Но послушные «вождю мирового пролетариата» ГПУ, НКЮ, МЧК и Ревтрибунал вершили свое дело: ГПУ, пользуясь мельчайшими предлогами, арестовало с конца марта до середины апреля большую группу священников и мирян, оказавшихся возле тех храмов, изъятие ценностей в которых вызвало возмущение верующих. В некоторых церквах прихожане были созваны колокольным звоном, что особенно обеспокоило «органы». Из священников в первую очередь были арестованы и предстали перед следствием те, кто присутствовали на благочинническом собрании, проведенном 7 марта управляющим Московской епархией Крутицким архиепископом Никандром; именно здесь было прочитано воззвание Святейшего Патриарха Тихона в связи с изъятием церковных ценностей. Так, 22–23 марта были арестованы протоиереи: Виктор Кедров (председатель Епархиального совета г. Москвы), Василий Вишняков, Христофор Надеждин, Сергий Фрязинов, а также иеромонах Макарий (Телегин), несколько мирян, в том числе Ефимов, Чернов, Брызгалов и др. 3–5 апреля – протоиереи и священники Василий Соколов , Сергий Розанов, Павел Лепехин, Петр Никольский, Дмитрий Крючков и другие лица, в том числе Варвара Брусилова, оказавшаяся самой смелой из всех подследственных. 8 апреля – благочинные протоиереи Александр Добролюбов, Александр Заозерский, Николай Поспелов, Борис Забавин, ректор Московской Духовной Академии Анатолий Орлов и другие лица. За четыре с лишним года репрессивный аппарат ГПУ научился работать как хорошо отлаженная машина. Весьма малограмотными «следователями» (в частности М. Туляковым) на стандартных бланках предписаний выписывался типовой ордер (орфография подлинника сохранена): ордер на обыск и арест гражданина ... (фамилия, имя, отчество) проживающего ... (адрес) от имени ... (начальника Секретного отдела М. Ч. К.), обвиняемого: в гитации против постонов[ления]... об изятий цирков [ных] ценностей]. Примечание: забрат всю пириписку, касающию его обвенения 7 Сразу же или в ближайшие дни после доставления на Лубянку арестованные подвергались протоколируемым допросам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Сергей Федорович Тихомиров родился в 1866-м или 1867-м году в семье московского купца 2-й гильдии, состоявшего в купечестве с 1867 года и торговавшего в Охотном ряду. С 1895 года числился самостоятельным владельцем мясной лавки на Арбате. Вторая лавка появилась у него в 1902-м году в Дорогомилове, куда он и переехал в 1910-м году. Лавка Сергея Федоровича находилась напротив храма, он одним из первых узнал о разграблении храма и бросился защищать церковные святыни. На суде Сергей Федорович также держался мужественно, пощады не просил, от последнего слова отказался. 8 мая 1922 года Сергий Тихомиров, а вместе с ним еще 10 священнослужителей, проходивших по «делу об изъятии церковных ценностей», были приговорены к расстрелу. Лавка Сергея Федоровича находилась напротив храма, он одним из первых бросился защищать церковные святыни Как записано в протоколе следствия, задержанные обвинялись в том, что «перекладывали свою вину на вышестоящую иерархию, ссылаясь на существующую между ними дисциплину, а частью скрывая свои политические цели, подобно книжникам и фарисеям”, оправдывая свое сопротивление ложью о Боге и якобы установленных Им законах, воспрещающих отдавать церковные предметы не только на дела милосердия вообще, но даже спасения жизни умирающих от голода... несмотря на то, что приглашенная на суд судебная экспертиза из группы верующих христиан категорически признала такое изъятие вполне отвечающим христианскому учению...”». После того как стало известно о приостановлении исполнения смертного приговора, с разрешения начальника тюрьмы осужденные подали ходатайство о смягчении условий содержания, но оно было отклонено. В тот же день Сталин направил записку членам Политбюро: «Московский суд приговорил к расстрелу 11 человек, из них большинство попы... Каменев предлагает ограничиться расстрелом двух попов. Прошу голосовать за” или против” предложения... Каменева. Я лично голосую против отмены решения суда». Состоялось голосование: Ленин, Троцкий, Сталин и Зиновьев проголосовали за смертный приговор. Таким образом, 18 мая 1922 года Политбюро приняло окончательное решение о расстреле – правда, только 5 человек из 11 приговоренных. Всех их подстригли и обрили, чтобы в них нельзя было узнать лиц духовного звания. 26 мая 1922 года иеромонах Макарий (Телегин), протоиереи Александр Заозерский, Христофор Надеждин, Василий Соколов и мирянин Сергий Тихомиров приняли мученическую кончину в помещении архива бывшего страхового общества, где в полуподвальном этаже, в глухих комнатах для сейфов, расстреливали осужденных. Тела новомучеников были привезены на Калитниковское кладбище и захоронены в безвестной могиле. В августе 2000 года подвижники были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

http://pravoslavie.ru/146375.html

Патриарх отреагировал на декрет новым посланием к пастве, в ко тором он заявил о недопустимости изъятия священных предметов «употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается ею как святотатство - миряне отлучением от нее, священнослужители - извержением из сана» (Ап. 73, Двукр. 10). Это послание было разослано епархиальным архиереям. Приходские советы вынесли решение о недопустимости изъятия из храмов богослужебных предметов. Когда декрет ВЦИК стал приводиться в исполнение, вокруг храмов собирались толпы народа; произошли столкновения, пролилась человеческая кровь. В связи с этим в разных городах страны возбуждены были уголовные дела. В Москве судили группу духовных лиц, обвиняемых в подстрекательстве к беспорядкам при изъятии церковных ценностей. В качестве свидетеля на суд вызвали святого Патриарха Тихона. После допроса Патриарха 9 мая 1922 года «Правда» писала: «В Политехнический музей на процесс «благочинных» и на допрос Патриарха набилась тьма народа. Патриарх смотрит на беспримерный вызов и на допрос свысока. Он улыбается наивной дерзости молодых людей за судейским столом. Он держится с достоинством. Но мы присоединимся к грубому святотатству московского трибунала и вдобавок к судебным вопросам бухнем еще один, еще более неделикатный вопрос: откуда такое достоинство у Патриарха Тихона?» Суд вынес суровые приговоры: несколько обвиняемых священников - Заозерский, Добролюбов, Надеждин, Вишняков, Орлов, Фрязинов, Соколов, иеромонах Макарий (Телегин) и прихожан московских храмов (Тихомиров, Рахманов и Брусилова - племянница знаменитого полководца) были осуждены на смертную казнь, другие осуждены на разные сроки. Трибунал вынес также постановление о привлечении Патриарха Тихона и архиепископа Крутицкого Никандра (Феноменева) к суду в качестве обвиняемых. Постановления о привлечении к ответственности Патриарха выносили и провинциальные трибуналы, через которых проходили дела о беспорядках, учиненных в разных городах и селах страны в связи с проведением в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей.

http://sedmitza.ru/lib/text/439995/

Влияние Владыки Вениамина было очень велико на верующих. Обновленцы не могли с этим смириться. 25 мая протоиерей Александр Введенский посещает его с извещением «в том, что он, согласно резолюции Святейшего Патриарха Тихона, является полномочным членом ВЦУ и командируется по делам Церкви в Петроград и другие местности Российской Республики». Митрополит Вениамин А 28 мая в послании к петроградской пастве отлучил от Церкви Введенского, Красницкого и Александр Введенский - протоиерей, в обновленческом расколе - митрополит Это был тяжелый удар по авторитету «Живой Церкви». Влияние Владыки Вениамина было очень велико на верующих. Обновленцы не могли с этим смириться. Вновь к нему явился Введенский в сопровождении ответственного за церковные дела в губкоме РКП(б) И. Бакаева. Они предъявили ультиматум: отмена послания от 28 мая или создание против него и других петроградских священников дела по сопротивлению изъятию церковных ценностей. Владыка ответил отказом. 29 мая он был арестован. С 10 июня по 5 июля 1922 г. в Петрограде прошел процесс, по которому 10 человек приговорили к расстрелу, 36 - к тюремному заключению. Затем 6 приговоренных к расстрелу помиловал ВЦИК, а четверо были расстреляны в ночь с 12 на 13 августа: митрополит Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (председатель Поместного Собора 1917-1918 гг., в миру - В. П. Шеин), председатель правления общества православных приходов Ю. П. Новицкий и юрист Н. М. В Москве также судили группу священнослужителей, обвиняемых в подстрекательстве к беспорядкам. В качестве свидетеля был вызван на суд Патриарх Тихон. После допроса Патриарха 9 мая 1922 г. «Правда» писала: «В Политехнический музей на процесс " благочинных " и на допрос Патриарха набилась тьма народа. Патриарх смотрит на беспримерный вызов и на допрос свысока. Он улыбается наивной дерзости молодых людей за судейским столом. Он держится с достоинством. Но мы присоединимся к грубому святотатству московского трибунала и вдобавок к судебным вопросам бухнем еще один, еще более неделикатный вопрос: откуда такое достоинство у патриарха По решению трибунала 11 обвиняемых были приговорены к расстрелу. Патриарх Тихон обратился к председателю ВЦИК Калинину о помиловании осужденных, поскольку они никакого сопротивления изъятию не оказывали и контрреволюцией не занимались. ВЦИК помиловал шестерых лиц, а пятеро - протоиереи Александр Заозерский, Василий Соколов, Христофор Надеждин, иеромонах Макарий Телегин и мирянин Сергей Тихомиров - были казнены. Трибунал также вынес постановление о привлечении Патриарха Тихона и архиепископа Крутицкого Никандра (Феноменова) к суду в качестве обвиняемых.

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/18/ob...

Сонм новомучеников На южной стене храма – много небольших икон с изображением новомучеников. Присматриваюсь: многие сюжеты вижу впервые, да и вряд ли где-нибудь еще увижу. Пока не началась исповедь (здесь, под иконами – аналой), отец Константин рассказывает мне о некоторых. 1918 год. Первые новомученики Бутырские: епископ Селенгинский Ефрем, протоиерей Иоанн Восторгов (расстреляны на Ходынском поле), Николай Варжанский. Икона «Изъятие церковных ценностей». На ней – воспротивившиеся беззаконию протоиереи Василий Соколов, Христофор Надеждин и Александр Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров. Священномученик Василий Иванов, староста двух московских храмов, изображен с иконой царя-страстотерпца Николая. – Он очень долго сидел, его пытали, уже и следователя его расстреляли, никак не могли обвинение предъявить, – объясняет отец Константин. – Наконец, решили провести повторный обыск и нашли в квартире маленькую фотокарточку царя. Кузнец Василий сказал, что является монархистом – и был расстрелян. Вот священномученик Георгий Извеков, духовный композитор. Расстрелянная в 37-м на Бутовском полигоне мученица Татьяна Гримблит, которая организовывала помощь заключенным и ссыльным. Мученица Татьяна Гримблит – Наши столпы Церкви писали ей: «Спасибо за носочки, но еще большую ценность представляет для меня Ваше письмо. Я готов был отчаиваться, а Вы меня поддержали». Кстати, – отец Константин немного меняет тему, – тюремное служение – дело очень сложное, тут может быть много искушений. Волонтеры здесь крайне нужны, но если хотите этим заниматься, непременно нужно взять благословение у духовника – на переписку с узниками, например, сбор помощи, проведение каких-то занятий. Сейчас идет речь о том, чтобы в каждом викариатстве назначались ответственные за тюремное служение мирян – буквально на днях мы обсуждали это с владыкой Арсением. Когда Христос улыбается А вот образ священномученика Владимира Амбарцумова – тестя протоиерея Глеба Каледы, настоятеля Покровского храма в Бутырке в 1992-94 гг. В этом году исполняется 25 лет, как здесь была отслужена первая литургия после гонений.

http://pravmir.ru/ochered-v-hram-zaklyuc...

В Шуе от настоятеля местного собора протоиерея Павла Светозарова требовали признать наличие контрреволюционного заговора. Хотя пастырь не был причастен к беспорядкам и наличие заговора не удалось доказать, отец Павел был приговорен к расстрелу. Вместе с ним были расстреляны священник Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков (память мучеников 10 мая). В апреле – мае 1922 г. прошел судебный процесс против московского духовенства и мирян. Православных обвиняли в сопротивлении изъятию ценностей, хотя часто оно могло выражаться в простом словесном возмущении происходящим. Показателен допрос одного из обвиняемых – иеромонаха Макария (Телегина). Принявший монашество после чудесного видения в раннем детстве отец Макарий с юности жил как подвижник, подолгу уходя для молитвы в пещеру. На суде преподобномученик держался независимо и смело. На вопрос судей о его убеждениях он отвечал: –Я по убеждениям монархист. –Как же вы монархист, когда монарха нет? Ведь апостол Павел говорит: повинуйтесь существующей власти. –Я и повинуюсь: живу тихо, смирно, как все смертные, власти не касаюсь. –Это Вы там (в домовой церкви) оскорбили Комиссию? –Да, я назвал членов ее грабителями и насильниками. Я служитель Престола, и мне очень тяжело, когда отбирают священные предметы. Арестованных пастырей обвинили и в рассылке послания патриарха Тихона, которое было названо контрреволюционным. 8 мая суд приговорил к расстрелу 11 человек, однако шестеро из них были помилованы. Пять человек – протоиереи Александр Заозерский, Василий Соколов , Христофор Надеждин, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров были расстреляны (память мучеников 26 мая). «Для меня лично смерть не страшна, – говорил священномученик Александр Заозерский, – я верую, что Господь каждому шлет умереть тогда, когда надо». «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом», – сказал перед смертью преподобномученик Макарий. Было решено привлечь к ответственности и патриарха Тихона. Параллельно с этим в ГПУ готовили и церковный раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пытаясь дискредитировать Церковь своими обвинениями духовенства в отказе помогать голодающим и насаждая в церковной жизни обновленческий раскол, который выступал под знаменем примирения христианства и коммунизма, большевистский режим стремился придать своим гонениям в 1922-1923 годах видимость " революционной законности " , сопровождая уничтожение священнослужителей инсценированными пропагандистскими процессами. Именно после наиболее громких из этих процессов, петроградского и московского, летом 1922 года были расстреляны митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), горячо любимый петроградской паствой, избравшей его в 1917 году на митрополичью кафедру, архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров, глубоко почитавшиеся православными москвичами протоиереи Александр Заозерский, Христофор Надеждин, Василий Соколов, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров. Уничтожив в ходе репрессий 1922-1923 годов от 6 до 7 тысяч представителей духовенства и монашества, большевистский режим впоследствии уже не пытался организовывать показательные процессы над священнослужителями. Ибо опыт процессов начала 1920-х годов убедил церковных гонителей в невозможности превратить мучеников Церкви в кающихся в политических грехах марионеток подобных тем, которыми стали на политических процессах 1930-х годов партийные руководители, репрессированные Сталиным. Значительные уступки в области церковно-государственных отношений, на которые пришлось пойти летом 1923 года св. Патриарху Тихону, и еще более значительные уступки в области кадровой политики Церкви, на которые пошел летом 1927 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), лишь на несколько лет ослабили церковные гонения. Однако уже в период 1928-1934 годов, по мере свертывания НЭПа и проведения политики коллективизации церковные репрессии приобрели невиданный ранее по широте охвата характер. В этот период в дополнение к более чем восьми миллионам жертв коллективизации и во многом организованного государством голода начала 1930-х годов было репрессировано около 40 тысяч представителей духовенства и монашества, из которых расстреляно было не менее пяти тысяч, ликвидированы все монастыри, количество действующих храмов сократилось с 28,5 тысяч до 10 тысяч.

http://religare.ru/2_80390.html

29 июля 1910 года Совет Московской Духовной академии под председательством епископа Феодора принял решение просить Святейший Синод о разрешении оставить отца Василия Соколова при академии третьим сверхштатным профессорским стипендиатом. 28 сентября Святейший Синод отклонил ходатайство Совета из-за «крайней ограниченности в настоящее время средств духовно-учебного капитала». 26 ноября распоряжением епархиального начальства отец Василий был определен в Николо-Явленскую церковь на Арбате. С 9 августа 1911 года он состоял членом Совета Братства Святителя Николая при Николо-Явленском храме. В 1922 году советские власти, используя как предлог голод в Поволжье, начали гонение на Православную Церковь . Когда комиссия по изъятию церковных ценностей пришла в храм Николы Явленного, отец Василий просил ее не изымать предметов, необходимейших в богослужении, отсутствие которых создаст трудности при причащении. Комиссия ему в этом категорически отказала. Чувство горечи и скорби овладело сердцем священника. Мы «не должны скорбеть… о материальной потере, – сказал он в проповеди 7 апреля, – тем более что вещи предназначены на нужды голодающих. Но прихожане не могут не скорбеть о том, что изъятые церковные сосуды могут быть превращены в предметы домашнего обихода… Положение верующих ныне подобно положению в Вавилонском плену. Иудеи обращались к Богу в надежде, что Он накажет тех, кто их пленил, за причиненное им зло, и прихожане могут надеяться, что Бог , попустивший изъятие церковных ценностей из храма, если таковые будут употреблены во зло, также воздаст тем, кто это сделал». Агент властей плохо расслышал проповедь и записал так, как счел нужным. Отец Василий был арестован. Всего было арестовано и привлечено к суду пятьдесят четыре человека, в том числе священники Христофор Надеждин, Александр Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергей Тихомиров. С 26 апреля по 8 мая в Московском Революционном Трибунале происходил суд. Обвиняемые держались мужественно и с достоинством. Многократно судьи пытались их соблазнить облегчением участи в обмен на показания против других, но они не соглашались.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И такие процессы были проведены. Некоторые из них, как например Московский, Петроградский, Смоленский, окончились смертными приговорами для части обвиняемых. В то время были расстреляны в Петрограде – священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский, архимандрит Сергий (Шеин) и миряне Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров. В Москве были расстреляны протоиереи Александр Заозерский, Василий Соколов, Христофор Надеждин, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров. Остальные приговаривались к заключению и ссылке в отдаленные глухие места. Если первый этап гонений 1918-1920 годов чаще всего проходил без соблюдения каких бы то ни было юридических формальностей, то гонения 1922 года проводились с привлечением судов и революционных трибуналов. Что касается числа пострадавших в этот период, то в одном из последних исследований Н.Н. Покровский, комментируя данные современной исторической науки по этому вопросу, пишет: " Документы Политбюро и Лубянки пока не дают возможности определить цифровые характеристики ни числа столкновений между верующими и властями, ни количества убитых и раненых в этих столкновениях, ни числа репрессированных. Из одной работы по истории РПЦ в другую переходит свидетельство активного участника событий " живоцерковного " протопресвитера В. Красницкого о том, что в ходе изъятия в 1922 году в стране произошло 1414 кровавых инцидента. Часто (хотя не всегда точно) приводятся сведения бежавшего из России священника Михаила Польского о том, что в 1922 году общее число жертв, погибших при столкновениях и расстрелянных по суду, было 2691 человек белого духовенства, 1962 монашествующих, 3447 монахинь и послушниц; всего 8100 жертв. В литературе встречаются и упоминания о том, что в связи с изъятием церковных ценностей в 1922 году в стране прошло 231 судебное дело, на коих были вынесены приговоры 732 человекам... " В результате были изъяты церковные предметы на сумму 4 650 810 р. 67 к. в золотых рублях. Из этих средств было решено истратить 1 млн. золотых рублей на покупку продовольствия для голодающих, вокруг чего была развернута агитационная кампания. Основные средства были использованы на саму кампанию по изъятию, или точнее говоря, на кампанию по расколу Русской Православной Церкви .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Следователь К.Н. Сахарчук, который вел дело архимандрита Кронида и других лаврских монахов, впоследствии был обвинен в фальсификациях и недозволенных методах следствия. 7 декабря 1937 года архимандрит Кронид был осужден тройкой УНКВД по Московской области по ст. 58–10, 58–11 УК РСФСР. Приговор – высшая мера наказания, расстрел. 10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой архимандрит Кронид был расстрелян, и с ним еще 10 человек. Среди них – келейник архимандрита Кронида, находившийся при нем свыше 35 лет, – монах Георгий (Потапов), четыре игумена – Никодим (Монин), Гедеон (Черкалов), Азария (Павлов) и Ксенофонт (Бондаренко), причем последний только накануне вернулся из ссылки и остался переночевать у отца Кронида, четыре иеромонаха – Серафим (Крестьянинов), Иаков (Марочкин), Лаврентий (Насонов) и Гедеон (Смирнов), а также благочинный Загорского округа протоиерей Димитрий Баянов. Трое из них – архимандрит Кронид, игумен Ксенофонт и иеромонах Серафим – прославлены в лике святых. Еще четверо – хозяин дома Николай (Никодим) Михайлович Сычев, священник Виталий Лукашевич, иерей Алексий Быстрицкий и послушница Анна Андреевна Самойлова – получили по десять лет лагерей. Протоиерей Димитрий Баянов, благочинный Загорского округа Репрессии ХХ века на Радонежской земле. Новомученики и исповедники лавры, ее скитов и подворий В хронологии репрессий ХХ века на Радонежской земле можно выделить несколько основных моментов. Помимо группового дела П-59458 – «Дела архимандрита Кронида и др. г. Загорск, 1937 г.», или, как его еще называли, «Дела Ипполита» – было сфабриковано еще несколько дел, связанных с лаврой и ее окрестностями и отмеченных знаковыми событиями. 23 февраля 1922 года вышло постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей, и в этом же 1922 году состоялся разгром Троицкого Сухаревского подворья в Москве. Были изъяты помещения и церковные ценности. В Сергиевский храм подворья комиссия пришла 3 апреля 1922 года. Члены комиссии действовали нарочито грубо и кощунственно. Один из насельников подворья иеромонах Макарий (Телегин) в лицо назвал их грабителями и насильниками. Тут же последовал его арест и заключение в тюрьму. Отец Макарий был одним из 54-х арестованных по делу об изъятии церковных ценностей, или так называемому «Московскому судебному процессу 1922 года». 8 мая он был приговорен к высшей мере наказания в числе десяти священнослужителей (одиннадцатым был мирянин Сергий Тихомиров). 18 мая 1922 года Политбюро приняло окончательное решение о расстреле – правда, только пяти человек из одиннадцати приговоренных. 26 мая 1922 года были расстреляны: иеромонах Макарий (Телегин), преподобномученик; протоиерей Александр Заозерский, священномученик; протоиерей Христофор Надеждин, священномученик; протоиерей Василий Соколов, священномученик; Сергий Тихомиров, мученик.

http://pravoslavie.ru/143346.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010