705 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 12, гл. 9—10. 706 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 54. 707 Достопамятные сказания о свв. и блаж. отцах. 165. С. 221. 708 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 357. 709 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22, гл. 6. 710 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 108. 711 Он же. Слово 15, § 68. 712 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 93. 713 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 55. 714 См. преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22-е, гл. 4 и далее. 715 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 94. 716 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22, гл. 5. 717 Свт. Димитрий Ростовский. Богодухновенное наставление христианское//Сочинения. М., 1894. Ч. I. С. 202. 718 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 104. 719 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 255, 353. 720 Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 9. С. 45—47; Слово 77. С. 382—383. См. также наставл. преп. Антония Римлянина//архиеп. Филарет Черниговский. Русские святые... Изд. 3-е СПб., 1882. С. 467—468. Ср.: Преп. Варсонофий и Иоанн, отв. 668; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 8. С. 392; свт. Василий Великий. О употреблении слова//Древние иноческие уставы. С. 410—415. 721 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 38, 78; преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 237, 258, преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. V, гл. 30; преп. Исаак Сирин. Слово 56. 722 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 19. С. 73—74; ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 9, 17, 18, 26. 723 Архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 56. 724 Ср.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. С. 103—104. 725 «Помысл» (греч. логимос ) — означает размышление, обсуждение, обдумывание, взвешивание, т. е. область деятельности человеческого ума. 726 Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 60. С. 329—330. 727 Преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях//Добротолюбие. Т. II, § 10. С. 374. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 73—75; архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. С. 28—31.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

12 См. Стоглав, изд. Правосл. Собесед. 1862 г Казань, стр. 176 и 177. «По всем святым церквам в митрополии и в архиепископьях и в епископьях избирают прихожане священников и дьяконов и дьяков искусных и грамоте гораздных житием непорочных, и денег у них от церкви и себе мзды не емлют ничего и приводят их и приходят с нами ко святителю». Об избраны дворецкими, наместниками и дьяками (в Пскове) попов к ружным церквам см. стр. 178. 14 Об обязанности собирать церковные доходы «лучшим людям» прихода («которые к той церкви прихожи») и о снабжении церквей святыми иконами и книгами на эти доходы, см. Стоглав, изд. Правосл. Собесед. 1862 г., Казань, стр. 329: «о пустых церквах, что стоять без пения». 15 См. П. С. Л., IV, стр. 195. Посадники Роман и Арист поставили новый крест (прежний сломан бурей) на церкви св. Троицы, 202 и др. О существовании церковных старост в Сибири в XVII веке см. цар. грам. Енисейскому воеводе Уварову; Доп. к Ак. Ист. III, 8. 16 Церковная казна, по старинной терминологии, носила характерные названия; так например: «Спаса Нерукотворенного образа казна», «Хлеба Спасовы», и т. п.; подобно тому и церковные земля назывались «местом церковным Ивана Предтечи», «местом церковным великого чудотворца Николы», «пророка Илии» и т. п. (Белевская вивлиофика, изд. Елагина, т. I, стр. 209, 452, 503; Писцов. и перепис. кн. XVII века по Ниж. Новгороду, изд. Арх. Ком., 1896 г., столб. 87). 17 Типичным примером самодеятельности мирян в древней Руси в делах общецерковных может служить, например, следующий факт: в XVII веке жители гор. Вологды, видя чудеса от гроба Галактионова, умершего в 1612 году (сына казненного кн. Ивана Бельского) сошлись в большое собрание и обратились к архиепископу с просьбою о построении храма; архиерей, расспросив благоговейных людей, истинных и правоверных, о житии отшельника, и «совещав с народы», велел им построить храм на могиле Галактиона и братию собрать, а одному из этой новой братии – составить житие подвижника. Иногда окрестное население побуждало монахов к составлению правильного жития основателя местного монастыря: см. Ключевского, Древне-рус. жития святых, стр. 324, 390 и 396.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Таковы они и есть. В них нет описания храмов, церковной утвари, ризницы, книг и т. п., а также полного перечня угодий и вотчин. Все эти сведения имеются в описях казанских монастырей 1763–1764 гг., составленных пред самой секуляризацией церковных имуществ. Переписи казанских монастырей и вотчин сделаны подпоручиком Ростовского пехот. полка Малышевым. Одна из полных ведомостей о Кизическом монастыре помещена в XI т. I вып. Известий Общества Археологии, Истории и Этнографии при Казанском Университете в статье Е. Н. «Вотчины и угодья Кизического Казанского монастыря». 150 В приложении к названной статье помещено несколько грамот, главн. образ. экономического содержания. Грамоты извлечены из столбцов Архива Мин. Юстиции по Коллегии Экономии. Там сохранились грамоты, весьма важные для истории экономического быта и других казанских монастырей до 1764 года. Их легко найти по описи грамот по уездам Казанской губернии. Описи и ведомости о казанских монастырях, оставшихся в штате и за штатом после 1764 года, имеются среди рукописей Библиотека Казанской Дух. Академии. 2 Троицкий Сергиевский монастырь принадлежит к числу первых казанских монастырей. При явлении чудотворной иконы Пресв. Богородицы в Казани в 1579 г. инок этого монастыря Иосиф чудесно исцелился от глазной болезни пред иконой Богородицы (Правосл. Собесед. 1867 г. стр. 456). Тут издано «Сказание о явления чудотворныя иконы Пресв. Богородицы во граде Казани». 6 Правосл. Собеседник 1869 г. III, сто. 213. Ст. проф. П. В. Знаменского «Описание Седмиозерной Богородицкой пустыни» и «Сказание о Седмиозерной Богородицкой пустыни Казанской епархии и о чудотворной иконе Пресв. Богородицы, называемыя Смоленския» изд. 5, Казань 1893 г. Временем основания монастыря, приблизительно, считают 1628 год. Монастырь возник после двенадцатилетнего пребывания Евфимия в пустыни. Евфимию не суждено довести до конца устройства обители. Первый её деревянный храм во имя Вознесения Господня устроен на доброхотные даяния, собранные двумя братьями обители Гурием и Ионой. Впрочем, Евфимий не был безучастен в устройстве храма. Он, будучи взят в архиерейский дом, исходатайствовал у м. Матфия дозволение устроить в пустыни храм и завести иноческую обитель. 8 Известия по Казан. Епархии 1886 г. 13, стр. 332–341. Ст. «Начало основания Раифской пустыни». 9 Подробнее о Мироносицкой пустыни – брошюра прот. Е. А. Малова: Мироносицкая пустынь Казанской Епархии... Казань 1896 г. 11 Извест. Общ. Археол., Ист. и Этногр. при Казан. Ун. XIII; вып. I, стр. 9. Статья К. С. Рябинского «Малоюнгинский монастырь». 15 Правосл. Собесед. 1864 г. I, стр. 202. Строев. Списки иерархов стр. 298. Троицкий Чебоксарский монастырь относится к числу первых казанских монастырей, будучи основан в XVI в. (1574 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1029 Полн. Собр. Зак. IV 1829. Известен анекдот Штелина о Петре, ударившем себя в грудь в Синоде со словами: вот вам патриарх. Штелин. Анекдоты М. 1830, II, 11. 1034 Соч. I, 493. Сулоцкий. Св. Димитрий Ростовский , как архипастырь Сибирский (Странник 1866, 11, стр. 54–56.) Ср. Духовн. Беседа 1858, III, 38. Странную дату находим мы в сочинении Лихудов. О предопределении, относящемуся к 5 недели великого поста 1701 года: «царь московский в 15 августа нарече в митрополиты Сибирские игумена имя рек, таке, чтобы той игумен не приял владычества вышеписанныя митрополии разве токмо в 15 будущее февраля и прешедшим шестим месяцем сиречь исполнявшуся наречению предреченный игумен предреченныя митрополии владычество восприя». (Горский II, 3 стр. 382 и рукопись Яхонтова). 1035 Подлинная рукопись в моск. синод. библиотеке за 430 лл. 82–91, под заглавием «Чин древний восточныя православныя христианския церкве, како Боголюбезнейшим митрополитом, архиепископом и епископом подобает во время, егда возводим кто на кийждо престол, творити народно символа известно». Цитированы л. 85, 86 об, 88, 89. Текст близок к современному архиерейскому обещанию. 1037 Проповеди Димитрия обратили на себя внимание даже иезуитов. Один из них пишет из Москвы от 15 сентября 1701 года: «Similiter easdem couciones (как и Яворский) fecit serviculus quidam, vir optimus nobis aeque benevolus, qui a Kioviensi monacho consecratus est metropolita Siberiae, vir (quod rarum) germanae siuceritatis. Уважаемый профессор М. О. Коялович, любезно сообщивший нам эту выписку, пишет нам: «Сначала иезуиты, бывшие в Москве, считали расположенными к ним не одно это лицо. Расположенным к ним они сначала считали и Стефана Яворского и всех киевлян, прибывших в Москву, даже утверждали, что все эти киевляне – тайные униаты и что они составляют тайное общество в одном московском монастыре; но потом иезуиты сильно разочаровались в киевских ученых и огулом обзывали их казаками». 1038 Полн. Собр. Зак. IV 1664. Знаменский, Законодательство Петра В. относительно православного духовенства (Прав. Собесед. 1863, II, стр. 141). О размере руги см. Акты Истор. V, 46.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

13 Того самого попа Стефана, которого Аввакум называет в своих посланиях в Москву: а) в послании к Маремьяне он приписал благословение Стефану и его дому (Мат. для ист. раск. V, 196), б) известно послание Аввакума в Москву, адресованное прямо попу Стефану (Там же, V, 214–17). Можно думать, что этот поп Стефан в 7 часов утра 23 июня 1682 года служил молебен в напутствие шествию раскольников к Красному крыльцу под предводительством Никиты Пустосвята, как свидетельствует об этом очевидец Савва Романов («История о вере». Лет. русск. лит. V, II, 117), хотя нельзя указать, при какой церкви служил Стефан. Из «Истории о вере» видно, что упомянутое шествие отправилось из-за Яузы (– стр. 111, 317, 145–6; ср. 3-е послание митрополита сибирского Игнатия: «Правосл. Собесед.» 1855, кн. 2, стр. 149); по документам значится, что в 185–91 годах у церкви святого Алексея митрополита на Подкопе за Яузой служил священник Стефан Стефанов (Забелин – Мат. для ист. москов. церквей. М. 1884, стр. 821). 14 Подробнее об этом можно читать в моей статье – «Значение женщины в истории возникновения раскола»: Миссионер. Сборн. 1891, кн. 6, стр. 330–65. 15 Об Игнатии говорят «История Выговской пустыни» (Спб. 1862, стр. 27, 37–42, 82–4, 86, 95–6) и «История о отцех и страдальцех соловецких» (изд. XVIII в. в 4-ку, л. 57–58). Похвалы этих памятников Игнатию значительно умеряются свидетельством писателя XVII века инока Евфросина – в его «Отразительном писания о самоубийственных смертях» (Спб. 1895, стр. 28–7, 69, 76). По известию первого из названных памятников, Игнатий вышел из Соловецкой обители еще «до запору» (– стр. 27): следовательно, ранее 1668 года. По другим памятникам, Игнатий, вместе с соловецкими выходцами Германом и Иосифом иноками, некоторое время, по приходе в Поморье, жил в Каргополе в монастыре Спасском «в поварной кельи». Так говорится в житии инока Корнилия. «Игумен в Каргополе Спасова монастыря» – добавляется здесь, – «Евфимий любил старое благочестие, служил по старому» (Ркп. Публ. библ. Q. I, 401, л. 164–об. 164). В данном случае следует разуметь, конечно, того Евфимия, который был игуменом в 1662–68 годах, а не того, который значится под 1674–77 годами (Строев. «Списки иерархов». Спб. 1877, стр. 994). О Германе даже прямо говорится, что он пришел в Каргополь еще в то время, когда новгородскую кафедру занимал митрополит Макарий (Ист. Выгов. пуст., стр. 124. Спб. 1862).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Сборник Соловец. библ. 857, л. 151 об. 3 «На Белоозере жили люди неверные, гласит одно древнее сказание, да как учили креститься и веру христианскую познавать, и они поставили церковь , а не ведают, которого святого нарещи; а на утро собрались, да и пошли церковь свящать, и как пришли к церкви, аже в речки под церковью стоит челнок, а в челноку стулец, а на стульце икона Василий Великий , и они икону взяли в церковь, и нарекли во имя Василия Великого … И они церковь святили, да учали обедню пети, да как начали Евангелие чести, и грянуло не по обычаю, кабы страшный великий гром грянул, и вси людие уполонились, ино в прежнее место туто было мольбище идольское за олтарем, береза да камень, и ту березу вырвало, и камень взяло из земли, да снесло в Шексну и потопило» (Сборн. Соловец. библ. 925, л. 117, 118). 4 Летописи русск. литер. и древн. Тихонравова, т. IV, отд. 3, стр. 89, 101. Прав. Собесед. 1861 г. т. I, стр. 269–277. 11 Греческие писатели, а вслед за ними и Западные производят еще это название от слов Бог милуй или Богу милый, и выходит, таким образом, что богомилы претендовали на наименование себя богоугодными, благочестивыми, «истинными христианами». В этом именно смысле первый обличитель богомильской ереси Козьма, пресвитер болгарский, говорит, что «поп по имени Богумил, а по истине рещи, Богу не мил, первее нача учити ересь в земле Болгарстей» (Прав. Собеседник 1864 г., т. IV, стр. 481). 13 Павликанство в свою очередь было ничем иным, как видоизменением манихейства, древнейшей из христианских ересей востока, образовавшейся из смешения христианских понятий с учением Зороастра. 14 Zonar. I. XVIII, р. 209. ср. Гильфердинг. «Письма об истории сербов и болгар» II, 121 в «Русской беседе» 1859, г. IV. 15 Psellus. De operatione daemonum, 1838, Nurenberg ed. Boisonade, p. 3.5 etc. Cerdenius Hist. I. 514. 17 «Беседа Козьмы пресвитера на новоявившуюся ересь Богумилу» напечатано в «Прав. Собеседнике» 1864г. кн. IV–VIII. 18 В латинском издании это произведение озаглавлено: Panoplia dogmatica orthodoxae fidei adversus omnes haereses, в славянском –– книга догматики паноплие вторая 19 Сочинение это отдельно издано Гизелером в 1842 году в Геттингене под заглавием: Euthymii Sigabeni Narratio de Bogomilia seu Panopliae titul 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

В житии св. Епифания есть следующее свидетельство о чудодейственной силе крестного знамения, отвергаемого нашими сектантами. Когда св. Епифаний, в детстве своем, будучи еще не крещенным, свержен был однажды рассвирепевшим ослом и сильно повредил себе бедро, то нашедший его некоторый христианин трижды знаменовал крестом, и тем уврачевал его. Св. Герман († 740 г.), в своем сочин. «Тайноводственное совершение церковных служб и обрядов», имея в виду господствовавшее тогда мнение, что второе пришествие Спасителя последует по истечении 1000 лет от рождества Его или 6500 от сотворения мира, говорит, что архиерей выражает это мнение самым сложением перстов своей руки, когда благословляет народ на литургий, по прочтении евангелия, потому что сложение перстов благословляющей архиерейской руки, если персты переложить на числа, означает 6500. Но для того, чтобы это перстосложение могло означать число 6500, оно непременно должно быть именословное (см. подроб. в «Правосл. Собесед.» 1858 г. II 452–3 стр. и далее, а также в Руков. по обл. раск. К. Плотникова , изд. 5, стр. 94–5 и примеч.). 13. Мч. Гликерии девицы, м. Лаодикия; п. Павсикия, еп. синадск.; Георгия исповедн.; м. Александра рим.; прв. Гликерии новгор. (1522); пер. мощ. прм. Макария; п. Евоимия (груз. цер.). 14.       Мч. Исидора, Максима, блаж. Исидора твердислова, рост. чуд. (1474); п. Серапиона, Никиты печерск. Священное коронование Их Императорских Величеств. Св. Исидор, Христа ради юродивый († 1474 г.), был принят из латинской веры без перекрещивания, но считается нашей православной Церковью святым, и мощи его почивают нетленно в г. Ростове. 15. Пр. Пахомия вел. (348), св. Ахиллия, еп. ларисийскаго, Исаии, еп. рост. (1164); Исаии печерск., Евфросина псковск., Димитрия царевича; преп. Серапиона, Пахомия нерехт. Пр. Пахомий Вел. (348 г.), не будучи священником, принимал к себе на исповедь, но это не доказывает, что совершить таинство покаяния может и Простой мирянин, потому что из жития пр. Пахомия не видно, чтобы он разрешал кающихся, между тем разрешение, «даруемое от Бога иереем» (Б. Кат. л. 389 об.), составляет видотворение или сущность таинства покаяния, и без него исповедь не будет таинством (там же л. 390 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

29 Акты Холмогорской и Устюжской епархии в Русской Исторической библиотеке, 1894 г., т. XIV, 16, стр. 859. – В русских монастырях были сосредоточены большие запасы хлеба (житницы). См. подробности у Лешкова, Рус. нар. и госуд., стр. 488. 31 См. о названии «мастера» в известном послании архиепископа Новгородского Геннадия (Акт. Ист. I, 104); название «учитель» встречается в разных житиях святых. По свидетельству «Стоглава», ставленники говорили на архиерейском экзамене: «мы де учимся у своих мастеров». 34 См. соч. Н. Лавровского «О древне-русских училищах», Харьков. 1854 г., стр. 19, 29, 30–40, 50, 54 и 65, см. стат. «Содействие русских монастырей просвещению древней Руси», Прав. Собесед., 1858 г., ч. I. 35 См. Наказные списки соборного уложения 1551 года, или Стоглава. И. Беляева , Москва, 1863 г., стр. 23. – Стоглав, по мнению И. Беляева, был актом официальным, определения которого рассылались в свое время к исполнению, говоря языком нашей новейшей администрации, циркулярно». (См. предисд.). 36 См. Прибавл. к Твор. св. от., 1845 г., ст. «О духовных училищах в Москве XVII века», особенно стр. 151, 161, 163, 164, 165, 168, 176 и другие. 37 Горский и Невоструев, Опис. слав. рук. Моск. Синод. биб., 338, л. 38. стр. 816. – Также ратовал за народное просвещение известный Крижанич (Русск. госуд. в полов. XVII века, изд. Бессоновым, ч. I, стр. 321). 39 А. А. Э.. т. III, 184. Сравн. Востокова, Опис. рукоп. Рум. музея 1842 г., стр. 67, грамоты XLVI. 40 См. Иванова, Описан. госуд. арх. стар. дел, Москва, 1850 г., стр. 296–299; А. Ист., т. IV, 35. Эта грамота читалась в городах всенародно. 41 Чечулин, Неск. данных о книгах по городам Москов. госуд. в XVI веке, С.-ПБ., 1889 г., стр. 5. 45 Боцяновский, «К ист. просвещ. в древ. Руси XVII века»: книги в Устюге Великом, С.-ПБ. 1892 г., стр. 8–15. «Улица» (в смысле прихода) участвует в снабжении своей церкви книгами церковными, как-то видно из приписки на харатейном прологе Москов. Синод. библиот. Эта надпись гласит: «в лето 6998 написаны быша книги сия, глаголемыя пролог ко святома чудотворцома Козме и Дамиану на Кузмодемиану улицю повелением рабов Божиих (перечисляются сначала бояре) и всея улици Кузмодемиане». См. Обозр. перг. рук. Соф. биб. Куприянова, 1857 г., предисл. стр. 2 (примечание).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Кроме этих общих замечаний о действиях благодати в душе человека, святые подвижники указывают еще особенные, более частые и временные, состояния душ облагодатствованных. Эти чрезвычайные состояния, так чудны и таинственны, что, по слову преподобного Кассиана, «понять силу их может, только изведавший их собственным опытом» (Собесед. авв. Пафнут. п. 7). У святых подвижников они называются: то духовным созерцанием, то восторжением к Богу, то исступлением, το упокоением в Боге, то, наконец, духовной, или умной, молитвой. Следует отметить, что и у тех, которые благодатью Божией удостаиваются таких чрезвычайных состояний, они не бывают постоянными, а, именно, лишь по временам посещают душу. Это для того, что, «если бы так было с подвижником всегда, он не мог бы уже принять на себя служения слова или иного какого бремени, не согласился бы ни слышать, ни позаботиться, как обыкновенно бывает, о себе и о завтрашнем дне, но только стал бы сидеть в одном углу – в восхищении и, как бы, в упоении. Посему-то, совершенная мера не дана ему, чтобы мог он заниматься попечением о братии и служением слову» (Беседа 8 п. 4; ср. Исаак Сирин Слово 28 о третьей степени ведения). С другой стороны, и мысль, будто, человек уже в настоящей жизни может дойти до невозможности падения, прямо противоречит учению святых подвижников. «Ум человеческий, – говорит преподобный Кассиан, – не может постоянно пребывать в одинаковом состоянии, и ни один из святых, доколе находится в сей плоти, не достигнет той высоты добродетелей, чтобы мог уже остаться неподвижным... Один Бог именуется неизменяемым и благим; человеческая же добродетель, какая бы ни была, не может быть неизменяемой» (Собес. об умерщвл. святых, гл. 14 и 16; ср. Макарий Беседы 16 п. 4; 17 п. 7; 26 п. 14 и 23; 27 п. 10–11). Итак, «остерегайся, – внушает Исаак Сирин , – бесовского поругания, а также, проповедующих непреложное совершенство в сем страстном и удобопреклонном мире. Это выше даже и святых Ангелов (т. е. они, также, ограничены по своей природе и не всесовершенны, но утверждаются в добре силой той же благодати Божией)» (Посл. к Симеону чудотв.; ср. Макарий Беседа 15 п. 34; Слово о любви гл. 29–30; Ефрем Сирин В подражание притчам). Святитель Иоанн Златоуст

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

знал священные книги, благотворил нищим и сиротам, без боязни говорил правду князьям и вельможам. Он пережил благотворителя своего Ярослава, заложил, при сыне и преемнике его князе Михаиле, соборный храм в Твери и мирно почил 3 февраля 1289 года (Рассказы из Ист. Рус. Церк., стр. 136). Памятники древности передают нам разговор блаж. епископа Симеона с Полоцким князем Константином, который, желая посмеяться над своим тиуном (судьей), сказал за обедом святителю: «где будут наши тиуны на том свете?» – Симеон отвечал: «тиун будет там же, где и князь». Князю это не понравилось, и он сказал: «тиун судит не праведно, берет взятки, мучит людей, а я что худое делаю?» – Владыка объяснил ему: «если князь добрый и богобоязненный, жалеет людей, любит правду и поставит тиуна – человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его с ним. Если же князь без страха Божия, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставляет начальника злого, нерассудительного, только бы доставлял ему деньги, пускает его, как голодного пса на падаль, губить людей: то и князь будет в аду и тиун его с ним». (Этот разговор внесен в Мерило праведное. Правосл. Собесед. 1850. I, 91). 357. Святый Акакий епископ, преставися в лето 7075 месяца генваря в 14 день Постриженник преп. Иосифа Волоцкого , с 1522 г. епископ Тверский. Когда блаж. Максим Грек , по определению Собора, был послан в Тверь, Акакий принял его милостиво, обходился с ним приветливо и даже приглашал его к своей трапезе. Ум. 14 января 1567 г. в Москве, а погребен в Желтиковом монастыре (Филарет, «Р. Св.», январь, стр. 95. – А.Ф. Бычков, Описание Сборников Им. Публ. Библ. I, 3). Не канонизирован. 358. Преподобный Саватий игумен преставися в лето 7000 Пустынь преп. Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остается с. Савватеево. В храме бывшей пустыни стоит гробница преп. Савватия, с иконою его. Вериги его, найденные в пещере, находящейся близ села, показывают подвижничество его против плоти; а пещера – свидетельница чистых, безмолвных молитв его (Журн. Мин. Внутр. Дел V, 505. – Буслаев, Слов. и искусство II, 357). Преп. Савватий ум. около 1434 года. Пустынь его

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010