Цит. по: арх. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. стр. 406. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993. Слово 61., стр.333-334. Свт. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. М. – С.-Пб. 1995. П. 429 от 5 июля 1860 г. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Свято-Введенский Печерский монастырь. 1994. Выпуск IV. стр.186. Свт. Феофан Затворник. Псалом стоосмнадцатый. М., 1993. стр. 109-110. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Свято-Введенский Печерский монастырь. 1994. Выпуск I. стр.30-31. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Свято-Введенский Печерский монастырь. 1994. Выпуск V. стр.139. ПРИЛОЖЕНИЯ: 1. (Из книги Гурьева Н.Д. «Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях») Уныние — желание сожалеть о том, что не будет в так, как именно тебе представляется правильным. Уныние есть не сожаление, а именно желание сожалеть и обнаруживается это тем, что человек отстаивает обоснованность своих сожалений и отвергает мнение тех, кто указывает на беспочвенность уныния, на незначительность причин его вызвавших (а точнее на незначительность того, чем пытается укрыться уныние). В поведении уныние может проявляться сонливостью по утрам, что объясняется не физиологической потребностью человека во сне, а его желанием не просыпаться и не включаться в ту жизнь, в которой, как он знает заранее, не будет того, что ему хочется или как ему хочется. В мимике и в поведении уныние может обнаруживаться выражением лица, которое так и называется, унылое. Опущенные плечи, поникшая голова, опущенные уголки рта, замедленность жестов и мимики, отсутствие интереса к окружающему и своему состоянию говорит о том же. Может отмечаться стойкое снижение артериального давления. В беседах с окружающими унылый человек с удовольствием фиксирует внимание на сведениях о предстоящих неприятностях, бедах, по отношению к которым его позиция предельна проста и однозначна: «я так и знал, что будет плохо!». Если же они не обнаруживаются, прилагает усилия для их изыскания, даже если изыскиваемые беды мнимые. Уныние безусловно принимает участие в формировании многих форм депрессий, маниакально-депрессивного психоза, меланхолического характера, но его проявления естественно меняются под влиянием сопутствующих грехов и отношением к унынию страдающего от него человека. Противостояние предстоящим неприятностям унылый не считает целесообразным, т.к. «все равно все будет плохо» и исправление складывающегося положения совершает неохотно, не по произволению, а по принуждению обстоятельствами, всемерно стараясь уклониться от разрешения тех вопросов, которые возникают и вызывают у него уныние. При этом унылый не ищет успешности своих действий, ибо, если они будут успешны и грядущие беды будут устранены, то не из-за чего будет унывать.

http://azbyka.ru/zdorovie/sindrom-xronic...

Таков голос Священного Предания Церкви, говорящий по одному из самых болезненных вопросов современной духовной жизни. Св. Феофан (Говоров).Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. МДА. " Новая книга " . 1995. С. 87. Свт. Игнатий. Собрание писем. 159. М.-СПб. 1995 г. Св. Феофан (Говоров). Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. МДА. " Новая книга " . 1995. С. 72-73. 9. Католицизм Глубоко ошибочно было бы думать, что прелесть - явление, возникающее на почве специфически православной. В своей статье " О прелести " святитель Игнатий прямо пишет: " Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть - признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос " (I,230). Особенно важны для нашего времени суждения святителя Игнатия о западных, католических подвижниках. В полном согласии с прочими святыми Православной Церкви он свидетельствовал: " Большая часть подвижников Западной церкви, провозглашаемых ею за величайших святых - по отпадении ее от Восточной Церкви и по отступлении Святого Духа от нее - молились и достигали видений, разумеется, ложных, упомянутым мною способом... В таком состоянии находился Игнатий Лойола, учредитель иезуитского ордена. У него воображение было так разгорячено и изощрено, что как сам он утверждал, ему стоило только захотеть и употребить некое напряжение, как являлись перед его взорами, по его желанию, ад или рай... Известно, что истинным святым Божиим видения даруются единственно по благоволению Божию и действием Божиим, а не по воле человека и не по его собственному усилию, - даруются неожиданно, весьма редко... Усиленный подвиг находящихся в прелести обыкновенно стоит рядом с глубоким развратом. Разврат служит оценкою того пламени, которым разожжены прельщенные " (I,244).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

126 Никанор (Н. С. Клементьевский, 1787–1856) – митрополит Новгородский и С. – Петербургский с 1848 по 1856 гг. 127 Михаил Иванович Глинка (1804–1857) – великий русский композитор, возрождавший в музыке национальные традиции. 128 Книга «Подражание» есть не что иное, как роман, подыгрывающийся под тон Евангелия и ставимый наряду с Евангелием умами темными и не отличившими утонченного сладострастия от Божественной благодати. 130 В сокращенном виде письмо опубликовано в кн.: Собрание писем. 1995. С. 70–77, отмеченный курсивом текст печатается впервые. 131 Несмотря на это обстоятельство, духовно-дружественные отношения епископа Игнатия с иеросхимонахом Макарием не прекращались до самой кончины старца. 132 Николай Николаевич Муравьев-Карский (1794–1866) – принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Профессиональный военный, участвовал в войне 1812 г., в русско-иранской (1826–1828 гг.) и русско-турецкой (1828–1829 гг.) войнах. С 1854 по 1856 гг. был главнокомандующим и наместником на Кавказе, явился инициатором назначения архимандрита Игнатия на Кавказскую кафедру. С годами отношения свт. Игнатия и его брата П. А. Брянчанинова к Н. Н. Муравьеву перешли в глубокую дружбу. Об их переписке – см. прим. к главе 1. 133 Григорий (Г. П. Постников, 1784–1860) – митрополит Новгородский и С. – Петербургский с 1856 по 1860 гг. 134 Записки вышли также отдельным изданием: Агафангел (Воскресенский). Досуги инока: наместника Троицко-Сергиевой пустыни игумена Агафангела. СПб., 1901. 119 с. 138 Стефан скончался весьма молодых лет в Сергиевой пустыне иеросхимонахом. В схиме наречен Симоном. Кончины сподобился самой блаженной, мирной. 139 В письме к брату Петру Александровичу Брянчанинову от 30 сентября 1862 года святитель Игнатий писал: «Когда я жил в Сергиевой пустыни, тогда не благоволили, чтоб мои сочинения были издаваемы печатно, имея на то свои причины. Может быть эти причины существуют доселе…. Сначала мне не указывали прямо: на отказ употребляем был свой прием. Именно: так перемарывали рукопись и так изменяли сочинение, что рукопись делалсь никуда негодною, а сочинение делалось чуждым мне и получало искаженный вид, могущий соблазнить читателя, а автора сделать посмешищем публики. Впоследствии один цензор был столько добр, что сказал о существовании тайного приказания относительно моих сочинений, после чего я не стал беспокоить цензуру представлением туда трудов моих» (Собрание писем. 1995. С. 724–725).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

5 октября 1994 года Д.П. Огицкий скончался. В центре научных интересов Д.П. Огицкого находились проблемы литургики. Любя и зная богослужебный Устав, профессор Огицкий стремился сделать прихожан сознательными участниками богослужения. Кроме упомянутой выше статьи «О службе Великой Пятницы...» ему принадлежат статьи «Проблема церковного календаря» 9 , «Канонические нормы православной пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени» 10 , «О расхождениях в определении дня праздника Пасхи» 11 и др. Предметом постоянного интереса Д.П. Огицкого были жития и подвиги святых Юго-Западной Руси 12 – края, с которым его многое связывало. Много внимания уделял Д.П. Огицкий вопросам истории Римско-Католической Церкви, что, по всей вероятности, было связано с его работой в Комиссии по христианскому единству. Ему принадлежит подробный разбор книги Ф. Дворника «Схизма Фотия: История и легенда» 13 . Цель, которую преследовал Д.П. Огицкий, работая над статьей, – познакомить русского православного читателя с этим классическим трудом, посвященным истории разделения Церквей 14 . Эта работа кажется тем более значимой, что труды Дворника не переведены на русский язык до сих пор. Спорам об исхождении Святого Духа посвящена работа Д.П. Огицкого о Константинопольских Соборах 869–870 и 879–880 годов 15 . Московский священник Максим Козлов переработал издание машинописного курса Д.П. Огицкого по сравнительному богословию 16 , которое было выпущено Московской Духовной академией в 1995 году. Научное наследие Д.П. Огицкого не собрано и почти не издано. Неизвестно, когда будут изданы сохраняемые В.П. Мациевой рукописные материалы Д.П. Огицкого. Публикуемая ниже подборка писем подготовлена на основе материалов, хранящихся в архиве епископа Афанасия (Сахарова) . Тема этих писем – вопросы богослужебного Устава и исправления богослужебных книг – всегда волновала Д.П. Огицкого. При чтении этих писем не следует забывать, что перед нами частная переписка, не предназначавшаяся для публикации. Этим объясняются многие резкие высказывания и характеристики. Письма адресованы единомышленнику, а не широкой публике.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

74 Слово о человеке. С. 10–16, 52–53.. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 511–512. По учению св. Макария Великого , природа человеческая способна быть как храмом Духа Святого, так и, по удалении от нас благодати, храмом сатаны (Духовные беседы. С.217–218). О том же учит и прп. Паисий Величковский : «Одному можно пребывать внутри человека: или Духу Святому, или страстям; где Дух Святый, туда страсти не приближаются, а где страсти, там не пребывает Дух Святый, а лукавый» (Цветы прекрасные. С.21). 77 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 309. По св. Антонию Великому , наставлениям которого следовали буквально све святые отцы, козни дьявола таковы, что он всегда старается крыть свою горечь под видом сласти, старается обольстить сердце человека призрачным подражанием истине (Наставления//Добротолюбие. Т.1. С. 45–46). И как замечает прп. Паисий Величковский , «без сердечной, умной и душевной чистоты, то есть бесстрастия, бесы дерзают входить в нас, возмущают нас и показывают вместо истины прелесть» (Цветы прекрасные. С. 23). 79 Аскетические опыты. Т. II. С. 110. Св. Исаак Сирин так рассуждает об этом: «Многие больные не знают даже того, что они больны. Ибо зло есть недуг души, и прелесть – гибель истины. И весьма многие из людей, недугуя сим, объявляют себя здоровыми, и у многих заслуживают похвалу. Ибо, если душа не уврачуется от зла, и не будет приведена в естественное здравие, в каком создана, чтобы родиться от здравия духа, человеку невозможно вожделеть сверхъестественных даров Духа, потому что душа, пока болезнует страстями, не ощущает чувством своим духовного» (Слова подвижнические. С. 258). 80 Аскетические опыты. Т. II. С. 134, 336–337. Согласно св. Антонию Великому , Святой Дух, принятый нами в крещении, дает силу действовать свято, дабы взойти в первое состояние славы (Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 34). 82 Аскетические опыты. Т. I. С. 525. Указана ссылка на 1-е поучение аввы Дорофея, который говорит, что Спаситель, «очистив нас святым Крещением от всякого греха, ибо святое Крещение отъемлет и истребляет всякий грех», и предвидя, что мы и по Крещении будем грешить, дал нам духовную силу и заповеди, чтобы мы, если пожелаем, вновь очищались ( Дорофей, авва . Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М. «Правило веры». 1995. С. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Так, не имеет, например, подписи текст, принадлежащий святителю Игнатию: «От грехопадений моих бегу не в затвор, не в пустыню, а в самоукорение, в исповедание грехов моих, в раскаяние» (Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова). М.; СПб., 1995. С. 221, – о. Василий, вероятно, пользовался ксерокопиями с известного собрания писем святителя, составленного трудами игумена Марка (Лозинского). Это собрание и легло в основу указанного издания). Можно произвести внимательную сверку, – найдутся и другие тексты, принадлежащие святителю Игнатию и другим аскетическим писателям. Но такая сверка ничего не изменит: от страницы к странице течение духовной жизни во всех нюансах принадлежит о. Василию. Можно убедиться лишь в одном – в том, что он – ревностный ученик святителя Игнатия. Приближалась Пасха… Отец Михаил рассказывает: «За неделю, в воскресенье, у нас было составлено расписание, кто служит на день Пасхи. Я тогда исполнял обязанности скитоначальника. Была средняя служба в Скиту, и вдруг я увидел, что у нас нет исповеди, хотя обычно в Скит приходил народ причащаться. Я понимал, что нужна исповедь, отдельный иеромонах. Я сказал об этом о. М., он был тогда благочинным, и он ответил: „Возьми о. Василия“. Я подошел к о. Василию и сказал: „Батюшка, вас ставят в Скит на исповедь“, – он обычно был человек ровный, спокойный, а тут начал отказываться. „Почему?“ – „Нет, нет…“ Тогда я пошел к благочинному и сказал ему о том, что о. Василий отказывается. Он ответил: „Передай ему, за послушание пусть идет“, – что я и передал о. Василию, и он смирился. В итоге получилось, что он как раз шел на исповедь через скитские ворота…» В Великий Четверг братия причащалась. Отец М. вспоминает, что о. Василий в трапезной, когда все «встали, пропели все, что положено, и он мне говорит: „Ты обратил внимание, какая была тишина на трапезе? Все причащались…“ Я кивнул. Он говорит: „Какая тишина! Вот бы всегда так!“… Это его тоже характеризует». На утрене Великого Пятка о. Василий канонаршил хвалитные стихиры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

( < < back) Георгий Затворник Задонский (монах Стратоник; 1789–1836) — Георгий Алексеевич Машурин, дворянин, кавалерийский офицер, затем — строгий подвижник и прозорливый старец, нареченный в тайном постриге Стратоником. В возрасте 29 лет уволился с военной службы в чине поручика и поступил послушником в Задонский Богородицкий монастырь. По особому произволению Божиему удалился в затвор, пребыв в нем 17 лет вплоть до своей кончины в возрасте 47 лет. Собрание писем Георгия Затворника до революции многократно переиздавалось. ( < < back) < >< back) > Здесь, может быть, уместно привести несколько слов из жития свт. Игнатия, дающих представление о его деятельности на духовном поприще в молодые годы: «Архим. Игнатий совмещал почти несовместимые должности: он был для братии обители прекрасным настоятелем, администратором и в то же время благостным старцем-духовником. В 27 лет он уже имел дар принимать помыслы своих пасомых и руководить их духовной жизнью… С 1838 г. круг деятельности архим. Игнатия значительно расширился: он был назначен благочинным всех монастырей Петербургской епархии… Он способствовал расцвету духовной жизни древнего Валаамского монастыря… К о. Игнатию непрестанно приходили посетители всех положений и рангов. С каждым нужно было побеседовать… Весьма часто приходилось выезжать в Петербург и бывать в домах знатных благотворителей… В душе архим. Игнатий оставался аскетом-пустынником. Он умел при любых внешних условиях жизни… непрестанно совершать Иисусову молитву… В уединенной комнате о. Игнатий проводил бессонные ночи в молитве и слезах покаяния… [Он] весьма различно относился к посетителям, в зависимости от того, с каким расположением души приходили они к о. Игнатию. Его душа обладала особым свойством видеть состояние души других людей. Это особое свойство имеют почти все облагодатствованные люди, люди духа, а не плоти. Архим. Игнатий с одного взгляда постигал душу человека. С окаменелыми он был молчалив. С лукавыми — порой юродствовал. Но с искавшими спасения он был откровенен и беседовал подолгу… Круг знакомых у о. Игнатия был весьма обширен. Епископы, настоятели монастырей, иноки и простые миряне обращались к нему со своими просьбами… Имя архим. Игнатия знали во всех слоях общества». Остается добавить, что свт. Игнатий был непревзойденным знатоком монашества, он обрел редкий опыт, будучи лично знаком с жизнью 31-й обители, которые он сподобился посетить, а в 19-и из них ему довелось подвизаться. Житие свт. Игнатия.//Собрание писем. М–С-Пб., 1995.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Мастер повторил тип поясного образа Спасителя с раскрытым Евангелием, который был очень популярен в старообрядческой среде и неоднократно воспроизводился в произведениях поздней иконописи ( Тарасов. 1995. Табл. 46). Тюлину удалось довольно точно передать характер личного письма, принятого мастерами в зрелом XVI в., а также найти компромиссное решение при моделировке одежд, сохранив строгость форм, свойственную московской иконописи 2-й трети XVI в. Однако заметны отклонения от древних образцов: дробность складок гиматия, прозрачность в трактовке пробелов, тип надписей на фоне. Икона «Благовещение» (нач. ХХ в.; ц. Владимирской иконы Божией Матери в М.) также наделена стилевыми признаками произведений московской школы XVI в., но в пространственном построении и приемах письма отчетливо проявляется художественное мышление иконописца Нового времени. Размытое представление о стилистике московской школы иконописи отражено не только в манере письма, но и во владельческой «атрибуции» Казанской иконы Божией Матери (2-я пол. XIX в.; частное собрание, Москва). На нижнем поле находится надпись «московских писем», а на тыльной стороне доски расположена надпись с датой «XVI в.», хотя сама икона по стилю близка произведениям 2-й четв.- сер. XVII в. и могла бы быть примером успешно выполненной стилизации под иконопись этого периода. Ярким высококачественным образцом «стильной» иконы под ранний XVII в. является произведение мстёрского мастера «Благовещение» (2-я пол. XIX в.; частное собрание, Москва). «Отче наш». Икона. Иконописец С. И. Козлов. 1885 г. (частное собрание) Самой популярной темой стилизаций в иконописи мстерских мастеров была «строгановская школа» Напр., на иконе «О Тебе радуется» (нач. ХХ в.; ц. Владимирской иконы Божией Матери в М.) автор удачно показал особенности стиля «первых» строгановских писем кон. XVI - нач. XVII в. Более старой традиции следует композиционное решение; ракурсы фигур и статичность поз хорошо соотнесены с характером моделировки одеяний и техникой личного письма, характерной для иконописи позднего XVI в.

http://pravenc.ru/text/2564270.html

Всякая современная религиозная организация, не имеющая отношения к Церкви Христовой, очень болезненно реагирует на вопрос об исторической связи с апостольскими временами (1 в. н. э.) и стремится каким-либо образом заполнить вакуум между первым веком и реальной датой образования общества. Не являются здесь исключением и Свидетели Иеговы. В предисловии к посмертному изданию проповедей первого президента Общества – Ч. Т. Рассела, говорилось: “Его (т. е. Ч. Т. Рассела, – Г. Д.) толкования на Библию значительно обширнее, чем объединенные писания св. Павла, св. Иоанна, Ария, Вальдо, Уиклифа и Мартина Лютера – шести Проповедников Церкви, которые предшествовали ему”. (Russel Ch. T. Pastor Russel Sermons. WTB&TS. Brooklin 1917. – Р. 2. Цит. по 15, 19). Современные Свидетели Иеговы стараются обходиться без указания имен. В книге “Тысячелетнее Царство Бога приблизилось” они были вынуждены признать: “У нас нет точных исторических данных о том, как жил и действовал класс “верного и благоразумного раба” на протяжении веков после смерти апостолов Господина Иисуса Христа. Очевидно, одно поколение класса “раба” передавало пищу своему следующему поколению” (Цит. по СБ 15.05.1995.–С. 16). Под классом “верного и благоразумного раба” здесь имеются в виду “все вместе взятые помазанные христиане, в какое бы время они не жили на земле” (СБ 15.05.1995.–С. 16), “особый народ Иеговы”, вокруг которого собираются рядовые Свидетели Иеговы из “великого множества” (СБ 1.12.1992. – С. 17). Под “пищей” же понимается некое учение, соответствующее их представлениям. Но вся беда Свидетелей Иеговы здесь в том, что они не могут доказать ни того, что эта “пища” соответствовала их современному “вкусу”, ни того, чтобы целые поколения, передающие ее от одного к другому. История Общества Свидетелей Иеговы начинается в XlX веке. Подлинным основателем Общества Свидетелей Иеговы является Чарлз Тейз Рассел. Он родился 16 февраля 1852 года в городке Аллегейни 1 , штат Пенсильвания, США. Родители его были людьми зажиточными (отец владел магазином готовой одежды) и состояли членами пресвитерианской общины города 2 . Юный Чарлз, не находя удовлетворения в пресвитерианстве, некоторое время посещал собрания конгрегационалистов 3 , но в 16 лет покидает н их. Он даже выходит из местного отделения международного Христианского Союза Молодых людей 4 . Более года Чарлз пытался определить, в какой из известных ему “церквей” находится истина, пока не примкнул к адвентистам 5 , чей клуб находился неподалеку от магазина его отца. Позже, в одном из своих писем, он вспоминал: “Одним вечером я случайно заглянул в пыльное и грязное помещение, в котором проводились какие-то религиозные службы... Первое время я там слушал учение Вторых Адвентистов 6 и их проповедника мистера Джона Уинделла” (Цит. по 15, 39).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/podlinna...

(Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1995. Ч. I. С. 236) Достойно замечания, что когда кого-либо из православных царской фамилии выдают в замужество за иноверца, то супруг сей только при жизни его поминается на ектениях, и притом безымянно, по смерти же не поминается. А для царских родственников могла бы Церковь сделать снисхождение, если бы это возможно было. (Там же. С. 239) Свт. Феофан Затворник Папа изменил многие догматы, все Таинства перепортил, расслабил правила церковного руководства и исправления нравов, и все пошло не по намерению Господа — хуже и хуже... ( Еп. Феофан . О православии. М., 1893. С. 92—93) Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали... (Собрание писем святителя Феофана. Вып. 6. М., 1899. С. 144) Кажется, Святая Церковь наша снисходительна к католикам и признает силу не только крещения католического и прочих Таинств, но и священства, что очень значительно... (Там же. С. 202) Доходит и в наш лес, что католики сеют свои нечестивыя учения... И будто с успехом. Они мастера пускать пыль в глаза. Хорошо бы перевести и пустить в ход книгу о. Владимира Гетте «Схизматическое папство». Предложите это сделать при случае Николаю Васильевичу Елагину, если вы с ним знакомы... Как великолепно отдул он и папу, и папежство! И в журнале «Вера и Разум» , 1888 и 1889 гг., его же статья... Фотий... очень рельефно выставляет чумазость папства. (Там же. С. 225). О .Ключевский Непомерное развитие схоластики в вероучении и художественных форм в церковнослужении не спасло Католической Церкви, этой блудной дочери христианства, ни от богохульного папства с его учением о видимом главенстве и непогрешимости, ни от мерзости религиозного фанатизма с его крестовыми походами на еретиков и инквизицией, явлениями, составляющими вечный позор католицизма. ( Ключевский В.О. Дневник 1867—1877 гг. 30 марта 1868/ Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993. С. 316—317) Св. прав. Иоанн Кронштадтский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010