Сборник. Диаконская и Иерейская хиротонии А. Д. Остапова. – Март 1960 года. Духовская церковь Свято-Сергиевой Лавры. – Пасха 1961 года. Радость христианина.Рождество 1962 года. Богоявленский Патриарший собор. – Пасха 1962 года. В последний путь. (Памяти епископа Афанасия). – Рождество года. Храм Знамения Божией Матери. – Рождество 1963 года. Святейший Патриарх Алексий о пастырстве. – К юбилею Его Свя- тейшества. 9 ноября 1963 года. Хиротония епископа Боголепа. – Рождество года. Слава Богоматери. – Пасха 1964 года. Московская Духовная Академия с 1814-го по 1874 г. – Пасха 1964 года. Святой Иоанн Лествичник – учитель молитвы. – Пасха 1964 года. По поручению Московских духовных школ. (Поездка в Ленин- град). – Рождество 1965 года. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». – Пасха 1965 года. Из жизни Обители. (Хиротония наместника Лавры архимандрита Пимена [Хмелевского]). – Пасха 1965 года. Дивна дела Твоя, Господи! – Пасха 1965 года./ Приветствия. – Сборник, посвященный 10-летию VII выпуска Московской Духовной Академии. – Июль 1965 года./· Светлая страничка в жизни МДА. – Рождество 1966 года. (Кон- церт хора Богородского храма). Счастья тебе и успеха, дорогой друг. – Рождество 1966 года. Посещение МДА Румынским Патриархом Юстинианом. – Рож- дество 1967 года. Памятный вечер в МДА 14.XII. 1966 г. – Там же. Торжество Православия. – Пасха 1967 года. Памяти Митрополита Филарета. – Рождество 1968 года. Защита докторской диссертации в МДА. – Пасха 1968 года. Страничка церковной жизни. Праздник Антиохийского по- дворья. – Рождество 1969 года. Новый учебный год в Московской Духовной Академии и Семи- нарии. – Там же. Вручение диплома и знака магистра архиепископу Краснодар- скому Алексию (Коноплеву). – Пасха 1969 года. «Христос рождается, славите!». – Рождество 1970 года. Сотериологическое значение Воскресения и Вознесения Госпо- да. – Пасха 1970 года. Братская встреча выпускников МДА 1955 года. (VII выпуск). – Рождество 1971 года. В путь всея земли. – Пасха 1971 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Скачать epub pdf 6. Собор Богоматери (2-й день Рождества Христова). Кого мы чтим в дни праздника Рождества Христова (Мф. 2:13–23) «Пресвятая Богородице, спаси нас.» Сегодня мы празднуем второй день великого праздника Рождества Христова. Этот день называется днём Собора Божией Матери. И это потому, что сегодня святая Церковь вспоминает и прославляет тех, кто так или иначе был связан с событием Рождества Христова, в первую очередь Царицу Небесную. Она дала земле Спасителя Мира. Своим смирением, послушанием воли Божией, чистотой, святым целомудрием Она сподобилась стать Матерью Христа, Сына Божия. Вместе с Ней святая Церковь прославляет и Иосифа Обручника. Это был уже старый, 80-летний человек и имел своих взрослых детей. Ему была обручена Пресвятая Дева после зачатия Спасителя. С человеческой точки зрения в то время она была беззащитна. Защитником её целомудренной девственности, её чистоты и святости и был Иосиф Обручник. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как он спас Её и Богомладенца от злодея Ирода, направившись по указанию ангела в Египет, чтобы пережить там опасное время и возвратиться с ними в Назарет. Сегодня мы чтим ещё того, кто за много лет до Рождества Христова жаждал прихода Избавителя душ наших, и из чьего рода по плоти произошёл Христос. Это – Давид, пророк и псалмопевец. Своими покаянными и хвалебными псалмами он до сих пор трогает сердца верующих людей и направляет их и Богу. Эти псалмы мы постоянно слышим за богослужением. Сегодня возблагодарим Господа за этого дивного псалмопевца. Святая Церковь чтит сегодня ещё апостола Иакова, брата Господня по плоти, одного из сыновей Иосифа. Апостол Иаков был очень ревностным учеником Спасителя. Впоследствии он был первым епископом Иерусалимской Церкви и председателем Апостольского собора. В своём соборном послании он говорит о том, что мы много согрешаем ( Иак. 3:2 ) и больше всего от нашего языка. К воздержанию в языке зовёт нас святой апостол, а также к елеепомазанию (соборованию) при наших болезнях и недугах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Рязань. Кафедральный собор Рождества Христова. Христорождественский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Белокаменный собор возведен в начале XVb. Он назывался Успенским и был сначала общегородским, затем кафедральным. Это самое раннее сооружение рязанского кремля. Собор служил княжеской усыпальницей, здесь похоронены пять рязанских князей и три княгини. От первоначального здания сохранились белокаменная кладка апсид и цоколь. Здание значительно перестроено в XVIII-XIXbb. Существующий облик оно приобрело при перестройке и расширении в XIXb. по проекту архитектора Л.И. Стефенгагена. Собор при этом получил обработку в духе " русско-византийской архитектуры " . В связи со строительством нового Успенского собора в XVIIIb. собор был переименован в Христорождественский. В 16 веке Рязанское княжество вошло в состав Московского государства. Долгое время застройка Переяславля-Рязанского оставалась деревянной. В начале 15 века из белого камня был возведён общегородской Успенский собор (с 1753г. переименован в Христорождественский), позднее ставший кафедральным. История возникновения Христорождественского собора начинается во времена появления Рязанского княжества. Сооружение в Рязани, которая до 1778 года называлась Переславлем Рязанским, первого белокаменного собора относится ко времени правления Рязанского князя Олега. Тогда построенный собор был освящен в честь Успения Богородицы. Он задумывался великим князем Олегом Ивановичем и как усыпальница великих рязанских князей. Но к моменту его смерти, в 1402 году, собор был еще не достроен, и великий князь Олег Иванович был погребен в основанном и построенном им Рождества Богородицы Солотчинском мужском монастыре. Точная дата постройки собора остается неизвестной, это приблизительно 1483 год. При сыне Олега Ивановича, великом князе Федоре Ольговиче, а также при епископе   Рязанском и Муромском Сергии, собор был достроен и освящен. Об этом  свидетельствует и то, что помимо главного алтаря в нем был устроен придел в честь Феодора Тирона, небесного покровителя великого князя Рязанского Федора Ольговича.

http://sobory.ru/article/?object=00871

Пошехонье. Колокольня собора Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Архитектурный центр города Пошехонья, спроектированного по радиально-лучевому принципу, — это, без сомнения, соборный комплекс на площади Свободы. Его видно практически отовсюду. Троицкий собор старше города, он помнит еще село Пертому: построен то ли в 1757-м, то ли и вовсе в 1717 г. иждивением зажиточного крестьянина Петра Тимофеевича Белавина. Потом на этот храм и ориентировали все городские радиусы. В 1860-е гг. неподалеку началось строительство нового храма — теплого, в честь Рождества Христова, а заодно и новой колокольни. 73-метровая свечка дерзко взметнулась над водной гладью пятиречья — ведь в Пошехонье пять рек протекают: Cora, Согожа, Шельша, Пертомка и Троицкий ручей. Так что и в центре города, и по окраинам предостаточно мостков, мостиков и мостов. Пошехонье могло бы, наверно, претендовать на титул «среднерусской Венеции», если бы он уже не был перехвачен подсуетившимся Вышним Волочком. К сожалению, не сохранился «малоценный» по советским меркам теплый соборный храм, он был снесен в середине XX века. К счастью, сохранились старый собор и колокольня. Однако и их «перепрофилировали». Троицкий храм обезглавили и превратили в мазутный цех, а колокольня превратилась в советском Пошехонье-Володарске в водонапорную башню. Такая «рационализация» позволила зданиям худо-бедно устоять до того момента, как их передали Русской Православной Церкви. В 1864 г. началось строительство теплого соборного храма Рождества Христова. Его проект был выполнен известным зодчим Д. Гриммом. Над иконостасом работала артель из 12 московских и 15 пошехонских резчиков. Пятиглавый храм из красного кирпича освятили в 1883 г. Собор имел три престола: главный — Рождества Христова, на южной стороне — во имя Святителя Николая Чудотворца, на северной стороне — во имя св. препод. муч. Адриана Пошехонского Чудотворца. Собор построен на средства «доброхотных дателей» на месте зимней церкви постройки 1635 г. В те же годы соборный комплекс пополнился двумя часовнями: часовня Николая Чудотворца была построена в память убиенного царя Александра II, а часовня у переправы через Согожу – в честь спасения царской семьи во время крушения поезда.

http://sobory.ru/article/?object=48097

Кафедральный собор Рождества Христова (Волгодонск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кафедральный собор Рождества Христова — кафедральный собор Волгодонской епархии в городе Волгодонске Ростовской области. Вместе с находящейся на территории храмового комплекса часовней Феодора Ушакова образует приход Рождества Христова. Содержание История [ править править код ] К строительству собора Рождества Христова, самого большого храма на востоке Ростовской области, приступили в памятном 2001-м – году пуска первого энергоблока Ростовской атомной станции… Затем строительство надолго приостановилось. Возобновилось оно, благодаря финансовой поддержке Ростовской АЭС, осенью 2008 года. За это время на территории собора была построена и освящена храм-часовня в честь святого праведного воина Феодора Ушакова и сооружён памятник великому флотоводцу. Кроме того, на пожертвования были приобретены 13 колоколов для звонницы собора. В развитии храмового комплекса в разные годы самое активное участие принимали мэр города Волгодонска В.А. Фирсов, заместитель генерального директора ОАО «Концерн Росэнергоатом», руководитель управления сооружениями объектов А.В. паламарчук, директор Ростовской АЭС А.А. Сальников. проектированием храма занимались опытные специалисты под руководством архитектора А.В. Андреева. Основные строительные работы ведутся при поддержке генерального подрядчика Ростовской АЭС – ОАО «нИАЭп» (генеральный директор – В.И. Лимаренко). Благоукрашением занимается ОАО«Энергомашпром». Роспись собора выполняют специалисты художественной мастерской Плигина из города Самары и ООО «Благовест» (г. Волгодонск). Объём работ немалый. но необходимость создания духовного центра именно в Волгодонске, рождённом в богоборческие годы, того настоятельно требует. Согласно проекту, со временем вокруг собора появятся колокольня, епархиальное управление, детский духовный центр, иконописная мастерская, православная гимназия, паломническая гостиница. В июне 2010 года архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон освятил престол в нижнем приделе храма, в честь Саровского чудотворца, преподобного Серафима – покровителя российских атомщиков. В августе того же года в соборе прошла первая Божественная литургия. В июле 2011 года правящим архиереем вновь образованной Волгодонской епархии Священный Синод избрал архимандрита Корнилия Синяева, присвоив ему титул «епископ Волгодонский и Сальский». С сентября того же года епископ Волгодонский и Сальский Корнилий начал свой архипастырский путь на Волгодонской кафедре.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Одесса. Собор Рождества Христова при инфекционной больнице. Собор. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1814. Адрес: Украина, Одесская область, г. Одесса, ул. Пастера, 5А Координаты: 46.493767, 30.722502 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью «Циркульный корпус» одесской Городской клинической инфекционной больницы - каменное двухэтажное, подковообразное в плане здание в Одессе по адресу улица Пастера, 5. Комплекс в стиле классицизм сооружен в 1807-1827 годах по проекту архитекторов Тома де Томона, Джованни Фраполли и Егора Ферстера. Первоначально построен центральный корпус с портиком дорического ордера - работы были завершены в 1807 году. Боковые галереи, которые образовали вместе с центральным корпусом анфиладу, сооружены в 1821 и 1827 годах. Циркульный корпус планировался как госпиталь для военно-морских офицеров на 30 коек, позже стал карантинной больницей одесского порта, а ещё позже - Первой городской больницей. В правом крыле была церковь Рождества Христова (в честь неё назван был переулок Рождественский – теперь Сеченова). Церковь реконструирована, является соборным храмом для Одесско-Балтской епископии Украинской православной церкви Киевского патриархата. На сегодняшний день в Одесской области действуют два храма, названные в честь этого праздника. Один из них находится в Одессе – по улице Пастера, 5а. Храм Рождества Христова Киевского патриархата был основан в начале XIX века и существовал как церковь при инфекционной больнице. В голодные годы был пристанищем для обездоленных людей. Но вот почему храм назван именно в честь Рождества Христова, сказать сейчас уже сложно. В советское время часть храма заняла больница. И только в 1990-е годы помещение удалось вернуть и восстановить храм. К сожалению, документов о том, каким он был прежде, не сохранилось. – Роспись на стенах и иконостас были уничтожены. Поэтому пришлось всё делать с нуля, заказывали алтарь у житомирских мастеров, по-новому расписывали стены, – вспоминает епископ Марк (Гринчевский) Одесский и Балтский. – Но это в прошлом. Сейчас мы гордимся нашим храмом. Что касается 2014 года, то он очень знаковый для нас: мы собираемся отмечать 210-ю годовщину со дня основания. А в 2013 году храм получил статус кафедрального собора по указанию Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета. А это значит, что одесский храм Рождества Христова является центральным храмом Киевского патриархата в Одесской области. И на Рождество все священники области соберутся в этом храме на торжественное богослужение. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=52147

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РИЖСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Рижский Петропавловский собор, 1 сентября 2010. Фото Людмилы Клешниной с сайта sobory.ru Рижский собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла , находится на территории Рижской цитадели Петропавловский собор ведет свою историю со времен Северной войны . После капитуляции шведских войск по личному распоряжению Петра I на территории Рижской цитадели была отстроена деревянная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Уже при Екатерине II она была заменена на каменную. А в 1850 году в Петропавловском соборе состоялась церемония провозглашения Рижской епархии . В июле 1867 года собор посетил Государь Александр II . Во второй половине XIX века он стал усыпальницей двух выдающихся представителей православного духовенства - епископа Вениамина (Карелина) и епископа Филарета (Филаретова) . 1 сентября 1873 года над Ригой разразилась ураганная буря. Один из ударов молнии пришелся на Петропавловский собор. Рухнул верхний карниз колокольни. Огнем уничтожило часть росписи. Во многих местах исчезла позолота. Без стекол остались верхние окна. В 1919 году церковное здание было занято властями Первой Латвийской Республики. Но уже в 20-ые годы за Петропавловский собор вступился архиепископ Рижский и всея Латвии Иоанн (Поммер) , ныне канонизированный Православной Церковью. В 1922 году владыка обращается к Учредительному собранию: " Этот храм, - писал он, - сооружен православными и для православных и всегда был бесспорной собственностью Православной Церкви. " Владыка Иоанн добился того, что вопрос о Петропавловском соборе неоднократно становился предметом обсуждения в Сейме, однако острые дебаты не дали никаких результатов. После Второй мировой войны Петропавловский храм, как и многие другие, был закрыт. Распоряжением Совета министров ЛССР от 05.10.1963. за N 1442-Р Рижский собор Рождества Христова превратился в планетарий. Приблизительно тогда же началась подготовка к открытию в Петропавловском соборе концертного зала " Ave Sol " . Церковь была перестроена, в алтарной части соорудили сцену, а все внутреннее пространство храма было переоборудовано под зрительный зал. Останки епископов Вениамина (Карелина) и Филарета (Филаретова) были перезахоронены в Спасо-Преображенской пустыни...

http://drevo-info.ru/articles/3018.html

Сызрань. Собор Рождества Христова в Кремле. Собор. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1717. Адрес: Россия, Самарская область, г. Сызрань. На территории Сызранского Кремля (ул. Советская, д. 2А) Координаты: 53.146436, 48.453868 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Построили эту каменную церковь в далёком 1717 году, на том месте, где ранее располагался деревянный собор во имя Пречистой Богородицы (сооруженный в 1683 году при основании Сызрани). В 1728 году Христорождественский собор был сильно поврежден во время крупного пожара, произошедшего в центре города. Полностью восстановить его удалось только через 13 лет, в 1741 году. Причём, на завершающем этапе этой работы большую лепту в неё внёс сызранский помещик Алексей Васильевич (по другим сведениям – Савельевич) Кандалаев. В том же 1741 году вновь освятили эту церковь, которая по-прежнему являлась тогда для города кафедральным собором. Это следует из сохранённой в архиве надписи, сделанной на храмовом кресте: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Рождества Христова при державе благочестивейшая самодержавнейшая великая государыни нашея императрицы Елизаветы Петровны, по благословению великого господина нашего Преосвященнейшего епископа Казанского и Свияжского Луки в лето 1741 года, индикта 4-го месяца ноембрия в 20-й день, день памяти преподобного отца нашего Григория Декаполита». В 1872 году Христорождественский храм утратил в Сызрани свое соборное предназначение. Дело в том, что в этом году в городе была освящена новая церковь – во имя Казанской иконы Божией Матери, к которой и перешло звание кафедрального собора. Что же касается Христорождественского храма, то к моменту его упразднения в качестве соборного на территории Сызранского кремля уже был построен тюремный острог (снесённый в 30-х годах 20-го в.). К нему и была приписана эта церковь, с совершением служб для заключённых и надзирателей.

http://sobory.ru/article/?object=07127

Кафедральный собор Рождества Христова (Южно-Сахалинск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кафедральный собор Рождества Христова в Южно-Сахалинске — кафедральный храм Южно-Сахалинской епархии Русской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Из-за малой вместимости Воскресенского собора губернатор Сахалинской области А. В. Хорошавин выступил с инициативой строительства нового кафедрального собора. 21 сентября 2010 года, после Божественной литургии на месте будущего строительства в парке Победы патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил возведение собора. Большую помощь в возведении собора оказала компания Роснефть и её президент Игорь Сечин. Во втором квартале 2012 года подрядчик ООО " Горстрой " начал строительные работы, которые было намечено завершить во втором квартале 2015 года. 7 июня 2013 года в строящемся соборе, в нижнем храме Трёх святителей, была совершена первая Божественная литургия которую возглавил епископ Южно-Сахалинский Тихон. С того времени в течение более двух лет богослужения совершались в нижнем храме, а 14 августа 2015 года владыка Тихон совершил первую Божественную литургию в верхнем храме Рождества Христова. В цокольном этаже была создана специальная крестильная купель - первая в городе, в которой можно было в полный рост крестить взрослых. Изначально предполагалось, что храм будет отштукатурен, но бывший губернатор области настоял на том, чтобы использовался мрамор - материал долговечный и красивый. По завершении строительства новый собор стал одним из самых высоких на Дальнем Востоке. 4 сентября 2016 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин великого освящения кафедрального собора и Божественную литургию в новоосвящённом храме. С этого времени собор стал главным кафедральным храмом Южно-Сахалинской епархии. Храм уже был украшен многочисленными мозаиками, но четыре ряда галерей были еще не расписаны - тогда планировалось расписать их так, чтобы каждый ряд был посвящен эпохе в истории Церкви: верхний - земной жизни Спасителя, далее - истории древней Церкви, следующий - истории Русской Церкви, и самый нижний - новейшей истории Русской Церкви. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Выша. Успенский Вышенский женский монастырь. Собор Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1874-1890 годах сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических. В 1920-х годах Вышенский монастырь был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. Лишь в Христорождественском соборе богослужения продолжались до 1938 года. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года - областная психиатрическая больница. В 1990 году часть зданий монастыря передана Церкви для организации женской обители. 15 марта 2009 года было совершено освящение крестов на купола Христорождественского собора Вышенского монастыря. В настоящее время монастырь активно возрождается. http://www.ryazeparh.ru/index.php Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря был возведён как холодный " летний " храм, а небольшая Успенская церковка, существующая с XVIII века, не вмещала всех желающих помолиться в монастыре, особенно в дни праздников и больших паломничеств. И вот в 1874-1890 годах к северу от Казанского собора был выстроен больших размеров тёплый собор. Глядя на этот великолепный храм, невольно приходишь к выводу, что строил его незаурядный архитектор или строился он по плану, выполненному выдающимся архитектором того времени. Да и сходство его с Иссакиевским собором Санкт-Петербурга говорит о многом. Пятиглавый, с мощным куполом, выполненный в виде креста, он окружён с трёх сторон портиками и колоннами ионического ордера. Четыре сквозных малых купола предназначались для нахождения там колоколов. Главный престол был освящён в честь Рождества Христова, правый - во имя святых Адриана и Наталии. Слева устроили ризницу. Особо почитаемой святыней этого храма была икона Девяти мучеников Кизических.

http://sobory.ru/article/?object=06945

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010