Выставка «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. «Премудрая двоица» открылась в Московском Кремле 29 сентября 2005 г. 11:32 В среду в музеях Московского Кремля открылась выставка «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. «Премудрая двоица». Выставка посвящена 400-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Никона и 360-летию вступления на престол царя Алексея Михайловича. Экспозиция, в которой представлены более 150 уникальных произведений декоративно-прикладного, ювелирного и изобразительного искусства, создана стараниями ММК, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Историко-архитектурного музея «Новый Иерусалим», Российской государственной библиотеки и Российского государственного архива древних актов. На торжественной церемонии открытия выставки выступила генеральный директор ММК Елена Гагарина, которая сообщила, что экспозиция приурочена к 200-летнему юбилею ММК и открытию нового выставочного зала — Одностолпной палаты Патриаршего дворца. Это выставочное пространство само по себе можно считать в данном случае  частью экспозиции, т.к. Патриарший дворец был выстроен в Кремле через год после избрания Никона на патриарший престол. Строительство нового патриаршего дворца, не уступавшего обликом и убранством царскому, подчеркивало исключительное положение Никона и поражало размахом и великолепием убранства, говорится в пресс-релизе. О концепции выставки рассказала ее автор, заведующая сектором русского художественного металла ММК Ирина Бобровницкая. Хронологические рамки выставки охватывают 30 лет взаимоотношений царя и Предстоятеля Русской Церкви (1630-1670 гг.), при этом главное внимание сосредоточено на 1640-1650 гг. – этот «период дружбы» является наиболее важным в истории их сложных и неоднозначных отношений. Это время стало своеобразным воплощением идеи «премудрой двоицы» – гармоничного равновесия власти царя и Патриарха в государстве. Через экспонаты выставка рассказывает о важнейших событиях этого периода: венчании Алексея Михайловича на царство, принятии Соборного Уложения 1649 г., воссоединении Украины с Россией и других. Именно в эти годы, подчеркивается в пресс-релизе, у Алексея Михайловича формируется представление об особой значимости царской власти не только в пределах России, но и для вселенского православия. Экспонаты выставки — привезенные в Москву святыни с христианского Востока (иконы «Богоматерь Иверская» и «Богоматерь Влахернская»), поток посланий греческих идеологов с призывами о взятии русским царем Константинополя и победе над неверными — подтверждают стремление царя обрести особый статус как защитника и преемника веры византийских императоров.

http://patriarchia.ru/db/text/50852.html

Державные патриархи. Часть 2 Смиренные патриархи Патриарх Иоасаф I Преемником патриарха Филарета стал Псковский архиепископ Иоасаф, который «в нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновенен». Избрание столь кроткого для патриаршества человека обычно объясняют желанием Филарета возвысить сына. Есть и другое разумное объяснение: патриарх Филарет не желал рушить достигнутую симфонию и сделал все, чтобы обеспечить ее в дальнейшем, во избежание ссор и столкновений между окрепшим царем и архипастырем. Оттого он и указал на мудрого, смиренного, правдивого мужа. Патриаршество Иоасафа было тихим. Предпочитая быть молитвенником, а не политиком, он сам сторонился государственных дел, возлагая их на царскую волю, и первым из русских патриархов считал их не свойственными патриаршему служению. Когда Михаил Федорович спросил его совета по поводу отношений с крымским ханом, который притеснял русских посланников, несмотря на щедрые ему пожалования, патриарх ответил, что считает необходимым выкупить плененных послов, впредь хану в пожалованиях отказать, по пограничным окраинам разместить ратников. А какое самому хану учинить воздаяние – дело твое, государь, а не нас, твоих богомольцев. Косвенным приобщением патриарха к делам государственным были похороны останков царя Василия Шуйского, которые дипломатическими усилиями были возвращены из Польши в 1635 году. Патриарх встретил их на Арбате у храма Николы Явленного и совершил погребение в Архангельском соборе. Патриарх Иоасаф скончался в ноябре 1640 года, не оставив преемника. Более года царь не назначал архипастыря – то ли в раздумьях о кандидатуре, то ли ожидая, когда в Москву съедутся архиереи для избрания патриарха. Есть и третья версия: царь не спешил, потому что готовился новый свод законов – будущее Соборное уложение 1649 года, по которому учреждался самостоятельный Монастырский приказ – первый светский государственный орган, ведавший административными и судебными функциями в церковных владениях и ставший началом вмешательства государства в церковное управление. Знавшие о том архиереи могли настаивать на очень сильном патриархе.

http://pravoslavie.ru/29531.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Оболганный Мазепой Вышла новая книга о гетмане Иване Самойловиче 18.12.2012 777 Время на чтение 4 минуты Среди мерзких «иудиных» поступков гетмана Ивана Мазепы, коими была переполнена его жизнь, числилась измена своему благодетелю – гетману «русского» Левобережья Ивану Самойловичу Самойловичу. Личность последнего далеко неоднозначно рассматривается даже сверхтенденциозной историографией современной Украины . Жизни и деятельности этого гетмана была посвящена монография московского историка Александра Сергеевича Алмазова «Политический портрет украинского гетмана Ивана Самойловича в контексте русско-украинских отношений (1672-1687 гг.)», презентация которой проходила днями в киевском филиале Института стран СНГ. Серьезное научное исследование, которое историк Алмазов готовил 7 лет, базируется на мощной источниковой базе, и среди использованных документов стоит особо выделить документы, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов – фонды «Сношения с Польшей», «Малороссийские дела», «Портфели Миллера», «Разрядный приказ», «Сибирский приказ», «Малороссийский приказ», «Преображенский и Семёновский приказы», документы «Счеты приходу и расходу разных сумм, присланные гетманом Иваном Самойловичем» от 28 сентября 1678 г., «Опись движимого имущества, принадлежавшего малороссийскому гетману Ивану Самойловичу и его сыновьям, Григорию и Якову» (1690 г.), а также Соборное Уложение 1649 года, конституции польских сеймов (1673, 1676, 1678, 1685 гг.), тексты международных договоров (Андрусовское перемирие, «Вечный мир», Бахчисарайский мир 1681 г.). Серьезность и основательность исторического текста отмечал наставник историка, известный в России и на Украине исследователь Северной войны и Полтавской Победы В.А.Артамонов. Структурировано книга делится на пять разделов, в которых отдельно рассматривается внутренняя и внешняя политика Гетманщины, основные направления интеграции России и Украины в рамках единого государства в период гетманства Самойловича, включая военное, политическое, финансовое, религиозное, социальное и культурное и история отстранения гетмана от власти. Представляя портрет «политического долгожителя» гетмана И.С.Самойловича, автор прописывает его в широком контексте отношений Левобережной Украины, входившей тогда в состав России, с Москво й, а также российской политики в Малороссии.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/18/ob...

Как Русский Север стал оплотом старообрядчества В середине XVII века произошло трагическое событие в жизни Русского государства, известное как раскол. Противники церковных реформ, проводимых Патриархом Никоном в 1653 году, были объявлены государственными преступниками, преданы анафеме и подверглись жестоким гонениям. Русский Север стал для многих из них надежным убежищем. 1 Почему случился раскол? В результате церковных реформ богослужебные книги московской печати были приведены в соответствие с современными на тот момент греческими сборниками, изданными в Венеции. Ряд изменений затронул обрядовую сторону церковной жизни, и, несмотря на то, что нововведения никак не коснулись основополагающих догматов Православия, русский народ раскололся на два лагеря — сторонников реформы и ее противников. При этом сами себя старообрядцы стали называть «староверами», подчеркивая, что речь идет о сохранении старой, то есть истинной, неиспорченной веры. На церковном Соборе 1666–1667 годов реформы Патриарха Никона были одобрены при поддержке царя Алексея Михайловича, а те, кто остался верен старому обряду, преданы анафеме. Надо понимать, что в те времена анафема была не просто внутрицерковным делом. Согласно «Соборному уложению» 1649 года, преступления против Церкви приравнивались к преступлениям против государства, за что предусматривалась смертная казнь. Портрет патриарха Никона с клиром, 1660—1665 годы Наивысшим пиком противостояния властей и старообрядчества стали 1680-е годы, время правления старшей сестры юного тогда еще Петра I, царевны Софьи. Тогда вышли в свет «Двенадцать статей царевны Софьи», определявшие степени наказания для раскольников и их пособников. В соответствии с ними, последних не только лишали имущества и заточали в остроги, но и били батогами, жестоко пытали и живыми сжигали в деревянных срубах. 2 Великий перелом Надо признать, что агрессивная реакция государства на своеволие старообрядцев с каждым годом всё больше отчуждала и обособляла их от официальной Церкви. Со временем определенная часть отколовшейся паствы лишилась полноты церковной жизни и погрязла в пагубных сектах. В результате раскол стал большой трагедией и для старообрядцев, и для Церкви.

http://sever.foma.ru/kak-russkij-sever-s...

митрополит Николай (Ярушевич) (12.01.1892–13.12.1961) Гомилетика Каноническое право Нравственно-аскетические труды Слова и речи митрополит Николай (Ярушевич) Проповедник и богослов, педагог. Первый председатель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата.  Биография В миру - Борис Дорофеевич Ярушевич, родился в городе Ковно, в семье настоятеля Александро-Невского собора протоиерея Дорофея Ярушевича. Окончил петербургскую гимназию с золотой медалью. Прошел первый курс физико-математического факультета в Санкт-Петербургском университете и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1914 году со степенью кандидата богословия. 23 октября того же года пострижен в монашество; 24 октября рукоположен во иеродиакона, 25 октября — во иеромонаха. Вскоре после своего рукоположения в священный сан он выехал на фронт — сначала сопровождающим санитарный поезд, затем священником лейб-гвардии Финляндского полка. С 1915 года преподавал литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык в Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1917 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года». В 1918 году — настоятель Петергофского собора. Весной 1919 года был возведен в сан архимандрита. В этом же году стал наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. 25 марта 1922 года хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. С 17 сентября 1927 года по февраль 1928 года временно управлял Ленинградской епархией. В 1935 году возведен в сан архиепископа и поставлен архиепископом Петергофским с предоставлением прав епархиального архиерея. С 1936 по 1940 год, оставаясь архиепископом Петергофским, по поручению митрополита Алексия управлял Новгородской и Псковской епархиями. В 1940 году — архиепископ Волынский и Луцкий, экзарх Украины и Белоруссии. 9 марта 1941 года возведен в сан митрополита. С 15 июля 1941 года — митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Украины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОДОЕВСКИЙ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Николо-Урюпине. 1664–1665 гг. Архит. П. С. Потехин. Фото: Odinmirage.ru Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Николо-Урюпине. 1664–1665 гг. Архит. П. С. Потехин. Фото: Odinmirage.ru Никита Иванович (ок. 1604? - 12.02.1689, Москва), князь, рус. гос. деятель, дипломат, ближний боярин (1645). Из черниговских Рюриковичей. Сын видного гос. деятеля, боярина (1606) кн. Ивана Никитича Одоевского Большого Мнихи (? - 7 марта 1616). Начал службу спальником при дворе царя Михаила Феодоровича, с 1618 г. стольник. В 1618 г. участвовал в обороне Москвы от польско-литов. войск королевича Владислава (будущего польск. кор. Владислава IV). В 1633 г., во время рус.-польской войны 1632-1634 гг., направлен во Ржев для набора войск на помощь рус. армии под командованием М. Б. Шеина, осаждавшей Смоленск. В 1640 г. пожалован в бояре, минуя чин окольничего. Первый воевода в Астрахани (1640-1642), служба на этом посту закрепила за О. репутацию умелого администратора. Первый судья приказов Казанского дворца и Сибирского (1643-1646). Возглавлял (имея почетный титул наместника Астраханского) рус. делегацию на безуспешных переговорах с дат. посольством о заключении брака царевны Ирины Михайловны и сына дат. кор. Кристиана IV принца Вальдемара Кристиана (1644). Условием для брака было требование принятия Вальдемаром Православия, на что последний, несмотря на уговоры и даже угрозы, не согласился. С воцарением Алексея Михайловича началось стремительное служебное восхождение О. Он приводил к присяге новому царю членов Боярской думы, а в 1646 г. возглавил Большой полк со ставкой в Белгороде. Известная настороженность главы правительства всемогущего боярина и царского воспитателя боярина Б. И. Морозова к О. вскоре сменилась доверием. Свою лояльность О. доказал и во время Соляного бунта 1648 г. В условиях сложной внутриполитической ситуации репутация О. сделала его фигурой, равно приемлемой для всех противоборствующих сторон. В июле 1648 г. он возглавил Уложенный приказ, призванный разработать новый свод законов. Разработка (ок. 100 статей появилось в результате совместной работы с выборными, приехавшими на Земский собор 1648/49 г. с наказами от своих сословий) и кодификация законодательства в Соборном уложении 1649 г. были осуществлены на высоком уровне. Соборное уложение упрочило самодержавную власть, воплотило в правовой форме базовые требования дворянства и торгово-посадского населения, что надолго предопределило особое положение этого кодекса права как юридического фундамента страны.

http://pravenc.ru/text/2578215.html

IV. О преимуществах сего монастыря С самого основания Новоспасского монастыря учреждены в оном Настоятелями Архимандриты, которые сначала состояли в ведомстве Всероссийских Митрополитов, потом Святейших Патриархов, и наконец, Святейшего Синода. С учреждением Патриаршества первым Патриархом Иовом, бывшим Настоятелем сего монастыря, даны Архимандритам оного рипиды и ковёр, а по рукоположении Симона Епископом, осеняльные свечи. Начиная с Иерофея Прилуцкого до Иакинфа, они состояли Советниками и Членами Св. Синода и его Конторы. Им даны были разные преимущества в священнослужении: 1) Архимандриту Иерофею Прилуцкому именным указом дозволено носить мантию со скрижалями; 2) Мисаилу Чирскому то же подтверждено именными указами от 23 Сентября, 1748 года; 3) Симону Лагову, переведённому из Кирилло-белозерского монастыря, указом Святейшего Синода от 18 Января 1765 года, дозволено было удержать при себе преимущества упомянутого монастыря, и священнослужение отправлять с осеняльными свечами, рипидами, на коврах, а на великом выходе принимать Святые Дары в Царских вратах. С 1731 г. пожалованы Архимандритам Новоспасским наперсные кресты. Настоятелю сего монастыря Архимандриту Аполлосу, с 1837 года, по указу Святейшего Синода, повелено священнодействовать со всеми преимуществами Воскресенского ставропигиального монастыря, в коем совершается служение подобно Киево-Печерскому Архимандриту. Сверх того, ещё в разные времена он имел степени: 1572 года на соборном деянии он был степени 2. 1581 на соборе Московском имел степень 3. 1589 года при учреждении Московского Патриаршества он был степени 4. 1649 года в Уложении Царя Алексия Михайловича имел степень 5. С царствования Феодора Алексеевича Новоспасский монастырь приписан был к непосредственному ведению Двора и титулован первостатейным, комнатным. 1721 года, при учреждении Святейшего Синода, он был степени 6. По учреждении Штатов, положен Новоспасский, по началу своему древнейший, в первом классе Ставропигиальных монастырей первым. Читать далее Источник: Новоспасский монастырь : с видами сего монастыря в царствование Петра I и в настоящем его положении, с изображениями строителей его в[ел.] к[н.] Иоанна III, царей Михаила и Алексия/соч. И. Сн. - Изд. архим. Аполлоса. - Москва : В тип. Августина Семена, 1843. - 142, с., л. ил., портр. (В конце текста авт.: И. Снегирев). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

«Памятники русского права» – серия важнейших документов по истории русского права, выпущенная Госюриздатом в восьми выпусках (1952–1963). Наряду с текстом источников в сборниках имеются текстологические и историко-правовые комментарии. Выпуск первый – опубликованы памятники права Киевского государства X – XII вв. Сюда вошли Русская правда, уставы Владимира Святославича и Ярослава Владимировича и договоры Руси с греками. Выпуск второй – памятники права феодально-раздробленной Руси XII – XV вв. Здесь опубликованы правовые источники XII – XV вв.: договор Смоленска с Ригой и Готским берегом, частные акты Новгородской и Псковской феодальных республик, устав и рукописание новгородского князя Всеволода Мстиславича, договоры Новгорода с великими тверскими и московскими князьями, Псковская судная грамота и др. Выпуск третий – памятники права периода образования русского централизованного государства XIV – XV вв. В данный выпуск вошли документы периода образования русского централизованного государства XIV – XV вв. (частные и государственные акты феодального землевладения и хозяйства, кормленые грамоты, Судебник 1497 и т. д.). Выпуск четвертый – памятники права периода укрепления русского централизованного государства XV – XVII вв. В данном выпуске изданы источники конца XV – начала XVII вв. Среди них: Судебники XVI в., Сводный судебник 1606, Уставная книга Разбойного приказа 1555–56 (опубл. впервые) и другие документы. Выпуск пятый – памятники права периода сословно-представительной монархии. Первая половина XVII в. В данном выпуске опубликованы правовые источники первой половины XVII в., в т. ч. Уставные книги Разбойного 1616–36 (опубликовано впервые) и 1635–1648 Земского, Поместного и Ямского приказов, а также акты земских соборов и др. Выпуск шестой – Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 года. Выпуск седьмой – памятники права периода создания абсолютной монархии. Вторая половина XVII в. В данный выпуск вошли источники второй половины XVII в., в т. ч. законодательные акты о феодальном землевладении, центральном и местном государственном управлении, посаде и торговле и др. Выпуск восьмой – законодательные акты Петра I. Первая четверть XVIII в. Данный выпуск включает памятники начала XVIII в. по уголовному, гражданскому и процессуальному праву, а также о реформах государственного строя (об учреждении Сената 1711, Генеральный регламент 1720, о престолонаследии 1722, о подушной подати 1722, табель о рангах 1722). Выпуск 1 (Юшков С.В.) Выпуск 2 (Юшков С.В.) Выпуск 3 (Черепнин Л.В.) Выпуск 4 (Черепнин Л.В.) Выпуск 5 (Черепнин Л.В.) Выпуск 6 (Софроненко К.А.) Выпуск 7 (Черепнин Л.В.) Выпуск 8 (Софроненко К.А.) Читать далее Источник: Памятники русского права/Под ред. [и с предисл.] заслуж. деятеля науки проф. С.В. Юшкова. - Москва : Госюриздат, 1952-1961. - 7 т. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pamjat...

Вследствие этого указа, выборные к октябрю собрались в Москву. Судя по их рукоприкладству в списке уложения, всех выборных было 315 человек, именно патриарх Иосиф, 2 митрополита, 3 Архиепископа, 1 епископ, 5 архимандритов, игумен, 15 бояр, 10 окольничих, казначей, думный дворянин, печатник, думный дьяк, благовещенский протопоп, духовник государя, 5 московских дворян, 148 дворян городовых, трое гостей, 12 выборных от московских сотен и слобод, 89 выборных посадских из городов и наконец, 15 выборных от 15 московских стрелецких приказов. Из этого перечня видно, что выбор был неполный; не было выборных из крестьян. Что же, какую роль играли, какое участие принимали в обсуждении земского дела уложения эти 315 наличных выборных?… По официальному акту, слушали «Уложение», да руки приложили к нему грамотные за себя и за безграмотных. Именно, в сохранившемся до нас соборном акте Уложения читаем: «В нынешнем в 1648 г. октября с 3-го числа, государь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец, с отцом своим и богомольцем святейшим Иосифом, патриархом московским и всея Руси, и с митрополитами, и с архиепископами, и с епископами, также и с своими государевыми боярами, и с окольничими, и с думными людьми того собрания слушал, и выборным людям, которые к тому общему совету выбраны в Москве и из городов, чтено, чтобы то все Уложение впредь было прочно и неподвижно. И указал государь то все Уложение написать на список и закрепив тот список святейшему Иосифу, патриарху московскому и всея Руси, и митрополитам, и архиепископам, и архимандритам. и игуменам, и всему освященному собору, и своим государевым боярам и окольничим, и думным людям, и выборным дворянам, и детям боярским, и гостям, и торговым и посадским людям московского государства и всех городов российского царства, а закрепя то Уложение руками, указал государь списать в книгу и закрепить ту книгу дьякам Гавриле Левонтьеву да Федору Грибоедову; а с той книги для утверждения, на Москве во все приказы и в города напечатать многие книги, и всякие дела делать по тому Уложению». Как приказал царь, так было и сделано; все выборные приложили к уложению свои руки. За выборными царский приставник-боярин наблюдал. «А как уложение – сказано в конце соборного акта – по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу, чтено (было) выборным людям, в то время в ответной палате, по государеву указу, сидел боярин князь Юрий Алексеевич Долгорукий, да с ним выборные люди».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Наконец, ко всему тому, что мы говорили о церковном суде вообще, необходимо отметить еще ту его характеристическую черту, что, помимо указанного нами содержания церковного суда, в объем которого (суда) входят преступления против веры, нравственности, церковной дисциплины, одним из моментов этого содержания являются и те спорные вопросы гражданских отношений между членами Церкви, право на которые государственная власть вводит в юрисдикцию Церкви. Предметом нашего исследования будет церковный суд – внешний, имеющий определенную судебную организацию, определенные внешние юридические формы и свою систему церковных наказаний. Местом действия церковного суда для своего исследования мы избираем древнерусскую Церковь , эпохой – время от принятия Русью христианства, т.е. от номинального начала действия этого суда, до издания Соборного Уложения в 1649 г. Не подлежит никакому опровержению то, что исходным пунктом для наших рассуждений по вопросу о русском церковном суде в эпоху древних веков жизни Русской Церкви и государства должны служить историко-канонические справки из области церковного суда в древневселенской Церкви, где были выработаны первые принципы церковного суда вообще, первые законы церковного судоустройства и судопроизводства, где были развиты и первые процессуальные обряды, и формы судебной практики. Поскольку Русская Церковь получила свое бытие от Церкви Византийской и в началах и порядках своей жизни, в организации своего управления и деятельности должна была последовать образцу своей Матери, постольку настоит нам необходимость указать в нашем исследовании о древнерусском церковном суде внешние рамки (круг действия) и внутреннее содержание (устройство суда и судопроизводство) церковного суда в Византии ко времени крещения Руси. И если Русская Церковь на первых порах своей жизни стояла в церковно-канонической зависимости от Византийской Церкви и принимала в качестве нормативных указаний для своей жизнедеятельности сборники ее церковно-гражданских законов, увидевшие свет и после Х в., то само собою разумеется, расширяется поприще нашего исследования жизни Церкви в Греции: до того предела, до какого простирались указанные отношения между обеими Церквами. Очерки из области церковного суда в Византийской Церкви, как выразительнице и хранительнице древневселенского церковного уклада жизни, послужат для нас, при исследовании русского церковного суда, и надежным критерием для определения того, что именно в этом последнем должно быть отнесено на долю вселенского законодательства и практики, что явилось результатом самобытной творческой деятельности Русского государства и Русской Церкви, – того, на каких вселенских основах базировалась и развивалась творческая энергия русской государственной и церковной мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010