Наше приношение, движение Хлеба и Чаши от нас через алтарь к небесному святилищу – это наше восхождение в Царство, на Божественную Трапезу. Принесенное нами через постановку священником на алтарь явлено как приносимое и возносимое Христом. Однако дальнейшее восхождение невозможно без объединяющей любви. Это главное, собственно, и единственное условие причастия. Поэтому дьякон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Ответом на этот возглас должно быть наше примирение друг с другом, единение в любви. Мы должны не просто исполнить ритуал целования, подобно тому как это делают священники в алтаре, но действительно претерпеть, простить и возлюбить. Горе нам, если мы прощаем лишь в Прощеное воскресенье. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23-24 ). А мы приносим именно дар, мы приносим не просто просфору (προσφορ – «приношение»), мы приносим самих себя и всю нашу жизнь: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». «Потрясающая новизна христианской любви, – что в Новом Завете человек призван любить Божественной любовью, ставшей любовью Богочеловеческой, любовью Христовой. Не в заповеди новизна христианства, а в том, что возможным стало исполнение заповеди. В соединении со Христом мы получаем Его любовь и можем ею любить и в ней возрастать. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 )» . Почему это так важно? Да потому, что любовь есть единственный и охватывающий все признак Церкви. «Посему узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Господь не назвал признаком христианства ни продолжительные молитвы, ни строгость поста, ни безошибочность богослужений, но только любовь. Церковь – это единство в любви. Мир – это разделение в страстях. Единству, святости, апостольству и соборности Церкви любовь обусловливает действенность. Таким образом, в собрании Церкви мы обнаруживаем единение в любви. Именно потому и является литургия эпифанией (греч. eπιφνια – буквально «явление») Царства Небесного, что на ней, как и в Царстве Божьем, верующие собираются в любви в единое Тело. Признаком истинного единения в любви является единство веры. Поэтому из крещения в литургию с VI в. включается чтение, а затем и пение Символа веры.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Ну, вы, наверное, помните, что Господь с учениками на Тайной вечере праздновал Пасху. А почему это было в закрытом помещении? Потому что Пасха – это семейный праздник у евреев. Он отмечается или в кругу семьи, или же среди близких друзей. А так как мы, христиане, все – одна семья, и не настолько разобщены, как ветхозаветные люди, то мы празднуем соборно этот праздник. Хотя бы ночью собираемся на Пасхальное богослужение в память о предыдущей Пасхе, которая тоже совершалась в ночи. И, без сомнения, те, кто оказывается в эту Пасхальную ночь в храмах – более защищены, чем те, кто спит в своих домах, уютно устроившись на кроватях и обложившись подушками. Ибо Ангел-губитель может прийти к каждому из них и в любой момент, в любой миг коснуться их Божественным гневом. Исх.12:15 . «Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля». Квасной – по-еврейски «хамец». Хамец надо уничтожать. И вот когда мы читаем, что Господь говорит Своим ученикам: «И послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» ( Лк.22:8 ), это значит, что Он просит очистить помещение от хамец, то есть от всего квасного. И только тогда, когда помещение таким вот образом очищается, оно считается пригодным для Пасхальной трапезы, в этом помещении можно находиться и праздновать Пасху. Даже был такой обычай: специально читалась некая молитва на обнаружение хамец. Брали свечку, читали молитву: мало ли где-нибудь какая-нибудь крошка кислого хлеба найдется! Но чтобы эта молитва не была напрасной, в угол специально клали этот самый хамец. Тогда, прочитав молитву, можно было найти то, что не найдено, и забрать то, что специально положили: тогда молитва не будет напрасной! Вот так скрупулезно евреи исполняли внешнюю форму Пасхи, не понимая, что ее главный духовный смысл – это вера в распятого Агнца Божия – Христа Спасителя! Исх.12:16 . «И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам». То есть можно было есть, но никакой работы нельзя было делать. И мы, христиане, тоже придерживаемся принципа в большие праздники не заниматься работой.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

О том, что в Церкви во время богослужения присутствуют Богородица и ангелы, имеется множество свидетельств в Священном Предании. Так, например, святой Андрей Юродивый, живший в Константинополе в X веке, однажды во время службы видел Божию Матерь, покрывающую народ Своим омофором. Преподобному Сергию Радонежскому ангел сослужил во время Литургии. Существует и такое древнее сказание: епископ с диаконом, путешествуя, набрели на полуразрушенную церковь , находившуюся вдалеке от населенных мест, и захотели совершить там Литургию. И когда они в пустом храме начали службу и диакон произнес: «Миром Господу помолимся», они вдруг услышали невидимый хор, который ответил: «Господи, помилуй». Пение ангелов сопровождало всю службу... Случается и в наши дни, что священник в силу каких-то обстоятельств вынужден совершать службу один, без прихожан: есть ведь такие приходы, где людей так мало, что иногда на службе присутствуют два-три человека, а иногда и ни одного. И, хотя чин Литургии не предусматривает подобных ситуаций и предполагается, что в службе участвует собрание людей, все же и в таком случае священник не одинок, потому что ангелы, а также святые и усопшие вместе с ним приносят бескровную жертву. Свойства Церкви Слова Никео-Цареградского Символа «Верую... во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь » определяют свойства Церкви как богочеловеческого организма. Церковь едина, ибо создана по образу Святой Троицы и являет собой тайну сущностного единства при ипостасном различии: она состоит из множества отдельных личностей-ипостасей, скрепленных единством веры и таинств. По слову апостола Павла, «одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4:4–6 ). Об этом единстве всех христиан молился Иисус на Тайной вечери: «Отче святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их – да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17:11–21 ). Любовь трех Лиц Святой Троицы отображена в единстве Церкви. «На земле нет единства, с которым можно было бы сравнить единство церковное; такое единство нашлось только на небе, – пишет архиепископ Иларион (Троицкий) . – На небе несравненная любовь Отца, Сына и Духа Святого соединяет три Лица в единое Существо, так что уже не три Бога, но один Бог, живущий триединой жизнью... Люди, вступившие в Церковь и возлюбившие друг друга, подобны трем Лицам Пресвятой Троицы». 144

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Она есть Соборная, или вселенская или кафолическая, то есть она, по свойству своему, не есть местная, народная и временная, как например иудейская синагога, но все народы, во все времена, призваны к участию в ней и она сохраняет во всей полноте откровенное учение, – без сокращений и прибавлений; Она есть Апостольская, то есть ведет свое начало от Апостолов и исповедует учения, переданные Апостолами согласно наставлениям Иисуса Христа. Христианская Церковь , с самого ее основания, управлялась священством, а именно Священством Самого Иисуса Христа, переданным начально от Него Апостолам и избранным ученикам, а от них уже и другим. Сам Иисус Христос установил христианское священство и обозначил его обязанности следующими словами: «Дана Мне всякая власть на небе и на земли. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам: и се Я с вами во все дни до скончания века». (Ев. от Мф. 28:18–20 ). Итак, Иисус Христос пребудет постоянно со священством, которое в Нем имеет свое начало и должно продолжиться до конца мира, – при своей обязанности учить и крестить. Сверх того, на священство возложено – отпускать грехи. Иисус Христос, дунув на Апостолов, сказал им: «приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Ев. от Ин. 20:22,23 ). По установлении же таинства Святого Причащения, Он сказал Апостолам: «сие творите в Мое воспоминание». (Ев. от Лк. 22:19 ). Учить, совершать таинства, отправлять Богослужение – таковы обязанности священства, с которым, как и с Церковью, Иисус Христос пребудет до скончания века. Способ сообщения священства, употреблявшийся Апостолами, состоял в возложении рук, сопровождаемом определенными молитвами. Апостол Павел говорит ученику своему Тимофею, облеченному им во священство: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства». ( 1Тим. 4:14 ). «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение». ( 2Тим. 1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

По всей видимости, эта иудеохристианская община подверглась гонению со стороны окружающего общества, в результате чего некоторые ее члены поколебались в своей вере во Христа. Гонение воздвигли их прежние единоверцы, которые не могли простить им измены отеческой вере с ее величественным храмовым богослужением и прочими обрядами. Нам неизвестны масштабы этого гонения и дальнейшая судьба адресатов Послания евреям. Автор послания убеждает их пребывать твердыми в вере и в качестве примера послушания предлагает «начальника веры» Господа Иисуса Христа, Который «как Сам претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр. 2:18 ). В Послании евреям выделяются две основные темы: превосходство христианства над иудаизмом и увещание христианам, адресатам послания, черпать силы в страданиях Самого Христа. Две эти темы проходят через все послание, переплетаясь между собою следующим образом: I. Откровение Бога «в Сыне» выше ветхозаветного откровения ( Евр. 1:1–4, 13 ). На основании многочисленных цитат из Ветхого Завета доказывается, что Сын Божий выше ангелов (1, 1–14), выше Моисея (3, 1–6) и что христиан ожидает гораздо более строгое наказание, если они отвергнут дарованное им спасение (2, 1–4). В трудных обстоятельствах христиане могут прибегать к «Вождю своего спасения», Который Сам, будучи испытан искушениями, может помочь им (2, 5–18). Теперь, когда адресаты послания сделались «причастниками Христу», они должны быть крайне внимательны, чтобы не поддаться обольщению греха и не «искушать» Бога, как поступил израильский народ в пустыне, за что и был сурово наказан. Христиане должны «начатую ими жизнь твердо сохранить до конца», чтобы войти в «покой» (3, 8–4,  13). II. Господь Иисус Христос есть истинный великий архиерей ( Евр. 4:14–10, 18 ). Христос выше ветхозаветных первосвященников, и то небесное святилище, в котором Он пребывает, выше земного иудейского храма. «Единократная» Жертва Спасителя на Кресте безусловно выше иудейских жертвоприношений, которые постоянно совершаются в Иерусалимском храме. Истинный Первосвященник Нового Завета может помочь нам в трудные моменты жизни: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» ( Евр. 4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Пожелаю же благочестивым читателям этой книги духовной пользы, глубокого понимания православной Божественной литургии и духовного преуспеяния для стяжания себе Царства Божия и вечной жизни. Епископ Феодор, б. Аргентинский 27–VI–1975 г. Ответ на письмо монахини Боголюбивейшая матушка Д.! Получил твое столь признательное письмо, в котором усердно благодаришь меня за исчерпывающие ответы на свои вопросы, касающиеся монашествующих. Слава Богу! Ты идешь по пути трудному, но спасительному. Господь утешает тебя на этом пути, и неудивительно... Посвятивший Ему свою жизнь не может быть неутешенным от Него. А теперь еще больше будешь получать утешений. Вот как пишешь в этом письме, так и делай. Это благочестиво и богоугодно. Подражай св. пророчице Анне, которая от раннего вдовства своего до глубокой старости неопустительно посещала храм Божий и ежедневно возносила в нем Господу Богу молитвословия. Преклонный возраст и болезнь законно объясняют твое благочестивое стремление всегда пребывать в храме Божием. В нем отдыхает душа, умиляется и насыщается духовной пищей, к тому же соборная 1 молитва выше келейной, домашней. Христос сказал: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где Двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:19–20 ). Ты хорошо сделала, что обратилась ко мне с такой просьбой: «Отец, если Богу угодно, объясните нам с К. значение всех священнодействий на Божественной литургии». Это нужно знать не только тебе с племянницей твоей К., но и каждый православный христианин должен хорошо знать значение Божественной литургии в целом и значение каждого священнодействия в отдельности. В сжатом виде постараюсь с Божией помощью исполнить и эту просьбу, чтобы молитва твоя в храме была всегда горячей, искренней и не развлеченной. Отец Иоанн С. 2 так говорил: «Многие не любят быть у богослужения, потому что не знают его хорошо во всем его богатстве величия, мудрости, сладости, животворности, а узнают – не расстанутся никогда, так оно привлекательно, питательно, сладко для души».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Праздник известен с конца IV — начала V Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. Обряд и гимнография В годовом богослужебном круге православной церкви День всех святых является пограничным: Заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха На утрене Дня всех святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна) В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал») Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»)

http://pravicon.com/info-2006

Праздник: ярко освещенный Божий храм огнем залит, Пред престолом облаченный Пастырь с трепетом стоит. Стройно льется клира пенье, Тихо вьется дым кадил И летят людей моленья Ко престолу Бога сил… Как отрадно здесь! Ни шума, Ни забот, ни суеты… Матушка, оставь все думы, Приходи, молись и ты! Здесь умолкнут все сомненья, Здесь душою отдохнешь, Жизни лучшие мгновенья Только здесь переживешь! Вместо предисловия Прежде чем говорить о литургии, следует сказать о Церкви Христовой и о таинствах. Церковь – это установленное от Бога общество людей, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Через Церковь совершается освящение и спасение человека. Основатель и Глава Церкви – Иисус Христос . Он сказал апостолу Петру: ты – Петр 3 , u на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея, и дам ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:18–19 ). Церковь Христова делится на воинствующую, т.е. земную, которая ведет непрерывную борьбу (войну) с врагами спасения, и торжествующую, или прославленную, которая заключает в себе всех святых людей, окончивших земную жизнь и молящихся перед Богом за нас, живущих. Потому Церковь и называется соборно, иначе кафолическою или вселенскою, что она не ограничивается никаким местом, временем или народом, а обнимает собою истинно верующих всех мест, времен и народов. Утверждение и распространение Церкви на земле совершилось через святых апостолов, поэтому она, сохранившая без изменения их учение и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение, называется апостольскою и православною. Членам Церкви Христовой могут быть только православные христиане, принявшие святое крещение. Христос послал ей от Отца Небесного Утешителя – Духа Святого и установил в ней все необходимое для существования, развития и управления. Поставил епископов, пресвитеров и диаконов учить и управлять Церковью , совершать Богослужения и таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Разве те, кто отказывается от крестного знамения, не знают, что святой Павел осудил «врагов Креста Христова» (Флп. 3: 18)? Знают, но эти толкователи, желающие удержать на плаву свои «церквушки», которые отпали от евхаристического общения с единой, Святой и Соборной Церковью, а значит, руководствующиеся своими собственными интересами, извращают всё это, чтобы нанести удар по Церкви Христовой, прикрываясь тем, что они, дескать, предлагают другую, лучшую церковь. А в конце концов почти всё, что они отрицают в Православной Церкви, они вводят у себя в другой форме, противореча собственному учению и вводя в заблуждение наивных людей, – только бы показать себя сведущими и ловкими в спорах. Они, конечно же, избегают слов святого Павла, который увещает: «Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушателей» (2 Тим. 2: 14). Таковые «только имеют вид благочестия, силы же его отреклись. Таковых удаляйся» (ср.: 2 Тим. 3: 5). Они не признают священников, но поставляют у себя пасторов; не признают храмов, но открывают свои «молитвенные дома» совсем такие же, как храмы; не признают наших облачений, но придумали себе другие; не признают традиционных богослужений, но составили другие со сходным обрядом. Всем этим они в действительности могут прельстить только слабых разумением и со всей очевидностью свидетельствуют, что не дух истины руководит ими, а иной дух – гордыни, тщеславия и желания властвовать. Таковым подходит слово: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15: 8). Большинство из них исполнены одного лукавства, а у кого имеется неподдельное рвение, у тех нет рассудительности (см.: Рим. 10: 2). Истинное толкование выражения «в духе и истине» состоит в том, что все внешние формы приобретают ценность, только когда заполняются добрым сердцем, любовью, великодушием, жертвенностью ради блага другого, внутренней переменой, желанием измениться к лучшему, отказом от осуждения ближнего, от пустословия, смирением, пребыванием в Церкви Христовой, зиждущейся на основании апостолов и доныне воздвигаемой по апостольскому преемству, в нашей Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/70721.html

Разделы портала «Азбука веры» Статья подается в сокращении В великий день таинственной Пятидесятницы было положено начало новому благодатному царству – обществу Нового Израиля, Церкви Христовой – мистическому телу Христову. В Церкви воссоздано единство человеческого естества, расчлененного грехом. Горделивому строительству вавилонской башни, смешению языков и разделению человечества в богослужении Пятидесятницы противопоставляются огненные языки Св. Духа и богочеловеческое соборное тело Церкви, соединенное воедино любовью. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ), – молился Христос своему Отцу в первосвященнической молитве. Эта молитва и предшествующая ей прощальная беседа Христа с собеседниками – друзьями-апостолами в Сионской Горнице, этот гимн ликующей и торжественной любви, богословие Евхаристии, в Евангелии «богослова и друга Христова» Иоанна занимает место, соответствующее описанию Тайной Вечери в синоптических Евангелиях. На ней была совершена первая Евхаристия, установившая Новый Завет. «Сие творите в Мое воспоминание». Исполняя эту заповедь Христа в полном сознании великого значения Евхаристии, апостолы совершают это таинство. Реконструкция первоначальной формы Евхаристии представляет сложную проблему 1 . По всей вероятности, апостольская Евхаристия по форме походила, если не повторяла, чин иудейской вечери друзей (habura) – kiddush, может быть, пасхальной. Книга Деяний повествует, что после первой проповеди Апостола Петра и крещения 3000 человек «они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба» ( Деян.2:42 ) и, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян.2:46 ). Это преломление хлеба озаряло благодатными лучами всю жизнь первохристианской общины, живущей постоянно радостью блаженного сорокадневия. «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» ( Деян.2:44 ). «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа, и… не было между ними никого нуждающегося» ( Деян.4:32, 34 ). Жизнь христиан была проникнута сознанием, что если страдает один член, страдают с ним и все члены, славится один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор.12:26 ). У «чаши благодарения» для христиан указывался путь к разрешению социальной проблемы, мучительная острота которой в Римской империи и до сего времени волнует наши сердца, как она мучила и христиан первых веков. Евхаристия углубила остроту проблемы. Евхаристия соединяла и уравнивала всех – господ и рабов, богатых и бедных. Все члены Церкви – равны и свободны во Христе, все – дети Божии, все – друзья Христовы, братья и сестры. «Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Kop. 10:17).

http://azbyka.ru/evxaristiya-v-drevnej-c...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010