На нашей памяти тоже бывали чудесные стечения обстоятельств, — кто скажет, какова в них была роль Владыкиной молитвы? Был общий мистический настрой, заставляющий со вниманием относиться к каждому жизненному событию, как к особому «знаку Божьего благоволения». Помнится, как–то раз должны мы были ехать в одно новое учебное заведение. С машиной вышли какие–то затруднения, пришлось долго ждать. Стоя на залитом солнцем крылечке Брюсовского церковного дома, Владыка вздохнул и задумчиво произнес: «То ли это очень нужно, то ли совсем не нужно…» Вспоминается и такой случай: надо было из монастыря ехать на службу в село Спас на престольный праздник. Одна из нас, находившаяся тогда в обители, хотела тоже присоединиться, но еще с вечера Владыка сказал, что в его машине места не будет. Он просто выдал свой будильник, чтобы не проспать, и посоветовал не ждать автобуса, а ехать на попутке. Ловить попутную машину в семь утра на шоссе в районе пресловутого 101–го километра могло показаться безумием. Однако на остановке выяснилось, что автобусы, несмотря на расписание, в это время еще «спят». Вдруг на шоссе показывается легковая машина — ветхонький москвичок. Хозяева, пожилая супружеская пара, легко соглашаются подвезти до Волоколамска, а по дороге выясняется, что они едут в Осташово, как раз мимо села Спас — за полчаса и совершенно бесплатно доставили прямо к воротам храма. Владыка всегда видел ту неуловимую грань, которая отделяет «знаки» от пустых примет и суеверий. За два месяца до реорганизации Издательского отдела, на Всенощной под Воздвижение у него сорвался и упал воздвизаемый крест, который плохо закрепили среди цветов. Это произвело на него удручающее впечатление. Год или два спустя, были два тревожных знака подряд — тоже на Всенощной в монастыре, на сентябрьскую память преподобного Иосифа, у Владыки во время полиелея упала панагия, а вскоре на Брюсовом, на литии под Воскресение словущее — едва не соскользнула с плеч шелковая мантия, вовремя подхваченная сослужащим священником. Взволнованные прихожане принялись заказывать молебны, подавать поминание на Афон и к Гробу Господню, по монастырям и храмам. В тот раз, обошлось, слава Богу, без сильных потрясений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

1907. С. 737-740; Житие прп. иеросхим. Илариона Оптинского/Оптина пуст. [Козельск], 1993р. С. 198-199). При игум. Антонии в обители над могилой Н. Г. Приклонского на средства его вдовы Екатерины Александровны был построен и 5 окт. 1885 г. еп. Орловским и Севским Симеоном (Линьковым; † 1899) освящен каменный храм-усыпальница в честь Воскресения словущего - прямоугольная в плане постройка под 2-скатной кровлей с главкой. В этой церкви монахини читали Неусыпаемую Псалтирь. Игум. Антония перестроила больницу, в к-рой работали доктор и женщина-фельдшер, открыла аптеку, а также привела в порядок хозяйственные службы, приобрела каменное 2-этажное здание под гостиницу для богомольцев и отдельный флигель для странников. 14 окт. 1886 г. монастырскую школу посетил еп. Орловский Симеон (Линьков) вместе с управляющим канцелярией Синода В. Саблером. 12 мая 1887 г. игумении и ее помощнице казначее мон. Магдалине (Петровой) было преподано благословение Синода за благоустройство учебного заведения. В том же году школа была переименована в Свято-Ольгинскую и обращена в 2-классную церковноприходскую. Обучение было бесплатным, преподавание вели 10 монахинь и монастырские священники, помимо общеобразовательных предметов девочки занимались рукоделием. С 1890 г. по благословению оптинского старца прп. Амвросия (Гренкова) школой заведовала М. В. Леонтьева (в монашестве Магдалина; † 1927), племянница философа К. Н. Леонтьева . К кон. XIX в. число учениц достигало 120 чел. В 1900-1902 гг. за оградой мон-ря выстроено просторное каменное здание школы. На торжествах освящения здания 20 авг. 1902 г. присутствовали кнг. С. К. Оболенская, духовная дочь прот. прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева), генеральша Е. В. Духонина (1844 - ок. 1921), писатель С. А. Нилус и др. 4 апр. 1883 г. орловский купец 2-й гильдии А. И. Хлебников завещал обители 6 дес. земли с домом и садом. По инициативе игум. Антонии на этой земле, закрепленной за О. В. м. указом Синода от 30 нояб. 1885 г., устроено монастырское кладбище с деревянным на каменном фундаменте храмом в честь Воскресения Христова (освящен 23 июля 1895) со звонницей и каменной оградой (1896-1897).

http://pravenc.ru/text/2581557.html

23-25 апр. 1991 г. в МГУ состоялся 1-й съезд правосл. молодежи Москвы. С обращением к молодежи 23 апр. на съезде выступил патриарх Алексий II, призвавший молодое поколение совершать дела милосердия и благотворительности (Там же. 8. С. 48-50). 26 мая 1992 г. 5-я Градская клиническая больница была преобразована в Центральную клиническую больницу Московского Патриархата им. свт. Алексия, митр. Московского. В 1995 г. на базе Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова было учреждено Об-во православных врачей Москвы. 12 марта 1996 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве Мин-ва здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Московской Патриархии. Соглашение предусматривало, что стороны будут взаимодействовать в сфере оказания медико-социальной помощи инвалидам, иным социально уязвимым группам населения, в подготовке персонала, сестер милосердия, в создании условий в стационарных учреждениях здравоохранения для выполнения правосл. обрядов. Соглашение позволило расширить сеть больничных храмов и выработать новые формы взаимодействия приходского храма и лечебного заведения. В 90-х гг. в Москве были созданы: Свято-Димитриевская община сестер милосердия, Марфо-Мариинская московская жен. обитель милосердия (1992), сестричество во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы при храме свт. Митрофана, еп. Воронежского (1992), сестричество милосердия во имя равноап. Марии Магдалины при Богоявленском кафедральном соборе (1992), сестричество милосердия в честь Казанской иконы Божией Матери при подворье Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря (1995), группа милосердия при храме Благовещения Пресв. Богородицы в Федосьине в р-не Новопеределкино (1996), сестричество милосердия во имя свт. Петра, митр. Московского, при храме Воскресения словущего (ап. Филиппа) на Арбате (1997), сестричество милосердия во имя архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на 3-й Мещанской ул. (1997). 1-3 нояб. 1995 г. в Москве прошла конференция правосл.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Аминь!  . СВОБОДА УТВЕРЖДАТЬСЯ В ДОБРЕ  Протоиерей Артемий Владимиров  Как быстро несется время! Мы измеряем уже двумя десятками лет начало того благодатного периода, по существу, новой эпохи в жизни Русской Православной Церкви, когда Господом нам была предоставлена свобода утверждаться в добре, созидать новое, содействовать просвещению современного общества. Одним из застрельщиков новых явлений в жизни Русской Церкви является общество «Радонеж», вобравшее в себя самых разных людей: мыслителей, издателей, строителей и реставраторов, экономистов и предпринимателей, объединенных общей идеей созидания. Хотел бы сказать лишь о том, к чему сам я имел отношение как московский священник, с удовольствием принимавший предложения, которые исходили от Евгения Константиновича Никифорова – главного, не скажу, подвижника, но «движка» упомянутого Общества, – это православное образование и СМИ. Хорошо помню тот день, когда во дворике храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке совсем еще молодой, но брызжущий энергией Евгений Константинович представил мне симпатичную даму - директора православной классической гимназии. Мне было предложено заняться законоучительством в затерянной среди ясеневских многоэтажных домов, еще никому не известной православной школы. По тому времени дело было неслыханное, ибо нога человека в рясе не должна была, по замыслу стратегов советского образования, переступать порог среднего учебного заведения. «Безумству храбрых поем мы песню!». Дважды будучи вынужден покинуть советскую школу, где работал учителем в середине 80-х годов, я принял это предложение с воодушевлением: «только смелым покоряются моря!». Все тогда было на волне православного энтузиазма в радость, а не в тягость: и путешествие на двух автобусах от дома до школы, и праздничный шум в коридорах, и самая возможность обратиться к подросткам со словом веры, правды и любви. Хорошо помню, как, подходя к этому уютному зданию бывшего детского сада, среди золотистых кленов я молился Господу и Божией Матери, дабы мне совладать с православными детками, установить необходимую для осуществления школьного процесса дисциплину, а главное, – о даровании мне живого, интересного слова, которое бы вдохновляло учащихся.

http://radonezh.ru/society/history/20yea...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Третья международная специализированная выставка " Культурное наследие: сохранение, реставрация, реновация " пройдет с 16 по 18 июня в Смольном соборе. Новейшими технологиями сохранения и восстановления архитектурных объектов поделятся профессионалы в области реставрации, среди которых Государственный НИИ реставрации, Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, институт " Спецпроектреставрация " и коммерческие фирмы. Широко будут представлены учебные заведения, готовящие тех, кому предстоит в дальнейшем сохранение культурного наследия России. " Экспозиция будет интересна не только специалистам, но всем, кого волнует вопрос сохранения исторического облика Санкт-Петербурга и тонкости реставрационных процессов " , - сказала корреспонденту " Воды живой " директор выставки Софья Гонобоблева. Посетители примут участие в мастер-классе по иконописи,  задать вопросы на " круглых столах " по декоративному освещению зданий и копированию скульптур. Место проведения выставки выбрано не случайно. Смольный собор после реставрации открыт для жителей и гостей города в новом качестве. Теперь он не ограничивается функцией концертно-выставочного зала. Напомним, что 24 мая после многих десятилетий запустения в нем состоялось первое богослужение. " Скорее всего, за Смольным собором будет закреплен постоянный священник. Мы планируем проводить праздничные богослужения 3-4 раза в год. К следующему году в сотрудничестве с телеканалом " 100 ТВ " будет снят фильм, посвященный 175-летию Смольного собора " , - рассказал  заместитель директора ГМП " Исаакиевский собор " Кирилл Иванов. Смольный (Воскресения Словущего) собор был построен в 1764 год по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в стиле барокко. Его высота достигает 94 метров. Храм был закрыт в начале 30-х годов, а в 1990-м в нем открыли концертно-выставочный зал. " Вода живая " , 15.06.09

http://old.aquaviva.ru/news/2009-06-15/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Воскресения Господня Воскресенского мон-ря в с. Ермолине. Фотография. 2004 г. Церковь в честь Воскресения Господня Воскресенского мон-ря в с. Ермолине. Фотография. 2004 г. (Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии), в с. Ермолине Фурмановского р-на Ивановской обл. Открыт решением Свящ. Синода РПЦ 9 апр. 1998 г. при приходской ц. Воскресения Словущего, построенной в сер. XVIII в. Основной объем храма с крупным восьмериком на четверике увенчан купольной кровлей и луковичной главкой на 2-ярусном основании. Стены четверика завершены треугольными фронтонами. К основному объему примыкают трапезная и колокольня. Клеевая живопись кон. XVIII в. на своде четверика и в алтаре поновлена во 2-й пол. XIX в. Сохранился 3-ярусный иконостас главного придела сер. XIX в., увенчанный скульптурным Распятием с предстоящими, а также одноярусный иконостас в трапезном приделе во имя свт. Николая Чудотворца. В нач. XIX в. территория храма была окружена кирпичной оградой с башенками по углам и воротами. После 1917 г. Воскресенский храм не закрывался, в годы Великой Отечественной войны служил кафедральным собором как ближайший к г. Иваново, где к тому времени все церкви были разорены. В 80-х гг. XX в. при настоятеле иером. Антонии (Логинове) сложилась монашеская община, официально зарегистрированная в 1994 г. как Ермолинская пуст. Ивановской епархии. Первые насельники жили в деревянных домах в с. Ермолине. В 1997 и 2000 гг. были построены братский корпус с домовой ц. во имя преподобных отцов Киево-Печерских, а также 3-этажный корпус, на 2-м и 3-м этажах к-рого располагаются кельи, трапезная, кухня, на 1-м имеются сыроваренное и маслобойное производство. Заведено обширное хозяйство: хлебопекарня, скотный двор, огороды, автопарк, имеются столярная и иконописная мастерские. К кон. 2004 г. в мон-ре проживали 40 чел. братии, настоятель - игум. Варлаам (Борин), духовник - игум. Антоний (Логинов). Насельники издают альманах «Обитель Слова», а также преподают догматическое богословие, философию и сектоведение в Ивановской ДС. Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 194; Церкви Костромской епархии по данным архива имп. археол. комиссии. СПб., 1909. С. 179; Зосима (Шевчук), архим. Мон-ри Земли Ивановской. Иваново, 1999. С. 35-39; Обитель Слова. М., 2000. Вып. 1; 2003. Вып. 2; СПАМИР: Ивановская обл. М., 2000. С. 338-342; Гылка О., Феоктистов А. Воскресенский муж. мон-рь с. Ермолино//Рус. мон-ри. Новомосковск; М., 2003. С. 252-257. Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/155314.html

В 1945 году благодаря его стараниям было возобновлено преподавание в Минской духовной семинарии, и несколько лет своей жизни он отдал этому учебному заведению. В 1953 году отец Виталий Боровой экстерном окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия, в сентябре 1954 года был назначен старшим помощником инспектора академии и преподавателем истории древней Церкви. Многие годы он преподавал в духовных академиях Русской Православной Церкви — сначала  Санкт-Петербургской , в то время Ленинградской, а позже и  Московской . Широко известны его труды на ниве межхристианских и международных контактов Русской Православной Церкви. Значительным является и его вклад в межправославные отношения — отец Виталий принимал активное участие в процессе подготовки Великого Собора Православной Церкви. С 5 июня 1959 года отец Виталий Боровой являлся сотрудником Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, занимал ответственные должности, в том числе заместителя председателя отдела. 28 августа 1960 года он вошел в состав учрежденной  Святейшим Патриархом Алексием  I  Комиссии по межхристианским связям Русской Православной Церкви (с 1963 года — Комиссия Священного Синода по вопросам христианского единства, в настоящее время  Синодальная библейско-богословская комиссия ). В течение многих лет отец Виталий Боровой являлся активным участником множества международных и межцерковных форумов, представлял Русскую Православную Церковь в межхристианских организациях, в том числе во Всемирном Совете Церквей. С 1961 по 1991 годы он являлся членом Центрального комитета ВСЦ. 10 октября 1962 года постановлением Священного Синода назначен членом делегации наблюдателей Московского Патриархата на  II Bamukahckoм Соборе. Совершал пастырское служение в различных храмах как в стране, так и за рубежом — отец Виталий был настоятелем Петропавловского собора г. Гомеля, храма Рождества Богородицы в Женеве, Богоявленского собора в Москве. С 1984 года протопресвитер Виталий Боровой являлся почетным настоятелем московского храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2152544...

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Храмы Храм Воскресения Христова (Воскресения Словущего) построен в 1689-1701 гг. Освящен Местоблюстителем Патриаршего Престола Митрополитом Стефаном (Яворским). Колокольня с храмом во имя Архистратига Божия Михаила построена в 1748 г., перестраивалась в 1848 г., после чего «храм под звонами» был освящен святителем Филаретом, Митрополитом Московским , во имя Святого Апостола Иоанна Богослова. Расцвет монастыря связан с основанием в его стенах боярином Федором Михайловичем Ртищевым (†1673) ученого братства. Приехавшие в 1648 г. по его приглашению ученые киевские монахи Епифаний (Славинецкий) , Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) , Феодосий (Сафанович) и др. разместились в стенах монастыря. Ртищевское братство стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. В XVIII в. Андреевский монастырь упразднялся дважды: первый раз в 1725 г., и во второй раз, после возобновления в 1730 г., в 1765 г. После упразднения монастыря его храмы были обращены в приходские. В 1803 г. Московское купеческое общество возвело на месте ветхих монастырских стен корпуса Богадельни, которая была закрыта в 1918 г. До 1917 года при храме Воскресения существовала Церковно-приходская школа. Храмы были закрыты: надвратный — Святого Мученика Андрея Стратилата - в 1918 г., храм Воскресения Христова — в 1924 г., храм Святого Апостола Иоанна Богослова — около 1940 г. С конца 1960-х годов в комплексе Андреевского монастыря размещался Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы Госстандарта СССР. В августе 1991 г. образовано Патриаршее подворье и принято решение о размещении в обители Синодальной библиотеки Московского Патриархата. С марта 1992 г. в храме Воскресения Христова возобновлены Богослужения В 1997 г. возстановлена звонница на колокольне. 16 июля 2013 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви вместо Патриаршего подворья возсоздан Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы, наместником монастыря назначен епископ Дмитровский Феофилакт. В настоящее время ведутся реставрационно-возстановительные работы. В 2015 году храму исполнилось 340 лет. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Дмитровский Феофилакт совершил освящение трех Престолов надвратного храма: центрального во имя Святого мученика Андрея Стратилата, правого во имя Святого апостола Андрея Первозванного и левого во имя Великомученика Феодора Стратилата.

http://azbyka.ru/palomnik/Андреевский_му...

Жили мы рядом с храмом Воскресения Словущего, который никогда не закрывался. В нем пели Козловский и Лемешев, там служил митрополит Питирим. Когда в 1960е годы из центра Москвы стали убирать церкви, наш храм тоже хотели закрыть и разрушить. Козловский с Лемешевым пошли в правительство Москвы, и им удалось его отстоять. Не могу сказать, что до сознательного возраста я был воцерковленным мальчиком, но всегда помнил, что крещен. Меня очень тянуло в католические храмы; в наш храм в Брюсовом переулке я тоже заходил, но больше неосознанно: все-таки сказывалось пионерское детство. А Илзе вообще крестилась в сознательном возрасте. В 8 лет нас с Илзе определили в балетную школу… – Любое специализированное учебное заведение – это все-таки закрытое пространство со своими законами, порой неписаными. Сложности какого плана были у вас как у детей известного танцовщика? – Отец действительно был знаменитым танцовщиком, и потому другие дети на нас смотрели как сквозь лупу. При этом у большинства детей, которые приходят в балетную школу (или которых приводят родители), как правило, складывается превратное понимание того, что такое балет. Одно дело – смотреть в театре на балерин в пуантах, и совсем другое – постоянные занятия. Да, балет – это красиво, но чем это оборачивается в частности для здоровья, мало кто знает. И когда детей ставят к станку и заставляют двигать ножкой, то месяца через полтора-два желание танцевать исчезает. А мы-то с сестрой знали, что это такое – балет, так как часто часами сидели на репетициях с папой. – Тем не менее, это была престижная профессия… – …и конкурс в балетную школу был большой – из 200 человек брали одного. Все прекрасно понимали: достойная жизнь и зарплата, а самое главное – в советское время при «железном занавесе» танцовщики Большого театра уже в 20 лет получали возможность выезжать за границу. Большой театр тогда гастролировал в Америке, Англии, Франции, отец часто ездил и в Австралию. Советский Союз продвигал балетное искусство. Эта пропаганда сыграла положительную роль в развитии советского балета, и мы этим имиджем до сих пор живем.

http://azbyka.ru/way/andris-liepa-kotoro...

И заведения общины в Лефортове тоже оказались связаны с царской семьей. В 1895 году там начала строиться новая больница имени святой Александры – в память бракосочетания императорских величеств Николая и Александры и во имя небесной покровительницы царицы. Оттого члены императорского дома присутствовали на открытии нового здания, где разместились больница и детский приют. Его высочайшей покровительницей стала императрица Александра Федоровна – последняя из августейших особ, опекавших эту общину. Она сама не приехала на торжество, но прислала Шаховской поздравительную телеграмму: «Благодарю вас и общину “Утоли моя печали” за дорогие для нас молитвы ваши. Государь и я от души желаем преуспевания вашему доброму начинанию. Александра». А в 1896 году почетный член попечительского совета общины Г.М. Лианозов подарил общине соседний дом для устройства нового отделения больницы в ознаменование «священного коронования» – коронации Николая II, совершившейся в тот год. В детском приюте питомцев содержали до 18 лет и давали такое воспитание, что по выходе они могли начать самостоятельную трудовую жизнь. Здесь собрали все возможно лучшее для детей, они даже могли проводить лето на особой даче под Пушкино, подаренной общине. Главное, здесь призревались умственно отсталые и душевнобольные дети, которых Шаховская тоже считала необходимым учить. Почти все дети содержались на ее личные средства. В 1904 году общине перешла частная Лепехинская лечебница на Покровке. В ней открыли родильный дом, самый большой в Москве, и его первым главврачом стал знаменитый доктор Г.Л. Грауэрман. А строительство общины в Лефортово закончилось в 1902 году, когда в ней был освящен второй храм – Воскресения Словущего. Его сооружение свидетельствует, насколько процветала в Москве деятельность этой общины и какую она приносила пользу: он был построен потому, что в главном больничном храме не хватало мест для всех желающих присутствовать на богослужении. К началу ХХ века община «Утоли моя печали» стала благотворительной империей, которой единолично управляла княгиня Шаховская. Эта замечательная женщина проявила себя и как талантливый финансист. Не имея много личных денег, она сумела, во-первых, привлечь благотворителей и, во-вторых, скрупулезно вела все дела по расходам и приходам общины – ей приходилось учитывать даже стоимость мыла для бани. И все же средств не хватало. Шаховская обратилась к городским властям с просьбой о казенном пособии, потом с просьбой о принятии общины в ведение городской управы. Ее сестры еще успели побывать на фронтах англо-бурской и русско-японской войн.

http://pravoslavie.ru/3978.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010