Приводим обоснование: Епископское совещание, заслушав в заседании совета 6,19 и 7,20 сентября с.г. постановление Священного Собора Православной Российской Церкви о церковном суде, именно об основании устройства церковного суда, переданного Епископскому Совещанию Редакционным отделом в порядке ст. 64 Соборного Устава, постановило: " так как при поименном голосовании и при отобрании подписей под предложенным постановлением 3/4 голосов бывших на Совещании преосвященных архипастырей высказались против принятия соборного постановления об " Основаниях устройства церковного суда " , то, на основании статей 65 и 66 Соборного Устава предложенные основания устройства церковного суда, как не вполне в некоторых своих статьях соответствующие учению Слова Божия (Мф. 18, 15-19; 1Тм. V, 19-21), церковным канонам (1 Всел. соб. 5 пр., IV - 9, VII - 4, Антиох. Соб 4, 6, 9, Карфаг. Соб. 10, 12, 14, 15, 117 и др.) и преданию Церкви ( см. апост. Постановления кн. II, гл. 11-13, И.Златоуст и др.), ибо судебная власть Церкви отделяется от власти административной, причем у епископа отнимается право ведать всеми судебными делами и решать их по закону и по совести епископской, ибо есть " дела, не подлежащие единоличному суду архиерея (ст.3) - отнимается право (см. ст.4) приказать судебным учреждениям снова пересмотреть дело, если епископ усмотрит, что оно решено и не в соответствии с обстоятельствами самого дела, а законами, если найдутся упущения даже в самом судопроизводстве, - если епископ не согласен с решением суда, то все дело направляет в высшую инстанцию со своими заключениями. Это создает и ненужную к тому еще волокиту - Члены Епархиального Суда и не утверждаются архиереем (ст. 24): - Епископ по предложенным к основаниям церковного суда лишен права милования; епархиальному архиерею принадлежит только " общий надзор и за лицами должностными в суде и за самыми судебными учреждениями принадлежит не епископу, а по известным ступеням самим учреждениям, вместе с тем по обстоятельствам современной смуты и финансовым соображениям как не могущие быть проведенными в размере, должны быть отклонены и переданы Отделу обратно для соответствующей переработки, о чем и дается знать Соборному Совету.

http://pravoslavie.ru/archiv/cerksud.htm

ПСПиР. 2. 648, 715; 4. 1312; ПСЗ. 6. 4136, 4021, 4035. ПСЗ. 7. 4455, 4802. ПСЗ. 7. 49088; 11. 8836. Ст. 12; ср.: 11. 8625; 12. 8914, 8991; 14. 10342, 10665. Об этом сочинении Феофана см.: Чистович. Феофан Прокопович. С. 530; Морозов. Феофан Прокопович как писатель (1880). С. 358 и след. ПСЗ. 8. 5494, 5508, 5909; ПСПиР. 7. 2298, 2518. Много подробностей у Титлинова. Правительство Анны Иоанновны. Гл. 3. Титлинов. Ук. соч. С. 207–236; Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 1. С. 140–171. ПСЗ. 10. 7070, 7314, 7331; ср. 7138, 7164, 7169. В рекруты забирались также семинаристы, оказавшиеся неспособными к наукам (ПСЗ. 10. 7385). Следует помнить, что и при Алексее Михайловиче неграмотные сыновья духовных лиц были в 1660 г. забраны на военную службу (ПСЗ. 1. 288, 289). Эта же мера применялась и при Петре I в 1708–1710 гг. (ПСЗ. 4. 2186, 2308). ПСЗ. 10. 7364, 7389, 7490, 7533, 7610, 7646, 7790; 11. 8040; 10. 7634, 7717. ПСЗ. 10. 7734, 7790; 11. 8040. При правительнице Анне Леопольдовне наступило некоторое облегчение, и многие рекруты были отпущены (ПСЗ. 11. 8268), в том числе и забранные за отказ от дачи присяги (ПСЗ. 11. 8130, 8148, 8153, 8199). ПСЗ. 11. 8836. Ст. 12; 12. 8890; 13. 9781; 14. 10342; ПСПиР. Е. П. 4. 1400, 1401, 1428; см. также: Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 1. С. 172–192.] ПСЗ. 14. 10665, 10780, 10422; 17. 12586, 12861; 18. 13306; ПСПиР. Е. II. 1. 261, 264. Подробнее о разборе 1764–1765 гг. см.: Титлинов. Гавриил Петров. С. 74–85. С одной стороны, правительство старалось уменьшить число духовенства, с другой — при Елизавете Петровне 3 октября 1761 г. было дозволено принимать в духовное сословие крестьян, получивших вольную от своих помещиков (ПСЗ. 15. 11336). Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 1. С. 197. ПСЗ. 17. 12575. Поскольку после 1756 г. число безместных клириков («волочащихся попов») не уменьшилось, а как это обычно бывало после разборов, напротив, увеличилось, пришлось вновь издавать указы о борьбе с этим старым явлением: ПСЗ. 19. 13764, 13499, 14207; ПСПиР. Е. II. 1. 68, 266, 564.

http://sedmitza.ru/lib/text/439977/

11 VI Вселен, Соб., пр. 69. Лаодик. Соб., пр. 44. Номок. в Большом Требн., пунк. 66. Св. Зак., т. XIV, о предупр. преступл., разд. 1, гл. 1, ст. 2. Указ Св. Синода 1804 г. дек. 8. – В монастырях дозволяется входить в алтарь инокиням. В Номоканоне (гл. 66), находящемся при Большом Требнике, сказано: «Мирстии во святый алтарь да не входят, ни мужие, ни жены, по 69-му правилу еже в Трулле. Инокиня же входит и пометает, по 50-му правилу святого Никифора Цареградскаго. Но ниже носити в жертвенник ино что, разве точию священная, по 4-му правилу Св. апостол, ниже излишныя просфоры во вне во храме полагаются (Номоканон в Больш. Требн., изд. в Киево-Печерской лавре 1864 г.). Во втором киевском издании Номоканона 50-е правило Никифора приведено по редакции Арменопула, где сказано: достоит инокиням в монастырех своих входити во святый алтарь, и вжигати свещи и кандила и украшати храм (ср. Leunclavii Ius Graecommanum 1 р. 44). В Кормчих великорусской редакции (напр. 1653 г.) правилу этому дан был прямо противоположный смысл, именно: не подобает инокиням входити во святый алтарь, ни вжигати свещю и кадило, и украшати и пометати (Печ. Кормч., ч. 2, л. 190 обор. 191). Первые московские издатели Номоканона прибавили к настоящей статье следующую заметку: «а зде в Велицей России обретохом то правило 9-е и Никифор не повелевает инокиням входити во святый алтарь». В Никоновском издании Номоканона (1658 г.) нет этой заметки. По верно изложенному правилу Никифора дозволяется инокиням входить в алтарь только своих монастырей (Номоканон при Большом Требнике. Изд. Павлова. 2 изд. Москва, стр. 188–190). В древности Диакониссам иногда дозволялось прислуживать в алтаре (Тертул. послан. к жене, ч. 1, гл. 7. Дионис. Александр. Канон, послан, к еп. Васнлиду, пр. 2). 12 Об устройстве престола предписывается, чтобы он был на четырех столпах, а если Архиерей освящает храм, то в престоле был бы и пятый столпец посреди с ящиком (для положения в нем мощей); ящик бы был посреди под престолом, вышиною пол-аршина; престол высотою аршин и шесть вершков, а широтою по менее алтаря; доска напрестольная по мере престола (жертвенник такой же высоты, ширина и длина по мере алтаря); наверху у столпов престольных (для архиерейского освящения храма) вынуть ящики на четверть вершка, где быть воскомастиху; на тех же столпах, от пола уступая вершка с два, вырезать зазубриной для утверждения верви; а в крут престольной деки вырезать же на четверть вершка, где быть верви на деках на престольной и на жертвенной по углам чтобы было проверчено, где быть гвоздям, и сделать гнездышки, где будут гвоздиные шляпки, чтобы гвоздиные шляпки были в равенстве со престольною декою, тако ж и на столпах навертеть, чтоб гвозди шли прямо: к утверждению престола четыре гвоздя, а к жертвеннику сколько надобно, четыре камня, коими прибиваются гвозди (Дополнительный Требник, изданный по благословению Св. Синода в Киеве 1863 года: Чин освящения храма, от Архиерея творимаго, лист 15 на обор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

11, 1; сн. 18, 1). Но старцы вифлеемские, по любви к ним, не отпускали их, а потом вынуждены были уступить им, когда последние в том вертепе, в котором родился Христос, дали пред всеми братиями обещание вскоре возвратиться в Вифлием (17, 2. 5). 7 На пути в Египет (ок. 390 г.) Кассиан и Герман посетили монастыри палестинские или месопотамские, изучая тамошние правила (предисловие пр. Кассиана к книгам о постан. кин. и кн. 5, гл. 36. Соб. 21, 11), затем благополучно водою прибыли в египетский город Феннез и, встретив здесь епископа Архебия, вслед за ним отправились пешком в его город Панефиз, чтобы видеть старцев, подвизающихся не в дальнем расстоянии отсюда. «Земля, на которой стоит этот город, и большая часть сопредельной с ним страны, некогда была самая плодоносная, но после случившегося землетрясения, когда всколебавшееся море, вышед из берегов своих, затопило и истребило на ней почти все селения, – некогда тучная земля эта покрылась солеными болотами,... из многих разрушенных наводнением селений, по удалении из них жителей, образовались возвышенные холмы, на подобие островов (сн. соб. 7, 26), доставляющие приятное уединение для отшельников, в числе коих находились тогда (в Фиваидской пустыне) три самых ветхих старца: Херимон, Нестерой и Иосиф». Чудные были эти старцы! Святость сияла в самом взоре их, так что одно воззрение на них могло быть весьма поучительно (-11, 1 – 3). Первый из них был летами старше двоих других (протекал уже сотый год его жизни); от старости и от непрерывного пребывания в молитвах хребет его был так согбен, что он, как малолетнее дитя, ходил с опущенными и до самой земли простертыми руками, но еще бодрый духом не оставлял прежнего строгого образа жизни своей. 8 «Мы, пишет Кассиан, с удивлением смотря на него, покорно просили, чтобы он сказал нам что-нибудь в назидание, за понесенный нами труд в столь дальнем пути из Вифлеемского общежития». – «Как я начну учить тому, чего сам не делаю»? возразил авва (гл. 4 – 5), впрочем беседовал с благочестивыми странниками о совершенной любви к Богу, причем, как и в других случаях, частные вопросы предлагал Герман, старше Кассиана летами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

1232 Beveregius, Synodic. II, Арр. р. 230; ibid. 124. Pitra, Мопит. II, 646. Ср. Hergenröth., III, 115. 1233 Voelli et Iustelli, Bibliotheca juris canon veteris, II, 693. Cp. 720. Cp. Аристиново упомянутое толков. на 28 пр. Халкид. и Вальсамона. О преимущ. патриарш. прест. Migne, CXIX, col. 1176. D. 1234 Zacharia, Die griechisch. Nomokanones, S. 12. Hergenrömher, III, 115, Anm. 28. Pitra, Мопит. II, 646–7. 1235 В толк. на 28 пр. Халкид. собора. Тоже у Властаря, буква ε, гл. 11. Весьма возможно, что подобное толкование лежит в основании первой части 9-й главы третьего титула Эпанагоги («Престол Константинополя, украшенный царским достоинством, провозглашен первым соборными определениями»). 1236 Voelli et Iustelli, 721. Аристин в толк. на 9-е Халкид. правило. Pitra, Мопит. II, 647, схолия к 17-му Халкид. правилу. Ср. Нила Кавасилы, О приматстве папы, Migne, CXLIX, col. 712–713. Толкование это развилось, вероятно, при помощи вышеупомянутой конституции Гонория и Феодосия 421 г. 1252 Зонара в толков. на 17 Халкид. правило. Властарь буква δ, гл. 7. (В тексте изложено по Властарю). 1253 Вальсамон в толк. на 28 прав. Халкид. соб. Властаря, Синтагма, буква ε, гл. 11; Зонара, в толк. на 3-е пр. второго всел. собора. 1258 Под заглавием: «К тем, кто утверждает, что Рим есть первая кафедра». Συνταγμα, IV, стр. 409–411. Beveregii, Synod. II, 22. 1259 Об устройстве домашнего синода будет сказано в своем месте. См. у Zhishman, Die Synoden und Episcopal Aemter in der Morgenladischen Kirche, Wien 1867. Проф. Курганова, Отношения между церк. властью и гражданской в византийской империи, Казань, 1880, 125–145. Проф. Барсова, Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью. Спб. 1878, стр. 235 и след. 1263 Кормчая гл. 42. Собрание в 87 главах, гл. I. Номок. Схол 1. Collect. const. eccles. III, 1. 1. 1274 Вальсамон, в трактате «О преимуществах патриарших престолов», CXIX, col. 1165, D. Συνταγμα, IV, 545. 1276 Συνταγμα, V, 429. Migne, CXIX, col. 950, В. Сравни мнение Макария Анкирского у Алляция, De cons. р. 219.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

на 31 апост.; ср. 12 сард.; на 10 прав. 7 всел. соб.; на 26 гл. 1 тит. пом. и на 2-ю гл. тит. 8-го; на 18 прав. 1 всел. соб.). Но эта самая тенденция Вальсамона сообщала его толкованиям высокую практическую важность. Он являлся апологетом действующего права византийской церкви, и это доставило ему, по мнению современников и отдаленного потомства, первенство между всеми толкованиями канонического кодекса восточной церкви. Уже в 14 в. константинопольский патриарх Филофей называл его искуснейшим канонистом голос которого решает самые трудные и запутанные вопросы церковной практики. Даже светские юристы пользовались трудами Вальсамона, в особенности его толкованиями на номоканон, откуда они брали многие места в свои компиляции по гражданскому праву, например – в так называемый «Дополненный Прохирон», составленный в 14 веке. Сколько известно, один только голос на востоке отозвался о нашем канонисте не совсем одобрительно, укоряя его в некоторой непоследовательности и даже противоречиях. Это – Дмитрий Хоматин, архиепископ болгарский, автор значительной массы канонических ответов и трактатов, младший современник Вальсамона. И нельзя не сознаться, что приведенный упрек имеет свои основания. Так, напр., в толкованиях на номоканон Вальсамон отмечает один и тот же закон, то как принятый в Базилики, то как не принятый (Геймбах, История греко-рим. права, стр. 314; ср. 335). Равным образом в толкованиях на синтагму он не всегда следует своему принципу, что каноны должны иметь преимущество перед законами, и нередко отдает предпочтение этим последним (см. его толков. на 58-е прав. лаод. собора и на 90 и 146-е карфаг.). § 32. Алфавитная синтагма Властаря и  Επιτομ τν καννων Арменопула Толкования Аристина, Зонары и Вальсамона, принятые высшей церковной властью, как необходимое руководство для правильного понимания и приложения к современной практике древних церковных канонов, сделались как бы необходимой принадлежностью канонического кодекса восточной церкви. Можно сказать, что на практике они ничем не отличались от самих правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

1116 Древн. и Нов. Росс 1878 г. 7, 224. 218–221. Вот один из фактов насильственного пострижения в монашество, современный Даниилу. Сестру любимца правительницы Елены Глинской, кн. Оболенского, после падения ее брата, насильственно постригли в монахини. История Российская от древн. времен кн. Щербатова, т. V, ч. I, 132. Подробн. см. у Аристова. Невольное и неохотное пострижение в монашество у наших предков. Древн. и Нов. Россия 1878 г. 5, 6, 7 и 8. 1119 197, л. 467. Цитата взята из 1-й беседы Златоуста на слова Ап. Павла: «жена привязана есть закону внелико лет жив муж ея» ( 1Кор.7:39–40 ). Цатата подлинная. Беседы Златоуста на разные места свящ. Писания, т. II, СПБ. 1862, 482. 1120 197, л. 468. В современном переводе см. тв. св. о., т. XI, твор. св. В. В., ч. VII, 9–10, первое каноническое послание к Амфилохию. Подлин. у Миня; Patrolog. curs. complet. ser. gr., tom. XXXII. Sanct, Basilii Caes., tom. IV, p. 677–678. 1121 Л. 469. Творения. св.В. В., ч. VII, 44–45. Второе канонич. послание к Амфилохию. Migne. Patrolog curs. complet, ser. gr., tom. XXXII, 721–722. Правило взято вместе с толкованием, тождественным с находящимся в старопечатной 1653 г. Кормчей См. Кормчей гл. 21, л. 232. Подлинник толкования на 21 пр. Василия В. см. у Миня: Patrolog. curs. complet. ser. gr., tom. CXXXVIII, 661–662. 1122 Л. 471. Твор. св. В. В., ч. VII, 49. Второе канонич. Посл. к Афилохию. Migne. tom. XXXII, 723–724. Правило представлено в связи с толкованием, тождественным с напечатанным в Кормчей 1653 г., гл. 21, 236. Подлин. толкования у Миня, tom. CXXXVIII, р. 701–702. Толкование неизвестного. 1123 л. 471. Тв. св. В. В. ч. VII, 52. Migne, tom. XXXII, 731–732. Толкование пр. одинаковое с находящ. в старопеч. 1653 г. Кормчей, гл. 21, 240. Подлин. толкования Migne, I. CXXXVlll, p. 733–734. 1124 Л. 472. Тв. св. В. В., ч. VII, Третье каноническое послание к Амфилохию, 109. Подлинник Migne. tom, XXXII, 803–806. Правило взято без толкования. 1125 Л. 469–470. Текст, пр., равно как и его толкование одинаковы с напечатанными в Кормчей 1653 г. гл. 15, 158. Толкование 102 пр. Карф, соб., находящееся в цитате Даниила и в старопечатной Кормчей, не соответствует подлиннику толкования, какое помещено в издании Миня, tom. CXXXVII, 872–874.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Уныние — acedia (от a — не, и chdoV — старание, труд); acedia — беспечность, нерадивость, совершенное расслабление, упадок духа. 27 Блаженнее давать, нежели принимать, потому что подаяние расширяет сердце любовью, которая совершенствует и украшает душу. Подающий ради Бога тем самым почитает Его и дает Ему в долг, который будет уплачен если не в этой, то в будущей жизни, и получит награду за это, как за заслугу. А принимающий к тяжести скудости принимает на себя еще тяжелый долг благодарности, молитвы за подающего, обязан чем–нибудь отплатить долг. Другое дело — добровольно воспринять нищету, нестяжательность ради Христа, для беспрепятственного следования Христу, удобнейшего угождения Богу и спасения души. 28 О нем упоминается в Соб 7, гл 26 Ему приписывается Соб 1 и 2. 29 В «Добротолюбии» сказано, что уныние побеждается молитвою, воздержанием от празднословия и развлечения, упражнением в слове Божием, рукоделием, терпением в искушениях, размышлением о духовных, небесных благах. 30 То есть когда кто–нибудь угождает прихотям людей, чтобы снискать их благоволение для своих выгод, с нарушением заповедей Божиих или без намерения исполнить волю Божию и угодить Богу. 31 То есть посвящен в сан пресвитера. 32 Это изречение обратилось в поговорку. 33 Женщина будет возбуждать плотскую страсть, а знакомство с епископом может служить поводом к тщеславию таким знакомством или к высокому мнению о себе и т. п. 34 Гордость (superbia) есть беспорядочное пожелание собственного превосходства или возвышения Superbia происходит от superbeo, superbire — uдmu, поступать выше себя, выше своей меры или состояния, или выше других, хотеть казаться выше, нежели каков есть на самом деле. 35 То есть гордость можно победить не раньше, как после истребления прочих страстей. 36 Троякое рассматривание приводит к смирению и предостерегает от гордости во–первых, рассматривание благодати Божией, которая делает нас тем, что мы есть, и без которой ничего не можем сделать нужного для спасения, во–вторых, рассматривание нашей слабости, маловажности, окаянства как души, так и тела, которое таково, что мы в себе ничего не находим, кроме греховной нечистоты, что гордится земля и пепел? — говорит премудрый сын Сирахов (Сир 10, 9), в–третьих, рассмотрение чистоты совершенства блаженных духов, не имеющих никакой греховной нечистоты и наслаждающихся блаженным видением. Если бы Бог оставил нас, то мы были бы хуже самых худших Свойство смирения — видеть в себе грехи, а в других — добрые качества, а гордости свойственно видеть в себе только хорошее, а в других — только худое. 37

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Второй род – анахореты (отшельники), «в каковом роде жизни и мы, присовокупил старец, желаем быть участниками», а третий, достойный порицания род – сарабаиты: они, уклоняясь от строгости киновийской, живут самочинно, по своей воле, строя особые кельи и работая исключительно в свою пользу. «Я вижу, сказал Пиаммон, что вы от лучшего рода монахов приняли начало этого звания, т.е. от похвального подвижничества киновитян стремитесь к высоте благочиния анахоретов». – «Мы желаем знать, сказал Герман, как можно приобрести и сохранить благодушие. Хотя мы наложим на уста молчание, как нам сказано (аввой Нестероем), вольность слов ограничим, и таким образом могли бы сохранить спокойствие сердца: однако же и при обуздании языка иногда не сохраняется внутреннее, тихое состояние. И потому думаем, что не иначе можно сохранить кротость как удалением в кельи и пребыванием в уединении». – «Истинного терпения и благодушия ни приобрести, ни сохранить нельзя без сердечного смирения», отвечал авва (соб. 18, 1 – 4. 7. 12–13). «Когда, увидев отшельников, мы, пишет Кассиан, воспламенились желанием подражать им (сильно воспламенил это желание Пиаммон. (Соб. 18, 17), и авва Архебий отличнейший между ними, по гостеприимству призвал нас в свою келью: то, узнав наше желание, объявил, что он хочет уйти из этого места, почему и предложил нам свою келью, уверяя нас, что он оставил бы ее, хотя бы и не было нас. Воспламенившись желанием здесь пожить и поверив словам его, мы приняли от него келью со всем прибором домашним. Употребив такой благочестивый обман, он по выходе из этого места возвратился через несколько дней, в течении которых приготовлял материал для постройки келлии, и с большим трудом построил себе другую келью. Спустя несколько времени и эту келью со всем прибором он отдал другим братиям, изъявившим желание остаться тут, а сам, пребывая неутомимым в делах любви, построил себе третью келью». (О постан. кин. кн. 5, гл. 37). О том же авва Кассиан рассказывает следующее: «когда возлюбленный брат наш Симеон, вовсе незнавший греческого языка, из Италии пришел к нам, старец, желая оказать ему, как страннику, дело любви, спросил, почему он праздно сидит в келлье (полагая, что в праздности, при неимении необходимых вещей, он не может долго оставаться здесь; да и никто не может переносить скуку уединения в пустыне, кроме того, кто способен своими руками приобретать себе пропитание).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Писано: учай человека разуму ( Пс.93:10 ); писано также: любы от Бога есть ( 1Ин.4:7 ). Карф. соб. прав. 126. δ. Ход нравственной жизни христианина после обращения Для развития и укрепления в себе новой истинно-христианской благодатной жизни, начало которой положено в возрождении, христианин должен 1) хранить и питать дух ревности о жизни по воле Божией 37 ; этому содействуют особенно подвиги а) самособранности; б) памятования истин откровения; в) пребывания в чувствах и расположениях покаянной веры. Те, которые посредством крещения облеклись во Христа. дали обет подражать Его образу жизни во плоти. Поэтому мы отечески врачуем тех, которые на соблазн зрителей убирают и украшают волосы на голове искусственными уборами и таким образом предлагают нетвердым душам приманку, врачуем приличною епитимиею, наставляя и научая жить скромно, так чтобы они, оставивши обольщение и увлечение материей, постоянно устремляли ум к непрестающей и блаженной жизни, жили в страхе Божием и чистоте, приближались по возможности к Богу посредством очищения в жизни и украшали более внутреннего, чем внешнего человека, добродетелями и добрыми и непорочными нравами и таким образом не носили в себе никакого остатка вражеского развращения. Если кто будет поступать вопреки сему правилу, да будет отлучен. VI Всел. соб. пр. 96. О жизни своей бодрствуйте, чресла ваша да будут препоясаны и светильни горящи и будьте подобны людям, ожидающим, когда придет господин их, вечером, или утром, или в пение петухов, или в полночь; ибо Господь придет в тот час, в который не ожидают, и если отворят Ему, блаженны рабы те, потому что оказались бодрствующими Он препояшется и посадит их и, подходя, станет служить им ( Лк.12:36–37 ). Трезвитесь же и молитесь, чтобы не уснуть вам на смерть, ибо не помогут вам прежние добродетели, если при кончине своей заблудитесь от истинной веры. Апост. Пост кн. VII гл. 31. а) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 6-я заповедь Блаженства. Чистота сердца не тоже ли, что чистосердечие? Чистосердечие или искренность, по которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея оных в сердце, но добрые расположения сердца являет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010