755 и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. 795 Творения. Часть 3. Опровержение на защительн. речь злочестив. Евномия. Кн. 4, 1900 г., стр. 140. 804 Савинский С. Эсхатологическая беседа Христа Спасителя (о последних судьбах мира). Опыт исагогико-экзегетич. изследования. 1906 г., стр. 237. 809 В Свящ. Писании слово: «антихрист» употребляется в общем значении и частном или собственном. В общем смысле антихристом называется всякий, кто отвергает Божественное достоинство Иисуса Христа ( 1Ин.2:22; 4:3 ). Таких антихристов, говорит апостол, теперь появилось много ( 1Ин.2:18 ), много их будет и впредь, все они только предтечи антихриста в собственном смысле, который придет в последнее время: Дети! последнее время. И, как вы слышали, что придет антихрист ( ντχριστος, член показывает, что апост. говорит об одном определенном лице), и теперь появилось много антихристов (κα νν ντχριστοι πολλο γεγνασιν – поставлено без члена слово ντχριστοι, следов., разумеются вообще противники Христа) – 1Ин.2:18 . 810 Сагарда Η. Ι Соборн. Посл. св. ап. и еванг. Иоанна Богослова. Исагогико-экзегетич. изследов. 1903 г., стр. 414:415. 811 Бородин П. Антихрист и признаки его пришествия. По учен. Свящ. Пис. и св. отц. Церкви. 1889 г., стр. 13). 812 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. 813 Творения. Том. 8. 41 бес. на Евангелие от Иоанна, пунк. I. 1902 г., стр. 270; сн, Толков. на Ев. от Иоанна св. Кирилла Александр., Часть 12. 1901 г. стр. 402. 814 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. 817 Баутц. Страшный суд и конец мира. 1886 г., стр. 81, 82; смотр. Борков Иосиф. О знамениях втор. пришествия Господа Иисуса Христа по Еван. и посл. св. апост. 1905 г., стр. 356, 357. 827 Борков Иосиф. О знамениях второго пришествия Господа Иисуса Христа по Еван. и посл. св. ап. 1905 г., стр. 378.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

815 Ср. Евр. 9:6–7 : «В первую скинию всегда входят священники совершать богослужение, а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа». 820 Mateos J. La célébration de la parole dans la liturgie byzantine. P. 176; Taft R. F. The Great Entrance. P. 352–357. 822 Диаконы совершают целование с теми же словами на горнем месте, но в другой момент Литургии – непосредственно перед тем, как они будут причащаться Святых Тайн. 823 О происхождении обряда и его месте в раннехристианском и византийском богослужении см.: Ткаченко А. А. Лобзание мира. ПЭ 41. С. 329–331. 826 Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам 3, 4 (PG 62, 322–323). Рус. пер. С. 383–384. 827 То есть через уста. Златоуст проводит параллель между обычаем целовать дверь, входя в храм, и обычаем христиан целовать друг друга. Отметим, что в современной практике принято целовать двери при входе в алтарь. 828 Иоанн Златоуст. Толкование на Второе послание к Коринфянам 30, 3, 4 (PG 62, 322–323). Рус. пер. С. 383–384. 833 Подробнее о закрытии и открытии царских врат в русской литургической практике см. в: Печатнов В. В. Божественная Литургия. С. 181–202. 836 Буквально «Верую в одного Бога» (возможный перевод: «Верую в одного единственного Бога»). Славянское слово «един» означает «один» (в отличие от русского слова «единый», означающего «цельный», «нераздельный»). То же относится к другим случаям употребления термина «един» в Символе веры (букв. «в одного Господа Иисуса Христа», «в одну Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », «одно Крещение»). 837 Предложенный вариант русского текста основывается на переводе из издания: Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной академии. Казань, 1910. (3-е изд.) Т. 1. С. 119–120. 838 Смысл этих слов следующий: «хотя богами называют различные вымышленные существа на небе и обожествленные людьми предметы на земле, на самом деле есть только один Бог». 839 Этот термин не встречается в Новом Завете, однако в христианском богословии получил широкое распространение не позднее III века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

9–10). Но вы, – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы (ср. Ос.2:23 ). «Всех во Христе возрождённых знак креста делает царями, помазание Святого Духа посвящает в священство» (свт. Лев Великий . Проповеди, 138). «И каждый поставляется иереем собственного тела, чтобы подчинив своей власти порок, превратил своё тело в храм» (прп. Исидор Пелусиот . Письма, 2:103). Апостол называет христиан «родом избранным, – за их веру, чтобы отличить их от тех, кто камень живой отвергая, сами сделались негодными, царственным же священством, – поскольку они соединены в теле Того, Кто есть всевышний Царь и истинный первосвященник» (св. Беда). «Итак, возвещайте совершенства Его своей добродетелью. А как им возвещать их? Этому учит Сам Господь: так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:6 ). Люди, взятые в удел, то есть народ взятый во владение или в наследство. Ибо создание Божие, – все, а удел Божий, – одни только те, которые удостоились этого за свою добродетель» (блж. Феофилакт). 11). Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, «Похоть есть как бы хотение после хотения, желание, простертое далее пределов естественного желания, страстное, не управленное законом и умеренностью. Похоть плотская есть беспорядочное желание плотских, чувственных удовольствий в противоположность воздержанию и целомудрию. Похоти так же многообразны, как многообразны грехи. Апостол учит удаляться от невоздержания, от любостяжания, от любви к суетным украшениям, от страсти к зрелищам, от тщеславия, от желания унижать перед собой других. И при том учит удаляться не только от дел, в которых проявляются эти страсти, но и от беспорядочных желаний, ещё не произведенных в дело. Святой Петр мог бы учить со властью, как апостол, но он восхотел облечь свое слово любовью и смирением, дабы сердцем открыть путь к нашему сердцу. Он указывает и на пособия к исполнению наставления. Первое пособие есть помышление о том, что мы пришельцы и странники. Отечество, которого все мы ищем, есть рай и небо. В отношении к сему Отечеству, – на земле, во временной жизни, все мы пришельцы и странники. Второе пособие есть указание на то, что похоти восстают на душу. Похоть обыкновенно приближается к душе не в виде воюющего врага, но в виде друга или угодливого прислужника. Она представляет какое-либо удовольствие или мнимое благо. Но это лишь приманка, которой злой ловец старается прельстить и уловить бедную душу. Сие приводи себе на ум, искушаемый похотью» (свт. Филарет Московский . Проповедь от 5 июля 1845 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

II. Апостол Павел сказал: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 . О себе самом он сказал потом в том же Послании: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна» ( 1Кор.15:10 .) О, если бы и мы все могли сказать, что милость Божия в нас не была тщетна, и если бы каждый из нас был храмом Духа Святого! III. Дух Святой наш Просветитель и Утешитель, так как Его милость нас освящает и наполняет нас утешением, Бог Сын является нашим Искупителем, а Бог Отец является Творцом всего. Девятый член Символа Веры а) О Церкви вообще 328. Как читается девятый член Символа веры ? Девятый член Символа веры читается: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ». 329. Что мы исповедуем девятым членом Символа веры ? Девятым членом Символа веры мы исповедуем, что Господь Иисус Христос основал Церковь для освящения и спасения людей. 330. Что такое Церковь ? Церковь есть Богом установленное общество людей, которые: 1) верят, что Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, взявший на Себя тело и душу человеческие для спасения человечества; 2) признают Господа Иисуса Христа своим и общим главою; 3) в единении с Господом Иисусом Христом составляют содружество веры, надежды, любви и Святых Таинств; 4) признают церковный правопорядок, установленный Господом Иисусом Христом и охраняемый законно установленными епископами. 331. Что означает слово « Церковь »? Слово « Церковь » происходит от греческого слова «кириаке» и означает сообщество Господне, то есть общество Господа и Бога нашего Иисуса Христа. 332. Как называются члены Церкви? Члены Церкви называются христианами. 333. Что означает слово христианин? Слово «христианин» происходит от слова «Христос» и означает ученика или последователя Христа. 334. Когда возникло название «христианин»? Название «христианин» возникло уже во времена святых апостолов, а именно в городе Антиохии, где уверовавшие в Господа Иисуса Христа впервые начали себя называть христианами ( Деян.11:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

    326. Возможно ли снова приобрести милость Божию после того, как мы лишились ее вследствие своих тяжких прегрешений?    После того как мы стали столь несчастными, что лишились милости Божией вследствие своих тяжелых прегрешений, мы можем снова ее приобрести благоговейным принятием Святого Таинства Покаяния.     327. Какой молитвой должен православный христианин каждый день призывать Духа Святого?    Православный христианин должен каждый день призывать Духа Святого, читая молитву: «Царю Небесный».     Пояснения:    I. Милость Божия в нас вселяется с принятием Святых Таин, а также когда мы с благоговением и размышлением читаем Священное Писание, от искреннего сердца совершаем дела милосердия, набожно крестимся и с верою пользуемся освященными предметами.    II. Апостол Павел сказал: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16. О себе самом он сказал потом в том же Послании: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна» (1Кор.15:10.) О, если бы и мы все могли сказать, что милость Божия в нас не была тщетна, и если бы каждый из нас был храмом Духа Святого!    III. Дух Святой наш Просветитель и Утешитель, так как Его милость нас освящает и наполняет нас утешением, Бог Сын является нашим Искупителем, а Бог Отец является Творцом всего. Девятый член Символа Веры а) О Церкви вообще     328. Как читается девятый член Символа веры?    Девятый член Символа веры читается: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».     329. Что мы исповедуем девятым членом Символа веры?    Девятым членом Символа веры мы исповедуем, что Господь Иисус Христос основал Церковь для освящения и спасения людей.     330. Что такое Церковь?    Церковь есть Богом установленное общество людей, которые:    1) верят, что Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, взявший на Себя тело и душу человеческие для спасения человечества;    2) признают Господа Иисуса Христа своим и общим главою;    3) в единении с Господом Иисусом Христом составляют содружество веры, надежды, любви и Святых Таинств;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Многим должно каяться в том, что они еще никогда не исповедовались. А ведь православный христианин имеет такую же потребность в исповеди, как полевые цветы в освежающем летнем дожде.      Часто ли нужно исповедоваться? Пастыри советуют: чем чаще, тем лучше. Усердные христиане тщательно следят за своей совестью: пройдет неделя - а душа уже просит исповеди. Кто исповедуется реже, чем раз в месяц, с трудом может сохранить душевную чистоту. Исповедь - это великая милость Божия, и каждый раз должно из глубины признательного сердца благодарить за нее Господа Бога.      А все-таки главного в деле врачевания души еще не сказано. " Как это может быть, - удивитесь вы, - что же главное? "      Для того мы и исповедуемся, для того и христианами стали, приняв святое крещение, чтобы иметь доступ к таинству таинств - к причащению Святых Христовых Тайн.      Обыкновенно после исповеди, примиренные с Богом, радостные, словно посветлевшие, мы принимаем участие в Божественной Литургии - службе, совершаемой соборно при участии священнослужителей и народа. Растворяются посреди иконостаса Царские Врата, и выходит священник в праздничных ризах, а в руке его - золотая Чаша.      Когда я спрашиваю малых детей на уроках в воскресной школе, простая ли это Чаша, они отвечают дружно: " Святая " . А почему? " А потому что в ней - Сам Бог! " - говорят с уверенностью. И точно - в ней Сам Бог! Под образом хлеба и вина - животворящие Плоть и Кровь Христовы! Одной малейшей частицы этой Святыни весь мир недостоин. Для христианина нет ничего больше причащения Святых Христовых Тайн. Смело скажем: того, кто не причащается, и христианином-то называть нельзя. Нам всем должно помнить слова Господа: " Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие " . Чтобы приобщаться достойно, нужно быть чистым и душой, и телом. Поисповедовавшись, натощак, мы приступаем со страхом и трепетом к Святой Чаше. Обыкновенно этому предшествуют несколько дней поста и усиленное хождение в Храм Божий. Батюшка посоветует, как соблюсти все необходимое. Главное - великая жажда соединиться с Искупителем, ибо Он безмерно любит нас и Сам желает обитать в нас, как и говорит: " Пребудьте во Мне, и Я в вас " . " Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу... сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя... за многих изливаемая во оставление грехов " .

http://zavet.ru/book/07deti/001/008.htm

    Однажды рано утром, около половины четверто­го, я пришел в соборный храм Святой Троицы на службу. Было еще рано. В било еще не били. В церк­ви никого не было. Я сел в притворе под лестницей. Меня не было видно, я молился. Вдруг открывается дверь церкви и входит высокий пожилой монах. Это был старец Димас, Войдя, он посмотрел направо, на­лево и не увидел никого. Тогда, держа в руках боль­шие четки, он начал класть земные поклоны, много и быстро, и все время говорил; «Господи Иисусе Хрис­те, помилуй мя... Пресвятая Богородице, спаси нас». Вскоре он пришел в исступление.    Я не могу, не нахожу слов, чтобы описать вам его поведение пред Богом: это движения любви, благоговения, движения Божественной любви и всецелого посвящения себя. Я видел, как он стоит, как, стоя прямо, простирает свои руки в виде креста, как делал Моисей на море, и стенал...   …И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды… (Исх 14:21)   Что это было? Он был в благодати. Сиял во свете. Вот что было! Он тут же передал мне молитву. Я сразу вошел в его состояние.    Он меня не видел. Поверьте мне! - воскликнул отец Порфирий . - Я пришел в умиление и начал плакать. И ко мне, смиренному и недостойному, пришла благо­дать Божия. Как это объяснить? Он передал мне благодать. То есть благодать, которая была у этого святого, засияла и в моей душе. Он передал мне свои духовные дары.     Итак, старец Димас пребывал в исступлении. Он сделал это помимо своего желания. Он не мог скрыть своего духовного опыта. Хотя то, что я вам говорю, не совсем правильно. Не могу вам этого передать словами. Это был Божественный плен. Это необъяснимо. Это совершенно не подлежит объяснению, и если ты попы­таешься это объяснить, то скажешь не то. Нет, такое не объяснить, не найти в книгах, не понять. Чтобы по­стичь, нужно быть достойным этого.         Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать

http://isihazm.ru/1/?id=771

Ап. Иуда написал также соборное послание; он проповедовал Евангелие в Месопотамии и повешенный на древе скончался, пронзенный стрелами. Ап. Симеон (Симон) после св. Иакова Праведного был епископом Иерусалимским. Про Иосию, четвертого из братьев, не сохранилось никаких сведений. При императоре Римском Домициане (вступил на престол около 81 г.) возникло гонение на христиан, а иудеи, не вразумленные разрушением Иерусалима, продолжали производить смуты. Император, слыша, что они ожидают себе Мессию из дома Давидова, приказал вызвать в Рим всех потомков Давида. Привели двух внуков Иуды, брата Господня, людей бедных, с мозолистыми руками, почерневшими от работы. Увидев их бедность и услышав их речи о вечной жизни и о том, что тогда воздастся каждому по делам его, Домициан отпустил их с миром. Это – последняя историческая справка о родственниках Господа И. Χ. Сретение Господне Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, потому что их нет ( Иер.31:15 ). И они воззрят на Него, котораго пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце ( Зах.12:10 ). Когда в священном Писании говорится о великой скорби, или о великом плаче, то всегда эта скорбь помещается в материнском сердце. И горчайшие слезы льются только из глаз матери! Пока мир стоит, матери будут скорбеть и рыдать о своих детях, как ни одно живое существо не может рыдать и скорбеть. И всякая мать христианка будет находить себе утешение в своей скорби за детей у иконы Пречистой, Которой было предсказано о мече, рассекающем душу, в самом начале Ее материнства. Только 40 дней Пречистой Деве Матери была дана непомрачаемая радость о Чаде Своем. Но вот Она приносит Своего Первенца в храм и слышит от старца Симеона целый ряд тревожных предсказаний: “Сей лежит на падение и на восстание многих во Израиле и в знамение пререкаемо.” Приникните к душе молодой Матери, которая хранила со дня Благовещения такие слова Архангела: “Ты обрела благодать у Бога – и вот зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик и Сыном Вышнего наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца.”

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ile...

Архиепископ Викентий разъяснил недопустимость " заочного отпевания " и кремации Екатеринбург, 14 марта 2006 г . Послание Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о необходимости церковного погребения усопших, а также недопустимости практики " заочного отпевания " и кремации. Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (1Сол.4, 13-14) Дорогие братья и сестры! В жизни всех нас неизбежно наступают дни, когда близкие наши, наши друзья и знакомые завершают свое земное существование. Эти минуты расставания порождают немало проблем и житейских хлопот, связанных с устроением похорон. Но при этом мы должны помнить, что каждый православный христианин должен заботиться не только о должном погребении тела усопшего, но и – в значительной и даже большей степени! – об упокоении души близкого ему человека. К сожалению, годы гонений на Церковь привели к тому, что и в этом благочестивые традиции наших предков были нарушены, а многим они даже не известны. Православный христианин должен стремиться отойти в жизнь вечную примиренным с Богом и людьми, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Тайн. Уже в момент кончины начинается усердная молитва Церкви о ее верном чаде: совершается Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господней при разлучении души от тела. А тотчас же после смерти совершается Последование по исходе души от тела. Затем над телом усопшего начинается чтение Псалтыри. После необходимого приуготовления и положения почившего в гроб его всегда доставляли в храм Божий. В вечернее богослужение вносились особые дополнения, прошения об усопшем. Всю ночь гроб находился в церкви, продолжалось чтение Псалтыри. Затем усопший как бы последний раз пребывал на утреннем богослужении, на Божественной литургии, когда вновь все прихожане соборно молились о нем. И, наконец, совершался чин отпевания и похоронная процессия с пением молитвы " Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас " оправлялась на кладбище. Здесь над свежей могилой совершалась лития.

http://pravoslavie.ru/16621.html

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему... (Иак. 5:14-15). Так апостол говорит о важности и необходимости таинства Соборования, которое принято совершать Великим постом. Однако его частота и уставные особенности на многих приходах сильно разнятся. «Таинство Соборования мы, как правило, совершаем дважды за Великий пост, — рассказывает председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель московского храма во имя преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной протоиерей Максим Козлов . — Храм у нас небольшой, вместить в один день всех желающих невозможно». Иногда встречается практика совершения Соборования на Страстной седмице. «Исторически, если заглянуть в памятники литургической письменности, Соборование совершалось, например, в московском Успенском соборе в день Великого Четверга. Но перенос данной практики в наши дни мне представляется затруднительным. Более того, я уверен, что не очень разумно совершать Соборование, у которого иное целеполагание, на Страстной седмице», — продолжает отец Максим. В некоторых же храмах и епархиях Соборование совершается еженедельно: «Общие Соборования в нашем храме совершаются только Великим постом. Они проходят еженедельно начиная со второй недели Четыредесятницы. На Соборованиях задействован весь штат духовенства храма, на Страстной седмице в таинстве участвует еще и епархиальный архиерей», — рассказывает протоиерей Димитрий Недоступенко. Общее служение и молитва: мессенджеры на службе у неравнодушных Важный элемент великопостного пути, который способен подарить душе истинную радость и свет, — общее благое дело. Это может быть и совместная молитва (например, соборное чтение Евангелия или Псалтири), и помощь нуждающимся. В Волгодонской епархии социальная деятельность переместилась и в информационное пространство, на что обращает внимание правящий архиерей епископ Антоний: «Последние два года мы организуем специальную рассылку в приходских группах в мессенджерах и социальных сетях. Священнослужители отвечают за нее поочередно. В течение дня верующим предлагаются сообщения на богословские темы, цитаты святых отцов, толкования отрывков из Священного Писания и т.д. Также при необ­ходимости в этих группах объявляется сбор средств для помощи тем или иным категориям наших нуждающихся прихожан».

http://patriarchia.ru/db/text/5916268.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010