Воспрянь, брат, позаботься мысленно о своей душе! Служи Господу со страхом и полным смиренномудрием! Пусть не будет так, что сегодня ты кроток, а завтра яр и зол, недолгое молчание – и снова роптание на своего игумена и его службу. Не будь лжив под предлогом телесной немощи не отлучайся от церковного собрания: как дождь растит семя, так и церковь влечет душу на добрые дела. Ведь все то, что ты совершаешь в келье, незначительно: даже если Псалтирь читаешь или двенадцать псалмов – это не может сравниться с единым соборным «Господи, помилуй!» Вот что пойми, брат: когда верховный апостол Петр, который сам – церковь Бога был схвачен Иродом и посажен в темницу, не молитва ли церкви избавила его от руки Ведь и Давид молится, говоря: «Одного просил я у Господа и только того взыскую, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, и созерцать красоту Господню, и посещать святой храм И сам Господь сказал: «Дом мой домом молитвы наречется». «И где, – говорил, // л. 15 об. – двое или трое собраны во имя мое, там и я посреди Если же соберется такой собор, где будет более ста, веруй, что тут Бог наш. От того же Божественного огня приготовляется их обед, единой крупице которого я предпочел бы все сущее предо мною. Свидетель же мне Господь, что не вкусил бы я никакой пищи, кроме четверти хлеба и гороха, приготовленного на святую братию. Ты же, брат, не делай так, чтобы сегодня хвалить сидящих за трапезой, а завтра роптать на повара и служащего брата, – этим старейшему зло творя, окажешься нечистоты вкушающим, как об этом в Патерике Когда ты ешь или пьешь, возблагодари Бога, ибо видел старец, как различалась одна и та же еда: хулящие ее ели нечистоты, а хвалящие – мед, и не брани так как ропщущий погибель себе творит: «Едите ли, пьете ли – все во славу Божию Терпи же, брат, и досаждение, ибо претерпевший до конца – а такой и без труда будет спасен. Если же случится тебе быть оскорбленным, и некто, придя, расскажет, что такой-то зло порицал тебя, ответь сказавшему тебе: «Хотя он и укорял меня, но он мне брат, видно, достоин я того; не сам же он делает так, но дьявол подстрекнул его на это, чтобы посеять вражду между нами. И Господь пусть проклянет лукавого, а брата помилует!» И ты говоришь, что //

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот как ап. Павел в послании к Ефесеям изображает Церковь Христову: «Вы уже не странники и не пришельцы, но сограждане святым и присные Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» ( Eфec. II, 19–21 ). И еще: «Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, для совершения святых, на дело служения, для созидания тела Христова... дабы истинною любовью все возращали в Того, который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Eфec. IV, 11–16 ). Устройство Церкви и средства к достижению поставленной Ей задачи видны из этих же выше выписанных мест Св. Писания: Богоучрежденная преемственная от Апостолов иерархия, проповедь , молитвы, таинства и христианизация насквозь всей жизни паствы. Чем теснее связь Церкви земной с небесной, тем ближе Церковь к поставленной Ей Господом цели. Все это относится ко всей вообще Церкви, к Единой Вселенской (Соборной) Церкви. О Ней же сказал Господь: «Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ее» ( Mamф. XVI, 18 ). Но уже со времен апостольских Единая Вселенская Церковь делилась на поместные по городам, странам, государствам или народам. Так Ап. Павел посылает послания к Церквам Римской, Коринфской, Галатийской и т.д. И теперь суть Церкви Греческая, Русская, Сербская и другие. Они нарождаются, растут, расцветают, или болеют и даже умирают, смотря по тому, насколько они верны поставленной Основоположником-Христом для Церкви задаче – возрождать людей к жизни вечной. Пример тому в притче евангельской о виноградарях ( Mamф. XXI, 33–44 ). Ведь Ветхозаветная Церковь и иерархия были тоже Богом установлены, и велики были пред Богом Моисей, Аарон, Самуил и другие ветхозаветные иерархи, но когда во время пришествия Христова современная Ему иерархия и вожди народа изменили цели и назначению ветхозаветной церкви, то Господь произнес о них приговор: «Злых зле погубит». И о ветхозаветном избранном народе: «Отымется от вас Царство Божие и дастся народу, приносящему плоды его». Также и о новозаветных поместных церквах сказано в Апокалипсисе: Вожди твои «называют себя Апостолами..., а они лжецы... сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» ( Omkp. II, 2–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Впереди у нас большая работа: время рождает новые проблемы, требующие многих и нелегких трудов. В последние годы Святейший Патриарх часто говорил о необходимости качественных изменений в церковной жизни. Количественный рост не может не впечатлять, но сегодня нужно возрождать церковность в самом широком смысле этого слова — через духовное просвещение, миссионерство, катехизацию, социальное служение, церковно-общественную деятельность, памятуя заповедь Божию: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16). Дело по плечу найдется каждому. Дай Бог, чтобы не было среди наших пастырей и прихожан людей «теплохладных», равнодушных к миссии Церкви, к ее служению. — Наряду с рассуждениями на тему о возможном преемнике Патриарха Алексия сегодня в СМИ можно встретить и публикации, содержащие клевету в отношении маститых архиереев. С чем Вы связываете появление таких материалов, и кто за ними, по Вашему мнению, стоит? — Святой апостол Павел предупреждал: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут ...клеветники, ...не любящие добра, ...имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся (2 Тим. 1-5). Клевета — это грех, а кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин. 3:8). Отвращаясь от греха, не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим. 14:13). — Что бы Вы хотели пожелать участникам Поместного Собора? — Участникам Собора желаю осознания их великой ответственности, желаю единомыслия и братской любви во Христе. Молюсь, чтобы Бог даровал нам Духа премудрости и откровения (Еф. 1:17) и призываю всех к молитве. Соборное делание должно осуществляться каждым, кто именует себя православным христианином. И если в заседаниях Собора смогут участвовать только выбранные делегаты, то молиться за Собор призвана вся Церковь. Священный Синод благословил до завершения Поместного Собора возносить за Божественной литургией сугубое моление , в котором Церковь просит Господа оградить участников Собора от искушений, соблазнов и разделений, испрашивает дар любви и единомыслия для избрания Первосвятителя. Пусть же день каждого из нас — тех, кто регулярно бывает в храме, тех, кто посещает храм нечасто, и даже тех, кто не помнит, когда в последний раз переступал церковный порог, — начинается с молитвенного обращения к Богу: «Господи, благослови предстоящий Собор».

http://patriarchia.ru/db/text/523758.htm...

вратам обители. Даже теперь, по асфальтированной дорожке с мостиками и лестницами, это приятная, но долгая и утомительная прогулка. Можно себе представить, каково было отшельникам V-VI вв. Обитель была основана пятью сирийскими иноками в 535 г. В 587 г. сюда пришел для уединенных подвигов св. Иоанн Хозевит, а через несколько десятилетий – преп. Георгий, родом с о. Кипр, прибывший для поклонения св. местам Палестины. Именно ему суждено было стать самым знаменитым из хозевитских настоятелей, с его временем связан расцвет обители. В память о великом подвижнике обитель и называется сегодня именем Георгия Хозевита. Место выбрано было неслучайно. Здесь указано было Богом спасаться пророку Илие в период трехлетней засухи в Израиле: «И было к нему слово Господне: Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана, из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню. И вороны приносили ему хлеб и мясо по утру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю» (3 Цар. 17:2–7). Поток на дне оврага и в наше время летом полностью пересыхает, шум его можно слышать только самой ранней весной. Сохранилась и пещера, куда вороны носили пророку пищу, в ней устроена церковь . В церковном предании эта пещера связана еще с одним, уже новозаветным событием. Мы говорили выше о доме Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы, в Иерусалиме. Когда священники в Храме отказались принять жертву у бездетного Иоакима, он, в отчаянии и скорби, ушел, покинув Иерусалим, в пустыню, где пастухи пасли принадлежавшие ему стада. И поселился в этой самой пещере, освященной именем великого ветхозаветного пророка, где и пребывал в посте и молитве 40 дней и ночей, пока Ангел, посланный Богом, не открыл ему радостную тайну о рождении Марии. В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе у Бога дитя, соборный храм обители посвящен празднику Рождества Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Все мы, такие разные, встречаемся в Церкви. Потому что каждый из нас услышал, что здесь есть Жизнь и торжествует Божия Любовь. И эта Любовь Божия сильнее смерти, крепче греха и зла. Стяжать эту любовь способны и люди, пусть хоть несовершенно, не всегда всем сердцем (потому что все мы раненые грехом, а от того больные и увечные), однако и мы друг друга иногда умеем любить, жалеть, терпеть и прощать. Мы пришли в храм Божий потому, что здесь бьет ключом источник Жизни — наша христианская православная вера. Эта вера поведет нас к другой, более славной и дивной цели, чем все наши мирские устремления. В Церкви мы узнаем, что близится день славы Божией, день Воскресения, день, у которого не будет ночи. Приходя Церковь, мы готовимся вступить на корабль, который унесет нас к вечным берегам. В сочинениях святых отцов и в церковных песнопениях Церковь сравнивается с кораблем, который уносит нас в вечность. На этом корабле будет много разных пассажиров. Одни будут радовать своей невинностью и чистотой. Другие — невинные и чистые, ранят наше сердце при виде того, что с ними сделал чужой грех, человеческая жестокость и безумие. Иные же вступают на этот корабль спасения еще неочищенными, больными грехом. С какой жалостью, с какой лаской, с каким трепетом должны мы к ним относиться! Будут и такие, кто уже почти потерял надежду на собственные силы и нуждается в поддержке. О таких людях апостол Павел сказал: Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и в другом месте: друг друга тяготы носите, — то есть, потерпите друг друга, — и таким образом исполните закон Христов ( Рим.15:1 ; Гал.6:2 ). Все мы принадлежим к тому или иному разряду «пассажиров» и нуждаемся друг в друге на пути к спасению. Мы должны поддерживать друг друга так, так, как это делал богоизбранный народ, когда выходил из Египта в Землю Обетованную: сильные выносили на своих плечах больных, стариков и детей, чтобы никто не остался в греховном плену. Так и мы: спасаемся не в одиночку, а все вместе. Мы с вами составляем Церковь — Святую, Соборную и Апостольскую. Это значит, что грех одного человека ложится на всю Церковь, а с другой стороны молитвы и любовь одного человека освящают всю Церковь. Поэтому нужно осознавать свою ответственность, помнить, что мы не одни, а единое тело. И в этом едином теле должны явить единый Дух: Дух любви Божественной. Апостол Иоанн Богослов так нам и говорит: Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего ( 1Ин.3:10 ).

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

Вся тематика эсхатологического сакрального места-времени будет переосмыслена в христианстве через идею воскресения, так что действительным первообразом всех материальных предметов библейского культа окажется Богочеловеческое тело. «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. Итак мы всегда благодушествуем... ибо мы ходим верою, а не видением... и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными» ( 2Кор 5:1–9 ). С темой предвечного Храма перекликается весь этот ряд строительных метафор: οκα το σκνους храмина οκοδομ οκα οκητριον οκην Последнее слово многозначно: это и палатка из тех, производством которых зарабатывал себе на жизнь апостол Павел, и «шалаш пастушеский», уносимый порывом ветра, с которым сравнивает свое тело царь Езекия во время тяжкой болезни ( Ис 38:12 ), и Скиния – первый ветхозаветный храм, и небесный купол ( Иов 36:29 ), и метафора человеческого тела. В Евангелии тело Господне также называется храмом (νας). В терминологии апостола Павла «жилище на небесах», уготованное верным, – это страдавшее и воскресшее тело Христово, в которое они должны «облечься» (ср. Гал 3:27 ). Так в христианстве разрешается вечный вопрос о связи сакрального места, времени, Божественного промысла и череды исторических трагедий. 3. Антропология 3.1. Человеческая природа а) Наследственность Идея свободы выбора полагается в Библии одновременно с идеей наследования детьми последствий выбора отцов: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» ( Втор 30:19 ). Персональная ответственность человека за его отношение к Богу не ставится под сомнение, на ней завязан вообще весь сюжет всемирной истории начиная с книги Бытия, однако эта ответственность реально функционирует как коллективная, и в процитированном обращении Моисея из книги Второзакония «ты» – это соборное «ты» всего израильского народа. В то же время это, несомненно, «ты» каждого слушателя, а в перспективе и каждого читающего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Галина И. 18 апреля 2021, 12:52 Простите. Быть с Богом, причащаться Его Таин- что может быть сейчас более престижного и доступного? Но " зачем ты так много бродишь,меняя путь твой? " (Иер 2,36).Технологическая революция стала религией, противоположной традиц. религиям.Катастрофа грехопадения стремительно набирает темпы своего развития и ведет к фатальной антропогенной катастрофе. Геном человека обречен на уничтожение и широким использованием нанотехнологий в медицине, электронике и др. Но мы имеем нашего Спасителя, и " с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса " (Евр.12,1-2).А гармония в мире (киновия) зависит от нравственного подвига каждого из нас на основе соборности. Наталия Ростова 17 апреля 2021, 00:29 Когда-то на этом сайте был опубликован рассказ,который произвёл на меня ошеломляющее впечатление...Группа паломников во главе с одним батюшкой прибыла на Афон.Далеко-далеко они забрели на заброшенный скит.Там в заброшенном храме решили отслужить Литургию. Во время службы, вдруг откуда непонятно, буквально вполз в храм старый-престарый монах.Видимо,живший здесь со времен нашей революции. Как он жил, чем питался..непонятно...Вполз и сказал: " Не обманула меня Божья Матерь. Обещала, что причащусь перед смертью " . Причастили его. А он тут же сразу и умер....Это я к чему..Вот доверие к Богу. И не выпрашивал он Святых Даров, а просто верил и ждал. По вере и получил... Ольга 16 апреля 2021, 23:21 А среди моих православных знакомых, к сожалению, не все лечились дома. Некоторые из них лежали в больнице и с трудом выкарабкивались. Кто-то даже и на Пасху смог причаститься, и все равно попал в больницу. А если посмотреть синодик, о котором я написала, то можно увидеть, что в апреле-мае ежедневно из духовенства, в т.ч. монашествующего, кто-то уходил из этой жизни. Наверняка, у них был доступ к Святым Дарам, наверняка они причащались и на Пасху, и тем не менее. Думаю, это слишком упрощенное объяснение, что Господь оставил кого-то здесь, на земле, потому, что тот успел причаститься. Оно для наивных. У Бога Свои «мотивы».

http://pravoslavie.ru/138678.html

Глава II Наставления о духовном возрастании христиан (1–3). О духовном устроении христианского общества вообще (4–10). О добродетельной жизни (11–12). О покорности властям (13–17). О повиновении слуг господам (18–20). 1Пет.2:1 .  Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, 1Пет.2:2 .  как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; 1Пет.2:3 .  ибо вы вкусили, что благ Господь. Возрожденные должны отложить всякую злобу (ст. 1. см. Иак 1:21 ; Еф 4:22 ; Кол 3:8 ). Посему Апостол в ст. 1 «немногими словами обнимает все множество и разнообразие зла» (блаж. Феофил.) – всех страстей и пороков, которые решительно несовместимы с чистым христианским братолюбием ( 1Пет.1:22 ). А затем Апостол внушает христианам (ст. 2) – со всею силою возлюбить истинно питательное слово Божие, как духовное молоко, и при этом указывает на их внутренний опыт: «Понеже вкусите», т. е. через упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А средство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу» (блаж. Феофил.). 1Пет.2:4 .  Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, 1Пет.2:5 .  и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Переходя от наставлений отдельным христианам к речи о совершенствовании христианского общества в целом, Апостол представляет христианское общество под образом строящегося здания, дома. И здесь мысль Апостола, естественно первее всего останавливается на краеугольном камне здания христианского общества, или Церкви – Христе Спасителе, Камне Живом (ср. Ин 6:51 ). Еще св. проповедники Ветхого Завета – св. пророк Исаия ( Ис 28:16 ) и св. псалмопевец ( Пс 117:22 ) предвозвестили всемирное событие – положение Иеговою краеугольного камня на Сионе, верующий в который не постыдится, но неверующие строители отвергнут Его. Это пророчество толкуют о Христе Сам Спаситель ( Мф 21:42 ), Апостол Петр в речи пред Синедрионом ( Деян 4:11 ) и Ап. Павел ( Рим 9:33 ). Ложному суждению неверующих людей об этом камне, отвергших Его, противостоит единственно-истинное суждение Божие о нем, как камне избранном и драгоценном (ст. 4). На этом камне все христиане должны созидаться в духовный дом или храм, в котором они образуют «святое священство», ερτευμα γιov.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дальше. Сказав это, он говорит в 18-м стихе: «Бога [добавим: по Его природе] не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» , – нам эту божественную природу. И вот насколько каждый из нас удостоится воспринять эту природу, об этом скажет Иоанн Богослов тот же в своём Первом Соборном Послании. Поэтому откройте Первое Соборное Послание от Иоанна (за книгой Деяний) и найдите 3-ю главу. И вот, в этой 3-й главе, во 2-м стихе, мы читаем такие поразительные слова: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист». – Вот что ожидает верующих людей. Если наше упование не посрамит нас. Мы спасены – верно; но мы добавляем одно слово, которое не добавит ни один сектант. Они скажут: мы спасены. Вопрос решён. Мы добавляем одно слово, которое они опускают из текста. Мы спасены в надежде (см. Рим. 8:24 ) – мы надеемся, что будем спасены. Но если под эту надежду не будем работать, то эта надежда нас посрамит. И мы не увидим Его так, как Он есть. Потому что 3-й стих указывает как раз на то условие, при котором мы и можем Его увидеть, как Он есть.              3-й стих: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя» – вот если не будет этого очищения, мы и не увидим. Как вот на иконе запись одна на другую ложится и скрывает первозданный лик, так и наш образ повреждён, на нём также оседает слой за слоем в течение жизни вот эта духовная накипь, и, для того чтобы в нас явился тот образ и подобие, которые мы получили вначале, надо без конца себя чистить, чистить так, как Он чист. Только при таком условии мы увидим Его, как Он есть. Теперь откройте Послание к Филиппийцам. Это Послание читается всегда, когда отмечается какой-нибудь Богородичный праздник. Послание к Филиппийцам или Послание к Евреям, где речь идёт об устройстве Скинии, потому что Скиния Ветхозаветная прообразовала собою Богоматерь. Храм Господень прообразовал собою Божию Матерь, Которая явилась Храмом Божества. И вот здесь говорится (во 2-й главе) следующее – 5-й стих:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Другая метафора, употребляемая Христом: виноградная лоза и ветви. Духовное единство учеников со своим Учителем уподобляется тому единству, которое существует между лозой и ветвями: кто пребывает во Христе, тот приносит много плодов, а ветвь, не приносящую плод, виноградарь отсекает и бросает в огонь (см.: Ин. 15:1–7 ). В апостольских Посланиях мы находим другие метафоры, описывающие Церковь , например Тело Христово (см.: Еф. 1:22–23 ; 1Кор. 12:12–13, 27 ), невеста Христова (см.: 2Кор. 11:2 ; Еф. 5:22–32 ), храм Божий (см.: 2Кор. 6:16 ), дом духовный (см.: 1Пет. 2:5 ). Святоотеческая традиция добавила к ним еще ряд метафор, такие как Ноев ковчег, духовная лечебница. Кроме того, в Никео-Цареградском Символе веры Церковь была определена как «Единая, Святая, Соборная и Апостольская». Наш обзор православной экклезиологии будет строиться на богословской интерпретации этих определений и метафор, которые с достаточной полнотой раскрывают основные свойства Церкви. Единство Церкви. Тело Христово « Церковь дышит единым дыханием», – писал в начале III века Климент Александрийский . Это образное выражение указывает на то духовно-нравственное единство, которое скрепляет членов христианской Церкви. О единстве Церкви как Тела, Главой которого является Христос, а членами все христиане, неоднократно говорил в своих Посланиях апостол Павел: «...(Бог) все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1:22–23 ). «...Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь , потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» ( Еф. 5:29–30 ). «...Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12:12–14, 27 ). 

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010