Власти подтвердили, что значительная часть шедевров и священных реликвий собора была спасена от огня. Но далеко не все. Спасенные сокровища собора Нотр-Дам в мэрии Парижа. Benoît Tessier/Reuters Святой терновый венец Одна из главных реликвий Нотр-Дама — терновый венец, который возложили на голову Иисуса Христа перед распятием. Святыню привезли из Иерусалима и передали королю Людовику IX в 1238 году. Шипы венца были распространены по всему миру в виде реликвий. В Нотр-Даме же хранится оригинальный венец, заключенный в горный хрусталь. В понедельник вечером мэр Парижа подтвердил, что он был спасен. Орган Собора Парижской Богоматери Главный органист Нотр-Дама, Винсент Дюбуа, сказал, что 8000-канальный грандиозный орган собора не погиб в огне. Хотя пока неясно, насколько он пострадал. Орган был создан в 1403 году. Его реставрировали в течение нескольких веков. В последний раз его обновили в 2013-м. Но некоторые органные трубы по-прежнему родом из Средневековья. «Орган очень хрупкий инструмент, особенно его трубы. Он не сгорел, но никто не может сказать, был ли он поврежден водой. Никто не знает, будет ли он функционировать, или его нужно будет восстанавливать», — сказал Бертран де Фейдо, высокопоставленный чиновник по сохранению наследия Франции. Туника Святого Луи Это льняная одежда XIII века, которая принадлежала Луи — единственному французскому королю, ставшему святым. Его короновали в 1226 году. Луи участвовал в Седьмом крестовом походе и умер во время Восьмого, в 1270 году. Святого канонизировали в 1297 году. Мэр Энн Идальго также подтвердила, что туника была спасена в понедельник. Животворящий Крест Наряду с Терновым венцом Нотр-Дам разместил фрагмент Животворящего Креста, на котором был распят Иисус, а также один из гвоздей. Они были спасены от огня, сообщают французские СМИ. Северное розовое окно Нотр-Дам де Пари Все три огромных витража в Соборе Парижской Богоматери остались целы, заявил утром во вторник пресс-секретарь собора Андре Фино. Хотя эксперты еще не осмотрели их. Возможно, окнам был нанесен скрытый ущерб.

http://pravmir.ru/voshel-v-goryashhij-so...

Итак, Квазимодо был звонарем в Соборе Богоматери. С течением времени крепкие узы связали звонаря с собором. Навек отрешенный от мира тяготевшим над ним двойным несчастьем – темным происхождением и физическим уродством, замкнутый с детства в этот двойной непреодолимый круг, бедняга привык не замечать ничего, что лежало по ту сторону священных стен, приютивших его под своей сенью. В то время как он рос и развивался. Собор Богоматери служил для него то яйцом, то гнездом, то домом, то родиной, то, наконец, вселенной. Между этим существом и зданием, несомненно, была какая-то таинственная предопределенная гармония. Когда, еще совсем крошкой. Квазимодо с мучительными усилиями, вприскочку пробирался под мрачными сводами, он, с его человечьей головой и звериным туловищем, казался пресмыкающимся, естественно возникшим среди сырых и сумрачных плит, на которые тень романских капителей отбрасывала причудливые узоры. Позднее, когда он случайно уцепился за веревку колокола и, повиснув на ней, раскачал его, Клоду, приемному отцу Квазимодо, показалось, будто у ребенка развязался язык и он заговорил. Так, развиваясь под сенью собора, живя и ночуя в нем, почти никогда его не покидая и непрерывно испытывая на себе его таинственное воздействие, Квазимодо в конце концов стал на него похож; он словно врос в здание, превратился в одну из его составных частей. Выступавшие углы его тела как будто созданы были для того, чтобы вкладываться (да простится нам это сравнение!) в вогнутые углы здания, и он казался не только обитателем собора, но и естественным его содержанием. Можно почти без преувеличения сказать, что он принял форму собора, подобно тому как улитки принимают форму раковины. Это было его жилище, его логово, его оболочка. Между ним и старинным храмом существовала глубокая инстинктивная привязанность, физическое сродство; Квазимодо был так же неотделим от собора, как черепаха от своего щитка. Шершавые стены собора были его панцирем. Излишне предупреждать читателя, чтобы он не понимал буквально тех сравнений, к которым мы вынуждены прибегать здесь, описывая это своеобразное, совершенное, непосредственное, почти органическое слияние человека с жилищем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Представители собора написали заявление в полицию с обвинением сразу по трем пунктам: порча имущества, неуважение к культурному достоянию и нападение на служителей собора. 13 февраля. ПРАВМИР. Настоятель собора Парижской Богоматери отец Жакен собирается подать иск на активисток организации Femen, которые утром 12 февраля устроили провокацию в парижском храме, сообщает ИноСМИ.ru . «Это вторжение стало небывалым актом агрессии, и это еще мягко говоря», — сказал отец Жакен. По его словам, 12 февраля ни один представитель государства еще официально не выразил неодобрение этого события». Представители собора написали заявление в полицию с обвинением сразу по трем пунктам: порча имущества, неуважение к культурному достоянию и нападение на служителей собора. Напомним, утром 12 февраля восемь активисток феминистского движения Femen выставили напоказ обнаженную грудь в нефе Собора Парижской Богоматери, чтобы «отпраздновать уход Папы» Бенедикта XVI. После этого служба безопасности храма выставила их наружу. Движение Femen прославилось своими скандальными акциями в России, на Украине, в Англии, а также в Италии, где они провели акцию на площади Святого Петра в Риме в то время, как Папа читал «Ангел Господень». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 марта, 2022 26 января, 2022 22 августа, 2020 13 июня, 2019 10 июня, 2019 17 апреля, 2019 17 апреля, 2019 17 апреля, 2019 16 апреля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/nastoyatel-notr-dama-p...

Неизвестный пророк ассоциируется с пророком Исайей, олицетворяющим в русской повести, подобно изображенному против него Моисею, милость Божию к верному народу и предстательствующим перед Богоматерью за моление «сущих во тьме» в «мертвнемъ». Изображение Исайи имеется и в среднике иконы, но хотя иконографическое сходство между Исайей в клейме φ и в среднике безусловно есть, без литературной ассоциации подтвердить его невозможно по причине плохой сохранности этой части центральной композиции. 165 5.1. Клеймо φ. Мария – свеча «сущим во тьме» – обращение к Богоматери с мольбой о заступничестве Таким образом, в первом клейме иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» представлена сцена моления людей, находящихся в предсмертном мраке, обращающихся к единственному в этой тьме спасительному источнику света – Богоматери «светоприемной свече», пророки же укрепляют надежду людей на милость Божию: Моисей, указующий на Марию, держит свиток, на котором написаны слова, напоминающие о чуде в Исходе, Исайя – одну руку протягиваем к Богородице, другую – поднимает к небесному сегменту, и этот жест можно интерпретировать как знак того, что обращение к Богоматери – предстательнице о людских молениях перед Всевышним – единственная надежда на спасение. В тексте «Повести о Темир-Аксаке» клеймо ф может соответствовать следующим словам: «Сия же намъ страшныа и грозныа вести слышаще (о приближении Темир-Аксака. – Е. Г.) велми быша народи христианьстии в печали и съ воздыханиемъ и с слезами моляхуся Богу... Тогда Киприянъ митрополит заповеда всем людемъ поститися и молитися, молебны пети. Все людие хрестианстии съ радостью, и съ тщанием, и съ усердием, и с верою и сотвориша пост и молитву, покаание, слезы, обещания, заветы, кто же по силе своей, от мала и до велика и вси же моляхуся Богу». 166 Этот текст относится к началу повествования и следует за подробным описанием многочисленных завоеваний Тамерлана, покорившего народы от Индии до Дамаска, разбившего недавнего врага московского князя – Тохтамыша, теперь же пришедшего на Русь, взявшего град Елец и замучившего в нем многих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Бизнесмены и организации переведут почти 500 млн евро на восстановление Нотр-Дама 16 апреля, 2019. Новостная служба Обычные люди менее чем за сутки перевели более 3,7 млн евро 16 апреля. ПРАВМИР. Бизнесмены и государственные организации пожертвуют на восстановление сгоревшего собора Парижской Богоматери более 460 млн евро. Так, президент группы компаний LVMH, в которую входят Louis Vuitton, Givenchy и Guerlain, пообещал выделить для реконструкции Нотр-Дам 200 млн евро, передает Интерфакс. Гендиректор французской нефтегазовой компании Total написал в Twitter , что на эти цели будет передано 100 млн евро. Семья французского бизнесмена Франсуа-Анри Пино пообещала передать на восстановление собора 100 млн евро. Пино занимает пост гендиректора группы компаний Kering, в которую входят Gucci, Yves Saint Laurent и Balenciaga. Мэрия Парижа готова передать на реконструкцию собора 50 млн евро, а регион Иль-де-Франс, в котором расположен город, — 10 млн евро. На счет независимой французской организации «Фонд наследия», которая проводит сбор средств на восстановление Нотр-Дама, менее чем через сутки после пожара жертвователи перевели более 3,7 млн евро. Пожар в соборе Парижской Богоматери начался вечером 15 апреля, потушить его удалось только ночью. Несущие конструкции собора не пострадали, однако обрушился шпиль собора и частично обвалилась крыша. Из огня удалось спасти часть святынь, в том числе, Терновый венец Христа. Следователи считают причиной пожара случайное возгорание при проведении реставрационных работ. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 апреля, 2019 16 апреля, 2019 16 апреля, 2019 28 марта, 2024 23 марта, 2024 11 марта, 2024 10 марта, 2024 6 марта, 2024 24 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/biznesmeny-i-organizat...

В настоящее время задержаны два человека 7 сентября. ПРАВМИР. В Париже возле Собора Парижской Богоматери обнаружили машину с семью газовыми баллонами. Как сообщает  ТАСС со ссылкой на meлekahaл BFMTV, автомобиль мог быть использован для подготовки теракта. Полицейские арестовали машину еще 4 сентября, но об этом стало известно только сейчас. «Четвертого сентября поблизости от Собора Парижской Богоматери обнаружена автомашина, в которой находились семь газовых баллонов. Шесть из них были заполнены», — говорится в сообщении телеканала. При этом СМИ уточняют, что баллоны не были присоединены к какому-либо детонатору. В настоящее время задержаны два человека (мужчина и женщина), которые могут быть причастны к подготовке преступления. Их допрашивают. Французские правоохранительные органы проявляют особую бдительность после терактов, произошедших в Париже осенью 2015 года. 14 ноября у стадиона «Стад де Франс» двое террористов-смертников привели в действие взрывные устройства. В концертном зале «Батаклан» несколько сотен человек были взяты в заложники. Еще несколько нападений с применением огнестрельного оружия и взрывчатки были совершены в разных частях города. По официальным данным, в результате серии терактов в Париже 13 ноября погибли 129 человек, 352 ранены. Еще один теракт произошел в Ницце в июле этого года. Водитель грузовика протаранил толпу людей, которые собрались на Английской набережной, чтобы посмотреть фейерверк по случаю Дня взятия Бастилии. Погибли 84 человека. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 12 августа, 2016 22 августа, 2016 23 августа, 2016 29 апреля, 2024 28 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 12 августа, 2016 22 августа, 2016 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/u-sobora-parizhskoy-bo...

Выбор эпохи Людовика XI был подсказан Гюго, по всей вероятности, «Квентином Дорвардом» Скотта, но идея организовать действие вокруг Собора Парижской Богоматери целиком принадлежала ему; она отражала его увлечение старинной архитектурой и его деятельность в защиту памятников средневековья. Особенно часто Гюго посещал собор в 1828 году во время прогулок по старому Парижу со своими друзьями – писателем Нодье, скульптором Давидом д " Анже, художником Делакруа. Он познакомился с первым викарием собора аббатом Эгже, автором мистических сочинений, впоследствии признанных официальной церковью еретическими, и тот помог ему понять архитектурную символику здания. Вне всякого сомнения, колоритная фигура аббата Эгже послужила писателю прототипом для Клода Фролло. В это же время Гюго штудирует исторические сочинения, делает многочисленные выписки из таких книг, как «История и исследование древностей города Парижа» Соваля (1654), «Обозрение древностей Парижа» Дю Бреля (1612), средневековые «Хроники» Пьера Матье, и Комина и др. Подготовительная работа над романом была, таким образом, тщательной и скрупулезной; ни одно из имен второстепенных действующих лиц, в том числе Пьера Гренгуара, не придумано Гюго, все они взяты из старинных источников. К середине 1828 года замысел произведения настолько прояснился для писателя, что он набросал его план на бумаге. В этом первом сценарии отсутствует Феб де Шатопер, центральным звеном романа является любовь к Эсмеральде двух лиц – Клода Фролло и Квазимодо. Эсмеральду обвиняют лишь в чародействе (а не в убийстве капитана Шатопера), и влюбленному в нее поэту Гренгуару удается на время оттянуть трагическую развязку, подменив собой цыганку в железной клетке, куда она брошена по приказу короля, и пойдя вместо нее на виселицу, интересно отметить, что в сценарии уже присутствовала осада Собора Парижской Богоматери толпой бродяг. 15 ноября 1828 года Гюго заключил договор с издателем Госленом, согласно которому он должен был представить ему к 15 апреля 1829 года рукопись романа «Собор Парижской Богоматери».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Разделы портала «Азбука веры» Описание Образ Богородицы высотой 5,45 метра в алтарной апсиде. Вогнутая поверхность самой апсиды отражает свет таким образом, что создается иллюзия сияния золотого фона вокруг фигуры Богоматери. Это дополнительно подчеркивается кубиками смальты, которые вставлены в штукатурку фона под разными углами.Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д. Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков. Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов. Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот древнейший жест молитвы запечатлен еще в росписях первохристианских катакомб. По этому жесту богородичный образ Софийского собора часто именуют Орантой, т. е. молящейся. Также этот образ величают «Нерушимой стеной». Это словосочетание, изначально заимствованное из 12-го икоса акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся, царствия нерушимая стено», со временем в народе приобрело буквальное толкование. Ведь за все столетия существования собора, несмотря на многие разорения, стена с этим образом никогда не разрушалась. Потому и возникло поверье, что православный Киев будет стоять до тех пор, пока в Софийском соборе находится с воздетыми руками молящаяся Владычица… По периметру дуги апсиды проходит греческая надпись, которая еще раз подчеркивает предстательство Богоматери: « Θες ν μσ ατς κα ο σαλευθσεται·βοηθσει ατ Θες τ πρς πρω πρω – Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» ( Пс. 45:6 ). Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные черты лица – все это признаки нового аскетического стиля. Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос. Рекомендуемая литература Богородица Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 11  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/bogomater-oranta/

Относительно этих писателей разве нужно сказать только следующее. Пополняя собою ряды ученых исследователей, не признающих соборные деяния 1551 года за подлинные и канонические, они невольно увлекают читателя на путь основательных сомнений относительно характера деяний этого собора. Выше мы привели почти все, что в различное время было высказано различными русскими учеными в защиту и обоснование отрицательного взгляда на подлинность деяний, известных в настоящее время под именем деяний Стоглавого собора. Соглашаясь вполне почти со всеми выше приведенными доводами, не можем не высказать относительно характера деяний Стоглавого собора еще одного соображения, не высказанного, кажется, ни одним исследователем деяний этого собора. Если деяния Стоглавого собора были подписаны присутствовавшими на соборе отцами, если они имели каноническое значение, то с 1551 года они должны были несомненно стать настольною книгою всего русского духовенства. В деяниях этого собора затронут и разрешен не один какой-либо вопрос, а множество церковных вопросов, затронута вся религиозная и церковная жизнь людей того времени; деяния определяли каждый шаг священника, инока, инокинь, касались старосты, просфорни и т.д. —228— Бывшие на соборе епископы и игумены всей северной митрополии, конечно, возвратились из Москвы к местам своего служения с точными списками деяний соборных. Их они должны были распространять по своим епархиям. В действительности же этого приходится крайне сомневаться. Ученые исследователи все с прискорбием отмечают поразительно малое количество рукописных Стоглавов, сохранившихся до настоящего времени, особенно Стоглавов 16 века. А это несомненно потому, что их было в действительности в то время очень мало, чтобы не сказать больше. Мы не встречаем списков Стоглава не только в селах, но и в больших городах, обителях, у многих владык. До нас, кажется, не дошло ни одного списка Стоглава, написанного хотя бы 10, 15 или 20 лет спустя после Стоглавого собора. В Пскове напр., для известной и богатой обители Успения Пречистой Богоматери списывают Стоглав, кажется, первый раз только в 1596 году, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Анализ почерков, проделанный А. А. Туриловым, показал, что и устав, и полуустав относятся к рубежу XIV–XV вв. и близки такому типу почерков, как устав и полуустав Киевской псалтыри 1397 г., но на иконе отсутствуют курсивные элементы, характерные для этого памятника. Лингвистическое исследование показало наличие в надписях русизмов. 117 Подводя итог этой части работы, прежде всего нужно вспомнить начальную тему: ктиторская композиция в клейме ψ строится в соответствии с принципами константинопольской редакции изображений Акафиста, точно и полно воспроизводя образы текста гимна. Изображение Богоматери с Младенцем на храме, представленном в центре композиции клейма ψ, имеет характерную для искусства XIV столетия особенность – подчеркнутую символику жестов, семантическая основа которой восходит к константинопольскому образцу из Кахрие Джами. Смысловым аналогом является образ Богоматери « χρα του χωρτου», название которого перефразирует синтагму Акафиста, что свидетельствует о непосредственном знакомстве мастера, создавшего икону Успенского собора, с константинопольскими образцами. Однако изображения ктиторов в этом клейме не могут быть связаны со столицей Византии. Их костюмы и регалии не находят прямых аналогов в парадных облачениях властителей балканских стран. Исходя из историко-культурного контекста XIV столетия, с наибольшей степенью вероятности можно предположить, что на иконе Успенского собора Москвы представлены московский великий князь Василий Дмитриевич и его супруга Софья Витовтовна. Это предположение требует дальнейших доказательств, которые мы попытаемся найти, объяснив неправильный порядок расположения клейм, свойственный только иконе «Похвала Богоматери с Акафистом». 69 Попов Г. В. Три памятника южнославянской живописи XIV в. и их русские копии середины XVI в.//Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. С. 362–363. 70 Розыск о богохульных строках и сомнения святых честных икон дьяка Ивана Михайловича Висковатого//ЧОИДР. М., 1858. Кн. II (апрель-июнь). С. 13 (ri); Андреев Н. Е. О «деле» дьяка Висковатого//Seminarium Kondakovia- num. Prague, 1932. T. V. P. 224. Рукописный текст: ГИМ, OP, Епарх. 432/14. Л. 36об.–37об. Отмечено изображение Саваофа в клейме о «Весь бе в нижних и вышних...».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010