33 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 32. 34 Игнатий Брянчанинов, свят. Собрание писем. М., 1995. С. 218. 35 Цит. по: Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 207-208. 36 Аналогичные по смыслу тексты имеются и в Ветхом Завете: Кто говорит ложь, не спасется ( Притч.19:5 ), Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет ( Притч.19:9 ). 37 «Невежественные и простые священники считают себя святыми, потому что они ничего не знают», – писал блаженный Иероним (Цит. по: Свобода и послушание. М., 2002. С. 228). 38 Игнатий Брянчанинов, свят. Сочинения. М., 1993. Т. 1. С. 229–230. 39 Интервью опубликовано в газете «Труд-7» за 16 декабря 1999 года. 40 В одном монастыре «старцы» пророчили, что в 2000 году произойдет какое-то страшное бедствие, в результате которого уцелеет только их монастырь. Такие пророчества вполне в духе времени – ведь это скрытая реклама. Неважно, что это не исполнилось, – многие за это время пришли в монастырь спасаться, подпали под полное влияние «старцев», и их уже не смущают несбывшиеся пророчества. Поэтому младостарцы не боятся ложных пророчеств. 41 Вспомним преподобного Серафима Саровского , который смиренно признавался, что часто говорил от себя. 42 Впрочем, это картина типичная, но не обязательная, потому что могут быть гораздо более тонкие формы обольщения, при которых, наоборот, все внимание обращено как раз вовнутрь. Там даже совершается постоянно работа, но эта работа есть «фантазирование на тему», а не реальное изменение, потому что реального изменения, так же как и в первом случае, не происходит. 43 В Определении Священного Синода от 28 декабря 1998 года в пункте 1 говорится о недопустимости принуждения духовниками ко вступлению в брак. Правила 22 и 30 святителя Василия Великого не допускают нравственного и физического насилия при заключении брака. Такой брак считается недействительным, а лиц, совершивших насилие, подвергают отлучению (Правило 27 IV Вселенского Собора). Но, по-видимому, младостарцы считают, что им открывается воля Божия. Один игумен, например, благословил своего подопечного, уже женатого выпускника Духовной академии, обвенчаться с пятнадцатилетней девочкой. Его прежний брак был признан недействительным, а о новом своем браке он узнал за два часа до венчания, но перечить духовнику не посмел.

http://azbyka.ru/mladostarchestvo-i-prav...

Оградим смирением ум, не позволяя ему стремиться безразборчиво, опрометчиво к приобретению знаний, как бы новость их и важность их заглавий ни приманивали нашей любознательности. Охраним его от испытания лжеучений, прикрытых именем и личиной христианского учения. Смирим его в послушание Церкви, низлагая всякое помышление, взимающееся на разум Христов ( 2Кор. 5, 5 ), на разум Церкви. Прискорбен сначала для ума телесный путь послушания Церкви; но он выводит на широту и свободу разума духовного, пред которым исчезают все мнимые несообразности, находимые плотским и душевным разумом в точном повиновении Церкви. Не дозволим ему чтения о духовных предметах другого, кроме как в книгах, написанных писателями истинной Церкви, о которых сама Церковь засвидетельствовала, что они – органы Святого Духа. Читающий святых писателей неприметно приобщается обитающему в них и глаголющему ими Святому Духу; читающий сочинителей еретических, хотя бы они своим еретическим сонмищем и украшены были прозванием святых, приобщается лукавому духу прелести: за непослушание Церкви, в котором – гордость, он впадает в сети миродержителя. 1. 396 (См. Мысль ). Читать далее Источник: 1. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1. М., «Правило веры», 1993. 2. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 2. М., «Правило веры», 1993. 3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. Т. 3. М., «Правило веры», 1993. 4. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Т. 4., М., «Правило веры», 1998. 5. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1991. 6. Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. Издание центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского. М. - СПб., 1995. 7. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник. Издание Донского монастыря. М., 1993. 8. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе. Христианский пастырь и христианин-художник. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. СПб., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

6 Резюмируя библейский рассказ и святоотеческое учение, но не вдаваясь в тонкости богословской мысли, скажем только, что супружеский союз и умножение человеческого рода были благословлены Богом действительно в раю, но тот образ зачатия, который мы имеем сейчас, вошел в жизнь человеческую уже после грехопадения: «Адам же позна Еву жену свою» ( Быт.4:1 ). Замечай, когда это случилось. После преслушания, после изгнания из рая, – тогда начинается супружеское житие. До преслушания первые люди жили, как ангелы, и не было речи о сожитии. И как это могло быть, когда они свободны были от телесных потребностей?» (Свт. Иоанн Златоуст . Беседы на Книгу Бытия. Беседа 18). 9 Как раз на эти обстоятельства святые Отцы обращали особое внимание в своих советах на выбор женихов и невест: «Если... невеста благонадежного поведения и мать имеет хорошего, неропотливого характера, то и можешь вступить с нею в брак» (Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М.: Паломник, 1995. Ч. 1. С. 206). А вот слова свт. Иоанна Златоуста : «Красота телесная, не соединенная с душевною добродетелью, может увлекать мужа двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные качества жены, уничтожит всю любовь; те же, которые блистают красотою душевною, чем больше проходит времени... тем сильнее делают привязанность в своих мужьях и более воспламеняют их любовь» (Полн. собр. творений. Т. 3. Кн. 1. С. 232). 13 Вот пример заключения ветхозаветного брака: «И призвал Сарру, дочь свою, и, взяв руку ее, отдал ее Ловии в жену и сказал: вот, по закону Моисееву, возьми ее и веди к отцу твоему. И благословил их. И призвал Едну, жену свою, и, взяв свиток, написал договор и запечатал. И начали есть» ( Тов.7:12–14 ). 15 Пусть для жены не будет ничего драгоценнее ее мужа, а для мужа ничего вожделеннее его жены. В том и состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается все в мире. Как при потрясении основания ниспровергается все здание, так и при супружеских раздорах разрушается вся наша жизнь. Смотри: мир состоит из городов, города – из домов, дома – из мужей и жен; поэтому, когда настанет вражда между мужьями и женами, то входит война в дома; а когда они мятутся, тогда неспокойны бывают и города; когда же города приходят в смятение, то по необходимости и вся вселенная наполняется смятением, войной и раздорами» (Свт. Иоанн Златоуст . Полн. собр. творений. Т. 3. Кн. 1. С. 381).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Кто уступает, тот больше приобретает. Смиряйся, и все дела твои пойдут. Литература и основные источники 1) Схиархимандрит Агапит (Беловидов). Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 2) Собрание писем преподобного Оптинского Старца Амвросия к монашествующим. Введенская Оптина Пустынь, 1995. 3) Письма игумена Антония (Оптинского). М., 1869. 4) Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. Моск. Патриархии, М., 1992. 5) В. Даль. Толковый словарь (в четырех томах). М., 1956. 6) Словарь малопонятных слов, встречающихся при чтении Псалтири и молитв. 7) Краткий словарь церковно-славянских слов. М., 2000. 8) Советы Оптинских Старцев христианам, живущим в миру. М., Московский Сретенский монастырь, 1996. 9) Библия в пословицах и поговорках. М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Троицкое слово», 2000. 10) Библейская энциклопедия (в двух томах). М., 1991. Житие преподобного Оптинского старца Амвросия Великий Оптинский старец преподобный Амвросий (в миру Александр Гренков), родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. В 1836 году после окончании училища и духовной семинарии Александр некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет: если выздоровеет, то пострижется в монахи. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение. В той же Тамбовской губернии, в селе Троекурове, проживал известный в то время подвижник Иларион. Александр пришел к нему за советом, и старец сказал ему: «Иди в Оптину − ты там нужен». 8 октября 1839 года Александр прибыл в обитель. В апреле 1840 года Александр был зачислен в число братства. Некоторое время был келейником преподобного Льва и его чтецом. Работал в хлебне, варил хмелины (дрожжи), пек булки. В ноябре 1840 года его перевели в скит. Откуда молодой послушник не переставал ходить к преподобному Льву для назидания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Человек, у которого верные, здравые ориентиры, по мере своего воцерковления и укоренения в вере, будет и внутренне чувствовать, и умственно понимать, когда к нему подходят с модернистской идеей переделать всех на свой лад. И этой ловушки он избежит, если помнит, «что наш долг – не религию вести, куда захотели бы, но следовать, куда она поведет, и что христианской скромности и достоинству свойственно не свое передавать потомкам, но хранить принятое от предков», потому-то «в Церкви всегда процветал обычай, что чем боголюбивее был кто, тем скорее выступал против новых вымыслов» . В Православной Церкви нам дана полнота истины, и все, что от нас требуется – припасть к ней, усвоить и передать другим без искажений – ни умаляя, ни прибавляя от себя никаких «новшеств». Единственное, что мы можем и должны обновлять в Церкви, – это самих себя. Обновлять от греха, страстей, совлекаться ветхого человека и облекаться в нового, о чем говорил апостол Павел: «Вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4: 21–24). Деяния Вселенских Соборов. T. IV. СПб., 1996. С. 94. Эти стихи взяты из разных мест «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1995. С. 101–102. св. Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина. М., 1999. С. 14. скрыть способы оплаты Комментарии Александр Федотов 2 октября 2015, 15:50 " Поскольку любой православный христианин знает, что учение Православной Церкви познается из двух источников – Священного Писания и предания... " Почему эти 2 источника не равнозначны? Святое Предание - тоже С БОЛЬШОЙ БУКВЫ пишут, обозначают. Филипп 4 октября 2013, 21:46 Игорь, вот текст из Даля: ВПРОСАК ВПРОСАК попасть или попасться, исплошиться, попасть в беду от оплошности, испросачиться, быть в просаках. Яндекс.Словари › Толковый словарь Даля. — 1863—1866

http://pravoslavie.ru/784.html

Н. Оленина, где на литературных вечерах был любимым чтецом-декламатором и своими первыми поэтическими опытами приобрел благосклонное внимание А. С. Пушкина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича. Опыты эти не сохранились до нашего времени, но незаурядное литературное дарование впоследствии нашло свое выражение в его аскетических сочинениях и сообщило им высокую поэзию слова, а по образу изложения, наружной форме и по слогу многие его произведения стали новостью в русской духовной литературе. Преобладающим содержанием их является учение о борьбе с грехом, о внутреннем совершенствовании и духовном возрождении человека через покаяние и очищение сердца от страстей. Прекрасный русский литературный язык творений свидетельствует о том, что автор учился русской словесности в эпоху Жуковского и Пушкина. В письме к игумену Антонию Бочкову свт. Игнатий писал: «Мне очень нравился метод Пушкина по отношению к его сочинениям. Он подвергал их самой строгой собственной критике, пользуясь охотно и замечаниями других литераторов. Затем он беспощадно вымарывал в своих сочинениях излишние слова и выражения, также слова и выражения сколько-нибудь натянутые, тяжелые, неестественные. От такой вычистки и выработки его сочинения получали необыкновенную чистоту слога и живость смысла. Как они читаются легко! В них нет слова лишнего! Отчего? От беспощадной вычистки… Смею сказать, что и я стараюсь держаться этого правила» (Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М.; СПб., 1995. С. 120). Святитель Игнатий также принял для себя за правило и часто повторял совет Н. И. Гнедича, «чтоб сочинения, писанные до сорока лет, без всякого исключения считать решительно неоконченными вследствие незрелости ума, опыта и вкуса, и поэтому не издавать их печатно, а оставлять до этого периода жизни, чтобы пересмотреть, исправить и после этого отдать в печать или уничтожить». (Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М.; СПб., 1995. С. 845). Поэтому ранние литературные труды святителя или не опубликованы, например, «Некоторые советы к сохранению заповедей Господних» (1827), или тщательно переработаны в разные годы и включены самим автором в конце жизни в собрание сочинений, таковы ранние сочинения: «Древо зимою пред окнами кельи» (1827), «Сад во время зимы» (1829), «Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное» (1830) и другие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Вскоре после сего она и скончалась; но ради исполнения ее просьбы не торопились с похоронами, ожидая приезда означенного священника. Проходит день за днем - духовник умершей, задержанный какими-то делами, не возвращается, а между тем, к общему удивлению всех, тело умершей нисколько не подвергалось тлению, и она, хотя охладевшая и бездыханная, более походила на уснувшую, чем мертвую. Наконец, только на восьмой день после ее кончины, приехал ее духовник и, приготовившись к служению, хотел похоронить ее на другой день, по кончине ее уже девятый. Во время отпевания неожиданно приехал, кажется из Петербурга, какой-то родственник ее и, внимательно всмотревшись в лицо лежавшей во гробе, решительно сказал: " Если хотите, отпевайте ее, как вам угодно; хоронить же я ее ни за что не позволю, потому что в ней незаметно никаких признаков смерти " . Действительно, в этот же день лежавшая во гробе очнулась, и, когда ее стали спрашивать, что же с ней было, она отвечала, что она действительно умирала и видела исполненные неизреченной красоты и радости райские селения. Потом видела страшные места мучения и здесь в числе мучимых видела свою сестру и мать. Потом слышала голос: " Я посылал им скорби в земной их жизни для спасения их; если бы они все переносили с терпением, смирением и благодарением, то за претерпение кратковременной тесноты и нужды сподобились бы они вечной отрады в виденных тобою блаженных селениях. Но ропотом своим они все испортили; за то теперь и мучатся. Если хочешь быть с ними, иди и ты и ропщи " . С этими словами умершая возвратилась к жизни. ( " Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия " .Часть I. Письма к мирянам. М., 1995 г.) Освобождение из цепких объятий уже наступившей смерти Феодор Г. Гюне - русский, лютеранского вероисповедания, житель города Эдмонта в Канаде - уже многие годы страдал острой язвой желудка, и никакие лечения не приносили ему облегчения. 19 июля 1952 года у него началось внутреннее кровотечение. Его повезли в госпиталь, где он, в виду крайней опасности для жизни, немедленно подвергся операции.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2161...

Эпоха Возрождения во всей силе обнаружила скрытый рационализм, мистицизм и обмирщенность западного богословия. Этому способствовали переводы древних греческих и римских философов, которые открыли Западу античную культуру в новом для него и более привлекательном свете, нежели христианские духовные ценности. В результате место Бога и веры в обществе все активнее занимает Человек и его разум, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В западном мире начинается открытое отчуждение от христианства, неверие. Возрожденческий антропоцентризм явился серьезнейшим вызовом христианству. Однако там оно уже не могло оказать достойного сопротивления всё усиливающейся волне десакрализации Бога, человека и мира. Из более известных апологетов и их трудов в этот период можно назвать: “Торжество креста против мудрых века» Иеронима Савонаролы и «Естественное богословие» Раймунда Сабундского, в котором делается попытка все библейские истины веры логически вывести из рассмотрения природы и ее законов. Из лит.: Игнатий Брянчанинов , еп. Соч. в 5-ти т. СПб. 1905; он же. Собрание писем. М. 1995. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб. 1907. Т.1; Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. М. 1914; Лодыженский М.В. Свет незримый. Петроград. 1915; Позов А. И. Аскетика и мистика. Штутгарт. 1978. Новое время Реформация и связанная с ней религиозная борьба явились sui generis констатацией развития того серьезного духовного кризиса западной церкви и всего общества, который особенно ощутимо начался со времени Раскола XI века. Реформация не просто подорвала устои католической церкви, но и дала сильный импульс к развитию многих нецерковных и антихристианских идей и философских направлений. Наиболее значительными из них явились деизм, пантеизм, материализм, оказавшие большое влияние на всю последующую историю мысли. Понятие Личного, Живого Бога начинает все чаще подменяться то бесконечной Субстанцией (пантеизм Спинозы), то отрешенным от мира «Божественным часовщиком» (деизм), то вообще мертвой материей (Гоббс, Гольбах, Молешотт). Соответственно этим направлениям развивалась и апологетика.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Святитель так описывает этот завершительный этап молитвенного восхождения к Богу: «Когда ж, по неизреченному милосердию Божию, ум начнет соединяться в молитве с сердцем и душою, тогда душа сперва мало-помалу, а потом и вся начнет устремляться вместе с умом в молитву. Наконец устремится в молитву и самое бренное наше тело, сотворенное с вожделением Бога, а от падения заразившееся вожделением скотоподобным. Тогда чувства телесные остаются в бездействии: глаза смотрят и не видят: уши слышат и вместе не слышат. Тогда весь человек бывает объят молитвою: самые руки его, ноги и персты несказанно, но вполне явственно и ощутительно участвуют в молитве и бывают исполнены необъяснимой словами силы» . Вся жизнь самого святителя Игнатия протекла в молитве ко Господу, опытно испытал он ее благодатное действие, ею вошел в покой Небесного Града, к ней же призывал и всех христиан: «Не трать драгоценного времени и сил души на приобретение познаний, доставляемых науками человеческими. И силы, и время употреби на стяжание молитвы, священнодействующей во внутренней клети. Там, в тебе самом, откроет молитва зрелище, которое привлечет к себе все твое внимание: она доставит тебе познания, которых мир вместить не может, о существовании которых он не имеет даже понятия» . Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Ч. 1//Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. 1. М., 1996. С. 140–141. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Ч. 1. С. 140–141; Приношение современному монашеству//Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. 5. М., 1998. С. 93. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетическая проповедь//Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. 4. М.:, 1997. С. 237. См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Ч. 1. С. 498–499; Аскетическая проповедь. С. 341, 369; Игнатий, епископ Кавказский, святитель. Собрание писем/Сост. игумен Марк (Лозинский). М.; СПб., 1995. С. 138, 194, 200–201. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Ч. 2//Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. 2. М., 1996. С. 150.

http://pravoslavie.ru/32462.html

Ю.Г. Бобров От издателя Выпуская в свет монографию Ю. Г. Боброва, издательство «Мифрил» начинает новую книжную серию – «Малая история культуры», в рамках которой планирует публиковать работы современных отечественных и зарубежных исследователей, посвященные духовной культуре и искусствам разных стран и исторических эпох, справочные работы, касающиеся отдельных стилей, видов и родов искусства, подготовить к печати и издать ряд оригинальных лекционных курсов, тематика и проблематика которых отвечают концепции серии. Издательство готово рассмотреть авторские заявки на участие в проекте (аннотации объемом 1–2 страницы машинописи), а также любые предложения о сотрудничестве от библиотек, книготорговых организаций и частных лиц. Адрес для писем: С/76, 197348, а/я 80. А. Н. 25 апреля 1995 г. Идея этой книги возникла во время бесед со студентами, изучающими реставрацию памятников древнерусской живописи. Каждый, кто начинает интересоваться русскими иконами, оказывается вовлеченным в мир образов христианского искусства и неизбежно задается рядом вопросов о содержании древних изображений, их символическом значении и правилах, благодаря которым один и тот же сюжет или мотив на протяжении многих столетий остается легко узнаваемым. Эти знания, естественные для христиан прошлых эпох, в условиях современной светской культуры приобрели некоторый эзотерический, т. е. тайный, характер. Однако знание истории иконографии имеет важное значение не только с общекультурной или историко­научной точек зрения, но и в чисто практическом плане. Реставраторы постоянно сталкиваются с необходимостью датировки икон, определения места их происхождения, опознания разрозненных фрагментов изображения. Без знания иконографии было бы невозможным возрождение фресковых композиций новгородской церкви Спаса на Ковалеве, собранных А.П. и В.Б. Грековыми из тысяч осколков. Иконографическая схема ком­ позиции дает основание для научно обоснованных реконструкций в тех случаях, когда в них возникает необходимость. Настоящий курс ставит своей целью ознакомить будущих реставраторов с основными тенденциями развития главных для древнерусского искусства иконографических типов изображения христианских сюжетов и персонажей в пределах наиболее часто встречающихся тем и символов. Тематика византийского и древнерусского искусства необъятна и включает изображения сюжетов из Ветхого и Нового Заветов, богословских сочинений, житийной литературы, религиозной поэзии и других источников. Поэтому нами выбраны христологический и богородичный циклы изображений, составляющие основу системы росписей храма и русского высокого иконостаса, а также ряд изображений наиболее чтимых святых и сюжетов на тему основных христианских догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010