Астрахань. Церковь Донской иконы Божией Матери. Донская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты История Донской церкви тесно связана с историей Астраханского Казачьего войска и Казачебугоринской станицы. В Астрахани донские казаки появляются в 1737 году. Тогда они были поселены здесь в самом городе, в своих домах и составили так называемую трёхсотенную команду. В 1748 году, когда город был перенаселён, по новому плану казачьи дома были снесены, а сами казаки выведены за город, в особо отведённые для их поселения места, на бугре, за речкою Луковкою. Здесь они основали станицу, называемую ими первоначально Донской, а позже названную Казачебугоринскою. Окончательной датой основания этой станицы называют 1750 год, когда завершилось сюда переселение казаков. Жившие в этой станице казаки исполняли обязанности почтарей, и возили почту из Астрахани в Царицын, а также доставляли царские указы в Кабарду и Черкесск (Северный Кавказ). В 1750 году трёхсотенная команда была увеличена и переименована в Астраханский Казачий полк. На основе этого полка, а также казаков, расселённых по отдельным станицам, по берегу Волги, от Саратова до Астрахани, в 1804 году было образовано Астраханское Казачье войско. Первоначально жители Казачебугоринской станицы были приписаны к Покрово-Болдинскому монастырю, расположенному рядом с нею, немного южнее, на противоположном берегу реки Казачий Ерик. Но желание казаков иметь свой собственный храм заставило их позаботиться о его построении. Уже в 1757 году полковник Чембарского Астраханского Казачьего полка Андрей Слободчиков ходатайствовал перед епархиальным начальством «об освящёнии вновь построенной, на отведённом месте, отстоящем от Астрахани в 2 верстах 450 саженях за рекою Луковкою, против казённого архиерейского сада и церкви Покрова Богородицы, деревянной церкви во имя Донской Богородицы, разрешённой к постройке 28 февраля 1757 года». Освящена Донская церковь была 19 августа 1757 года. О наименовании храма в честь Донской иконы Божией Матери можно говорить с уверенностью, что названа она была так в честь древнего и чтимого списка с этого чудотворного образа, который донские казаки как полковой образ привезли с собою с Дона в Астрахань.

http://sobory.ru/article/?object=42530

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия V Всемирного конгресса казаков 14 октября 2015 г. 20:47 14 октября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил в Новочеркасске открытие и первое пленарное заседание V Всемирного конгресса казаков на тему «Казачество: единство, Церковь, Родина». Мероприятие состоялось в Вознесенском войсковом всеказачьем кафедральном соборе. В президиуме присутствовали: Святейший Патриарх Кирилл; полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов; полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе В.В. Устинов; руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов; губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев; председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл ; атаман войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» казачий генерал В.Г. Гончаров. Рядом с президиумом были установлены киот со списком чудотворной Донской иконы Божией Матери и хоругвь войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское». Для участия в конгрессе было избрано 300 делегатов из России и 26-и стран ближнего и дальнего зарубежья (США, Австралии, Новой Зеландии, Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и др.), в том числе представители федеральных министерств и ведомств, войсковых казачьих обществ Российской Федерации, отдельных окружных казачьих обществ. Приветствие участникам съезда направили Президент Российской Федерации В.В. Путин (огласил полномочный представитель Президента РФ в ЮФО В.В. Устинов) и председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев (огласил руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов). К собравшимся обратился со словом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Затем выступил председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов. Далее с докладами выступили председатель Совета атаманов войсковых казачьих обществ, атаман Кубанского войскового казачьего общества, член высшего совета конгресса, казачий генерал Н.А. Долуда («О международной деятельности казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и общественных объединений казаков») и председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невиномысский Кирилл, который рассказал о Концепции Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества.

http://patriarchia.ru/db/text/4244478.ht...

Например, конвоец Сергей Нестеров из Самарского отдела создал " Казачий дозор " , возрождающий систему станичного воспитания. В советское время растили пионеров, " юных ленинцев " , теперь пришло время сызмальства воспитывать людей с православным мировоззрением. Конвоец из Сочи Владимир Береговой создал казачий детсад, начав с группы по изучению азов православия и кубановедения. Федор Савченко из Белгородского отдела стал " воеводой " Нового Иерусалима - уникального храмового комплекса, живой репродукции евангельского Святого города. А Сергей Кришталь возит в бывшей машине бундесвера по городам и весям огромную, в человеческий рост икону святого царя. " Любящих государя не так много, больше тех, кто не любит, осуждает его и нашу любовь к нему, нашу деятельность по возрождению имперских традиций, консервативных ценностей, - приводят авторы фильма слова духовника конвоя архимандрита Гавриила (Коневиченко) . - Мы понимаем, что монархии сегодня быть не может, потому что царь, что называется, должен появиться в голове. Задача нашего движения - не только в хранении памяти, а и в преображении казачества изнутри. Возвещать о великой империи и ее ценностях - это поистине апостольское служение " . Подтверждением этих слов могут служить уже ставшие архивными кадры поездки Святейшего Патриарха Кирилла в 100-летие гибели царской семьи в Екатеринбург, его участие в многотысячном крестном ходе на Ганину Яму и архипастырское пожелание " переосмыслить историю, чтобы результатом этого переосмысления стало возрастание нашего общего согласия " . В финале фильма показаны копии чудотворной иконы царя-мученика, усилиями конвойца Игоря Смыкова побывавшие в космосе. Это тоже стало прорывом: святой государь несколько раз обошел землю своим мироточивым образом и благословил ее с орбиты. ИА " Вода живая " , 16.05.21 Поделиться 21 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 18 апреля 2024 14 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия V Всемирного конгресса казаков 14 октября 2015 г. 21:22 14 октября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил в Новочеркасске открытие и первое пленарное заседание V Всемирного конгресса казаков на тему «Казачество: единство, Церковь, Родина». Мероприятие состоялось в Вознесенском войсковом всеказачьем кафедральном соборе. В президиуме присутствовали: Святейший Патриарх Кирилл; полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов; полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе В.В. Устинов; руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов; губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев; председатель  Синодального комитета по взаимодействию с казачеством   митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл ; атаман войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» казачий генерал В.Г. Гончаров. Рядом с президиумом были установлены киот со списком чудотворной Донской иконы Божией Матери и хоругвь войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское». Для участия в конгрессе было избрано 300 делегатов из России и 26-и стран ближнего и дальнего зарубежья (США, Австралии, Новой Зеландии, Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и др.), в том числе представители федеральных министерств и ведомств, войсковых казачьих обществ Российской Федерации, отдельных окружных казачьих обществ. Приветствие участникам съезда направили Президент Российской Федерации  В.В. Путин  (огласил полномочный представитель Президента РФ в ЮФО В.В. Устинов) и председатель Правительства Российской Федерации  Д.А. Медведев  (огласил руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов). К собравшимся  обратился со словом  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Затем выступил председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов. Далее с докладами выступили председатель Совета атаманов войсковых казачьих обществ, атаман Кубанского войскового казачьего общества, член высшего совета конгресса, казачий генерал Н.А. Долуда («О международной деятельности казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и общественных объединений казаков») и председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невиномысский Кирилл, который рассказал о Концепции Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества.

http://patriarchia.ru/db/text/4247007.ht...

По всей видимости, эти разногласия затронули и бывших запорожцев-афонитов как из Ильинского скита, так и из «Черного Выра». Как бы то ни было, но именно в период греческой национально-освободительной революции казачий скит «Черный Выр» пришел в упадок, от которого он так и не оправился до сего дня. Известно, что в этот же период вместе с остальными святогорцами вынуждены были покинуть Афон и многие болгарские монахи Зографского монастыря. По словам еп. Порфирия, тогда ими был оставлен и отдаленный древнерусский скит «Ксилургу» (Древодел), который был приобретен болгарами около 1810 г. у «монаха Германа малороссиянина» 150 . Так из «Ксилургу», спасаясь от гонений, они вывезли все скитские церковные вещи на остров Псару, где и погибли вместе с Чудотворной иконой «Сладкое лобзание» под обломками храма, взорванного турками 151 . Сильный ущерб Зографской обители нанес расквартировавшийся в ней турецкий военный гарнизон арнаутов (албанцев-мусульман). Обитель подверглась разграблению и разорению. Помимо отнятия драгоценной утвари и окладов с древних чудотворных икон, была разграблена ценнейшая библиотека монастыря 152 . После ухода турецкого гарнизона за монастырем числились большие долги, за которые он мог быть передан главному кредитору, греческой обители Ватопед, и тем самым утратить самостоятельность и статус болгарского монастыря 153 . Схожие беды, по всей видимости, постигли и скит «Черный Выр», из-за чего его братия и вынуждена была покинуть свою родную обитель. Такие случаи на Афоне в период турецкого господства были довольно частыми. Так, другой знаменитый выходец из Украины, прп. Паисий Величковский , став в 1762 г. игуменом афонского монастыря Симонопетра и переведя в него из Ильинского скита свое молдавско-украинское братство, очень скоро вынужден был покинуть эту обитель из-за имевшихся у нее непомерных долгов перед турецкими кредиторами 154 . Одним из последних известных нам документов, касающихся святогорской обители «Черный Выр», является дело за 1826–27 гг. о принятии в Киево-Печерскую Лавру монаха Феофана из Черновырского скита Рождества Богородицы. Из материалов этого дела мы узнаем, что монах Феофан родом из Киева, в 1815 г. уехал на Афон, где поступил в скит «Черный Выр» и принял здесь монашество. В 1825 г. он отбыл на богомолье в Киев, однако, из-за начала русско-турецкой войны, назад не смог возвратиться. Как указано в его прошении за ноябрь 1826 г. на имя Духовного Собора Киево-Печерской Лавры: «возвратиться же мне в Афонскую Гору по военным там обстоятельствам невозможно» 155 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом году впервые 1 сентября – празднование Донской иконы Божией Матери – отмечалось по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и как главный праздник российского казачества. Из глубины веков Накануне 1 сентября в Донской монастырь прибыл чудотворный Донской образ, уже традиционно переносимый сюда на сутки из Государственной Третьяковской галереи. Для безопасной транспортировки и экспонирования иконы – бесценного сокровища древнерусского церковного искусства – была изготовлена специальная капсула. Всю ночь, до начала торжеств, посвященных престольному празднику обители, перед святыней, украшенной гирляндами из белых роз, совершались молебны, и верующие могли поклониться ей. 1 сентября, хотя это и рабочий день, в обитель на праздник пришли многие москвичи и гости столицы. Участие в нем приняли представители Администрации Президента, Правительства Москвы, атаманы и казаки реестровых казачьих войск Российской Федерации и общественных казачьих объединений, юные кадеты… У Донской иконы в Большом соборе Большой собор Донского монастыря не мог вместить всех гостей, и многие слушали и смотрели трансляцию праздничного богослужения, передававшуюся на большой экран, установленный на территории монастыря. Божественную литургию возглавил Святейший Патриарх Кирилл, ему сослужили епископы из казачьих регионов России и священнослужители Москвы. И впервые за богослужением пел славный Кубанский казачий хор. В своем первосвятительском слове, обращенном к собравшимся, патриарх Кирилл вспомнил о славной истории чудотворной Донской иконы Божией Матери, а затем сказал то, что наверняка чувствуют все люди, не мыслящие своей жизни без Православия: «И сегодня нам есть о чем молиться перед Донской иконой Божией Матери – о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремленности, мужества, духовной силы нашего народа. И чтобы, несмотря на все те разделения, которые были проведены в истории по телу единой святой Руси, мы всегда оставались духовно едиными, сплоченными, солидарными, способными поддерживать друг друга и защищать свои общие духовные интересы».

http://pravoslavie.ru/39025.html

А в павильонах – сделанное (или выращенное и приготовленное) руками казаков: и изумительная ростовская финифть, и краснодарская роспись, и ювелирные шедевры церковного искусства из Приволжья, и костромской лен, и деревянные поделки из Сибири… Особо привлекали внимание стенды с казачьими шашками, саблями, нагайками, мужской и женской «справой», предметами казачьего быта. А уж даров природы, в том числе самых разных сортов меда, которые были привезены из Башкирии и с Дона, из Хабаровска и с Алтая и, как гласит народная мудрость, «тысячу хворей лечат», видимо-невидимо. Перед шатром, на огромной лужайке, выступали на импровизированной сцене казачьи ансамбли песни и пляски – ярко, задорно, жизнелюбиво. Казаки в парадной форме, увешанные наградами, тут же собирались в группы, оживленно беседовали. Чудотворная Донская икона Божией Матери в Большом соборе Молодой подъесаул Юрий Сопельняк, походный атаман группы Кубанских казаков, которая в течение последнего месяца находилась в Донском монастыре для прохождения службы, сообщил: – У нас есть казаки, отслужившие и в Чечне, и в миротворческих силах; есть и люди с рабочими специальностями. Скоро здесь, в Донском монастыре, нас сменят казаки из Омска. А дома мы все несем службу по охране порядка, православных храмов, защите населения. У нас на Кубани есть и казачья школа, и казачий духовой оркестр, которым я занимаюсь. Православие – это для нас все, без Православия не будет и России. А то, что праздник казачества отмечается теперь в день Донской иконы, – Промысл Божий! Есаул Николай Будко, можно сказать, ветеран Кубанского казачьего войска. О себе рассказал, что он бывший кадровый военный, пограничник, «как и положено казаку». Служил еще в Советском Союзе, начиная от самого Востока – Курил – и до западных границ и Чехословакии, Германии. Строй казаков – Сам я родовой казак, родители – казаки из станицы Кущевская Краснодарского края, – поведал он. – У меня есть и дети, и внуки, и правнуки. Кстати, у казака чужих детей не бывает – все свои. Ребят приобщаем к православным традициям с Божией помощью, но случается это по-разному. Вот, например, здесь со мной одно дите – из дружины имени недавно убитого миссионера священника Даниила Сысоева. Я учился у этого замечательного священника, проходил воцерковление.

http://pravoslavie.ru/39025.html

Был же этот третий большой приступ июля в тридцать первый день, в канун Госпожина заговенья. В обители чудотворца оставалось тогда здоровых никак не больше двухсот человек. В ту же ночь, когда приготовились к приступу литовские люди и русские изменники, тогда в воздухе скакали будто огненные луны, и всю ночь сиял от небесных звезд свет великий, и, казалось, они падали на монастырь и вокруг монастыря. Троицкое же воинство и все православные христиане, мужчины и женщины, бились с врагом всю ночь не переставая, как и во время прежних приступов. И еще было явление, подобное прежним, – такое прежде было многим начальникам кровопийц во сне, но те сочли их сонной ерундой. Теперь же вполне явственно, не во сне, но наяву показалась текущая река. Но в то время об этом ничего в обители чудотворца не знали, когда же прекратилось праведное наказание от Господа ранами и уже в покаянии пребывали, с клятвами именем Божиим истинно было засвидетельствовано следующее. Поведал Андрей, называемый Болдырь, атаман казачий, с находившимися под ним казаками. Они, как для них обычно, готовились к приступу и залегли около прудов, ожидая времени. И вот видят ясно, что течет очень быстрая река между ними и монастырем, в волнах же она несет поломанные большие колоды, бурелом, много бревен и большие деревья с корнями, причем со дна, как горы великие, поднимаются камни и песок. Бога свидетелем выставляли они тому, что видели двух старцев, украшенных сединами, как снегом, и кричавших громким голосом с крепостной стены всем, кто их видел: «Всем вам, бедным, так плыть! Что о себе не подумаете!» Мы друг другу шептали: «Что вам видится и слышится, братья?» И все в один голос друг другу говорили: «Это не привидение, но наяву мы видим грозную текущую реку, страшно ломающую деревья и бурелом и камни выворачивающую изо дна». И, говоря это, вместе все смотрели на старца. Зная же, что нет между нами и монастырем реки, нет и больших деревьев, начали все скорбеть, говоря: «Это знамение, что быть всем нам побитыми».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ученик Александр пришел в Москву в то время, когда была там радость от того, что король литовский убежал из Вязьмы в свою землю. Быв у князя Пожарского, передал ему от старца Иринарха благословение и просфору. Князь очень был рад сему, дал грамоту, чтобы не давать на ратных людей никаких запасов по причине литовского разорения. Получив грамоту, Александр отправился в свой монастырь и передал ее игумену, чему он очень обрадовался. После сего пошел в келью к своему учителю старцу Иринарху, отдал ему крест, взятый у князя и передал его поклон. §12. О царе и великом князе Михаиле Феодоровиче По устроению Божию, по приговору князей, бояр, воевод, преосвященных митрополитов. архиепископов. епископов, архимандритов и игуменов, в 1613-м году Великий Князь Михаил Феодорович Романов избран был царем всей России и коронован в Москве. О сем была радость во всей Москве, но печаль была в Угличе и Вологде, где в окольных местах много лилось христианской крови от казаков, много городов и сел запустело. Благоверный государь и великий князь Михаил Феодорович послал боярина своего и воеводу князя Бориса Михайловича Лыкова смирить казаков, отправив в Ярославль с войском данным ему из семи городов. §13. О благословении преп. Иринархом князя боярина Бориса Михайловича Лыкова В то время, когда Литва с Черкесами пришла в село Даниловское, князь Борис послал старца Иоакима к старцу Иринарху за благословением. Угодник Божий Иринарх послал князю просфору и благословение и вместе приказывал ему, чтобы он преследовал Литву. Во время преследования Литвы князь шел две недели и догнал ее за Костромой не доходя Нижнего Новгорода, где помощью Божией одержал победу над Литвою, многих из них взял в плен и отослал к царю, а сам пошел к Вологде со всем своим войском на казаков, чтобы освободить Вологодский и Белозерский уезды от разорения их. Казаки сначала убежали от преследования князя на Белоозеро, потом в Углич, где простояли две недели; наконец ушли под Москву и тут остановились. §14. О пришествии князя Лыкова к старцу Иринарху в монастырь Князь Борис Лыков, послав ратных людей под Москву, сам пошел помолиться в монастырь Борисоглебский и испросить лично у преп. Иринарха благословения. Побывав у старца и взяв у него крест, князь отправился со всем своим войском к Москве, и там, переняв казаков, явился к царю. В Москве была великая радость, что злой казачий совет молитвами Пресв. Богородицы, московских чудотворцев и благословением старца Иринарха разорился. После сего и в других городах сделалась тишина и спокойствие. А преп. Иринарх непрестанно со слезами Богу молился, странников принимал, бедным помогал, от притеснения сильных защищал и ко всем являл всякую милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архитектор: Э.Ф. Виррих Адрес: Россия, Омская область, г. Омск, ул. Тарская, д. 7 Телефон: (3812) 24-60-65 , 21-29-86 Подробнее... Свято-Никольский казачий собор (Омск) [ править править код ] Никольская казачья церковь (собор с 1916 года) заложена 15 мая 1833 года. Это самый старый храм в Омске и является единственным уцелевшим в годы советской власти войсковым храмом. Главный престол был освящен 16 сентября 1843 г. Храм построен на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и других граждан. В основу проекта собора легли чертежи зодчего В.П. Стасова (1769-1848гг.), автора многочисленных построек в С.-Петербурге и Москве. В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (3 престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.). Местом возведения собора выбрали площадь напротив училища Сибирского линейного казачьего войска. Строительство продолжалось до июня 1840 г. Иконы для церкви были написаны академиком живописи М.И. Мягковым и художником П.М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И.А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев. В июне 1840 г., несмотря на недоделки, храм был освящен протоиереем Дмитрием Пономаревым. Три престола собора были посвящены святому Николе Чудотворцу, Георгию Победоносцу, Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. Адрес: 644024, г. Омск, ул. Ленина, д.27 Телефон: (3812) 31-57-48 Подробнее... Храм иконы Богородицы " Всех Скорбящих Радость " [ править править код ] Омская госпитальная церковь имеет длинную и чрезвычайно интересную историю. Ее атрибуция была выполнена мной, благодаря обнаруженным в 1989 г. в Российском военно-историческом архиве документам, в том числе о постройке госпитальной церкви. Моя первая публикация «Всех скорбящих радости» в пятом номере за 1991 год в газете «Ореол» стала началом освещения жизни этого храма. В 1820-е годы Омский госпиталь был перенесен за эспланаду (пространство вокруг крепости, простреливаемое из орудий в случае военных действий) на восток от крепости на высокий правый берег Оми в Бутырский форштадт. В 1825 году в госпитале возвели восьмигранную деревянную часовню под пологим куполом, которую 4 июля 1848 г. преобразовали в церковь и приписали к Воскресенскому собору. Самостоятельной она стала с 26 марта 1854 года. Вскоре здание обветшало и в 1857 году было разобрано. Именно в описанной выше несохранившейся церкви молился Ф. М. Достоевский, окормляемый священником Дмитрием Пономаревым. В госпитале великий писатель читал передаваемые ему протоиереем А. И. Сулоцким Псалтырь, «Христианское чтение» и другие духовные книги.

http://azbyka.ru/palomnik/Омск_(храмы)

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010