Закрыть itemscope itemtype="" > Русская идеология 13/26 февраля – память свт. Серафима (Соболева), архиеп. Богучарского (1950) 25.02.2020 989 Время на чтение 23 минут Ниже мы публикуем Вступление к важнейшему сочинению «Русская идеология» выдающегося православного богослова, проповедника, святителя Серафима (Соболева) (1881–1950). 3 февраля 2016 года а рхиепископ Серафим (Соболев) был причислен к лику святых для общецерковного почитания. День памяти – 13 (26) февраля. Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изд.: Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология. СПб., 1994), подготовил профессор А.Д. Каплин. + + + Русская идеология Вступление На Соборе Архиереев Русской зарубежной Церкви, бывшем в декабре 1937 г., Председателем Русскаго Архиерейскаго Синода, Высокопреосвященнейшим Митрополитом Анастасием мне предложено было дать идеологию Русскому Христианскому Трудовому Движению. Это предложение мною было исполнено. Составленный мною доклад касательно русской идеологии был заслушан на Архиерейском Соборе в августе 1938 г. Выводы доклада были Собором приняты, и в соответствии с этим было вынесено соборное постановление. Помимо этого, на Соборе 1938 г. Русских Архиереев при участии мирян, некоторые из мирян – членов Собора, представители от епархий в Югославии и Западной Европе, просили меня дать им сведения относительно русской идеологии и в частности – обоснования царской самодержавной власти. Это побудило меня заняться выяснением настоящаго вопроса, животрепещущаго и столь близкаго для сердца русских людей, плодом чего и явилась моя книга: «Русская идеология». В первой главе этой книги указывается, что русская идеология состоит в православной вере и основанной на ней жизни русскаго человека во всех ея проявлениях. Эта вера была усвоена русским народом с самаго момента его крещения, как главное правило жизни, что свидетельствуется тем, что самыми любимыми книгами для чтения русских людей, помимо книги живота – Библии, были – Жития Святых (Четьи Минеи). Но особенно о жизненности этой веры свидетельствовала святая иноческая жизнь в монастырях и благочестивая жизнь мирян, о чем говорит безчисленное множество в России храмов и церковный быт наших предков, которым они открыто исповедывали свою веру,– их великие молитвенные подвиги и в храмах, и у себя дома, – их искреннее глубокое покаяние во грехах и чистота их православной веры. В той же главе отмечается то дивное покровительство и заступление, которыя оказывал Господь русскому народу за его преданность православной вере и стремление к святости, что то же – к жизни, сообразной с этой верою.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/25/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Для его канонизации препятствий нет» В Софии прошло заседание совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу прославления в лике святых архиепископа Серафима (Соболева) 07.12.2015 666 Время на чтение 9 минут 3 – 4 декабря в Софии состоялось заседание совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 18811950), иерарха Русской Православной Церкви, долгие годы вплоть до своей кончины жившего в Болгарии и широко почитаемого болгарскими православными верующими, сообщила «Русской народной линии» пресс-служба Валаама. Комиссия была учреждена в соответствии с решениями Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 октября 2015 года и Священного Синода Болгарской Православной Церкви от 25 сентября 2015 года. Со стороны Русской Православной Церкви в ее работе приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, доцент ПСТГУ А.А. Кострюков. Болгарскую Православную Церковь в комиссии представляли митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, викарий Пловдивской митрополии епископ Знепольский Арсений, протоиерей Теодор Стойчев, профессор богословского факультета Софийского университета П. Павлов, доцент богословского факультета Шуменского университета С. Стефанов, доцент Великотырновского университета М. Стоядинов. Перед началом работы была совершена заупокойная лития на гробнице архиепископа Серафима в крипте храма Святителя Николая – Подворья Русской Православной Церкви в Софии. Членов совместной комиссии принял Святейший Патриарх Болгарский Неофит.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/07/dl...

Закрыть itemscope itemtype="" > О новом и старом стиле Доклад на Московском Всеправославном Совещании 1948 г. 23.12.2015 1281 Время на чтение 19 минут 3-4 декабря в Софии состоялось заседание совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881 - 1950), иерарха Русской Православной Церкви, долгие годы вплоть до своей кончины жившего в Болгарии и широко почитаемого болгарскими православными верующими. Со стороны Русской Православной Церкви в ее работе приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, доцент ПСТГУ А.А. Кострюков. «На совместной комиссии были изучены все имеющиеся материалы, решены все спорные вопросы и было принято единогласное решение о том, что для его канонизации препятствий нет, - сказал митрополит Волоколамский Иларион. - Это наше единодушное, решение, которое мы сообщим синодам наших Поместных Церквей для того, чтобы они могли принять соответствующее решение». Владыка уточнил, что заседание Синода Русской Церкви ожидается 24 декабря, а архиерейский собор, где может быть принято окончательное решение о канонизации архиепископа Серафима, запланирован на 2-3 февраля. В преддверии этих событий публикуем доклад архиепископа Серафима (Соболева) на Московском Всеправославном Совещании 1948 г. «О новом и старом стиле». Один из ученых исследователей вопроса о новом и старом стиле, действительный член Русского астрономического общества Е. Предтеченский говорит, что лишь с эпохи Возрождения стали на Западе заниматься в числе других научных вопросов и пасхальным вычислением " К несчастью, - заявляет он, - едва поняв устройство Александрийского канона, и поняв, может быть далеко не как следует, западные пасхалисты вскоре захотели быть реформаторами и самонадеянно взялись за исправление прекрасно исполненного труда " . По словам Предтеченского, " если бы эпоха Возрождения началась одновременно как на Западе так и на Древнем Востоке Европы, если бы несчастные обстоятельства не загубили в конец образованности в древних Христианских Церквах в Византии... если бы александрийские традиции и образованность первых веков не прерывались на Востоке, то едва ли бы возможно было и все преобразование, сделанное папою Григорием XIII " ( Е. Предтеченский - действительный член Русского астрономического о-ва, " Церковное времяисчисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи " . СПб. 1892. С. 4-5. ).

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пагубность церковного модернизма Слово в день праздника святителя Николая Чудотворца 18.12.2019 828 Время на чтение 8 минут Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения Ниже мы публикуем одно из Слов 1946 года выдающегося православного богослова, проповедника, святителя Серафима (Соболева) (1881–1950) . 3 февраля 2016 года Архиепископ Серафим (Соболев) был причислен к лику святых для общецерковного почитания . Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изд.: Архиепископ Серафим (Соболев). Об истинном монархическом миросозерцании. Статьи и проповеди. СПб., 1994 ) подготовил профессор А.Д. Каплин. + + + СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения Пагубность церковного модернизма Ныне за Божественной литургией на Апостольском чтении св. Церковь предлагает нашему вниманию, мои возлюбленные о Христе чада, такие слова апостола Павла из его послания к евреям: Повинуйтеся наставникомъ вашимъ и покоряйтеся (Евр. 13, 17). А немного выше в том же послании Апостол говорит: Поминайте наставники ваша… подражайте вере их (Евр. 13, 7). Здесь под наставниками разумеются апостолы, а затем их преемники, святые отцы Церкви. Указывая нам на эти апостольские слова, св. Церковь хочет, чтобы мы во всем слушались св. отцов, и в особенности в области веры, без которой мы не можем угодить Богу и спастись. И это понятно. Святые отцы преподают нам веру спасительную – ту, о которой некогда сказал Господь: Иже веру иметъ и крестится, спасенъ будетъ; а иже не иметъ веры, осужденъ будетъ (Мк. 16, 16). Наставляя нас в этой спасительной истинной вере, святые отцы тем самым предохраняют нас от впадения в самый великий и пагубный грех – от впадения в веру еретическую, за которую апостол Павел налагает анафему, или проклятие, в словах: Аще мы, или ангелъ съ небесе благовеститъ вамъ паче еже благовестихомъ вамъ, анафема да будетъ (Гал. 1, 8). Да и сами святые отцы Церкви предохраняют нас от всякого изменения догматов веры, установленных ими на св. Вселенских соборах, ибо они проклинают на все века тех, которые допускали, допускают и будут допускать догматические изменения.

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/18/...

Вестник ПСТГУ Новые сведения о взглядах архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на проблемы Русской Православной Церкви Источник Публикуемый документ – письмо известного подвижника благочестия епископа (впоследствии архиепископа) Серафима (Соболева) архиепископу Вениамину (Федченкову) . Причина появления письма – звучавшие со стороны архиепископа Вениамина обвинения в ереси в адрес митрополита Антония (Храповицкого) . Епископ Серафим, будучи противником учения митрополита Антония об искуплении, тем не менее высказался против подобных обвинений. Епископ Серафим приводит в своем письме ряд интересных фактов, характеризующих отношение праведного Иоанна Кронштадтского к архиепископу Феофану (Быстрову) и Г. Распутину. Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) является одним из наиболее почитаемых в Болгарии и в России подвижников благочестия и одним из наиболее авторитетных апологетов православия. Иерарх родился в 1881 г., окончил Рязанскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1908 г. за сочинение «Учение о смирении по Добротолюбию» удостоен ученой степени кандидата богословия. В 1908 г. был рукоположен во иеромонаха, затем преподавал в Пастырском училище в Житомире, в Калужской и Костромской духовных семинариях. С 1912 г. о. Серафим был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Воронежской духовной семинарии. Вместе с отступавшими войсками генерала А. И. Деникина архимандрит Серафим уехал на юг России. В соответствии с решением Высшего Церковного Управления на юге России, в день Покрова Пресвятой Богородицы 1920 г. архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В ноябре того же года архипастырь покинул Россию, а в 1921 г. возглавил русские приходы в Болгарии. В том же году иерарх был переименован Патриархом Тихоном во епископа Богучарского. В 1938 г. за сочинение «Новое учение о Софии Премудрости Божией» удостоен ученой степени магистра богословия и был включен в состав Ученого комитета при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). В 1944 г. архиепископ Серафим перешел из ведения Архиерейского Синода в подчинение Московского Патриархата. Скончался архипастырь в день Торжества православия 26 февраля 1950 г. В 2010 г. имя архипастыря было включено в святцы Русской православной Церкви заграницей (РПЦЗ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Закрыть itemscope itemtype="" > Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? Доклад архиепископа Серафима, прочитанный им в 1948 году на Московском Всеправославном Совещании, и определивший государственно-церковную политику страны в отношении экуменизма - вплоть до прихода к власти Хрущева. 01.09.2000 350 Время на чтение 29 минут С 20-х годов и до конца жизни управляющим русскими православными общинами в Болгарии был епископ, а впоследствии архиепископ Серафим (Соболев) (1881 - 1950). Он похоронен в крипте софийской церкви святителя Николая Чудотворца, в которой прослужил больше четверти века. Владыка не причислен к лику святых, но веруюущие во всем мире почитают его как святого и едут к нему со всех концов света со своими болями, скорбями и нуждами. Более того (подобного нигде не припоминаю): с оказией передают ему письма или пишут их здесь же. В комнатке рядом с гробницей стоит стол, на столе - бумага, авторучки... Опускают эти молитвенные послания в ящик, который стоит возле гробницы. Народу очень много: кто-то только что опустил свою записку, кто-то жарко благодарит за то, что был услышан... Так вот, для меня поездка в Болгарию (об этом визите в дружественную страну российской делегации подробно рассказывается в предыдущем материале) с самого начала была онаменована ожиданием встречи с архиепископом Серафимом. Перед кончиной он говорил своим духовным детям: " Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас " . Как видим, не оставил, чему свидетельством нескончаемый людской поток у гробницы, многочисленные факты чудотворений владыки, изустные и уже опубликованные рассказы о его помощи и заступничестве. Владыка Серафим был одарен от Бога даром прозорливости, которая проявлялась даже на расстоянии, ангельской чистотой и целомудрием. Его верный ученик и личный секретарь архимандрит Пантелеймон (Старицкий) вспоминал: " За свою чистоту Владыка получил от Господа дар усматривать самые тонкие отклонения от православной истины. Он следил за жизнью Православия и был как бы совестью ее. Где замечал он неправильность, бескомпромиссно изобличал ее, не боясь пострадать за истину. В результате появились бесценные богословские творения архиепископа Серафима " . Одно из этих творений посвящено изобличению экуменизма как опаснейшей ереси. Речь идет о докладе " Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? " , прочитанном владыкой на Московском Всеправославном Совещании 1948 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/0...

Патриарх Болгарский Неофит: Мы с радостью ожидаем приезда Патриарха Кирилла Предстоятель Болгарской Церкви – о предстоящей встрече, важных традициях и дедушке Добри 1 марта, 2018 Предстоятель Болгарской Церкви – о предстоящей встрече, важных традициях и дедушке Добри 3 марта Болгария отметит 140-летие освобождения от османского ига. Для участия в праздничных торжествах в страну прибудет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Накануне знаменательной даты Предстоятель Болгарской Православной Церкви Святейший Патриарх Болгарский Неофит ответил на вопросы «Правмира» – о предстоящей встрече, болгаро-российских отношениях и почившем недавно старце Добри. Мы с радостью ожидаем приезда Патриарха Кирилла — Ваше Святейшество, с момента принятия Болгарией и Россией христианства прошло более тысячи лет. Болгарские просветители, а также книжные памятники сыграли важную роль в формировании христианской культуры Древней Руси. Спустя столетия, превратившись в могучее государство, Россия стала покровительницей братских православных народов, в том числе способствовала освобождению Болгарии от османского ига. Несмотря на течение времени, смену эпох, что остается незыблемым в отношениях наших народов? — Действительно, с принятия христианства нашими странами прошли века, сменились эпохи, но совершенно очевидно, что неприкосновенными и незыблемыми за весь этот период являются наши отношения в единстве православной веры Христовой. — В Болгарии до сих пор за богослужением поминают русского царя-освободителя Александра II. Как вы думаете, сколько еще эта традиция продлится? — Нет никаких оснований полагать, что эта традиция прекратится — как в ближайшее время, так и позже. Не будем недооценивать верность Болгарской Православной Церкви своим традициям — равно как и благодарность болгарского народа. — Два года назад важным связующим звеном в болгаро-российских отношениях стало прославление в лике святых русского архиепископа Серафима (Соболева; 1881-1950), служившего на болгарской земле, благочестивой жизнью заслужившего почитание болгарского народа. Чем вам близок святитель Серафим? Чувствуете ли вы лично его духовную помощь?

http://pravmir.ru/patriarh-bolgarskiy-ne...

София. Церковь Николая Чудотворца. Руска църква " Свети Николай Чудотворец " Карта и ближайшие объекты Окруженный березами, живописный храм в самом центре болгарской столицы нельзя обойти стороной. Его золоченые маковки, высокий шатер и старомосковское крыльцо сразу привлекают внимание и вызывают желание зайти помолиться. Но прежде спустимся в часовню под храмом, где в особом приделе находится беломраморная гробница архиеп. Серафима (Соболева) (1881–1950), выдающегося архиерея и богослова, который долгие годы служил в Никольской церкви. Это — ее главная святыня, к которой непрерывно идут богомольцы разного возраста и звания, ибо Владыка Серафим давно почитается в народе. В 2002 Болгарская Старостильная Церковь причислила его к лику святых. Русская церковь в Софии появилась не сразу после освобождения Болгарии. По окончанию русско-турецкой войны 1877–1878 в столице поселилась небольшая группа русских экспертов, которая оказывала помощь болгарскому правительству: военные и гражданские чиновники со своими семьями. Когда в центре Софии был заложен огромный Александро-Невский собор, возводившийся как дар России Болгарской Православной Церкви, в русской колонии возникла мысль построить небольшой собственный храм. С этой целью был образован комитет, и его членом стал акад. А. Н. Померанцев, по проекту которого возводился вышеназванный собор. Комитет приступил к сбору средств, главным образом среди русских, живших в Болгарии. В числе жертвователей был и Император Николай II. «Весь смысл постройки русского храма заключается именно в том, чтобы представить образец русского церковного зодчества и истинно православного благочестия в духе теплоты религиозного чувства, соответствия храмовой обстановки со смыслом и характером нашего богослужения», — полагали устроители. Однако это начинание из-за политических осложнений двигалось не слишком быстро, несмотря на то, что в 1882 городские власти предоставили под храм участок в 1400 кв. м, примыкавший к российской миссии. Много содействовали делу русские дипломатические агенты: Бахметьев и Д. К. Сементовский-Курило, ставший вскоре после провозглашения независимости Болгарского царства (1908) первым послом Российской империи. Хотя уже в 1902 говорили о скорой закладке посольской церкви, она, однако, по разным (в основном политическим) причинам откладывалась, и члены русской общины молились «в одном из зал дипломатического агентства, куда бывает трудно прилично поместить всех присутствующих».

http://sobory.ru/article/?object=07086

Совместная комиссия РПЦ и БПЦ рекомендовала канонизировать архиепископа Серафима (Соболева) 5 декабря, 2015. Новостная служба Архиепископ Серафим (Соболев) был настоятелем патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Софии 5 декабря. ПРАВМИР. Совместная комиссия Русской и Болгарской Православных Церквей рекомендовала канонизировать архиепископа Серафима Соболева (18811950), который к течение 30 лет был настоятелем патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Софии. «Состоялось заседание совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей, посвященное изучению вопроса о возможной канонизации архиепископа Богучанского Серафима Соболева. Святитель Серафим был иерархом Русской Православной Церкви, но промыслом Божиим ему долгие годы было суждено провести и закончить свою жизнь на болгарской земле. Именно в Болгарии он широко почитается церковным народом», — цитирует ТАСС главу Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополиту Волоколамского Илариона. Он рассказал, что есть свидетельства о многочисленных чудесах от его святых мощей, чудес совершенных по молитвам ему. Митрополит Иларион уточнил, что заседание Синода РПЦ ожидается 24 декабря, а архиерейский собор, где может быть принято окончательное решение о канонизации архиепископа Серафима, пройдет 2-3 февраля.   Архиепископ Серафим (Соболев) — почитаемый в Болгарии и России многолетний настоятель патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Софии. В течение почти 30 лет с 1921 года он являлся здесь настоятелем русской церкви. Приход объединял тогда представителей первой волны русской эмиграции, здесь служили, в том числе, отец Георгий Шавельский, последний протопресвитер русской армии и флота, протоиерей Александр Рождественский, член священного синода РПЦ в дореволюционный период. В 1950 году владыка Серафим был похоронен в крипте этого храма, и практически сразу это место стало центром поклонения православных христиан. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/sovmestnaya-komissiya-...

Серафим (Соболев), архп. Богучарский (Болгария) Родился I декабря 1881 года в Рязанской епархии. По окончании Рязанской духовной семинарии в 1904 году поступил в СПБ духовную академию. В 1907 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В 19O8 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Пастырского училища в г. Житомире. С 1909 г. – помощник смотрителя Калужского училища. С I дек.1911 года – инспектор Костромской духовной семинарии. С 22 дек.1912 г. – ректор Воронежской духовной семинарии в сане архимандрита. I окт.1920 года хиротонисан во епископа Лубенского, вик. Полтавской епархии. В апреле 1921 года Святейшим Патриархом Тихоном назначен управляющим русскими православными приходами в Болгарии с титулом еп. Богучарский. В 1937 году удостоен степени магистра богословия. Долгое время он и его паства были разобщены с Русской Православной Церковью . В 1946 году совершилось воссоединение с Православной Церковью находящихся православных приходов на территории Болгарии. Год возведения в сан архиепископа неизвестен. В 1948 году принял деятельное участие на совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в Москве по вопросу об экуменическом движении. Скончался 26 февраля 1950 года в Болгарии. Отличался необыкновенной скромностью, мягкостью характера, искренним благочестием, молитвенным настроением, глубокой верой и аскетическим воздержанием. В течение всей своей жизни он одиннадцать раз прочитал 12 томов житий святых святителя Димитрия Ростовского . Труды : “Новое учение о Софии, Премудрости Божией“. (Магистерская диссертация). Sofija 1935, 520 S. “Защита софианской ереси прот. С. Булгаковым перед лицом архиерейского собора”· Sofija 1937 , 122 S. “ С.Булгаков как толкователь Священного Писания ». Sofija 1936 ,41 S. “Искажение православной истины в русской богословской мысли». “Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?» Деяния Совещания Глав и Представ. автокефальных Церквей. Изд. МП, 1949 г., m.II, стр.364–368.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010