Закрыть itemscope itemtype="" > Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? Доклад архиепископа Серафима, прочитанный им в 1948 году на Московском Всеправославном Совещании, и определивший государственно-церковную политику страны в отношении экуменизма - вплоть до прихода к власти Хрущева. 01.09.2000 350 Время на чтение 29 минут С 20-х годов и до конца жизни управляющим русскими православными общинами в Болгарии был епископ, а впоследствии архиепископ Серафим (Соболев) (1881 - 1950). Он похоронен в крипте софийской церкви святителя Николая Чудотворца, в которой прослужил больше четверти века. Владыка не причислен к лику святых, но веруюущие во всем мире почитают его как святого и едут к нему со всех концов света со своими болями, скорбями и нуждами. Более того (подобного нигде не припоминаю): с оказией передают ему письма или пишут их здесь же. В комнатке рядом с гробницей стоит стол, на столе - бумага, авторучки... Опускают эти молитвенные послания в ящик, который стоит возле гробницы. Народу очень много: кто-то только что опустил свою записку, кто-то жарко благодарит за то, что был услышан... Так вот, для меня поездка в Болгарию (об этом визите в дружественную страну российской делегации подробно рассказывается в предыдущем материале) с самого начала была онаменована ожиданием встречи с архиепископом Серафимом. Перед кончиной он говорил своим духовным детям: " Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас " . Как видим, не оставил, чему свидетельством нескончаемый людской поток у гробницы, многочисленные факты чудотворений владыки, изустные и уже опубликованные рассказы о его помощи и заступничестве. Владыка Серафим был одарен от Бога даром прозорливости, которая проявлялась даже на расстоянии, ангельской чистотой и целомудрием. Его верный ученик и личный секретарь архимандрит Пантелеймон (Старицкий) вспоминал: " За свою чистоту Владыка получил от Господа дар усматривать самые тонкие отклонения от православной истины. Он следил за жизнью Православия и был как бы совестью ее. Где замечал он неправильность, бескомпромиссно изобличал ее, не боясь пострадать за истину. В результате появились бесценные богословские творения архиепископа Серафима " . Одно из этих творений посвящено изобличению экуменизма как опаснейшей ереси. Речь идет о докладе " Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? " , прочитанном владыкой на Московском Всеправославном Совещании 1948 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/0...

Архиерейский собор причислил к лику святых архиепископа Серафима (Соболева) 3 февраля, 2016. Новостная служба Память святителя Серафима определено праздновать 13/26 февраля 3 февраля. ПРАВМИР. Члены Архиерейского Собора Русской Православной Церкви на заседании в среду единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России.   «Изучив внимательно жизненный путь и архипастырский подвиг архиепископа Серафима, совершившиеся по его молитвам чудотворения и непрекращающееся всенародное его почитание, Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви единомысленно со Священным Синодом Болгарской Православной Церкви, представленным на настоящем Соборе по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Преосвященными митрополитом Варненским и Великопреславским Иоанном и епископом Знепольским Арсением, определяет: причислить к лику святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881-1950) для общецерковного почитания», — говорится в документе. Собор отметил, что личность архиепископа Серафима особым образом объединяет Русскую и Болгарскую Православные Церкви. Память святителя Серафима определено праздновать 13/26 февраля, в день его преставления ко Господу. Честные останки святителя Серафима считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание, говорится в документе. Члены Собора пропели величание новопрославленному святому. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил митрополиту Варненскому и Великопреславскому Иоанну образ святителя Серафима, написанный в иконописной мастерской Санкт-Петербургской духовной академии, — для передачи в дар Болгарской Православной Церкви. Архиепископ Серафим (Соболев) – почитаемый в Болгарии и России многолетний настоятель патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Софии. В течение почти 30 лет с 1921 года он являлся здесь настоятелем русской церкви. Приход объединял тогда представителей первой волны русской эмиграции, здесь служили, в том числе, Георгий Шавельский, последний протопресвитер русской армии и флота, протоиерей Александр Рождественский, член Священного Синода РПЦ в дореволюционный период.

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-pri...

Вестник ПСТГУ Новые сведения о взглядах архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на проблемы Русской Православной Церкви Источник Публикуемый документ – письмо известного подвижника благочестия епископа (впоследствии архиепископа) Серафима (Соболева) архиепископу Вениамину (Федченкову) . Причина появления письма – звучавшие со стороны архиепископа Вениамина обвинения в ереси в адрес митрополита Антония (Храповицкого) . Епископ Серафим, будучи противником учения митрополита Антония об искуплении, тем не менее высказался против подобных обвинений. Епископ Серафим приводит в своем письме ряд интересных фактов, характеризующих отношение праведного Иоанна Кронштадтского к архиепископу Феофану (Быстрову) и Г. Распутину. Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) является одним из наиболее почитаемых в Болгарии и в России подвижников благочестия и одним из наиболее авторитетных апологетов православия. Иерарх родился в 1881 г., окончил Рязанскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1908 г. за сочинение «Учение о смирении по Добротолюбию» удостоен ученой степени кандидата богословия. В 1908 г. был рукоположен во иеромонаха, затем преподавал в Пастырском училище в Житомире, в Калужской и Костромской духовных семинариях. С 1912 г. о. Серафим был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Воронежской духовной семинарии. Вместе с отступавшими войсками генерала А. И. Деникина архимандрит Серафим уехал на юг России. В соответствии с решением Высшего Церковного Управления на юге России, в день Покрова Пресвятой Богородицы 1920 г. архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В ноябре того же года архипастырь покинул Россию, а в 1921 г. возглавил русские приходы в Болгарии. В том же году иерарх был переименован Патриархом Тихоном во епископа Богучарского. В 1938 г. за сочинение «Новое учение о Софии Премудрости Божией» удостоен ученой степени магистра богословия и был включен в состав Ученого комитета при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). В 1944 г. архиепископ Серафим перешел из ведения Архиерейского Синода в подчинение Московского Патриархата. Скончался архипастырь в день Торжества православия 26 февраля 1950 г. В 2010 г. имя архипастыря было включено в святцы Русской православной Церкви заграницей (РПЦЗ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Наиболее видными защитниками юридической теории искупления после 1917 годы были митрополит Литовский и Виленский Елевферий (Богоявленский) (1869–1940), с 1930 года – управляющий русскими приходами в Западной Европе, находившимися в юрисдикции Московской Патриархии), и архиепископ Серафим (Соболев) (1881–1950), жил в Болгарии, до 1946 года был в ведении карловчан, в 1946 году воссоединился с Московской Патриархией) 113 . Митрополиту Елевферию принадлежит труд (объемом в 196 страниц) об искуплении 114 , в котором, в частности, читаем: «Пусть термины – удовлетворение, заслуги – взяты в богословии из римского права; но дело, конечно, не в них, как словах, а в самых актах Искупления, которые для лучшего человеческого понимания их более правильно определяются этими терминами. И применять их к сему делу, по-моему, нисколько не предосудительно для выражения православного понимания Искупления» 115 . Архиепископ Серафим – автор труда «Искажение Православной истины в русской богословской мысли», изданного в Софии в 1943 году. В нем есть следующие статьи: «По поводу статьи митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления»; «По поводу книги архимандрита Сергия «Православное учение о спасении»; «По поводу сочинения иеромонаха Тарасия (Курганского) «Великороссийское и малороссийское богословие XVI-XVII вв. " " В статье по поводу книги архимандрита Сергия архиепископ Серафим писал: «Понимание спасения у архимандрита Сергия (Страгородского) как проистекающее из отрицания правовой точки зрения, является неправильным… Отвергая в учении о нашем спасении правовое воззрение через отрицание взгляда на Христа, как на умилостивительную жертву, мы не только впадаем в одностороннее понимание дела нашего спасения, но и ниспровергаем Божественное домостроительство в самой его основе… Этой основой является искупительная жертва Христа, которая… совершилась в удовлетворение Божественного правосудия» 116 . Преосвященный Серафим подверг суровой критике книгу иеромонаха Тарасия, о которой отец Петр Гнедич пишет: «В отношении догмата искупления автор (то есть иеромонах Тарасий) устанавливает, что в творениях московских богословов XVI века, как и у Восточных отцов, чьи понятия удовлетворения правды Божией как сущности искупления, и других признаков юридического понимания догмата. Проникновение его в русское богословие в последующий период вызывается прямым заимствованием его из готовых догматических систем Запада» 117 .  

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Свидетельством неразрывной связи между Церковью Небесной и земной является состоявшаяся на нынешнем Архиерейском Соборе канонизация архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881-1950), который совершал свое архипастырское служение в Болгарии, где и окончил свой земной путь. Этот угодник Божий явил пример праведного жития, горячей и нелицемерной любви к пастве и был прославлен Господом уже при жизни — благодатными дарованиями, а после блаженной кончины — чудотворениями. Убедительно, сильно и ярко звучат слова святителя о необходимости твердо хранить православную веру: «Существенная сторона Церкви , — писал святитель Серафим, — состоит в неизменности ее догматического и нравственно-канонического учения, которое исходит от Самого Бога, Господа Иисуса Христа . В этой неизменности учения Православной Церкви, в том, что она в полной чистоте сохранила апостольскую веру, состоит ее главное и существенное отличие от всех других христианских исповеданий» . Таковым пониманием руководствуется и будет руководствоваться Русская Православная Церковь. Радуясь об умножающемся в народе Божием почитании честных угодников Христовых, Освященный Собор благословил общецерковное почитание сонма святых ранее причисленных к лику местночтимых, в том числе врача-страстотерпца Евгения (Боткина), пострадавшего вместе с царственными страстотерпцами. Его общецерковное прославление приобретает особое значение сегодня, когда Церковь стремится к установлению полной ясности относительно обстоятельств убиения Царской семьи. В настоящее время начат новый этап изучения останков, найденных в Екатеринбурге и приписываемых Царской семье. Освященный Архиерейский Собор настаивает на беспристрастности и всестороннем научном характере экспертизы, поскольку для Церкви останки страстотерпцев являются святыми мощами. Таковыми останки, найденные в Екатеринбурге, могут быть признаны лишь в случае, если будет исключено малейшее сомнение в их подлинности. Русская Православная Церковь молится о даровании мира многострадальной украинской земле, где продолжается вооруженное противостояние на Юго-Востоке. В условиях захватов храмов и притеснений чад канонической Церкви Собор призывает усилить молитву о епископате, клире, монашествующих и мирянах Украинской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4367711.ht...

   Наиболее видными защитниками юридической теории искупления после 1917 годы были митрополит Литовский и Виленский Елевферий (Богоявленский) (1869—1940), с 1930 года – управляющий русскими приходами в Западной Европе, находившимися в юрисдикции Московской Патриархии), и архиепископ Серафим (Соболев) (1881—1950), жил в Болгарии, до 1946 года был в ведении карловчан, в 1946 году воссоединился с Московской Патриархией).    Митрополиту Елевферию принадлежит труд (объемом в 196 страниц) об искуплении, в котором, в частности, читаем: «Пусть термины – удовлетворение, заслуги — взяты в богословии из римского права; но дело, конечно, не в них, как словах, а в самых актах Искупления, которые для лучшего человеческого понимания их более правильно определяются этими терминами. И применять их к сему делу, по-моему, нисколько не предосудительно для выражения православного понимания Искупления».    Архиепископ Серафим – автор труда «Искажение Православной истины в русской богословской мысли», изданного в Софии в 1943 году. В нем есть следующие статьи: «По поводу статьи митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления»; «По поводу книги архимандрита Сергия «Православное учение о спасении»; «По поводу сочинения иеромонаха Тарасия (Курганского) «Великороссийское и малороссийское богословие XVI-XVII вв. " "    В статье по поводу книги архимандрита Сергия архиепископ Серафим писал: «Понимание спасения у архимандрита Сергия (Страгородского) как проистекающее из отрицания правовой точки зрения, является неправильным… Отвергая в учении о нашем спасении правовое воззрение через отрицание взгляда на Христа, как на умилостивительную жертву, мы не только впадаем в одностороннее понимание дела нашего спасения, но и ниспровергаем Божественное домостроительство в самой его основе… Этой основой является искупительная жертва Христа, которая… совершилась в удовлетворение Божественного правосудия».    Преосвященный Серафим подверг суровой критике книгу иеромонаха Тарасия, о которой отец Петр Гнедич пишет: «В отношении догмата искупления автор (то есть иеромонах Тарасий) устанавливает, что в творениях московских богословов XVI века, как и у Восточных отцов, чьи понятия удовлетворения правды Божией как сущности искупления, и других признаков юридического понимания догмата. Проникновение его в русское богословие в последующий период вызывается прямым заимствованием его из готовых догматических систем Запада».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

София. Церковь Николая Чудотворца. Руска църква " Свети Николай Чудотворец " Карта и ближайшие объекты Окруженный березами, живописный храм в самом центре болгарской столицы нельзя обойти стороной. Его золоченые маковки, высокий шатер и старомосковское крыльцо сразу привлекают внимание и вызывают желание зайти помолиться. Но прежде спустимся в часовню под храмом, где в особом приделе находится беломраморная гробница архиеп. Серафима (Соболева) (1881–1950), выдающегося архиерея и богослова, который долгие годы служил в Никольской церкви. Это — ее главная святыня, к которой непрерывно идут богомольцы разного возраста и звания, ибо Владыка Серафим давно почитается в народе. В 2002 Болгарская Старостильная Церковь причислила его к лику святых. Русская церковь в Софии появилась не сразу после освобождения Болгарии. По окончанию русско-турецкой войны 1877–1878 в столице поселилась небольшая группа русских экспертов, которая оказывала помощь болгарскому правительству: военные и гражданские чиновники со своими семьями. Когда в центре Софии был заложен огромный Александро-Невский собор, возводившийся как дар России Болгарской Православной Церкви, в русской колонии возникла мысль построить небольшой собственный храм. С этой целью был образован комитет, и его членом стал акад. А. Н. Померанцев, по проекту которого возводился вышеназванный собор. Комитет приступил к сбору средств, главным образом среди русских, живших в Болгарии. В числе жертвователей был и Император Николай II. «Весь смысл постройки русского храма заключается именно в том, чтобы представить образец русского церковного зодчества и истинно православного благочестия в духе теплоты религиозного чувства, соответствия храмовой обстановки со смыслом и характером нашего богослужения», — полагали устроители. Однако это начинание из-за политических осложнений двигалось не слишком быстро, несмотря на то, что в 1882 городские власти предоставили под храм участок в 1400 кв. м, примыкавший к российской миссии. Много содействовали делу русские дипломатические агенты: Бахметьев и Д. К. Сементовский-Курило, ставший вскоре после провозглашения независимости Болгарского царства (1908) первым послом Российской империи. Хотя уже в 1902 говорили о скорой закладке посольской церкви, она, однако, по разным (в основном политическим) причинам откладывалась, и члены русской общины молились «в одном из зал дипломатического агентства, куда бывает трудно прилично поместить всех присутствующих».

http://sobory.ru/article/?object=07086

3149 Прот. Ф. И. Бокач некоторое время жил в Болгарии, окончил Св.-Сергиевский Институт и затем долгие годы был казначеем и экономом Института. Автор неопубликованного труда «Заслуженный профессор богословия H. H. Глубоковский – его жизнь и научно-богословская деятельность» (см.: Попов А. В. Российское православное зарубежье: История и источники. С приложением систематической библиографии. М., 2005. С. 98–99). 3151 Речь идет об Архиерейском Соборе РПЦЗ, проходившем в Сремских Карловцах в июне 1926 г., и уходе с него митрополита Евлогия. 3154 Старочеркасский С. Заграничное церковное обозрение... С. 138. Эту обширную выдержку прот. Ф. И. Титов заканчивает ссылкою на свидетельство «интервьера» (т. е. редактора «Пастирско дело» о. П. Тулешкова) о том, что «Глубоковский был до слез расстроен и опечален всем тем, что произошло на «карловацком соборе», по его сведениям, главными воротилами всего были какой-то «канонист» Зызыкин и какой-то «миссионер» Петков...» (Там же. С. 138–139). 3159 См.: К вопросу о Русском Посольском Храме в Софии: Доклады и постановления частного собрания прихожан 24 июля 1927 года. София, 1927. Книга имеет эпиграф: «... " Надо иметь в соображении величие России»... Достоевский. Дн. Писателя 1873 г> . 3160 Серафим (Соболев , 1 дек. 1881–26 февр. 1950), архиепископ Богучарский. Выпускник СПбДА (1908), 1 окт. 1920 г. в Симферополе хиротонисан в епископа Лубенского викария Полтавской епархии, с ноября 1920 г. в эмиграции, летом 1921 г. назначен управляющим тогда же созданного Болгарского церковного благочиния с титулом епископа Богучарского, викария Воронежской епархии, в 1934 г. возведен в сан архиепископа, в июне 1945 г. присоединился к Московской Патриархии. В феврале 2002 г. канонизирован старостильной Православной Церковью Болгарии. 3162 Причем эти сообщения попадали на страницы не только местной (болгарской) печати, но и парижских газет. Так, в газете «Возрождение» 752 за 27 июня 1927 г. С. 2) опубликована корреспонденция из Софии «Церковная неурядица в Софии», подробно излагающая события вокруг бывшего посольского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Патриарх Болгарский Неофит: Мы с радостью ожидаем приезда Патриарха Кирилла Предстоятель Болгарской Церкви – о предстоящей встрече, важных традициях и дедушке Добри 1 марта, 2018 Предстоятель Болгарской Церкви – о предстоящей встрече, важных традициях и дедушке Добри 3 марта Болгария отметит 140-летие освобождения от османского ига. Для участия в праздничных торжествах в страну прибудет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Накануне знаменательной даты Предстоятель Болгарской Православной Церкви Святейший Патриарх Болгарский Неофит ответил на вопросы «Правмира» – о предстоящей встрече, болгаро-российских отношениях и почившем недавно старце Добри. Мы с радостью ожидаем приезда Патриарха Кирилла — Ваше Святейшество, с момента принятия Болгарией и Россией христианства прошло более тысячи лет. Болгарские просветители, а также книжные памятники сыграли важную роль в формировании христианской культуры Древней Руси. Спустя столетия, превратившись в могучее государство, Россия стала покровительницей братских православных народов, в том числе способствовала освобождению Болгарии от османского ига. Несмотря на течение времени, смену эпох, что остается незыблемым в отношениях наших народов? — Действительно, с принятия христианства нашими странами прошли века, сменились эпохи, но совершенно очевидно, что неприкосновенными и незыблемыми за весь этот период являются наши отношения в единстве православной веры Христовой. — В Болгарии до сих пор за богослужением поминают русского царя-освободителя Александра II. Как вы думаете, сколько еще эта традиция продлится? — Нет никаких оснований полагать, что эта традиция прекратится — как в ближайшее время, так и позже. Не будем недооценивать верность Болгарской Православной Церкви своим традициям — равно как и благодарность болгарского народа. — Два года назад важным связующим звеном в болгаро-российских отношениях стало прославление в лике святых русского архиепископа Серафима (Соболева; 1881-1950), служившего на болгарской земле, благочестивой жизнью заслужившего почитание болгарского народа. Чем вам близок святитель Серафим? Чувствуете ли вы лично его духовную помощь?

http://pravmir.ru/patriarh-bolgarskiy-ne...

Серафим (Силичев Леонид Кузьмич; 1890–1937), архиепископ. В 1921 г. хиротонисан во епископа Александровского и Павлоградского, викария Екатеринославской епархии. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, обновленческий «епископ Павлоградский, Ростовский и Таганрогский». В 1924 г. принес покаяние. С 1924 г. епископ Сызранский, викарий Симбирской епархии; с 1925 г. епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии; епископ Подольский, викарий Московской епархии. В 1926 г. в ссылке. С 1927 г. епископ Азовский, викарий Ростовской[-на-Дону] епархии. С 1929 г. архиепископ Ростовский и Таганрогский. Репрессирован в 1931 г. С 1934 г. архиепископ Свердловский. С 1935 г. архиепископ Саратовский. В 1936 г. арестован, заключен в лагерь; в лагере в 1937 г. вновь осужден. Расстрелян. Серафим (Соболев Николай Борисович; 1881–1950), архиепископ. В 1920 г. хиротонисан во епископа Дубенского, викария Полтавской епархии. С 1920 г. в эмиграции. В 1921 г. назначен епископом Богучарским, управляющим русскими приходами в Болгарии. В 1924–1940 гг. член Архиерейского Синода РПЦЗ. С 1936 г. архиепископ. В 1945 г. перешел в юрисдикцию Московской Патриархии. Серафим (Чичагов Леонид Михайлович; 1856–1937), священномученик, митрополит. В 1905 г. хиротонисан во епископа Сухумского. С 1912 г. архиепископ. С 1914 г. архиепископ Тверской и Кашинский; в конце 1917 г. уволен от управления епархией. В 1918 г. назначен на Варшавскую кафедру, но для управления епархией выехать не смог. В 1921 г. арестован. В 1922–1924 гг. в ссылке. В 1928–1933 гг. митрополит Ленинградский. Расстрелян. Серафим (Юшков Владимир; 1864–1951?), епископ. В 1924 г. хиротонисан во епископа Саранского, викария Пензенской епархии. С 1925 г. епископ Лукояновский, викарий Нижегородской епархии. С 1929 г. епископ Кузнецкий. В 1935 г. уволен на покой. В 1930-е гг. был репрессирован, но спасен сыном, академиком С. В. Юшковым. В 1942 г. упоминается пребывающим на покое в Алма-Ате. Лишенный возможности священнослужения, последние годы жил в г. Малоярославце, где и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010