25 . МОСКОВСКИЙ XIV, в 7089 или от Р. Х. 1581 году, Января 15, при том же Царе и Митрополите Антонии, о благочинии церковном. Смотри Судебник Царя Иоанна Васильевича, изданный Татищевым, печать 1786 года, стр. 200. 26 . МОСКОВСКИЙ XV, 7097 или 1589 года, об установлении в России собственного Патриаршего Престола, при Государе, Царе Феодоре Иоанновиче. Смотри Предисловие Кормчей книги, листы11 и 14. 27 . КИЕВСКИЙ VII, 1594 года, при Киевском Митрополите Михаиле Рогозе, о соглашении предаться Папе на Унию. Смотри Историческое Известие о возникшей в Польше Унии, стр. 54, издание 1805 года. 28 . ЛUTOBCKUЙ IV, Брестский, 7104 или от Р. Х. 1596 года, при Царе Феодоре Иоанновиче, об извержении Киевских Митрополитов. Смотри Историю об Унии, возникшей в Польше, стр. 57 и след. Издание 1805 года в Москве. 29 . МОСКОВСКИЙ XVI, 7121 или от Р. Х. 1613 года, об избрании Царём Михаила Феодоровича, во время междупатриаршества. Смотри Летопись Никоновскую, часть 8, стр. 201. 30 . МОСКОВСКИЙ XVII, в 1619 году при Царе Михаиле Феодоровиче и Патриархе Филарете, о подтверждении первого соборного деяния Патриарха Иеремии о Патриаршестве Российском. Смотри Предисловие Кормчей книги, лист 36. 31 . МОСКОВСКИЙ XVIII, в Сентябре 1620 года, о поставлении первого Тобольского Митрополита Киприана, при том же Царе и Патриархе. Смотри Древнюю Российскую Вивлиофику, издание 2, чacmь III, стр. 135. 32 . МОСКОВСКИЙ XIX, в 7129 или от Р. Х. 1621 году, на Сарского Митрополита Иону и о принимании в Греко-Российскую веру Белорусцев и о перекрещивании Латинов, при том же Царе и Патриархе. Смотри Требник Патриарха Иосифа 1639 года. 33 . КИЕВСКИЙ VIII, в 1640 году при том же Царе и при Патриархе Иоасафе, о делах церковных. Смотри Патриарха Нектария предисловие к Православному Исповеданию. 34 . МОСКОВСКИЙ XX, в 1649 году при Царе Алексие Михайловиче и Патриархе Иосифе, о составлении Уложения и законов гражданских и церковных. Смотри предисловие к Соборному Уложению Царя Алексея Михайловича, напечатанное в 1649 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1649 г. Никон по желанию царя становится митрополитом Новгородским. Находясь на Новгородской кафедре, он получил совершенно особые полномочия, причем, не только церковного, но и государственного порядка. В том же 1649 г. было принято новое Соборное Уложение, которое существенно ограничивало юридические и имущественные права Церкви. Но митрополит Никон получил от царя право в своей епархии продолжать судить духовенство и церковных людей своим судом не только по делам духовным, но и по гражданским. Более того, митрополит получил право надзирать за гражданским судом в Новгородской земле. Причем, Никон этим правом активно пользовался, контролируя деятельность воеводского суда. Это снискало ему в Новгороде популярность среди простого народа, которая возросла еще более благодаря благотворительной деятельности митрополита: он учредил богадельни, кормил неимущих, погребал их на церковные средства. Во время бунта новгородцев, обозленных на царского воеводу князя Хилкова, Никон призывал бунтовщиков одуматься и прекратить мятеж, а затем ходатайствовал за свою мятежную паству перед царем и помог кончить дело миром. За это его возлюбили как миротворца и в Новгороде, и в Москве. Царь нередко приглашал своего любимца-митрополита в столицу для совета. Особое благоволение царя Никон вызвал своим проектом переноса в Успенский собор Кремля мощей трех Московских Первосвятителей, ранее погребенных в иных местах: Патриарха Ермогена – из Чудова монастыря, Патриарха Иова – из Старицы и, наконец, Митрополита Филиппа – из Соловецкого монастыря. Митрополит Новгородский лично возглавил поездку на Соловки за мощами святителя Филиппа. Он же был автором грамоты, написанной от имени царя Алексея с покаянием за грех своего " деда " – Ивана Грозного. Она содержала в себе очень необычные нотки, в которых можно видеть провозвестие будущей Никоновской идеи возвышения священства над царством. Здесь, например, можно было встретить такие обращенные к святителю выражения: «преклоняю пред тобою сан мой царский», «преклоняю честь моего царства», «повергаю на умоление тебя всю мою власть» и проч.

http://sedmitza.ru/lib/text/436329/

1642–1652 гг. (ГММК) Эти устремления отразились и в Соборном уложении 1649 г. В его составлении духовные лица участия не принимали, текст был принят на Земском соборе 1648/49 г., решения к-рого подписал патриарх. Уложение включало нормы не только светского, но и канонического права. Источниками Соборного уложения послужили судебники, Литовский статут, входившие в состав Кормчих Прохирон и «Избрание от закона Моисеева». Гос-во брало на себя наказание за преступления против веры, вводя смертную казнь за богохульство, за бесчиние в храме во время литургии, за выход из Православия (гл. 1). При этом Уложение значительно ограничило церковное землевладение (гл. 19; гл. 17, ст. 42), подтвердило указ 1580 г. и запретило патриарху, епископам и мон-рям приобретать новые земли (гл. 17, статьи 30, 42). Признавалось право Церкви на уже находящиеся в ее распоряжении земельные владения, однако в 1651 г. правительство распорядилось «отписать на государя» деревни, купленные или полученные в заклад мон-рями и приходами, если эти деревни расположены в черных тягловых волостях (ААЭ. Т. 4. С. 48-49, 33). Были отменены податные льготы жителей монастырских и церковных слобод. Посады и слободы, расположенные на церковных и монастырских землях и освобожденные благодаря различным привилегиям от тягловой повинности, передавались в ведение гос. казны, духовным учреждениям было запрещено приобретать и основывать такие слободы (гл. 19, статьи 1, 5, 7-9, 13, 15, 16; ср.: ААЭ. Т. 4. 35, 36, 39; АИ. Т. 4. С. 44-48, 32). Церковь утратила ок. 80% своих городских дворов, серьезно пострадал при этом патриарший дом. По Соборному уложению духовенство лишилось судебного иммунитета, все судебные дела (исключая дела по церковным вопросам) передавались в Монастырский приказ (гл. 13), учрежденный по челобитью «выборных людей», во главе к-рого был поставлен мирянин - окольничий кн. И. А. Хилков. При И. среди судей в Монастырском приказе были и духовные лица. Юрисдикция Монастырского приказа в отличие от юрисдикции приказа Большого дворца, ранее ведавшего мон-рями, распространилась на все духовенство, за исключением патриарха.

http://pravenc.ru/text/578453.html

8 . А в церкви во время церковнаго пения, государю царю и великому князю Алексею Михайловичи всея Русии и великому господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своих делех не бити челом, чтобы от того в церкви Божии церковному пению смятения не было, понеже церковь Божия устроена приходити на молитву. И православным християном подобает в церкви Божии стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити. 9 . А будет кто, забыв страх Божии, и презрев царьское повеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, в церкви Божии во время церковнаго пения, о каких своих делех бити челом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколько государь укажет. Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать. А в ней 22 статьи 1 . Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию. 2 . Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнити смертию. 3 . А будет кто царьского величества недругу город здаст изменою, или кто царьского величества в городы примет из и(ы)ных государьств зарубежных людей для измены же, а сыщется про то допряма, и таких изменников казнити смертию же. 4 . А будет кто умышлением и изменою город зазжжет, или дворы, и в то время, или после того зажигальщик изыман будет, и сыщется про то его воровство допряма, и его самого зжечь безо всякого милосердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В иерархическом ряду российских монастырей не значится лавра, однако Новоиерусалимский монастырь патриарх Никон именовал в соответствии с греческой традицией «лаврою Святаго Живо- носнаго Христова Воскресения» 497 . И это название («в лавру Воскре- сенску») сохранялось за обителью пооде него. В конце столетия сначала под покровительством царя Федора Алексеевича, затем правительницы Софьи Алексеевны и благодаря попечительству царевны Татьяны Михайловны завершилось строительство монастырского комплекса. Дошедшее до нас в стихотворной форме «Описание», составленное в 1688 г. архимандритом Никанором, сообщает, что Воскресенский монастырь пользовался известностью в православном мире, «понеже обитель сия славна бе у них (на Афоне. – В. Р.), всей Палестине и во иных многих царствах» 498 . Настоятели больших монастырей – архимандриты и игумены представляли систему высшей церковной власти, так называемую Дествицу, или «Л/Ьствицу властем», на церковных Соборах. В 1836 г. архимандритом Соловецкого монастыря Досифеем (Немчиновым) была издана Лествица патриарха Иоасафа I (1634–1640) 499 . Список монастырей из нее перепечатан в «Истории Русской Церкви» митрополита Макария. Последний датировал ее появление промежутком времени между 8 марта 1635 и 15 февраля 1637 г. 500 В 1912 г. опубликована Лествица патриарха Иова (1589–1605) под названием «Лествица о соборных властех, кои были в 107-м году на соборе у Иева патриярха на Москве». Текст предваряет второе заглавие: «Имена митрополитом и архиепископом, и епископом, архимари- том, и игуменом, и соборным старцом, которые бывают у Иева патриярха Московскаго и всея Русии на соборе 107-го году» 501 . В Лестви- це указаны имена всех иерархов, настоятелей и соборных старцев, за исключением игуменов Ферапонтова и Вяжицкого Николаевского монастырей. В Соборном Уложении 1649 г. в главе X, статьях 32–80 помещен список монастырей (без указания имен настоятелей) Лествицы патриарха Иосифа (1642–1652) 502 . Приведенные данные показывают, что списки иерархов и настоятелей больших монастырей, представлявших церковную соборную власть, действовали в патриарший период. При вступлении на святительский престол нового кандидата Лествица переписывалась с некоторыми поновлениями. Светская власть признавала законность этих списков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, нет! Ибо таковой, разрывая свое молитвенное единение с Церковью в эту святую ночь наступления праздника, тем самым добровольно сам себя отсекает от Тела Христовой Церкви. Вот почему в древности христиане, пропустившие без достаточно уважительной причины подряд три воскресных богослужения, совсем отлучались от Церкви, как негодные, омертвевшие члены. Тем более совершенно недопустимо в эту святую ночь устраивать развлечения и увеселения, которые неуместны и неприличны в то время, когда все мысли и сердца истинных христиан должны быть всецело обращены к Богу. Не говоря уже о том, что такие увеселения способны отвлекать христиан от посещения праздничных богослужений, самое устройство их в эти священные для истинного христианина дни и часы оскорбительно для верующего сознания и является кощунственным надругательством над святыней. Вот почему голосом всей Вселенской Церкви в ее канонических правилах, обязательных для всех христиан, всякие публичные развлечения и народные увеселения в те дни, когда они мешают посещению праздничных богослужений строго воспрещаются (см. 66 правило VI Вселенского Собора и 72 правило Карфагенского Собора). К сожалению, теперь мало кто знает, что в прежней нашей дореволюционной России святость воскресных и праздничных дней ограждалась не только церковными, но и гражданскими законами. Так в 1627 году вышел указ царя Михаила Феодоровича Романова, запрещавший, под страхом наказания кнутом, сходиться на «безлепицу», то есть на игрища. Еще энергичнее боролся с этими праздничными увеселениями, все более и более внедрявшимися к нам с Запада, царь Алексий Михайлович. В 1648 г. он издал особый указ, запрещавший в воскресные дни «всякое пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми»: вместо этого, указ повелевает приходить в церковь на вечерню, на утреню и на литургию и «стоять здесь смирно, со всяким благочестием». Ослушавшихся приказано «бить батоги нещадно» и даже ссылать. В 1652 г. царем издан новый указ, запрещавший продавать вино в воскресенья всего года. Замечательна 26-я статья знаменитого «Соборного Уложения» 1649 года: законы, ограждающие святость воскресного дня, относятся в ней к периоду времени, начиная с субботы за три часа до наступления вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Однако главным доказательством местонахождения его дома на Волхонке стала археологическая находка – могильная каменная плита, обнаруженная при разборке церкви Похвалы Богородицы, стоявшей рядом с храмом Христа Спасителя, для строительства Дворца Советов. Надпись на ней гласила, что здесь похоронен убитый в Ливонской войне Малюта Скуратов. Кстати, сведения об этой находке почерпнуты отнюдь не в недрах Интернета, как недавно было написано в одной сетевой публикации, а в книге известного советского историка Москвы П. В. Сытина «Из истории московских улиц», современника того события. Прежде предполагали, что опричник, убитый в январе 1573 года при штурме ливонской крепости Пайде, был захоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре, который особенно любил Иван Грозны. По преданию, истекающий кровью Малюта Скуратов, привезенный в обитель, каясь в своих злодеяниях, сам просил похоронить его у монастырских ворот, дабы каждый входящий попирал его прах ногами. Может быть, Малюту перезахоронили по желанию родственников. Они сохранили родовую усадьбу, имели прочие царские милости, а вдова Скуратова даже получала пожизненную пенсию. У самого Малюты не осталось прямых наследников по мужской линии. Его единственный сын Максим умер рано, а три дочери были удачно выданы замуж. Старшая стала женой Ивана Глинского, кузена великой княгини Елены Глинской, матери царя! Другая дочь, Мария Григорьевна, выданная за боярина Бориса Годунова, со временем сама оказалась царицей. Третья вышла за боярина Дмитрия Ивановича Шуйского, брата царя Василия Шуйского. Молва обвинила ее в отравлении на пиру народного героя, полководца Михаила Скопина-Шуйского, приходившегося им родственником. И до середины XVII века усадьба на Волхонке принадлежала потомкам брата Малюты, Ивана Скуратова, ставшего родоначальником этой ветви. Сам патриарх Филарет отпевал и погребал здесь в 1627 году его правнука, Дмитрия Федоровича Скуратова, служившего воеводой в Вязьме и Мценске. Его сын Петр, тоже воевода, оказался последним владельцем московской усадьбы, которая перешла от него во владение князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского, чье имя значилось в списках прихожан Антипьевского храма. Его род тоже оказался связанным с опричниной: один из его сородичей служил князю Владимиру Андревичу Старицкому, которого Грозный обвинил в посягательстве на престол, и приказал убить. Боярин перешел в опричнину, но в 1572 году был казнен вместе с сыном. А сам князь Михаил был в числе «руку приложивших», то есть подписавших знаменитое Соборное уложение 1649 года.

http://pravoslavie.ru/319.html

Прерывание богослужения Сейчас участились случаи, когда в православные храмы врываются хулиганы (атеисты, сатанисты, иноверцы, " артисты " и " артистки " ) и прерывают богослужение. Вероятно, были таковые и в старину. Поэтому в " Уставе " говорится, что о случаях, связанных с прерыванием богослужения или его прекращением из-за чьих-либо действий или слов, производящих соблазн, духовное начальство должно немедленно доносить Св. Синоду и делать представления светской власти, которая сурово наказывала виновных (ст. 13). О важных происшествиях в церквях доносили Государю Императору (ст. 14). По " Соборному уложению " (1649) царя Алексея Михайловича, за бесчинство во время литургии, прервавшее ее совершение, положена была смертная казнь.5 Очевидно, что суровость такой нормы определялась должным отношением наших предков к сакральному: в Православной Церкви нет ничего более священного, чем Литургия, за которой совершается таинство Евхаристии – преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Защита храма и прилегающей территории По церковному и гражданскому законодательству защита сакрального распространялась на храм и прилегающую к нему территорию. Церковь требует от своих членов почтения к храму, как к дому Божию (Гангр. 21). Каноны строго осуждают тех, кто небрежно относится к священным местам (Трул. 97) и тем более тех, кто обращает их в обыкновенное жилище (VII Всел.собор, 13). Даже сам материал храмов считается священным; поэтому в случае упразднения какой-либо церкви материал церковного здания может быть использован только на приличное употребление (например, на постройку другого священного здания). Не принято также строить других зданий на том месте, где стояла церковь, но водружать крест на месте престола. Каноны (Трул. 76) требуют почтительного отношения и к местности, окружающей храм Божий (запрещается вести внутри церковной ограды торговлю или устраивать непристойные заведения типа корчмы). Гражданские законы запрещали соседство со священными местами не-благопристойных домов и заведений (питейных и игорных и т. п.), а также близкое соседство иноверных храмов и молелен.

http://religare.ru/2_117853.html

Раиса Ильина 20 июня 2012, 17:39 о мерах наказания, которые существовали за подобного рода преступления в Царской России в XVII веке, во времена Царя Алексея Михайловича. Из Соборного Уложения 1649 г. Глава I. О богохульниках и о церковных мятежниках 1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь. 2. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады. 3. А будет кто во время святыя Литургии и в и(ы)ное церковное пение, вшед в церковь Божию, учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви Божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту его вину учинити торговая казнь. Мария 28 апреля 2012, 11:05 Да!!!Посмотрела ролик : ...разговора со следствием всех действий " танцовщиц-паночек " и удивляюсь их наглому цинизму! Нет !Ничего им не надо понимать! Это уже состоявшиеся,опытные(Видимо давно живут в роли этих действий)!Они не в одиночестве все это придумали! За ними стоят " авторитетные деятели " ,пользующиеся в СМИ популярностью " желтой прессы " :и политической и экстремистской.Это- " мякиши " . С ними,что хочешь ,то и делай. Все и вся за " нюх " продадут. " Тихо бздят,да вонью пахнет " -гласит русская поговорка.Все что тайно,станет явным! " Шило в мешке не утаишь " ,опять же богатый русский язык ! Строгача им по мирским законам ,а по духовному -будем молить Бога!: О их вразумлении и спасении отечества от таких мякишей! В данном случае три статьи :две названы,а третья -лишение материнства! Ей ведь все равно " мякишу " .

http://pravoslavie.ru/52256.html

Самое печальное, что именно в «стяжательных» монастырях, являвшихся главной опорой Самодержавия, по причине перекоса в сторону материального, и стал вызревать соблазн теократического (по древнеизраильскому образцу) управления народом. По слову И.Я. Фроянова, начиная от Стоглавого собора, все церковные соборы являлись одновременно церковно-государственными. То же можно сказать и о Земских соборах, которые (на что указывают историки И.Д. Беляев и С.Ф. Платонов) были одновременно и Поместными. Именно в этом противоречии, когда иерархи Церкви, в нарушение Апостольских правил, стали влиять на государственные вопросы, можно осмыслить личность патриарха Никона. Здесь Никон явился закономерным плодом двухсотлетнего, поначалу подспудного, а затем явного движения священства к теократии. Теократии, по тому самому древнеизраильскому или же шиитскому образцу. Отсюда видим, что движение от рабства к рабству (с возвращением Юрьева дня, а позднее, при царе Фёдоре Алексеевиче, отмене Монастырского приказа) под убаюкивающую проповедь о христианской любви, началось вовсе не с подачи бояр-вотчинников в первой половине XVII века, благодаря которым было принято крепостническое по духу Соборное Уложение 1649 года. И вовсе не по причине революционных деяний Петра, возникших как реакция не теократические тенденции в среде церковной иерархии. Но по причине созревания гидры Отступления в недрах самих, обладающих крупными землевладениями монастырей. Поэтому мнение Сергея Фёдоровича Шарапова (также, эта мысль некоторое время владела умами руководителей Союза Русского Народа) о том, что центром как духовной, так экономической, общественной и политической жизни должен стать приход, есть следствие либо одностороннего изучения вопросов жизнеустроения Древней Руси с ее гражданскими и экономическими принципами, либо информационной диверсии со стороны прикрывшихся «овечьими шкурами» сознательных творцов катаклизмов. С целью заложить мину замедленного действия под святая святых и Российской государственности, и Русской Православной Церкви, и национальных традиций народа. В целом, заложить мину под саму Русскую цивилизацию.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/18/pr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010