А некоторые изречения, если не будут утончены аллегорическим изъяснением и умягчены испытанием духовного огня, то без причинения расстройства никак не послужат спасительною пищею для внутреннего человека, и от принятия их последует больше вред, нежели какая-либо польза, каково следующее: да будут чресла ваши препоясаны, и светильники горящи. У кого нет меча, продай одежду свою, и купи меч ( Лк.12:35 ; Лк.22:36 ). Кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня ( Мф.10:38 ). Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, а смех. А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, т. е. как буквальному, так и иносказательному, так что то и другое изъяснение доставляет жизненные соки душе, каково следующее: если кто ударит тебя в правую щеку твою то обрати, к нему и другую ( Мф.5:39 ), когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф.10:23 ; Мф.19:21 ). Произращает оно и сено скотам, каковою пищею наполнены все поля Св. Писания, именно содержит простое и чистое повествование истории, от которого все более простые и менее способные к совершенному и чистому разумению, по состоянию и мере своей, делаются здоровее и сильнее только к работе и труду деятельной жизни (Собесед. VIII, гл. 3). О двояком смысле Св. Писания Посему о том, что ясными словами выражено, мы можем твердо определить и смело произнести свое мнение. А те предметы, которые, предоставляя нашему размышлению и упражнению, Дух Божий поместил в Св. Писании, желая, чтобы о них заключали по некоторым знакам и предположениям, неспешно и осторожно должны быть обсуждаемы, так что удостоверение или утверждение их зависит от произвола рассуждающего или принимающего. Ибо иногда, когда об одном предмете произносится различное мнение, то и другое может считаться разумным и без ущерба для веры может быть принято, или положительно, или в среднем смысле, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Согласно преподобному Иоанну, начало нашего спасения происходит от призывания Божия, на которое мы откликаемся (Собесед., 3.10) 47 . Вместе с тем начало нашей благой воли (Собе­сед., 13.11) может принадлежать как Богу (Собесед., 3.19 48 ; 13.3), так и нам самим (Собесед., 13.8; 13.9; 13.11). Когда Бог замечает в нас начало благого желания, Он тотчас “просвещает и усиливает его, и побуждает к спасению, взращивая то, что или Он Сам насадил, или взошло благодаря нашим усилиям” (Собесед., 13.8; ср. 13.11). Заметив в нас хоть “малую искру благой воли”, Бог не дает ей угаснуть и всячески способствует тому, чтобы она обратилась в пламя (Собесед., 13.7). Когда Он видит, что мы хотим склониться к добру, то идет нам навстречу, направляет и укрепляет нас; если же Он замечает, что мы не хотим добра или охладели к нему, то дает нашим сердцам спасительные советы, благодаря которым добрая воля в нас или восстанавливается или образуется (Собесед., 13.11). Бог всегда готов предоставить то, что у Него просят, если благая воля человека дает к этому повод (Прав., XII.14). По мысли преподобного Иоанна, действие Божественной благодати выбирает различные пути в зависимости от конкретной ситуации и человеческой способности восприятия (Собесед., 3.12; 13.15), что служит гарантией сохранения самодеятельного характера человеческой воли 49 . Преподобный Иоанн говорит, что “благодать Божия всегда содействует нашему произволению, [направляя] его в сторону добра”, во всем помогает ему, поддерживает и защищает его, так что иногда требует и ожидает с нашей стороны “некоторых усилий доброй воли” (Собесед., 13.13). Бог не делает добро за нас, как считал Августин, но содействует нам и направляет наше сердце к полезному (Собесед., 3.12; 13.8–9). Вовсе не следует так приписывать Господу все заслуги святых, чтобы на долю человеческой природы не оставалось ничего, кроме злого и превратного (Со­бе­сед., 13.12). Человек не подлежал бы никаким похвалам и не имел бы никаких заслуг, если бы Бог предпочитал в нем только то, что Сам даровал (Собесед., 13.14). Чтобы щедрое раздаяние даров благодати не казалось “беспричинным”, Бог уделяет их под предлогом нашего желания и труда (Собесед., 13.13).

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

1.3. Особенно подробно преподобный Иоанн останавливается на вопросе о том, как происходит спасение каждого отдельного человека; другими словами, как соотносятся человеческая воля и Божественная благодать в деле спасения каждого. В этом вопросе преподобный Иоанн идет средним путем между двумя крайностями — учениями Пелагия и блаженного Августина 41 . Как мы показали выше, с одной стороны, в отличие от Пелагия, преподобный Иоанн признавал всеобщий характер первородного греха и его необратимые последствия для всего человечества; кроме того, он считал благодать Божию реальной силой, воздействующей на человека изнутри и совершенно необходимой для спасения (Собесед., 13.3; 13.10; Прав., XII.9–10). С другой стороны, в отличие от Августина, скрытую полемику с которым преподобный Иоанн ведет в 13-м Собеседовании, он полагает, что у человека после грехопадения, несмотря на его добровольное “рабство диаволу”, а тем более после его освобождения Христом, вполне сохраняется свобода произволения, которая может отвергать или принимать благодать Божию (Собе­сед., 13.12; 13.10). Наша воля находится посередине двух желаний — плотского и духовного — и как бы балансирует между ними (Собесед., 4.12) 42 . Конечно, преподобный Иоанн признает, что после грехопадения воля человека стала слабой, немощной (Собесед., 13.10) и даже превратной; что она или из-за неведения блага, или из-за услаждения страстями легко склоняется к порокам (Собесед., 3.12) и поэтому всегда нуждается в направляющей благодати Божией (Собесед., 3.12, также 13.3; 13.10; Прав., XII.9–10) 43 . Но если невозможно, чтобы в ум человека не входили различные помыслы, то принять или отвергнуть их возможно для каждого стремящегося к этому (Собесед., 1.17) 44 . Человек сам несет ответственность за свои мысли; если бы он не был способен их контролировать, то у него не осталось бы свободного произволения, и усилия, направленные к нашему совершенству, не были бы в нашей власти (Собесед., 1.17; 7.4). Когда Бог побуждает нас ко благу, от нас самих зависит последовать этому побуждению и помощи Божией в большей или меньшей степени (Собесед., 3.19). В отличие от Августина преподобный Иоанн считает, что у человека сохранилось стремление к благу и даже знание блага, ведь после грехопадения Адам получил знание зла, которого ранее не имел, но при этом он не утратил и знания добра, которое получил ранее от Бога, в противном случае он ничем не отличался бы от неразумных животных (Собесед., 13.12) 45 . Бог посеял в душе человека естественные семена добродетелей (Собесед., 13.12 46 ), и это природное благо, вложенное в нее при творении, сохранилось в ней и после грехопадения (Собесед., 13.9). Поэтому не следует подобно Августину полагать, что человеческая природа способна только ко злу (Собесед., 13.12).

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

705 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 12, гл. 9—10. 706 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 54. 707 Достопамятные сказания о свв. и блаж. отцах. 165. С. 221. 708 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 357. 709 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22, гл. 6. 710 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 108. 711 Он же. Слово 15, § 68. 712 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 93. 713 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 55. 714 См. преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22-е, гл. 4 и далее. 715 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 94. 716 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22, гл. 5. 717 Свт. Димитрий Ростовский. Богодухновенное наставление христианское//Сочинения. М., 1894. Ч. I. С. 202. 718 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 104. 719 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 255, 353. 720 Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 9. С. 45—47; Слово 77. С. 382—383. См. также наставл. преп. Антония Римлянина//архиеп. Филарет Черниговский. Русские святые... Изд. 3-е СПб., 1882. С. 467—468. Ср.: Преп. Варсонофий и Иоанн, отв. 668; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 8. С. 392; свт. Василий Великий. О употреблении слова//Древние иноческие уставы. С. 410—415. 721 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 38, 78; преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 237, 258, преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. V, гл. 30; преп. Исаак Сирин. Слово 56. 722 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 19. С. 73—74; ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 9, 17, 18, 26. 723 Архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 56. 724 Ср.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. С. 103—104. 725 «Помысл» (греч. логимос ) — означает размышление, обсуждение, обдумывание, взвешивание, т. е. область деятельности человеческого ума. 726 Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 60. С. 329—330. 727 Преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях//Добротолюбие. Т. II, § 10. С. 374. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 73—75; архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. С. 28—31.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

76 Правосл. собесед. 1863 г. I, 338–348. Тут издано послание старца. В Ростовской епархии, по Строеву, после Тихона Малышкина (1489–1503) три года не было архиепископа, а после его преемника Вассиана (1506–1515) епархия вдовствовала 5 лет (332 стр.), то же бывало и в других епархиях. Алексий вологодский ушел на покой в 1545 г., а его преемник Киприан назначен 1547 г. (730 стр.). Особенно много и долго епархии вдовствовали в смутное время междуцарствия и польско-литовских разорений. 83 На востоке тогда было 4 патриарха, 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов (Макарий. Истор. русск. Ц. X, 44). 84 Собрание госуд. грам. и догов. II, 59. Срв. Доп. Акт. Ист. V, 102, стр. 491. Подлинные грамоты об учреждении патриаршества хранятся в Москв. Арх. Мин. Иностр. Дел. При избрании патриарха, 23 январ. 1589 г., были: м. Иов (избранный), два других кандидата на патриаршество – Александр, архиепископ новгородский и псковский, Варлаам, архиеписк. ростовский и ярославский, избиравшие – Тихон, архиеписк. казанский и свияжский, епископы Иов суздальский и тарусский, Сильвестр смоленский и брянский, Митрофан рязанский и муромский, Захария тверской и кашинский, Иосиф коломенский и каширский, Геласий сарский и подонский и греческий архиеписк. Арсений елассонский, (там же 58). Вологодская кафедра, очевидно, была вакантна, хотя Строев ее замещает после мая 1589 г. Ионой (Списки... 731). После учреждения патриаршества личный состав епархиального управления с переменой титулов был следующий: Иов – патриарх московский и великорусский, Александр, м. новгородский, великолуцкий и всего поморья, Гермоген, м. казанский и астраханский, (Тихон скончался, а Гермоген хиротон. 13 мая 1589 г. Строева – Списки стр. 287–288) Варлаам, м. ростовский и ярославский, Геласий, м. сарский, подонский и козельский, Иона, архиеписк. вологодский и велико-пермский, Иов, архиеписк. суздальский и тарусский, Сильвестр, архиеписк. смоленский и дорогобужский, Митрофан, архиеписк. рязанский и муромский, Захария архиеписк. тверской и старицкий, Иосиф епископ коломенский и каширский и вновь назначенный в Псков епископ Мисаил (Собр. Госуд. Гр. и Договор. II, 59)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Сборник Соловец. библ. 857, л. 151 об. 3 «На Белоозере жили люди неверные, гласит одно древнее сказание, да как учили креститься и веру христианскую познавать, и они поставили церковь , а не ведают, которого святого нарещи; а на утро собрались, да и пошли церковь свящать, и как пришли к церкви, аже в речки под церковью стоит челнок, а в челноку стулец, а на стульце икона Василий Великий , и они икону взяли в церковь, и нарекли во имя Василия Великого … И они церковь святили, да учали обедню пети, да как начали Евангелие чести, и грянуло не по обычаю, кабы страшный великий гром грянул, и вси людие уполонились, ино в прежнее место туто было мольбище идольское за олтарем, береза да камень, и ту березу вырвало, и камень взяло из земли, да снесло в Шексну и потопило» (Сборн. Соловец. библ. 925, л. 117, 118). 4 Летописи русск. литер. и древн. Тихонравова, т. IV, отд. 3, стр. 89, 101. Прав. Собесед. 1861 г. т. I, стр. 269–277. 11 Греческие писатели, а вслед за ними и Западные производят еще это название от слов Бог милуй или Богу милый, и выходит, таким образом, что богомилы претендовали на наименование себя богоугодными, благочестивыми, «истинными христианами». В этом именно смысле первый обличитель богомильской ереси Козьма, пресвитер болгарский, говорит, что «поп по имени Богумил, а по истине рещи, Богу не мил, первее нача учити ересь в земле Болгарстей» (Прав. Собеседник 1864 г., т. IV, стр. 481). 13 Павликанство в свою очередь было ничем иным, как видоизменением манихейства, древнейшей из христианских ересей востока, образовавшейся из смешения христианских понятий с учением Зороастра. 14 Zonar. I. XVIII, р. 209. ср. Гильфердинг. «Письма об истории сербов и болгар» II, 121 в «Русской беседе» 1859, г. IV. 15 Psellus. De operatione daemonum, 1838, Nurenberg ed. Boisonade, p. 3.5 etc. Cerdenius Hist. I. 514. 17 «Беседа Козьмы пресвитера на новоявившуюся ересь Богумилу» напечатано в «Прав. Собеседнике» 1864г. кн. IV–VIII. 18 В латинском издании это произведение озаглавлено: Panoplia dogmatica orthodoxae fidei adversus omnes haereses, в славянском –– книга догматики паноплие вторая 19 Сочинение это отдельно издано Гизелером в 1842 году в Геттингене под заглавием: Euthymii Sigabeni Narratio de Bogomilia seu Panopliae titul 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Будем стараться о том, чтобы и минуты не быть без воспоминания о Боге, потому что это воспоминание есть величайшее благо (кн. 3, пис. 297). За кого надо прежде всего молиться Кто хочет, чтобы Бог скоро услышал его молитву, тот, когда станет перед Богом и прострет руки свои к Нему, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За это доброе дело Бог услышит его, о чем бы он ни молился (Филар., архиеп. Черниг. – «Жития святых», 19 июня, стр. 201–202). Христианин, не ослабевай в своей молитве Придет ли к тебе радость – молись и благодари Бога; постигнут ли тебя какие беды и напасти (а их немало в нашей печальной жизни) – опять обращайся к Богу с молитвой. Может быть, Господь и не избавит тебя от напасти и не сделает того, чего ты желаешь, но все же молитва успокоит твое смущенное сердце и даст тебе силы к терпеливому перенесению бед и скорбей («Воскр. собесед.», вып. 3, стр. 56). О молитве перед иконами По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиной перед святой иконой, например, Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух Того, Кто изображен на иконе, так что если вера твоя в присутствии лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь живым то лицо, то оно действительно благодатью своей бывает тут. Пример: чудотворные иконы, говорившие, источавшие слезы, кровь. Все они смотрят необыкновенно живо и выразительно, ибо что невозможно для Бога, Который может оживотворить камень и образовать из него человека? Также чудесно Он может сделать это с живописным образом. Вся возможно верующему, и к верующему чудесно сходит Вышний (из днев. прот. И. Сергиева). О призывании святых в молитвах Молитеся о нас ( Евр. 13, 18 ), – писал святой апостол Павел к христианам того времени. Тем большую нужду в молитвах за нас имеем мы, слабые в борьбе с искушениями, а потому ежечасно согрешающие. Много может у Господа и наша слабая молитва друг за друга, но еще более молитвы святых угодников Божиих, которые непрестанно ходатайствуют за нас перед Престолом Всевышнего и подкрепляют нашу немощь в подвигах веры и благочестия. К ним, этим споспешникам нашим в деле спасения, и будем, братия, возможно чаще прибегать с прошениями о молитве за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

254 Мейер хочет видеть здесь указание на время до пришествия Мессии и после пришествия [Abth. l-e (1864), S. 293–294], но такое толкование совершенно недопустимо, так как в этом случае речь должна бы идти не о настоящем и будущем веке, а о прошедшем и настоящем. 255 Св. Григорий Двоеслов : «Эти слова дают понять, что неторыя вины могут быть прощены в сем веке, а некоторыя в будущем, ибо если не все отрицается, то по умозаключении следует, что нечто утверждается» (Собесед. о жизни ит. оо. и безсм. души, кн 4-я, гл. XXXIX,. стр. 339). Подобным же образом блаж. Августин: «не было бы и сказано о некоторых, что им не отпустится ни в сем, ни в будущем веке, если бы ее было таких, которым хотя в настоящем веке не отпущено, однако отпущено будет в будущем» (О граде Божием, кн. 21, гл. XXIV; твор., ч. 6-я, стр. 317). 257 По мнению бл. Августина, в целом Писании нет места труднее, чем данное с параллельными ему у Марка н Луки (Sermo LXXI de verbis Evang. Matth. XII, 32, not. 5; Migne, s. 1., t. XXXVIII, col. 447). 258 υς το νϑρπου – единственное число с членом никогда не употребляется для обозначения общего понятия – Grashof. Ueber die Blasphemie des heiligen Geistes. Theolog. Studien und Krittiken, 1833, 4-es Heft, S. 949. 259 Многие отцы изъясняют данное место о невозможности принимать в общество верующих, отступивших однажды от христианства (Епифаний Кипр. – Против ересей, ересь 59; ч. 3-я, стр. 28; Феодорит – твор. ч. VII, стр. 592–594; Икумений – Migne, s. gr., I., CXIX, col. 336; Иоанн Дамаскин – Точное изложение правосл. веры, кн. 4, цит. изд., стр. 208). 260 Фарисеи говорили, что Иисус Христос изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского (Мф.12:24), т.е. упорно не хотели верить тому, что Он делает это силою Духа Божия (ст. 28). 264 «Тот Павел, который был восхищен до третьяго неба, слышал неизреченные глаголы, победил все потребности природы, быв, наконец, в совершенной безопасности, имел еще нужду в молитве учеников и говорил: молитеся о мне, да избавлюся от противляющихся ( Рим.15:30–31 ), и еще: молитеся, да дастся ми слово во отверзение уст моих ( Еф.6:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

218 Печатная книга имела великое значение не для одного простого народа. Сам патр. Никон вначале молился двуперстно, и очень оскорбился, когда Восточные патриархи за сие его обличили. В свое оправдание Москов. Патриарх говорил: «аз имею о том сложении печатные книги». – А давно ли они напечатаны? – возразили В. Патриархи. – И когда узнали, что только десять лет тому назад, то удивились, как так скоро могли подействовать эти книги, научая двуперстному сложению. (См. 3 посл. Игн. митр. Сибир. 19). Мы уже не говорим о том, что сами справщики книг упорно стояли за одну букву, даже за одну черту (ударение) или точку. (Смотр. прав. Собесед. 1858 г. Май, стр. 110). 219 Принятие·армянами католицизма относят к 1330 году: первые распространители его среди армян были из области Джахукк, в земле Сюнийской. (См. Истор. Армен. Чамчиана, изд. на армян. языке в Венеции 1786 г. том. III, стр. 444 –454. и кратк. истор. армян. церкви, на армян. языке. Москва 1832 г. стр. 80 и 90). 221 О павликианах, их ереси и сходстве с армянами см. Истор. Восточно-Римск. И. Ертова, част. II, стр. 346, 347. 222 Итак, на одном устном показании каких-то торговцев составилось заключение, будто двуперстие перстосложение армянское, без всякиз исследований – почему, и все ли армяне так, а не иначе, слагают свои персты для крестнаго знамения? – Конечно только в XVII веке и позволительно было ограничиться этим показанием, но принять его в XIX веке на веру нельзя! 223 Замечательно, что и наши старообрядцы, отличающиеся особенным изуверством и крайним невежеством, в своих собеседованиях с православными, никогда не представляют, православного, троеперстного сложения правою рукою, а всегда левою. Так их застращал протоп. Аввакум своими хулами на троеперстие! (См. прав. соб. 1858 г. Май 116:117). 224 У Астомена были помощники: «отступник Якунька Лепихин и венгерский лжечернец Аврамко – жидовин». (Посл. Игнат). 225 Так, Денисов, ссылаясь на древнеписменную книгу Никона Черногорца, существующую в Чудове монастыре (замечание о сей ложной ссылке см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

935 Ркп. святцы: преподобномученик Никон сухой: память его м. дек. в 11 д. Житие пр. Никона в ркп. прологе под 11 дек. у Румянцева 325. 937 Ркп. повествование о начале Монзенского монастыря, писанное монзенским иеромонахом, спустя 39 лет после кончины преп. Ферапонта, у Царского 118. 938 В повествовании о начале монастыря сказано, что преподобный преставился в 1591 г. В ркп. святцах: «пр. Ферапонт, чудный отец Благовещенского монастыря монзенского, чудотворец, преставился в л. 7094 м. дек. 12 д.», след. 1585 года. Тоже в ист. иер. 6, 849. Правда на стороне повести: голод, бывший спустя 10 лет после кончины пр. Ферапонта, был в 1601 г. см. пр. 19. 940 О трехлетнем голоде, начавшемся успенским морозом 1601 г. Арцыбашев в повеств. о России, кн. 5. стр. 62–64. У Трехлетова апостол, писанный в ростовском Борисоглебском монастыре, с след. современными заметками: «л. 7110 (1601) – мороз побил... ярь запала от него. С тех мест стал быть хлеб дорог. 7110 г. (1601) В Ростове, была четверть ржи по 20 алтын, а 7111 г. (1602) в Ростове была в полтретья рубли четверть ржи, а на Москве была по три рубли и слишком, и того году людей множество с гладу мерло и со мразу и от разбои и от пожара. Тот год был мятеж. А 7112 г. (1603) была рож по сороку алтын, а на Москве в полтора рубли, а овес по 20 алтын» (ярослав. губ. ведом. 1855 г. 36). 942 Житие пр. Трифона, известное ныне, писано после того, как «св. Троицы и праведного обитель от немец разорена и сожжена, – житие святого, самовидцы писанное, погибе... У некоторых в малых книжицах и в писаниях кратких соблюдошася». Сочинитель говорит: «понудихся службу и житие преподобного во едину книгу совокупив написати». След. это было не прежде 1655 г., житие сшито из нескольких рассказов и рукою неискусною. Текст его в правосл. собесед. 1859 г., но без многих чудес. 943 В житии не показано мирское имя Трифона: но у Курбского пустынник, к которому прибыл Феодорит на р. Печенгу, называется Митрофаном. «Памятамися, Митрофан бе имя ему». Тогда, как Феодорит прибыл к печенскому проповеднику, последний еще не был Трифоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010