2264 Полемические сочинения инока князя Вассиана Патрикеева. Правосл. Собес. 1863 г., ч. III, отд. II, стр. 109. 2274 Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева. Правосл. Собес. 1863 г., ч. III, отд. II, стр. 187. Монастырские крестьяне, говорит преп. Максим Грек , – «беспрестани тружающеся и томимы в житейских потребах наших… во скудости и нищете всегда пребывают, ниже ржаного хлеба чиста ядуще, многажды же и без соли от последния нищеты». Сочинения. цитов. изд., т. II, стр. 131. ibid. стр. 98. 242. 2289 Стоглав, цитов. изд., гл. 52, стр. 253. Указание вообще на пьянство см.: Грамота Суздальского архиепископа Дионисия Псковскому Снетогорскому монастырю (1382 г.) Русск. Истор. Библиот., т. VI, столб. 209. Послание митрополита Ионы в Боголюбов монастырь (около 1455 г.) ibid., столб. 602. В уставе преп. Корнилия Комельского гл. 13 «о еже не быти питию пьянственному». Истор. Российск. Иерарх., т. IV, стр. 699. Беседа преп. Сергия и Германа, цит. изд., стр. 13–14. 15. 21. Примечательно в данном отношении более позднее свидетельство из жития преп. Трифона Вятского († 1612 г.): в духовной грамоте, оставленной им своему монастырю, между прочим находится такая просьба, обращенная к его преемнику по настоятельству Архимандриту Ионе: «Бога ради хмельного пития не вводи у Пречистой Богородицы в дому, как это было при мне». Жития русск. святых. Из готовящ. к печати издан. Московск. Синод. типогр., т. I, стр. 224. 2290 Повесть о Евфросине. Памятники старинной Русск. Литерат. Изд. Кушеленым-Безбородко вып. IV стр. 108, столб. 2. 2291 Послание Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь. А.И. т. 1 204. стр. 385, столб. 2, стр. 386, столб. 1; стр. 388. столб. 1. 2295 «У Живоиачальныя Троицы, в Сергиев монастыре о гостех и о келарской закон не лежит, занеже то место чудотворное и гости безпрестанные день и ночь, и они живут по чудотворнову уставу. А в великих монастырех стригутся князи и бояре и приказные люди великие в немощи или при старости и дают вкупы великие, и села вотчинные по душах своих… и тем за немощи и за старость законов не полагати о трапезном хождении и о келейном ядении: покоити их по разсуждению ествою и питием, и держати про таких квасы сладкие и черствые, и выкислые, какова требует… или у них лучится свой покой или от родителей присылка, и о том их не истязати же. Стоглав, цитов. изд., гл. 52, стр. 257. Для всех вообще иноков Стоглав разрешает держать в монастыре «квасы житные и медвяные» безхмельные, не возбраняя и «фрясских вин», – «аще где обрящут фрясские вина, то во славу Божию вспивают, а не во пьянство» гл. 49, стр. 228.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

325 В «Маргарите» сл. 5, л. 519. Маргаритом называется собрание избранных слов св. Златоуста, в конце коих помещено и его житие. Маргарит в первый раз напечатан в Остроге в 1596 г. Затем в Москве, при п. Иосифе в 1641 г. (См. у Каратаева, Хронол. Роспись слав. книг, С.–Петерб. 1861 г.) 333 Игнат. Богон. посл. к Траллианам. Снес. св. Киприана посл. 27 и к Флоренциан. св. Злат, в Маргар. житие, л. 154 обор. Симеон Солунск. кн. 1, гл. 156 и кн. 2, число 30. 341 Книга о вере, д. 19 снес. л. 25. Книга о вере составляет сборник разных статей, подобно «Книге Кириловой», издана при п. Иосифе, в 1648 году. Обширная статья об этой книге в Черниг. епарх. ведом. за 1869 год. 343 См. о сем. в «Пом. Ответах», Беседу с Зыковым в «Сар. еварх. вед.» 1882 г. 1 и 2. Теорию Швецова о безнародной церкви в наших публичных чтениях о поповстве. Казань 1882 г. Отчет о беседах в Казани, в Прав. Собес. 1872 г. ч. III. 346 Бес. на 14 посл. на посл. к Ефес. прав. 10-е стр. 1681. Приводится и в «беседах о священстве», изд. Львовское, 1614 г. стр. 358. 351 Л. 81 обор. Книга, под названием «Златоуст» представляет собрание поучений разных проповедников. 352 Из песни «Покаяния отверзи ми двери» по старой редакции. См. собр. сочин. арх. Павла, ч.1, стр. 531. 354 Бес. на 14 посл. ап. Павла, 1 Коринф, нрав. 17, стр. 598. Беседы на 14 посланий изданы в первый раз в Киеве, в 1623 г. Захариею Копыстенским, который и в великой России считался «ревнителем и поборником по благочестию» (см. Кн. о вере, л. 5). Новый перевод сделан при Петерб. дух. академии. 355 И беспоповцы не осмеливаются прямо отвергать такое значение обетований. Чтобы обойти их, они, как в своем месте увидим, поступают несколько иначе. Только раз, на устной беседе защитник беспоповства дерзнул сказать: «пусть и обещался Христос соблюсти церковь неодоленну: мало ли что обещают, да не все в исполнение приходит. И француз обещался победить Пруссию, а вместо того сам в плен попался» (Собр. соч. арх. Павла, ч. 2, стр. 425). 358 Кн. Кир. л. 77. «Кириллова книга» представляет, подобно «Книге о вере», сборник статей преимущественно полемического содержания против латин, лютеран и армян. Название свое она получила от первой статьи, представляющей толкование 15 огласительного слова св. Кирилла иерусалимского , – составленное Стефаном Зизанием, братом Лаврентия, написавшего «Больш. катехизис». Издан этот сборник в Москве протопопом Роговым при п. Иосифе в 1644 году. Затем, он был не раз перепечатываем в 18 в. в старообрядческих типографиях. Обширная статья о «Кир. кн.» Лилова в Прав. Собес, за 1857 г. и отд. брошюрой. Казань.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

С. Р Лет I. 188: , всех умудряя телесными и «духовными беседами; часто 6о чтяше книги с прилежанием и творяше все по писанному " 20 Он хвалился Поликарпу, что «может сказать ему полезное от всех книг» (Памятн. XII века, CXXVIII) 28 Правосл. Собесед. 1858, 7, с 253 Монах Кирилл, мон. Гурий Тушин переписал два обширных сборника житий «Нилова потружения» (Изв. Ак. Наук по П отд. 1897, I, 78–80) 33 Татищев, Ист. Рос. II, 105, 138, 144, 181, 280; III, 220, 238–239, 416 и 446, пр. 601–602 Показания Татищева принимают. Бутков (Обор. лет. Нест, 165); Соловьев (Ист. Рос, Ш, 88–89, IV, 272); Н. А. Лавровский (О древн. рус. училищах, Харьк. 1854, с. 19–50); М.И. Сухомлинов, О языкозн. в древн. Рос. (Уч. Зап. Ак II. по II отд, 1, 216–229). См. наше замечание (Оп. рус. историогр., II, 1433–1434) 34 Правосл. Собесед 1858, 4, с. 503 и др. Подробнее см наш Оп. рус. историогр., I, 731–749; II, 1120–1126 (здесь и дальнейшая их судьба). 35 Правосл. Собес. 1859, 1 (Соловец. библ, 31). Подробное описание рукописей, поступивших в Казан. дух. акад., составл. Порфирьевым, 3 вып. Каз 1881–1898. 38 Житие Феодосия в Уч. Зап. Ак. Н., II отд., вып. II, 148 (также в Чтен. Общ. истории и древн. и в изд. В.Яковлева) 40 Сказ Рус. нар. Сахарова II, 53, 54. Некоторые считают это известие позднейшим (Соболевский, Юж. слав, влияние, 11). Другие вполне принимают (Срезневский, Макарий, Филарет). В защиту писал Муретов (Богосл. Вести 1898 г. 1, 2) 41 Опис. рукоп. Синод. библ. I, 221–227; Срезневский, Древн. памятн., 52, 212, 250, 379, Опис. рукоп. Рум. музея, 516–517; Строев, Библ. Словарь, 11, 13, 400, 415; Акты историч. I, 8; Макарий, IV, 270–271, Соболевский, Перевод литер. 6–10, 24–31, список книг, писан русскими в Константинополе (см.приложение 2-е) 42 Прибавл. к Твор. св. отц., год VI, кн. 1. О сношениях рус. мон. с Афон. обит., 130, Чтен. Моск. Общ. ист. г. I, 4, О Пантелеймон. мон., 12; Г.А.Ильинский, Знач. Афона в истории славян. письмен. (Ж. М. Н. Пр. 1908, 11, 41) 43 Прав. Собес. 1859 г., 12, 378 Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

XI, 1). Здесь они посетили немалое количество обителей и уединенных мест, где подвизались анахореты, получив духовное окормление у многих великих подвижников. Особую роль в духовном преуспеянии двух молодых иноков сыграл известный авва Пафнутий, о котором преп. Иоанн отзывается так: «В лике (хоре – choro) святых, как чистейшие звезды сиявших в ночи мира сего, наподобие великого светила блистал светлостью ведения (claritate scientiae) святой Пафнутий» (Собес. III, 1). И вообще, Скит, где был пресвитером этот авва – ученик преп. Макария, пользующийся широкой известностью, произвел на двух друзей неотразимое впечатление: здесь жили испытаннейшие среди монахов отцы и пребывало всякое совершенство, по отзыву преп. Иоанна (Собес. I, 1). Естественно, что пустыни Нитрийская и Келлии также были почтены вниманием их, взыскующих всякого совершенства по Богу. В Скиту, Нитрии и Келлиях они пребывали долгое время (примерно около семи лет), до самого конца IV века, когда Феофил Александрийский начал гонения на так называемых «оригенистов», сильно опустошившие это средоточие иноческой жизни. Многие монахи из него бежали в Палестину, а два друга, также ставшие жертвами этих гонений, нашли приют, вместе с «длинными братьями» из Нитрии и некоторыми другими иноками, в Константинополе у св. Иоанна Златоуста 306 . Таким образом, преп. Иоанн Кассиан Римлянин , волей Промысла Божиего, оказался носителем и распространителем идей восточного монашества на христианском Западе. И все его миросозерцание, отраженное в двух знаменитых аскетических сочинениях этого святого отца 309 , запечатлено духом Предания египетских (и вообще восточных) отцов-подвижников 310 . В духе данного Предания преп. Иоанн рассматривает иноческое житие как высшую науку и возвышеннейшее искусство. В уста аввы Нестероя им вкладывается следующее рассуждение: приведя пример мирских наук, имеющих каждая свои правила и законы, он замечает: «...тем более наука и занятие (профессия) нашей религии (religionis nosrae disciplina atque professio), которая стремится к созерцанию незримых таин и не ищет мзды в жизни настоящей, а взыскует вечной награды, имеет известный порядок и метод (certo ordine ас ratione subsistit).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1392 Мартиньи, Dictionn., p. 58; Красносельцев H. Ф., Расположение и убранство др.-христ. храм, в Прав. Собес. 1874, г., ч. II стр. 18–29. 1393 Уцелевшие доселе в Солуни, в церквах: св. Софии, великомученн. Георгия и Пантелеймона, три бесспорно – древние епископские кафедры признаются за алтарные архиерейские троны. Но, основываясь на их устройстве и расположении находящихся на них рельефных изображений, можно думать, что они предназначались для вне-алтарного помещения. Краткие речи о них у проф. Е. Е. Голубинского (И. Р. Ц. I, 2, стр. 153 прим. Μ. 1881), а более обстоятельные, с изображениями двух из них, у архим. Порфирия Успенского : Путешествие в Метеорские и Осоолимпийские монастыри, стрр. 10–11, 22–23. 1394 ξρχεται πατριρχης (из олтаря св. Софии) α αϑζεται ν τ δεξι μρει... Дмитриевского: „Новые данные для истории Типикона Великой церкви“ в Труд. Киевск. Дух. Акад. 1903, III, 534; 535–536; Скабалановича Византийское государство и церковь в XI в., стр. 375, 379. 1395 Труд. Киевск. Дух. Акад. 1903 г., т. I. 621, 631; III, 531–52; Дмитриевского Εχολγια, 328, 734, 846. 925, 970. 1396 Симеона Солунск. De sacris ordinatt. cap, 216, y Миня Patrolog. graec., t. 155 col. 428–429; русск. пер. в Писанн. Литургич. т. II стр. 275–276; Русск. Ист. Б-ки т. VI ст. 461–462. 1399 Писан. литургич. т. II стр. 276; Полн. Собр. Русск. Летопп. т. I, стр. 119, т. II, стр. 3. Горского и Невоструева Опис. Синод рукопп. отд., III ч. 1 стр. 313. 1401 Там же: I, 119, 195, III, 63, 85; IV, 46, 295, 305. Нужно иметь в виду, что термины: стол, престол, степень, которыми обозначается вне-алтарное святительское место в летописях (VI, 161–2, 285, 294), употребляются весьма часто и в более широком смысле, в значении вообще архиерейской кафедры: епископии, архиепископии, митрополии (I, 11, 150. II, 152, 168, 191; V, 43 и др. мн.). – С вопрестолением или настолованием архиерейским сходно отчасти совершались аналогичные с ним обряды посаждения на стулец среди церкви иовопоставленного игумена монастыря (Гоара Εχολογ. 490–491: Порфирия. Второе путешествие на Афои, стр. 430), архонтов – ставрофоров (Дмитриевского Εχολγια, стр. 319–320) и особенно настолования наших древнерусских князей. В наших летописях передаётся о последнем почти в тех же выражениях, что и о посаждении на место дрене-русских святителей: такой то князь посадил сына своего или сам седе на столе деда своего и отца своего, такого то князя посадиша на столе в св. Софии, св. Богородици, со славою и честью великою“ (П. С. Р. Л. I. 75. 85, 87, 98, 134, 147, 161, 178; II, 49, 57, 117, 120, 139, 144, 151, 175, 225; III, 63, 64, 83; IV, 6–9, 299; V, 8, 33, 158, 171, 197, 225, 264: VI, 43, 48, 241–243, 279) и т. п. Путём сопоставления летописных известий о святительском и княжеском настолованиях можно полнее и живее нарисовать картину того и другого из них.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ш, 331–356). Церковно-судебные определения Киприана, митрополита Новгородского (Там же, 1861 г., т. III, 335–348). Пятидесятницы (Дух. Беседа, 1861 г. 23, 121–131). Каков должен быт канонический суд о причетниках двоеженцах (Руков. для седьск. паст, 1862, т. III, 534–538). Плач городецких раскольников при постройке единоверческой церкви (изд. в Летоп. русск. литер. и древн. Н. Тихонравова, 1863 г., т. V, отд. II, 149–152). Духовные стихи раскольников (Там же, отд. III, 80–84). о скверном бесе (Там же, стр. 89–90). Путешествие инока Михаила во святые места (Там же, стр. 103–104). Земское (народное и общественное) направление русской духовной письменности в XVI в. Собес. 1863 г., т. I, 292; II, 364). Послание старца Елеазарова монастыря к в. кн. Василию Иоанновичу (Там же, т. I. 337–348). Послание Геннадия Новгородскаго к Московскому собору 1490 г. (Там же, т. I, 476–481). Три доселе неизданные послания князя Андрея Курбского (Там же, т. II, 156–162, 343–348, 451–462, 550–571). Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева (Там же, т. III, стр. 95–112, 180–210). Апокрифическое слово о судиях и властителях (Там же, 1864 г., т. I, 365–374). О кормчей инока-князя Вассиана Патрикеева (Ученые Записки Казан. унив. 1864 г., т. I, 489–498). Личныя отношения супругов по греко-римскому праву (Там же, 1865 г., 83–104). Об участии мирян в делах церкви с точки зрения православного каноническаго права (Там же, 1866 г., 481–526). Два послания в. кн. Михаилу Ярославичу тверскому константинопольского патриарха Нифонта и русского инока Акиндина о поставлении на мзде (Прав. Соб. 1867 г., т. II, 236–253). Первоначальный славяно-русский номоканон. (Учен. Зап. Каз. Унив. 1869 г., прилож., стр. 1–100). Исторический очерк секуляризации церковных земель в России г.] (Зап. Новор. унив., т. VII, стр. 1–167). Номоканон при Большом Требнике, изданный вместе с греческим текстом, до сих пор неизвестным, и с объяснениями издателя. (Там же, m.VIII, 1–240). Еще наказный список по Стоглаву (Там же, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

14 Первый пункт признает и проф. А.И. Загорский (О разводе по русскому праву, Харьков 1884, стрн. 38 сл.), почему, не допуская второго, он и вынужден балансировать уже по-протестантски. 16 Здесь католики наталкиваются на глухую стену со своим учением ex opera operato и, не умея пробить необходимую брешь, переносят таинственно совершительное действие брака на самих сочетавающихся, что дает церковной власти возможность вторгаться в этот акт со своим влиянием. 21 Cp. Hermae Pastor, IV, 1 ap. Migne, gr. Ser. t. II, col. 919–920: et is que simulacrum facit, moechatur. Cp. Sviceri Thesaurus, t. II, Amstelaedami 1728, p. 373 b. 22 Cp. y W. Smith A Dictionary of the Bible ы 1-м томе, a по сокращенному изданию-А concise Dictionary of the Bible, London 1880, p.344. 23 Нужно помнить при этом, что побиение камнями полагалось для прелюбодейцы лишь в том случае, если ее застали на месте преступления, как видно и из рассказа Uh. VIII, 3–11 . Ср. у о. Н. Стеллецкого в «Трудах Киевской Духовной Академии» за 1891 г., 9, стрн. 30. Заметим еще, что нам неизвестно ни одного примера исполнения Моисеева предписания во всей строгости, а рассказ Uh. VIII, 3 сл. свидетельствует, что оно не соблюдалось и в век Спасителя. 24 De poenitentia, cap. III (Migne, lat. ser. t. I, col. 1232 В-С), De exhortatione castitatis, cap. IX (Migne, lat. ser t. II, col. 924 В) и др. 25 Патристические суждения по этому предмету см. ниже. Ср. Евфимий Зиг. К Mф. V, 32 (ap. Migne, gr. ser. t. CXXIX, col. 217 A): πορνει αν ε νταθα τη ν μοιχει αν ο νομα σας (cnf. ad. XIX, 10 ibid., col. 517 C-D). 26 Cp. Ios. Zhishman, Das Eherecht der orientalischen Kirche, Wien 1863, S 580–581, 732. «Обзор постановлений о браке в православной церкви» в «Православном Собеседнике» 1859, III, 331 (статья III архим. – после † еп. Смоленского-Иоанна: см. в «Прав. Собес.» 1885, III 485 прим., и у проф. П.В. Знаменского , История Казанской духовной Академии, вып. II, Казань 1892, стрн. 235). Проф. А.И. Загоровский в названном сочинении, стрн. 89 сл., и др. При общении с незамужнею особой муж впадал только в нравственный проступок – sturpum, φθορα»: ср. у проф. А.С. Павлова в «Ученых Записках Казанского Университета» 1865, I, стрн. 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западных, издаваемая при Киевской Дух. Академии. Творения бл. Августина, Еп. Иппонского. Ч. 1-я. Киев. 1880. Предисловие: Жизнь и творения бл. Августина, Еп. Иппонийского. Стр. 1–29 и 30–46. Архиеп. Филарет Черниговский . Историческое учение об отцах и учителях Церкви. С.-Петербург. 1859. I–III. Т. III, § 196, стр. 18–25 и 25–44. ср. 2-е изд. СПб. 1882. I–III. Т. III, § 196, стр. 17–22 и 22–35. Ф. В. Фаррар. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. (Перев. с англ. А. П. Лопухина ). Изд. 2-е. I–II. Петроград. 1902–1903. Т. II. Гл. XVII, стр. 284–434. Блаженный Августин . Профф. А. П. Лопухин – П. П. Глубоковский. Православная Богословская Энциклопедия. Т. I-й. Петроград. 1900. « Августин, Аврелий, бл.» стр. 102–112. Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон. Новый энциклопедический Словарь. С.-Петербург. (год не обозначен). Т. I-й, стр. 128–149. Статья Ив. Гревса: " Августин». Энциклопедический Словарь, составленный русскими учеными и литераторами. С.-Петербург. 1861 г. Т. I-й, стр. 160–179. Статья П. Л. « Августин, Аврелий». Прот. А. Ковальницкий. Обращение из неверия в христианство философа Августина (напоминание неверующим нашего времени). Изд. 2-е. С.-Петербург. 1893. X. X. Блаженная Моника. Изд. 4-е. С.-Петербург. 1904. Н. П. Кибардин. Система педагогики по воззрениям бл. Августина. Правосл. Собес. 1910. 5, 7–8 и отд. Его же. Новая школа блаженного Августина . С.-Петербург. 1912 (Извлеч. Из Журнала Минист. Нар. Просв. за 1912 г.). Х. X. Победа, победившая мир. Москва. 1895. (Изд. К. П. Победоносцева . Заимств. из англ. писат. Лилли. «Христианская революция»). Гогоцкий. Философский лексикон. С.-Петербург. 1859. Изд. 2-е. Ст. « Августин, блаженный ». Т. I, стр. 17–25. Целлер. Очерк истории греческой философии. С.-Петербург. 1886. Пер. с нем. М. Некрасова. П. П. Соколов. Учение о Святой Троице в новейшей идеалистической философии. Вера и Раз. 1893 г. Отд. фил., стр. 351–382, 406–428, 490–520. 1894 г. стр. 375–407 и дал. (работа не окончена).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Перед каким несчастьем?» – спрашивают его. «Перед волей». Втор. изд. С.-Петербург. 1904. Стр. 34. ср. также стр. 30. 401 В одной беседе «о народном покаянии» Иоанн говорит: «много ли можно сказать о нашем просвещении? Если и самая наука – пока дело школы, а не жизни народной, обязательство звания и службы, а не потребность деятельная, только ступень от невежества к просвещению, а не само просвещение, знамя личной чести, а не общечеловеческого развития, наконец, средство к получению служебных отличий, общественных должностей, житейских потреб: может ли быть плодотворна и наука?» (Христ. Чт. 1865, ч. I, стр. 212). Здесь Иоанн ясно указывает на то, что наука не должна быть отрешённой от жизни. 443 И. Барсов, «Преосвященный Иоанн Смоленский как проповедник» в Христ. Чт. 1872, ч. III, стр. 420–421. 481 Стр. 192–193. И вообще по Иоанну, корень и основа рабства – зло нравственное (см. выше, абзац начало: «В Прав. Собес. 1859 г...»). 496 Captatio benevolentiæ – от латинского «привлечение доброжелательности» (подразумевается аудиторией) – это ораторский приём, позволяющий привлечь внимание собеседника. – Прим. эл. ред. 503 Беседы, поучения и речи Иоанна, Епископа Смоленского, сказанные Смоленской пастве. Смоленск. 1871, стр. III. 504 Аподиктический – (от греч. apodeiktikos доказательный, убедительный) достоверный, основанный на логической необходимости, неопровержимый. – Прим. эл. ред. 505 Христ. Чт. 1872, ч. III, стр. 424–425. Ср. конец 424 стр. и первую половину 425 с III стр. предисловия к 1-му изданию проповедей Иоанна, со слов: «Способность формулировать современные религиозные вопросы...» 533 Гомилетика – (от греч. μιλα – гомилия, беседа, общение, общество, и лат. ethica – учение о нравственности) – наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения. – Прим. эл. ред. 534 В бытность ректором Петербургской академии, Иоанн «закрыл кафедру гомилетики, и она оставалась незамещённой до 1869 года». (Родосский, стр. XVIII).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Мнози бо человеци не Бога ради церкви созидают, но тщеславия ради и гордости и месть ради и жён своих; неции же от снов смущены и от бесов прельщаемы лжут и возлагают на себя обеты, и того ради хотят церкви воздвизати и молитвенные храмы поставляти, и не могут удовлети тех святых мест святыми иконами и книгами и свещами и служащими священники и диаконы и прочими причетники; аще ли сначала возмогут, и по мале времени искудевают, и пусты стоят; потому занеже не Бога ради созидают, но тщеславия ради». (Стоглав. Изд. Каз. Д. Акад., стр. З69). 47 Там сказано о церквах, которые стоят без священников и без пения: «А который князь, или боярин, в своих имениях церковь будет держати в небрежении, и без священника, три месяце, двенадцать недель; ино нам от себе попа к той церкви послати, для хвалы Божии и исправления веры православных христиан, живых и мертвых. (Акт. Истор. т. 1, 298, стр. 528). 48 В царской грамоте 1604 года июня 26-го, данной Верхотургскому воеводе Плещееву и голове Хлопову, об отпуске черному попу Ионе леса на построение в Верхотурье монастыря, сказано: «Бил нам челом черный поп Иона, а сказал: обетен де он устроити на Верхотурье монастырь во имя святого чудотворца Николы и св. страстотерпец Бориса и Глеба; и он, по своему обещению, заняв у вас нашего лесу, храмы воздвигнул, а на совершенье де ему лесу и тесу взяти не где» (Акт. Ист. т. 2, 48), и его снабдили лесом. В истории Российской Иерархии сказано, что этот монастырь Пермской гбернии окончен постройкою 1615 года. В пожары, бывшие в нем в 1616 и 1762 годах, вместе с зданием истреблены все рукописи; потому и сведений об нём нет. Но, по сказанию старожилов, в нём было до 1-го пожара четыре престола (в чье имя были два престола, это видим из грамоты). В 1704 г. сентября 12-го в монастырь перенесены мощи св. праведного Симеона, обретённые в 1695 году. (Ист. Росс. Иерарх. т. III, стр. 531). 49 Название «выставка» означало селение, построенное от другого селения, как бы его колонию (К. А. Неволина, О пятинах и погостах новгородских в XI-м веке. Записки Имп.Русск. Географ. общ. кн. III, Спб., стр. 101, 107 и др.). Церкви – выставки-пустынки прежде имели неоспоримую важность, как передовые поселения распространяющегося во все страны народа, но во времена Стоглавого собора потеряли это значение (Прав. Собес. 1855, ч. III. Постановления древн. Русск. церкви относительно церквей, стр. 175). Но все-таки они существовали. В Богомольной грамоте, 1676 года марта 10-го, Корнелия Митрополита Новгородского и Велико-Луцкого на Вагу, о поминовении царя Алексия Михаиловича, сказано: а в Вражеской во весь уезд, во все четверти, в монастыри и погосты и в выставки нашея епархии, послали о том памяти от себя, чтобы по всем монастырям и по погостом и выставочным церквам поминали» (Акты Арх. Экспед. т. IV, 214, стр. 290).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010