На родине он был радушно встречен Вениамином Костаки, который вскоре рукоположил его в иеродиакона, затем в иеромонаха и возвел в сан архимандрита с назначением его ректором Сокольской семинарии. В должности ректора Филарет Скрибан состоял 20 лет, сначала в сане архимандрита, а с 1852 года в сане епископа Ставропольского. Вскоре же по вступлении его в должность ректора Сокольской семинарии, он приступил к ее коренному реформированию: преобразовал ее в 8-классную полную семинарию; значительно обогатил семинарскую библиотеку; основал типографию. По его предложению, профессора семинарии должны были проповедовать в разных храмах города в воскресные и праздничные дни. Кроме того, сам он настойчиво концентрировал внимание на обучении студентов произнесению проповедей. Будучи в течение двадцати лет ректором семинарии, епископ Филарет положил начало возрождению духовного просвещения в Румынии, создав тем самым значительный противовес многочисленным в то время «возродителям румынской народности», которые уже слишком далеко зашли в своей деятельности, подрывая православную основу образования. Лучших учеников семинарии он поощрял принимать монашеский постриг, причем часто давал им имена в честь великих русских архипастырей. За его образованность и прекрасные проповеди, его иногда называли «профессором профессоров». Роль епископов Филарета и Неофита Скрибанов в церковной жизни Румынии XIX века понятна лишь на фоне происходивших в то время серьезных преобразований, коснувшихся всех сторон государственной жизни. Дело в том, что 1821 год отмечен в румынской истории как год освобождения от гегемонии греков-фанариотов (от исторической части Стамбула – Фанара), находившихся на ключевых государственных постах в течении более чем ста лет. В 1822 г. с разрешения Константинополя были избраны местные господари: Иван Стурдза для Молдавии и Григорий Гика для Валахии. Одновременно с этим началось возрождение национальной культуры, образования, языка. На волне национального подъема и оживления интенсивно изгонялось все так или иначе напоминавшее о греках. А так как наиболее устойчивой ассоциацией с греческой культурой являлось Православие, то по отношению к нему все более нарастала враждебность, особенно в среде интеллигенции.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Викарному епископу Михаилу, от 2 мая за 1219, с поручением ему осмотреть церкви Скидельского, Гродненского, Сокольского и Белостокского благочиний Заботясь об устройстве вверенной мне епархии, поручаю вашему преосвященству осмотреть нынешним летом церкви Скидельского, Гродненского, Сокольского и Белостокского благочиний, и вникнуть ближайшим образом в благоустройство во всех отношениях тех церквей, в поведение священно и церковнослужителей с их семействами, в знание ими и аккуратное совершение как богослужения, так и других обязанностей, равно в положение самих прихожан в религиозном и нравственном отношении, и, озаботившись по возможности исправлением на месте замеченных недостатков, обо всех своих замечаниях и действиях, а также требующихся по вашему усмотрению важнейших мерах по устройству церквей, духовенства с причтами и самих паств, мне донести. О надлежащем извещении о сём благочинных дано мною ныне же предложение консистории; ближайшие же сделать им предписания предоставляю вам самим. Литовской консистории, от 9 мая за 1312, о переведении к другому месту священника Нововольской церкви Базилевского, оговорённого в подстрекательстве крестьян к неповиновению На протоколе её, от 2 апреля, об оставлении на месте священника Нововольской церкви Базилевского, оговорённого по следствию в подстрекательстве крестьян к неповиновению законным властям, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Одна из главных обязанностей приходского священника есть внушать своей пастве страх Божий, повиновение закону и установленным властям. По сему Базилевский виновен уже и тем, что не умел или не хотел внушить и научить своих прихожан сим обязанностям, так что нужна была воинская сила для их усмирения. Но виновность эта ещё более должна обратить внимание епархиального начальства тем, что Базилевский самыми своими прихожанами обвиняется, если не в прямом наущении, то по крайней мере, в потворстве их строптивости; и хотя сие вполне не доказано, однако же, самое подозрение в столь важном предмете не может быть принято равнодушно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

(Л. 168). Из адмиралтейской Каллегии ис канторы в Преображенской приказ ни о чем не писано. Канцелярист Василей Мошнин. (Л. 169) В канцелярию Тайных розыскных дел из Адмиралтейской канторы под сим подписать немедленно. В 728-м году из бывшаго Преображенского приказу во оную кантору Сокольского уезду села Козьминки покровской поп Сава Дугин да Липских заводов управитель стольник Степан Коровин для следствия в ынтересах отосланы были ль и что по тому делу учинено. И оные поп Дугин и управитель Коровин ис той канторы чьим определением свобождены. Секретарь Василий Казаринов. Июля 10 го дня 1731-го году канцелярист Николай Хрущов. В Московской Адмиралтейской канторе по справке: В прошлом 728-м году из бывшаго Преображенского приказу в Адмиралтейскую кантору Сокольского уезду села Кузьминки покровской поп Сава Дугин да Липских заводов управитель столник Степан Коровин для следствия в ынтересах присланы были. И для того (Л. 169 об.) следствия на оныя заводы послан был капитан командор, что ныне контр-адмирал и государственной Адмиралтейской коллегии советник господин Дмитреев Мамонов. А что по следствию учинено, о том с поличного дела послана от него при доношении в государственную Адмиралтейскую коллегию точная копия. А поп Дугин по прошению ево оставлен в Липских заводах на поруках, которые обезались, ежели ево спросят, то им поставить. А стольнику Коровину велено явитца в Москве генералу-адмиралу и ковалеру графу господину Апраксину. Секретарь Михайло Копосов.   1731 г. мая 8. – «Доношение» С. И. Дугина в контору Липских заводов «по первому пункту»   (Л. 40) В Липскую завоцкую кантору доношение. Я, нижеименованный, по клятвенному обещанию к службе и верности к ея императорскому величеству послушной раб и богомолец сим доношением объявляю, что имею великия, и многие, и важные государственные дела, которые надлежит объявить только самой всепресветлейшии великой государыне императрице Анне Иоанновной, самодержице всероссийской к ползе. В чем желаю пред лицем ея императорского величества предстать и доносить о многих делах и некоторые тайные по первому Того ради соблаговолит Липская кантора по присяжной должности в немедленном времени послать меня и поставить пред лицем ея императорского величества жива. Также из дому моего взять к доказателству записку, памятную книжку.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074361/

1) А. Я. Рождественского: «Краткое руководство к обличению социализма» (Владимир губ., 1910 г.). Автор, видимо, семинарский преподаватель, намерен был дать воспитанникам пособие при прохождении нового отдела программы по Нравственному Богословию. Задачу выполнил он хорошо, сообщивши (на основании пособий...) все, что семинаристу существенно необходимо знать. Главное содержание его хорошей книжки таково: современный социализм и его главные виды; христианский социализм, – научный социализм (марксизм); общие замечания об остальных направлениях в социализме; борьба церкви с социализмом. Особенное внимание обращено естественно на марксизм, рассматриваемый автором разносторонне и подробно... 2) Свящ. Василия Сокольского: «Изложение и разбор учения социализма» (Полтава, 1910 г.). Согласно заявлению самого автора, это – конспект для занятий по обличению социализма, составленный применительно к программе преподавания в духовных Семинариях. Задачи книжки, следовательно, те же, что и предыдущей. Главные предметы, в ней обсуждаемые, в свою очередь, те же в сущности. Предпочтение следует отдать книге г. Рождественского бесспорно, хотя и книжка о. Сокольского вообще отвечает назначению более или менее. 3) И. В. Покровского: «Социализм с древнейших времен и христианское вероучение» (Пермь, 1910 г.). По-видимому, и эта книга принадлежит семинарскому же преподавателю, которые в последнее время под влиянием новых требований программы Нравственного Богословия и – новых отчасти веяний жизни... занялись изучением социализма, что, разумеется, может служить только к их чести. Поставленный автором вопрос выясняется толково, интересно и достаточно. Совершенно верно авторское заключение: все социально-экономические условия жизни улучшатся сами собой, если все люди нравственно изменятся в христианском смысле и будут искать прежде всего царства Божия и правды Его; тогда все материальное благо приложит Господь. Книга – дельная. 4) Прот. Н. Колпикова: «Разбор учения социалистов о праве, собственности и всеобщем равенстве» (Киев, 1910 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Аркадия определяют секретарем к бывшему другу Версилова, старому князю Николаю Ивановичу Сокольскому, который привязывается к умному и порывистому юноше. Однако тот вскоре из гордости отказывается от места, тем более что дочь князя красавица Катерина Николаевна Ахмакова, находящаяся в давних враждебных отношениях с Версиловым, обвиняет Аркадия в шпионстве. Волей случая в руках Аркадия оказываются два важных письма: из одного следует, что выигранный Версиловым процесс о наследстве с князьями Сокольскими может быть пересмотрен не в его пользу. Во втором, написанном Катериной Николаевной, говорится о слабоумии ее отца, старого князя Сокольского, и необходимости взять его в опеку. Письмо способно вызвать гнев старого князя с тяжелыми для дочери последствиями, а именно лишением наследства. Этот «документ», вокруг которого закручивается главная интрига, зашит у Аркадия в подкладке сюртука, хотя всем, в том числе и Катерине Николаевне, он говорит, что письмо было сожжено его знакомым Крафтом (он и передал его Аркадию), вскоре застрелившимся. Первое объяснение с Версиловым приводит к временному примирению, хотя отношение Аркадия к отцу остается настороженным. Он выступает в роли демона-искусителя, отдавая Версилову письмо о наследстве, полагая, что тот утаит его, и заранее оправдывая его. Кроме того, чтобы защитить честь отца, он решает вызвать на дуэль того самого князя Сергея Сокольского, который когда-то дал Версилову пощечину. Аркадий идет к знакомому Васину, чтобы просить быть секундантом, и там встречает его отчима, афериста Стебелькова, от которого узнает про грудного ребенка Версилова от Лидии Ахмаковой. Тут же в соседней комнате разыгрывается скандал, также каким-то загадочным образом связанный с Версиловым. Вскоре Аркадий застанет продолжение этого скандала на квартире матери, куда случайно придет одновременно с молоденькой девушкой Олей, которая гневно обвиняет Версилова в подлости и швыряет данные им деньги, а чуть позже кончает с собой. В душе Подростка смута. Версилов предстает тайным развратителем. Ведь и сам Аркадий — плод версиловской грешной страсти к чужой жене, которую он уводит от законного мужа. Где честь? Где долг? Где благородство?..

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Виновен или не виновен Версилов — вот что для меня было важно, вот для чего я приехал! Отвернулись от него все, между прочим и все влиятельные знатные люди, с которыми он особенно умел во всю жизнь поддерживать связи, вследствие слухов об одном чрезвычайно низком и — что хуже всего в глазах «света» — скандальном поступке, будто бы совершенном им с лишком год назад в Германии, и даже о пощечине, полученной тогда же слишком гласно, именно от одного из князей Сокольских, и на которую он не ответил вызовом. Даже дети его (законные), сын и дочь, от него отвернулись и жили отдельно. Правда, и сын и дочь витали в самом высшем кругу, чрез Фанариотовых и старого князя Сокольского (бывшего друга Версилова). Впрочем, приглядываясь к нему во весь этот месяц, я видел высокомерного человека, которого не общество исключило из своего круга, а который скорее сам прогнал общество от себя, — до того он смотрел независимо. Но имел ли он право смотреть таким образом — вот что меня волновало! Я непременно должен узнать всю правду в самый ближайший срок, ибо приехал судить этого человека. Свои силы я еще таил от него, но мне надо было или признать его, или оттолкнуть от себя вовсе. А последнее мне было бы слишком тяжело, и я мучился. Сделаю наконец полное признание: этот человек был мне дорог! В это девятнадцатое число я должен был тоже получить мое первое жалованье за первый месяц моей петербургской службы на моем «частном» месте. Об месте этом они меня и не спрашивали, а просто отдали меня на него, кажется, в самый первый день, как я приехал. Это было очень грубо, и я почти обязан был протестовать. Это место оказалось в доме у старого князя Сокольского. Но протестовать тогда же — значило бы порвать с ними сразу, что хоть вовсе не пугало меня, но вредило моим существенным целям, а потому я принял место покамест молча, молчаньем защитив мое достоинство. Поясню с самого начала, что этот князь Сокольский, богач и тайный советник, нисколько не состоял в родстве с теми московскими князьями Сокольскими (ничтожными бедняками уже несколько поколений сряду), с которыми Версилов вел свою тяжбу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Предлагаю консистории предписать о надлежащем объявлении и строгом исполнении сих правил по всем монастырям Литовкой епархии. 48. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 28 апреля 1846 года за 1129, о предположенном посещении его высокопреосвященством большей части епархии В наступающем июне месяце положил я посетить некоторую часть епархии и при сем случае служить в каждом благочинии, – именно: 1) в Дзикушской церкви второго числа; 2) в Скидельской церкви четвёртого числа; 3) в Гродненской соборной церкви пятого числа; 4) в церкви Гродненского женского монастыря шестого числа; 5) в церкви Супрасльского монастыря девятого числа; 6) в Белостоке десятого числа; 7) в Бельской соборной церкви двенадцатого числа; 8) в Клещелях тринадцатого числа; 9) в Высоком-Литовском четырнадцатого числа; 10) в Каменецкой церкви шестнадцатого числа; 11) в Бресте Литовском семнадцатого числа; 12) в Мокранской церкви Влодавского благочиния девятнадцатого числа; 13) в Дывинской церкви двадцатого; 14) в Кобринской училищной церкви двадцать третьего числа; 15) в Пружанской церкви двадцать четвёртого числа; 16) в Шерешевской церкви двадцать пятого числа; 17) в церкви Селецкой двадцать девятого числа; 18) в церкви Ружанской тридцатого числа июня и 19) в Жировицкой церкви первого числа июля месяца. Предлагаю консистории дать о сем знать всем благочинным и настоятелям монастырей в означенных выше местах, предписав первым из них, чтобы каждый накануне назначенного мною для служения дня созвал всех подведомственных ему священников, диаконов и штатных причётников: Лидского благочиния в Дзикушки, Скидельского в Скидель, Гродненского в Гродно, Сокольского в Супрасль, Белостокского в Белосток, Бельского в Бельск, Дрогичинского в Клещели, Высоколитовского в Высоколитовск, Каменецкого в Каменец, Брестского в Брест, Влодавского в Мокраны, Полеского в Дывин, Кобринского в Кобрин, Пружанского в Пружаны, Селецкого в Сельцы, Коссовского в Ружану и Слонимского в Жировицы. С тем вместе консистория вменит в обязанность тем же благочинным: 1) сообразиться заблаговременно о тех священнослужителях и причётниках, которые могут быть употреблены для архиерейского служения, и наставить их по сему предмету посредством духовных, которые знают таковое служение; 2) снестись с местными земскими исправниками как насчёт помещения для меня и всей моей свиты, так и о заготовлении лошадей для беспрепятственных в назначенное время переездов; 3) сообразиться с теми ж исправниками, чтобы окрестный народ не был препятствуем присутствовать в назначенный день на архиерейском служении, толь для него редком и спасительном.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Хотя по Ковенской губернии немного Православных церквей, опыт однако же, показал, что и сими церквами, по большому их расстоянию, весьма затруднительно управлять двум благочинным. Посему предлагаю консистории 1) в ведении Ковенского благочинного оставить церкви только Ковенского и Росгаевского уездов, как то: Ковенскую, Россиенскую, Юрбургскую и Кейданскую; 2) благочинному Вилкомирскому подчинить Церкви Вилкомирского, Поневежского, Шавельского и Тельшевского уездов, как то: Вилкомирскую, Поневежскую, Шавельскую, Тельшевскую и Подубискую; 3) из церквей Ново-Александровского уезда, как то: Ново-Александровской, Видзской, Антолептской, Брацлавской, Весоловской, Казачизнянской и Дегуцкой, составить особое Ново-Александровское благочиние; 4) исправляющим должность Ново-Александровского благочинного назначить священника Новоалександровской церкви Афанасия Ковалевского; 5) учреждение Ново-Александровского благочиния считать с начала наступающего 1851 года, так чтобы все дела за настоящий год кончены были прежними благочинными Ковенским и Вилкомирским. Святейшему Правительствующему Синоду, от 17 декабря за 3955, об осмотре и состоянии Литовской епархии В рапорте моём, от 31 декабря прошлого года, о произведённом осмотре церквей по Литовской епархии, доносил я Святейшему Синоду, что епархия сия, вообще мне совершенно известная, нуждается теперь в ближайшем подробном осмотре каждой церкви, каждого прихода, дабы частности, зависящие от местных обстоятельств, подвинуть, сколь возможно, в уровень с общим преобразовательным движением по воссоединённому ведомству, и что с сею целью назначаю я ежегодно некоторое число церквей для осмотра посредством доверенных духовных чинов. В нынешнем 1850 году, по моему поручению, осмотрено: преосвященным викарием Игнатием 48 церквей Гродненской губернии по уездам Сокольскому, Белостокскому и Бельскому; преосвященным викарием Евсевием 65 церквей, по губернии Ковенской и по уездам Свенцянскому и Дисненскому Виленской губернии; да кафедральным протоиереем Виктором Гомолицким 40 церквей Виленской губернии по уезду Вилейскому – всего же осмотрено в настоящем году 153 приходские церкви, то есть третью часть церквей Литовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

На представлении его, от 14 января за 39, с прошением священнической вдовы Юлиании Леоновичевой о дозволении ей иметь помещение в доме Сокольского причта и назначении какого-либо содержания, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Ваше преосвященство не любите потрудиться поверить посылаемые мне бумаги. Неужели при Сокольской церкви есть место просфирни? Если есть, то пусть консистория представит, и я охотно определю её к тому месту. В таком случае можно будет дать ей и квартиру в церковном доме и часть огорода. Но священнического оклада дать ей, вы сами знаете, нельзя. Если же в Соколке нет места просфирни, как и действительно, то пусть и просит о другом просфирническом месте. Филарету, митрополиту Московскому, от 29 января за 197, о вызове монашествующих из Московской в Литовскую епархию По Высочайшему Его Императорского Величества повелению, Святейший Правительствующий Синод указом, от 17 февраля прошлого 1842 года, предписал мне: оставить в монастырях Литовской епархии тех только монахов, которые получили достаточное образование и известны епархиальному начальству благонадёжностью своею в нравственном отношении о переводе же менее надёжных в великороссийские монастыри и о назначении на места их, и случае особенной нужды, других, войти с предположениями моими в Святейший Синод. Вследствие сей меры из 9 монастырей Литовской епархии благодарение Богу, оказалось необходимым устранить только одного иеродиакона: за всем тем, однако же, по недостатку иноков в сих обителях, потребовалось для них выписать из других епархий ещё, по крайней мере, 16 иеромонахов и 15 иеродиаконов. За представлением моим о сём Святейшему Синоду, предписано мне указом, от 25 сего января: войти в сношения с преосвященными великороссийских епархий насчёт снабжения монастырей Литовской епархии нужным числом монашествующих, и о последствии сих сношений донести Святейшему Синоду. Усматривая из ведомостей, что в числе епархий, более обильных монашествующею братией, есть и управляемая вашим высокопреосвященством епархия, долгом поставляю обратиться к вам, милостивый архипастырь, с покорнейшею просьбою: пригласить надежнейших по образованию и поведению иноков, не пожелают ли они переселиться в монастыри Литовской епархии, и о желающих сообщить мне, с приложением послужных списков и засвидетельствованием о поведении для дальнейших распоряжений.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Если выдавать квартирные деньги и за обработку земли священникам и причётникам из казначейства, вместе с жалованьем, то все прописанные выше раздоры между Православным духовенством и помещиками, все пререкания между пастырями и паствою, все затруднения для гражданских и духовных начальств сами собою прекратятся. Если эти квартирные и обработочные деньги отнести на общий земский сбор, а не на одних Православных крестьян, то тягостные чувства сих последних и торжество для Римлян тоже прекратятся. Притом же, вознаграждение деньгами для духовенства я назначаю самое умеренное; и если оное распределить на всё население трёх губерний, которыми ограничивается Литовская епархия, то едва ли придётся и по тридцати копеек серебром на душу. Долгом считаю уверить, что приведение в действо сей меры необходимо, чтобы упрочить существование Православия и распространить оное в пределах Литовской епархии, состоящей под гнётом преобладающей чуждой религиозности и народности на шестисот-вёрстном пространстве по границе Пруссии и Царства Польского. Я не думаю, чтобы этот лёгкий земский сбор мог считаться тягостным или ненавистным для помещиков сих трёх губерний, потому что он заменяет даже в низшей степени обязанность, лежащую на всех помещиках западных губерний. Но если сей проект встретит, сверх чаяния, какое затруднение, то покорнейше прошу Ваше Сиятельство повергнуть этот важный предмет на Высочайшее воззрение Государя Императора, со всеподданнейшею просьбою моею о всемилостивейшем удовлетворении означенной потребности на счёт казны и обеспечении таким образом настоящей и будущей участи Литовской епархии, обречённой, кажется, преимущественно на вековую борьбу с иноверием. Будьте уверены, что этот предмет и в сущности, и в последствиях несравненно важнее обеспечения штатами мирных древлеправославных епархий, которое ежегодно распространяется по неизреченной милости Благочестивейшего Государя. Если бы и это оказалось тягостным, то я просил бы меру эту применить хотя к тем местностям Литовской епархии, где население Римско-католическое преобладает пред Православным, именно для причтов Ковенской и Виленской губерний, а по губернии Гродненской для уездов Волковыского, Гродненского, Сокольского, Белостокского и Бельского. 17. Список с предложения правлению Литовской семинарии, от 4 февраля 1853 года за 411, о нерадении наставников и надзирателей духовных училищ в проповедании слова Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010