От Дмитрия Карамазова, одновременно ощущавшего две бездны, чрез героя подполья, чрез князя Сокольского, мы постепенно спускаемся к Мармеладову, Келлеру, Лебедеву, которые не знали никаких бездн, но жили просто в. грязи, сохраняя смутное воспоминание и о царстве Божием, которые не могли подниматься на высоту своих искр, на высоту своих добрых минут, единственно от нравственной слабости, от бессилия пред требованиями общественной среды. Этим Мармеладовым недостает просто культурности, для них все их спасение, маленькое, обывательское спасение, придет от общественной эволюции, от развития экономических и социальных условий. Не боги же обжигают кирпичи, и не религия нужна, чтобы излечить человека от алкоголизма, дебоширства, ростовщичества, мошенничества. Это легко видеть; но примечательно, что переход от необыкновенных людей двойных полюсов к этим слабеньким и пьяненьким совершается с поразительною постепенностью, – указать границы между ними решительно нет никакой возможности. И широта Дмитрия Карамазова имеет в себе слишком много стихийно-некультурных элементов, она всецело от его нравственной слабости, от его душевной распущенности. Личные добрые задатки и дикость среды, высота отвлеченных идеалов и сила социальной неустроенности – таковы родники его внутренней трагедии. Очевидно, первый разряд необыкновенных людей ни на один шаг не выводит нас за пределы стихийно-психической совместимости разных душевных слоев, ни на одну пядь не подвигает нас к высоте принципиального примирения полюсов. Дмитрий Карамазов весь от стихийно-прошлого, и ничего в нем нет принципиально-грядущего… То же самое нужно сказать и об остальных двух разрядах. Второй разряд – люди с реальным устремлением к небу и с слабым чувством земли, с отвлеченною мыслью о зле. Таковы – князь Мышкин, Раскольников, Кирилов. Объясняя Евгению Павловичу о своих «двух любвях» к Настасье Филипповне и к Аглае и давая ему поручение о чем-то переговорить с Аглаей, растолковать ей, что он, женясь на Настасье Филипповне, нисколько не противоречит своей любви к Аглае, князь высказывает вместе с тем и невольное чувство какой-то вины.– О, да, я виноват! Вероятнее всего, что я во всем виноват! Я еще не знаю, в чем именно, но я виноват... Тут есть что-то такое, чего я не могу вам объяснить, Евгений Павлович, и слов не имею, но... Аглая Ивановна поймет! О, я всегда верил, что она поймет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Словом, перед вами не просто книга, а труд, созданный святым нового времени, новомучеником, книга, в которой отражена эпоха со всеми ее перипетиями и несмотря ни на что присутствует надежда на помощь Божию и благие перемены. В религиозном воспитании  и образовании Василий Сокольский видел спасение,  и личное, и общественное, и государственное. А вот что он пишет о воспитании эстетическом –  и это накануне эпохи Шариковых, того страшного времени, когда  любование прекрасным вот-вот отступит перед ужасами кровавого террора, а душевная тонкость  и яркость восприятия будут не в чести: «Не находил ли бы… простолюдин … лучшее облегчение своему  суровому положению, если бы глаза его были направлены на то, что Леонардо-да-Винчи называет «мирок красоты»…,  если бы он призван был наслаждаться созерцанием прелестей, рассыпанных по этому обширному миру, которые, ощущаясь сердцем, как сказал Паскаль, смягчают… его печали и, более чем все остальное, дают ему предчувствие и предвкушение лучшей судьбы». Или еще: «…в горькие минуты, когда бывают разбиты все лучшие надежды человека, когда сердце под гнетом невыразимой тоски изливается в ручьях слез – мелодия лирической песни утрачивает для человека свою прелесть, все музы теряют свое обаяние и бессильны оказать какую-либо помощь человеку, — необходимо признать за аксиому, что отказывать детям  эстетическом воспитании – значит, суживать поле воспитания и уродовать человеческую природу. Воображение, вкус, чувство прекрасного находятся в зародыше во всякой душе, и даже самое элементарное обучение не имеет права пренебрегать ими… Искусство является единственным путем, по которому мы до некоторой степени можем приблизиться к гармоническому образованию всех наших сил, к тому всестороннему развитию всего человека, которого требует гуманистический идеал образования. Нельзя смотреть прекрасное, чтобы не осталось какого-либо отражения его в душе и глазах того, кто на него смотрит». Старинную книгу о воспитании вы можете скачать на нашем сайте Свящ. Василий Сокольский – «Христианское воспитание и обучение детей школьного возраста» 

http://azbyka.ru/deti/svjashh-vasilij-so...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВИНОГРАДОВ ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Леонид Виноградов (портрет по фотографии) Свящ. Леонид Виноградов в кругу семьи, не позднее 1934 года. Священномученик Леонид Виноградов Арестован в 1934 году и заключен в тюрьму города Кинешмы . После освобождения в январе 1935 года вернулся в Сокольское, где вновь был арестован перед Рождеством Христовым за протест против разрушения храма и разорения кладбища (районные власти постановили устроить на том месте парк). Прихожане возражали, приходили с делегациями в райисполком. Арестовали не только о. Леонида, но и старосту церкви Косулину Александру Алексеевну и члена церковного совета Сафонову Хионию Алексеевну . Было сфабриковано групповое дело " Дело священника Леонида Виноградова " . С 7 января 1935 года в течение трех дней в селе Сокольском проходил закрытый суд. О. Леонид был приговорен к 7 годам заключения, женщины - к 4 годам. Летом 1935 года жена и дети о. Леонида съездили на прием к Молотову и приговоренных освободили в ноябре 1935 года. Во время заключения о. Леонида умер его 13-летний сын Агафангел. С ноября 1935 года о. Леонид служил в селе Воронцово Пучежского района Ивановской области. Арестован 17 сентября 1938 года, в этом же году приговорен к 4 годам исправительно-трудового лагеря. Был отправлен в лагерь Николо-Елнать Юрьевецкого района Ивановской области. В конце октября 1941 года переведен в Чердынский ИТЛ Пермской области. 30 октября 1941 года о. Леонид отправил домой последнее письмо (полученное родными только в ноябре 1941 г.), где он писал, что их везут в Пермскую область. Но на узловой станции Яр эшелон свернул влево, на ветку, ведущую на станцию Фосфоритная, а оттуда пошел по ведомственной Гайно-Кайской железной дороге, ведущей в Вятлаг . Из-за чего очень долго потомки священника не могли найти его следов. После очень недолгого периода работ в лесозаготовительном отряде о. Леонид попал в категорию " неработающей слабосилки " и был отправлен умирать на 4-й больничный лагпункт.

http://drevo-info.ru/articles/25593.html

«Зачем спасли, я инвалид на всю жизнь!» Доктор заработал инсульт во время пандемии Из-за пандемии врач работал на износ 24 августа, 2021 Из-за пандемии врач работал на износ Из-за вспышки коронавируса в городе доктор Олег Тимчук работал на износ. Совмещал основную работу с дежурствами во второй областной клинической больнице Череповца. Там у него и случился инсульт. Он рухнул на пол прямо в ординаторской. И почти сразу оказался полностью парализован. Месяц врач провел в медикаментозном сне. А когда очнулся, ругал коллег: «Зачем спасли, я теперь инвалид».    Инсульт 24 июля 2020 года врач-терапевт Олег Тимчук заступил на ночное дежурство в больницу. В три часа ночи принял пациентку с инфарктом, затем вышел на улицу. Коллеги-врачи потом расскажут жене Олега, Валентине, что он был непривычно молчалив, непохож на себя: не шутил, не улыбался. Вскоре сказал, что поднимется к себе, выпьет кофе, и еще пожаловался, что не выспался. В ординаторской доктор упал на пол. Коллеги срочно вызвали врачей из кардиологии и неврологии, но и тогда еще никто не предположил главную причину плохого самочувствия — инсульт. Олег даже успел позвонить жене. — Звонок раздался в три часа ночи, — вспоминает Валентина. — Он сказал мне: «Ты знаешь, я не пойду утром на работу в поликлинику, привези мне вещи, меня кладут в неврологию, у меня остеохондроз». Я кинулась в больницу. Приехала на такси в полчетвертого, поднялась в кардиологию, а там девочки мне говорят: «Не волнуйся, все хорошо, мы сделали КТ, она ничего не показала плохого, Олега Васильевича отправили в неврологию».  Я бегом в неврологию, захожу к нему в палату, включаю свет, смотрю на него, а он глаза закатывает, руками машет. Успел сказать: «У меня инсульт». Я закричала. Дальше все было очень быстро и очень страшно. Прибежала врач, попросила помочь переложить Олега на каталку, сказала: «Помогайте, мы его теряем». Мужчину отвезли в реанимацию и ввели в медикаментозный сон… С детства мечтал стать врачом Валентина и Олег приехали в Череповец три года назад. Она родом из Хмельницкой области Украины, он — из Сокольского района Вологодской области. А встретились и познакомились на Украине, где Олег навещал могилу отца. В общем-то, отца Олег не знал, он умер, когда сыну едва исполнилось семь месяцев — убило током. Олега воспитывала бабушка.

http://pravmir.ru/zachem-spasli-ya-teper...

Как бы «в пику» чиновникам, духовенство очень часто отказывалось исполнять их законные требования, почему в 1870 году, в виду частых жалоб судебных следователей на священников за отказ являться для привода к присяге свидетелей, пр. Макарий нашел необходимым «строжайше» подтвердить всем священникам, чтобы они безотлагательно и в точности исполняли законные требования следственных комиссий и судебных следователей относительно привода подсудимых и свидетелей к присяге, хотя бы и вне церкви. Мало того: духовенство, забывая свой сан, позволяло себе даже оскорбление чиновников словами и на бумаге, как это видно из возникшего в 1876 году дела о священнике Ч., оскорбив тем мирового посредника в церкви дерзкими словами, и при том держа крест в руках, а в 1871 году – о священнике Ш., оскорбившем также мирового посредника на бумаге к предводителю дворянства. Особенно резкий случай открытого антагонизма между духовенством и чиновниками имел место в 1870 году, когда целый Сокольский благочиннический съезд вступил в пререкания с гражданской властью из-за того, что епархиальное начальство вменило духовенству сего благочиния в обязанность усилить по церквам произношение проповедей и катехизических поучений, по предмету ознакомления прихожан с высокоторжественными днями и уяснения им обязанности в отношении сих дней. Так как это внушение последовало вследствие доноса Сокольского исправника Гродненскому губернатору о том, что в царские дни почти во всех православных церквах не бывает народа, главным образом, по причине не достаточного ознакомления народа с сими днями, то означенный съезд, вместо того, чтобы сознать немалую долю вины, лежавшей за это на священниках, и принять это внушение епархиального начальства к сведению и исполнению, написал от себя целое отношение в консисторию, в котором, оправдывая во всем священников, обвинял во всем чиновников, указывая на то, что успеху их проповедей сильно противодействует пример начальствующих над народом и других, находящихся на государственной службе лиц, которые, круглый год, не только в воскресные и праздничные дни, но и в высокоторжественные и даже в Светлое Христово Воскресение, не бывают в церкви и не исполняют никаких христианских обязанностей, и потому просил епархиальное начальство довести о сем до сведения Гродненского губернатора, что консисторией и было исполнено.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В двух первых замечаются поднаречия, именно: на окраинах, смежных с внутренними губерниями, простонародный говор приближается к русскому. В Минской губернии, в частности Речицкого уезда и Мозырском говорят полумалороссийским, а в Пинском - полесским, т. е. грубым малороссийским наречием. В Гродненской губернии, в уездах Брестском, Кобринском, Пружанском и Бельском, говорят по-малороссийски, в Гродненском, по-над рекою Неманом,- по-литовски, в Сокольском же и Белостокском уездах поселенцы Мазуры говорят польским жаргоном. При таком разнообразии наречий, которому дать преимущество…? Выбор трудно сделать и потому, что говорящие по-малороссийски не терпят белорусского языка, и наоборот» (цит. по: Слюнькова. 2009. С. 423-424). Однако М. указывает на существование этнонима «белорусы» и территорию Белоруссии определяет в совр. границах, включая также в состав страны Белостокский и Сокольский уезды. М. достаточно резко высказывался против произнесения проповедей на белорус. языке, притом что близкий ему Пружанский благочинный прот. М. К. Бобровский проповедовал на праздники на «простонародном языке» ( Киприанович. 1897. С. 230-231). В 1862 г. он протестовал против издания Виленским учебным округом белорусских книг для чтения в народных училищах, полагая, что польск. политические круги вынашивают идею о белорус. обособленности ( Долбилов. 2010. С. 894). Однако ряд рус. чиновников критически оценивали деятельность М. Жандармский штаб-офицер по Минской губ. подполковник И. С. Штейн в 1866-1868 гг. в письмах в 3-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии неоднократно обвинял М. в распространении польск. влияния и в том, что он пребывает «в душе прежним униатом». Как и духовенство Минской епархии, по мнению Штейна, он не вносил никакого вклада в миссионерскую кампанию в отличие от мировых посредников и гражданских чиновников. В представленной Штейном в 3-е отд-ние сводке о проступках приходского духовенства епархии - поборах с крестьян, пьянстве и т. д.- фигурировали ок.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

К титаническому богоборчеству приводит гордость, но она руководится при этом в значительной мере благородными мотивами. В иване Карамазове Достоевский показал именно то видоизменение гордости, в котором обнаруживается высокий положительный источник этой страсти: сознание достоинства личности и абсолютной ценности её. В тварном мире личность есть высшая ценность; жизнь, наполненная защитою и культивированием этой ценности, однако оторванная от такой же ценности других личностей, может содержать в себе проявления высокого благородства, но может иметь следствием и страшнейший вид зла - ненависть к Богу, которорая ведет из области земного бытия в сатанинское царство. Искажение высших начал создает наихудшие виды зла (corruptio optimi pessima). Испытание соблазнами гордости есть последняя ступень очищения сердца на пути к Царству Божию. 6. Версилов Андрей Петрович Версилов - гордый человек, не менее высоко одаренный, чем Ставрогин и Иван Карамазов. Ему особенно свойственно тонкое понимание людей и умение быть обаятельным, если почему-либо он захочет привлечь к себе человека. Его отношение к Богу интересно характеризует Васин: " Это очень гордый " ; " а многие из очень гордых людей любят верить в Бога, особенно несколько презирающие людей. У многих сильных людей есть, кажется, натуральная какая-то потребность - найти кого-ибудь или что-нибудь, перед чем преклониться " .  «Туг причина ясная они выбираю! Бога, чтоб не преклонятся перед людьми, разумеется, сами не ведая, как это в них делается преклониться пред Богом не так обидно. Из них выходя! чрезвычайно горячо верующие, — вернее сказать, горячо желающие верить, но желания они принимают за самую веру Из этаких особенно часто бывают под конец разочаровывающиеся». Во время длительного пребывания за ι раницею Версилов. по словам старика князя Сокольского, «всех измучил» проповедью веры в Бога.   «там в католичество перешел», носил вериги (I, II, 3). В беседе со своим сыном «подростком» Аркадием Макаровичем Долгоруким он сам рассказал, что был в его жизни период, когда он задался мыслью мучить себя дисциплиной «вот той самой, которую употребляют монахи. Ты постепенно и методической практикой одолеваешь свою волю, начиная с самых смешных и мелких вещей, а кончаешь совершенным одолением воли своей и становишься свободным».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=889...

Нам нужно время, чтобы вдуматься, всмотреться в каждую судьбу, посочувствовать, пожалеть, запомнить Смертность «нерабочей слабосилки», конечно, портила статистику, и впоследствии был изобретен способ «актировать» инвалидов, которые тем самым выбывали из лагерного учета и во множестве умирали за воротами лагерей формально свободными. Можно считать, что о. Феодору повезло – он умер с документальной фиксацией смерти и погребения, и это позволило внуку узнать, что искать деда надо в 8 квартале. Иначе бы встреча не состоялась. Память таежных кварталов Архив Управления МВД России по Вологодской области. Ф. 7. Оп. 1. Д. 96. Л. 90 Что же скрывается за этим сухим канцеляризмом – «участок в 8 квартале»? Умирающие инвалиды из ББК, вместе с которыми о. Феодор прибыл в сердце Вожегодских лесов за 30 километров от Явенги, были третьей волной пришельцев, до них волны исторических бурь сюда несли сперва раскулаченных в 1930-е годы, а потом депортированных поляков в 1939–1941-м годах. Сколькими слезами за предвоенное десятилетие напиталась эта таежная земля! «Первые спецпоселенцы на территории современной Вологодской области появились в 1930-м г. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством” с территории Украинской ССР и Центрально-Черноземного округа в Северный край было выслано более 70 тыс. семей (всего около 375 тыс. чел.) раскулаченных крестьян (в Архангельский округ – 23,6, Вологодский – 15, Няндомский – 9, Северодвинский – 12 и Коми область – 15). ”Лишенцев”, начавших прибывать в Вологду в телячьих вагонах” из Украины, Курска и других мест уже в марте 1930 г., первоначально помещали в пересыльные лагеря, под которые были отданы монастырские и церковные здания. Так, весной 1930 г. в Спасо-Прилуцком монастыре и нескольких храмах Вологды ожидали отправки к месту поселения 35 тыс. чел. …В основу расселения спецпоселенцев была положена сельскохозяйственная колонизация необжитых и слабонаселенных районов. Поэтому в Вологодском округе они были размещены в Вожегодском, Леденгском, Нюксенском, Сокольском, Сямженском, Тотемском, Харовском и Чебсарском районах» .

http://pravoslavie.ru/140875.html

Какое бы решение ни принять, как ни расставлять акценты, факт налицо. Конечно, можно с полным на то основанием подчеркивать наличие микенских (и даже минойских) пережитков в самых различных областях классической греческой культуры. Но не следует забывать: то, что сохранилось, — это отдельные факты, обособленные элементы, но не их система, не та форма, которая придает культуре ее внутреннее единство и духовную значимость. Конечно, следующие века (XII–VIII) не были вполне варварскими: кто осмелится сегодня говорить о варварстве, глядя на большие дипилонские вазы с геометрическим орнаментом? И все же это в самом деле темные века, когда после обрыва традиции мы оказываемся в начале нового отсчета: мало-помалу возникает будущая греческая цивилизация; культура и, следовательно, образование, которые будут ей присущи, впредь не сохранят никакой связи с культурой и образованием минойских и микенских времен. На долгие века они станут противоположностью культуры и образования восточных писцов. И начинать историю этого образования, как и всей классической культуры, мы можем только с Гомера. Часть I. Происхождение классического воспитания: от Гомера до Исократа (перевод М. А. Сокольской) Глава 1. Гомеровское воспитание Именно от Гомера должна отправляться наша история — ведь именно с Гомера начинается отныне непрерывная традиция греческой культуры. Его свидетельство — самый древний документ, в котором имеет смысл отыскивать сведения об архаическом образовании. С другой стороны, первостепенная роль, которую сыграл Гомер в классическом образовании, побуждает нас тщательно разобраться, что могло представлять собой образование уже до него . Историческое толкование Гомера Разумеется, историк с осторожностью произносит имя Гомера ; он не может говорить просто о «гомеровской эпохе»: Илиада и Одиссея для него — источники, сложные по составу, и его анализ по возможности должен учитывать как наследие древней легендарной и поэтической традиции, так и собственный вклад поэта, необходимо также отличать основной состав произведения от переработок, интерполяций, связующих эпизодов, выделяемых филологами.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

Помимо совпадения проблематики спора Герцена — Печерина и Михайловского-Страхова существенно то, что и Михайловский, и Страхов используют понятия „высшая мысль“, „великая мысль“. Уже отмечалось, что понятие „великая идея“ формулируется Достоевским в черновиках к „Бесам“. Страхов заимствует у Достоевского это понятие, используя его в своих работах 1872–1873 гг. и в полемике с Михайловским для обозначения идеи „главной“, качественно отличной от идей других, тоже „прекрасных“, но только „на первый взгляд“. Интерпретация этих понятий в черновиках к „Подростку“, постоянное соотнесение Достоевским „великой идеи“ и идеи „второстепенной“, кажущейся „великой“ только в данный момент, свидетельствует о связи полемики Михайловского-Страхова с оформлением замысла романа „Подросток“. Следует отметить, что понятие „великая идея“ (противопоставляемое — „второстепенной“) употребляется Достоевским и в XVI главе „Дневника писателя“ за 1873 г. Таким образом, уже в начальный период работы над „Подростком“ „великая идея“ Версилова оформляется как идея полемическая. Нравственно-психологический комплекс, который она олицетворяет, с наибольшей полнотой развертывается в черновых записях июля — августа 1874 г. У истоков полемики стоят Герцен и Михайловский. Этим, возможно, объясняется то беспокойство, о котором пишет Достоевский в письме к А. Г. Достоевской от 14 (26) июля 1874 г.: „Мне бы хотелось написать что-нибудь из ряду вон. Но одна идея, что «Отечественные записки» не решатся напечатать иных моих мнений, отнимает почти у меня руки“ (XXII, кн. 1, 354). В рассуждениях ЕГО „великая идея“ выступает как источник „живой жизни“. Объяснение Версиловым этого понятия Подростку (в черновиках) и молодому князю Сокольскому (в окончательном тексте):,…. это должно быть нечто ужасно простое, самое обыденное и в глаза бросающееся, ежедневное и ежеминутное, и до того простое, что мы никак не можем поверить, чтоб оно было так просто " (XIII, 178). Но есть в определении ее и два важных для нас оценочных качества: она — „не умственная и не сочиненная“.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010