«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Написанная в Санкт-Петербурге икона святого праведного отца Иоанна Кронштадтского в год 100-летия кончины " всероссийского батюшки " как дар православной России доставлена на Афон. Торжественная встреча иконы состоялась в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре Святой Горы в канун престольного праздника обители.   Группу паломников возглавлял настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов, по инициативе которого был создан образ. Дело в том, что на Афоне до сих пор не было большой храмовой иконы святого, хотя монахи чтят его и молятся ему. Еще в 1932 году, задолго до канонизации батюшки в России, насельники Святой Горы написали ему акафист - первое гимнографическое произведение, посвященное русскому праведнику.     " Нас встретили на афонской пристани, образ принял привратник монастыря, старец Олимпий, который проводил нас в собор великомученика Пантелеимона. Рядом с его чтимой иконой и был установлен образ кронштадтского подвижника. Промыслом Божиим к нему первыми приложились посетившие в этот день Афон генеральный прокурор России Юрий Чайка и его коллега из Греции " , - сообщил отец Геннадий " Воде живой " . Как известно, отец Иоанн Кронштадтский не был на Афоне, но благословил после своей кончины в 1908 году нескольких духовных чад подвизаться именно там. На Святую Гору при посредстве русского священника Иоанна Ставского была доставлена риза батюшки Иоанна, которая хранится в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Рядом с ним и будет постоянно находиться икона из северной столицы России.     

http://old.aquaviva.ru/news/2008-08-19/9...

Подвиг 42 мучеников Аморийских в контексте православной полемики с исламом Падение в августе 838 года фригийского города Амория, родины царствующей аморийской династии, произвело большое впечатление на умы современников и было очень болезненно воспринято византийцами. Не говоря уже о хронистах, которые все отметили это событие, даже агиографы, писавшие о совсем посторонних сюжетах, нередко упоминали взятие Амория, как, например, мы видим в житии Иоанникия Великого и царицы Феодоры. Впечатление это усиливалось особенно тем, что падение города сопровождалось мученичеством многих людей, и в особенности 42 именитых военачальников, которые 6 марта 845 года были казнены на берегу Тигра. О мученичестве 42 аморийских мучеников мы имеем «несколько агиографических памятников, посвященных одному событию и написанных приблизительно в одно время» . Было написано несколько вариантов мученичества – Михаилом Синкеллом, Софронием Кипрским и монахом Еводием. Два канона были составлены Игнатием Никейским и преподобным Иосифом Песнописцем. Мученичество 42 аморийских военачальников представляет собой в литературном плане уникальное явление: на основе посвященных этому событию византийских памятников можно проследить разный уровень полемики с исламом, выражаемый в разных жанрах: агиографии, хроники, прямой полемики и гимнографии. Из этого обилия памятников особенный интерес представляет полемическая версия, составленная Еводием. Об авторе этой версии известно немногое. Он был младшим современником описываемого события. Он был монахом и подвизался в одном из монастырей Константинополя. Находился в дружеских отношениях с преподобным Иосифом Песнописцем, после смерти которого Еводий написал в его честь канон. Умер в 883 году. Евфимий Зигабен, ссылаясь на его труд, упоминает его как «святого Еводия», поэтому не исключено, что в Византии, два века спустя после своей кончины, он мог почитаться как святой, однако, насколько нам известно, в дошедших до нас святцах его имени нет. Ввиду того, что подвиг аморийских мучеников представлял собой борьбу Православия с исламом, Еводий изобразил подвиги их преимущественно как богословскую борьбу узников с мусульманами о вере. При этом данные от имени святых подобающие ответы на мусульманские упреки в адрес христианства должны были выглядеть тем более убедительными, что крепость веры была засвидетельствована мученическою кровию исповедников.

http://pravoslavie.ru/4094.html

Разделы портала «Азбука веры» 4 Дек 2023 В Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения» В Избранное Фото: mpda.ru 27 ноября 2023 года в Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения». Ежегодная конференция приурочена ко дню памяти святого византийского императора — покровителя канонического права и церковного гимнографа. Основная тема заседания нынешнего года — «Автокефалия как каноническая норма и историческая практика (к 575-летию установления автокефалии Русской Православной Церкви)». Конференцию открыл доклад ректора Коломенской духовной семинарии доктора богословия протоиерея Вадима Суворова «Право самостоятельного приготовления святого мира как признак автокефалии», в котором была рассмотрена актуальная церковная проблематика, возникающая в связи с данным вопросом. На основании историко-канонического обзора практики освящения и использования в Церкви святого мира докладчик пришел к основному выводу, что право на самостоятельное мироварение не является достаточным признаком автокефалии, но должно быть ее необходимым признаком. Навязываемое Константинопольским Патриархатом требование к новым автокефальным Церквам получать святое миро из Константинополя отражает проблему различного понимания автокефалии в современных Православных Церквах. Позиция Константинопольского Патриархата в данном вопросе в большей степени соответствует католической, а не православной экклезиологии и модели церковного устройства. Помимо прочих аспектов, автор также затронул вопрос экклезиологического и канонического значения освящения святого мира предстоятелем автокефальной Церкви и возможности отступления от этой практики в отдельных случаях. Академик Российской академии художеств и Российской академии естествознания доктор исторических наук, профессор Олег Германович Ульянов представил доклад о XI и CXXXI новеллах св. императора Юстиниана об автокефалии, справедливо указав на недостаточное внимание исследователей к вопросу их влияния на корпус канонического права.

http://azbyka.ru/news/v-moskovskoj-duhov...

Святой равноапостольный князь Владимир 28 июля Русская Церковь празднует память святого равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси. Предлагаем читателям сайта Православие. Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника. Святой князь Владимир, крестивший Русь и получивший за это именование равноапостольного, – ключевая личность в истории русского народа. Выбор веры, который неоднократно описывается в летописях, заставляет задуматься об особом Промысле Божием о судьбах мира. Нельзя не вспомнить знаменитое «Не знали – на небе или на земле мы» из рассказа княжеских послов о византийском богослужении, и внезапное ослепление князя Владимира, и его чудесное прозрение после таинства Крещения. Святой Нестор Летописец передает молитву равноапостольного князя: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу» . Православное христианство кардинально изменило ход отечественной истории И можно с уверенностью сказать: молитва святого Владимира была услышана. Православное христианство кардинально изменило ход отечественной истории. Возникновение церковного почитания святого Владимира произошло в конце XI – начале XII столетий . Именно к этому времени исследователи относят возникновение первого богослужебного последования (стихир и канона) равноапостольному . Сама служба при этом неоднократно редактировалась: добавлялись новые стихиры и тропари. В современной богослужебной практике используются древние тропарь и кондак святому князю Владимиру. На церковнославянском эти гимнографические тексты звучат следующим образом: Тропарь: Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева: испытуя же и посылая к Царскому граду уведети православную веру, обрел еси безценный бисер – Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, людие твои суще, моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

http://pravoslavie.ru/140763.html

6/19 января Православная Церковь вспоминает события Крещения Господа Иисуса Христа во Иордане. Предлагаем читателям сайта Православие.ru богословско-филологический комментарий к песнопению «С нами Бог», которое звучит в день этого праздника на богослужении. Дни церковного года от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника называются Святками. В Древней Церкви праздник Богоявления (Θεοφνια) включал в себя воспоминание как Рождения Иисуса Христа, так и Крещения Его во Иордане. Оба события объединяются общим богословским осмыслением: Бог (θες) являет (φανω) Себя миру. Являет и как Младенец, и как тридцатилетний Муж, вышедший после Крещения на евангельскую проповедь. Со временем единый праздник был разделен на два самостоятельных, а 12 дней между ними стали днями особой радости о явившемся миру Спасителе . Общность этих двух праздников становится ясна не только по богословскому содержанию, но и по тем богослужениям, которые совершаются в означенные дни. Каждому из этих двух праздников предшествуют одинаковые по структуре службы Сочельника, а всенощное бдение обоих праздников начинается с Великого повечерия. Повечерие – богослужение, которое совершается после вечерни и завершает богослужебный день. Само название чинопоследования (Απδειπνον) буквально переводится как «молитва после ужина» . В современной богослужебной практике Великое повечерие, как правило, совершается нечасто. Однако в ряде случаев оно все же служится. Именно такими случаями являются дни Рождества и Крещения Господня. Чинопоследование Великого повечерия включает в себя ряд псалмов, молитвословий, небольшое количество гимнографии, а также песнь «С нами Бог». Песнопение «С нами Бог» состоит из избранных стихов Книги пророка Исаии. Песнопение «С нами Бог» состоит из избранных стихов Книги пророка Исаии Примечательной особенностью данного текста является то, что он представлен не совсем в том виде, в котором мы могли бы прочитать его в Книге пророка. Внимательно проанализировав текст песнопения, мы можем увидеть, что он состоит из отдельных фрагментов библейских стихов.

http://pravoslavie.ru/136738.html

Архив Икона Божией Матери «Троеручица» Икона Божией Матери Троеручица Русский народ издревле нашел в своей душе един­ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духов­но увидели, что не в каком-то условном аллегори­ческом смысле, а в высшей онтологической дейст­вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Мате­рью каждого верующего. Протоиерей Лев Лебедев События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти. Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой. Дамаск. Современный вид. Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра. Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

http://pravoslavie.ru/put/050725075420.h...

В Москве открылся Покровский фестиваль духовной музыки 14 октября 2011 г. 14:27 13 октября 2011 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы и дня памяти преподобного Романа Сладкопевца, в Москве праздничным богослужением открылся Покровский фестиваль духовной музыки. Всенощное бдение в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . Архипастырю сослужили архимандрит Серафим (Шемятовский) ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ), помощник председателя ОВЦС священник Димитрий Агеев, сотрудники Отдела в священном сане, клирики храма. Богослужебные песнопения классического репертуара (П.Г. Чеснокова, А.Д. Кастальского) и современных авторов (митрополита Волоколамского Илариона, Арво Пярта и др.) прозвучали в исполнении Московского синодального хора (Россия) и православного хора богословского факультета университета Йоэнсуу (Финляндия). По окончании богослужения владыка настоятель поздравил верующих с праздником: «Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. В этот праздник мы особенно сердечно молимся Владычице нашей Пресвятой Богородице о том, чтобы Она покрыла нас от всякого зла честным Своим Омофором. Мы верим, что Пресвятая Богородица присутствует в нашей жизни, помогает нам, молится пред Престолом Своего Сына и Бога нашего. Мы верим, что Она Своей молитвой покрывает нас от всякого зла, поэтому в течение дня мы многократно молимся Пресвятой Богородице и на каждом богослужении молитва к Ней возносится от лица всей Церкви и от лица каждого христианина. Пусть Пресвятая Богородица каждого из нас покроет от всякого зла, пусть она будет нашей путеводительницей, Одигитрией на пути к спасению. Пусть Она будет для нас утешением в скорбях и взысканием погибших как Ее именуют на многих чудотворных иконах. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы также чествуем преподобного Романа Сладкопевца, одного из великих гимнографов Православной Церкви, который писал не только богослужебные тексты, но и музыку к ним, поэтому праздник Покрова стал праздником всех церковных певчих. С этим праздником я хочу поздравить Московский синодальный хор, который усердно трудится в нашем храме. Поздравляю также хор богословского факультета университета Йоэнсуу в Финляндии, который сегодня пел за службой.

http://patriarchia.ru/db/text/1648024.ht...

Вышел в свет 38-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 3 августа 2015 г. 18:36 Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» выпустил в свет 38-й алфавитный том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «К» и открывается статьей «Коринф», посвященной одной из столиц древнего мира, которая сыграла важную роль в становлении раннехристианской Церкви. В статье рассматривается как история Коринфа в дохристианский период, так и история города в эпоху, связанную с появлением в нем христианской общины. В тесной связи с предыдущим материалом находится и статья «Коринфянам послания», рассказывающая о двух посланиях святого апостола Павла. Тему Коринфа продолжает очерк «Коринфская, Сикионская, Земенская, Тарсская и Полифенгская митрополия», повествующая об истории и современном состоянии одной из крупнейших епархий Элладской Православной Церкви . Среди наиболее значимых публикаций нового тома «Православной энциклопедии» — обширная статья «Крест». Тема Креста Господня рассмотрена в ней в самых разных разрезах — с точки зрения истории, богословия, гимнография, археологии и т.д. С данным материалом также тесно связана статья «Крестное знамение», из которой можно узнать об истории формирования традиции совершения крестного знамения в христианской Церкви и его различных формах в тех или иных поместных традициях. Еще один масштабный материал 38-го тома — статья «Крещение», повествующая об одном из главных таинств Церкви. Читатели могут подробнее узнать о богословском содержании таинства, истории формирования его чинопоследования и  особенностях его совершения в различных Поместных Церквях. Статья «Крещение Господне (Богоявление)» рассказывает об одном из главнейших праздников Церкви, раскрывая его догматическое содержание, литургические особенности, иконографию и проч. Из статьи «Крещение Руси» читатель может узнать об исторических событиях, связанных с подвигом святого равноапостольного великого князя Владимира. 38-й том содержит значительное число статей, посвященных различным персоналиям, прежде всего — христианским святым и церковным деятелям. В частности, читатели могут ознакомиться с большой статьей, посвященной Папе Римскому Корнелию (+253 г.), который почитается как святой и в Православной, и в Католической Церкви. Значительный массив статей отражает агиографические и биографические данные лиц, носивших имя «Корнилий». Среди них — знаменитые русские преподобные: Корнилий Александровский (+1681 г.), Корнилий Олонецкий (XIV — нач. XV вв.), Корнилий Переяславский (+1693 г.), Корнилий Комельский (+1538 г.), Корнилий Крыпецкий (+1903 г.), преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (+1570 г.). Отдельные статьи посвящены св. Корнилию Сотнику (I в. от Р.Х.), о котором повествует книга Деяний святых апостолов, а также митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию (р. 1924 г.), одному из старейших иерархов Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4187799.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святоотеческие души 08.08.2016 721 Время на чтение 53 минут Священноисповедник и песнописец Афанасий (Сахаров) был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в августе 2000 года. Почти 30 лет он находился в ссылках, тюрьмах и «горьких работах». Все эти годы он оставался стойким в православной вере и занимался литургическими трудами, редактированием богослужебных книг, собиранием служб русским святым, упорядочением богослужебной практики. Святитель был глубоким знатоком церковного Устава, гимнографии и эортологии . Подобно путеводной звезде, он указывал многим пути веры и любви Христовой. Мы расскажем о тех его трудах, которые совершены с помощью наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Пимена (Хмелевского) - будущего архиепископа Саратовского и Вольского, засвидетельствованных в публикуемых здесь письмах. Ко времени подготовки той части биографии архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского; 1923-1993), которая отражена во втором томе его «Дневников» (Издательство Саратовской митрополии, 2011), еще не были известны подробности его общения в бытность наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры со священноисповедником Афанасием (Сахаровым; 1887-1962). Сохранившиеся дневниковые записи отца Пимена тех лет очень кратки, а развернутые его воспоминания об этом времени отсутствуют. Но в 2014 году вышла вторая часть книги Издательства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Письма разных лиц к Святителю Афанасию (Сахарову)». Автор семнадцати опубликованных писем - архимандрит Пимен (Хмелевской) . В Церковно-историческом архиве ПСТГУ хранятся еще 7 его писем, которые мы впервые опубликовали на страницах нашего журнала «Православие и современность». Указанные документы относятся к периоду с сентября 1958 по апрель 1962 года и открывают некоторые доселе неизвестные стороны взаимоотношений этих выдающихся деятелей Русской Церкви. К моменту начала этой переписки 35-летний архимандрит Пимен возвратился со Святой Земли, где был начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Он вернулся в связи с болезнью и внезапной кончиной своего приемного отца - митрофорного протоиерея Иоанна Голуба, настоятеля Свято-Андреевской церкви в городе Борисове. 12 ноября 1957 года отец Пимен был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также стал преподавать пастырское богословие, а позднее логику в Московской Духовной Академии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Икона Божией Матери «Троеручица» Русский народ издревле нашел в своей душе един­ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духов­но увидели, что не в каком-то условном аллегори­ческом смысле, а в высшей онтологической дейст­вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Мате­рью каждого верующего. Протоиерей Лев Лебедев Икона Божией Матери Троеручица События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти. Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой. Дамаск. Современный вид Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра. Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

http://pravoslavie.ru/1901.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010