Чувство нужды в богослужении; Богослужение греческое «Ты уже не молись более, – говорил дух-обольститель затворнику Никите, – а читай книги и таким образом будешь беседовать с Богом; будешь подавать полезное слово приходящим к тебе». Никита послушался и жестко был наказан за то. Сей опыт, о котором рассказывает благочестивый Симон, столько же оправдан быть может размышлением о свойствах человека, сколько учением слова Божия. И тот же рассказ, сохраненный памятию народа, составляя отзыв народа о себе, говорит потомкам, как предки берегли ту истину, что для души христианской мало знать веру, а надобно молиться, надобно служить Богу, что знание без дела мечтательность, и богослужение внутреннее не может не выражаться во внешнем, вместе с тем, как и само имеет нужду в нем. Отсель-то понятен восторг, в каком Святитель Иларион говорит к благов. Владимиру: «Востань от гроба твоего, честная главо! Посмотри на город, освященный и блистающий иконами святых, благоухающий фимиамом, оглашаемый хвалами святыми и божественными песнопениями». Россия, приняв веру из Греции, из Греции же приняла и внешнее Богослужение. Богослужение Греческой Церкви сохраняло во время Св. Владимира столько простоты и величия, что обряды его были прозрачною завесою, чрез которую просиявал дух Христианского Богослужения: это испытали на себе послы Владимира. Правда, Греческие Христиане с 8 века были уже не то, что Христиане времен Василия и Златоустого; внутреннее око у многих не так было светло; наружность для многих заменяла внутреннюю службу 1 . Но такое положение некоторых членов Церкви, точно такое, как и исступленная ненависть иконоборцев против священной внешности, потребовали только того, чтобы духовная опытность показала неопытным пределы наружному служению и ограничила последнее общедоступными, простыми формами духовного служения. И точно, к тому времени, как Россия принимала Христианство , существенные части Богослужения приняли в Греции определенный вид 2 . Греческое Богослужение и в этом виде своем не теряло характера духовного Христианского Богослужения, напротив было проникнуто им и в своем составе и в образе распространения. Тогда, как Рим всего более хлопотал о том, чтобы всему давать законы и уставы, налагал оковы и на свободное служение Богу, Богослужение Запада в средние времена до того было разнообразно, что всего чаще отзывалось своеволием. На востоке не писали соборных определений об образе служения Богу, не стесняли свободного созерцания решениями права, и, однако, на всем Востоке было одно Богослужение, и, без сомнения, от того, что свободное размышление само дознавало сообразность его с нуждами духа. Сей дух Востока более или менее принят был и Русскою Церковию первых времен. Храмы и их Святыня

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Миром Господу помолимся!» — через интернет. Ссылки на онлайн-трансляции богослужений Молитва дома — не только келейно, но и соборно! 28 марта, 2020 Молитва дома — не только келейно, но и соборно! Карантин из-за пандемии коронавируса – не повод отказаться от участия в богослужениях. Мы собрали для вас список ссылок на онлайн-трансляции и расписания служб. Теперь молитва дома может быть не только келейной, но и соборной! Присоединяйтесь! Новоспасский монастырь, г. Москва Сайт и Уоитиве-канал монастыря, где можно посмотреть трансляции богослужений онлайн. Московское подворье Валаамского монастыря 28 и 29 марта, в Неделю 4-ю Великого поста в официальной группе Московского подворья ВКонтакте будут проходить трансляции Всенощного бдения и воскресной Божественной литургии. Начало трансляции в субботу в 16:45, в воскресенье — в 9:30. Московский Сретенский Монастырь Богослужения будут транслироваться на  УоиТиве-канале монастыря . Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра Актуальную трансляцию можно увидеть, перейдя по ссылке на канал Лавры на YouTube. Администрация сайта Лавры в связи с повышенной нагрузкой на сайт просит использовать плей-лист «Видеотрансляции» на том же канале. Александро-Невский кафедральный собор, Нижний Новгород Ближайшая онлайн-трансляция Божественной литургии состоится в воскресенье, 29 марта. Начало трансляции — в 09:00. Службу возглавит митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Трансляции будут проводиться регулярно на сайте «Серафимова земля» . Телеканал «Союз». Трансляции богослужений онлайн Список прямых трансляций богослужений онлайн и записей уже завершившихся можно посмотреть здесь . Храма св. Серафима Саровского, г. Иваново Трансляции проводятся здесь , в соответствии с опубликованным на сайте храма расписанием богослужений (время московское). Софийско-Успенский собор Тобольского кремля Трансляции будут вестись в группе Тобольской митрополии ВКонтакте. 28 марта, 16.30 — Всенощное бдение. 29 марта, 09.00 — Божественная Литургия. Свято-Елисаветинский монастырь, г. Минск

http://pravmir.ru/translyaciya-bogosluzh...

Предстоятели Русской и Сербской Православных Церквей совершили Литургию на Соборной площади Троице-Сергиевой лавры Москва, 18 июля 2013 г. 18 июля 2013 года, в праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Сербский Ириней совершили Божественную литургию на площади перед Успенским собором Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Литургия на Соборной площади совершалась впервые в истории лавры. Предстоятелям Русской и Сербской Православных Церквей сослужили более двадцати архиереев Русской Православной Церкви, а также все члены делегации Сербской Церкви, сообщает Патриархия.ru . На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, председатель Счетной палаты С.В. Степашин, генеральный прокурор России Ю.Я. Чайка, министр культуры Московской области О.А. Рожнов и другие официальные лица. За богослужением пел хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл и Святейший Патриарх Ириней совершил молебен на Соборной площади лавры перед чтимой иконой преподобного Сергия Радонежского. Предстоятелям сослужил собор иерархов, совершавших сегодня Литургию в храмах Троице-Сергиевой лавры. После молебна Святейший Патриарх Кирилл приветствовал Святейшего Иринея. Предстоятель Сербской Церкви обратился с ответным словом: «Благодарю Вас, Возлюбленный Собрат, за то, что пригласили меня на это великое торжество братской Русской Церкви. Праздник преподобного Сергия — один из главных на Руси, и для меня особая честь побывать в России именно в эти святые дни, иметь радость молитвы с Вашей Святыней в самый торжественный для Вас и Вашей паствы праздник. Житие преподобного Сергия многому способно научить любого верующего человека, неважно, в какой части света он живет и на каком языке говорит. Это житие понятно любому. Чета благочестивых супругов молила Бога и обрела сына, в котором собрались добродетели родителей и всей той земли, в которой он рос.

http://pravoslavie.ru/62877.html

А.Б. Ковалев Часть первая. Православное богослужение Сведения из Литургики 1. Общие сведения о богослужении Понятие и происхождение богослужения, храм и его устройство, священнослужители и их иерархия, священнодействия. Богослужебное пение не существует вне самого богослужения. И поэтому прежде чем перейти к изучению основной части нашего предмета, необходимо получить хотя бы самые общие представления о православном богослужении, его законах, особенностях, вытекающих из самого строя жизни христианина, учения Церкви. Поэтому обратимся к сведениям из Литургики – науки о богослужении. Слово Литургика одного корня со словом Литургия, которое у древних эллинов означало «общее дело», служение совершаемое для народа или средствами широких слоев народа. Причем это служение могло вовсе и не подразумевать служение Богу. Так, например, под словом «Литургия» понималось «устройство гимнастических упражнений», организация торжественных процессий, устройство народных общественных угощений и т.д. [ 2 7] Христианство приняло этот древнегреческий термин для обозначения своего общественного служения как в самом широком смысле (для богослужения вообще), так и в более конкретном (евхаристическое богослужение). Отсюда и Литургика является наукой о богослужении вообще. Понятие богослужения. Богослужением в широком смысле этого слова является внешнее выражение Богопочитания, исповедание веры, угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами. Православное церковное богослужение обычно включает в себя чтение и пение священных текстов, проповедь , а также определенные действия, совершаемые по установленному порядку или чину. Само слово Церковь по-гречески означает собрание. Следовательно, православное церковное богослужение является службой общественной, представляющей собой сослужение народа и священнослужителя, законно поставленного на это дело через таинство рукоположения (хиротонии). Целью общественного церковного богослужения служит единение всей Церкви в своем молитвенном устремлении к Богу, вознесение благодарения своему Небесному Отцу, получение от Господа благодатных сил для святой жизни. Общественное богослужение является организующим началом жизни всей Церкви, каждой конкретной общины и каждого христианина. О необходимости неустанно совершать совместную молитву свидетельствуют слова Священного Писания : «Не будем оставлять собрания своего как есть у некоторых обычай, но будем увещевать друг друга и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного (Суда)» ( Евр.10:25 ). Всеобщая соборная молитва, в единомыслии возносимая Господу во святом храме, есть проявление взаимной любви всех присутствующих на богослужении и следовательно, исполнение одной из важнейших христианских заповедей данной Иисусом своим ученикам апостолам: «Заповедь новую даю вам да любите друг друга как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин.13:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Второй Ватиканский собор, проходивший в 1962-1965 годах при двух папах - Иоанне XXIII и Павле VI, принимал решения в ситуации, которую сами католики определяли как глубокий кризис. В то время отток духовенства из Римско-католической церкви в одних только Соединенных Штатах превышал тысячу человек в год, а количество тех, кто были католиками неноминальными, практикующими (как они говорят по-английски - " church qoers " становилось все ниже по отношению к католикам по факту рождения или национальной принадлежности, то есть лишь крещенным в ограде Римско-католической церкви. В чем-то ситуация самими католическими иерархами и богословами определялась как параллельная той, что была в Европе перед эпохой Реформации, эпохой кризиса католицизма. Второй Ватиканский собор был реакцией на это действительно кризисное положение. Соборные определения и последующие реформы вызвали весьма значительные изменения в жизни Католической церкви. Коснемся лишь некоторых из них. Общеизвестно, что вехой, эпохальным решением II Ватиканского собора была реформа католического богослужения. Первое - мы должны определить это точно - II Ватиканский собор разрешил перевод богослужения целиком на национальные языки. Подчеркнем: " разрешил " , а не " предписал " , как у нас это иногда трактуется. Например, в Италии, Польше, у нас в стране достаточное количество католических храмов, где месса по-прежнему совершается на латыни. Или предположим, в той же Польше или Италии одна месса совершается на латинском языке, другая - на национальном. Переводы богослужения на национальные языки были осуществлены не самочинно, не на уровне отдельного прихода, не решением группы интеллигентов-энтузиастов - но санкцией местной епископской конференции. И тем не менее, делая вывод из личных бесед со многими представителями Католической церкви, можно сказать, что многие из практикующих традиционных католиков указывают на утрату сакрального молитвенного наполнения богослужения после введения в обиход этих весьма тщательно выверенных и корректных переводов, утрату, которая не привела новых людей в церковь, но оттолкнула часть постоянных прихожан. Достаточно упомянуть хотя бы о том, что раскол в Католической церкви, связанный с именем Лефевра, французского епископа, оттолкнувшегося от католицизма после II Ватиканского собора, в значительной мере был связан именно с тенденциями к литургическому обновлению, которые он и его последователи восприняли как разрыв с полуторатысячелетней традицией западного латинского богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/294/...

Скачать epub pdf Историко-литургический контекст богослужений Страстной седмицы, представленный доцентом МДА священником Михаилом Желтовым , раскрывает глубину смыслов и красоту этих исключительных служб, посвященных спасительному подвигу Господа нашего Иисуса Христа. Содержание Соборное богослужение Константинополя до VIII века Особенности страстного и пасхального богослужения Иерусалима в IV-VII веках Новая гимнография VII-VIII веков Изменения богослужения Страстной седмицы в послеиконоборческую эпоху Основные источники     Службы Страстной седмицы и Пасхи, являющиеся вершиной и центром всего литургического года Православной Церкви, отличаются от служб остального времени года, прежде всего, наличием в них множества библейских 1 чтений и совершенно особой – как по содержанию, так, отчасти, и по форме – гимнографии. Историческое исследование показывает, что выбор тех или иных библейских чтений и создание страстных и пасхальных песнопений, вошедших в православную Триодь, не является результатом деятельности одного литургического центра в одну определенную эпоху; напротив, в византийском послеиконоборческом монастырском богослужении Страстной седмицы и Пасхи (которое и стало образцом для всей православной литургической практики второго тысячелетия христианской эры, вплоть до наших дней) соединились вместе две древние традиции двух разных городов – Константинополя и Иерусалима, – которые были также пополнены значительным количеством гимнографии нового (для того времени) типа, оформившегося в VII-VIII вв. и связанного с именами таких песнопевцев, как прп. Андрей Критский , прп. Косма Маиумский и др. Процесс этого масштабного синтеза прошел в VIII-IX вв.; в последующие века византийское страстное и пасхальное богослужение претерпело еще несколько не столь значительных изменений. Соборное богослужение Константинополя до VIII века К сожалению, о соборном богослужении Константинополя доиконоборческой эпохи сведений сохранилось недостаточно – если иерусалимская традиция старше VII века представлена как в описаниях современников, так и непосредственно в литургических текстах того времени (см. ниже), то литургические памятники Константинополя доиконоборческого происхождения до нас не дошли, и о традиции Царствующего града до VII века можно судить только на основании косвенных свидетельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Вязьма. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Историческим центром города вязьмичи считают высокий левый берег реки - соборный холм, украшенный на протяжении жизни многих поколений центральным храмом города - Троицким собором. На территории древнего городища (XI-XIII вв.) во второй половине XVII века был возведен каменный храм. В 1565 году царь Иоанн IV Васильевич оставил в храме синодик с именами казненных при его правлении людей. По распоряжению Бориса Федоровича Годунова в 1597-1598 годах обветшавший Никольский собор разобран и на его месте поставлен новый, к которому пристроены Сергиевский, Трехсвятский и Рождественский приделы. В 1610 году соборный храм разорен польскими отрядами. По повелению царя Михаила Федоровича в 1635 году собор отстроен заново и в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира, в день Святой Троицы, переименован из Никольского в Троицкий. Во время пребывания царского семейства в 1654 году в Вязьме царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон неоднократно посещали собор. В память об этом знаменательном событии на средства царя Алексея Михайловича и поставлен каменный собор в 1674-1676 годах. Во время Отечественной войны 1812 года соборный храм сожжен и частично разрушен. В 1922 году на колокольне висели 9 колоколов. Собор закрыт в 1929 году. Вся богатая утварь, дары российских государей, древние книги и иконы экспроприированы новой властью и в основном исчезли бесследно. Богослужение в соборе возобновлено в конце 1941 года и с тех пор не прерывалось. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил собор 3 мая 1993 года. Ежегодно собор посещает митрополит Кирилл. В Иверском приделе хранится древний резной образ святителя Николая Можайского, отреставрированный в начале 1990-х годов тверскими мастерами. Набор открыток " Вязьма Православная " Стоит в центре города на высоком холме южного берега р. Вязьма, на территории древнего городища. Играет определяющую роль в панораме города при подъезде с заречной стороны, от шоссе Москва-Минск. Выстроен по заказу царя Алексея Михайловича в 1674-76 гг. на месте более древнего деревянного храма. В 1847-49 гг. сооружены трапезная и колокольня. В 1887 г. к северо-западу от собора устроена терраса, в 1890-е гг. северный придел расширен, а его своды разобраны. Кирпичные стены оштукатурены.

http://sobory.ru/article/?object=00465

Новости Православный фестиваль «Преображенские встречи», посвященный столетию Поместного собора Русской Церкви, состоялся в Москве 22.08.2017 10:55 Москва, 22 августа, Благовест-инфо. Ежегодный православный фестиваль «Преображенские встречи» открылся в субботу 19 августа в конгрессно-выставочном центре «Сокольники». В течение двух дней более двух тысяч участников из разных городов России и из-за рубежа обсуждали тему «Время новой соборности».  Форум был посвящен столетию начала работы Поместного собора 1917-1918 годов. Организатор фестиваля – Преображенское содружество малых православных братств . Как сообщается в пресс-релизе форума, тема соборности станет сквозной для дискуссий и 13 фестивальных площадок, посвященных различным сферам церковной жизни – богослужению, общинной жизни, воцерковлению молодежи, отношениям Церкви и общества, взаимодействию церкви и культуры, изучению церковной истории XX века, а также участию мирян в жизни Церкви. Участники вместе размышляли о том, «как продолжить прерванную традицию не столько по форме, сколько по смыслу и духу, какие новые пути созидания соборности возможны сегодня, как в первую очередь возрождать не деятельность структур, а саму жизнь христиан». Приветствие председателя Синодального миссионерского отдела РПЦ митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна к участникам форума зачитал его первый заместитель игумен Серапион (Митько). Он выразил надежду на продолжение сотрудничества Синодального миссионерского отдела с Преображенским братством, отметив, что эта многочисленная община «на протяжении всей своей истории  оставалась верна своему апостольскому и миссионерскому призванию». 19 августа состоялись два пленарных заседания, во время которых были показаны слайд- и видеофильмы, рассказывающие об истории подготовки и проведения Поместного собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., о его основных дискуссиях и определениях, которые за 100 лет не были отменены. Уникальность Собора, который фактически «заново пересоздавал Русскую Церковь», которому удалось совершить «творческий акт совмещения предания с меняющейся социальной действительностью», подчеркивал в видеоинтервью Алексей Беглов, старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сумы. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1906. Год утраты:приблизительно 1935 (снесена) Адрес: Украина, г. Сумы, ул. Соборная, д. 23. Координаты: 50.911299, 34.802391 Проезд:находился на месте Дома профсоюзов (напротив Облгосадминистрации). В настоящее время установлен памятный знак - деревянный поклонный крест. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Николаевская церковь, названная так в честь одноименного храма, одного из первых в Сумской крепости. Он традиционно располагался в месте, где заканчивается ул. Соборная и начинается пл. Независимости. Несколько лет назад в память о храме здесь установлен памятный знак - к сожалению, Николаевский храм снесли в начале 30-х г.г. Причем, тогда ему не повезло уже второй раз. Дело в том, что в 1806 г. в очередной раз перестроенная церковь, спустя всего два года после освящения, разрушилась из-за того, что в ходе реконструкции убрали державшие свод колонны. Это произошло почти сразу после пасхального богослужения, и несколько сотен сумчан лишь чудом избежали гибели. Проведем прямую от места расположения николаевского храма по направлению к Харитоненковскому мосту, что ведет на Троицкую. Это и будет траектория ул. Николаевская, снесенной в 1970-х г.г. Почему её снесли? Дело в том, что долгое время ул. Соборная (позже ул. Ленина) была открыта для транспорта, который шел по ней, чтобы попасть на Троицкую (позже ул. Дзержинского). Но в 70-80-е г.г. прошлого века центр города сделали пешеходным, построили новое административное здание и разбили перед ним площадь Ленина, где должны были проходить торжественные мероприятия. А транспорт пустили в объезд центра, по проложенной ул. Героев Сталинграда. В итоге у Сум появился административный центр, да и нынешнюю Соборную (часть тогдашней ул. Ленина), которая начиналась Николаевской и продолжалась Петропавловской, с её преимущественно ветхими памятниками архитектуры решили поберечь. А вот улицей Николаевской пожертвовали. И очень жаль, если судить с точки зрения любви к старинной архитектуре. Ведь здания на этой улице были очень интересные.

http://sobory.ru/article/?object=49247

В праздник Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя 15 апреля 2012 г. 15:36 В ночь с 14 на 15 апреля 2012 года в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальные богослужения — полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по городу Москве;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Подольский Тихон , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Воскресенский Савва , наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ; схиархимандрит Илий (Ноздрин);  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; клирики Храма Христа Спасителя, московское духовенство. На богослужении присутствовали: действующий Президент Российской Федерации  Д.А. Медведев  с супругой С.В. Медведевой; избранный Президент Российской Федерации, председатель Правительства Российской Федерации  В.В. Путин ; председатель Совета Федерации ФС РФ  В.И. Матвиенко ; мэр г. Москвы  С.С. Собянин ; послы стран ближнего и дальнего зарубежья, представители инославных христианских церквей. Первые лица Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви во время богослужения поздравили друг друга со светлым праздником Воскресения Христова и вручили друг другу пасхальные яйца. Пасхальное богослужение  транслировалось  по центральным каналам телевидения, а также на официальном сайте Русской Православной Церкви. Перед началом крестного хода Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с приветствием к телезрителям: «Через несколько мгновений начнется Пасхальное богослужение. Это самое прекрасное и самое главное богослужение в честь самого прекрасного и самого главного праздника  Воскресения Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/2164016.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010