Веруем, что он труженик, аскет и живот вечный наследит. Подписано Б. И. Соколов . 73 Через год с небольшим по кончине батюшки о. Флавиана усердием давно его знавшей и уважавшей его высокую духовную личность Екатерины Васильевны Иловайской, бывшей духовной дочери о. Илариона, на могилке его был воздвигнут прекрасный памятник из серого мрамора. 2 Некоторые сведения об этой деятельности о.Илариона, а так же и о. Клемченке можно найти в брошюрах: а) Рассказ очевидца о действиях Преосвященного Иакова, по обращению Саратовских раскольников С.-П. б. 1862 г. и б) Два письма о народных суевериях. Москва 1871 г. 13 Степан Петрович Жихарев был в 20–50-х годах довольно в Москве популярный человек как обер-прокурор Сената, деятельный член обществ скакового и сельского хозяйства, а в 50-х годах председатель театрального литературного комитета. В бытность о. Илариона скитоначальником Жихарев однажды приезжал в Оптину пустынь. 14 Подробно о Климчонке см. дальше в приложениях. См. также брошюру «Рассказ очевидца о действиях преосвящ. Иакова по обращению раскольников Саратовского края» а равно и предисловие к брошюрке «Два письма Климчонка о народных суеверных заблуждениях» Москва. 1871 г. 32 Рассказ очевидца о действиях преосвящ. Иакова по отношению к расколу в Саратовской епархии с 1832 г. по 1839 г., напечатанный сначала в журнале «Доиашняя беседа» за 1861 год, а потом и особою брошюрою в 1862 г. 38 Об о. Моисее Миртовским подробнее будет сказано в приложении в статье о Семёне Климыче и о последних днях его жизни, смотр. Прилож. 40 В марте 1829 года губернатором в Саратове был князь А. Б. Голицын (см. Правосл. Собесед. за 1858 г. ч. 1, стр. 239). Обращение Иргиза губернатором Степановым начато было в 1836 году, следовательно, губернаторство П. было после 1829 и до 1836 г. 41 Ириней Клементьевский был с 1782 по 1788 г. ректором Ярославской семинарии, после 1792–1798 г. архиепископом Псковским, и скончался на покое 24 апреля 1818 г. (смотри обзор духовной русской литературы Филарета, изд. 2-е, часть 2, стр. 199). 54 С 2 июня 1852 г. мантейный монах, с 16 июня 1855 г. иеродиакон, а 23 августа 1862 г. иеромонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

б) Первоначальная вера в Господа Иисуса Христа. За духовным прозрением с его плодами Благодать дарует обращающемуся грешнику начаток веры или первоначальную веру в Господа Иисуса Христа; ибо никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым, по слову Апостола. Благодатию есте спасени чрез веру и сие не от вас, Божий дар ( Еф.2:8 : 1Кор.12:3 ). Первоначальная вера до того проста, что каждому обращающемуся в христианство ничто не возбраняет креститися, аще токмо верует от всего сердца своего Иисуса Христа, умершего и воскресшего за спасение наше, Сына Божия быти ( Деян.8:35–37 ). Сущность действия Благодати возрождения, в тесном смысле. Благодатное действие возрождения в тесном и собственном смысле состоит: а) в оправдании грешника, т.е. в отпущении ему прежде бывших грехов за раскаяние и веру в Искупителя, вменяемую ему в заслугу ( Рим.4:5–8 ); б) в обновлении человека ветхого, т.е. в восстановлении образа Божия в человеке, – в возвращении потерянных через грехопадение совершенств богоподобных и всех высоких прав, какие в начале Творец даровал ему ( Еф.4:2–24 ); в сообщении новых духовных сил и дарований и в) наконец, по главнейшей —13— цели в таинственном единении обновлённого человека со Христом и Богом. В сих трёх действиях благодати возрождающей состоит (вся) сущность воссоздания человека падшего. Первое из них совершается в таинстве Крещения, второе в Крещении и вместе Миропомазании, а третье в Миропомазании и Евхаристии. Отношение к ним Благодатного освящения и понятие о нём. Что же касается до благодатного освящения, то оно содействует к укреплению духовных сил и дарований, полученных в первых трёх таинствах, и через то спопешествует преспеянию в духовной жизни среди многих различных к тому препятствий. Совершаясь преимущественно посредством последних четырёх таинств, и вообще посредством спасительного содействия в частных добрых делах и удержания от злых, оно служит силе и действенности трёх первых таинств, как средство своей цели. Св. Киприан говорит: «нам нужно ежедневное освящение для сохранения благодатных сил, дарованных через возрождение». А св. Кассиан называя Благодать освящающую (sanctificans) ежедневным о христианине помышлением, сравнивает её с «действиями кормилицы, которая, прежде нежели дитя станет ходить, носит его на руках, а когда настанет время ходить, учит его ступать, сперва поддерживая его за руку, потом приучая ходить одного, впрочем, наблюдая, чтобы не упало, когда же вырастет, тогда для укрепления сил позволяет бороться со сверстниками, или переносить соразмерные силам тяжести». (Кассиан собесед. о благород. Гл.19). Таким образом благодатным освящением называется то действие благодати, которым христианин постепенно очищается от скверны греховной, возрастает и укрепляется в силах духовных, возводится на высшие степени совершенства и единения с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вера и разум, 1911. 5. С. 589. 273 Hoppe. «Das Gewissen». Regensb. 1875, s. 329. Cp. Iul. Schiller. «Probleme aus der christl. Ethik», 1888, s. 47. 275 Подробнее с историей и литературой вопроса о совести можно ознакомиться по следующим изданиям: Н. Богословский. «Учение о совести». Правосл. собесед., 1900. Сентябрь. С. 246–289; Катрейн. «Die katholische Weltanschauung», s. 526–543 и др. 276 Последняя приставка вполне соответствует по значению первым трем, что ясно видно из таких немецких существительных собирательных, как Gestirn – созвездие, Gemüse – овощи и мн. др. 277 См.: И.Л. Янышев. «Учение о нравственности». 2 изд. СПб., 1906. С. 116–117. И. Попов. «Естеств. нравственный закон». М., 1897. С. 173, 176. 278 Как сродни между собою понятия совести и сознания – это видно, например, из того обстоятельства, что в некоторых древнеславянских Апостолах выражение ( Ефес. 4: 18 ): σχοτισμνοι τ δινο’ α переводится «помрачены совестью» (См. проф. Д.И. Богдашевский. «Послание св. ап. Павла к Ефесянам». Киев, 1904. С. 570, прим. 4), тогда как в нынешнем церковно-славянском тексте стоит: «помрачены смыслом», а в русском переводе: «помрачены в разуме». 280 И. Попов. «Разбор философ. учений о чувстве как основа “нравственности”». Вера и разум, 1896. 13. С. 5–6. Ср.: его же «Естественный нравственный закон». С. 174. 283 Преосвящ. Иннокентий. Ч. I. С. 16; прот. Кочетов. С. 4; прот. А.Иванов. «О свободе и совести». Миссионер. обозрение, 1903. 12. С. 173–184. 285 H. Kirchmann. «Die Grundbegriffe des Rechts und der Moral», s. 4–5. Philosophische Bibliothek. B. XL. Heidelberg. 1882, s. 72–73. Cp. s. 50–51. 286 Arth. Schopenhauer. «Die beiden Grundprobleme der Ethik». Leipzig, 1881. Cp. «Die Welt als Wille und Vorstellung». В. 1. 287 См.: Высокопреосв. Антоний. «Психологические данные в пользу свободной воли и нравственной ответственности». С. 92, 62–63; 67–68, 82, 87 и др. Ср.: А.П. «Удовлетворительно ли объясняется факт одобрения и мучения совести у детерминистов?» Вера и разум, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Вместе с тем преподобный Иоанн замечает, что в результате грехопадения в род человеческий вошел “закон греха”. Этот закон укоренился “в членах всех смертных”, то есть в человеческой природе (Собесед., 23.11). Он стал противоборствовать “за­кону нашего ума” (ср. Рим 7:23), или “духовному закону” (ср. Рим 7:14), порабощать наши чувства и склонять нас оставить высшее Благо (Бога) и Его созерцание и поработиться земным помыслам (Собесед., 23.11–12; 4.7) 38 . В человеке возникла борьба между плотью и духом (Собесед., 4.7), между двумя желаниями — плотским и духовным, которые теперь ведут непрестанную борьбу друг с другом (Собесед., 4.11). Так из духовного человек сделался “плотским”, который с трудом может исполнить закон Божий (Собесед., 23.13). Кроме того, этот “закон греха” получил силу от “Божиего осуждения”, которому подпал первый согрешивший человек, и все его потомки связаны необходимой неизбежностью этого греха (Собесед., 23.13). Поэтому преподобный Иоанн говорит также, что нас сделало плотскими “первое проклятие Божие” (Собесед., 23.13). Этому закону, или проклятию, подвергся весь человеческий род без исключения (Собесед., 23.12). Все люди отягчены грехом, как первородным, так и личным (Собесед., 13.7). Это есть “проклятая земля” (см. Быт 3:17), присутствующая в наших делах и произрастившая нам “терния и волчцы” помыслов, иглы которых заглушают в нас семена добродетелей (Собесед., 23.11). Кроме того, грехопадение ввело в человеческую природу смерть и лишило людей славы Божией (Собесед., 8.25 39 ; 13.7, ср. Рим 5:12; 3:23). 1.2. Сотериология преподобного Иоанна стоит в тесной связи с его учением о первоначальной “сделке” между человеком и диаволом. Диавол приобрел власть над человеком в результате обмана, но человек подвергся ему по доброй воле. Поэтому Бог для спасения человека не стал нарушать человеческую свободу и насильственным путем лишать диавола его законного права на человека. Ведь Господь, будучи Причиной справедливости и милосердия, отвращается от всего, что противно справедливости и благости (Собесед., 23.12). Поэтому Он, будучи прежним Господином человека, Сам стал человеком, спас людей от древнего рабства ценою собственной крови, которую принес диаволу в качестве выкупа за все человечество (Собесед., 23.12) 40 . Тем самым Он самого “покупщика”-диавола подчинил игу рабства, и людям, находившимся в “первоначальных оковах”, возвратил прежнюю свободу (Собесед., 23.12). Кроме того, Господь был непорочной Жертвой, принесенной Богу Отцу; взойдя на Крест ради спасения всего мира, Он уничтожил грехи всего рода человеческого; лишив силы “начальства и власти”, Он выставил их на позор и освободил от их власти всех нас, повинных и связанных долгом нерасторжимого “рукописания”, изъяв его “от среды” и пригвоздив к победному знамению Своего Креста (Прав., III.3; ср. Кол 2:14–15).

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

Благодать Божия всегда остается “даровой”, но в том смысле, что за наши малые и незначительные усилия она с неоценимою щедростью воздает нам бессмертием и даром вечного блаженства (Собесед., 13.13). К Божиему дару относится и сохранение стяжаемой добродетели, но так, что наша свобода при этом не находится в плену (Собесед., 13.18), и мы должны сами прилагать усилия, чтобы пребывать в добре (Собесед., 1.13). Впрочем, по мнению преподобного Иоанна, человеческий ум не может до конца постигнуть то, как Бог “производит в нас все” и как одновременно все приписывается нашему свободному произволению (Собесед., 13.18); как милосердие Божие предваряет нашу волю и одновременно наша воля предваряет Господа, Который медлит и ждет, чтобы испытать наше произволение (Собесед., 13.12) 51 . Ведь бесконечно разнообразны и неисследимы те пути, которыми Бог ведет род человеческий ко спасению (Собесед., 13.15; 13.18) 52 . Наконец, преподобному Иоанну было совершенно чуждо августиновское представление о Божественном предопределении, из которого выходило, что Бог дарует спасение не всем, а лишь некоторым. Согласно преподобному Иоанну, Бог создал человека для вечной жизни, а не для погибели (см. Собесед., 13.7 и др.). Если Бог не хочет, чтобы погиб “один от малых сих”, то было бы крайне нечестиво полагать, что Он хочет спасения не всех, но лишь некоторых 53 . Следовательно, те, кто погибает, погибают вопреки Его воле (Собесед., 13.7) 54 . В целом учение преподобного Иоанна о соотношении благодати и свободы в деле спасения можно назвать учением о свободной синергии между Божественной и человеческой волей 55 . Человек выступает здесь как настоящий активный участник совершаемого Богом спасения, которое открыто для всех людей без исключения. При этом сам преподобный Иоанн рассматривает это учение как выражение общецерковной веры (Собесед., 13.11) и общепринятое мнение “всех православных Отцов” (Собесед., 13.18) 56 . Однако это по своей сути православное учение вызвало резкое неприятие некоторых западных богословов (прежде всего Проспера Аквитанского), так что впоследствии было даже осуждено на II Оранжском соборе 529 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Благодать Божия всегда остается “да­ро­вой”, но в том смысле, что за наши малые и незначительные усилия она с неоценимою щедростью воздает нам бессмертием и даром вечного блаженства (Собе­сед., 13.13). К Божиему дару относится и сохранение стяжаемой добродетели, но так, что наша свобода при этом не находится в плену (Собесед., 13.18), и мы должны сами прилагать усилия, чтобы пребывать в добре (Собесед., 1.13). Впрочем, по мнению преподобного Иоанна, человеческий ум не может до конца постигнуть то, как Бог “про­из­водит в нас все” и как одновременно все приписывается нашему свободному произволению (Собесед., 13.18); как милосердие Божие предваряет нашу волю и одновременно наша воля предваряет Господа, Который медлит и ждет, чтобы испытать наше произволение (Собесед., 13.12) 51 . Ведь бесконечно разнообразны и неисследимы те пути, которыми Бог ведет род человеческий ко спасению (Собесед., 13.15; 13.18) 52 . Наконец, преподобному Иоанну было совершенно чуждо августиновское представление о Божественном предопределении, из которого выходило, что Бог дарует спасение не всем, а лишь некоторым. Согласно преподобному Иоанну, Бог создал человека для вечной жизни, а не для погибели (см. Собесед., 13.7 и др.). Если Бог не хочет, чтобы погиб “один от малых сих”, то было бы крайне нечестиво полагать, что Он хочет спасения не всех, но лишь некоторых 53 . Следовательно, те, кто погибает, погибают вопреки Его воле (Собесед., 13.7) 54 . В целом учение преподобного Иоанна о соотношении благодати и свободы в деле спасения можно назвать учением о свободной синергии между Божественной и человеческой волей 55 . Человек выступает здесь как настоящий активный участник совершаемого Богом спасения, которое открыто для всех людей без исключения. При этом сам преподобный Иоанн рассматривает это учение как выражение общецерковной веры (Собесед., 13.11) и общепринятое мнение “всех православных Отцов” (Со­бе­сед., 13.18) 56 . Однако это по своей сути православное учение вызвало резкое неприятие некоторых западных богословов (пре­ж­де всего Проспера Аквитанского), так что впоследствии было даже осуждено на II Оранжском соборе 529 г.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

Grillmeier A. Christ in Christian tradition. T. I. London, 1965. P. 393). 33 Преподобный Иоанн сам говорит об этом: “Тому, что я написал, меня научил он (то есть святитель ИоаннЗлатоуст)” (О вопл., VII.31). 34 См. Grillmeier A. Указ. соч. P. 395: “Его некоторые формулировки предвосхищают Томос папы Льва к Флавиану”. 35 Сам диавол был сотворен Богом добрым (Собесед., 8.25); но возгордился и захотел вознестись превыше Всевышнего, по причине чего и произошло его падение (Собесед., 8.25; Прав., XII.4). 36 Интересно отметить оригеновские корни этой концепции. См. Ориген. Коммент. на Матф. 16.8.300–308. 37 Впрочем, преподобный Иоанн полагает, что от родителей передается только тело человека, душа же творится из ничего непосредственно Богом (Собе­сед., 8.25). По-видимому, так же как и Августин, преподобный Иоанн считал, что грех заражает душу человека через тело (ср. О вопл., IV.3). 38 По мнению преподобного Иоанна, это противоборство плоти и духа, или закона греха, было введено в человеческую природу Богом по Его домостроительству (см. Собесед., 4.7). Целью же этого домостроительства была польза человека, который, видя, что не может делать того, что хочет (бла­гое), побуждался бы этим к еще большему рвению о добродетели, за чем последовал бы внутренний мир и более высокое духовное состояние (Собесед., 4.7). 42 Равным образом преподобный Кассиан, подобно Ерму и Оригену, говорит, что человеческое произволение может свободно выбрать, за кем ему последовать — за добрым ангелом или за злым (см. Собесед., 13.12; ср. Hermas. Pastor, cap. 36 (Mandatum VI); Origenes. De princ., III.2.4). 43 ВметафизическомотношениипреподобныйИоанн вслед за Августином утверждает, что только Бог Сам по себе неизменен и благ, а всякая тварь обладает этими качествами не сама по себе, а по причастию и благодати Творца (см. Собесед., 23.3). 44 Вообще преподобный Иоанн признает три источника наших помыслов — это Бог, диавол и мы сами (Собесед., 1.19). 45 Таким образом, если в учении Августина волю к добру у человека можно назвать мертвой, то в учении Кассиана — больной (см.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

Таковы они и есть. В них нет описания храмов, церковной утвари, ризницы, книг и т. п., а также полного перечня угодий и вотчин. Все эти сведения имеются в описях казанских монастырей 1763–1764 гг., составленных пред самой секуляризацией церковных имуществ. Переписи казанских монастырей и вотчин сделаны подпоручиком Ростовского пехот. полка Малышевым. Одна из полных ведомостей о Кизическом монастыре помещена в XI т. I вып. Известий Общества Археологии, Истории и Этнографии при Казанском Университете в статье Е. Н. «Вотчины и угодья Кизического Казанского монастыря». 150 В приложении к названной статье помещено несколько грамот, главн. образ. экономического содержания. Грамоты извлечены из столбцов Архива Мин. Юстиции по Коллегии Экономии. Там сохранились грамоты, весьма важные для истории экономического быта и других казанских монастырей до 1764 года. Их легко найти по описи грамот по уездам Казанской губернии. Описи и ведомости о казанских монастырях, оставшихся в штате и за штатом после 1764 года, имеются среди рукописей Библиотека Казанской Дух. Академии. 2 Троицкий Сергиевский монастырь принадлежит к числу первых казанских монастырей. При явлении чудотворной иконы Пресв. Богородицы в Казани в 1579 г. инок этого монастыря Иосиф чудесно исцелился от глазной болезни пред иконой Богородицы (Правосл. Собесед. 1867 г. стр. 456). Тут издано «Сказание о явления чудотворныя иконы Пресв. Богородицы во граде Казани». 6 Правосл. Собеседник 1869 г. III, сто. 213. Ст. проф. П. В. Знаменского «Описание Седмиозерной Богородицкой пустыни» и «Сказание о Седмиозерной Богородицкой пустыни Казанской епархии и о чудотворной иконе Пресв. Богородицы, называемыя Смоленския» изд. 5, Казань 1893 г. Временем основания монастыря, приблизительно, считают 1628 год. Монастырь возник после двенадцатилетнего пребывания Евфимия в пустыни. Евфимию не суждено довести до конца устройства обители. Первый её деревянный храм во имя Вознесения Господня устроен на доброхотные даяния, собранные двумя братьями обители Гурием и Ионой. Впрочем, Евфимий не был безучастен в устройстве храма. Он, будучи взят в архиерейский дом, исходатайствовал у м. Матфия дозволение устроить в пустыни храм и завести иноческую обитель. 8 Известия по Казан. Епархии 1886 г. 13, стр. 332–341. Ст. «Начало основания Раифской пустыни». 9 Подробнее о Мироносицкой пустыни – брошюра прот. Е. А. Малова: Мироносицкая пустынь Казанской Епархии... Казань 1896 г. 11 Извест. Общ. Археол., Ист. и Этногр. при Казан. Ун. XIII; вып. I, стр. 9. Статья К. С. Рябинского «Малоюнгинский монастырь». 15 Правосл. Собесед. 1864 г. I, стр. 202. Строев. Списки иерархов стр. 298. Троицкий Чебоксарский монастырь относится к числу первых казанских монастырей, будучи основан в XVI в. (1574 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

– Архаическое направление в церковном праве. Казань. 1896. – Брак со стороны формы его заключения. Казань. 1896. – Введение в православное церковное право М. Остроумова (Рецензия). – Вторая заметка к вопросу о раскольническом браке. Казань. 1896. – Государственное положение религии в Римско-Византийской империи. Т.1. Государственное положение в Римской империи (до Константина В). Казань. 1881. – Заметка о раскольническом браке. Казань. 1895. – Комментарий г. Папкова и К» на суждения Предсоборного Присутствия по вопросу о реформе православного прихода. Правосл. Собесед. 1907. I.II. – Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви. Казань. 1888. Дополнение к курсу церковного права. Казань. 1889. – Краткий курс церковного права православной церкви. Вып. II. Казань. 1913. – К вопросу о поводах к брачному разводу. СПБ. 1909. – К вопросу о реформе епархиального управления и суда. Казань. 1906. – К вопросу о церковной дисциплине. Прав. Собесед. 1902. III. – Новое государство в его отношении к религии. Казань. 1904. – Новые опыты курса православного церковного права. – Несколько слов по поводу рецензии на исследование проф. А.С. Павлова о 50-ой главе Кормчей книги. Казань. 1891. Бердников И. О восприемничестве при крещении и о духовном родстве, как препятствии браку. Казань. 1898. – О Номоканоне при Требнике (изд. Павлова). Казань 1889. – О православном и протестантском приходе в Финляндии. СПБ. 1908. – О 50-ой главе Кормчей. (изд. Павлова). Казань 1891. – О реформе церковного суда. – Основные начала церковного права православной церкви. Казань. 1902. – Ответ проф. Заозерскому по поводу XIII правила Лаодикийского собора. Казань 1909. – Ответ проф. Павлову на его продолжающиеся недоумения по вопросу о восприемничестве. Казань. 1903. – Открытия в области церковного права, сделанные современным, так называемым обновленческим движением. Bыn.I. Смысл 13 правила Лаодикийского собора. Казань. 1908. – По поводу нового издания проф. Павловым Номоканона при Требнике. М. 1897. (Критико-библиогр. заметки).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

   Старец Паисий Величковский. Крины сельные. Слово 33. С. 48.    Св. Климент, еп. Римский. Первое послание к Коринф. Гл. 46.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Творения. T. I. С. 30.    Св. Григорий Богослов. Творения. T. V, изд. 3-е. М., 1889. С. 35—36.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1. § 174; свт. Димитрий Ростовский. Творения. Т. I. С. 105—106; преп. Варсонофий Великий. Отв. 619.    Иером. Арсений. Маргарит. С. 163.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. С. 130—131.    Преп. Исаак Сирин. Слово 35. С. 152—153.    Свт. Василий Великий. Творения. Ч. I. М., 1853. С. 341—342.    Преп. Макарий Великий. Слово 93.    Еп. Феофан. Толкование пастырских посланий (2Тим.3:12). С. 600—601.    Св. Климент, еп. Римский. Первое послание к Коринф., гл. 45//Писания мужей апостольских. С. 146.    Преп. Исаак Сирин. Слово 49. С. 219—220.    Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 6, гл. 11.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 1-я о статуях. Творения. T. II. С. 13—24. Бесед. 16 на Деян. Толков. 26 на 2Кор.; свт. Василий Вел. Простран. подвижнич. прав. Отв. 55; преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 13, 19 и 92. С. 192—195, 198—199, 262; преп. авва Дорофей. Поучение 7. С. 33—94; преп. Варсонофий Вел. Отв. 619; сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. T. II. С. 70.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3, п. 12. С. 192.    Массильон, еп. Клермонский. Избр. слова. T. I. СПб., 1845. С. 265—266.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 6; ср.: преп. Исаак Сирин. Слово 35. С. 151—152.    Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. V. М., 1889. С. 18.    См.: Алфавитный Патерик.    Преп. Исаия. Слово 27.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. III. СПб., 1866. С. 448—451.    Старец Симеон Благоговейный. Подвижническое слово, § 14//Добротолюбие. V. С. 69.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. T. II. С. 244—245.    Преп. Варсонофий Вел. Отв. 130.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. V. С. 129—130.    Преп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы, гл. 114//Добротол. Т. V. С. 41.    Еп. Феофан. Предисловие к писаниям преп. Анатолия Великого//Добротол. T. I. С. 5—6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010