– Были ль вы у Владимирских? – Нет еще. Да как идти-то? Говорят, невеста моя выходит за другого. Они улыбнулись: «Ну что ж? Другая есть». Мне некогда было разговаривать, я отправился ко Владимирской. Всенощной я уже не застал. Я вхожу прямо в дом. У Татьяны Алексеевны после Всенощной был Сокольский. Все они сидели в зале; тут были и Софья, и Марья. Когда я вошел в зал и сказал о себе, что я Владиславлев, меня тотчас попросили в гостиную; между тем Софья Алексеевна в ту же минуту скрылась из зала в столовую; в гостиной осталась с нами одна Марья. После расспросов о дороге Татьяна Алексеевна начала речь: «Вот, Василий Федорович, я слышала, что матушке вашей не совсем нравится дочь моя Софья, что она не надеется на прочность ее здоровья, – так у меня другая дочь – невеста: вот она. Я и сама говорила с докторами – они, действительно, не советуют отдавать Софью за священника. Не угодно ли вам выбрать из них любую». Я отвечал, что матушка моя отнюдь не охуждает Софьи, а напротив, кроме хорошего, ничего мне об ней не писала; что она отнюдь не думает переменять невесты для меня, и что «ежели уже угодно делать выбор, то пусть лучше сами дочери ваши делают выбор, которой из них угодно быть за мной. Я уже приехал сюда и оставил службу в Вильне, следовательно, я должен быть в вашем семействе: та или другая дочь ваша должна быть за мной». Дело осталось, впрочем, не решенным. Меня сильно озадачила речь Татьяны Алексеевны: я не знал, что думать об этой странной и совершенно неожиданной перемене. Мне хотелось увидать поскорее мою матушку. Зная, что она ходила нередко к родственнице своей Мавре Ивановне, бывшей за соборным псаломщиком Петром Николаевым и проживавшей за Тьмакой в Троицкой улице, я отправился туда часу уже в 12-ом вечера. Меня пошел провожать Николай Степанович Сокольский. Дорогой, когда мы шли за Тьмаку, я спросил его, отчего Софья Алексеевна не вышла, когда я был у Татьяны Алексеевны. Он отвечал, что она не очень здорова. Дальнейших расспросов я и не хотел делать ему, как человеку чуждому, по моему мнению, семейства Татьяны Алексеевны. Когда я увидел матушку и рассказал ей все речи Татьяны Алексеевны, она мне сказала, что она сама слышала, что на нее взваливают эту молву, будто ей не хочется, чтоб я женился на Софье, будто Софья больна, и проч. и проч. Мы долго толковали, но никак ничего не могли объяснить себе. Утром я решился сходить поранее к Василью Герасимовичу Смоленскому, письмоводителю архиерейскому и узнать от него что-нибудь в объяснение этой необъяснимой загадки. Когда я рассказал ему свое недоумение насчет слов Татьяны Алексеевны, Смоленский прямо сказал: «А что вам и гнаться за Софьей? Она прочит ее за Сокольского; уж у них со Святой недели и обрученье сделано. Марья не хуже Софьи – и думать вам нечего».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

(276). Нила Сорскаго . Предание ученикам, 18 в. (277). Нила Сорскаго . Предание ученикам, 18 в. (280). Нила Сорскаго . Предание ученикам, 18 в. (282). Нила Сорскаго . Предание ученикам, 18 в. (281). Нила Сорскаго . Предание ученикам, 18 в. (283). Нила Сорскаго . Предание ученикам, 18 в. (265). Сборник, 18 в., – слова Нила Сорскаго . (278). Сборник, середины 18 в., Нила Сорскаго – Предание ученикам. (279). Сборник, 18 в. Нила Сорскаго – Предание ученикам. (213). Филофея Синайскаго – «Главизны», 18 в. В приложении выписки из «Заветов» Нила Сорскаго . Рукописи Ясской духовной семинарии Вениамина Костаки (Сокольской). Сборник, конца 18 в., – Нила Сорскаго , О памяти смертней и о страшнем суде. Итак, число всех рукописей, заключающих в себе сочинения Нила, доходит почти до 200, из них наибольшее количество списков падает на 17 и 18 века, наименьшее (2) на 15–16 век. Значительное число рукописей помещено в 15 библиотеках Петербурга и Москвы; а остальные, как видим, находятся в Киеве, Казани, Архангельской семинарии и 5 в монастырях 53 . Вне России – в Румынии, где ими в свое время интересовался Паисий Величковский . 54 Все списки Уставов дают одну и ту же редакцию; таким образом, различие может быть лишь в более или менее исправной рукописи, а стало быть, в более или менее лучшей читке. Для основного текста мы взяли Сборник библиотеки Кирилло-Белозерского м-ря, полууставом разных почерков, 15–16 в., 452 лл., в 4-ку. В виду того, что рукопись эта не описана, даем перечень ее статей. 1) Лл.1–2 заняты оглавлением сборника, написанных в начале 19 в. 2) Л. 3. О жительстве святых отец. Сие предание старца Нила Пустынника о учеником своим, и всем прикладно имети сие. 3) Л. 11. Предисловие от писаний святых отец о мысленном делании, что нуждно сие, и како подобает тщатися о сем. Того же старца Нила. Нач. Понеже мнози от святых отец рекошя о делании сердечном... 4) Л. 90 об. Послание того же великого старца Нила Пустынника к брату, вопросившу его о помыслех. 1. Нач. Похвално желание подвигнул еси, о возлюбленне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

В 1845 г., будучи членом Консистории, о. Софония навестил архимандрита Игнатия в Сергиевой пустыни. «Видя богатую обстановку его келлии, он спросил: «Что же, о. Игнатий? Где наши мечты о пустыне, о строгих подвигах и лишениях?» Архимандрит Игнатий молча повел его в одну из отдаленных комнат своего настоятельского дома, и что же увидел там вопросивший? – Голые стены, одну небогатую икону с неугасимою лампадою пред нею, убогую рогожку на полу, и только! Архимандрит Софония понял этот безмолвный ответ своего друга: вся роскошь, все великолепие жизненной обстановки о. Игнатия были только наружные, в действительности же он был аскет в подлинном значении этого слова». Письмо святителя Игнатия к архимандриту Софонии (Сокольскому) 67 Ваше Высокопреподобие! Досточтимый Отец архимандрит Софония! Примите раскаяние грешника, смиренно преклоняющего главу свою пред Вами и пред прочими отцами членами Консистории той экспедиции, в которой Вы заседаете. Дело состоит в следующем: уволенный из казаков города Полтавы Иван Васильев сын Токаренко подал 30 января 1845 года прошение на имя Его Высокопреосвященства о определении его, Токаренко, в число братства Сергиевой пустыни. Обольстившись его отличным голосом – тенором, которого одного только нам недоставало, я нарушил свое правило, по коему раньше года не соглашаюсь изъявлять моего согласия на определение разночинцев в число братства вверенной мне обители. Я написал на прошении Токаренка свое согласие. А теперь, к крайнему моему оскорблению, этот… (не хочу употребить слова осудительного!) он начинает ломаться и просить выдать ему обратно его увольнительный вид! – Прошу у Вас извинения в моей опрометчивости; примите также на себя труд извинить меня пред прочими Отцами членами. С чувством совершенного почтения и преданности имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейший послушник Архимандрит Игнатий. Сергиева Пустынь 1845 года февраля 12-го дня XIII. Письмо Преосвященного Смарагда (Крыжановского), архиепископа Орловского, к святителю Игнатию 68

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЯЛОВИЧ Михаил Иосифович (20.09.1828, мест. Кузница Сокольского у. Гродненской губ. (ныне село в повете Сокулка Подлясского воеводства, Польша) - 23.08.1891, С.-Петербург), историк, публицист. Род. в семье униатского священника, в 1839 г. воссоединившегося с РПЦ. В 1855 г. окончил СПбДА, преподавал там же: в 1856-1857 гг. на кафедре сравнительного богословия и рус. раскола, в 1857-1869 гг. на кафедре рус. гражданской и церковной истории; в 1869-1891 гг. заведовал кафедрой русской гражданской истории. Экстраординарный профессор (1862), ординарный профессор (1873), заслуженный ординарный профессор (1881). Одновременно исполнял должности инспектора академии (1874-1878), помощника ректора по церковно-историческому отд-нию (1884(1878?)-1891). Сотрудничал в «Журнале Министерства народного просвещения», журналах «Церковный вестник», «Христианское чтение», «Гражданин», «Литовские ЕВ», газетах «Русский инвалид», «Новое время», «День» и др. Член С.-Петербургской археографической комиссии (1865) и С.-Петербургского славянского благотворительного об-ва (1890). Согласно взглядам К., для исторического познания характерен субъективизм, присутствие к-рого «и неизбежно, и желательно». Задача историка состоит в том, чтобы определиться, в пользу какого субъективизма он делает выбор. К. разделял позиции славянофилов, т. к. считал их мировоззрение наиболее соответствующим задачам понимания рус. и всеобщей истории. Внутреннюю основу рус. жизни К. видел в общинно-вечевых традициях и соборности. Отступление от них, напр. возникновение крепостного права, объяснял зап. влиянием. По мнению К., у Запада России следовало заимствовать лишь технические достижения и «ремесленную культуру». Православной Церкви К. отводил решающую роль в развитии нравственности. Роль интеллигенции в рус. истории оценивал критически, осуждая ее за отрыв от народа и подверженность зап. влияниям. Основные труды К. посвящены церковно-бытовой и политической истории Вел. княжества Литовского (ВКЛ). К. развивал тезис славянофилов о единстве рус. народа (великороссов, малороссов и белорусов) и аристократии, скрепленном православной верой, языком и кровным родством. Стремился показать, что, несмотря на объединения ВКЛ с Польшей (1386, 1569) и заключение Брестской унии 1596 г. , вследствие чего «западнорусы» едва не потеряли свою аристократию, веру и культуру, в местной «русско-народной жизни» сохранились «старорусское начало» и мощное тяготение к правосл. вере, а рус. цивилизация всегда была центром притяжения для населения края.

http://pravenc.ru/text/2458919.html

Ведь ты в раскаяньи страдал И смыл все пятна заблужденья; – Так ты молись за жребий мой, А я святыни не нарушу Моею грешною мольбой… Молись, отец, и успокой Мою тоскующую душу. Июль 1839 На сон грядущий  Ночная тьма безмолвие приносит И к отдыху зовет меня. Пора, пора! покоя тело просит, Душа устала в вихре дня. Молю Тебя, пред сном грядущим, Боже: Дай людям мир; благослови Младенца сон, и нищенское ложе, И слезы тихие любви! Прости греху, на жгучее страданье Успокоительно дохни, И все Твои печальные созданья Хоть сновиденьем обмани! 1840 Романсы П.И. Чайковского (1875), А.Э. Мейснера (1886), А.В. Таскина (1897), А.А. Шахматова (1902), И.И. Рачинского (1903), В.И. Сокольского (1907). Путник Дол туманен, воздух сыр, Туча небо кроет, Грустно смотрит тусклый мир, Грустно ветер воет. Не страшится путник мой, На земле все битва; Но в тебе живет покой, Слава да молитва. Романсы А.Л. Гурилева (1841), Г.А. Демидова (1862), А. В. Толстой (1865), А.А. Шахматова (1881). Много грусти Природа зноем дня утомлена И просит вечера скорей у Бога, И вечер встретит с радостью она, Но в этой радости как грусти много! И тот, кому уж жизнь давно скучна, Он просит старости скорей у Бога, И смерть ему на радость суждена, Но в этой радости как грусти много! А я и молод, жизнь моя полна, На радость мне любовь дана от Бога, И песнь моя на радость мне дана, – Но в этой радости как грусти много! Романсы А.В. Толстой (1864), К.Ю. Давыдова (1878), Ц.А. Кюи (1884). Serenade Песнь моя летит с мольбою Тихо в час ночной. В рощу легкою стопою Ты приди, друг мой. При луне шумят уныло Листья в поздний час, И никто, о друг мой милый, Не услышит нас. Слышишь, в роще зазвучали Песни соловья, Звуки их полны печали, Молят за меня. В них понятно все томленье, Вся тоска любви, И наводят умиленье На душу они. Дай же доступ их призванью Ты душе своей И на тайное свиданье Ты приди скорей! Современное стихотворение Друзья! Уныние грешно, – Ему не надо предаваться: В душе рождается оно, Когда перестаем мужаться. Творец невидимой рукой

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

«Еще немало и теперь есть людей», – говорит он, – «хорошо помнящих этого печальной памяти «деятеля» (т. е. генерал-губернатора Потапова) и его деяния, – как он публично заявлял, что он ненавидит «крайних патриотов», как он гнал их из края, как он ломал все, сделанное Муравьевым, как являвшиеся на поздравление к его жене ксендзы находили любезный привет в её гостиной, а православное духовенство, являвшееся с той же целью, было скоро выпроваживаемо с холодною любезностью из зала; как вообще было оказываемо нескрываемое предпочтение польщизне и католичеству, и как последнее, под его эгидою, высоко подняло голову и снова пустило в ход свои махинации, широко пользуясь услугами русского чиновничества потаповского ставленья в крае». См. Рус. Обозр 1893. Кн. 3-я, стр. 187 и др 1393 Между прочим, в 1873 г. Литовская дух. консистория, находя затруднительным привлечение лиц, подлежащих увещанию и наставлению, к священникам и находя, что только на месте жительства этих лиц можно было бы достигнуть желательных результатов, распорядилась, чтобы священники, независимо от поучении в воскресные и праздничные дни, поочередно и попеременно посещали наиболее населённые деревни своего прихода и там, не прибегая к каким-либо насильственным мерам, только ласковым обращением и указанием пользы, привлекали прихожан к слушанию поучений и бесед, содержащих изъяснение учения православной церкви. См. Христ. Чт. 1898 г. кн. 1 стр. 27. 1394 В 1873 г. преосв. Макарием были обозрены 10 церквей, именно три – Трокского уезда, в том числе городская Тройская, одна – Ошмяиского и шесть-Виленского уездов... В церквах им были говорены краткие поучения народу, а с духовенством как местных, так и окрестных церквей он беседовал в домах местного духовенства, куда собиралось и духовенство ближайших церквей»... (См. арх. Св. Синода по 1 ст. 1 отд. 1874 г. д. 326 л. 65). Кроме того, летом 1873 г. архиеп. Макарий поручал преосв. Иосифу обозревать церкви Виленского, Трокского, Виленского и Вилкомирского, а преосв. Евгению – церкви Брестского, Белостокского и Сокольского уездов (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

МДА выпустила труд Филона Александрийского «Жизнь политика, или Об Иосифе» Книга содержит первый русский перевод трактата грекоязычного иудейского автора первой половины I века по Р. Х. Филона Александрийского СЕРГИЕВ ПОСАД.  МДА выпустила труд Филона Александрийского «Жизнь политика, или Об Иосифе».  Издание открыло серию «Библейские тексты и исследования» Центра изучения патристики и христианской древности МДА. Книга содержит первый русский перевод трактата грекоязычного иудейского автора первой половины I века по Р. Х. Филона Александрийского «Об Иосифе». Филон излагает библейскую историю Иосифа (главы 37–50 Книги Бытия), украшая её подробностями, психологическими обоснованиями, речами действующих лиц, а также аллегорическими толкованиями как всей истории, так и отдельных ее пассажей. Бóльшая часть текста — это занимательный и общепонятный пересказ библейской истории. Аллегория — самая сложная для современного восприятия составляющая филоновской экзегезы — не застигает в издании врасплох в неожиданных местах, а выделена в специально поименованные экскурсы. В то же время это небольшое сочинение содержит целый ряд ключевых для Филона понятий и даёт хорошее представление о круге его источников и методах их использования в библейской экзегезе. Подготовка оригинального текста, перевод, вступительная статья, словарь философско-богословских понятий, употребляемых Филоном Александрийским, выполнены специалистом в области классической филологии М. М. Сокольской. Для публикации латинского текста автор использовала издание: Philonis Alexandrini Opera quae supersunt. Editio maior/ed. L. Cohn, P. Wendland. Bd. I–VII. Berlin: G. Reimer, 1896–1930. (Nachdruck: Berlin: De Gruyter, 1962) с сокращённым критическим аппаратом, где были учтены лишь необходимые и смысловые разночтения. В ближайшее время издание должно появиться  в магазине издательства МДА . Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/text/10298416.html

От соколов говорили краевой староста Жуковский и преподавательница сокольской парижской школы сестра 801 Непржецкая. У ней занималось 13 детей. В школу надо послать священника. От витязей говорил Славинский, сообщивший, что работа велась в отделах и по приходам, в тесной связи с местными школами. Кроме того, у Н.Ф. Федорова была частная школа. Законом Божиим в школе занимался о. Николай Иванов . У старших был культурно-просветительный кружок (20–25 человек). Кроме того, работали отделы в Гренобле, Бельфоре и Ницце. Г.А. Бобровский дал очерк работы скаутов как внешкольной и нейтральной организации, которая дает воспитание, а не обучение. Он входит в сношения с двумя юрисдикциями, кроме московской. Еп. Нафанаил является духовным руководителем для всего мира. Он назначен главой русского скаутизма полковником Пантюховым 802 . Для получения звездочек производятся экзамены по Закону Божию и русским предметам. Изучения письменного русского языка нет, но все должны говорить в лагерях и на сборах по-русски. Есть среди специальностей – церковная. По мнению Бобровского, преподавание русского языка и Закона Божия по-французски не необходимо, так как через два месяца [в летнем лагере] дети понимают по-русски. Начальник витязей РСХД Виген Нерсесьян поделился опытом работы с витязями, главным образом в лагере. За время войны все очень отстали. У русских детей запас слов не более 200, и им трудно объясниться по-русски, но они одновременно слабее французов и по-французски. Необходимы новые методы. Надо захватить душу ребенка, а не заставлять его вызубривать тексты. Большое внимание оказывают русские песни, которые поются всеми вместе. Учение через рисование и лепку предметов обучения дает хорошие результаты. Анкета в лагере показала, что большинство любит Францию, а о России только слыхали. Хотят ее любить, но не знают, а Францию знают. Из 23 мальчиков в лагере только три не пришли на исповедь, хотя никто их не принуждал. 75%, когда приходят в организацию, не говорят ни одного русского слова. Кончающие детский сад говорят по-русски лучше, чем старшие дети. Надо создать своего рода Народный университет для детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О сведениях от 14 и 15 марта 1861 г. по греко-болгарскому делу О греко-болгарском деле, по сведению от 21 марта 1861 года О греко-болгарском деле по депеше от 28 марта1861 года «О греко-болгарском деле по сведениям от 11, 18 и 25 апреля 1861 г.» Дополнение к записке о болгарском деле от 14 мая, 1861 г. 1 июля. Письмо митрополита Филарета к князю А. М. Горчакову, с мнением о болгаро-униатском архиепископе Иосифе, изъявившем желание вступить в общение с православною церковью О болгарском архиепископе Иосифе 19 августа. Записка митрополита Филарета о греко-болгарском деле, по сведениям до 25 июля 1861 года О греко-болгарском деле по сведениям до 25 июля 1861 г. 22 августа. О замечаниях вселенского патриарха на пункты болгар, 12 июля, 1861 г. 4 сентября. Письмо митрополита Филарета к обер-прокурору Святейшего Синода, графу А. П. Толстому, с отзывом о письмах архимандрита Антонина 5 сентября-27 декабря. Записка митрополита Филарета о греко-болгарском деле, по сведению от 15 августа, 1861 г., и мнения по делу болгаро-унитского архиепископа Иосифа О болгарском епископе Иосифе Сокольском, по сведениям из Киева «О сведениях из Константинополя, по письму архимандрита Антонина, от 7 октября 1861 г.» 1862 г. 1861–9 декабря–1862 г.–16 мая. Записки митрополита Филарета о греко-болгарском деле, по сведениям от 8 ноября и 13 декабря, 1861г., З и 31 января, 26 февраля, 3 и 6 марта и 17 апреля, 1862 г. О возвращении адрианопольских болгаро-униатов в православие О греко-болгарском деле по сведениям, от 13 декабря, 1861 г., и 3 января 1862 г. О проекте митрополита Кирилла для умиротворения болгар О болгарском деле по сведениям от 10 и 26 февраля, 3 и 6 марта О катихизисе, изготовляемом католическою пропагандою для распространения между болгарами О латино-болгарской унии, по сведению от 17 апреля 1862 года 24 мая. Мнение митрополита Филарета по поводу избрания смешанной комиссии по греко-болгарскому вопросу 28–29 мая. Письмо митрополита Филарета к обер-прокурору Святейшего Синода А. П. Ахматову, с мнением, о греко-болгарской комиссии, по сведению от 8 мая О греко-болгарской комиссии, по сведению от 8 мая, 1862 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

С включением части территории Л. о. в состав Русского гос-ва к югу от Тульской засечной черты со 2-й пол. XVI - нач. XVII в. восстанавливались и строились новые крепости: Данков, Елец, Лебедянь. С 1635 г. возводилась Белгородская черта, на к-рой основывались города Усмань (1645), Сокольск (1647, ныне в черте Липецка), Добрый (1647, ныне с. Доброе Добровского р-на), Дёмшинск (с 40-х гг. XVII в. Дёмшинский стоялый острожек, город с 1683, ныне с. Никольское Усманского р-на), Белоколодск (1663, ныне с. Пады Липецкого р-на). В Романове (город с 1614, ныне с. Ленино Липецкого р-на) в 1652 г. построены укрепления, он был также включен в Белгородскую черту. Строительство городов-крепостей и укрепление границы способствовали новому заселению и освоению земель верхнего Дона. В 1693 г. на р. Белый Колодезь по инициативе и на средства дьяка приказа Большой казны К. С. Борина был построен 1-й вододействующий железоделательный завод, при к-ром образовался пос. Боринские Заводы (ныне с. Боринское Липецкого р-на). Для Азовских походов 1695 и 1696 гг. Петра I Алексеевича на сокольской и добровской верфях строились легкие суда. В 1700 г. на Боринских заводах начали отливать пушки. По берегам р. Воронеж шла заготовка корабельного леса, который отправляли на воронежские и местные верфи. Для удовлетворения возраставших потребностей флота в снаряжении и вооружении в с. М. Студёнки Липские был построен В. Липский железоделательный завод (начал работать в 1703); образовавшаяся при нем слобода положила начало совр. Липецку. В 1705 г. на р. Кузьминке (правый приток р. Воронеж) был построен Кузьминский якорный завод. В 1707-1712 гг. возведен Н. Липский железоделательный завод. Параллельно развитию промышленности на плодородных землях Л. о. развивалось сельское хозяйство: в крупных землевладениях вводилась специализация на посевы зерновых и технических культур, развивалось товарное животноводство. Кузнецы. Барельеф с обелиска Петру I в Липецке. 1839 г. Кузнецы. Барельеф с обелиска Петру I в Липецке. 1839 г. В 1708 г. территория Л. о. вошла в состав Азовской (с 1725 Воронежская) губ. В ходе губернской реформы имп. Екатерины II Алексеевны различные части Л. о. вошли в Тульскую (1777-1929, до 1796 Тульское наместничество), Рязанскую (1778-1929, до 1796 Рязанское наместничество), Орловскую (1778-1928, до 1796 Орловское наместничество), Тамбовскую (1779-1928, до 1796 Тамбовское наместничество) и Воронежскую (1779-1928, до 1796 Воронежское наместничество) губернии.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010