41 Сведения о жизни Пафнутия Боровского см. у Хрущова. Исследование о сочинениях Иосифа Санина стр. 14–23. Акты Исторические, том. I, 204. 382. 410. Степенная книга. часть II, 207. 42 Выпись о начале Иосифова монастыря в рукописи Московск. дух. акад. (не разборчиво) л. 73–74. Житие Иосифа Волоцкого Саввы Черного еп. Крутицкого в Великих минеях четьих. Сентябрь. 454–499. Житие Иосифа Волоцкого , составленное неизвестным. Чтения в обществе любителей дух. просв. 1865 г. Приложение ко 2-му тому. Устав И. Волоцкого в Великих минеях четьих, собр. м. Макарием, сентябрь, 499–615. 43 Так он творениям св. отцов и подвижников усвояет значение таких источников, которые подобны евангельскому и апостольскому писанию (Просветитель Иосифа, игумена Волоцкого, изд. Каз. дух, акад. Казань. 1857 г. 442. 445). Иосиф в ряду св. отцов ставит и таких позднейших писателей, как напр., Никона Черногорца, который нашею церковью и не причислен даже к лику святых, но писания которого он тем не менее называет «богодухновенными». Просветитель, 537. Сравн. статьи Срезаевского под названием: «Пандекты Никона Черногорца». Записки Император. Акад. наук. т. XX, 149–156. т. XXI. 193–198». 44 Просветитель, 475–481. 495. 498. 238. Рук. Имп. пуб, библ, Q. XVII, 15 л. 68–287. Послание Иосифа к Ивану Третьякову. Рук. Имп. публ. библ. Q. XVII. л. 77–91 и др. 45 Он напр., как особенно священным аргументом, пользуется подложным поучением царя Константина «О царях, князях и судьях земских» и мнимою клятвою пятого вселенского собора «На обидящих святые Божии церкви». (Просветитель 601, Рукоп. Имп. публ. библ. Q. XVII, 15, л. 68–287. Ср. ст. под названием «Правило св. отец о обидящих церкви Божии». Пр. Собес.1861, ч. III, 451–460. В Просветителе есть ссылки на книгу Еноха Праведного. Просвет. 429» 46 О «градских законах» он прямо говорит, что они «подобни суть пророческим и апостольским и св. отец писаниям». Просветитель 588. 536. 538. 603. 47 Просветитель стр. 176. 187. 587. Послание Иосифа к старцам о повиновении соборному определению. Рук. Им. Пуб. биб. F. 1, 229 л. 333.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

53 Во Владим сбор. К. Тихонравова, стр. 95, читаем, что в память о подвигах Никиты богомольцы доныне, надев вериги преподобного и взяв камень от ступеней часовни, где находится столп Никиты, обходят вокруг три раза, держа камень на голове. Прежде вместо камня брали каменную шапку Никиты, в 1735 году взятую в канцелярию московского синод приказа. 54 В древнейших списках жития (синод сб. 637) и многих позднейших нет и этого известия; в других оно вставлено в виде заметки, перенесенной с полей, разрывая грамматический строй текста. Указание на год смерти Никиты мы встретили только в синод, си. XVII века. N? 627; здесь статья о убиении столпника озаглавлена: «О преставлении святаго в лето 6701, мес. мая в 23 (л 43)». О жизни и общественном положении Никиты до пострижения житие знает так мало, что по нему нельзя составить ясного понятия об этом: «Вяше некто человек Никита именем, рожение и въепита-ние име в граде Переяславле; пришед же в сьвръшен възраст, якоже есть обычай некыим в юности на злая ирилежати, такоже и сему Никите, прилежа градекым судиям, и мног мятеж и пакости творяще человеком неправеднаго ради мьздоимания. и тем ниташе себе и подружие свое». Так начинается житие в синод сб. 1Ф 637; другие списки, переделывая это начало, прибавляют, что Никита «бе мытарем друг». 57 Милют. ч. мин, май, л. 1293–1297. Повесть с описанием этих чудес написана вскоре после 1564 года, то есть после перестройки и преобразования никитского монастыря, предпринятого Иоанном Грозным по личному его усердию к месту подвигов столпника. 60 Начало похвального листа слова: «Се настоить, братие, светоносное праздньство предивнаго отца нашего и чудотворца Никиты Столпника». В конце слова читаем; «Пресветлое твое успение чтущим милости и оставления грехов просим». 61 Списки жития XVI пека в рук. Унд. 272, л. 1 и макар ч. мин. по усн. ен., авг„ стр. 2127–2147. Нанеч. в Прав. Собес, 1853, N° 9 и 10, по списку ноловины XVI века неисправному и не вполне. Отрывки в Ист. Р. Ц. преосв. Макария, III, прим. 106; изложение и разбор жития там же, сгр. 47 и 171–175, и в Ист. Оч. Ф. И. Буслаева , II, 116–122.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

53 Во Владим. Сбор. Н. Тихонравова, стр. 95, читаем, что в память о подвигах Никиты богомольца доныне, надев вериги преподобного и взяв камень от ступеней часовни, где находится столп Никиты, обходят вокруг нее три раза, держа камень на голове. Прежде вместо камня брали каменную шапку Никиты, в 1735 г. взятую в канцелярию московского синод. приказа. 54 В древнейшем сп. жития (синод, сб. 637) и многих позднейших нет и этого известия; в других оно вставлено в виде заметки, перенесенной с полей, разрывая грамматический строй текста. Указание на год смерти Никиты мы встретили только в синод, сп. XVII в. 627; здесь статья о убиении столпника озаглавлена: «о преставлении святого в лето 6701, мес. мая в 23 (л. 43)». О жизни и общественном положении Никиты до пострижения житие знает так мало, что по нему нельзя составить ясного понятия об этом: «Бяше некто человек Никита именем, рожение и воспитание им в граде Переяславле; пришел же в свершен возраст, якоже есть обычай неким в юности не злая прилежати, такоже и сему Никите, прилежа градским судиям, и мног мятеж и пакости творяше человеком неправеднаго ради мздоимания, и тем питаше себе и подружие свое». Так начинается житие в синод, сб. 637; другие списки, переделывая это начало, прибавляют, что Никита «бе мытарем друг». 57 Милют. ч. мин. май, л. 1293–1297. Повесть с описанием этих чудес написана вскоре после 1564 г., т. е. после перестройки и преобразования Никитского монастыря, предпринятого И. Грозным по личному его усердию и месту подвигов столпника. 60 Нач. похв. слова: «Се настоит, братие, светоносное празднество предивного отца нашего и чудотворца Никиты столпника». В конце слова читаем: «пресветлое твое успение чтущим милости и оставления грехов просим». 61 Списки жития XVI в. в рукоп. Унд. 272, л. 1 и Макар, ч. мин. по усп. сп, авг., стр. 2127–2147. Напеч. в Прав. Собес. 1853, 9 и 10, по списку половины XVI в. неисправному и не вполне. Отрывки в Ист. Р. Ц. преосв. Макария, III, прим. 106; изложение и Разбор жития там же, стр. 47 и 171–175, и в Ист. Оч. Ф. И. Буслаева , II, 116–122.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

567) Новые русские строения в Иерусалиме, Иллюстрация 1863, 568) Русское Богоугодное заведение в Иерусалиме. Из воспоминаний поклонника св. Гроба, В.К. Каминского, Дух. Бес. 1864, стр. 201–208. 569) О нынешнем положении русских сооружений в Иерусалиме для улучшения быта правосл. поклонников, Ж. М. Нар. Просв. 1864, ч. 121, отд. 6, стр. 62. 570) Освящение русских учреждений в Иерусалиме, Странн. 1864, отд. IV, стр. 92–94; Киев. Епарх. Ведом. 1864, стр. 634. 571) Краткий очерк жизни и кончины преосв. Кирилла, еписк. Мелитопольского, начальника миссии в Иерусалиме, соч. А. Захарова, 8 , 8 стр., без года и места печати; перепеч. из Казанск. Губ. Вед. 1866. 572) Речь при погребении преосв. Кирилла, еписк. Мелитопольского, († 10 февраля 1866), Прав. Собес. 1866, март, 236; Странн. 1866, май, IV, 42. 573) Вести из Иерусалима, Руков. для сельск. пастырей, 1864, т. III, стр. 514–515 (о русских постройках; об экспедиции Сольси). 574) Описание русских построек, возведенных близ Яффских ворот Иерусалима, Морск. Сборн., т. 85, 1866, неоф. 166–187. 575) Праздник 30 августа 1866 г. в Иерусалиме, Сев. Почта, 1866, переп. в Церк. Летоп. 1866, стр. 662 и в Херс. Епарх Ведом. 1866, стр. 208, статья П. Г. Папандони. 576) Пасха в Иерусалиме 1867 г., Херс. Епарх. Ведом. 1867, стр. 140–162, статья Папандони. 577) Положение и штат русских православных церквей заграницею, Прав. Обозр. 1867, стр. 94, изв.; 1868, 474; 1869, 328–330. 578) Патриаршее богослужение в Иерусалиме, по поводу 25 мая в Париже, Дух. Бес. 1867, Церковн. Летоп., стр. 519–528, статья II – н и. 579) Из Иерусалима, Впечатление от кончины митр. моск. Филарета, Церк. Летоп. 1868, стр. 123. 580) Письмо из Иерусалима, А. Солодянского, от 21 марта 1868 (Зима, поклонники; преосв. Александр, бывший Полтавский († 1874); постройки; абиссинский князь), Сев. Почта 1868, стр. 7. 581) Письма из Иерусалима, А. Солодянского, от 5 апр. 1868 (Пасха; археологические раскопки; обедня 17 апреля), Сев. Почта 1868, мая 4. По поводу этих писем см. заметку в Воскр. Чтен. год XXXII, кн. 1, стр. 551; возражение на заметку – в Трудах К.Д. Акад. 1869, май, стр. 413.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

58 Пр. Макарий допускает даже, что «похвала» написана Иаковом в первой половине XI в. «Христ. Чт.» 1850 г., I, 56 стр. 67 По мнению Голубинского (I, i, 113 стр. 1 пр.) хронология «похвалы» Иакова соответствует хронологии летописи касательно указанных событий; а по мнению Завитневича это неверно (Труд. Киев. дух. акад 1888 г. I, 131, прим.). 68 Мы упоминали о разных годах построения десятинной церкви. Переяславль заложен по Лавр. лет. в 992 г.; а по Ип. списку – в 993 г. 72 «Чтение о погублении бл. стр. Бориса и Глеба» пр. Нестора напечатано в Прав. Собес. 1858 г. I, Чтен. в Общ. ист. и древн. Росс. I кн. 1859 г. О хронологической ошибке в одном из древнейших списков этого сочинения говорено нами выше. Ср. Голуб. I, i, 105 стр. 77 Сага напечатана в «Русск. Истор. Сборн. т. IV, кн. I (М. 1840 г.). Содержание её см. у Голуб. I, i, 221–223 стр. у Малышевского Труд. Киев. дух. акад. 1887 г. 12 кн. 633–635 стр. 84 По «житию» Владимир «стоя под Корсунью шесть месяць» (Христ. Чт. 1849 г. II, 329 стр.); летопись этой подробности не сообщает, но из её слов ясно видно, что киевский князь долго осаждал Херсонес Таврический. 85 По словам Никоновской летописи к Владимиру, во время пребывания его в Корсуни, «придоша послы из Рима от папы», след. киевский князь пробыл в завоеванном им городе довольно долгое время. 96 Митр. Илларион писал между 1037–1050 г. Его слово о законе и благодати напечатано в Прибавл. к Твор. св. от. 1844 г. ч. II, см. 242 стр. Чтен. Общ. ист. и древн. 1848 г. 7. 98 О значении варягов в истории христианства в Киеве см. ст. Малышев. в Труд. Киев. дух. акад. 1887 г. III т. 99 У Владимира было если не четыре, то три жены христианки – гречанка, болгарка и чехиня (а может быть и две). 104 К древнейшим памятникам письменности, имеющим отношение к вопросу о крещении св. Владимира и Руси, можно отнести церковный устав Владимира, известный в трех редакциях. Особенно близка к летописи вторая редакция, но она, несомненно, подложная. И вообще подлинность устава Владимира крайне сомнительна и многими отвергается. Проф. Голубинский указал много признаков подложности этого документа (I, i, 344–346, 530 и сл.). Помимо этого, и применительно ко второй редакции устава можно отметить след. неточности. В уставе говорится, что Владимир принял благодать крещения от митр. Михаила, о чем ниоткуда не известно. По летописи Владимира крестил корсунский епископ. Устав говорит, что св. князь создал десятинную церковь по благословению м. Михаила; но еще пр. Макарий заметил, что Михаил скончался до создания этой церкви (I, 162 стр.) ...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

625 См. подробности о внутренней жизни братчин и отношений, в которых они стояли к местной власти, в стат. А. Попова , „пиры и братчины“, помещённой в Архиве ист. юрид. свед. отн. до России, изд. И. Калачова, т. II, стр. 30 и последующие. См. также стат. И.П. Малышевского, О церковно-приходских попечительствах (Правосл. Обозр., Февраль 1878 г.). Он замечает: „Чувство братского сближения под влиянием новой веры участвовало и в развитии братчин в русских приходских общинах. На братскую складку устраивался общий праздничный обед иди трапеза, часть из складочного сбора шла на церковь , часть уделялась бедным. На братчинах за круговыми чашами пелись тропари в честь праздника, святого, за князя, за мир. Иногда могли здесь, как на древних агапах, петься и свои духовные стихи, как намекает начало одного поучения о застольных тропарях: „Трапеза ставится, Христос Бог славится“. 626 См. в Стоглаве (изд. Прав. Собес. 1862 г., Казань), стр. 178–192; особенно в статье „О правилах еллинского беснования“, стр. 390–402. См. правило митроп. Кирилла, в Рус. Достопамят., ч. I, стр. 114. В особенности любопытно иметь в виду подробный перечень народных суеверных обычаев и обрядов, помещённый в Царской грамоте 1648 года (См. Опис. госуд. арх. стар. дел, состав. И. Ивановым , Москва, 1850 г., стр. 296–299), а также подобная грамота., посланная в Тобольск и другие города Сибири, в Акт. Ист., т. I, 35. Правилами 55 Лаодикийского и 71 Карфагенского соборов христианам запрещалось устройство таких складочных пиров см. Правила св. помест. собор., 1880 г., стр. 272, 273, 569 и 571. В Славянской кормчей, в правиле 60 говорится: „в памяти святых при церквах сходящиися людие на молитву, пирования да не творят, ни игралищ, ни боёв. Сия бо еллинска суть, а не христианска“. 627 См. об обычае наших великих князей раздавать милостыню при пировании, напр. у Макария, Ист. рус. цер., т. III, стр. 267 и послед., у Снегирева, Русск. простонар. празд., т. 1, стр. 194, 196. См. в особенности о времени Св. Владимира в Лаврентьевой летописи (II С.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Д. Липеровским, указавшим на значение покойного для науки канонического права, и доцентом Московской Духовной Академии И. М. Громогласовым, который, перечислив ученые работы покойного и указав на его дружеские отношения к лицам, работавшим под его руководством, положил «земной поклон» от Московской Академии, почетньм членом которой был почивший. Пишущий эти строки произнес следуюшие слова: « Вдали от Москвы я получил известие о твоей кончине, мой дорогой учитель, и едва поспел сюда, чтобы поклониться твоему праху и сказать тебе последнее – прости. He думал я о столь скорой с тобою разлуке и надеялся еще долго пользоваться твоими мудрыми советами и указаниями… Господь судил иначе... He стало деятеля, 40 лет неутомимо трудившегося на пользу русской науки; не стало искуснейшего законоведа, знатока права Православной Церкви, которой ты, верный сын ее, оказал неоценимую услугу твоими трудами… Угас светильник, в течение многих лет ярко горевший в Московском Университете. Здесь теперь не время входить в подробную оценку ученых работ твоих. Имя твое, пользовавшееся еще при твоей жизни почетною известностью не только в России, но и во всей Европе, будет долго жить в трудах твоих… Спи мирным сном, дорогой наставник, и прими земной поклон от вечно признательного и благодарного ученика». После речей могила была засыпана землей, и на ней водружен металлический крест. Пройдут годы… на смену нам выростут новые поколения, а имя A. С. Павлова все будет жить в науке. Список печатных трудов A. С. Павлова: Происхождение раскольнического учения об антихристе (Православный Собеседник, 1858 г., т. II, 138:262). Песня об «Аллилуевой жене» и несколько других раскольнических духовных стихов, изданных в «Сборнике русских духовных стихов», В. Варенцова, СПБ. 1860 г. Страстная неделя (Дух. Беседа, 1860, 14, 409–428). Древние христианские праздники в честь мучеников (Странник, 1860, т. III, отд. II, 1–23). Древние русские пасхалии на восьмую тысячу лет от сотворения мира (Правосл. Собес. 1860, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Обычай пить за здравие царя в конце обеда существовал на Руси с первых времен в ней христианства. В XI столетии преподобный Феодосий Печерский указал на трапезе три чаши: в славу Господа, в честь Богоматери и за здравие князя, и пред ними пение тропарей. Во время пира, сказал он, тропарей за чашами не петь, разве только три: один – во славу Христа Бога, вначале обеда, другой – во славу Пресвятой Девы Марии, в конце обеда, третий – за здравие государя, а более не позволяема (Слово писан. св. Феодосием Мнихом. «Прав. Собес.», 1858 г., III, 255). Преподобный Феодосий ограничил пение тремя тропарями для ограничения чаш за обедом, так как было в обычае после пения тропаря пить чашу. Ограничение, сдеданное преподобным Феодосием, показывает, что пение за столом тропарей и употребление чаши – Богородичной и за царя введены в обычай не Феодосием, а были ранее его. Впоследствии, к послеобеденным чашам присоединились еще другии: после чаши Богородицы следовала чаша святому, например святителю Петру, за чашею царевою была чаша царицы, иногда царевен, затем митрополита или патриарха. У преподобного Феодосия в немногих вышеизложенных словах изложен вкратце весь чин за приливок о здравии царя, именно – сперва после обеда было пение тропарей, потом следовали одна за другою две чаши – Богородичная и за здравие государя. Более подробное указание на этот чин находим в сказании о поставлении патриарха Иова (1589 года). Чин был совершен на обеде, бывшем у патриарха, и состоял из трех частей: во-1-х, из пения тропарей; во-2-х, из чаши Богородицы; в 3-х, из чаши за царя, и при этом – чтения молитвы и возглашения многолетия о нем. «После стола была чаша Пречистыя Богородицы столовая, да после Петру чюдотворцу, а стих велели пети славник первого гласа: «Божественнага свыше явления»; а потом чаша государя царя и великого князя Феодора Ивановича, всеа Русии самодержца, а стих велели патриархи пети: «Пособивый Господи кроткому Давиду». А молитву говорил за государево здоровье отец и богомолец новопоставленный Иев патриарх. А после молитвы дьяки певчие государю царю пели многолетие болшое; да чаша государыни царицы и великие княгини Ирины, а стих пели славник шестого гласа: «Одесную Спаса предста Царица» и потом молитва, и по молитве пели многолетие. И после тое чаши, Иева патриарха Московского и всеа Русии чаша, да чаша Иремея, патриарха вселенского» (Русс. Истор. Библ. Т. 2, 103, стр. 323). Здесь не сказано, какая именно молитва и какое многолетие были произнесены пред чашею царя. Но, весьма вероятно, они были подобны тем, какия и в царствование Иоанна Васильевича произносились. От этого времени сохранились следующие молитвы за чашею царя и за чашею митрополита: Чаша царя Иоанна Васильевича 93

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Статью проф. Павлова в Прав. Собес., 1863 г., ч. 1, стр. 311. 6. Ожидание кончины мира с исполнением 7000 лет от сотворения мира было очень распространено как в Греции, так и у нас. Еще в XII веке Кирилл, епископ Туровский (1171 – 1182 г.) высказывал мысль о близкой кончине мира. Эту мысль разделяли и многие другие просвещенные архипастыри (Кирилл II, Киприан, Фотий и др.), не говоря уже о массе простого народа. (Жмакин «Митрополит Даниил и его сочинения», М., 1881 г., стр. 362 – 367). – Конец седьмой тысячи падал на 1492 год, до которого был продолжен миротворный круг или пасхалия. Этот год наступил, а мир по-прежнему стоял. Неисполнение ожиданий кончины мира послужило для жидовствующих поводом для оспаривания истинности св. Писания. Для продолжения пасхалии состоялся в Москве собор в том же 1492 году (Макарий, «История русской церкви», т. VI, СПб, 1870 г., стр. 100 – 101). 7. О реформе Лютера узнали у нас очень скоро и на последователей ее смотрели довольно спокойно; отнсоились к ним терпимее, чем к католикам; последним, несмотря на все усилия знаменитого иезуита Антония Поссевина, не было дозволено то, что было разрешено первым – иметь в Москве свою церковь . Некоторые подробности Лютерова учения также скоро сделались известными на Руси, по крайней мере, уже Максим Грек обличал Лютера, как иконоборца (Жмакин, н. с., стр. 255). – Весьма оригинально понимали учение Лютера Грозный. Разговаривая с одним из лютеранских пастеров (Рокитой), царь сравнивал лютеран с свиньями, откармливаемыми в пост. Один лифляндский пастор в разгоовре с царем сравнивал Лютера с апостолом Павлом. Иоанн ударил его палкой по голове и сказал: «ступай к черту с своим Лютером». Поймав одного из пасторов (Фому) в Полоцке, царь ударил его палкой по голове и утопил в Двине. – Впрочем, Иоанн отдавал справедливость как хоошим, так и дурным сторонам в учении Лютера, что видно из разговора его с пастором Брокгорном, Филарет «История русской церкви», период III, М., 1847 г., стр. 122 – 125. Срав. Знаменский «Руководство к русской церковной истории», изд. 2-ое, Казань, 1876 г., стр. 181 – 182. Подробнее об отношении Грозного к протестанскому учению см. у Рущинского «Религиозный был русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков», М., 1871 г., стр. 281 – 289 и 190 (здесь пастор Фома назван русским монахом, отсупившим от православия). – О проникновении на Русь идей Лютера в век митрополита Даниила см. у Жмакина, н. с., стр. 255 – 256.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протопопова В. И., В области самаританской литературы. Правос. Собес. 1911–1912 и отдельно. – Поездка к Самарянам. Прав. Собес. 1912. 4. Rappoport, La liturgie Samaritaine. Paris. 1900 (Издано только предисловие). – Deux hymnes Samaritains. Journ. Asiat. 1900 p. 289. Reland, Dissertationes: II. De monte Garisim. VII. De Samaritanis. (В Dissertationes miscellaneae. Utrecht. 1706 и в издании Ugolino, Thesaurus t. VII и XXII). Robinson, Palastina. Bd. III. Halle. 1841. Rodiger, Schlussbemerkung uber die Samarit. Inschriften Zeit. D.M. Gesell. XIV (1860), 632. Rogers, Notices of modern Samaritans. London. 1855. Ryssel, Esra, Nehemia und Ester. 1857. Rosen, Ueber Samaritanische Inschriften Zeit. D. M. Gesell. XIV, 622. – Ueber Nablus und Umgegend. Zeit D. M. Gesell. XIV, 734. – Alte Handschriften Samar. Pentat. Zeit. D.M.G. XVII, 182. Rosenberg, Lehrbuch d. Samaritanischen Sprache und Literatur. Wienna. 1901. (Cp. рецензию Schwally в Theol. Lit. Zeit. 1902, 9). Rothstein, Juden und Samaritaner. Leipzig. 1908. Rubinstein, Zur Geschichte Entstehung Samaritan. Gemeinde. 1906. De-Sacy, Litterae Samaritanorum ad Iosephum Scaligerum datae ex autographis. Eichhorn’s, Repertorium. XIII, 257. – Commentarium de versione Samaritana Arabica librorum Mosis. Eichhorn’s, Allgemeine Bibliothek. X, I, (1800). – Mmoire sur l’etat actuel des Samaritans. В Annales des voyages et de la geographic 1812. Перепечатано в Notices et Extraits des MSS. de la Bibliotheque de Roi v. XII. – Memoire sur la version arabe de livres Moise a l’usage des Samaritains. В Memoires de l’Academie des Inscriptions et des Belles Lettres, XLIX, 1. Paris. 1808. Обработка названного выше Commentarium’a. – Correspondence des Samaritains de Naplonse pendant les annes 1808 et suivant. В Notices et Extraits XII, 1. Paris. 1831. St. Clair, The Samaritans. 1. Their Number. II. The Ancient Copy of the Law. Pal. Expl. Fund. Q. S. 1888, 50. Sampey, The Samaritans. Biblical World 1899, p. 188. San Aquilino, Pentateuchi Hebraeo-Samaritani praestantia in illustrando et emendando textu masorethico. Heidelberg. 1783.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010