича Соколова Тифлисской дух. семинарии – рект. арх. Серафима Уральского дух. училища – смотр. Мих. Ив. Беляева —42— Устюжского дух. училища – пом. смотр. Зос. Ник. Поддьякова Харьковской духовн. семинарии – рект. прот. Иоанна Павлин. Знаменского Холмского дух. училища – смотр. свящ. Серг. Павл. Косминкова 3) Единовременные пожертвования: 1) От Московского Епархиального свечного завода 2) От Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, чрез наместника архимандрита Феофана 3) От соборной Михаило-Архангельской церкви г. Бронниц – чрез прот. Ал-дра Дим. Виноградова 4) От соборного протоиерея г. Кирсанова Серг. Дим. Бельского (по подписному листу) 5) От конторы «Москов. Ведомостей» 6) От Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым, согласно завещанию покойного Григор. Зах. Елисеева 7) От графа Сергия Владимировича Орлова-Давыдова на содержание одного студента 8) От пожизненных членов и других лиц (преимущественно по случаю получения сочинений В.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11 Mign. Patrol. Curs. complet, t. 155, col. 560, 713; Писан. отц. U учит, ц., т. II, стр. 100; т. III, стр. 21. 15 Там же, стр. 426 – 433. К числу таких сомнительных граммат мы относим и граммату вятскаго епископа Александра 166 2года архимандриту Пыскорскаго монастыря Пафнутию, которою свидетел ьствуется, что архимандриты этого монастыря со времени патриарха Никона совершали службу священную с полицею и набедренником. Там же, ч. II. стр. 608. 16 Деяния этого собора, напечатанныя сначала в Чиновнике архиерейскаго священнослужения, М..1677г., и перепечатанныя потом арх. Амвросием в его «Истории церковной иерархии» (ч. I, стр. 321 – 350) датированы были последним неправильно 1675 годом (там же, стр.321). К. Невоструев совершенно резонно исправляет эту дату на 1674 год (Душеп. Чтен.,1868 г., кн. III.cmp. 141, прим.е). 20 Полн. собр. постан. ираспоряж. по ведомству прав.исповед. российскойимперии, т. VII,cmp. 353, 354. 25 Mign.Patrol. Curs. complet., t. 155, col. 464 – 465; Писан. отц. И учит. церкви, относящ. к истолк. Богослуж., т. II, стр. 309 – 311. 31 Там же, стр. 147 – 150; Полн. собр. пост. и распор. по вед. прав. испов., т. V,cmp. 555 – 557. 39 Спб. духовн. вестник, 1897 г., 50, стр. 997. А. Львов указывает в своей статье и некоторые другие случаи награждения и полковых и флотских священников крестами на ленте военного ордена. 41 Для надписей Св.Синод представил четыре сдедующия редакции: вверху: «Павел I». Под этим: 1) «Пресвитеру, труждающемуся в слове и учении»; 2) «Прилежащему добре пресвитеру, паче же труждающемуся в слове и учении.1797»; 3) «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием» и 4) «Устроен в благочестивое царствование великаго государя императора Павла I и за отличие пожалован». (Спб. духовн. вестн., 1897 г., 51 – 52, стр. 1016). Приняты Св. Синодом третья редакция и отчасти четвертая, но с некоторыми отличиями. «Установлено», вместо «устроен» и опущены: «за отличие пожалован», вместо коих стоят: 1727, декабря 18. 42 Первый раз наперсный крест получили еромонах Невского монастыря Иоасаф Шестаковский в 1757 году, при назначении своем в Париж. С этого времени все преемники о. Иоасафа удостаивались того же отличия. Спб. духовн. вестн., 1897 – 52, стр.1017, прим. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Кирион, еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910. Кирион, еп. Св. Або, мученик тифлисский. Тифлис, 1889. Кондаков. Древняя архитектура Грузии. М., 1876. Кондаков. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890. Красных А. Обзор памятников древнехристианской литературы на грузинском языке. Загорск, 1966. Латышев В. В. К истории христианства на Кавказе. Греческие надписи из Ново-Афонского монастыря. СПб., 1911. Леонид (Кавелин) , архим. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Т. 1–2. М; 1885–1888. Макаренко И. Грузинская Церковь в период с 1917 по 1937 гг. в связи с вопросом ее автокефалии. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. Машинопись. Макарий, Патриарх Антиохийский. Путешествие//«Правосл. Собесед.»., 1905. Ч. I, ч. II. Малиновский. Церковные школы Грузинской епархии в 1914–1915//»Духовн. Вести. Груз, Экзархата». 1916. Прибавление. Марр Н. Боги языческой Грузии по древнегрузинским источникам. СПб., 1901. Марр Н. Я. Какой Иверии дарована автокефалия в XI веке//«Церковные Ведомости». 1907. Приложение. Марр Н. Крещение армян, грузин и аланов. СПб., 1905. МенабдеЛ. Очаги древней грузинской письменности. Т. I, ч. I. 1962. Миротворческий вклад религиозных организаций в СССР. М., 1977. Мурзакевич Н. Древнейший Пицундский православный храм на восточном берегу Черного моря. Одесса, 1877. Натроев. В чем выход из трагического положения грузинского духовенст-ва//»Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1906. Натроев А. Иверский монастырь на Афоне в Турции, на одном из выступов Халкидонского полуострова (Историко-археологическая справка по вопросу о споре грузин с греками на право владения имениями означенного монастыря). Тифлис, 1909. Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели. Историко-археологическое описание. Тифлис, 1900. Натроев А. Памятная записка об Иверском монастыре на Афоне- Халкидон-ском полуострове. Историко-археологическая справка. Тифлис, 1913. Никандр, архим. Об автокефалии Грузинской Церкви и церковной жизвд в Грузии при Католикосах//«Прибавление к Духовн. Вестн. Груз. Экз.». 1905 и 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010