Но, публикуя во «Времени» «Собор Парижской богоматери», издатели журнала, в особенности Ф. M. Достоевский, руководствовались не только соображением о том, что после появления «Отверженных» этот роман мог рассчитывать на новый интерес русского читателя. Достоевский стремился побудить публику в свете социальной проблематики «Отверженных» свежими глазами прочитать более ранний роман Гюго. Воспринятый в контексте «Отверженных» «Собор Парижской богоматери» уже заключает в себе истоки проблематики позднейших произведений — в этом один из главных тезисов предисловия Достоевского. Интерпретации творчества Гюго романтической критикой 1830-х годов, судившей о нем в исторической перспективе литературно-эстетической борьбы с классицизмом, Достоевский противопоставляет принципиально иное, более широкое истолкование общественного и этического смысла его произведений, ставшего очевидным после появления «Отверженных». Еще до появления перевода «Собора Парижской богоматери» во «Времени» А. А. Григорьев в статье «Знаменитые европейские писатели перед судом русской критики» назвал этот «гениальный» роман «высокопоэтическим созданием», «колоссальным романом (до сих пор еще не переведенным по-русски)» (Время. 1861. Отд. II. С. 43, 49, 58). Возможно, что приведенные замечания Григорьева могли подсказать братьям Достоевским мысль о помещении во «Времени» полного перевода романа (или наоборот — что мысль эта возникла в редакционном кружке «Времени» еще до появления статьи Григорьева и что, когда он ее писал, ему было известно о заказанном редакцией переводе «Собора Парижской богоматери»). Исходя в формулировке социально-гуманистических идей Гюго из «Отверженных» и радуясь их «всеобщему, почти всемирному успеху», Достоевский оценивает «Собор Парижской богоматери» как более раннее, менее отчетливое выражение той же великой идеи «оправдания униженных и всеми отринутых парий общества». Вывод о «восстановлении погибшего человека» как об «основной мысли всего искусства девятнадцатого столетия», сформулированный Достоевским в предисловии к «Собору Парижской богоматери», явился не только результатом теоретического осмысления творчества Гюго и других близких писателю великих явлений искусства и литературы, предшествовавших и современных ему. Вывод этот явился выражением собственной его творческой программы, осуществленной в ближайшие годы после написания предисловия к «Собору Парижской богоматери» в «Преступлении и наказании» и «Идиоте», при работе над которыми (как и над последующими своими романами) Достоевский не раз возвращался мыслью к идеям данного предисловия и к образам романов Гюго. Замысел романа-эпопеи дантовского масштаба, которая «хоть к концу-то века» выразила XIX век и его идеалы «так же полно и вековечно», как «Божественная комедия» — «верования и идеалы» католического средневековья, получил дальнейшее развитие в работе над «Житием великого грешника» и «Братьями Карамазовыми».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Март 2021 года: в лесу Берсе во французском регионе Луара срубили первый из тысячи старых могучих дубов, предназначенных для воссоздания свода, перекрытий, несущих конструкций и шпиля по старинным технологиям. Сентябрь 2021 года: полностью завершены работы по закреплению (консервации) строительных конструкций собора. Трудами плотников, монтажников, сварщиков, промышленных альпинистов и многих других мастеров и специалистов удалось возвести временные строительные конструкции и специальный огромный защитный колпак, укрывший оголенные башни, своды и стены здания от атмосферных осадков. Открылись тендеры на дальнейшие работы по реконструкции. Весна 2022 года: предприятия и мастерские художественного стекла с привлечением узких специалистов по всей Франции начали кропотливые работы по очистке, замене и восстановлению элементов знаменитых витражей собора. На помощь пришли также искусные реставраторы немецкого Кельнского собора, которые восстановили четыре оконных витража. Июль 2023 года: изготовлены массивные дубовые несущие конструкции. Дубовые балки и фермы подняли высотными кранами и установили, сформировав своды собора Парижской Богоматери. Многие парижане собрались, чтобы своими глазами увидеть это торжественное событие. В нем даже усмотрели символический акт, косвенно открывающий подготовку к Парижским Олимпийским играм 2024 года. Август 2023 года: Франция оплакала внезапную смерть армейского генерала Жан-Луи Жоржелена (Jean-Louis Georgelin), возглавлявшего работы по реставрации собора. Президент Макрон с присущим ему цветистым красноречием восславил усопшего генерала как «величайшего солдата», доблестно посвятившего себя подвигу восстановления Собора Парижской Богоматери «камень за камнем». Декабрь 2023 года: на шпиль собора водрузили золотого петушка, который многими теперь воспринимается как феникс, чудом возродившийся из огня и символизирующий возрождение собора Парижской Богоматери. Перед церемонией водружения петушка, епископ торжественно возложил ему в грудь через особую герметичную дверцу драгоценные реликвии веры, в том числе капсулу с частицей Тернового Венца Иисуса Христа.

http://sedmitza.ru/text/10376229.html

Все фоны средника и кайм зашиты пряденой золотной нитью с желтой прикрепой (шов – «двойная ягодка»). Контуры рисунка и детали в среднике и на каймах обнизаны мелким жемчугом. Жемчугом шиты звезды на очелье и плече Богоматери, монограмма на нимбе Младенца, узор вьюнка на нимбе Богоматери, надписи на каймах, киотчатые клейма и полосы, обрамляющие средник и каймы. Среди жемчужного узора на нимбе Богоматери – три изумруда в гладких золотых оправах. По сторонам нимбов пришиты три серебряные позолоченные крестовидные дробницы с резным с чернью растительным орнаментом и надписями: мр у, хс. По боковым сторонам пелены пришита восточная золотая тканая тесьма (шириной 5 см) с золотым геометрическим узором по вишневому фону. Подкладка из малиновой камки. Наверху подкладки пришито десять петель из цветного шнура. СОХРАННОСТЬ Лики несколько деформировались, потер гость и перегибы золотных нитей, особенно на фоне. Небольшие утраты жемчуга. Подкладка местами грубо прошита, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ 709 Образ Богоматери с Младенцем в среднике и шитые изображения двунадесятых праздников на каймах восходят к двум иконам Успенского собора Московского Кремля: чудотворной «Богоматери Владимирской» (начало XII в., Византия), поновленной в 1514 г. 710 , в золотом «фотиевском» окладе с праздниками (первая четверть XV в., греческие мастера в Москве) 711 , и иконе-списку начала XVI в. с праздниками и святыми на полях 712 . Сплошное золото е шитье пелены имитирует золотой оклад чудотворного образа. Однако иконографические и композиционные особенности большинства изображений праздников (а также их расположение на клеймах пелены 713 ) восходят к иконе начала XVI в. Согласно Описи 1701 г. 714 пелена предназначалась для древней чудотворной иконы. Однако не исключено, что изначально она была создана для иконы-списка начала XVI в. и выносилась в малый крестный ход 715 . АТРИБУЦИЯ Основанием для датировки пелены является запись в делах Царицыной мастерской палаты от 26 июля 1639 г.: «Иконники Марк Матвеев да Третьяк Гаврилов знаменили (14 дней) образ Бцы Владимирские, а около образа Дванадесятые праздники, по бумаге знаменовали и красками цветили и по тафте знаменовали» 716 . Для шитья пелены было нужно не менее одного-двух лет. Вероятно, ее вышивали две-три мастерицы. ВЫСТАВКИ 1985–1986 Белград – Скопле, 57. ИСТОЧНИКИ Описи Успенского собора XVII в. Стб. 758; Опись Успенского собора 1853, л. 175; Забелин 1901. С. 725; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12223; Музеи Кремля 1969. Табл. 122; Маясова 1985. С. 207–208, ил. 67. 95. ПЕЛЕНА УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ Москва, мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, знаменщики Марк Матвеев и Сидор Осипов, 1640–1642. Шелк (XVII в., Италия), бархат (XVII в., Турция), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В католичестве почитание Богоматери, в общем, не меньше, чем в православии, но и оно подверглось здесь тому общему духовному гнету, который тяготеет над всем католическим миром. Потребность проявлять и ощущать абсолютную власть папы во всем, в частности и в делах веры, догматизировать сверху, издавать догматические законы там, где жизнь их вовсе не требует, сказалась и здесь. Таким именно законом, ничем другим не вызванным, кроме потребности догматического властвования, явился новый католический догмат 1854 года, изданный папой Пием IX, который de facto предвосхищает в нем догмат будущего Ватиканского собора о папской непогрешимости в делах веры. Правда, формально был произведен опрос епископов почтой и телеграфом и, конечно, получено их согласие, но, в общем, на этом догмате лежит уже тень будущих событий, отбрасываемая назад, именно - Ватиканского собора с Ватиканским догматом. Догмат 1854 года не вызван никакой жизненной необходимостью (если не считать голосов церковных партий или видений отдельных благочестивых душ, которые еще не представляют собой догматического авторитета). Для католичества существовало время, когда нужда в догмате о почитании Богоматери действительно наличествовала, это именно тогда, когда Реформация его отвергла. Однако, не сделав этого своевременно, оно уже не имело этой нужды - теперь, когда церковные реки вошли в берега, а протестантское отрицание Богоматери обличилось в полной своей нецерковности. И во всяком случае новый догмат не имеет никакого значения для борьбы с протестантизмом. Догмат 1854 года явился в этом смысле самочинным доктринерством отдельных партий и голосов и отразил все их влияние с его односторонностью. В общем, католический догмат является неправильным выражением правильной мысли о личной безгрешности Богоматери, причем он делает это совершенно негодными средствами. Именно - он вводит при этом проблематические, а то и прямо неверные учения в качестве основных элементов догмата и совершенно неверно формулирует саму мысль, вовсе отрицая силу первородного греха у Богоматери Он является сам по себе догматическим недоразумением и даже просто ошибкой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Инв. TK-2691 Кат. 74 На среднике подвесной пелены к небольшой иконе по малиновой камке вышито изображение поясной Богоматери Тихвинской. Правая рука ее прижата к груди. Младенец одной рукой благословляет, другой держит на коленях свиток, ступня его правой ножки повернута пяточкой к зрителю. Личное шито тонким некрученым золотисто-песочным шелком «в раскол» с небольшими оттенениями. Черты ликов, контуры и детали рисунка отмечены черной нитью. Волнистые волосы Младенца и радужки глаз шиты красно-коричневым шелком. Нимбы и одежды – прядеными серебряными и золотными нитями с красно-коричневой, голубой и желтой прикрепой (швы – «ягодка», «черенок», «рядки»). На фоне серебряной нитью вышиты монограммы – мр у, хс. Рельефный контур нимба Богоматери шит золотной нитью. Такие же обрамления имеют каймы из той же малиновой камки, что и средник, с тропарем праздника иконы Богоматери Смоленской, шитым серебряной нитью четкой вязью: к б(д)це прил(ж)но ние притецем со (с)мирение(м) припа//дающе вопиюще глубны душев(н)ы// вл(д)ца помози милодо..вл(в)ши на ны по(д)щис //ко т множе(с)тва грехов не (т)врати рабы тщо тебе бо е(д)ну. Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на левую, затем нижнюю и правую. Буквы на верхней кайме направлены внутрь, на остальных – наружу пелены. К нижнему концу пелены пришито пять кистей из крученого малинового шелка с ворворками. Подкладка из желтой камки. СОХРАННОСТЬ Утраты шитья в личном, потертость золотных нитей, особенно на тексте песнопения. Ткани секутся. В XIX в. пелена была нашита на картон с наклеенным на него темно-зеленым бархатом того же времени. ИКОНОГРАФИЯ 620 Изображение Богоматери с Младенцем на пелене повторяет образ чудотворной иконы Богоматери Тихвинской, явленой в 1383 г. и особо почитавшейся в XVI в. Этим обусловлено большое распространение списков Тихвинской Богоматери в вв. 621 , ко многим из которых прикладывались лицевые пелены. В музейных собраниях сохранилось значительное число пелен с образом Богоматери Тихвинской, но большинство их мало изучено 622 . Ближайшая иконографическая аналогия публикуемой пелене – икона «Богоматерь Тихвинская» (третья четверть XVI в.), вставленная в раму с клеймами Сказания, из Благовещенского собора Московского Кремля 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

“Вошел в горящий собор вместе с пожарными”. Священник вынес терновый венец из Нотр-Дама Что случилось после пожара с произведениями искусства, статуями и священными реликвиями Собора Парижской Богоматери 16 апреля, 2019 Что случилось после пожара с произведениями искусства, статуями и священными реликвиями Собора Парижской Богоматери Священник Жан-Марк Фурнье помог пожарным вынести из горящего Собора Парижской Богоматери священные реликвии. Благодаря его помощи был спасен терновый венец Иисуса Христа. The Guardian пишет, что случилось с другими произведениями искусства, статуями и святынями после пожара. Теракт, война и пожар Священник парижской пожарной команды Жан-Марк Фурнье утешал раненых и родственников погибших в концертном зале Батаклан после терактов в Париже в 2015 году. Когда в столице Франции вновь случилось несчастье — загорелся Собор Парижской Богоматери — он тоже не остался в стороне. Жан-Марк Фурнье настоял, чтобы ему разрешили войти в здание с пожарными, заявил мэр 15-го округа Парижа Филипп Гужон. Этьен Лорайер, редактор французской католической телевизионной сети, написал в Twitter, что именно священник помог «спасти терновый венец». Ранее священник провел семь лет с французскими вооруженными силами. С ними он ездил в Афганистан. Его храбрость была отмечена после теракта в 2015 году, когда он ухаживал за ранеными и молился за умерших. Etienne Loraillère/twitter.com Какие реликвии удалось спасти Собор Парижской богоматери был домом для множества произведений искусства, музыкальных инструментов, статуй и религиозных реликвий. Полный их список опубликован на сайте Нотр-Дама. Во время пожара 15 апреля 2019 шпиль и крыша 850-летнего собора были разрушены. Чиновники заявили, что план по защите сокровищ Нотр-Дама был оперативно воплощен утром 16 апреля. Министр культуры Франции Фрэнк Риестер опубликовал в Twitter фотографии, подтверждающие это. «Сотрудники министерства культуры, которым помогают представители архиепископа, пожарная команда Парижа и службы безопасности, эвакуируют произведения искусства, находившиеся внутри собора», — сказал Риестер.

http://pravmir.ru/voshel-v-goryashhij-so...

Потребность проявлять и ощущать абсолютную власть папы во всем, в частности и в делах веры, догматизировать сверху, издавать догматические законы там, где жизнь их вовсе не требует, сказалась и здесь. Таким именно законом, ничем другим не вызванным, кроме потребности догматического властвования, явился новый католический догмат 1854 г., изданный папой Пием IX, komopый defacmonpeдbocxuщaem в нем догмат будущего Ватиканского Собора о папской непогрешимости в делах веры. Правда, формально был произведен опрос епископов почтой и телеграфом и, конечно, получено их согласие, но в общем на этом догмате лежит уже тень будущих событий, отбрасываемая назад, именно Ватиканского Собора с Ватиканским догматом. Догмат 1854 г. не вызван никакой жизненной необходимостью (если не считать голосов церковных партий или видений отдельных благочестивых душ, которые еще не представляют собой догматического авторитета). Для католичества существовало время, когда нужда в догмате о почитании Богоматери действительно наличествовала, это именно тогда, когда реформация его отвергла. Однако, не сделав этого своевременно, оно уже не имело этой нужды – теперь, когда церковные реки вошли в берега, а протестантское отрицание Богоматери обличилось в полной своей нецерковности. И, во всяком случае, новый догмат не имеет никакого значения для борьбы с протестантизмом. Догмат 1854 г. явился в этом смысле самочинным доктринерством отдельных партий и голосов и отразил все их влияние с его односторонностью. В общем, католический догмат является неправильным выражением правильной мысли о личной безгрешности Богоматери, причем он делает это совершенно негодными средствами. Именно, он вводит при этом проблематические, а то и прямо неверные учения в качестве основных элементов догмата, и совершенно неверно формулирует самую мысль, вовсе отрицая силу первородного греха у Богоматери 15 . Он является, сам по себе, догматическим недоразумением и даже просто ошибкой. Но он понуждает Православие к выяснению истинного догмата, жизненно содержимого в Православии, о почитании Богоматери как безгрешной, Пречистой, Пренепорочной Приснодевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Пожар в соборе Парижской Богоматери потушили. Что известно на данный момент «Я торжественно обещаю вам, что мы восстановим собор» — президент Франции. 16 апреля, 2019 «Я торжественно обещаю вам, что мы восстановим собор» — президент Франции. Крупнейший пожар в соборе Парижской Богоматери начался вечером, 15 апреля. Обрушился шпиль собора, пламенем была объята несущая конструкция. Пожар тушили 400 пожарных. По данным французских СМИ, происшествие могло произойти на строительных лесах и может быть связано с реставрационными работами. Пожар в Соборе Парижской Богоматери ликвидирован, сообщает газета Le Figaro со ссылкой на представителя пожарных. «Пожар потушен. Мы будем продолжать следить за остаточными очагами и охлаждать горячие конструкции, в том числе несущие, чтобы пламя не возобновилось», — цитирует издание представителя пожарных Габриэля Плюс. 1. Конструкция собора полностью сохранена Пожарным спустя почти девять часов  удалось  ликвидировать возгорание. По их словам, структура здания, вероятно, спасена от разрушения. «Мы можем думать, что структура здания спасена, включая северную звонницу», — сказал госсекретарь министра внутренних дел Лоран Нуньес, подчеркнув свое желание оставаться «крайне осторожным». Информация подтверждена пресс-секретарем пожарных, который говорит, что конструкция собора «сохранена и сохранена во всей полноте». 2. Президент Франции пообещал восстановить собор По его словам, благодаря пожарным удалось избежать худшего сценария. «Я торжественно обещаю вам, что мы восстановим собор. Все вместе. С завтрашнего дня апреля] начнется сбор средств как во Франции, так и вне ее границ», — сказал Макрон. «Этот собор — часть французской истории. Мы гордимся им, мы сумели воздвигнуть его более 800 лет назад, мы улучшали и надстраивали его век за веком», — напомнил он. 3. Собор не тушили вертолетами, чтобы не разрушить каменные конструкции Представитель пожарной службы Парижа Лоран Вибер отметил, что приблизиться к историческому зданию можно только со стороны фасада, а также по узкой улице, идущей около северной стены собора.

http://pravmir.ru/pozhar-v-sobore-parizh...

Девственная земля, из которой родится новый Адам, радуйся ковчег славы, клеща угля, украшение пророков и патриархов, которую Исаия наименовал пророчицею, плинфою, девою, местом селения, видением, славою, книгою запечатанною, Иезекииль вратами заключенными, Даниил горою великою, Аввакум горою приосененною; благословенна ты, умный рай, в котором живоносное древо спасения и сам насадитель едема Христос… Богоматерь размышляла: как будет это? Но архангел сказал: размысли, как процвел жезл, как камень источил воду, как огонь купины объял кустарник» 345 . Речь эта обилием образов превосходит все существующие изображения благовещения, каждое в отдельности, и прямо намечает те три момента в истории благовещения, какие встречаем в искусстве. Моменты эти, как мы уже видели выше, повторены в слове Иакова и его иллюстрациях 346 . Таковы основные формы и осложнения главной композиции благовещения. Вторая композиция характеризуется присутствием источника или резервуара и на техническом языке наших старинных иконописцев называется «благовещением у источника или у кладезя»; название ее «предблаговещением» имеет также свой определенный смысл: оно указывает в ней лишь момент приготовительный к благовещению, но не само благовещение в строгом смысле слова. Древнейший пример такого изображения представляет оклад Евангелия из слоновой кости в миланском соборе V-VI века (рис. 28) 347 . Представлена скала, из которой вытекает струя воды, – мотив, разработанный древнехристианской скульптурой саркофагов и нередко повторяющийся здесь в изображении чуда изведения Моисеем воды в пустыне. Перед скалой стоит на коленях Богоматерь в виде молодой девицы, в богато украшенной тунике; в левой руке она держит кувшин (идрия), в который течет вода из упомянутого горного источника. Богоматерь обращает лицо назад к стоящему перед ней в обычной позе благовестника архангелу, с благословляющим жестом, в тунике. Та же самая композиция, те же фигуры и позы, с незначительными отличиями в подробностях, повторяются на вердюнской таблетке в собрании Солтыкова 348 . 28. Миланский оклад. В парижском Евангелии 74 (л. 105 об. 349 ): ландшафт с пальмовыми и масличными деревьями; на правой стороне шаблонные палаты. В центре картины античный бассейн. Богоматерь в раззолоченных одеждах (голубая туника и темно-синяя верхняя одежда) и красных сапожках наклоняется к бассейну, чтобы зачерпнуть воды в золотую идрию. В этот момент слетает к ней с неба архангел. Богоматерь в испуге оборачивается назад. Та же самая схема и в елисаветградском Евангелии 350 . 29. Мозаика в церкви Св. Марка в Венеции. В мозаиках церкви Св. Марка в Венеции 351 (рис. 29) XI в.: античный бассейн, возле которого стоит дерево. Богоматерь опускает в бассейн идрию и обращает лицо назад, откуда из-за палат, украшенных фронтонами, летит ангел с жезлом. Рядом – изображение суда над Богоматерью посредством воды обличения. 30. Фреска Киево-Софийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Деревянная романская статуарная пластика И. представлена следующими типами произведений: Распятиями и статуями Богоматери на троне и скульптурными композициями «Снятие с креста». Многочисленную группу составляют деревянные статуи Мадонны на троне с Младенцем Христом на коленях, воспроизводящие иконографический тип «Трон Премудрости». Их распространение в Европе связано с активным возрастанием почитания Богоматери в XI-XII вв. Самой ранней считается несохранившаяся статуя Мадонны из собора Клермона, изготовленная в 947 г. ( Laurentin R., Oursel R. Vierges romanes. [Saint-Leger-Vauban], 1988. P. 23). Скульптуры чаще всего вырезали из дерева, покрывали позолоченными металлическими пластинами, инкрустировали драгоценными камнями либо раскрашивали. Часто внутри деревянного остова был оборудован ковчежец для хранения реликвий Девы Марии. Высота статуй от 70 до 110 см. Черный цвет карнации некоторых скульптур появился в XV-XVII вв. Скульптуры устанавливали в апсиде на возвышении, за алтарем. Младенец Христос располагался либо строго по центру, либо на левом колене Богоматери. Правая рука поднята в благословляющем жесте, левая лежит на Евангелии. Богоматерь придерживает Сына левой рукой, в правой руке у Нее могут быть различные атрибуты (яблоко, крест, шар, процветший скипетр), придающие образу дополнительные смысловые оттенки. Большинство романских статуй Мадонны на троне в И. датируются 2-й пол. XII - 1-й третью XIII в. Среди наиболее древних можно назвать статуи Мадонны из собора в Жироне и из Музея диоцеза в кафедральном соборе в Леоне. В рамках общеевроп. традиции выполнены: Мадонна из мон-ря Санта-Мария-ла-Реаль в Нахере (пров. Ла-Риоха), Мадонна Вега из старого собора в Саламанке, Белая Мадонна из собора в Туделе (пров. Наварра), Мадонна из мон-ря Санта-Мария-де-Монсеррат (пров. Барселона). Интерес представляет также каменная скульптура Богоматери с Младенцем из клуатра собора в Солсоне (пров. Льейда), выполненная в кон. XII в. тулузским мастером Гилабертом (Gilabert или Gilabertus). Стройные вытянутые пропорции, мелкие плиссированные складки одежд, царственный облик свидетельствуют о раннеготическом влиянии Иль-де-Франса (тимпаны с Мадонной на троне в соборах Шартра и Парижа), распространившемся скорее всего через 3-ю мастерскую ц. Нотр-Дам-де-ла-Дорад в Тулузе.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010