Отцы Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года приняли решение о прославлении для общецерковного почитания Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Деяние о канонизации новомучеников предусматривало продолжение работы по выявлению их имен, а «включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых». В 2000 году в сонме новомучеников было поименно прославлено 1097 человек. На сегодняшний день в числе поименно прославленных — 1765 человек, из них за период с октября 2004 года, когда состоялся предыдущий Архиерейский Собор, и до сего дня в состав Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века Определениями Святейшего Патриарха и Священного Синода были включены имена 177 подвижников, пострадавших за веру в годы гонений, материалы о которых поступили из следующих епархий: Архангельской, Астраханской, Брянской, Екатеринбургской, Йошкар-Олинской, Казанской, Московской, Одесской, Ростовской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Саранской, Саратовской, Симбирской, Тамбовской, Чебоксаро-Чувашской и ставропигиального монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни. Архиерейский Собор 1992 года принимал определение: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников ХХ столетия, в пределах каждой епархии». Эти комиссии занялись изучением и сбором архивных материалов и устного предания о новомучениках и исповедниках Российских. Работа их во второй половине 90-х годов ХХ века и первые годы нынешнего десятилетия протекала в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества с государственными и ведомственными архивами и дала свои результаты. С сожалением констатирую, что на сегодняшний день положение дела изменилось. За последнее время принят ряд новых законов, которые кардинальным образом изменили ситуацию, сделав невозможным для епархиальных комиссий ознакомление с фондом следственных дел в отношении пострадавших за веру в годы гонений и получение необходимых копий.

http://sedmitza.ru/lib/text/429934/

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Основные праздники церковного года (кроме пасхального цикла) Сентябрь 1 (14) сентября. Начало индикта – церковное новолетие. Преподобного Симеона Столпника (около 390–459 гг.) и матери его Марфы. 2 (15) сентября. Святителя Иоанна Постника , патриарха Цареградского (595 г.). Преподобного Антония (1073 г.) и Феодосия (1074 г.) Печерских. 4 (17) сентября. Пророка Боговидца Моисея (около 1531 г. до P. X.). Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911 г.). Собор Воронежских святых. 5 (18) сентября. Пророка Захарии и праведной Елизаветы (I в.), родителей Иоанна Крестителя. Убиение благоверного князя Глеба, во святом крещении Давида (1015 г.). 6 (19) сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах). 8 (21) сентября. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 48 . 9 (22) сентября. Святых праведных Богоотец 49 Иоакима и Анны. 11 (24) сентября. Преподобного Силуана Афонского (1938 г.). 14 (27) сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. 16 (29) сентября. Святителя Киприана, митрополита Московского, всея России чудотворца (1406 г.). 17 (30) сентября. Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (около 137 г.). 18 сентября (1 октября). Молченской иконы Божией Матери, именуемой «Целительница». 19 сентября (2 октября). Благоверных князей Феодора Смоленского (1299 г.) и чад его Давида (1321 г.) и Константина, Ярославских чудотворцев. 20 сентября (3 октября). Мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и его болярина Феодора, чудотворцев (1245 г.). Собор Брянских святых. 21 сентября (4 октября). Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752 г.). 23 сентября (6 октября). Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского (1977 г.). 25 сентября (8 октября). Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Вознести молитву ко Господу о упокоении в селениях праведных Блаженнейшего Патриарха Румынского Феоктиста. 3. Подчеркнуть важность участия делегации Русской Православной Церкви в траурных мероприятиях по случаю кончины Блаженнейшего Патриарха Феоктиста. 4. Выразить надежду на то, что дружественные связи и братские узы, соединяющие Румынскую и Русскую Православные Церкви, будут и далее развиваться и укрепляться во благо обеих Церквей и всего Православного мира. ЖУРНАЛ 47 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Архангельской епархии: Антонины (Брянских; 1891 — 9 января 1938); от Московской епархии: протоиерея Сергия (Кудрявцева; 1881 — 15 декабря 1937), протоиерея Александра (Покровского; 1879 — 27 ноября 1937), послушницы Матроны (Макандиной; 1889 — 14 марта 1938), Гавриила (Фомина; 1882 — 22 апреля 1942); от Оптиной пустыни: иеромонаха Гурия (Самойлова; 1880 – 20 декабря 1937), иеромонаха Игнатия (Даланова; 1885 – 3 сентября 1942), монаха Викентия (Никольского; 1888 – 11 декабря 1937). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Петрович Пономарёв (1867 (1866) - 1918), сщмч. (пам. 28 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. По окончании в 1885 г. народного уч-ща был определен на должность псаломщика к Никольской ц. с. Осинцевского Ирбитского у. Пермской губ. (ныне Ирбитский р-н Свердловской обл.). 18 сент. 1902 г. переведен к ц. во имя свт. Николая Чудотворца с. Шогринского того же уезда (ныне Артёмовского р-на Свердловской обл.). В авг. 1916 г. рукоположен во диакона к той же церкви. Во время гражданской войны, в июле 1918 г., началось наступление белых и чехословацких войск в Ирбитском у. Большевистские власти в ответ стали проводить аресты и расстрелы духовенства. Примерно 10 авг. 1918 г. Н. был мобилизован на ст. Егоршино (ныне в черте г. Артёмовского) на общественные работы, вскоре после чего был убит большевиками. Точная дата и место мученической кончины неизвестны: предположительно Н. был убит до прихода белогвардейских частей на ст. Егоршино 21 сент. того же года. В кон. 1918 - нач. 1919 г. имя Н. вошло в список убитых в Екатеринбургской епархии священно- и церковнослужителей, к-рый был составлен с целью их поминовения во всех храмах и мон-рях епархии. Имя Н. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. Арх.: ГАСО. Ф. 6. Оп. 14. Д. 46, 94, 97; ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 16854; ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780. Лит.: Троицкий Ф., свящ. Из пережитого//Изв. Екатеринбургской Церкви. 1918. 17/18; Ирбит//Зауральский край. 1918. 6 нояб.; Жития святых Екатеринбургской епархии. Екат., 2008. С. 538-540; ЖНИР. Июль. Ч. 2. С. 148. Н. Л. Стукова Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 1795 - 1867), иеросхим., затворник Святогорский, прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ЛАЗАРЬ (1733-1824), иеросхим. , прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2565786.html

(ЦМиАР) Сказанное о традиц. схеме композиции «Собор Киево-Печерских святых» на примере эстампов является верным и для икон, напр.: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117) - волосы М. с проседью, борода недлинная, округлая, подпись в нимбе: «      »; 1-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87); сер. XIX в., предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); 3-й четв. XIX в. на эмали (Нововалаамский мон-рь, Финляндия); посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве) - каштановые волосы без проседи разделены на прямой пробор и убраны назад, борода окладистая; 2-й пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова; см.: Русские святые: Избранные иконы из колл. Феликса Комарова. М., 2016. С. 59-65. 6), выполненная иконописцем из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город Брянской обл.). На нек-рых иконах взгляд М. обращен вперед, как, напр., на иконах: посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ; см.: Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) - седовласый старец, борода клиновидная; 1-й трети XIX в. (КБМЗ; см.: Русские святые: Кат. выст./Авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 98-99, 258. Кат. 42) - голова не покрыта, каштановые волосы с проседью, борода недлинная, клиновидная, подпись: «      ». Определенное место в композиции и сохранение особенностей облика М. позволяют опознать его образ на небольших по размеру иконах, в т. ч. эмалевых, где отсутствуют подписи при изображениях святых (напр., на образке работы одной из мастерских г. Ростова Ярославской обл., 2-я пол. XIX в., ЦМиАР; см.: Алёхина. 2006. С. 48. Кат. 79). В композиции «Собор Киево-Печерских святых» встречаются изменения в группах святых относительно их традиц.

http://pravenc.ru/text/2563960.html

На протяжении всего XVIII века, полностью изменившего русское храмовое зодчество, он оставался кафедральным собором Брянской епархии. Ровно через 100 лет после постройки каменного Покровского собора, в 1798 году, кафедру брянских епископов решили перенести в более удобное место, а именно - в Преображенскую церковь бывшего Спасо-Поликарпова монастыря, к тому времени упразднённого. Покровский же собор превратился в обычную приходскую церковь. Вероятно, одной из причин переноса кафедры, помимо всего прочего, было плачевное состояние самого храма. На фотографиях начала ХХ века видно, что вместо пятиглавия храм венчает восьмерик с покатым шатром и главкой. Это - результат перестройки, осуществлённой через год после переноса кафедры. Возможно, пятиглавие исчезло после одного из пожаров, бывших настоящим бичом тогдашних русских городов, а может быть, главы храма не отличались крепостью " изготовления " , быстро обветшали и оказались " преобразованы " , - в любом случае, такая скорая перестройка говорит об очевидных проблемах здания. Вместе с главами разобрали и отдельно стоящую колокольню. В XIX веке к храму с западной стороны пристроили двухэтажное помещение, в котором расположились хозяйственные службы. В тех же целях эта пристройка используется до сих пор - сейчас там находится храмовая библиотека, церковная лавка, бухгалтерия, а с недавнего времени - и крестильный храм во имя святых Олега и Поликарпа Брянских. Переход из пристройки в старую часть храма отмечен архаичной формы порталом, который замечает любой посетитель храма, - именно здесь, а не с крыльца начинается старейшее здание Брянска. До революции пристройку венчала четырёхгранная колокольня со шпилем в стиле классицизма, но, увы, она не сохранилась. Население Покровской горы в XIX столетии продолжало сокращаться, и в 1876 году теперь уже " старый " Покровский храм приписали к так называемому Новопокровскому собору, построенному у подножия горы на берегу Десны, где сформировался новый городской центр. На горе располагался брянский гарнизон, солдаты которого и стали главными прихожанами храма.

http://sobory.ru/article/?object=00659

Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (Дятьково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в городе Дятьково – единственная в мире церковь с иконостасом, выполненным целиком из хрусталя. Содержание История [ править править код ] Современный храм-памятник в честь иконы Божьей матери «Неопалимая купина» — непрямой наследник другого дятьковского храма: великолепного Преображенского собора. В XIX веке слава «восьмого чуда света» собирала прихожан со всей России. В 1790-м году Мария Васильевна Мальцова построила в деревне Дятьково хрустальный завод. Построила не на пустом месте: династии Мальцовых в Брянском уезде уже принадлежала стекольная фабрика, которую перевели сюда из подмосковной Можайской губернии после запрета Сената на производство стекла рядом со столицами. Рабочие переехали со своими семьями, население росло, Дятьково превращалось в «столицу» брянской группы мальцовских заводов. Однако в начале XIX века Дятьково все еще оставалось деревней — то есть здесь не было собственного храма. А приходская церковь в соседнем селе Спасском уже не вмещала всех прихожан. В 1810 году стараниями сына и наследника Марии Васильевны, владельца деревни Дятьково и Дятьковской хрустальной фабрики Ивана Акимовича Мальцова в деревне был возведен большой храм во имя Преображения Господня — каменный, с колокольней. Собор был выполнен в «греческом стиле», а внутренняя роспись — в итальянском. Из упраздненного приходского храма в Спасском в новый собор были переданы реликвии — иконы, раки с мощами и древний серебряный крест с частицами святых мощей. После освящения нового собора деревня Дятьково получила гордый статус села — и молву о «восьмом чуде света», дятьковском хрустальном храме. Поверить рассказам о хрустальном соборе было решительно невозможно, и люди потянулись в Дятьково, чтобы увидеть этакое чудо своими глазами. С роскошью убранства этой церкви не мог соперничать ни один храм в России. Храм был закрыт 21 октября 1929 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Кафедральный собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери. 1773–1786 гг. (достраивался в 1-й четв. XIX в. и в 1870 г.). Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: П. С. Павлинов РПЦ, образована в 1788 г. В 1788-1944 гг. именовалась Орловская и Севская, в 1945-1994 гг.- Орловская и Брянская, в 1994-2014 гг.- Орловская и Ливенская. С 25 июля 2014 г. имеет совр. название и границы. Включает города областного значения Орёл и Мценск, а также Болховский, Дмитровский, Знаменский, Кромской, Мценский, Орловский, Сосковский, Троснянский, Урицкий, Хотынецкий и Шаблыкинский районы Орловской области . Епархия разделена на 6 благочиннических округов: Орловский (г. Орёл и Орловский р-н), Болховский, Дмитровский, Знаменско-Хотынецкий, Нарышкинско-Шаблыкинский и Троснянско-Кромской. Кукши священномученика мужской монастырь и приходы Мценского р-на входят в состав Мценского викариатства О. и Б. е. Кафедральный город - Орёл. Кафедральный собор - в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Правящий архиерей - митр. Орловский и Болховский Антоний (Черемисов ; с 5 окт. 2011 в сане архиепископа, с 28 авг. 2014 в сане митрополита). К сент. 2018 г. в О. и Б. е. числилось 84 прихода, 5 мон-рей (2 мужских и 3 женских), 5 скитов. К авг. 2018 г. в клире состояли 146 священнослужителей. При ЕУ работают отделы: религ. образования и катехизации, по взаимодействию с представителями гос. власти и общества, по взаимодействию с институтом семьи и детства, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по взаимодействию с казачеством, тюремного служения, по противодействию наркотической угрозе, миссионерский, паломнический, церковной благотворительности и социального служения, по взаимодействию с учреждениями здравоохранения, молодежный, архитектурно-строительный, церковный историко-археологический, информационно-аналитический и издательский; действуют комиссии: по канонизации святых, церковно-археологическая, по противодействию алкогольной угрозе (Церковно-общественный совет); имеются координационный центр защиты материнства, а также служба протокола.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Не токмо сии святии согласно пишут о единогласии церковнаго пения, но и собор, бывый и на Москве в лета 7059, месяца февраля в 23 день, в царских палатах при благоверном и боговенчанном царе и государе и великом князе Иване Васильевиче, всея Русии самодержце, во (л. 274 об.) 18 лето царства его, в двадесятое ж первое лето от рожества его, на соборе же быша святителие знаменитыи сии Макарий, митрополит Московский и всея Русии, Феодосий, архиепископ Великаго Новаграда и Пскова, Никандр, архиепископ Ростовский и Ярославский, Трифон, епископ Суздалский и Торуский, Гурий, епископ Смоленский и Брянский, Касиан, епископ Рязанский и Муромский, Акакий, епископ Тверский и Кашенский, Феодосий, епископ Коломенский и Коширский, Сава, епископ Сарский и Подонский, Киприан, епископ Вологоцкий и Великопермский, с честными архимандриты и игумены и со всем освященным собором, о многих и различных чинех церковных. О единогласии ж церковнаго пения сии святителие завещаша (л. 275) сице. На вечернях бы и заутренях говорили псалмы и псалтырь тихо и неспешно со всяким вниманием, такоже бы тропари и седалны сказывали по чину и неспешно, и потом читали, а вдруг бы не говорили псалтыри и псалмов. Такожде канонов вдруг не конархали и не говорили два вместе, занеже то в нашем православии великое безчинство и грех . Тако святыми отцы творити отречено бысть. Аще кто с земным царем беседует, то со страхом и трепетом предстоит, всем сердцем и умом внемлет от царя глаголемая, и не смеет зрети семо и овамо. Аще ли оставя царя и учнет клевретом своим беседовати, каково негодование (от царя на себе приимет, не токмо негодование), но и от лица царева изгнан будет таковый. Колми же паче всем православным во святых (л. 275 об.) церквах на божественном на всяком пении, паче же на литургиах святых, со страхом и трепетом предстояти, ничтоже земнаго помышляюще, якоже писание глаголет: всяк правоверный со вниманием сердечным и со страхом Божиим моляся таковый с Богом беседует. Аще ли кто, во святых церквах оставя молитву, учнет з други своими беседовати, то от Бога како услышан будет таковый.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богоявленский собор г. Орла. Внутренний вид.      Свидетели святости С 19 июня по 2 июля 1959 года состоялось освидетельствование мощей святителя Тихона Задонского. По благословению епископа Орловского и Брянского Иеронима (Захарова) мощи осматривала специальная комиссия. В её состав входили настоятель Богоявленского кафедрального собора протоиерей Николай Карасёв, ключарь собора протоиерей Алексий Беляев, известный и уважаемый в Орле доктор Владимир Иванович Турбин и настоятель Афанасьевской церкви священник Владимир Отт. Им помогали две монахини: Августа и Ефросиния. Комиссия удостоверилась, что в раке находятся именно мощи святого и сохранность их нельзя назвать плохой. «Кости черепа целы все без утраты. Небольшая утрата в костях носа. Нижняя челюсть цела. В кисти левой руки отсутствует большой палец…» . В православной традиции нетленность не является обязательным условием для благоговейного почитания останков угодников Божиих. До революции в России (не без влияния католического Запада) наблюдалась тенденция придавать видимость целостности телам святых. Недостающие части восполнялись картоном и ватой. Против подобных имитаций слышались голоса и в Синодальную эпоху. А Святейший Патриарх Московский Тихон (Беллавин) уже в феврале 1919 вынужден был издать указ епархиальным архиереям «Об устранении поводов к глумлению и соблазну в отношении святых мощей». Он напомнил, что Православная Церковь почитает не только мощи святых, которых Господь прославил нетлением, но и тех, чьи мощи имеют вид «костей, не облечённых плотью» . Известно, что, когда в 1846 году при строительстве нового храма в Задонском монастыре возникла необходимость потревожить склеп епископа Тихона, тело Преосвященного было «найдено целым и мало изменившимся в цвете» . И это несмотря на то, что оно 63 года находилось в сыром месте. Впоследствии мощи архиерея были переложены из разрушающегося гроба в новую гробницу и перенесены в тёплый храм. Однако к торжественному открытию мощей святителя, состоявшемуся 13 августа 1861 года, были уже замечены первые признаки естественного процесса распада. И за последующие полвека процесс этот только усилился.

http://pravoslavie.ru/123369.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010