Ст. 20. …Что еще может сказать Тебе Давид? Ты знаешь раба Твоего, Господи мой, Господи!.. Т. е. я не могу выразить всей моей благодарности за твои благодеяния, Господи, но Ты знаешь мое сердце! Ст. 27. Так как Ты,.. Боже Израилев, открыл рабу Твоему , и дал мне способность понимать Твои откровения; то, вот, я уготовал сердце мое , т. е. беру смелость молиться Тебе такою молитвою . Ст. 29. …И ныне начни и благослови дом раба Твоего, чтоб он был вечно пред лицем Твоим, ибо Ты… возвестил это... Из сей молитвы Давида видно, что он понял обетование Божие и стал уверен, что Освободитель и Мессия произойдет, по плоти, от его поколения 394 . Глава 23, ст. 1–18. Достоинство Давида, как царя и боговдохновленного писателя Заключительный гимн Давидов. Ст. 1. …Вот последние слова Давида… Последние, в том смысле, что ими Давид заключил свои вдохновенные гимны и псалмы. Самые эти заключительные слова Давидовы можно рассматривать, как боговдохновенный псалом, содержащий предсмертное завещание царственного певца Израилева своему потомству о грядущем Мессии и Его царстве. В состав же Псалтири не вошел сей псалом, вероятно, потому, что он не был назначаем и не был приноровлен к пению во время богослужения. ...изречение Давида, сына Иессеева... Эти надписательные слова имеют то же значение, с каким впоследствии и все пророки, в начале своих пророческих речей, выставляли свое имя, свое происхождение и свое достоинство. Это делалось, частью, в удостоверение подлинности своих слов, частью же, для внушения к ним наибольшего доверия. Так, некогда, и Валаам начал свои пророчественные слова: говорит «Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком…» и проч. 395 ...изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева… Два только признака своего достоинства берет Давид в надписание своего заключительного псалма, ибо это были главные и существенные признаки, отличавшие и превозносившие его пред всем Израилем. Признаки эти: царственность, дарованная от Господа через священное помазание, и титло сладкого певца Израилева, которое было усвоено ему от народа Израильского за многочисленные священные гимны, воспевавшиеся в скинии Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Три Апостола начали тогда, по обыкновенно своему, благовествовать Иудеям в их синагоге; но те до того упорствовали и злословили, что Павел отрясши одежды свои, сказал им: «кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам». Он оставил синагогу и пришел к язычнику, чтущему Бога, именем Титу Иусту, дом которого был подле синагоги. Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились. Самыми знатнейшими между ними были Крисп, Гани и дом Стефана, они крещены были самим Павлом, 389 а прочих крестили его спутники, потому что: «Христос послал меня, говорит он, не крестить, а благовествовать». Большая часть верующих в Коринфе были люди незнатные 390 к слабому пониманию которых, был принужден Павел приспособлять свои поучения. К дому Стефанову следует также причислить Фортуната и Ахаика, которых сам Павел называет начатками Ахаии 391 и которые были поддержкой новой христианской общины. Тогда Господь явился Павлу в видении и сказал: «Не бойся, но говори и не умолкай; ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в сем городе», и Павел оставался там год и шесть месяцев. Иудеи, по обыкновению своему, однако, попытались преследовать его, схватили и привели перед судилище Галлюна, тогдашнего проконсула Ахаии; но едва Павел открыл уста, как Галлюн сказал обвинителям: «Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах, и о законе вашем, то разбирайтесь сами, я не хочу быть судьей в этом» и прогнал их. А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его пред судилищем и Галлион ни мало не беспокоился о том. Во время пребывания своего в Коринфе, Павел написал два послания, которые сохранились и уважаются как существенная часть писаний Нового Завета. Они писаны к Фессоланийцам от имени Павла, Силуана 392 и Тимофея. Церковь Фессалонийская при самом основании своем отличалась верой, любовью и упованием своим на Иисуса Христа; 393 и тогда же получила полное учреждение Церкви. Так называет ее сам Апостол 394 от которого получила она пастырей и предстоятелей. 395 Члены же её до того отличались добродетелями, что стали образцом для уверовавших в Македонии и Ахаии. 396 Церковь эта сделалась средоточием, из которого вера распространялась по окрестным городам, и во всей Церкви христианской удивлялись ревности, с какой; фессалонийцы оставили поклонение идолам, чтобы служить. Богу живому и нетленному. 397 Но Иудеи, преследовавшие Павла, не оставили в покое также и учеников его, а потому Апостол пишет им: «Вы, братия, сделались подражателями Церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудеи, потому что и вы тоже претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали». 398

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

«Ты утаил это от мудрых и разумных и открыл младенцам», чтобы пришли к Нему «труждающиеся и обремененные» и Он успокоил бы их, потому что «кроток и смирен сердцем» 393 и «направляет кротких по пути справедливости и научает покорных путям Своим», видя смирение наше и труд наш и «отпуская все грехи наши» 394 . Они же, поднявшись на котурны будто бы более высокой науки, не слышат говорящего: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Хотя они и знают Бога, но «не прославляют Его, как Бога, и не благодарят Его; суетны помышления их и омрачилось несмысленное сердце их; называя себя мудрыми, оказались глупыми» 395 .   15 . И поэтому прочитал я там, что приписали «Твою нетленную славу» идолам и различным изображениям, «подобиям тленного человека, птиц, четвероногих и змей» 396 . Вот египетская пища, ради которой Исав потерял первородство свое, ибо народ, первенец Твой, «обратившийся сердцем к Египту», вместо Тебя чтил четвероногое и склонял образ Твой, душу свою, перед образом «теленка, жующего сено». Я нашел эту пищу там и не стал ее жевать. Угодно Тебе было, Господи, младшего Иакова не умалить: «пусть старший служит младшему», и Ты призвал язычников в наследство Свое 397 . И я пришел к Тебе от язычников и устремился к золоту, которое по воле Твоей унес из Египта народ Твой, ибо где бы оно ни было, оно было Твоим 398 . И через апостола Своего сказал Ты афинянам, что «мы Тобой живем и движемся и существуем» 399 , как говорили и некоторые их единоплеменники. Оттуда же во всяком случае были и те книги 400 . Я не потянулся к египетским идолам, которым они служили Твоим золотом: «заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца» 401 . X 16 . И вразумленный этими книгами я вернулся к себе самому и руководимый Тобой вошел в самые глубины свои: я смог это сделать, потому что «стал Ты помощником моим» 402 . Я вошел и увидел оком души моей, как ни слабо оно было, над этим самым оком души моей, над разумом моим, Свет немеркнущий 403 , не этот обычный, видимый каждой плоти свет и не родственный ему, лишь более сильный, разгоревшийся гораздо-гораздо ярче и всё кругом заливший.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Чтобы сделать Лию так же любимою, как была любима Иаковом, за красоту свою, Рахиль, Господь наделяет первую плодородием, в то время как вторая лишена была этого 384 . «Замечай благопромыслительную премудрость Божию. Так как одна (Рахиль) привлекала к себе благорасположение мужа красотою, а другая (Лия) лишённая красоты, казалась нелюбимою; то Бог этой последней подаёт чадородие, а в той заключает утробу, то и другое устрояя по свойственному Ему человеколюбию, чтобы одна имела некоторое утешение от рождаемых ею детей, привлекая к себе чадородием и любовь мужа, а другая, по причине красоты и благообразия, не восставала против сестры» 385 . «И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так – я умираю» 386 . «Иаков разгневался на Рахиль и сказал (ей): разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева» 387 . «Рахиль, когда услышала (от Иакова), что нужно ей великое терпение (в ожидании дитяти), чтобы не изнемочь ей от долгого ожидания, говорит Иакову: «вниди» к рабе моей «и да родит на коленях моих», и получу от неё угешение 388 ( Быт. ХХХ, 3 )». От этой рабы Рахили, Валлы, Иаков имел сыновей: Дана и Неффалима 389 . «Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену, и он вошёл к ней» 390 . «Если сделал ты обиду мне рабынею Рахили, как бы так говорила Иакову Лия, то сделай обиду и ей моею рабынею. Посему, чтобы не огорчать Лии, прекратить раздор между сёстрами и водворить мир в доме, берет Иаков Зелфу, и она зачала и родила Гада и Ассира ( Быт. ХХХ, 10–13 )» 391 . С этого времени «страсть ревности переходит то на ту, то на другую сторону, и мучит то одну, то другую жену Иакова» 392 . Таким образом, «Иаков обручил себе одну жену (Рахиль) по собственной своей воле и должен был взять трёх других (т.е. Лию, с рабынями Каллою и Зелфою) против воли» 393 . – В таинственном смысле Лия и Рахиль прообразовали собою еврейскую синагогу и христианскую церковь , а Иаков, сочетавшийся браком с тою и другою – Владыку Христа. «Иаков служил Лавану за дочерей его, говорит Св. Иустин Философ собеседнику своему, Трифону, и будучи обманут в младшей, служил ему ещё семь лет. Лия – ваш народ и синагоги, а Рахиль – наша церковь . Христос поныне служит за них и за рабов их обоих» 394 .– Сожительство же патриарха с рабынями предвозвестило ту истину, что «сыны Ханаана» будут наследниками Царства Христова, «наравне со свободными сынами». «Иаков, который сам был, как я сказал, образом Христа, вступил в сожитие с двумя рабынями двух своих свободных жён и прижил от них сыновей, чтобы предуказать, что Христос примет и всех потомков Ханаана, которые находятся среди племени Иафета, наравне со свободными сынами, и будет иметь их всех детьми и сонаследниками; таковы именно мы» 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Я знаю, что некоторые под должником в десять тысяч талантов понимают дьявола, под женой и детьми которого, предназначенными к продаже, когда он продолжает коснеть в злобе, они желают понимать отсутствие разума и злые помышления. Подобно тому как мудрость называется супругой праведного, глупость называется женой неправедного и грешника. Но, в таком случае, каким образом Господь простит ему десять тысяч талантов, а он нам, подобным ему рабам, не простит и сотни динариев? Это не может быть принято ни церковным толкованием, ни благоразумными людьми. Мф.18:35 .  Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если каждый не простит брату своему от сердец ваших 409 [т. е. чистосердечно]. Опасна та мысль, будто приговор Суда Божественного колеблется и изменяется соответственно изменчивости нашей мысли. Если мы не прощаем братьям своим незначительного, то от Бога не простится нам великое. И так как каждый может сказать: «Я ничего не имею против него; это он сам знает; Бог – ему Судья, не моя забота о том, что Он имеет сделать ему: я ему простил». Поэтому [Господь] утверждает свою заповедь и исключает всякое притворство в заключении мира словами: «Если каждый отдельно не отпустите брату своему чистосердечно». 393 По новому Синодальному русскому переводу: «Тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» – ред. 394 По новому Синодальному русскому переводу: «Лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею» – ред. 395 По новому Синодальному русскому переводу: «Он совершит истребление и бедствие уже не повторится» – ред. 398 По новому Синодальному русскому переводу: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее – ред. 399 По новому Синодальному русскому переводу: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих» – ред. 401 По новому Синодальному русскому переводу: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих» – ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Данное свидетельство Оригена сопоставимо с названием не дошедшего до нас творения св. Мелитона περ νσμτου Θεο, зафиксированного Евсевием Кесарийским (НЕ IV, 26, 2), 4 а также с догматической формулировкой Геннадия Марсельского (Eccl. dog. 4), в которой имя св. Мелитона упомянуто опять-таки в связи с представлением о телесности Бога: nihil corporeum [scil. in Trinitate credamus] ut Melito et Tertullianus, nihil corporaliter effigiatum, ut Anthropomorphus et Audianus. Вернемся к истории истолкования 395-й строки гомилии «О Пасхе». Дискуссия в связи с этим местом велась по трем вопросам. Два из них касаются разночтений, относительно которых был достигнут консенсус, что дает нам право ограничиться лишь самой общей информацией. В первом случае речь идет о том, что в папирусе Chester Beatty первое слово 395-й строки (κειτο) читается как ελκετο, что поддерживается древнегрузинской традицией. 5 Второе разночтение касается слова πατρς, которое в том же папирусе Chester Beatty передано в виде (=πνεματος). Антонио Орбе попытался защитить данный вариант, приведя в его поддержку Adversus Marcionem 2, 9 Тертуллиана , где «образом Духа» (imago Spiritus) названа человеческая душа. 6 Это предложение было подвергнуто критике уже упоминавшимся (см. прим. 5) Отмаром Перлером, который на основании подробного анализа пришел к выводу о том, что ни общий контекст богословской мысли св. Мелитона, ни употребляемая им терминология, ни непосредственный контекст 395-й строки не поддерживают чтение πνς, которое следует признать lectio facilior. 7 Как следует из приведенной выше цитаты, оба чтения папируса Chester Beatty не вошли в основной текст критического издания Стюарта Холла. Перлер затронул также и вопрос о том, что следует понимать под «образом Отца». С его точки зрения, между строками 394395 и 388 – 389 имеет место параллелизм, в силу которого подразумеваемым субъектом 394-й строки необходимо считать тело, а 395-й – душу. Это истолкование было справедливо отвергнуто Грегором Вурстом, который показал, что 394-я строка связана по смыслу не с 388-й, а с 389-й строкой, из чего следует вывод, что речь в 395-й строке идет как раз о теле, а не о душе. 8 Кроме того, согласно Вурсту, мысль о том, что душа может «лежать оставленной», вряд ли возможна, между тем как в противоположном случае «оставленное тело» обозначает именно тело, оставленное душой. 9 В результате этих наблюдений Вурст приходит к выводу, что 395-я строка пасхальной гомилии св. Мелитона подтверждает свидетельство Оригена (см. выше), в соответствии с которым св. Мелитон связывал образ Божий с человеческим телом. 10 Значит ли это, что св. Мелитон приписывал Богу-Отцу человеческий облик? Ниже мы попытаемся приблизиться к решению этого вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

375–383, 383–392 (на За­па­де)/371–392 В си­лу воз­рас­та са­мо­сто­я­тель­но не пра­вил, его по­пыт­ка осу­ществ­лять им­пе­ра­тор­ские пол­но­мо­чия по­сле до­сти­же­ния со­вер­шен­но­ле­тия при­ве­ли к кон­флик­ту с Арбогастом. По­ве­сил­ся или был по­ве­шен в ре­зуль­та­те кон­флик­та с пол­ко­вод­цем Арбогастом. Магн Мак­сим (Магн Кле­мент Максим) 383–387, 387–388 (на За­па­де)/ок. 335–388 Эф­фек­тив­но пра­вил в под­власт­ных ему про­вин­ци­ях, сде­лав сто­ли­цей Тре­ви­ры. Со­би­ра­лись на­ло­ги, на­бе­ги вар­ва­ров от­би­ва­лись. Бо­рол­ся с ере­ти­че­ски­ми движениями. В ре­зуль­та­те ин­тер­вен­ции им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го был за­хва­чен в плен и обезглавлен. Фла­вий Виктор 384–388/?-388 Был сы­ном и со­пра­ви­те­лем узур­па­то­ра за­пад­ной ча­сти им­пе­рии Маг­на Максима. Был схва­чен и каз­нен Ар­бо­га­стом по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия Великого. Ев­ге­ний (Фла­вий Евгений) 392–394/?-394 Стре­мил­ся вос­ста­но­вить со­су­ще­ство­ва­ние хри­сти­ан­ства и язы­че­ства, ко­то­рое при преж­них им­пе­ра­то­рах под­вер­га­лось гонениям. В ре­зуль­та­те ин­тер­вен­ции им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го был за­хва­чен в плен и обезглавлен. Фе­о­до­сий I Ве­ли­кий (Фла­вий Фе­о­до­сий Август) 379–382 (на Во­сто­ке), 392–395/347–395 Бо­рол­ся с ере­ти­ка­ми, за­пре­тил язы­че­ские куль­ты, в ре­зуль­та­те че­го по­сле 393 г. пе­ре­ста­ли про­во­дить­ся Олим­пий­ские иг­ры. Его де­я­тель­ность опре­де­ли­ла на­прав­ле­ние ре­ли­ги­оз­но­го раз­ви­тия Ев­ро­пы, за что он удо­сто­ил­ся от эпи­те­та Великий. По пу­ти из Ри­ма за­не­мог в Ме­дио­лан и умер, за­ве­щав власть двум сво­им сыновьям. Про­слав­лен. Ар­ка­дий/Фла­вий Ар­ка­дий Август 383–395, 395–408 (на Востоке) В 17 лет стал фор­маль­но са­мо­сто­я­тель­ным им­пе­ра­то­ром, но пол­но­стью на­хо­дил­ся под вли­я­ни­ем сво­их при­двор­ных фа­во­ри­тов, сме­ня­ю­щих друг друга. Умер от болезни. Фе­о­до­сий II/Фла­вий Фе­о­до­сий Юниор 402–408, 408–450/401–450 Не­смот­ря на ре­корд­ный для им­пе­рии срок прав­ле­ния, ни­ко­гда не дер­жал браз­ды управ­ле­ния го­су­дар­ством в соб­ствен­ных ру­ках, пе­ре­до­ве­рив ве­де­ние дел сво­им ца­ре­двор­цам и род­ствен­ни­кам. Одоб­рил на­зна­че­ние Не­сто­рия на сто­лич­ную кафедру.

http://azbyka.ru/shemy/imperatory-vizant...

32 Ad Marcellam К Марцелле 33 Ad Paulam К Павле 34 Ad Marcellam de aliquot locis Psalmi CXXVI К Марцелле о некоторых выражениях Пс.126 36 Ad Damasum papam rescriptum К Дамасу, папе Римскому, ответное 384/387 37 Ad Marcellam de Commentariis Rheticii in Canticum Canticorum К Марцелле о Толкованиях Ретиция на Песнь песней 384 38 Ad eamdem Marcellam de aegrotatione Blaesillae К пей же о болезни Блезиллы 39 Ad Paulam super obitu Blaesillae filiae К Павле о смерти ее дочери Блезиллы 40 Ad Marcellam de Onaso К Марцелле об Оназе 41 Ad eamdem Marcellam contra Montani haeretici dogmata К ней же против учения еретика Монтана 42 Ad eamdem Marcellam contra Novatianos haereticos К ней же против еретиковновациан 43 Ad eamdem Marcellam К ней же 385 44 Ad eamdem Marcellam de muneribus К ней же о подарках 45 Ad Asellam К Азелле 383 46 Paulae et Eustochii ad Marcellam de Sanctis locis [От лица] Павлы и Евстохии к Марцелле о Святых местах 386 47 Ad Desiderium К Дезидерию 394 48 Ad Pammachium pro libris contra Iovinianum К Паммахию в защиту своих книг против Иовиниана 49 Ad eumdem Pammachium К нему же 50 Ad Domnionem К Домнио 52 Ad Nepotianum de vita clericorum et monachorum К Непоциану о жизни клириков и монахов 397 53 Ad Paulinum de studio Scripturarum К Павлину об усердии к изучению Свящ. Писания 394 54 Ad Furiam de viduitate servanda К Фурии о хранении вдовства 395 55 Ad Amandum presbyterum К Аманду пресвитеру 57 Ad Pammachium de optimo genere interpretandi К Паммахию о наилучшем методе перевода 396 58 Ad Paulinum К Павлину 395 59 Ad Marcellam de quibusdam quaestionibus Novi Testamenti К Марцелле о некоторых вопросах из Нового Завета 395/397 60 Ad Heliodorum. Epitaphium Nepotiani К Гелиодору. Надгробное слово Непоциану 61 Ad Vigilantium К Вигилянцию 62 Ad Tranquillinum К Транквиллину 63 Ad Theophilum К Феофилу, епископу Александрийскому 64 Ad Fabiolam de veste sacerdotali К Фабиоле о священнической одежде 65 Ad Principiam virginem, sive explanatio Psalmi XLIV К девственнице Принципии, или истолкование Пс.44

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Кто были злодеи, столь дерзко посягнувшие на священную жизнь Государя, столь доброго, кроткого и милосердого? Эти изверги: 1) помянутый выше мещанин Рысаков; 2) крестьянин Михаилов; 3) мещанка Геся Гельфман: 4) сын священника Николай Кибальчич; 5) крестьянин Андрей Желябов и 6) дворянка Софья Перовская 394 . По произведении над ними формального суда, все они, —394— 1881 г. за исключением Гельфман, подверглись достойной казни – через повешение 395 . Обращаюсь к изложению дальнейших обычных событий моей жизни. 3-го ч. получил я из СПб. от известного публициста, князя Владимира Петровича Мещерского краткое письмо следующего содержания: „Ваше Преосвященство! Дозвольте верить и надеяться, что Вы не откажете в чести Вашего сочувствия и внимания первому опыту издания, предпринимаемого с целью помещать исключительно всё хорошее и доброе, в разных местах России творимое. Труден и неблагодарен в наш век обличения и злорадства над злом такой опыт издания, но с помощью хороших людей не только трудное, но и невозможное может быть возможным. Номера журнала „Добро“ при сём препровождаются“. Но „Добро“ оказалось недолговечно: журнал очень скоро прекратился. 8-го ч. получил я письмо из Москвы от А. П. Ушаковой. Она писала мне от 4-го ч. в ответ на моё письмо от 23-го февраля: „Что у Вас, Владыка? У нас в Москве плач, и рыдание, и вопль мног. „Рахиль плачущися чад своих, и —395— 1881 г. не хотяше утешитися, яко не суть“. – Если плакала древняя Рахиль о детях своих, избиенных в Раме за Христа, и взятых, конечно, Господом в селения райские, как же должна плакать теперь новая Рахиль-Россия о детях своих обрекающих себя на избиение не только за убийства уже, а – за Цареубийство? И какого Царя? Не он ли создал школы для этих же детей всех сословий? Не он ли открыл дверь труда и науки для всех имеющих желание, способность и возможность учиться. Не Государь ли открыл все эти высшие курсы, из которых должны были выходить такие полезные и образцовые педагоги и педагогички? И что-же? Они породили какие-то исчадия адовы, которые этого же Царя мученически убили.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

281-283 283-284 284-285 285-286 288-289 289-290 290-291 291-293 293-295 295-297 297-298 298-299 299-301 301-302 302-303 БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии 303-304 304-305 305-306 306-307 307-308 БАПТИСТА МАНТУАНЕЦ (1447-1516), реформатор ордена кармелитов, блаженный католической Церкви (пам. зап. 20 марта) 308-310 310-328 328-329 330-331 331-332 332-333 333-334 БАРДИН Антон Иванович († 1841), московский мещанин, антиквар, фальсификатор древ. слав. рукописей 334-335 335-338 БАР-КОХБА прозвище Симона Бар Косибы, вождя последнего крупного антирим. восстания 132-135 гг. в Иудее 338-339 339-341 341-342 БАРМЫ накладное оплечье, возлагавшееся поверх одежды вел. государям во время венчания на царство 342-343 343-345 345-346 346-347 347-348 348-349 349-350 350-352 352-354 354-355 БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель 355-357 357-358 358-360 360-361 361-366 366-367 367-368 368-369 369-370 370-371 БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры 372-373 373-374 375-376 375-377 377-378 БАТЛЕР Джозеф (1692-1752), еп. Даремский, теолог и религ. философ, св. Англикан. Церкви (пам. 16 июня) БАТОВ Дионосий Васильевич (1825-1910), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия 379-380 380-381 381-383 383-384 384-385 385-387 387-388 БАУР Фердинанд Кристиан (1792-1860), нем. богослов, основатель протест. тюбингенской школы библейской критики 388-389 389-390 390-391 391-393 393-394 394-395 395-396 396-398 398-399 399-400 400-401 401-403 403-405 405-406 406-407 407-408 408-411 411-412 412-413 БЕГГА († 693), св., (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля) Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской 413-414 БЕГИНКИ члены женских полумонашеских общин, объединявшихся для ведения совместной благочестивой жизни и не принадлежавших ни к одному религиозному ордену

http://pravenc.ru/vol/iv.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010