Дух Святои говорил и через апостолов, по слову Апостола Петра: « Открыся, яко не им самем, но нам служаху сия, яже ныне возвестишася вам (что ныне проповедано вам), благовествовавшими вам Духом Святым, посланным с небесе » ( 1Пет.1:12 ). Дух Святои и ныне сообщается всем истинным христианам: « Не весте ли, яко храм Божии есте, и Дух Божии живет в вас ?» ( 1Кор.3:16 ). Соделаться причастным Святого Духа можно через усердную молитву и через Таинства. « Аще убо вы зли суще (если вы, будучи злы), умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче (тем более) Отец, Иже с Небесе, даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:13 ). Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже (которые) сотворихом мы, но по Своеи (Его) милости, спасе нас банею пакибытия (омытием возрождения) и обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно Иисус Христом, Спасителем нашим » ( Тит.3:4-6 ). О девятом члене Символа веры  Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Понятие о Церкви, пребывающеи на земле и в то же время Небеснои: « приступисте (вы приступили) к Сионстеи горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов, торжеству и церкви первородных (к торжествующему собору и Церкви первенцев), на Небесех написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к Ходатаю Завета Новаго Иисусу » ( Евр.12:22-24 ). Пребывании благодати Божиеи в истиннои Церкви : «Внимаите убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святыи постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа (которую приобрел) Кровию Своею » ( Деян.20:28 ). Благодать Божия пребывает в Церкви доныне и будет пребывать до скончания века: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют еи » ( Мф.16:18 ); « Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь» ( Мф.28:20 ); «Тому (Богу Отцу) слава в Церкви во Христе Иисусе во вся роды века веков. Аминь » ( Еф. 3,21 ). Церковь едина: « Едино тело, Един Дух, якоже и звани бысте во единем уповании (как вы и призваны к однои надежде ) звания вашего: Един Господь, едина вера, Едино Крещение, Един Бог и Отец всех » ( Еф.4:4-6 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

Единение верующих    « Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв    утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем». (Eфec.II:19—20).    Приветствую вас, возлюбленные, с великим праздником в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Всехвальные Апостолы несомненно радуются ныне, видя, что в таком большом количестве собрались вы в святой храм Божий прославить их подвиги и труды. Сии веселятся духовно и торжествуют о том, что мы остались верными Святой православной Церкви, несмотря на тяжкие смутные церковные дни. Подумайте, возлюбленные: мы принадлежим к той же Церкви, что и святые великие апостолы Петр и Павел. Какое это утешение для нас!.. Там, на небе, в божественном сиянии и славе Апостолы Христовы нам вещают живым на землея: «не отрывайтесь от святой соборной и Апостольской Церкви Христовой, не смущайтесь гонениями открытых врагов Божиих: без воли божией волос с головы нашей не погибнет (Лyk.XXI,18) они могут только тело погубить, но не душу (Лyk.XII,4—7). Не поддавайтесь вкрадчивым, коварным и лукавым словам нынешних лжеепископов и лжеиереев, которые порвали связь с Церковью и являются волками хищными «в овечьей шкуре» (2 Nemp.II,1—3). Вместе с тем великие Апостолы радуются и тому, что многие из нас, по милости Божией, удостоились ныне, после исповеди, причаститься Пречистого Тела и Крови Христовых. Мы вкусили того же тела и крови Христовых коего причащались и святые Петр и Павел.    В этом евхаристическом единении нашем – главнейшее наше единение. И кто не приобщается с нами от одного и того же хлеба – Спасителя нашего (Uoah.VI:48) тот не имеет и теперь, на земле, духовной жизни и не будет ее иметь в жизни вечной, по словам Христовым: «истино, истино говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день». Да будет же это единение наше с Апостолами и всеми святыми и верующими в Церкви Христовой, возглавляемой Спасителем Нашим и Богом Иисусом Христом, и ныне и во веки. АМИНЬ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Единение от Бога, разделение от диавола. Методы человеконенавистника искони были – разрушай, разделяй и царствуй. А корень всех разделений лежит в наших страстях – гордости, самолюбии, зависти, маловерии, на них диавол разжигает непонимание и вражду между людьми. Господь призывает искоренять в себе разделяющие нас страсти и идти к Нему путем хранения совести и мира душевного. Сейчас мы стоим перед судьбоносным событием, в мае соберется Всезарубежный Собор, на котором процесс умиротворения Русской Церкви будет обсуждаться соборно в лице наших избранных представителей. В это предсоборное время мы должны с большим усердием хранить свой мир душевный, чтобы его не угасили страстные эмоции, вражда и споры, а для этого надо больше прилежать к молитве, чаще посещать храм Божий, чаще прибегать к Святым Таинствам. Только в Церкви мы можем обрести мир душевный, в благодати Божией, обильно подаваемой нам в Его Таинствах. Апостол Павел, обращаясь к ефесянам, говорил: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Ефес. 4, 1-16). Также и мы, следуя завету Апостола, должны хранить «единство духа в союзе мира», и искать то, что Божие, а не человеческое. И если будем поступать в согласии с волей Божией, то и мир Его не оставит нас. В нашем узком представлении о судьбах Божиих мало места для трезвого взгляда, мы видим лишь малую часть общей картины, да и то через искаженную призму своих страстей, а всеведущий Господь знает, что наиболее спасительно для чад Его Церкви, Его Святого Тела. Поэтому очистим ум и сердце от страстного и суетного мудрования и будем с миром в душе просить у Господа вразумления. Да подаст Царь мира мир душам нашим! Дорогие архипастыри, пастыри, братие и сестры сердечно поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова! Аминь.

http://pravoslavie.ru/2029.html

Ефрем же, отвечая Василию чрез переводчика, сказал ему все, что было у него на сердце, и причастился с своим спутником Пречистыми Тайнами из святых рук Василия. Когда они после в доме Василия сели за трапезу, преподобный Ефрем сказал святому Василию: — Отче святейший! Одной милости прошу я у тебя — соблаговоли мне дать ее. Василий Великий сказал ему: — Скажи, что тебе нужно: я в большом долгу у тебя за труд твой, ибо ты для меня предпринял столь далекое путешествие. — Я знаю, отче, — сказал достопочтенный Ефрем, — что Бог дает тебе все, что ты просишь у него; а я хочу, чтобы ты умолил его благость о том, чтобы Он подал мне способность говорить по-гречески. Василий отвечал: — Прошенье твое выше сил моих, но так как ты просишь с твердою надеждою, то пойдем, достопочтенный отец и пустынный наставник, в храм Господень и помолимся ко Господу, Который может исполнить твою молитву, ибо сказано: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс.144:19). Избрав удобное время, они начали молиться в церкви и молились долго. Потом Василий Великий сказал; — Почему, честный отче, ты не принимаешь посвящения в сан пресвитера, будучи достоин его? — Потому что я грешен, владыка! — откачал ему Ефрем чрез переводчика. — О, если бы и я имел грехи твои! — сказал Василий и прибавил, — сотворим земной поклон. Когда же они поверглись на землю, святой Василий возложил руку свою на главу преподобного Ефрема и произнес молитву, положенную при посвящении во диакона. Потом он сказал преподобному: — Повели теперь подняться нам с земли. Для Ефрема же внезапно стала ясна греческая речь, и он сказал сам по-гречески: «Заступи, спаси, помилуй, сохрани нас, Боже, своей благодатью» [ 54 ]. Все прославили Бога, давшего Ефрему способность понимать и говорить по-гречески. Преподобный же Ефрем пробыл со святым Василием три дня, в духовной радости. Василий поставил его во диакона, а переводчика его в пресвитера, и потом с миром отпустил их. В городе Никее [ 55 ] однажды остановился нечестивый царь, и представители арианской ереси обратились к нему с просьбою о том, чтобы он изгнал из соборной церкви того города православных, а церковь отдал их арианскому сборищу. Царь, сам будучи еретиком, так и сделал: силою отнял церковь у православных и отдал ее арианам, а сам отправился в Царьград. Когда все многочисленное общество православных было погружено в великую печаль, в Никею пришел общий предстатель и заступник всех церквей, святой Василий Великий; тогда вся православная паства пришла к нему с воплями и рыданиями, и поведала ему о причиненной им от царя обиде. Святой же, утешив их своими словами, тотчас пошел к царю в Константинополь и, представ пред ним, сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И мы, исполняя Его святую волю, говорим Вам: «...отдайте Богу Божье...» Только Христу принадлежит власть в Церкви. Он стяжал Её Честной Своей Кровью. Она – Его возлюбленная Невеста, Его дом, Его живое Тело. Тот, кто «мирской власти» позволяет вторгаться во внутреннюю жизнь Церкви, предаёт растлению деву, оскверняет храм, терзает Христово Тело. Подобно Иоанну Предтече, Патриарх поставлен быть Другом Жениха 1189 , полагающим душу свою ради целомудрия Невесты. 1190 Охранение внутренней жизни Церкви от вторжения «кесарева» есть не только дело канонической правды, но и первейший долг христианского благочестия! Друг жениха смеет равнодушно слушать стоны невесты: «Встретили меня стражи, обходящие город; избили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены» (Песн. песн.5:7). III «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» ( 2Кор.6:2 ). Ваше Святейшество! Страждущая Церковь с надеждой обращает к Вам свои взоры. В Ваших руках жезл Первосвятительской власти. Единым Патриаршим словом Вы в силах прекратить беззаконие! Сделайте это! Положите конец долее нетерпимому вмешательству «кесарева» во внутреннюю жизнь Церкви! Восстановите канонические нормы церковной жизни! Созовите новый Церковно-Поместный Собор с самым широким представительством, дайте возможность свободно прозвучать голосу Церкви, ибо душа Её истомилась в молчании; подвига деятельной любви жаждет Церковь – благословите Её, ибо Она не в силах более уклоняться от исполнения Божьей воли. Благословите Её и мы не сомневаемся в том, что Соборный разум Русской Православной Церкви, движимый Духом Святым, не только найдёт способы исцеления церковных болезней, но и откроет перед Русской Церковью путь к новому и великому возрождению. «БУДИ, БУДИ!» Отдайте Богу – Божье, и кесарь сполна получит своё! Ибо подлинно – интересы Церкви в гражданской сфере совпадают с интересами свободного и правового Государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И мы читаем 9 стих: «И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» ( Откр.19:9 ). «Блаженны званые на брачную вечерю Агнца» . Как бы нам оказаться в числе этих блаженных? Это же очень хорошо, когда мы по почте получаем приглашение на свадьбу, там пишут – в таком-то ресторане после посещения такого-то храма будет трапеза в честь венчания. Но в действительности мы все, посещающие храм, блаженны, потому что Церковь постоянно призывает нас на брачный пир. Даже вот эта проповедь – это призыв к тому, чтобы вы все откликнулись на голос Небес и пришли на радостный брачный пир. И даже не в качестве гостя, а в качестве невесты, в таком коллективном, соборном понимании этого слова, когда мы начинаем ожидать того времени, когда реальным Главой Церкви будет Христос. Для святых Он уже сейчас Глава Церкви. Для нас, для простых людей ситуация сложнее, у нас есть внешние авторитеты: всякие идолы, кумиры, истуканы. Мы не можем избавиться от многих культов личностей, а вот там всё во всем будет Христос. Тогда солнца не будет; сказано точнее, что солнце будет светить в семь раз ярче, а луна будет светить как солнце, но там такой будет яркий свет присутствия Христа, что мы не будем замечать это солнце, которое будет светить в семь раз ярче. Потому что Христос будет источником света, Сам Христос, Божественный Логос, и это будет неразлучно, неизменно, нераздельно, но и неслиянно. И мы читаем далее: «Я пал к ногам его (то есть Иоанн Богослов пал к ногам Ангела, – О.С.), чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» ( Откр.19:10 ). Иоанн Богослов, услышав о том, что блаженны званные на брак, обрадовался, – его же Ангел приглашает, что он совершил поклонение этому Ангелу, чуть ли не как Богу. И Ангел решительно воспротивился: Ангелы не принимают человеческого поклонения самим себе, поклонения, которое их как бы ставят на некий божественный уровень. Ангелы всегда служебные духи, посылаемые нам в помощь от Бога в деле нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Имеют ли они право так говорить? Вникните в эти слова и посмотрите, к кому они обращены. Этим словам предшествовали другие слова Христовы, обращенные непосредственно к апостолам Его: Истинно... говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Это относилось к апостолам. Если двое из вас, апостолов Моих, братьев Моих, друзей Моих согласятся просить Отца Небесного, то будет им. Неужели же можно думать, что молитва двух или трех нечестивых и грешных людей, собравшихся во имя Иисуса, будет иметь такую же силу, как молитва двух или трех апостолов – друзей Христовых? Конечно же, нет. Речь идет об истинных чадах Церкви Христовой. А что значат слова: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:20 )? Неужели эти слова значат, что нет нужды ходить в храм, неужели ими отрицается Церковь Христова? О, конечно, нет, совсем нет. О ком говорит Господь здесь? Опять слова эти были обращены к апостолам. Но он говорил в лице их ко всем, кто следует за святыми апостолами, кто принадлежит к Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Он говорил о том, что если двое или трое христиан соберутся где-либо в доме во имя Его для чтения Священного Писания, для поучения в слове Божием, то и Он будет среди них. Скажу больше, могу расширить толкование и понимание этих слов Христовых. Скажу, что если кто из нас, христиан, будет беседовать с неверующими о Христе, о содеянном Им спасении рода человеческого, то будет Христос между вами? Не значит ли это, что вы одни составляете Церковь Христову? Конечно, нет. Конечно, нелепо так толковать эти слова Христовы. Христос этими словами только хотел сказать, что где говорят о Нем, где творят дела во имя Его, там и Он. Я скажу больше: я знаю, что и среди мусульман, и среди евреев есть много весьма благочестивых и весьма добрых. Среди мусульман есть свои святые, почитаемые ими, свои повествования о жизни этих мусульманских святых. Что же, скажем ли мы, что совершенно безразличны они для Христа, что Христу нет дела до них?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Ин. 14:15-17, 26; Ин. 16:7). Книга Деяний апостолов, отрывок из которой мы сегодня слышали, повествует, что при наступлении дня Пятидесятницы апостолы были единодушно вместе, ожидая исполнения Божия обетования (см. Деян. 2:1). И вот, на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда они были в Сионской горнице, внезапно сделался шум с неба, как бы от ветра, и на каждом из двенадцати апостолов почили " разделяющиеся языки, как бы огненные " (Деян. 2:3). Исполненные Святого Духа, они получили чрезвычайные дарования и стали говорить на языках тех народов, к которым Господь повелел им проповедовать Евангелие Царствия. Но часто бывает так: когда кто-то не понимает, в чем суть Церкви, в чем суть христианской веры, он судит по-своему. Так говорили и про апостолов: " они напились сладкого вина " (Деян. 2:13). Но это было исполнение обетования Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал: " Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее " (Мф. 16:18). Сегодняшний день — день рождения Святой Церкви. Возлюбленные, прошли века, и Духом Святым Церковь Христова жива на земле, и в нашем Отечестве она продолжает свое спасительное служение, готовя своих верных чад к Царствию Божию, к вечной жизни. Я вновь хотел бы выразить радость о нашей совместной молитве. Мы все истосковались по молитвенному общению друг с другом в храмах. Но вы, я уверен, знали, что наше духовенство ежедневно, утром и вечером, совершало у престола Божия молитвы о всех вас. Мы молились и о болящих, и о новопреставленных, и о всех, кто был лишен возможности прийти в храм, но мысленно находился с нами. Мы пользовались возможностью транслировать богослужения, и я знаю, что многие, как это происходит и сейчас, соединялись с нами в молитвах. Вы знаете, что все эти дни шли непрерывные дожди, но Господь, по Своему милосердию, подарил нам вчера и сегодня прекрасную погоду, и нам не нужно было скрываться под зонтами, мы прославляли нашего Господа и Спасителя при солнечном свете. Сегодня, можно сказать, наша " летняя Пасха " , ибо в те дни, когда мы прославляли Воскресшего Господа, у нас не было возможности вместе молиться в храмах.

http://patriarchia.ru/db/text/5648833.ht...

Каин убивает Авеля. Фреска собора Монреале, Сицилия Но обратимся снова к тексту главы 4 книги Бытия: «И сказал Каин Авелю, брату своему [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4: 8). Это первое убийство в истории человечества. Читая главу 3 книги Бытия, мы видели катастрофу человеческой истории – как человек отступает от Бога, а здесь мы видим другую трагедию – трагедию первого человекоубийства. Причем многие отцы Церкви говорят, что Каин убил Авеля из-за ненависти к нему за то, что его, Каина, жертва не была принята Богом, и в этой ненависти он начал бить Авеля тем, что попадалось под руку. Есть даже иконы, на которых изображено, как Каин взял сначала камень, потом кость животного и с каким-то ожесточением бил своего брата до тех пор, пока не забил его до смерти. Этот стих рассказывает о первом в истории человечества пролитии крови. Читаем далее: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4: 9). «Где брат твой?» – этот вопрос обращен и к нам Мы видим примерно те же слова, что и в главе 3 книги Бытия. Там Адам призывался Богом к покаянию словами: «Где ты?»; здесь Господь говорит Каину: «Где брат твой?» Очень важные для нас слова, братья и сестры. Сегодня эти слова звучат и по отношению к нам. Когда мы с вами приходим в православный храм, когда мы стоим на Литургии, вспомним этот вопрос, заданный Богом: «А где твой брат? А где твоя сестра? А почему твои дети не с тобою? А где твой отец?» Вспомним о своих родных и близких. И не дай Бог, чтобы мы с вами когда-нибудь ответили: «Что, разве мы сторожи братьям и сродникам нашим?» Будем помнить о том, что Бог учил нас молиться не «Отче мой», а «Отче наш», что спасение совершается в соборном церковном общении. Поэтому будем избегать тех слов, которые придумали протестанты и разные их последователи, – о некоем личном спасении. Конечно, за свои грехи мы дадим ответ лично, но мы ответственны и за ближних наших, за своих братьев и сестер, особенно за своих родственников. Итак, не дай Бог, чтобы из наших уст прозвучали эти слова Каина: «Разве я сторож брату моему?»

http://pravoslavie.ru/96070.html

Как и в мирской жизни, когда завещание утверждено смертью и представлено на суд, где многократно прочитано или переписано на другие хартии, для того, чтобы по­лучить наследство, от завещателя не требуется умирать снова и снова, но достаточно единственной его смерти. Так следует рассуждать и в данном случае. Окончание Такова суть изречений Священного Писания, на которых утверждаются наши про­тивники, или, правильнее было бы сказать, претыкаются. Подобно тому, как Сам Хрис­тос, Бог наш, был для верующих камнем основания и утверждения, а неверующим камнем претыкания и соблазна, о чем достаточно говорилось вначале, так и Священное Писание нам в созидание духовное, а им в претыкание и погибель. На одном и том же камне они споткнулись и пали ( Пс. 19, 9 ), мы же поднялись и исправились. Но в чем причина разли­чий? Гордость и непокорность Святой Соборной Апостольской Церкви – вот ров поги­бельный всем сынам пререкания. Если посмотреть на все ереси, с момента их возникно­вения, не найдем в них иного основания кроме гордости и непокорности Святой Церкви, честолюбия и тщеславия. О Герострате написано, что, будучи одержим недугом тщетной славы, он не мог обрести ее добрыми делами, которых не имел, и изобрел такую хитрость: сжег предивный храм Артемиды Ефесской и прославился его разрушением, ибо не мог прославиться созиданием. Так поступают все еретики, гордецы и любители славы, пы­таются разрушить Церковь и, разжигаясь огнем тщеславия, пытаются сжечь святилище Божие, созидая себе Вавилонский столп, прославляя тем самым свое имя. Бегите, христолюбцы, от этого Вавилона! Бегите от гордыни, дышащей пламенем! Покоряйтесь Святой Церкви, Матери и Учительнице нашей. Ибо она, по слову апостола, есть столп и утверждение истины ( 1Тим. 3, 15 ). Ей покоряться повелевает Сам Христос: а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). У нас есть предводители, наставники и учители, святые Отцы, которым Апостол Павел повелевает повиноваться: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ( Евр. 13, 17 ). И снова: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово ( Евр. 13, 7 ). Утверждаясь на этих столпах, не упадем. Озаряемые светом этих Церковных све­тил, не помрачимся. Идя за такими предводителями, не упадем в ров погибельный. От него да избавит и противников наших Господь Бог, и да подаст им свет разума, в познание истины об Иисусе Христе, Господе нашем, и Ему сила и слава и во веки, аминь. Читать далее Источник: Стефан Яворский, Митрополит Рязанский и Муромский. Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. - 768 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010