1756 Помощнике ошибочно вместо помытчике. Помытчики принадлежали к числу царских охотников, обязанность их была ловить и приучать к охоте соколов, кречетов и ястребов. Расселены они были в разных местах. В Переяславле-Залесском жили сокольи помытчики (Энциклопедия Брогауза иЭфрона, 48 т, 518 стр.). 1762 В У стоит одно киноварное Ч, то же встречается много раз и ниже. Заглавия берутся в таких случаях из Ув Ун и Д. 1765 Село Романово Персясл. у. в 25 верстах к востоку от уезд. города, на р. Рокше. Упоминается первый раз в 1498 г., в 1581 г. пожаловано Иваном Грозным Данилову монастырю (Истор. статист. опис. церквей и приход. Владим. епархии, вып II, 166–168, В. Г. Добронравов, История Тр. Дан. монастыря, Прилож. стр. 33–34). 1766 Феодоровский монастырь в предместье г. Переяславля, в южной стороне, основан не позже княвения Ивана III (1462–1505 гг.). Сначалаи был мужским; с 1667 г. стал женским (Прот. Свирялин, Переславский Федоровский женский монастырь, Владим. 1903, стр 3. Зверинский. Материал для истор.-топогр. исследования о правосл. монаст. в Росс. имп. вып. II 1334, стр. 395–396). 1767 В остальных ркп. приб.: ям издавна имеющу ему веру к преподобному, и егда прилучится от родителеи его кому впасти в какову болезнь, прихожаше со усердием ко гробу преподобнаго и моляшеся о здравии родителю своею, почерпаше же и от кладезя преподобнаго воду и подаваше болящему пити, овыа же и измываше водою. Вси же пиющии и мыющиися от кладезя преподобнаго водою исцеление приимаху и никогда же, рече, отхождах тощ от гроба преподобнаго, но молитвами его всегда ползу приимах. 1769 Село Усолье Переяславского у. на р. Вексе, в 18 верстах к западу от Переяславля. Впервые упоминается в 1017 г, – в это время были четыре соляные Варницы Троицкой лавры у «Соли Переславской», в 1623 г пожалована здесь одна варница Симонову монастырю в Москве. В нач. XVII ст. Усолье принадлежало Данилову монастырю. В 1628–1629 гг. сянщенником здесь был Стефан (Истор. статистическое описание церквей и приходов Владим. епархии, вып II, 126–129).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В 1740 году старанием нового епископа Новгородского Амвросия (Юшкевича; † 1745) Духовная славянская школа была преобразована в Духовную семинарию. Из всего тысячного состава учащихся Духовной школы Тимофей, как один из способнейших к наукам, был переведён во вновь открытую семинарию и принят на казённое содержание. С этого времени он стал получать бесплатно хлеб и кипяток. «Бывало, как получу хлеб, – говорит он, – половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: Величаем тя, святителю!». Обучался Тимофей в семинарии почти 14 лет: два года – грамматике и по четыре года – риторике, философии и богословию. Длительный период обучения связан с тем, что в недавно открытой семинарии был недостаток учителей. В 1754 году, по окончании семинарии, Тимофей получил кафедру риторики, одновременно преподавал греческий язык и богословие. 10 апреля 1758 года архимандритом Новгородского Антониева монастыря Парфением (Сопковским; † 1795; впоследствии епископ Смоленский и Дорогобужский) Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон и назначен преподавателем философии в Новгородской семинарии. 18 января 1759 года определён префектом Новгородской духовной семинарии и по просьбе Тверского епископа Афанасия (Вольховского; † 1776) назначен архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря. В том же году переведён архимандритом Тверского Успенского Отроча монастыря с назначением ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. Затем управлял Новгородским Хутынским Спасо-Варлаамиевым монастырём. 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с назначением управляющим Хутынским монастырем. По поводу хиротонии архимандрита Тихона во епископа интересен следующий факт. Когда потребовалось назначить викария в Новгородскую епархию, архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов; † 1767) предложил семь кандидатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Всё чаще стали появляться и нервные, и сердечные приступы, самые незначительные простуды давали тяжёлые осложнения. В высшей степени требовательный и даже, можно сказать, беспощадный к себе святитель не счёл себя вправе занимать епископскую кафедру из-за опасения хотя бы малейших упущений по службе, которые могли быть вызваны его болезненным состоянием. 17 декабря 1767 года, по своему настойчивому прошению, он получил разрешение удалиться на покой. Ему была назначена пенсия и дозволено жить там, где он пожелает. Святитель сначала поселился в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре (в 40 вёрстах от Воронежа), с марта 1769 года (из-за неблагоприятных климатических условий) переехал в Задонский монастырь, где и жил до самой кончины. Живя на покое, святитель Тихон показал пример высокого благочестия и аскетизма. Всё время его проходило в богословских занятиях и молитве, за исключением 4–5 часов тревожного сна. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную. Несмотря на слабость сил, часто занимался тяжёлыми работами (колол дрова, косил сено и т. д.). Строгий к себе, он был любовно снисходителен к другим. Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательнее, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием. Будучи богословом и подвижником, смиренно брал уроки духовной мудрости и духовного утешения из уст простых, неграмотных, но благочестивых монастырских старцев. Святитель радовался всякому вразумлению, смиряющему его. Однажды, сидя на крыльце своей кельи, чувствовал святитель Тихон, что в душе его восстают помыслы высокоумия. В эту минуту подбежал к нему юродивый Каменев, проживающий иногда в Задонском монастыре, и, ударив святителя по щеке, сказал ему на ухо: «Не высокоумь!» Поражён был святитель прозорливостью убогого и в ту же минуту почувствовал, что дух высокоумия замер в его душе. Юродивому за это врачевство святитель выдавал ежедневно по 3 копейки до самой кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

zkaluga.narod.ru/churches/ С территории бывшего кремля, от Троицкого собора, удобно выйти к Мироносицкой церкви, ориентируясь на её высочайшую колокольню, видную издалека, за несколько кварталов. Это – церковь бывшей Ямской слободы. По древней местной традиции, первый весенний выгон скота совершался на день Жён Мироносиц. По этому случаю совершался и молебен «на выгон скота». В 1698 г. «иждивением приходских людей» была построена деревянная церковь в честь Жен Мироносиц. Самыми почитаемыми образами в ней были старинные иконы св. Власия и свв. Флора и Лавра – покровителей коневодства. В те времена ямщики должны были сами содержать лошадей: ямской извоз – казённая служба, но лошади – свои. В 1767 г. деревянная церковь сгорела. На её месте построили каменную, но из-за неудачной кладки фундамента она уже через считанные годы пришла в аварийное состояние. Новую церковь построил знаменитый архитектор Ясныгин. Заложенная им позже кафедрального собора (в 1798 г.), она была достроена и освящена значительно раньше (в 1804 г.). С тех пор величественный храм Жён Мироносиц является одним из главных украшений Калуги. В былые времена он был и хранителем многих святынь. Здесь особо чтилась икона Сретения (писана по обету во время чумы 1771 г., обносилась тогда с крестным ходом: именно здесь, у Московских ворот, «отражали» чуму, как врага). Местно почитались иконы: Казанская (с крестом-мощевиком), Спаса Нерукотворного, свв. муч. Флора и Лавра, св. муч. Власия. К сожалению, большая часть святынь сгинула после закрытия храма в 1930 г. С 1990 г. началось его возрождение. Основной объём огромной церкви – круглая розово-лиловая башня в стиле раннего классицизма. Её венчает полусферическая кровля. Над кровлей – как бы ещё одна башенка с высоким барочным куполом (у храмов той переходной эпохи ещё встречается частичное «наложение» стилей: барокко и классицизма). У храма – огромные окна, разделённые плоскими полуколоннами с ионическими капителями. В те времена, в отличие от древнерусской архитектуры, ценились церкви, в которых «много света». Мироносицкая – именно из таких! Окна нижнего яруса – круглые, как пушечные бойницы древней крепостной башни. Колокольня построена чуть позже храма (в 1818-1833 гг.) и уже другим архитектором – Соколовым. Но цельность ансамбля позволяет говорить о едином замысле: вероятно, Соколов лишь продолжил задуманное Ясныгиным.

http://sobory.ru/article/?object=01751

Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве)//Новый мир. 1957. 6. С. 255 – 257. 507 Ирмос (от греч. ερμς, букв. – сплетение) – в византийском певческом искусстве первоначально строфа, соединявшая библейскую песнь с христианскими гимнами силлабического сложения. С VIII в. 1-я строфа каждой из девяти песен канона, мелодико-ритмическая модель ее тропарей. Также жанр древнерусской церковной музыки. 509 Антифон (греч. ντφωνος – звучащий в ответ) – песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами или солистом и хором. 510 См.: Пилинога В., прот. Юбилейные торжества в Псковском Свято-Троицком кафедральном соборе (23 – 24 июля 1957 года)//ЖМП. 9. С. 9 – 10. 511 Алексеев Николай Николаевич (1879 – 1964), философ, правовед, участник евразийского движения. В 1922 – 1931 гг. преподавал в Праге и Берлине, в 1931 – 1948 гг. – в Страсбурге и Белграде. В 1946 г. принял советское гражданство. Умер в Женеве. 513 Имеется в виду Л. Н. Гумилев. С П. Н. Савицким его познакомил М. А. Гуковский, который находился в мордовском лагере вместе с П. Н. Савицким. М. А. Гуковский дал Л. Н. Гумилеву пражский адрес П. Савицкого. «Десять лет мы переписывались, – рассказывает Л. Гумилев, – а когда я приехал в Прагу на археологический конгресс в 1966 году, он встретил меня на вокзале. Мы несколько раз встречались, долго гуляли, он рассказывал о пережитом...» ( http://gumilevica.KulichKi.net/LSB/lsbl070.htm ). 516 Вероятно, имеется в виду «Малороссийский гербовник», составленный в соавторстве с В. К. Лукомским (СПб., 1914). 518 Антоний (Соколов Алексей Федорович; 1767 – 1827), архиепископ Подольский и Брацлавский (1819 – 1823). В 1823 г. уволен на покой в Воронежский Задонский монастырь. Пребывая на покое, составил выборку из творений Димитрия Ростовского «Поклонение Страстям Христовым и Пресвятой Богородице» – молитвословие, включенное архиепископом Антонием в ежедневное келейное правило. 520 Только что в Москве вышел богатейший сборник о Ф. И. Шаляпине, где воспроизведены и рисунки Виктора Михайловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Иоанникий в 1748 перев. из Кизического; а 1754 – в Зилантов. Феофил Игнатович в 1754 перев. из Зилантова, а в сент. 1765 – в Саввин Сторожевский. [ Макарий , игум., в сент. 1765 прин. от Феофила.] Иероним Формаковский , из префектов акад., в 1766 и 67, перев. в Свияжский. Константин Борковский в 1767 перев. из Московского Даниилова, а 1772 – в Печерский Нижегородский. Платон Любарский 5 авг. 1772 перев. из Слободского Богоявленского, а 30 окт. 1785 – в Свияжский. Гедеон Замыцкий в исх. 1785 перев. из Московского Крестовоздвиженского, а 9 янв. 1790 в Свияжский. Амвросий Яковлев-Орлин 3 февр. 1790 перев. из Кизического, а в мар. 1794 – в Заиконоспасский. Арсений Домонт 20 мар. 1794 перев. из Нижнеломовского, а 25 июля 1797 – в Новгородский Вяжицкий. Ксенофонт Троепольский 7 февр. 1798 перев. из Зеленецкого, а 24 авг. 1799 – в Свияжский. Антоний Соколов произведён 30 авг. 1799, а 2 февр. 1808 хирот. в викария Новгородского. Епифаний Канивецкий 6 февр. 1808 перев. из Виленского Свято-Духова, а 26 мар. 1816 хирот. в еписк. Воронежского. Афанасий Протопопов 18 мар. 1816, из инспекторов С.-Петербургской духовной акад.; 28 июля 1817 перев. в Колязин. Феофан Александров 30 июля 1817 перев. из Домницкого, а 14 нояб. 1832 – в Донской. Стефан , в 1832–1844, 31 мая перев. в Мценский Петропавловский. Климент 31 мая 1844 перев. из Мценского Петропавловского; 1852 перев. в Новый Иерусалим. Иосиф , 1852. (Адрес-Календарь.) Григорий , архиерей Казанский, управлял 1853. Никодим , еписк. Чебоксарский, 1854–1861. Управлял иеромонах Иов 1862–69. 3 Зилантов (с Илантовы горы) Успенский, в Казани, основан около 1555 г. Третьеклассный. [IV, 182; VI, 519.] (Возведён в 2-й класс 24 окт. 1836). Игумены Иоаким , 12 июня 1560. Вениамин , 4 авг. 1574. Порфирий , 1574 и 75. Иродион , 28 февр. 1585. Герман , 1588. Антоний , 1593–99. Корнилий , 1603. Иосиф , 1606–1613. Геннадий , 1621–28. Никодим , 1632–36. Исаия , 1639 и 40. Савватий , 1642–44. Архимандриты Дионисий , с 1644 игум.; с 1652 архим. После перев. в Седмиезерный (?).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

67 . ЛАВРЕНТИЙ Баранович, в 1767 году переведён из Антониева монастыря. В 1774 году, Августа 6 дня, хиротонисан в Епископа Вятского. 68 . ТАРАСИЙ Вербицкий, в 1774 году переведён из Антониева монастыря. В 1775 году, Апреля 2 переведён в Иверский монастырь. 69 . АРСЕНИЙ I Бузановский, с 1775 года переведён из Спасо–Ярославского монастыря. В 1782 году переведён в Юрьев Новгородский монастырь. С 1787 года Настоятелями паки стали быть Ж) Епископы Старорусские: 70 . ФЕОФИЛ Раев, в 1782 году, Мая 26 переведён из Антониева монастыря Архимандритом. В 1787 году, Апреля 21, хиротонисан в Епископа Старорусского, Викария Новгородского с предоставлением Настоятельства Хутыня монастыря. Он скончался в 1812 году, Декабря 22, в Тамбове, будучи там с 1788 года, Мая 6, Епархиальным Епископом. 71 . АФАНАСИЙ Вольховский, с 1787 до 1795 года. Потом Епископ Могилёвский. 72 . ДОСИФЕЙ Ильин, с 1795 до 1798 года, потом Епископ Орловский. 73 . АРСЕНИЙ II Москвин, с 1798 года. В 1799 году переведён в Воронеж, и там, в 1810 году, Мая 6 скончался. 74 . АНТОНИЙ III Знаменский, с 1799 по 1802 годы. Ныне Архиепископ Ярославский. 75 . МИХАИЛ Десницкий, с 1802 до 1804 годы. Ныне Архиепископ Черниговский. 76 . ЕВГЕНИЙ Болховитинов, с 1804 по 1808 годы. Ныне Епископ Калужский. 77 . АНТОНИЙ IV Соколов, с 1805 года, Февраля 2. Ныне Епископ Воронежский. 78 . ИОАСАФ II Сретенский. В 1810 году, Ноября 21, хиротонисан из Архимандритов первоклассного Калязина монастыря и Ректоров Тверской Семинарии. В 1813 году, Июля 6, переведён в Смоленск. 79 . МЕФОДИЙ Пишнячевский, в 1813 году, Сентября 21 хиротонисан из Архимандритов Троицы Сергиевой, что по Петергофской дороге, пустыни и Ректоров Александро-Невской Семинарии. 126 В этом приделе в 1809 году, Января 30, погребён супруг её, действительный Статский Советник и Кавалер Иван Карлович Борзов. 128 Трость эта мерой в длину 1½ аршина и ½ вершка, толщиной 1½ вершка, набалдашник шарообразный хрустальный в окружности равен 3 вершкам. 130 Rerum Moscoviticarum commentarii Sygismundi liberi Baronis in Herberstein & caet. Edit. a Ioh. Operino. Basileae. Герберштейн был в России в начале XVI столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Только четыре года и семь месяцев управлял святитель Тихон Воронежскою паствою. Иноческие подвиги, пастырские труды, заботы и огорчения, бывшие следствием различных препятствий к исполнению его благих намерений, расстроили его здоровье. Его влекли уединение и молитва: он подал прошение об увольнении его на покой. На покое Свт. Тихон Задонский. Икона 2-й пол. XIX в. (Донецкий областной художественный музей. Дерево, масло, 18,5х14,2) В 1767 году он был отставлен от управления паствою с назначением ему пенсии в размере 500 рублей. Для пребывания своего на покое избрал сперва святитель заштатный Толшевский Преображенский монастырь , но, ввиду неблагоприятной для его здоровья местности, перешел в 1769 году в Богородицкий монастырь в Тешевке (с 1779 года - Задонске ). Здесь он прежде всего раздал все свои вещи, оставив себе лишь самое необходимое. Пенсию свою он также раздавал. Во время своего очень скромного обеда он всегда сокрушался о тех, кто и этого не имел. Часто выходил он под видом простого инока на базарную площадь, чтобы расспрашивать приезжих крестьян об их нуждах и посылать им помощь. Он любил собирать к себе бедных детей, учить их молитвам и оделять их хлебом и мелкими деньгами: свое горькое детство он всегда помнил. Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы. Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы. Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию , куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре . Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: " Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда " . Келейник передал это Преосвященному. " Если так, - сказал святитель, - не поеду отсюда " , - и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку , где в доме Бехтеевых сам совершал богослужение . Ездил святитель и в Толшевский Преображенский монастырь , который он любил за уединение. Для уединенной молитвы он запирался в своей келье, и оттуда до келейников долетали его молитвенные вздохи; " Господи Иисусе, помилуй мя! " Его видели осиянным благодатным светом. Раз сподобился он явления распятого Господа Иисуса Христа.

http://drevo-info.ru/articles/474.html

Этот Иоанн на некоторое время приглашал к себе Нила, и они совместно занимались чтением и изучением священных и святоотеческих книг. Однажды Нил прекрасно пояснил Иоанну один догмат, неясно выраженный у Григория Богослова , сопоставив параллельные места в творениях последнего и доказав согласие своего понимания с общецерковным учением... 1766 Удалившись из монастыря в уединение, Нил ежедневно от шестого часа вечера до девятого занимался чтением, исследуя закон Господень, творения отцов и учителей Церкви. 1767 Он заучивал наизусть многие изречения и слова Григория Богослова и прочих учителей и часто произносил их во время вечерних прогулок, когда предавался богомыслию. 1768 Св. Нил читал между прочим и следующие книги: «Церковную историю ( πρακτικ στορα)» блаженного Феодорита , епископа Киррского; 1769 похвалу св. апостолам, написанную св. Иоанном Дамаскином ямбическими стихами; 1770 откровение св. Симеона, подвизавшегося на Дивной горе ( τ θαυμσιον ρος) близ Антиохии; 1771 творения Василия Великого , Иоанна Златоуста , Ефрема Сирина , Феодора Студита . 1772 Он достиг таких познаний в богословии и был так начитан в святоотеческой и иной литературе, что свободно отвечал на самые трудные богословские вопросы, предлагаемые не только христианами, но и людьми других вероисповеданий. 1773 Преп. Ирина, впоследствии игуменья константинопольского монастыря Хрисоволанта, наряду с другими подвигами так прилежно изучала Св. Писание и жития святых, что, казалось, имела вдохновенные пророческие уста. Она и о подвиге стояния, которым прославилась, узнала из жития св. Арсения, впервые применившего его. 1774 Занимаясь чтением и изучением Св. Писания, святоотеческой и иной литературы, византийские монахи любили и книги, приобретали их и собирали для себя. В 1049 г. между одним южно-итальянским греческим монахом Фантином и епископом Киннамом состоялась следующая торговая сделка: первый продал последнему свой дом за восемь номисм; из них четыре номисмы Фантин уступил Киннаму с тем условием, чтобы он поминал в своих молитвах его умерших родственников, а вместо остальных денег взял от епископа три книги стоимостью в четыре номисмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Паисия, с которыми он подвизался в знаменитом Валаамском монастыре. Он был человек простой и давал людям духовные советы в практической, часто шутливой форме. К нему стали приходить толпы людей, и начальство запретило ему принимать посетителей, но митрополит Филарет заступился за него. После смерти отца Леонида в 1841 г. старцем стал иеросхимонах Макарий (Иванов) (ум. 1860), человек образованный, любивший философию и искусство. К нему в Оптину потекли образованные люди, писатели, художники, профессора. Всего дольше Оптинским старцем был преп. Амвро сий (Гренков) (ум. 1891). К нему уже пошла, можно сказать, «вся Россия». Старец вставал в пять часов утра и, после молитвы, диктовал письма, от пятидесяти до шестидесяти в день. Потом открывал двери кельи и принимал всех, кто приходил к нему за советом. К нему ездили и Гоголь, и Достоевский, и Толстой, и Владимир Соловьев. Духовное руководство старцами мирян было особенным и новым явлением в русской церковной жизни. Через «старцев» проповедь христианской жизни как бы выходила за стены монастыря и входила в самую гущу человеческой жизни. Это показал Ф. Μ. Достоевский в своем романе «Братья Карамазовы», где в образе старца Зосимы читатели усматривали черты преп. Амвросия Оптинского . Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Сын бедного дьячка Тимофей Соколов пережил очень трудное детство, а затем, окончив духовную семинарию, стал учителем. В возрасте тридцати четырех лет он принял монашество с именем Тихон, а потом был посвящен в епископа Воронежского. Святитель Тихон постоянно учил простой народ, рассылал все свои деньги по тюрьмам и богадельням и сам в одежде простого монаха посещал больных и бедных. В 1767 г. он оставил свою епархию и поселился в монастыре около города Задонска. Там он написал много замечательных книг о христианской жизни, а также учил молитвам окрестных крестьянских детей. Сохранилась запись его рассказа о своем детстве, которую мы приводим в приложении к этой главе. Преподобный Серафим Саровский (1759–1833) . В XVIII веке в самом центре России явился великий святой – преп. Серафим Саровский , имя которого в миру было Прохор Мошнин. Ему было только семь лет, когда умер его отец, подрядчик, строивший храмы, и его мать стала продолжать его дело. Семи лет Прохор упал с колокольни, но остался невредимым, а потом выздоровел от тяжелой болезни, исцеленный молитвой к Божией Матери. Восемнадцати лет он стал послушником в Саровской обители в Тамбовской епархии и в течение многих лет трудился там на разных работах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010