Источником для этой части послужили трактат Practicus 23 знаменитого теоретика восточного монашества Евагрия Понтийского (345–399 гг.) — и его же De octospiritibusmalitiae (“О восьми духах злобы”) 24 . 2. Collationes (“Собеседования”, PL 49, 477–1328) 25 . Это сочинение было написано в три приема и состоит из трех частей. Вскоре после написания De institutis 26 преподобный Иоанн написал первую часть, включавшую в себя 10 Собеседований, которые он посвятил брату епископа Кастора епископу Леонтию Фрежюскому (Fryjus, епископ Кастор к тому времени уже скончался) и монаху Элладию, также впоследствии ставшему епископом (см. Собесед., ч. 1, предисл.). Затем, ок. 426 г., преподобный Иоанн написал вторую часть, включавшую в себя еще 7 Собеседований и посвященную Гонорату, настоятелю Леринского монастыря, впоследствии епископу Арльскому (с конца 426 г.) и монаху того же монастыря Евхерию, впоследствии епископу Лионскому (см. Собесед., ч. 2, предисл.). Наконец, вскоре после этого, ок. 427 г. была написана третья часть, включавшая в себя еще 7 Собеседований и посвященная четырем монахам, жившим на островах недалеко от Марселя — Иовиниану, Минервию, Леонтию и Феодору, впоследствии епископу Фрежюскому (см. Собесед., ч. 3, предисл.). Таким образом, общее число Собеседований составляет 24. Они находятся в непосредственной связи с первым трактатом преподобного Иоанна, но в отличие от него посвящены внутренней жизни монаха 27 и представляют собой записи духовных бесед преподобного Иоанна со знаменитыми египетскими подвижниками — аввой Моисеем, Пафнутием, Серапионом, Херемоном и др. Особенно интересны 1-е собеседование, посвященное целям монашеской жизни; 9-е и 10-е, о молитве; 13-е, о покровительстве Божием, где рассматривается вопрос, какую роль в спасении играет свободная воля человека (здесь преподобный Иоанн ведет скрытую полемику с блаженным Августином по вопросу благодати и свободы воли); 14-е, о деятельной и созерцательной жизни; 23-е, о последствиях грехопадения. Сокращенный вариант двух указанных сочинений преподобного Иоанна впоследствии был составлен Евхерием Лионским (PL 50, 867–894).

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

Источником для этой части послужили трактат Practicus 23 знаменитого теоретика восточного монашества Евагрия Понтийского (345–399 гг.) – и его же De octospiritibusmalitiae (“О восьми духах злобы”) 24 . 2 . Collationes (“Собеседования”, PL 49, 477–1328) 25 . Это сочинение было написано в три приема и состоит из трех частей. Вскоре после написания De institutis 26 преподобный Иоанн написал первую часть, включавшую в себя 10 Собеседований, которые он посвятил брату епископа Кастора епископу Леонтию Фрежюскому (Fryjus, епископ Кастор к тому времени уже скончался) и монаху Элладию, также впоследствии ставшему епископом (см. Собесед., ч. 1, предисл.). Затем, ок. 426 г., преподобный Иоанн написал вторую часть, включавшую в себя еще 7 Собеседований и посвященную Гонорату, настоятелю Леринского монастыря, впоследствии епископу Арльскому (с конца 426 г.) и монаху того же монастыря Евхерию, впоследствии епископу Лионскому (см. Собесед., ч. 2, предисл.). Наконец, вскоре после этого, ок. 427 г. была написана третья часть, включавшая в себя еще 7 Собеседований и посвященная четырем монахам, жившим на островах недалеко от Марселя – Иовиниану, Минервию, Леонтию и Феодору, впоследствии епископу Фрежюскому (см. Собесед., ч. 3, предисл.). Таким образом, общее число Собеседований составляет 24. Они находятся в непосредственной связи с первым трактатом преподобного Иоанна, но в отличие от него посвящены внутренней жизни монаха 27 и представляют собой записи духовных бесед преподобного Иоанна со знаменитыми египетскими подвижниками – аввой Моисеем, Пафнутием, Серапионом, Херемоном и др. Особенно интересны 1-е собеседование, посвященное целям монашеской жизни; 9-е и 10-е, о молитве; 13-е, о покровительстве Божием, где рассматривается вопрос, какую роль в спасении играет свободная воля человека (здесь преподобный Иоанн ведет скрытую полемику с блаженным Августином по вопросу благодати и свободы воли); 14-е, о деятельной и созерцательной жизни; 23-е, о последствиях грехопадения. Сокращенный вариант двух указанных сочинений преподобного Иоанна впоследствии был составлен Евхерием Лионским (PL 50, 867–894).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Подвижнические монахам наставления, гл.145). Формула " даждь кровь и приими дух " , т.е. " потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование " , является своего рода девизом старчества; см. книгу прот. Александра Соловьева " Старчество по учению св. отцов и аскетов " (Семипалатинск, 1900), где она помещена на титульном листе в качестве эпиграфа. 22. " Силою креста, проникающею даже пустыни и везде блистающею благодатию его обуздана злость демонов " (Собеседования Египетских подвижников. Собесед. 7-е, гл.23 (Об ограничении власти демонов)//Писания преп. отца Иоанна Кассиана Римлянина. 2-е изд. М., 1892. С.296). 23. " Иные > стараются внушить людям не только ложь, но и богохульство. Мы были свидетелями этого дела, слышали, что демон явно сознавался, что он чрез Ария и Евномия произвел нечестие святотатственного учения. Также и в 3 кн. Царств читаем, что один из этих духов говорил: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его (Израиля) (3Цар.22:22. 2Пар.18:21). Апостол, обличая обольщающихся ими, так говорит о них: внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников (1Тим.4:1-2) " (Собеседования Египетских подвижников. Собесед. 7-е, гл.32 (О разности занятий и воли нечистых духов)//Там же. С.303-304). " ... дьявол воюет с ними пятью кознями: еллинством, иудейством, ересями, противо-православным образом жизни и (неразумными) подвигами добрых деланий. Еллинством прельщает людей, любящих так называемую внешнюю мудрость; иудейством прельщает евреев ; ересями прельщает суемудрых богочтецов, удаляя их от православия " (Слово 44-е//Симеон Новый Богослов. Слова подвижнические. Вып.1. М., 1892. С.356-357). 24. 1Тим.2:2 (церк.-слав.). 25. Мф.28:15. 26. Имея в виду содержание приводимых ниже цитат, а также примечание Новоселова, речь может идти о проф. Киевской Духовной Академии Н.И. Щеголеве, статья которого " Судьбы Церкви Божией на земле " подробно рассматривается в Письме XX. Однако сами эти цитаты в указанной статье не обнаружены (к тому же Щеголев писал эту статью во второй половине, а не в начале XIX в., как указывает Новоселов), поэтому вопрос об их авторе должен считаться открытым. 27. Откр.12:1. 28. Парафраз Мф.5:15. 29. Источник цитаты не установлен, см. прим. X,26. 30. Быт.3:15. 31. Источник цитаты не установлен, см. прим. X,26. 32. См. прим. X,26. 33. Источник цитаты не установлен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В Руск. Москов. Синод. библ. есть сборник нач. XVI в. 560, в котором (нач. с лист. 130) помещены: а) Стоглав Геннадия, за ним б) слово Феодоритово под заглавием о крестящихся слово, и в) слово о неумеющих креститься (мнози неразумнии…) 22 Да бил есми челом Государю В. Князю чтобы велел училища учинети…. А се приведут ко мне мужника, и аз велю ему апостол дати чести, и он не умеет ни ступити, и аз ему велю псалтирю дати, и он и по тому одва бредет…и извет творять: «земля, господине, такова, не можем добыти кто бы горазд грамоте».… И аз прикажу учити их октении, и он и к слову, и он и к слову не может пристати, ты говоришь ему то, а он иное говорит, и аз велю им учити азбуку, и они поучився мало азбуки, да просятся прочь, а и не хотят ее учити.… А се мужики невежи учат робять, да речь ему испортить, да первое изучить ему вечерю, ино то мастеру принести каша да гривна денег…Послан. Новгор. архиеп. Геннад. митр. Симону. Акт. Истор. Том. I. 104. стр. 146–148. 25 Год смерти Досифея неизвестен. Соловецкий летописец (на стр. 12) кратко замечает: «по Зосиме преподобном (1478) бысть игумен ученик его, брат Арсений, по Арсении игумен Феодосий, по Феодосии игумен Досифей, по Досифеи иегумен Исайя. В лето 6992 (1484) игуменом Исаиею послан авва Герман монастырския ради потребы в Великий Новгород, и в путешествии своем преставися на Волхове на взвозе». Спиридон, митрополит Киевский и всея Руси говорит, что он в лето 7011, будучи еще иноком Феррапонтова монастыря, описывал житие основателей Соловецкой обители, «понужден от некоего мниха тоя обители соловецкия именем Досифея, тамо игуменов бывша» (Обзор. Дух. Лит. 113). Редакция Православ. Собесед. положительно говорит, что Досифей скончался в 6992 (1484) году, хотя не указывает, откуда заимствовано такое сведение (Православ. Собесед. 1856 г. стр.158). 26 Почему самые писанные книги в древности назывались изборниками, а не сборниками. См. Бесед. К глаголем. стар. стр. 170. 27 Обозр. Дух. Лит. 5, слич. кат. книг. Сол. обит. у Игнатия архиеп. воронежск. стр. 255 856. 29 Подобное о богомилах говорится: «церкви распутия мнят суща. Чины святыя хулят, литургию мню и прочия молитвы. Еретицы насекают кресты, и своя орудия творят ими. О кресте Господни сице блазнящеся, глаголют: какося ему есть кланятися, ненавидети его своя си учат, а не кланятися. Не кланяются иконам, но кумиры наречут я. Вся преданныя законы св. Божия церкве похуляют, не творят креста на лици своем».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Акты Историч. т. V, 75. 1681 г., в ноябре. Соборное постановление по предложению (2) цари о предании раскольников градскому суду, стр. 114. 362 III–e Послание Игнатия Тобольского от 12 апр. 7204 (1696 г.). Правосл. Собесед. 1855 г. 39–45 стр. 363 Чтение Москов. Истор. Общ. 1863 г. кн. IV. Соловьев. История России кн. 3, стр. 1367–1368. Изд. второе. 364 В Актах Историч. сохранилась от февр. 1695 г. память астраханского воеводы Ивана Мусина–Пушкина о публикации про Аграханских (на Кавказе) казацких раскольников, бежавших из Пустозерского острога. А. И. т. V, 241. 365 Употреблялись и более соответствующие меры воздействия на раскольников: увещания и вразумления от книг Священного Писания и Святоотеческих, но в тот суровый век преобладало физическое воздействие на ослушников церкви «тюрьма тесна и удавна» и «лютые казни». Особенной нетерпимостью отличался Афанасий, архиепископ Холмогорский. Раскольнич. писатели (в «Винограде Российском» бр. Денисовых) отметили деятельность Афанасия против раскольников в таких сильных выражениях: «Афанасий лютейший завистник Никоновых новшеств, теплейший и искуснейший гонити и мучити благочестивые мужи, ихже множество имая, горькими и лютыми казньми жития сего лишаше». Верюжский. Афанасий Архиеп. Холмогорский, стр. 97. 366 Верюжский стр. 89. Когда, однажды, пустозерский воевода стал чинить препятствия в розыске раскольников, Афанасий обратился в 1691 г. к п. Адриану, следствием чего была царская грамота воеводе, приказывавшая на будущее время делать посланным архиерея всякое содействие в розыске раскольников. 367 Инструкция старостам поповским п. Адриана, данная 7207 (1699) г. июля в 25 день п. 18. П. С. 3. т. 3, 1612а; Временник кн. XI. Др. Рос. Вилиофика часть XV. 368 Карион Истомин, жизнь его и сочинения. Браиловского. Чтения в общ. люб. дух. просв. 1889 г. стр. 571. 369 Описание славянских рукописей Моск. Синод. Библ. Прот. Горского и Невоструева 310. Щит Веры 1312 л. 370 В деле противника царских реформ Григория Талицкого, вовсе не причислявшего себя к церковным раскольникам и входившего в общение с православными, как известно, замешаны были близкий п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Исихий пр. печерский 11 дек. Погод. один (может быть Никон Сухий, ибо он убит 11 дек.). Иаков игумен Живоначальные Троицы на Стромыни 21 апр. Св. 493. 516. (Был монастырь Успенский или Дубенский на Стромыни, основанный пр. Сергием в 1378 г. в 30 верстах от Лавры подле нынешнего села Стромыни или Коровицына. Чтен. в Общ. Истории 1860 г. I стр. 45. см. пр. Савва Стромынский).     Иаков игумен болгарский, а мощи принесены быша во град Владимир 24 апр. 201. (не смешение ли с Авраамием болгарским 1 апр.).     Иаков галичский новый чудотворец, иже на Посаде на Сторожии, поножен под церковию Бориса и Глеба под алтарем. Подобием, аки Зосима соловецкий, схима на плечах, а на гробе изображен образ. КСоф. Погод. (Филим. 4 апр.)     Иаков, ученик пр. Сергия радонежского. 209 и др.     Иаков блаженный трудник в новодевичьем москов. монастыре под церковию. Погод. один.     Иисус анзерский, настоятель скита, † мар. 1720 г. Житие в рукопис. казан. акад. Прав. Собесед. 1859 г. ч.1. стр. 218. см. Русские подвижники графам. Толстого. 1868 г. Соловецкий Патерик.     Иоаким пр. печерский. КСоф. Погод.     Иоаким затворник у Николы в Шартомском монастыре в суздальском уезде, сослан в соиовецкий монастырь архиеп. суздальским Иосифом Киевлянином. 201.     Иоанникий, ученик пр. Сергия радонежского. 209 и др.     Иоанн игумен в лето 6000 в киев. пещерах. 209. КСоф.     Иоанн Даниилович Калита 31 марта † 1340. 201. 209. КСоф. и др.     Иоанн Златый. См. Варфоломей.     Иоанн юродивый можайский в лето 7000. 209. (Погод. в лето 7100).     Иоанн митропол. в белом клобуке. Филим. один 25 окт.     Иоанн, муч. в Болгарех, новый чудотворец. Белоз. 516. 1 апр. 201 апр. 2).     Иоанн св. праведный и св. праведная Мария, иже быста начальники велик. града Устюга. Положены быша мощи их у церкви Вознесения Господня на Посаде в лето 6000. 209. КСоф.     Иоанн юродивый сольвычегодский. 209. КСоф. (Филим. 3 июня).     Иоанн свещеносец и ученик св. Зосимы соловецкий, преставися в лето 6900 апр. 18. 209. КСоф. Погод. (Филим. 2 июня).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Каждый епископ имел в своей епархии полномочную власть управления, как духовного пастырского – в учении, священнодействии, так и внешнего, начальственного и судебного по делам церковным. Вообще, он был самостоятелен в своих пределах, только с ответственностью пред митрополитом и собором. Особенная власть предоставлена епископу, разумеется, над своим епархиальным духовенством – власть определять его на церковные места по своему усмотрению, надзирать за его служением и поведением (Антиох. 9, Карф. 6, 25, Вас. Вел. 89), подвергать запрещению, лишать мест и священного сана. Но, во всяком случае, суд епископа ограничен правом апелляции от подсудимых к высшей церковной власти (I Всел. 5; II, 6 и пр.). Для всех клириков первый и непосредственный судия был местный епископ (Ап. 31, 32, I Всел. 5; Антиох. 9 и др.). В случае недоумений на епископа, или нареканий на него от обвиняемых – суд переходил к областному собору (одному из ежегодных, обыкновенно бывших в каждой поместной Церкви и области), или, если не было собора, дело пресвитера разбирали 6 епископов и его местный, диакона – три и свой (Карф. 12, 29). Дела прочих клириков во всяком случае рассматривал и решал один епископ. Жалобы клириков или неудовольствия на решение своих епископов могли выслушивать также соседние епископы, и по сношению с местным епископом клирика, прекращали возникшие неудовольствия. Отселе апелляция допускалась еще к митрополитам (IV, 9; Карф. II, 37, 139; Сард. 14), от них к патриархам (IV, 9). Правосл. собесед. 1858, 2, 336, 337; 3, 272, 273; 1859, 2, 24, 25. В жизни мирян духовному суду подлежали два рода дел: открытые церковные преступления, или грехопадения, и частные дела совести. Поэтому суд был двоякий: открытый или гласный, официальный и тайный, или частный.... Без точного исследования по церковным и гражданским законам никого не дозволялось подвергать церк. наказанию; напр. запрещению, или отлучению; в противном случае высшая церковная власть могла разрешить связанного и связать связавшего неправильно (Апост.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

193 Кормчая, изд. 1787 г., л. 15. Автор статьи заставляет патриарха повторять слова Псковского старца Филофея, находящиеся в его послании к великому князю Василию Ивановичу. См. Правосл. Собесед. 1863, кн. Ι, стр. 337 и след. 195 Макарий, История руссской церкви, т. XII, стр. 413–416. Приведённый здесь текст Никонова возражения мы проверили по новейшей копии, снятой с подлинника всех возражений, находящегося в библиотеке Воскресенского монастыря, для профессора И.Д. Беляева . Теперь эта копия принадлежит Москов. Пуб. Музею (по каталогу рукописей 1551). В изложении преосвящ. Макария мы заметили одну неточность. Он говорит, что Никон «привёл по частям всю грамоту Константина Великого » (стр. 416). На самом же деле у него вполне приведена одна вторая часть грамоты (donatio), а из первой он выписал только самый конец (начиная со слов: « В первой же день, по еже прияти ми крещение»…). 196 Разумеем известные «ответы четырёх восточных патриархов о царской и патриаршеской власти», изданные в Собр. госуд. грам. и договоров, т. IV, 27, стр. 84 и след. 198 Ответ патриарха Адриана издан Калачовыми в приложениях к исследованию «о значении Кормчей в системе древнего русского права». Москва. 1850. Выписи из Константиновой грамоты см. в прилож. стр. 17–19. 200 См. его «Доношение» св. Синоду с протестами против секуляризации церковных имуществ в Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. 1862, кн. 2, смесь, стр. 25–39. 202 Причины, почему повесть о белом клобуке пользуется особенным уважением у наших раскольников, достаточно объяснены в статье: «Как издаются у нас книжки о расколе», напечатанной в Русск. Вестнике за 1862 г., май, стр. 368–370. Кто из Новгородских владык начал первый носить белый клобук, и на каком основании, – эти вопросы не имеют прямого отношения к нашей задаче. Но если грамота Константина Великого уже навела нас на речь об этом предмете, то позволяем себе заметить, что показание повести об архиепископе Василии, как первом носителе белого клобука, заслуживает некоторого вероятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Бесед. 21 на Деян. апостольские: ч. 1, стр. 390–392. Спб. 1856 г. 851 Бл. Августин. Бесед. 32 на слова апостола: воскр. чтен. год. 11, стр. 446. Киев, 1848–1849 г. В прочих местах: «Не должно сомневаться, что душа усопших, живших на земле благочестиво, чувствуют некоторую отраду, когда или приносится за них жертва Ходатая, или бывают милостыни в церкви. Но благотворения, бывающие за усопших, полезны только для тех, которые во время земной жизни заслужили, чтобы они могли быть им полезны по смерти. Посему, совершаемое в церкви по усопшим не противоречит слову апостольскому: вси бо предстанем судищу Христову ( Рим. 14:10 ), да приимет кийждо яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор. 5:10 ). Ибо каждый, живя в теле, заслужил и то, чтобы это было полезно ему. Не всем, говорю, полезно это. А что оно полезно не всем, причиною того служит различие жизни, какую кто проводил в теле. Именно, когда приносятся жертвы олтаря или милостыни за всех усопших в вере, тогда для весьма добрых они бывают благотворениями, в отношении к не весьма злым –умилостивлениями, а для весьма злых нет никакого от них вспомоществования… Внуши, Боже мой, Боже мой, внуши рабам твоим, братиям моим, сынам твоим, владыкам Моим, которым служу и словом и сердцем и писаниями, да, елижды аще чтут сие, воспоминают пред олтарем твоим о Монике, рабе твоей, и Патрицие, супруге ее, чрез которых ввел Ты меня в жизнь сию непостижимым для меня образом. Да воспоминают в духе веры о родителях моих в сем преходящем свете и братиях моих, сущих о тебе, отце, у матери кафолической, и о согражданах моих в вечном Иерусалиме, да во исполнение требуемого ею от меня окажется ей (матера бл. Августина) молитвами многих большая помощь, нежели какая происходит от молитв моих». Бл. Августин. Ручн. книг. к Лаврентию: твор. т. 6, стр. 174. Антверпен, 1701 г. Обозрен. своей жизни гл. 13, чл. 37: твор. т. 1, стр. 124. Антверпен, 1700 г. 853 Св. Григор. двоесл. Собесед. о жизн. итал. отц. и о безсмерт. душ. кн. 4, гл. 55, стр. 362. Казань, 1858 г. 856 «Господь крестит Духом Святым и огнем ( Мф. 3:11 ): под именем огня разумей оживляющую и укрепляющую силу благодати и истребление грехов». Пр. Нил. Письм. аристократу евнуху: христ. чтен. 1811 г. ч. 1, стр. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

49. Загоскин «История права Московского государства», т. 1, Казань, 1877 г., стр. 83. Латкин, н. с., стр. 105. 50. Беляев, н. с. в Прав. Обозр., 1863 г., июль, стр. 201. 51. Там же, стр. 197. 52. Жмакин, н. с., стр. 442. – Сравн. Макарий, История русского раскола, СПб, 1855 г., стр. 25. 53. Беляев, н. с. в Прав. Обозр., 1863 г., июль, стр. 197 – 198. 54. Православный Собеседник, 1860 г., ч. 2, стр. 322 («Памятники древнерусской духовной письменности. Руописная Кормчая XV века»). 55. Жмакин, н. с., стр. 437. 56. Прав. Собес., 1860 г., ч. 2, стр. 128 и сл. 57. Там же, стр. 128. 58. Там же, стр. 329. 59. Порфирьев, История русской словесности, ч. 1, изд. 2-ое, Казань, 1876 г., стр. 353. 60. Русские Достопримечательности, ч. 1, М., 1815 г., стр. 118. 61. Там же, стр. 117. 62. Там же, стр. 118. 63. Стоглав, изд. Кожанчикова, СПб, 1863 г., стр. 90. 64. Стоглав, изд. Каз. Дух. Акад., Казань, 1862 г., стр. 119. 65. Там же, стр. 119, прим. 3. 66. Русские Достопримечательности, ч. 1, М., 1815 г., стр. 101. 67. Жмакин, н. с., стр. 531, прим. 1. 68. Жмакин, н. с., отдел приложений, стр. 84 – 85. Странно, что г. Жмакин ни слова не говорит о поразительном сходстве издаваемго им поучения митрополита Макария с указанным нами местом 16-ой главы Стоглава, тогда как в другом издаваемом им поучении (о котором скажем ниже) он замечает почти буквальное сходство с 32-ой главой Стоглава о крестном знамении. См. там же, стр. 85 – 86 и примеч. 69. Жмакин, н. с., стр. 637. 70. Жмакин, н. с., отдел приложений, стр. 86 и примечание. 71. Там же, стр. 86, примеч. Срав. Жданов, н. с., стр. 220. 72. Жмакин, н. с., стр. 567. 1 О Стоглаве и Стоглавом соборе нам известны следующие специальные исследования: «Стоглавный собор» – ряд статей неизвестного автора, по-видимому, лица духовного, в Православном Собеседнике 1860 года, ч. 2-я и 3-я. «Сведения о Стоглавом соборе» – статья неизвестного автора в Христианском Чтении издав. при СПб Духовн. Акад., 1852 г., ч. 2-я. – Эта статься по местам почти буквально сходна с предшествующей. – Беляем, Илья «Об историческом значении деяний московского собора 1551 года (по поводу 92–122 стр. «Истории России» г. Соловьева) в Русской Беседе 1858 года, т. IV, отдел критики. – Жданов «Материалы для истории Стоглавого собора», Ж. М. Н. П. 1876 г., 186. – Лебедев, Николай «Стоглавый собор (опыт изложения его внутренней истории)» Чтения в Москов. Обществе любителей духовного просвещения, 1882 года, часть I-я, отдел I-й и часть II-я, отдел I-й. – Добротворский «Дополнительные объяснения к изданию Стоглава». Правосл. Собесед. 1862 г., ч 3-я. – Его же «Каноническая книга «Стоглав» или не каноническая»? Правосл. Собесд. 1863 г., ч. 1-я и 2-я. – Беляев, Иван «Памятники русского церковного законодательства. Стоглав и наказные списки соборного Уложения 1551 года» Правосл. Обозрение 1863 годе. Июль. На другие сочинения, относящиеся к Стоглаву и Стоглавому собору, мы будем ссылаться в соответствующий местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010