К 1767 более образованной частью дворянства была хорошо усвоена теория сословной монархии – такой, какой она нашла себе выражение у Монтескье, в его учении о необходимости в монархии «посредствующих властей» в лице корпораций, сословий и т. д., политически гарантированных, права которых были бы ненарушимы для самой власти. «Понятно всякому, – говорил в комиссии 1767 курский депутат Стромилов, – что в обширной монархии надо быть особливому роду, который имел бы обязанность служить государству и из среды своей замещать власти средние, поставленные между государем и народом». Наиболее полное выражение эта сторона дворянских стремлений нашла себе в сочинениях кн. М. М. Щербатова, редактора ярославского наказа. Наряду с этими политическими притязаниями на «привилегии» в западноевропейском смысле, дворянство желало и отчасти добилось привилегий и чисто хозяйственных; что сельское хозяйство было почти привилегией дворянства, при крайнем стеснении землевладения других сословий, это выходило само собою; но дворянство XVIII в. желало и всю обрабатывающую промышленность, поскольку она соприкасалась с земледелием (производство из льна, пеньки и «прочих земляных экономических произращений»), сделать дворянской привилегией. Ему удалось добиться этого по отношению к наиболее важному для тогдашней России производству этого рода – винокурению. В области местного управления дворянство 1767 заявило также самые широкие притязания. Ярославский наказ выражал желание, чтобы «все дела, яко малые ссоры в землях, в потравах, в порубке леса, в малых драках, в домах крестьянских и прочие подобные, были суждены учрежденными на то выборными комиссарами от дворянства». «Что принадлежит до судей по городам, то не бесполезно быть рассуждается, ежели бы к воеводам в товарищи... позволено было выбирать того уезда дворянам из собраний своих». Выражением специально-сословных интересов должны были служить ежегодные дворянские собрания в каждой провинции. Наряду с этим стремлением расширить дворянские права мы встречаем в наказах и другие: желание сузить круг лиц, пользующихся такими правами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Охридская архиепископия была продолжением архиепископии первого болгарского царства и пережила терновский патриархат почти 4 веками. Император Василий болгароборец, покорив (1019 г.) Болгарию, оставил эту архиепископию, как мы выше видели, автокефальною, независимою от константинопольского патриарха, как древнее учреждение Юстиниана. По той же причине она признавалась автокефальною и по учреждении в Болгарии терновского патриархата, до 1767 г. Но епархии её почти беспрерывно переходили от одних правителей к другим. Сперва они принадлежали (с 1185 г.) грекам, потом (1204 г.) крестоносцам, потом опять грекам (1207– 30 г.), потом болгарам (1230– 45 г.). Затем около 100 лет они принадлежали грекам, а со времени сербского короля Душана (1335 – 1355 г.) частию сербам, а частию туркам. – Полный титул охридского первосвятителя был: «Архиепископ Юстинианы первые, Ахриды и всея Болгарии и сербския земли и Арвании (Албании) и Волошския и Молдавския и иных». – А константинопольские патриархи титуловали его: «Блаженнейший архиепископ первые Юстинианы Ахридския и всея Болгарии, во святом Духе возлюбленный брат нашей мерности и сослужитель». – Охридский архиепископ только не носил титула патриаршего, но по правам равен был патриарху 404 . Епархии охридской архиепископии Названия епархий сохранились теже самые, какия были и в первое болгарское царство. Но число епархий то сокращалось, то увеличивалось. В половине XVII века считалось 17 епархий, в начале XVIII века только 12, а в год закрытия (1767 г.) автокефальной охридской архиепископии 13. Ныне в пределах бывшей охридской архиепископии считается 13 митрополий, именно: 1) преспанская и лихниоская (кафедра в Охриде), 2), касторнская, 3) пелсаонская, или битольская, 4) сисанийская и сиатистская, 5) струмицкая и тивериупольская, 6) белградская или бератская. 7) горская и дирахийская (кафедра в Дураццо), 8) воденская, 9) корицкая или горицкая и селасфорская, 10) гревенская, 11) могленская, 12) дебръская, 13) велесская или кюпрюлъская 405 . Охридские архиепископы второго болгарского царства до 1767 года

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

гр. Сиверсу в ответ на его ходатайство об улучшении бедственной участи сельского духовенства, которое «умирало с голоду» и которому, по словам Сиверса, требовалось назначить пока хоть «небольшое жалованье» до наделения земельными участками, «чтобы зажать рот злословию». «Не знаю, писала Екатерина, кто вам сказал, что сельским священникам хотели назначить участки; они остаются при том, при чем были и прежде. Без сомнения этот слух распространили ханжи и святоши» 686 . Здесь довольно откровенно высказывается, тот же философский взгляд на духовенство, какой наприм. проводит в своем историческом труде Болтин, в невежестве и материальной бедности русского духовенства видевший спасение России от клерикального господства, столько гибельного для благосостояния и просвещения стран католических 687 . Впоследствии императрица наделяла духовенство земельными участками, заводила школы, определила штаты семинарии, но все это в таких размерах, которые никак не соответствовали тем пышным обещаниям, какие она давала в указах первых годов своего царствования, и невольно наводят на мысль, что государыня-философ считала не лишним на всякий случай держать духовенство в черном теле. Очень естественно, что, несмотря на указы вроде изданного в 1767 г., оно весьма плохо облагораживалось, т. е. весьма мало расходилось с подлым народом в общих интересах и общих горестях и сближалось с благородным классом давивших его дворян и чиновников. Несмотря на угрозы кнутом и каторгой, крестьяне не переставали подавать челобитья на помещиков и после 1767 г.; челобитья эти по-прежнему писались и подписывались за неграмотностью челобитчиков их духовными отцами и другими членами приходских причтов. Вследствие этого многие духовные лица подпадали суду, и подвергались строжайшему осуждению и несчастиям. В 1781 г. вышел новый указ, подтверждавший указ 1767 г.; его велено публиковать всем священно- и церковнослужителям с строжайшим запрещением писать и подписывать крестьянам их жалобы на владельцев; со всех ставленников при поставлении в церковные должности велено брать в слышании и исполнении его особые подписки 688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович (ок. 1740, г. Нежин, ныне Черниговской обл., Украина - 15.06.1789, Москва), юрист, социолог, просветитель. Род. в мещанской семье. Первоначальное образование получил в ДС при Троице-Сергиевой лавре. С 1759 г. обучался в гимназии при Московском ун-те вместе с Н. И. Новиковым и Д. И. Фонвизиным. В апр. 1760 г. Д. стал студентом ун-та, где учился у прибывшего из Вены д-ра права Ф. Г. Дильтея. Затем по инициативе куратора ун-та гр. И. И. Шувалова после предварительной подготовки в С.-Петербургском ун-те по философии, физике и красноречию в 1761 г. Д. вместе с др. студентом, И. А. Третьяковым, был направлен в ун-т Глазго. Д. и Третьяков считаются первыми рус. студентами, приехавшими в Великобританию на длительный срок для прохождения университетского курса. С авг. 1761 по июнь 1767 г. стажеры изучали юриспруденцию, философию, историю, греч. язык, математику, медицину и химию. Они слушали лекции одного из основоположников политэкономии, А. Смита , по «нравственной философии» и Дж. Миллара (Милларда) по гражданскому праву, познакомились с Дж. Уаттом, идеологом «промышленной революции». В наибольшей степени на формирование мировоззрения Д. повлияли теория нравственных чувств Смита и метафизика Д. Юма . Получив в 1765 г. магистерский диплом, Д. продолжил учебу. 30 апр. 1767 г. он был удостоен степени доктора гражданского права в виде исключения без защиты, став первым иностранцем, получившим ученую степень в ун-те Глазго. В 1767 г. Д. вернулся в Россию, получил должность экстраординарного профессора юриспруденции в Московском ун-те, где преподавал до 1787 г. Д. признан основателем рус. юридической школы. В 1773 г. он стал ординарным профессором, получил кафедру российского законоведения и впервые в России начал читать курс отечественного права. Занятия также впервые в отечественной практике преподавания юриспруденции велись на русском языке, доступном более широкому кругу студентов, а не на латыни, как это практиковалось ранее. По замыслу Д. преподавание права сочетало разработку научно-теоретических проблем и рассмотрение вопросов юридической практики. Он полагал, что юристу необходимы 4 науки: нравоучительная философия, натуральная юриспруденция, рим. и отечественное право. В 1783 г., при основании Российской АН, Д. был избран ее действительным членом. Сотрудничал в «Вольном российском собрании», основанном при Московском ун-те в 1771 г.

http://pravenc.ru/text/171755.html

Охридская автокефальная архиепископия подчинена была константинопольскому патриарху в 1767 году 407 . Эта перемена, по словам болгар, произошла так. Охридский архиепископ Арсений 15 января 1767 г. официально отказался от охридской кафедры, потому что он не мог устроить и привести в порядок нужды (т. е. уплатить долги) охридской архиепископии, и пожелал занять прежнюю свою епархию– пелагопийскую, которую и занял, но вскоре и оставил (24 июня 1767 г.), предоставив ее, с соизволения константинопольского патриарха и синода, могленскому митрополиту Нафанаилу. Тогда же и шесть болгарских архиереев, бывших доселе под ведением охридской архиепископии, также просили патриарха и синод принять их под свою власть. Это были касторийский Евфимий, воденский Герман, корицапский Гепнадий, тивериупольский или струмиикий Геннадий, сисанский Никифор и гребенский Григорий. Таким образом вся охридская архиепископия с подведомыми ей 13 митрополиями и епископиями признала власть константинопольского патриарха; самая же архиепископия обращена была тогда в новую диррахийскую митрополию. Но, прибавляют болгары, главною причиною этой иерархической перемены была не просьба болгарских архиереев, а деспотизм, властолюбие и корыстолюбие греческой иерархии 408 . А мы с своей стороны должны заметить, что таких свойств, кажётся, никак нельзя приписать тогдашнему константинопольскому патриарху Самуилу (1764– 68 г., 1772– 74 г.). Этот муж, бывший до занятия патриаршей кафедры митрополитом дерконским, отличался как ученостию, так и благочестием, смирением, бескорыстием и опытностию в администрации 409 . Греческие же, а частию и русские, писатели утверждают, что особое побуждение к упразднению автокефальной охридской архиепископии имело турецкое правительство, и особое побуждение имел патриарх с своим синодом. Побуждением для турецкого правительства служило с одной стороны неудовольствие его на связь некоторых охридских архиепископов с австрийскими императорами, которые с конца XVII в. пытались завладеть славянскими областями турецкой империй 410 , а с другой стороны– мысль, что церковная независимость болгар постоянно могла напоминать им о возможности и гражданской независимости, тогда как в покорности константинопольского патриарха турецкое правительство никогда не сомневалось. Для константинопольского же патриарха и его синода служило побуждением с одной стороны усиление в Болгарии латинской пропаганды, с которою не могло успешно бороться тогдашнее необразованное болгарское духовенство, а с другой– бедность патриархии и необходимость усиления материальных средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

От того и обрядовая организация, и процесс ведения их были простые, незатейливые, и речи выборных тоже были простые, мужиковатые. Совсем другим характером отличается земское собрание или комиссия депутатов для сочинения проекта нового уложения 1767 г. Здесь уже просвещенное юридическое сознание, европейская идея представительства руководили и организацией, устройством собрания, и выборным, избирательным началом, и всеми обрядами собрания. И сфера предметов суждения была шире; много привзошло потребностей общеевропейских. И общий состав собрания был правильнее, стройнее, потому что немало было депутатов с европейским, научным, просвещенным взглядом на вещи. Вследствие манифеста 14 декабря 1766 г., депутатов в комиссию для сочинения проекта нового уложения велено было выслать из сената, синода, всех коллегий и канцелярий по одному; от каждого уезда, где есть дворянство, по одному дворянину; от жителей каждого города – по одному; от пахотных солдат и разных служб служилых людей и прочих, ландмилицию содержащих, от каждой провинции по одному депутату; от государственных крестьян из каждой провинции по одному; от не кочующих инородцев, какого бы они закона не были, крещеных или не крещеных, каждого народа с каждой провинции по одному депутату; определение числа депутатов от казацких войск и от войска Запорожского возложено на высших командиров их. Избрание депутатов должно было производиться баллотировкой по большинству голосов. Каждый депутат получал от своих избирателей полномочие и наказ о нуждах и требованиях их общества, сочиненный, по выбору, пятью избирателями. К сожалению, нам неизвестно, с каким расположением принят был манифест Екатерины II о собрании комиссии в разных провинциях разными классами общества и разными инородцами. Г. Соловьев, которому доступны были архивные материалы для истории знаменитой комиссии 1767 года, в своих «Рассказах из русской истории» сообщил только известие из Малороссии. Эти известия характеризуют, как живучи были в малороссийском народе, особенно в казачестве, по выражению Екатерины, «умоначертания прежних времен» или исторические предания о вековых героических стремлениях Украины, Сечи Запорожской к областной демократической автономии и свободе.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Семен Башилов, сын лаврского канцеляриста. По изучении наук в семинарии, в 1758 году отправлен для продолжения образования в московский университет, и отсюда в 1763 году вытребован в лавру и определен учителем нисшего класса. Вместе с тем ему поручено обучать детей лаврских служителей географии, арифметики, геометрии, тригонометрии, геодезии и другпм иаукам, которым обучался сам. В сентябре 1764 г. Кашилов переведен на высочайший грамматический класс. В 1765 году в качестве инспектора назначен состоять при студеитах московской академии и Троицкой семинарии, отправленных для образования в Англию 326 ; но в Петербурге почувствовав себя нездоровым, отказался от назначения и поступил на должность переводчика при академии наук. В 1769 году перешел в коммиссию о сочинении нового уложения, в 1770 г. опредлен секретарем в сенате и в том же году скончался. О ученых и литературных трудах его см. словарь светск. писат. том. 1. М. 1845 г. Петр (в монашества Поликарп) Тененев, сын лаврского служителя. По окончании курса в Троицкой семинарии, 5 сентября 1763 г. определен в ней учителем греческого и еврейского языков. В 1766 году подавал прошение Платону с изъявлением желания принять монашество, но прошение его не принято, потому что Тененев замечен был в невоздержании. В 1767 году уволен он от службы при семинарии. После был пострижен, и в делах 1776 года называется иеромонахом при лавре 327 . Василий Беляев, из воспитанников Троицкой семинарии учитель нисшего класса в 1765 г. В 1766 г. учил и арифметики. Сергей Введенский. Учился в Троицкой семинарии. В 1765 г. олределен учителем высшего класса, в 1770 г. был учителем риторики и пиитики. По собственному желанно выбыл в 1771 году в светское звание и получил чин провинциального секретаря. Антоний Палладоклис–Ксенатский, грек. Из харьковского коллегиума поступил на место Тененева в учителя греческого языка в 1767 году. Уволен по прошению в сентябре 1770 года. Андрей (в монашестве Амвросий) Подобедов, сын священника из села Стогова, александровского уезда. По окончании курса в Троицкой семинарии, ноября 17 1765 г. определен библиотекарем и катихизатором: 22 июня 1767 г. учителем еврейского языка на место Тененева. Пострижен в 1778 г. и в августе того же года переведен в московскую академно на должность проповедника. В последствии был митрополитом новгородским и санктпетербургским,и скончался в 1818 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Как ни слабы были по существу своему эти замечания, Департамент законов, однако, отнесся к ним с полным вниманием. Свои рассуждения он разделил на две части: в одной занимался рассмотрением самых оснований развода, в другой обсуждал форму судопроизводства по бракоразводным делам. Что касается вопроса об основаниях развода, то департаментом приняты были в соображение три источника по этому предмету: Кормчая книга (в частности 48 глава), наказ, данный депутату от Синода в 1767 году, и мнение Св. Синода, сейчас приведенное. Но тщательном обсуждении этих источников Департамент законов нашел: причины развода, изложенные в Кормчей книге (48 гл.) слишком многочисленными и установленными вероятно в виду крайнего упадка нравов того времени (как будто в Александровскую эпоху нравы были лучше, особенно в аристократическом и помещичьем кругах!); наиболее основательным счел он мнение наказа 1767 года, напротив мнение Синода 1810 года слишком суживающим поводы к разводу. Основанием своего мнения Департамент приводить то обстоятельство, что ограничение причин развода одним прелюбодеянием может повлечь за собою такое стеснение в брачных союзах, какого до сих пор не бывало, причем Департамент приводит и несколько примеров крайнего неудобства такого стеснения. Например, муж обвиняет жену в прелюбодеянии и обвинения своего не доказывает; уголовный закон, хотя и подвергнет его наказанию, но не определит ссылки, следов, жена должна будет оставаться в союзе верности с тем самым супругом, который предал ее бесчестию. Соображая сказанное, Департамент приходить к такому результату: главною причиною развода следует признать прелюбодеев и к ней присоединить вторую, под названием личных преступлений одного супруга против другого; к ним отнести: 1) покушение одного супруга на жизнь другого, 2) ложный донос в уголовном преступлении, 3)ложное обвинение жены от мужа в прелюбодеянии, 4) побег жены от мужа. Таким образом, сравнительно с проектом и наказом 1767 г. Департамент законов исключил из причин развода: насильственное похищение имения жены и заточение ее, и вообще лишение гражданской свободы». 34

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

После Димитрия старейшим в Синоде оставался Гавриил (Кременецкий) архиепископ с-петербургский, который не был в эту сессию в Москве, а оставался в С-Петербурге согласно указу государыни, который был объявлен Святейшему Синоду 15-го сентября 1766 года в следующей редакции: «По Высочайшем отсутствии из С-Петербурга в Москву, куда и Святейшему Правительствующему Синоду следует отправиться, синодальным членам преосвященному Димитрию митрополиту великоновгородскому ехать в Москву и присутствовать в Святейшем Синоде, Гавриилу архиепископу с-петербургскому остаться в С-Петербурге и присутствовать в синодальной конторе; в Москве же в Святейшем Синоде присутствие иметь синодальному члену преосвященному Тимофею митрополиту московскому, а третьему архиерею из синодальных членов-чередному или другому кому из преосвященных архиереев быть, о том оставлено на рассмотрение Святейшего Синода, и ежели рассудится кому именно, о том бы представить Ее Величеству от Синода докладом». Митрополит Тимофей не вступал в присутствие Синода, ибо за болезнью 4 января 1767 года, по докладу Синода, был уволен от присутствия в московской синодальной конторе. Место Тимофея как в московской синодальной конторе, так и в Святейшем Синоде, занял Амвросий (Зертис-Каменский) архиепископ крутицкий, который после смерти, 18 апреля 1767 года, Тимофея занял и кафедру московскую. Из других первоначально, 21 декабря 1766 г., повелено присутствовать в Москве в Святейшем Синоде синодальному члену Палладию рязанскому. Впоследствии, а именно указом, от 22 января 1767 года повелено-как преосвященному псковскому, так и преосвященному Гавриилу (Петрову) епископу тверскому-ехать в Москву с тем, чтобы преосвященному псковскому наперед заехать на время в свою епархию. Из означенных членов возвратился в С-Петербург в Синод только Иннокентий псковский, ибо указом от 16 января 1768 года государыня организовала присутствие Синода следующим образом. Она повелела: « к присутствующим ныне в Синоде членам Гавриилу архиепископу с-петербургскому и Симону архимандриту новоспасскому, которому токмо один нынешний год присутствовать определяется, повелеваем членами же в Синоде присутствовать Иннокентию (Нечаеву) епископу псковскому и Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Платону (Левшину) да гвардии нашей протопопу Андрею (Михайлову)».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

9. В неделю третью великого поста из темы: иже хощет по мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой. Мк. 8:34 . о том, как отвергшись самих себя, преселяться нам в божественный Дух Божий? Сказывано в Москве в придворной церкви Марта 11 дня 1767 года. 10. Во святый и великий пяток из темы: Егда же прият оцет Иисус, рече: совершишася, и преклонь главу предаде дух, Ин. 19:30 . о том, что такое в совершенство и в окончание приведено. Сказывано в придворной церкви 1767 года Апреля 6 дня. 11. В день Первоверховных Апостол Петра и Павла, и Тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: Кого мя глаголют человецы быти сына человеческаго? Мф.16:13 . О различности людских мнений, и какое из них подлинно справедливо, и которое прямую делает нам честь? Сказывано в Москве в придворной церкви Июня 29 дня, 1767 года. 12. Во время высочайшего присутствия Ее императорского Величества в Святотроицкой Сергиевой Лавре из темы: вемы, яко любящим Бога вся споспешествуют во благое. Рим. 8:28 . О любви к Богу. Сказывано в Лавре 1767. 13. Во время присутствия Его Императорского Высочества в Святотроицкой Сергиевой Лавре из темы: мне же зело честни быша друзи твои Боже! Пс. 138:17 о том, для каких причин святые другами Божиими именуются? Сказывано Июля 17 дня, 1767 года. 14. В день рождения Его Императорского Высочества из темы: тако тецыте, да постигнете. 1Кор. 9:24 . О том, до чего достигать нам надобно? Сказывано В Москве в придворной церкви 1767 года, Сентября 20 дня. 15. В день Святых Апостол Петра и Павла, и Тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: Отвещав Симоне Петре рече: ты еси Христос Сыне Бога живаго. Мф. 16:16 . О свойствах или о силе Евангельской веры. Сказывано в Петергофе 1768 года, Июня 29 дня. 16. На основание знаменитого храма Исакиевской соборной церкви в Санктпетербурге, из темы: Господи! возлюбих благолепие дому твоего, и место селения славы Твоея. Пс. 25:8 . о том, какими причинами побуждена Ее Величество к сооружению храма сего? Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества, Святейшего Синода, и всего Сигклита 1768 года, Августа 8 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010