(Четьи-Минеи, изд. Киево-Печ. Лавра, 1689 и 1711 гг., перепечатано в Москве в 1837 г., февраль, 18, лист 31). Литература 1 . В.В. Болотов. «Лекции по истории Древней Церкви», СПб., 1913 г., т. III, с. 273−319. 2 . Ф. Грегоровиус. «История города Рима», СПб., 1902 г. 3 . Еп. Феодор (Поздеевский ). «Из истории папства» (Значение папы Льва Великого в развитии идеи папства). «Богословский Вестник», 1912 г., VII–VIII, с. 477. 4 . Иером. Никанор. «Разбор римского учения о видимом главенстве в Церкви, сделанный на основании Св. Писания и предания первых веков христианства до I Вселенского Собора», СПб., 1856 г.; Казань, 1871 г. 5 . А. Никанор. «Разбор римского учения о видимом главенстве в Церкви на основании творений св. Афанасия Великого , еп. Александрийского», Правосл. собесед., 1869 г., с. 1, 14, 89, 201, 293. Историческое развитие римского примата Первоначальное основание римского примата зависело от усвоения Римскими епископами права именоваться преемниками св. Петра, занимая после своего избрания то ведущее место, которое занимал св. Петр среди апостолов. Другим фактором было то, что Рим являлся столицей цивилизованного мира, выдающейся христианской епархией задолго до того, как христианство сделалось государственной религией. Это было местопребывание наследников и хранителей locus Petri: материальное место, где св. Петр завершил свое служение мученической смертью , распятый на кресте вниз головой в цирке Нерона у Ватиканского холма. Последующее мученичество св. Павла ассоциировало Рим с двумя великими миссионерами Христа. Примерно через тридцать лет после смерти св. Петра, св. Климент написал свое знаменитое Послание к Коринфянам (ок. 95 года после Р. Х.), выразившее авторитет, придаваемый им римской епархии. Св. Климент говорил ясно и понятно. От имени Рима он вмешался в спор, разгоревшийся внутри Коринфской Церкви, где был смещен ряд пресвитеров. Его послание было призывом к покаянию. Указывая на то, что Бог требует во всем должного порядка, он требовал восстановления в сане смещенных пресвитеров и повиновения высшему авторитету. Тон послания – повелительный: «Я обращаюсь теперь к вам, авторам этого решения. Подчинитесь священникам и примите наказание в качестве покаяния. Научитесь жить в подчинении, отбросьте пустые слова и высокомерную речь, продиктованную суетной самонадеянностью». Несколько позднее он еще больше разъясняет сущность авторитета, который, как он чувствует, ему принадлежит:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

   Преп. Исаак Сирин. Слово 78. С. 387.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3, п. 50. С. 240—241.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. III. С. 516—519.    Преп. Нил Синайский. Там же, п. 241. С. 366.    Преп. Исаак Сирин. Слово 91.    Старческ. советы. С. 479.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 318 и 326. С. 573—575, 585.    Е. Поселянин. Русские подвижники XIX в. СПб., 1900. С. 60.    Свт. Варилий Великий. Творения. Ч. VII. М., 1854, п. 201. С. 80.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 132.    Старческ. советы. С. 540.    Преп. Исаак Сирин. Слово 48.    Свт. Василий Великий. Творения. Ч. III, п. 248. С. 221.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. II. С. 227—230.    Свт. Григорий Нисский. Творения. Ч. IV. М., 1862. С. 28.    Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. II. СПб., 1912. С. 126.    Свт. Кирилл Александрийский. О вочеловечении Господа, § 5//Христ. Чтен. 1847. Т. III. С. 171.    Игум. Антоний. Письма, п. 5. С. 6. В наше время рождается много всякого рода уродов, ненормальных, больных детей — как наказание за грехи и нечестие родителей.    Созомен. Церковная история. Кн. 1, гл. 14.    Триодь Постная. Неделя Ваий, утр. 1-й седал. по 1-й кафизме.    Преп. Симеон Нов. Богослов. Божественные гимны. Серг. Пос. 1917. С. 150.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 14, § 14 на посл. к Филип.    Свт. Григорий Двоеслов. Беседа 21 на прор. Иезекииля.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 774—776.    Древний Патерик, гл. 10, § 6.    Преп. Варсонофий Вел. Отв. 130. С. 605.    Древний Патерик, гл. 18, § 41.    Христ. Чтение, 1842. Ч. II, июнь.    См. Четьи-Минеи, 14 янв.    Во многих местах Свящ. Писания словом «зло» означаются прискорбные случайности и бедствия, попускаемые Богом, не потому, чтобы они в существе своем были, зло, но потому что чувствуются (воспринимаются) как зло теми, кому на пользу посылаются (Ср.: Ис.45:6—7; Ам.3:6, Евр.12:6—7, 1. Ион.3:10; Иер.11:11).    Игум. Антоний. Письма, п. 250. С. 314.    Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. VI, гл. 1—8.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Библейское учение – выразимся хотя несколько грубо, но образно, – не клином врезалось в народное миросозерцание и стало в нём особняком, а привилось народу после продолжительного процесса переработки народных воззрений, усвоилось народом, сделалось неотъемлемой и, пожалуй, существенной частию его духовной природы. Языческие воззрения не затемнили света учения христианского, напротив, – христианское учение прогнало мрак языческих суеверий и заблуждений и пролило свет на всю область народных воззрений. Правда, и доселе высокие христианские понятия в народном миросозерцании переплетаются с уцелевшими остатками языческих воззрений и как будто от этого теряют свою чистоту, но, повторяем: внимательное изучение памятников народного творчества показывает, что христианский дух и главные христианские воззрения усвоены русским народом, а языческие представления являются не более как жалкими, утратившими свой смысл остатками старины, мрак которых нисколько не подавляет и не тушит света христианского учения. К миросозерцанию русского народа допетровского периода вполне применимы евангельские слова: «И свет во тме светится, и тма его не объят» ( Ин.1:5 ). 14 В Каменецкую церковь Благовещения и в церковь Галицкого монастыря им были положены сборники выдержек из святоотеческих творений. Волын. лет. ПСРЛ, II, 222 и 223 стр. Правосл. собесед. 1858 г. I, 278 стр.; 1862 г. I, 161 стр. 17 Издревле, замечает Феодор, справщик на Московском печатном дворе в конце 17 и начале 18 в., издревле обычай бе и есть учити дети малая азбуце, потом часословцу и псалтири, тоже писати, на сих же нецые преподают и чтение Апостола, возрастающых же препровождают ко чтению и священной Библии и бесед евангельских и апостольских. Прав. Соб. 58 г. I, 27 стр. Икон. 4 стр. 18 Насколько аскетический дух преобладал в сочинениях древней Руси, можно судить по сохранившимся доселе древнерусским рукописям. Из 2673 книг, помещённых в описи степенных монастырей, приходится до тысячи экземпляров исключительно аскетического содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

366 Он же. Слово 14, § 7; преп. Ефрем Сирин. О борьбе с чревоугодием//Добротолюбие. Т. II, § 38. С. 381. Преп. Нил Синайский//Добротолюбие. T. II, § 19. С. 231. 367 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, § 7; ср. Преп. Нил Синайский. О чревоугодии Добротолюбие. T. II, §§ 17—18. С. 230. 368 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 11//Добротолюбие. T. II, § 38. С. 30. См.: К. Попов. Блж. Диадох, еп. Фотики (V в.), и его творения. T. I. С. 198—199. У проф. К. Попова в примечании указаны главные признаки этих двух видов чревоугодия, согласно с учением преп. Климента Александрийского, Нила Синайского, Иоанна Кассиана, блж. Диадоха, аввы Дорофея, Исидора Пелусиота и др. 369 К. Попов. Указ. соч. С. 184—193. 370 Преп. Нил Синайский. О чревоугодии//Добротолюбие. Т. II, § 41. С. 232—233. 371 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, §§ 34—36. Ср.: Преп. Нил Синайский//Добротолюбие. T. II, § 41. С. 232. 372 Прот. Иоанн Сергиев. О пастырстве. Гельсингфорс, 1911. С. 16; Моя жизнь во Христе. СПб., 1911. С. 432—433, 469—470, 475—478, 491—492, 793—795. 373 Он же. О пастырстве. Гельсингфорс, 1911. С. 46—47. См. также: Цветник духовный. Ч. 2. С. 148. 374 Преп. Ефрем Сирин. О борьбе с чревоугодием//Добротолюбие. Т. II, § 41. С. 381. 375 Преп. Ефрем Сирин. О борьбе с чревоугодием//Добротолюбие. Т. II, § 47. С. 382. 376 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, § 34; см.: Преп. Иоанн Кассиан//Добротолюбие. T. II, § 26. С. 21; свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. С. 131. 377 См. наставления игум. Саровской пустыни Назария (О воздержании)//Иером. Авель. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. Изд. 2-е. М., 1860. С. 163—164. 378 Преп. Нил Синайский. О чревоугодии//Добротолюбие. T. II, § 24. С. 231. 379 Там же. § 42. С. 333; преп. Иоанн Кассиан//Там же. С. 18. 380 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, § 5. 381 Он же. Слово 14, § 20; преп. Нил Синайский. Слово о блуде//Добротолюбие. T. II, § 11. С. 234. 382 Преп. Нил Синайский. О чревоугодии//Добротолюбие. T. II, § 2. С. 229.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Никон. Л. 4, 284. По этому известию следует исправить ошибки в Ист. иер. 1, 274, 275. 4 Ист. иер. 1, 274. В списке епископов по Никон. л. (т. 1, прилож. стр. 5): «Семион из Полоцка; Андрей из Литвы». Собр. л. 7, 179. 12 Обличение святителя внесено было в «Мерило праведное» – юридический сборник. Правосл. Собесед. 1851 г. 1, 19. 92. Розенкампф о кормчей 217. 218. 16 Жития февр. 3: «известно только, что оставшись в юных летах после кончины родителей княжил», стр. 2. Кн. Роману в 1237 году было 23 года, а в 1249 году было 35 лет. 17 Никон. л. 3, 40. 41. Собр. л. 7,174, 178. Русск. времен. I, 148. Карамз. 4, пр. 182. Кисель об Угличе, стр. 68–73. Ркп. святцы: «святый благоверный князь Роман Угличский, чудотворецт, преставися в 6790 (1282) февраля 3-го дня». 18 Ркп. полное житие препод. Папсия Угличского: «на том основании соборные церкви дарова ему (кн. Андрею Васильевичу) Бог обрести мощи св. благов. кн. Романа Угличского чудотворца. Мощи св. кн. Романа целы и нетленны лежали в соборной церкви вящши 120 лет, даже до Польского нахождения на Россию и на г. Углич. Тогда грех ради наших мощи св. князя Романа от злых людей Польских сожжены и церковь соборная в крепости города, от тех же злых людей, весьма разбита. Остались св. мощей глава, кости ребр, обоих рук и ног. И чудеса паки творят», Никон. л. 8, 32. Летоп. о мятежах, стр. 42. Свед. о мон. церкви, 562. М. 1852. Царская грамота 1683 г. (у Киселя стр. 417): «ко князю Роману Угличскому чудотворцу два пуда воску». В сборнике Нижегород. Благовещ. мон.: «повесть, стихеры и каноны (св. кн. Роману) сотворены по благословению св. патриарха Иова – тщанием инока Сергия, обители Пресвятые Троицы Данилова монастыря Переяславля Залесскаго». В словаре стр. 235 не верно. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Февраль. – 479, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из всего наследственного имущества у него оставался только тенистый сад с источником воды. Здесь Григорий Богослов провел остаток дней своих, предаваясь трудам, лишениям, подвигам поста и молитве. В 390 году скончался святитель. Последними словами его были: «светозарные ангелы, неизмеримым кругом обстоящие равночестный свет трисиянного божества, приимите недостойного Григория священника». (Сост. по кн. «Пастырское назидание», изд. журн. «Пастырский собесед.» т. II, Москва, изд. 1891 г., стр. 145–201 и др. источн.). 4. Святой Иоанн Златоустый Святой Иоанн родился в 354 году в Антиохии, столичном городе Сирии, от богатых и знатных родителей: Секунда, военачальника сирийского, и Анфусы, благочестивой христианки. Лишившись мужа в ранней молодости (20 лет), Анфуса не пожелала вступить во второй брак и посвятила себя воспитанию сына. Уроки ее в христианском благочестии так глубоко напечатлелись в душе Иоанна, что ничто в последствии не могло изгладить их: ни примеры товарищей, ни образование в языческих школах, ни увлечения молодости. Достигнув 18 лет, Иоанн начал изучать все тогдашние науки в школах Антиохии и Афин, которые славились учителями, и был одним из лучших учеников знаменитого оратора того времени, Ливания. Когда Ливания однажды спрашивали, кого он хотел бы назначить в преемники себе, он отвечал: «я хотел бы назначить после себя Иоанна, но христиане отняли его у нас». По окончании образования Иоанн, преимущественно изучивший красноречие, занял должность адвоката, некоторое время вел дела, но вскоре душа его перестала лежать к этой деятельности, появилось недовольство мирского жизнью и желание уединения. Иоанн решился посвятить себя на служение Богу: он ревностно изучал Священное Писание, посещал богослужение и проводил много времени в молитве. Антиохийский епископ Мелетий, услышав об Иоанне, часто приглашал его к себе для беседы; от Мелетия Иоанн получил крещение. Иоанн желал совсем оставить мир и удалиться в пустыню, но, уступая просьбам матери, остался при ней до ее кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

17 Первый тропарь шестой песни канона читается так: «Вития обличил еси безбожные уста светлыми: честных бо инок уяснил еси воистину, священнотаинниче, поклонение» (Минея славянск. Иулий. 4-й день). 18 Этот трактат, а вернее отрывок из трактата, впервые изданный Буассондом (Boissonode) по рукописи Парижской библиотеки (cod. 1630 n. 55) в его Anecdota graeca t. IV. P. 471 в 1832 г., помещен у Migne Curs. compl. t. 97, 1301–4 pp. 20 То обстоятельство, что отцы VII вс. соб. и в частности Илия, еп. Критский, бывший на этом соборе (Деян. всел. соб. Т. VII. Прав. Собесед. 1875 г.), ни разу не ссылаются на Андрея при рассуждениях об иконопочитании, не может удержать нас от такого принятия, хотя Удэн именно это соображение ставит возражением против жизни Андрея в VII-VIII вв. и на его силе между прочим основывается в перенесении Андрея Критского в IX в. Едва ли отцам VII-ro собора было нужно и даже уместно ссылаться в доказательство древности иконопочитания на отца, почти современного собору; ведь никто, конечно, не сомневается в том, что в bekeVII-ro вс. собора истинное почитание святых и их изображений существовало: требовалось раскрыть значение этого догмата и подтвердить его давность. К тому же в известных нам словах Андрея об иконопочитании не содержится ничего такого, что имело бы цену самостоятельного и оригинального освещения или разъяснения какого-либо пункта в вопросе об иконах, так что делать ссылки отцам собора было даже и не на что. 21 В своих примечаниях к слову на Обрезание Комбефис доказывает, что иконы нуждались в защите еще гораздо раньше гонений императоров-иконоборцев. Это видно из послания Симеона Столпника к царю Юстину II, читанного на VII вс. соб., которое по Баронию относится к 574 г. Весьма правдоподобно, предполагает Комбефис, что также еретики самариты (в Сирии), на иконоборные и богохульные деяния которых жаловался Симеон, в веке Андрея Критского присоединились к арабам и, пользуясь завоеваниями последних в Сирии, производили истребление икон в христианских областях (Nota Comb. I. col. 931–932 Curs. compl. t. 97). Это объяснение Комбефиса принимает в соображение и преосвященный Филарет в своем Историч. учен. (III т. 239–240 стр. прим. 2 и 4). Но помимо неясности, вызывающей разные недоумения, самого «7-го послания св. Симеона Столпника, жившего на чудной горе, к царю Юстину младшему», которое было прочитано на 5-м заседании 7-го вс. с. (Деян. вс. соб. VII т. Прав. Соб. 1874 г. 383–386 стр.), трудно уяснить приложимость его показаний к обстоятельствам жизни Андрея Критского и нет оснований для такого приложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Наконец, после 17 лет тяжкой борьбы и чрезвычайных подвигов покаяния, настал вожделенный покой: в душе ее водворился благодатный мир, прежняя греховная жизнь была искуплена, и в течение 30 лет в уединении и безмолвии, в постоянных . молитвах, посте и богомыслии совершается ее восхождение на высоту добродетели, ведется ангелоподобная жизнь. За год до ее преставления, с нею, по воле Божией, встретился в пустыне подвижник старец Зосима. По просьбе ее чрез год он снова пришел в пустыню, чтобы напутствовать святую в жизнь загробную причащением св. тайн. Из жизни и примера препод. Марии египетской убедимся в крайнем милосердии Божием к грешнику кающемуся, а также и в неосновательности и ложности всех наших рассуждений о закоренелости и непобедимости страстей и привычек, постоянно приводимых нами в оправдание своих грехов! Нет! «Не уклони, Господи, сердца наши в словеса лукавствия не пщевати вины о гресех» на лукавые слова приискивать извинения грехам своим! Без борьбы, без труда, без лишений, конечно, не одержать победы... Напротив, при них и пламенной молитве к Богу о помощи и милости, всякий закоренелый грех, всякая дурная привычка могут быть искоренены, всякая сильная и бурная страсть может быть побеждена. Только каждый постоянно и тщательно наблюдай за собою, во время останавливай себя от всего худого и порочного, всегда мужественно борись со страстями и искушениями и усердно молись, и пойдешь по пути добродетели и благочестия, чего, молитвами преподобной Марии египтяныни, да сподобит всех нас Милосердый Господь и Спаситель наш Иисус Христос! (Из «Христ. бес.», прилож. к «Пастыр. собесед.»). Неделя ваий или цветоносная (6-я великого поста) Еванг. от Ин. зач. 41-е, гл. XII, 1 – 18 ст. 1. Евангельское повествование о торжественном входе Господа в Иерусалим, с изъяснением значения ваий и свеч при богослужении в этот день Прежде шести дней Пасхи, говорит евангелист, прииде Иисус в Вифанию. Вифания – селение, отстоявшее от Иерусалима на полчаса пути. Там жило благочестивое семейство Марфы, Марии и брата их Лазаря, которого Иисус незадолго пред тем воскресил из мертвых, уже четыре дня лежавшего во гробе. Поэтому евангелист и присовокупляет: идеже бе Лазарь умерый, его же воскреси от мертвых. Там приготовили Ему ужин. И Марфа служаше. Лазарь же един бе от возлежащих. Он был теперь предметом общего внимания, как гость этой жизни, недавно всесильным словом Господа Иисуса возвращенный из области мертвых. По этому вниманию к Лазарю и евангелист о нем упоминает, как о возлежавшем с Иисусом, не упомянув ни о ком другом из возлежащих (Евсевий еписк. могилевский).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

412. Изр. св. ст. Копр. 3. 413. Др. Пат. VII, 23 (19). Изр. св. ст. Арс. 16. 414. Изр. св. ст. Ин. Колов 6. 415. Лавс. 18. 416. Кассиан, Собеседование (Collatio) II, 18–21. 417. Там же, гл. 25–26. 418. Изр. св. ст. Ахил. 3. 419. Луг духовный, гл. 112. 420. Изр. св. ст. Вен. 1. 421. Там же, 2. 422. Др. Пат. IV, 64 (54). 423. При таком образе жизни неудивительна полная нестяжательность в монастыре. «Одни знатный человек из какой-то страны принес с собою много золота и просил пресвитера Скитского раздать его братии. Пресвитер сказал: «братия не имеют нужды». Но так как он сильно убеждал пресвитера, то сей положил корзину при дверях церковных и сказал: «кто имеет нужду пусть берет». Но никто не подошел к ней, а другие вовсе не обратили внимания. Тогда пресвитер говорит: «Бог принял твою милостыню: иди и раздай ее нищим». Др. Пат. VI, 23 (19). 424. Об агапе в Скиту в Изр. св. ст. Исаия (V b.) 4: «Когда на вечери любви братия ели в церкви и разговаривали между собою, пресвитер из Пелусии, упрекая их, сказал: молчите, братия! видел я брата, который есть с вами и пьет с вами те же чаши, и молитва его как огонь восходит на небо». 425. Брат спросил авву Сисоя (начавшего свое подвижничество в Скиту): «что мне делать? Когда прихожу я в церковь, так часто бывает вечеря любви, и меня удерживают на ней». Старец говорит ему: «дело трудное!» Говорил также ему Авраам, ученик его: «если случится быть вечери любви в субботу или в воскресенье и брат выпьет три чаши (ποτρια, т. е. вина), на много ли будет?» Старец отвечал: «если бы не было сатаны, то немного». Др. Пат. IV, 45 (37). 426. Кассиана и Германа так угощал (390–400 г.) в Скиту авва Серен после воскресного богослужения. Вместо рассола (muria, должно быть вода с солью, от mare — море), который с подливкою капли масла ежедневно предлагался, они приготовил немного похлебки (liquaminis), влив в нее немного более, чем обычно, масла, ибо эту малость масла каждый ежедневно вливает (ослабление прежнего режима?) не для того, чтобы этим доставить какую-либо сладость гортани, потому что вливают ее так мало, что едва достаточно бывает не говорю смазать, но и пройти в глотку, но чтобы этим употреблением подавить тщеславие сердца. Потом он предложил по 3 маслины, приправленные солью. Затем принес корзинку с приправленными бобами (cicer fricmum), что они зовут десертом (trogalia), из которых мы взяли только по 6 зерен (grana), по две сливы (mixaria), по одной смокве (caricas); больше этого числа взять считается в той пустыни предосудительным». Кассиан, Собесед. VIII, 1.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

3). В таком случае об этих «пустынях», надо думать, было сделано донесение 24 апреля 1665 года митрополиту сарскому и подонскому Павлу от «города Ярополча Вязниковской слободы Введенскаго девичьяго монастыря» попа Василия Феодорова. «За рекою за Клязмою, – доносил поп Василий Феодоров, – в бору, поселились не знаемо какие люди, старцы и бельцы, и кельи поставили, и в земле норы поделали, и к церкви Божией не ходят» (Ркп. Синод. Моск. библ. 41–1620, по реестр. 4). Год смерти Капитона неизвестен. «Егда, – говорит Виноград, – новин буря окружи церковь , Капитон обличителем Никоновых новшеств показася». Поэтому и Евфросин называет Капитона «первым за веру стоятелем». Капитона разыскивали всюду, но он умел скрыться от самых тщательных поисков. Там, в лесах за Вязниковской слободой Капитон и умер, неизвестно – ранее 1667 года, или позже, на свободе (гл. 3, ст. I). В заключение по поводу замечания митр. Макария (Ист. русск. раск. Спб. 1855, стр. 244, прим. 434) следует сказать, что описание поездки Новоспасского архимандрита Игнатия в 1687 году в Кинешму не упоминает о Капитоне (Ркп. Рум. муз. из собр. Ундольского, 1383, л. 97–120). 46 О Волосатом: Евфросин – «Отразит. писание», стр. 10–11, 36. Флоров – «Обличение на раскольников» Бр. Сл. 1894. I, 479. 47 Отразит. писан. о самоуб. смертях. Спб. 1895, стр. 141, 148, 150. – Мат. для ист. раск. VIII, 239. 48 О начале раскола в Сибири рассказывается в посланиях тобольского митрополита Игнатия: «Прав. Собесед.» 1855. Из послания протопопа Аввакума от 1677 года видно, что тогда сибирский раскол уже вызвал крепкие о нем розыски: Мат. для ист. раск. V, 203. О быстром усилении раскола в Сибири свидетельствовал и собор 1681 года. А. И. V, 109–10. О сношениях сибирских раскольников с Пустозерском упоминается в «Отраз. писании» Евфросина, стр. 19. О переселениях в Сибирь: А. И. IV, 475–6; V, 176–7, 276. 49 Доп. А. И. VIII, 216–18. Игнатий, посл. 3, стр. 111–12. Мат. для ист. раск. I, 434–9 + VIII, 76: в обоих случаях речь идет несомненно о тюменском попе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010