Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Основание и развитие [ править править код ] Успенский Свято-Георгиевский православный мужской монастырь расположен в с. Уса-Степановка Благовещенского района республики Башкортостан. Обитель была основана в 1901 г. в Бирском уезде Башкортостана между сёлами Уса-Степановка и Седяш. Здесь не прекращалось строительство в 1901-1920 гг. Рядом с монастырем находились «Святые Кустики» (место, где сплелись 3 березки и две ивушки). Здесь было явление «святого старца в блестящих золотых ризах с крестом в руках» и звонили невидимые колокола. Обитель в 1901-1905 гг. была Георгиевской женской общиной. Первыми постройками монастыря в 1901 году была домовая церковь во имя святого блгв. вел. Владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича (один из первых русских князей, принявших смертную муку от татаро-монголов в 1238 году), часовня на месте Святых Кустиков. Второй постройкой в 1911 году была деревянная Вознесенская церковь. В обустройстве монастырю простые люди, Император Николай II (пожертвовал обители 38 десятин пахотной земли), значительную денежную сумму пожертвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1905 году было начато возведение кирпичного Успенского собора с приделами в честь св. блгв. кн. Георгия и Всехсвятский ридел. Собор не был достроен до конца, в 1940-е годы он разрушен до основания. Вместе с собором была уничтожена семиглавая Вознесенская церковь, часовня на месте Святых Кустиков, все постройки и кельи (около 15 зданий). Бывший монастырь стал носить название «Свято-Георгиевский скит». Богослужения на месте разрушенных храмов возобновились в 1994 году. А в 1997 году по благословению владыки Никона началось сооружение келий и новой церкви в честь св. блгвр. кн. Георгия Владимирского. В 2002 году были подготовлены фундаменты малой Вознесенской церкви и большого Успенского собора и началось их восстановление. В 2002 году Священный Синод постановил открыть Успенский Свято-Георгиевский монастырь как мужской.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Свят...

Доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе 1997 года 6 июня 2008 г. 19:00 Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1997 года. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Со времени последнего, проходившего в этих же стенах 29 ноября — 2 декабря 1994 года, Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, на котором к лику общероссийских святых были причислены Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов; 1782-1867) и священномученики протоиерей Иоанн Кочуров (1871-1917) и протопресвитер Александр Хотовицкий (1872-1937), Синодальная Комиссия по канонизации святых продолжала свою работу по изучению жизни подвижников веры и благочестия. Комиссия, в частности, рассматривала представленные митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром и правящими архиереями Владимирской, Казанской, Костромской, Московской, Одесской, Ставропольской и Харьковской епархий материалы к канонизации местночтимых святых, почитаемых в пределах их епархий. В ряду местночтимых канонизаций мне прежде всего хотелось бы упомянуть соборное прославление Оптинских старцев, совершенное Святейшим Патриархом 26 июля минувшего года, а также причисление к лику святых в конце 1995 года Украинской Православной Церковью святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Главным же в работе Комиссии оставался вопрос, связанный с Определением Архиерейского Собора от 31 марта — 4 апреля 1992 года начать исследование материалов о мученической кончине Царской Семьи. Его изучение не являлось произвольным выбором Комиссии, а было выполнением послушания, возложенного на нее Соборным органом Церкви. С 1992 года Комиссия посвятила рассмотрению этой темы девятнадцать заседаний, в перерывах между которыми члены Комиссии проводили углубленную научно-исследовательскую работу по изучению различных аспектов жизни Царской Семьи. Уже на Архиерейском Соборе 1994 года в моем докладе была изложена позиция Комиссии по ряду завершенных к тому времени исследований. В своем Определении по данному докладу Собор одобрил ее деятельность и постановил: «Считать правильными используемые Комиссией критерии канонизации святых и метод работы. Придерживаться таковых в будущем... и в изучении вопроса о возможности причисления к лику святых Императора Николая II и его Семьи».

http://patriarchia.ru/db/text/5829527.ht...

Глава XVI. Пятидесятилетнее празднование святительства владыки 5 августа 1867 года; внезапная кончина его и погребение Августа 5-го, 1867 года должно было исполниться пятидесятилетие святительского служения митрополита Московского Филарета. Всеобщее уважение, которым он пользовался, любовь, которую он стяжал, внушили мысль торжественно праздновать день его пятидесятилетнего юбилея. Когда дошло до его сведения о приготовлениях, которые делались к этому дню, он сильно смутился и намеревался, было, вовсе уклониться от празднования, но, узнавши, что и Государь Император на то соизволил, он подчинился всеобщему желанию. До того времени владыка пребывал в Гефсиманском скиту, а ко дню юбилея он прибыл в Лавру. Я приехал туда накануне, августа 4-го, поутру, и по распоряжению монастырского начальства Лавры мне отвели для помещения келью гробового иеромонаха Иоасафа. Всенощное бдение совершалось в Троицком соборе, служил Лужицкий архимандрит Виктор. На следующий день, августа 5-го, были два архиерейских служения. Владыка сам в этот день нигде не служил: он слушал литургию в 8 часов в своей крестовой церкви и приобщался Святых Таин. В 9 часов ударили в самый большой колокол, называемый Царь-колокол (весом в 4 000 пудов), и первый пришел архиепископ Ярославский Нил (ныне покойный) со звоном. Сопровождаемый всеми служащими, он сперва прошел в Троицкий собор, дабы приложиться к мощам Угодника, а потом тем же порядком со звоном отправился в Успенский собор, где ему была встреча, и тут он совершал литургию. В числе служивших с ним находился и я. Между тем благовест все продолжался. Немного спустя, тем же порядком, при таковом же звоне Тверской архиепископ Филофей (ныне митрополит Киевский) пошел в Троицкий собор, где ему также была встреча, и он там служил. Когда окончилась обедня, в Успенском соборе молебна не было, а все преосвященные и мы все собрались в Троицкий собор, где по окончании литургии совершено было благодарственное молебствие о здравии и спасении торжествуемого иерарха. Кроме означенных двух архиепископов, прибыли еще: Владимирский архиепископ Антоний, Нижегородский епископ Нектарий (после архиепископ Харьковский, уже скончавшийся), Калужский епископ (ныне архиепископ) Григорий, Тульский епископ (ныне архиепископ) Никандр, Симферопольский епископ, (ныне Туркестанский) Софония, Полоцкий (ныне Харьковский) епископ Савва и преосвященный Леонид, епископ (ныне архиепископ Ярославский) Дмитровский, викарий Московский. Преосвященный Игнатий, епископ Можайский, не присутствовал, так как он оставался в Москве для служения в день торжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Ростовский Успенский собор – один из немногих оставшихся архитектурных памятников XIII века. Построенный первоначально епископом Феодором в 990 году, собор был дубовый и, простояв 168 лет, в 1160 году сгорел. «Погоре, – отмечает летописец,– град Ростов мало не весь, и соборная церковь сгорела, и бе чудна зело и преудивленна, яко же не была, и не вемы, будет ли 1 ». При великом князе Андрее и ростовском епископе Несторе, 12-го мая 1164 года, собор был заложен каменный, и когда при копании рвов, 23-го мая, обретены были мощи ростовских епископов Леонтия († – 1073 г.) и Исаия († – 1089 г.), то князь Андрей Боголюбский для мощей св. Леонтия прислал и каменную гробницу. Епископ ростовский Лука, в 1185–1189 годах, расписал стены собора и сделал многие украшения, но через 15 лет, в 1204 году, при епископе Иоанне, своды храма и часть стен упали, и 25-го апреля 1213 года, князь Константин Всеволодович заложил вновь церковь «на месте падшия». В 1230 году, сыном этого князя, блаженным Васильком (убитым впоследствии (1238 г.) татарами на р. Сити), храм был достроен, и 25-го февраля, в первую неделю великого поста, в присутствии князя, освящен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Кириллом, который, сделавшись вскоре ростовским епископом, приложил немало стараний к этому храму. «Украси церковь Богородицы, – говорит Кирилловская летопись, – иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, и предполы, рекше пелены; учини же и кивота два многоценна, и индитью на святой трапезе, сосуды же, и рипиды, и двери церковные прекрасны, яже наричутся златыя на полуденной стране; паче, же внесе во святую церковь кресты честные и многи мощи святых в раках прекрасных в заступление и покров граду Ростову». В феврале месяце 1237 года, татары, разоряя Ростовско-Суздальскую область, не пощадили и соборного храма. Как велики были повреждения, – летописей о том не сохранилось, но, вероятно, в тяжелое время татарского ига Ростовский собор подвергался внутренним разорениям неоднократно. В 1280 году епископ ростовский Исаия (святой) покрыл соборную церковь оловом, а пол сделал из красного мрамора 2 . В 1408 году, при архиепископе Григории, в Ростове случилось страшное бедствие, равносильное татарскому погрому: «Погорел град Ростов, и церковь каменная соборная святая Богородицы падеся, и колоколы разлишася; и иных церквей погоре 14, и людии многие истопе, июня 24 3 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/v...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУРОМСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Муромской епархии Владимирской митрополии), находится в г. Муроме Владимирской обл. Расположен на высоком холме. Местная легенда о начале М. В. м., не подтвержденная письменными источниками, связана с именами Муромских святых кн. Петра (Давида) Георгиевича и кнг. Февронии (Евфросинии) , живших в XIII в. Данные археологии позволяют констатировать, что холм, где впосл. возникла обитель, был заселен уже в X в. (Археол. карта России. 1995. С. 176). На этом месте исследователями были обнаружены лепная муромская керамика, древнерус. гончарная керамика, а также обломки стеклянного браслета. Этому археологическому памятнику было присвоено наименование «Воскресенское селище». В раннее средневековье это поселение, видимо, находилось вне городской черты. Одно из первых достоверных сведений о храме в честь Воскресения Христова относится к 1566 г. ( Кучкин. 1969. Л. 239). На Воскресенской горе находилось 26 дворов посадских людей. Более подробные сведения о Воскресенской ц. приводят в писцовой книге г. Мурома 1623/24 г.: «Да за руч[ь]ем же на горе Воскресенской девич монастырь, а на монастыре церковь Воскресение Христа Бога нашего древяна о трех верхах на подклете, верхи шатровые, главы и кресты обиты железом. Да в пределе собор архистратига Михаила, да другой предел великого чюдотворца Николы. Да теплая церковь Введение пресвятые Богородицы древен клецки и с папертью ж» (Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. 2010. Л. 51 об.). Далее подробно описываются иконы и церковные предметы, находящиеся в обители. Отдельные иконы были богато украшены серебряными окладами с позолотой и чеканными венцами. Иконостас Воскресенской ц. тоже был изысканно украшен: «Двери царские и сень и столбцы и в тябле деисус и праз[д]ники и апостолы и пророки все на золоте». Перед Деисусом находилось медное паникадило. Запрестольный алтарный образ Божией Матери был написан «на золоте». Крест был обложен серебром, церковные сосуды оловянные. В приделе арх. Михаила в 20-х гг. XVII в. также находились иконы, обложенные серебром и украшенные венцами со сканью. Однако иконостас был скромнее: «Двери царские и сень и столбцы на празелени». Такой же иконостас - «на празелени» - был и в приделе свт. Николая Чудотворца (Там же. Л. 52-53). Рядом стояла теплая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, иконы в к-рой были украшены серебряными окладами с позолотой; иконостас был простым: «Двери царские и сень и столбцы и в тябле диесус на празелени».

http://pravenc.ru/text/2564380.html

Пн моли Бога про нас. Союзова прославлено у лику святих Церкви 26 жовтня 2022 р. 11:51 25 августа 2022 года на заседании Священного Синода ( журнал 76 ) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869-19.10.1922). 4 сентября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября. Протоиерей Михаил в 1919-1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией . О том, как собирались необходимые для канонизации документы и каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе. Интервью опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» 10, 2022 , PDF-bepcuя ). — В ходе организованного большевиками Петроградского процесса 1922 года было арестовано 86 человек — священнослужители во главе с митрополитом Петроградским Вениамином и миряне. Почему именно отца Михаила вы выделили из числа осужденных и взялись за сбор информации о нем для дальнейшего прославления?  — Изначально это была инициатива настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина. Он много лет возглавляет епархиальную комиссию по канонизации и давно занимается темой Петроградского процесса, в частности, личностью митрополита Вениамина. В 1990 году отец Владимир стал инициатором строительства храма в честь священномученика Вениамина при Исправительно-трудовой колонии 5 в поселке Металлострой. Это был первый в стране тюремный храм, появившийся в новое время. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5971496...

Гороховец. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор перестроен в камне в конце 17 века вместо прежнего деревянного. Освящен в 1700 г. Храмоздатель - " гостинной сотни торговый человек " Семен Ершов (в сохранившемся до настоящего времени доме Семена Ершова сейчас Гороховецкий музей). Внешне каменный храм около двух веков почти не менялся  " Храм этот пятиглавый в своих существенных чертах сохраняет первоначальный наружный вид до настоящего времени " . В храме было два престола - Благовещения Пресвятой Богородицы и придельный Макария Желтоводского (пристроен в 1864 г в память об одноименном приделе существовавшем еще при деревянном соборе). Особым почитанием прихожан пользовались: старинная икона Смоленской Божией Матери; древние напрестольные кресты (один - с изображением Макария Желтоводского и муч.Параскевы приложен в 1653 г. Гр.И.Кувалдиным, второй - крест с частицами Св. мощей с надписью " В сем святом кресте Господнем различные чудесоточныя Святых Божиих мощи, их же имена на местех противу частей коегождо начертаны, в Богоспасаемый град Гороховец в св. соборную церковь Благовещения Пресв. Богородицы положишася в царствующем граде Москве от Спасительного во плоти Смотрения Господня 1704 лета " ); сосуды серебряные, приложенные С.Ершовым в 1685 г.; сосуды серебряные позолоченные с финифтью, приложенные в 1732 г посадским человеком А.И.Холкиным; серебряный ковчег, приложенный Авдотием Ширяевым в 1710 г; чара серебряная вызолоченная в виде виноградной кисти, приложенная также Ширяевым; ковш серебряный с надписями. Соборная Благовещенская церковь вместе с теплой Предтеченской , шатровой колокольней и часовней составляли единый комплекс. К Благовещенскому собору как к главному храму города были приписаны некоторые местные церкви: Сретенская церковь упраздненного женского монастыря (с 1870 г), кладбищенская деревянная Всехсвятская церковь Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Ч.5. В. 1898.

http://sobory.ru/article/?object=00858

Москва. Сретенский монастырь. Собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Крови. Карта и ближайшие объекты 3 октября 2012 года был объявлен, а 10 декабря 2012 года завершился открытый конкурс на эскизный проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке. Необходимость нового, вместительного храма в монастыре назрела давно: нередко множество прихожан не помещаются в единственном уцелевшем соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери и вынуждены слушать трансляцию богослужения, стоя на улице. Испрашивая у Святейшего Патриарха Кирилла благословение на проектирование и строительство храма, братия Сретенского монастыря просила назвать его собором Новомучеников и Исповедников Российских на Крови, что на Лубянке, и приурочить его освящение к февралю 2017 года. В целях и задачах конкурса особо подчеркивались следующие требования к будущему проекту. «Храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего, а также подвиг и торжество духовной победы Новомучеников Российских». Это стало важнейшей задачей для проектантов. Построенный к столетию начала трагических событий минувшего века, этот собор должен быть именно Храмом-Памятником победе Господа Иисуса Христа и Его святых учеников – Исповедников и Новомучеников. В задании конкурса были и непременные технические моменты. Храм должен быть вместительным: в идеале – на две тысячи человек. Предусмотреть проведение богослужений под открытым небом в теплое время года, как это делается, в частности, в Псково-Печерском монастыре, при особом стечении народа. Из-за особой стесненности территории обители проектантам необходимо было учесть и возможность совершения крестного хода по галерее вокруг храма Также по причине крайне малой территории Сретенского монастыря (он действительно самый маленький и при этом самый населенный мужской монастырь в Москве – здесь живут 42 монаха и послушника и 200 учащихся Сретенской духовной семинарии), попросили проектантов предусмотреть максимальное количество дополнительных помещений: для ризниц, мастерских, иных технических служб, а также для Сретенской воскресной школы, образовательного и катехизического центра для взрослых и монастырского издательства, здание которого будет снесено. Необходимы подземные помещения для автомобилей монастырских служб. Все эти хозяйственные задачи следовало решить без ущерба для образа храма.

http://sobory.ru/article/?object=33680

При поновлении иконостаса в Московском Успенском Соборе, за ним оказалась каменная стенка во всю ширину алтаря, расписанная фресками. В нижнем ряду, по обе стороны царских дверей, шли изображения преподобных, выше их – изображения праздников, а на самом верху разные живописи позднейшего времени. Сама по себе эта стенка не представляет ничего особенного: отделять алтарь от церкви глухой каменной стеной, было очень принято в архитектуре каменных церквей московского периода, и это делалось, конечно, в интересах технических. Довольно указать на Троицкий собор в Сергиевой Лавре, где алтарь загорожен каменной стеной, которая доходит почти что до сводов и служит для них опорой. Эта стена современна стройке собора, что доказывается одинаковой кладкой ее с наружными стенами, а Троицкий собор построен 1422 г. Подобная же стена находится в Савино – Звенигородском монастыре, главный собор которого построен по одному плану с Троицким собором Звенигородским князем Юрием Дмитриевичем. (С.К. Смирнов. Истор. Опис. Саввина Сторож. монаст. изд. 3. с. 133 пр. 19). Стенки эти были не одинаковой величины: в одних церквах выше, в других ниже, но во всяком случай не были низенькими перегородками, а закрывали алтарь на значительную высоту. Летописи ничего не сказали о времени устройства и виде этой преграды в Успенском соборе, но не может быт сомнения, что она современна кладке собора при Аристотеле, и не была чем-нибудь новым в тогдашней архитектуре. Будь это последнее, летописи, конечно, не пропустили бы случая упомянуть о ней: отметили же они особенности нового собора в сравнении с прежним его устройством, не забыв упомянут о лишней паре столбов, поставленных Фиоравенти, о крытой каменной паперти и о латынском крыже, высеченном над горним местом. Позднейшие описи собора также молчат о ней и занимаются перечнем поясов или тябл иконостаса: видно, что в то время она уже была потеряна из виду и закрыта иконостасом. Что же касается фресок, то и они не составляли тайны, по крайней мере, для занимавшихся московскими древностями. Уже покойный Снегирев в своем описании Успенского собора сделал следующее замечание: «фрески и лики святых, говорит он, обнаружились в 1812 году, когда святотатственные руки сдвинули с места образа иконостаса». Потом на них натолкнулись при поновлении живописи в 52 году, но, к сожалению, без всякой пользы для науки и, по-видимому, без всякой мысли об их археологическом значении. Теперешняя комиссия по реставрации Успенского собора впервые вывела их на свет Божий и подвергла внимательному осмотру. Ей обязаны мы точными снимками с этой замечательной стенописи и обеспечением ее дальнейшей будущности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

ЦВ 10 (431) май 2010 /  29 мая 2010 г. София Киевская столетия В Киеве начинается строительство нового кафедрального собора в честь Воскресения Христова. 4 апреля 2010 года, в день Воскресения Христова, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всей Украины Владимир в сослужении викарных архиереев и духовенства заложил ковчег с частицами мощей святых и памятную грамоту в основание будущего кафедрального собора в честь Воскресения Христова в Киеве. Этого события верные канонической Церкви ожидали почти 20 лет. Блаженнейший Митрополит Владимир остается единственным во Вселенском Православии Предстоятелем самостоятельной в управлении Церкви и, возможно, единственным правящим архиереем Русской Православной Церкви, у которого нет кафедрального собора. Украинская Православная Цер-ковь начинает строительство не просто одного из самых больших храмов на Руси (на 5000 прихожан) и самых высоких в Европе (высота до креста — 114 метров), Церковь начинает строить собор XXI столетия с современной инфраструктурой для осуществления миссионерского, просветительского и социального служения. Свято-Воскресенский кафедральный собор — идея всей Церкви «С 1992 года у нас в Киеве не было кафедрального собора, — рассказывает секретарь Киевской Митрополии и благочинный храмов Киева протоиерей Виталий Косовский. — Все это время мы вели переговоры с раскольниками и надеялись, что они покаются и вернутся в лоно Матери-Церкви. Верили, что снова будем совершать богослужения во Владимирском кафедральном соборе, захваченном Киевским патриархатом. Но время шло, раскол Церкви углублялся, надежд на возвращение раскольников становилось все меньше. Стала вызревать мысль о том, что нужно строить свой кафедральный собор». «В декабре 2006 года состоялась очередная встреча Блаженнейшего Митрополита Владимира с Президентом Украины, — вспоминает секретарь Предстоятеля, епископ Переяслав-Хмельницкий Александр. — В числе актуальных проблем Церкви в очередной раз поставили вопрос о необходимости выделения места для строительства кафедрального собора. И Президент, наконец, дал добро».

http://e-vestnik.ru/church/sofiya_kievsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010