Основные атрибуты описанной древней одежды всегда были удерживаемы монашеством и сохранились даже до сего дня, хотя и в измененном виде; это: подрясник, мантия, и (несмотря на новозаветную традицию!) головной убор – скуфья и камилавка с наметкой. Христианская аскетическая традиция, с одной стороны, уходит корнями в духовную традицию ветхозаветного времени (об этой традиции мы не имеем возможности говорить здесь подробно, но, думается, что ее существование вполне явно; достаточно назвать имена св. царя Давида, св. пророка Илии и уже упоминавшегося св. Иоанна Крестителя), а с другой – неразрывной цепочкой тянется от Христа, через апостолов, мужей апостольских и последующих церковных учителей, к монашествующим IV века. И все-таки, что же такое монашество и почему определенно говорят о нем начиная с IV века? По формулировке, данной преп. Иоанном Кассианом Римлянином , монашество фактически является продолжением жизни апостольских первохристианских общин, построенных по общежительному принципу жития одним сердцем и одной душой (Сравни: Деян. 4:32, 34–35 ) («Писания преп. Иоанна Кассиана Римлянина », Москва, 1892 г., Собеседование 18, гл. 5). Причем преподобный утверждает, что бытие таких общин, хотя временами и уходило как бы под спуд, но никогда не прекращалось совершенно. В IV веке произошел новый всплеск апостольско-первохристианского образа жизни в форме монашества. Согласно церковному преданию, впервые наименование монахов получили ученики св. апостола и евангелиста Марка, первого епископа Александрии, проводившие уединенную аскетическую жизнь по правилам, выработанным св. Марком («Сочинения еп. Игнатия Брянчанинова », Джорданвилль, 1985 г., т. I., «О монашестве»), В свете вышесказанного, нам представляется более правильным называть преп. Антония Великого не «отцом монашества», а отцом новой волны монашества или вождем монашеского движения в собственном смысле слова, движения, начавшегося в Александрийской Церкви и приобретшего общецерковное значение. Появление монашества в IV веке принято считать реакцией на некоторое обмирщение Церкви, начавшееся с константиновской эпохой. Однако, мы не находим такой мотивации монашества у первых его летописцев и «идеологов», каковым являлся, к примеру, свят. Афанасий Великий . Возникает также вопрос: почему, в таком случае, монашество не развилось в первую очередь около столиц империи – Рима и Константинополя, где обмирщение чувствовалось более всего?

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

     Блаженный Августин в своем малоизвестном трактате " Определение бесов " , написанном в ответ на просьбу объяснить некоторые из многочисленных бесовских явлений в древнем языческом мире, дает хорошее общее представление о делах бесов:       " Природа бесов такова, что через свойственное воздушному телу чувственное восприятие они намного превосходят то восприятие, которым обладают тела земные, а также и по быстроте, благодаря лучшей подвижности воздушного тела, они несравненно превосходят не только движение людей и животных, но даже и полет птиц. Одаренные этими двумя способностями в той мере, в какой они являются свойствами воздушного тела, а именно, остротой восприятия и быстротой движения, они предсказывают и сообщают о многих вещах, о которых они узнали намного раньше. А люди удивляются этому из-за медлительности земного восприятия. Бесы к тому же за свою долгую жизнь накопили намного больший опыт в разных событиях, чем достается людям за короткий отрезок их жизни. Посредством этих свойств, которые присущи природе воздушного тела, бесы не только предсказывают многие события, но также совершают многие чудесные деяния " (гл. 3).      Многие " чудеса " и зрелища бесовские описаны в пространной беседе св. Антония Великого, включенной св. Афанасием в его житие, где также упоминаются " легкие тела бесов " (гл. 11). Житие св. Киприана, бывшего колдуна, также содержит многочисленные описания бесовских превращений и чудес, сообщенные их действительным участником (См.: " The Orthodox Word " , 1976, 5).      Классическое описание бесовской деятельности содержится в седьмом и восьмом " Собеседованиях " св. Иоанна Кассиана, великого галльского отца V века, который первым передал Западу полное учение восточного монашества. Св. Кассиан пишет: " А злых духов такое множество наполняет этот воздух, который разливается между небом и землею и в котором они летают в беспокойстве и не праздно; так что Провидение Божие для пользы скрыло и удалило их от взоров человеческих; иначе от боязни нападения их, или страшилища лиц, в которые они по своей воле, когда захотят, превращаются или преобразуются, люди поражались бы невыносимым ужасом до изнеможения...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/905/...

    Слово Божие полезно при всех обстоятельствах    Послушайте, прошу вас, все призванные к сей жизни, приобретайте книги — врачевство души. Если не хотите ничего другого, приобретите, по крайней мере, Новый Завет, Деяния апостолов, Евангелие — постоянных наших наставников. Постигнет ли тебя скорбь, приникай к ним, как к сосуду, наполненному целебным веществом. Случится ли утрата, смерть, потеря ближних — оттуда почерпай утешение в своем несчастии. Или лучше — не приникай только к ним, но принимай их внутрь и храни в своем уме...    Ни величие славы, ни высота власти, ни присутствие друзей, и ничто другое из вещей человеческих не может утешать в скорби так, как чтение Божественных Писаний. Почему? Потому, что эти вещи тленны и скоропреходящи; поэтому и утешение от них скоропреходящее: а чтение Писаний есть собеседование с Богом.    От незнания Писания — всякое зло. Мы выходим на войну без оружия — и как нам спастись? Легко спасаться с Писаниями, а без них невозможно».     Молитва Св. Иоанна Златоуста пред чтением и слушанием Слова Божия    «Господи, Иисусе Христе, отверзи мои очи сердечные услышати слово Твое и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открой очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего — скажи мне безвестная и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши и смысл светом разума Твоего, не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словеса прочитаем, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме, и от Тебе есть всякое даяние благо, и всяк дар совершен». Преп. Иоанн Кассиан († 435 г.)     Чистота сердца открывает тайны Св. Писания    «Желающий понимать Св. Писание должен заниматься не столько чтением толкователей, сколько очищением сердца от плотских пороков. Если сии пороки будут истреблены, то, по снятии покрывала страстей, душевные очи будут созерцать тайны Св. Писания. Ибо оно не с тем открыто от Св. Духа, чтобы мы его не знали; темно же оно от того, что душевные наши очи закрываются покровом пороков; а если им возвращено будет естественное их здравие, то и одного чтения Св. Писания достаточно будет для уразумения истинного смысла его, и не будет нужды в пособии толковников, подобно тому, как телесные глаза не нуждаются ни в какой науке для видения, если только они чисты, и нет темноты. Оттого-то и у самих толкователей произошло столько разностей и погрешностей, что, приступая к толкованию Св. Писания, не заботятся об очищении духа: по причине нечистоты сердечной они не только не видят света истины, но ещё придумывают много противного вере (Кн. V, гл. 34).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

[ 1 ]Первая беседа, гл. 14 в Трудах Иоанна Кассиана Римлянина, Русский перевод Епископа Петра, Москва, 1892, с. 178-179. [ 2 ] " Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных " , " Христ. чтение " , август 1831. [ 3 ] " Жития святых " , 1 февраля. [ 4 ]ее полное жизнеописание можно читать в книге: " Дивеевская летопись " , свят. Серафим (Чичагов), Братство преп. Германа, 1978, стр. 530. [ 5 ] " Душеполезное чтение " , июнь 1902, стр. 281. Приложения Приложение I Учение св. Марка Эфесского о состоянии души после смерти (Текст дается по русскому переводу в книге архимандрита Амвросия (Погодина). " Св. Марк Эфесский и Флорентийский Собор " , Джорданвилль, 1963 г., стр. 58-73. Примечания добавлены автором книги.) Многие, даже сами православные христиане часто не понимают по-настоящему православное учение о состоянии душ после смерти, а сравнительно недавнего происхождения латинское учение о " чистилище " привело к еще большей путанице в умах людей. Само православное учение ни в коей мере не является двусмысленным или неточным. Пожалуй, самое ясное изложение его можно найти в писаниях св. Марка Эфесского на Флорентийском Соборе 1436 г., составленных именно с целью дать ответ на латинское учение о " чистилище " . Для нас эти описания особенно ценны потому, что, исходя непосредственно от последнего из византийских Отцов, писавших еще до наших времен с их богословской путаницей, они и указывают на источники православного учения, и учат нас, как подходить к этим источникам и понимать их. К таким источникам относятся Писание, святоотеческие слова, церковные службы, жития святых, а также некоторые откровения и видения загробной жизни, подобные тем, что описываются в IV книге " Собеседований " св. Григория Великого. Нынешние академические богословы проявляют недоверие к последним двум или трем из этих источников, и поэтому-то они, зачастую, чувствуют себя неудобно, когда говорят на эту тему, а иногда предпочитают проявлять " агностическую сдержанность " по отношению к ней[ 1 ]. С другой стороны, писания св. Марка показывают, насколько " легко " чувствуют себя с этими источниками настоящие православные богословы; те же, кому с ними " неудобно " , возможно, тем самым неожиданно обнаруживают зараженность современным неверием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/905/...

2 . Нужно самому все рассказывать, всю грязь и нечистоту, в чем мы боимся признаться и самим себе. И не допускать духовника расспрашивать , ибо он в связи с нашим делом может задать такой вопрос и коснуться такой стороны плотской жизни, которая нам неизвестна, и мы наживем себе еще новое искушение. Бесы будут после нас разжигать: «Вот, оказывается, чего ты не знал еще, надо попробовать, как это...» 3 . Некоторые боятся говорить о своих блудных грехах якобы потому, что щадят духовника («Он такой чистый, а я грязный...»), а на самом деле, очень часто этим только прикрывают свой ложный стыд. Такого не должно быть, и надо разрушить это демонское ухищрение. Бояться развратить духовника нечего, он пошел на этот крест и должен его нести: выслушивать на исповеди все, что бы на ней ни говорили. Но возбуждать в нем страсти искусственно – дело сатанинское. 4 . Надо отбросить всякий стыд, не принимая бесстыдства; надо резать свое собственное сердце ножами самообличения и истекать кровью от страдания, вызванного обнажением души 966 5 . Так должно поступать на церковно-старческой исповеди. Совсем иное дело личная, так называемая «мысленная», Но и на «мысленной» исповеди нельзя ворошить воспоминания, бередя свои чувства соблазнительными картинами. Иначе можем оскверниться. Подробно см. у Иоанна Кассиана (Писания. М., 1892. Собеседование 20. Гл. 9). См. также: Лествица. Слово к Пастырю XII, 8. Прим. XX.) исповедь Богу. Но о ней уже было сказано 967 Насколько подробная исповедь ненавистна диаволу, видно из тех гонений, клевет, травли и обвинений в безнравственности, которые приходится терпеть служителю Христову. Даже инославные священники подвергаются всяческим нареканиям, лишь только они предложат развратным людям тщательно исповедаться пред Богом. Пусть Санхецы, Эскобары, Бузенбаумы пересолили , но, конечно, этот «пересол» нельзя и сравнивать с тем, что дозволяет себе мир, со своими порнографическими романами и картинами, «научными» книгами и популярными брошюрами по половому вопросу, с «просветительными» кинолентами и лекциями, опереттами и, наконец, легализованными домами терпимости. Очевидна ненормальность существующего положения вещей: ученому, писателю, актеру, юристу, врачу – кому угодно можно рассуждать и писать по половому вопросу, но стоит только коснуться последнего служителю культа – православного или неправославного – и указать на всю мерзость блуда с точки зрения не науки, а евангельского Христова учения, как сейчас же со всех сторон поднимутся шум и крики: «нельзя», «можно развратить невинных» (но откуда же появилась невинность, раз она систематически преследуется миром?), «это безнравственно...»

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В конце этой заметки не лишним будет повторить и слова преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (курсив автора): «Мы не должны устраняться от Причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но ещё более и более с жаждою надобно поспешать к Нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верою, чтобы считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать Причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, не порочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми... Гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин, в каждый День Господень принимали их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их» (Собеседования египетских подвижников. 23 собеседование – Третье Аввы Феоны о желании добра и делании зла, гл.21). Итак, сторонники частого Причащения видят в этом исполнение заповеди Божией и общецерковной нормы, а от христиан, подходящих к Чаше, требуют серьёзной и ответственной жизни. К не меньшей серьёзности, я уверен, зовут и противники частого Причащения, но только вот зачем при этом «устранять заповедь Божию преданием вашим»? Первая публикация: интернет-издание «Татьянин день», 2011 г. Вечернее Причащение: мысли по поводу Одна из отличительных особенностей богослужения Великого поста – литургия Преждеосвященных Даров, известная уже с начала VII века. Служится она в большинстве храмов Московского Патриархата, как правило, утром. Хотя сама эта литургия построена на основе вечернего богослужения, и должна совершаться ближе к вечеру. Опыт вечернего служения литургии показывает несравненное преимущество этой практики.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

248 Беляев А.Д.О безбожии и антихристе. Подготовление, признаки и время пришествия антихриста. СПб., 2007. С. 254. 249 См., напр.: What is the «Mark of the Beast?»//URL: (Дата обращения: 02.09.2016). 250 См., напр.: Олизаревич Н. Доктрина о восхищении Церкви в контексте эсхатологии фундаментализма. Б.м., 2016. С. 72–77. 251 Общие выводы и оценки см. в: Беляев А.Д. О безбожии и антихристе. Подготовление, признаки и время пришествия антихриста. СПб., 2007. С. 254–268. 252 Райт Н.Т.Откровение Иоанна. Популярный комментарий. М., 2013. С. 141–142. См. также: Ллойд-Джонс М. Церковь и последнее время. Харьков, 2001. С. 185–187; Хендриксен В. Побеждающие силой Христа. Минск, 2004. С. 202. 253 Цит. по: Игнатий (Брянчанинов) , свт. Изречения аввы Исаии , 598//Его же. Творения. М., 2014. Т. 5. Отечник. С. 195. Для сравнения, авва Пинуфий учит, что следует возненавидеть прежде совершенные грехи даже в воображении, и потому совесть «прежде Суда уверяет нас об окончании покаяния и даровании нам прощения» ( Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Собеседование 20, аввы Пинуфия. О времени прекращения покаяния и об удовлетворении за грехи, гл. 5//Его же. Писания. СТСЛ, 1993. С. 531–532). 255 Н.Т. Райт, отстаивающий эту точку зрения, добавляет: «Реакция людей на Иисуса, вера или неверие,– это сегодняшний знак, говорящий об их будущей участи» ( Райт Н.Т. Воскресение Сына Божьего. М., 2011. С. 482). 256 Более подробно о постмилленаризме см.: Веселов Е., иер. Эсхатологическая доктрина постмилленаризма в современном баптизме//Христианское чтение. 2018. 4 (в печати). 257 Gentry, K.L.He Shall Have Dominion. A Postmillennial Eschatology. Tyler, Texas, 1992. P. 69–70. 258 Gentry, K.L.The postmillennial vision of Christian eschatology//Criswell Theological Review ns 11 no 1 Fall 2013. P. 90. 259 Smith, R.A.The Covenantal Kingdom. A Brief Summary of The Biblical Argument for Postmillennialism. Arlington Heights, 1999. P. 4–5. 261 Gentry, K.L.He Shall Have Dominion. A Postmillennial Eschatology. Tyler, Texas, 1992. P. 342–351. Это толкование вписывается в концепцию претеризма, т.к. настаивает на исполнении эсхатологических пророчеств «малого апокалипсиса» к 70 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

47 . Житие Андрея Юродивого/Вступ. ст., пер. с греч. яз. и комм. Е. В. Желтовой. СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека). 48 . Преп. Иоанн Дамаскин . На последование погребения/Пер. С. С.Аверинцева //От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987. 49 . Преп. Иоанн Дамаскин . Слова на Богородичные праздники/Пер. свящ. Максима Козлова//Творения преп. Иоанна Дамаскина . М., 1997.(Святоотеческое наследие). 50 . Преп. Иоанн Дамаскин . Слово на Преображение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа/Пер. свящ. Максима Козлова//Альфа и Омега. 1999. 4 (22). 51 . Преп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры /Пер. А. [И.] Бронзова. СПб., 1894 (репр.: М., 1998). 52 . Преп. Иоанн Дамаскин . Слово 3//Его же. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Преп. Феодор Студит Послание Платону о почитании икон/Пер. А. [И.] Бронзова. СПб., 1893 (репр.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993). 53 . Св. Иоанн Златоуст . Беседы на Книгу Бытия. М., 1993. Т. 1–2. 54 . Преп. Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в рус. пер., с алфавитным указателем. СПб., 1996. 55 . Иоанн Кантакузин . Беседа с папским легатом. Диалог с иудеем и другие сочинения/Пер. Г. М. Прохорова. СПб.: Алетейя, 1997. (Византийская библиотека). 56 . Преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Собеседования египетских подвижников//Его же. Писания/Пер. с лат. еп. Петра. М., 1892 (репр.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993). 57 . Иосиф Вриенний. Сорок девять глав. Гл. 46–47/Пер. В. А. Сметанина//Сметанин В. А. Восприятие общественных проблем ортодоксально-православным мыслителем ( Иосиф Вриенний )//АДСВ. Византия и сопредельный мир. Свердловск, 1990. [Вып. 25]. 58 . История египетских монахов/Пер. Н. А. Кульковой. М., 2001. 59 . Св. Каллист Ангеликуд . Слово XVI. О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии/Пер. М. В. Грацианского, под ред. А. Г. Дунаева//Путь к священному безмолвию. Малоизвестные творения святых отцов-исихастов/Сост., общая ред., пред. и прим. А. Г. Дунаева. М., 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

27 Устав преподобного Венедикта. Гл. 73. Цит. по книге: Святитель Феофан ( Говоров ). Древние иноческие уставы преподобного Пахомия Великого, святого Василия Великого, преподобного Иоанна Кассиана и преподобного Венедикта. М., 1892. С. 653. 28 См.: ( Преподобный ) Нил Сорский . Предание и Устав со вступительной статьей М. С. Боровковой-Майковой. 1912. Впрочем, преподобный Нил в основном ссылается на суждения преподобных Исаака Сирина (VII), Иоанна Лествичника († 649) и Григория Синаита († ок. 1346). 29 Ср. следующее свидетельство семнадцатого собеседования: «Ибо правильнее будет под таким видом солгать, нежели... высказать суетность вредного тщеславия, если станем говорить истину от своего лица» [с. 486] (См. также: с. 485). 30 Впоследствии архиепископ Волоколамский (в схиме Даниил). Скончался в конце сороковых годов текущего века. 31 Архимандрит Феодор ( Поздеевский ). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Его жизнь и богословско-аскетические воззрения). Казань, 1908. С. 10. 32 Цит. по книге: Архимандрит Феодор ( Поздеевский ). Указ. соч. С. 8. 33 Для большей ясности можно привести определение страсти святителей Русской Православной Церкви Тихона Задонского (1724—1783) и Феофана Затворника (1815—1894). «Идоли в сердце – страсти», – говорит святитель Тихон (Его же. Творения. Том 3. М., 1899. С. 192). «Страсти, – рассуждает святитель Феофан, – это сильные стремления внутреннего настроения порочного сердца. Они глубоко входят в естество души и долгим властвованием над нею и привычным удовлетворением их до такой степени сродняются с нею, что составляют, наконец, как бы ее природу» (Его же. Адские мучения. «Домашняя беседа». 1873, вып. 41, октябрь. С. 996). 34 Сократ Схоластик . Церковная история. Кн. 4. Саратов. 1911. С. 264, 265. 35 Цифры в скобках, без каких-либо дополнительных пояснений, указывают страницы «Лавсаика» по изданию: Палладий, епископ Еленопольский . Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. Пер. с греческого. М., 1992. 36 Епископ Порфирий ( Успенский ). История Афона. Ч. III. Афон монашеский. СПб., 1892. С. 534.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3556...

В обычном быту нашем это сказывается в том, что бесноватые, например, не могут смотреть в глаза подвижнику. Даже страстные люди, грешники, то же ощущение испытывают пред чистыми людьми (ср. выражения: «бегают глазами», «взглянуть стыдно» и прочие), а про взгляд таких лиц, как о. Иоанна Кронштадтского , Амвросия Оптинского и других, сами грешники говорят, что он их «прожигает». См.: Агапит, архим. Жизнеописание иеросхимонаха Амвросия Оптинского . М., 1890. С. 31; Нилус С. Дух Божий, явно почивший на о. Серафиме Саровском ... С. 27. О свете в глазах святых и подвижников нового времени можно было бы много примеров привести. 472 См.: преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. С. 290–291. Собеседование VII, 15. Относительно «вонзенной стрелы» всякому понятно, что здесь понимать ее надо в иносказательном смысле. Пусть же не забывает читающий отцов, что тот же иносказательный образ употребляется ими и в том случае, когда они рассказывают целое видение на подобную тему. См.: Древний Патерик. Гл. 5, 4. С. 68. 482 См.: δαιμον/Passow Fr. Handworterbuch des Griechischen Sprache. Bd. 1. Leipzig, 1845. S. 382 483 Об этом загадочном и непонятном для нынешнего позитивного сознания явлении существует целая литература, которой мне нет нужды приводить. Впрочем, этим вопросом интересовались и сами язычники в древности, и между ними знаменитый Апулей, известный и нашей широкой публике по своему роману «Золотой осел» (Metamorphoseon... lib. XI). Роман, безнравственный и по форме, и по идее (проповедует очистительную силу мистерий). Перевод З. М. Соколова (Люций Апулей. Золотой осел. СПб., 1899) старается – насколько возможно, чтобы не попасть под суд за порнографию, – дать приблизительное понятие о подлиннике. Апулей, ушедший по уши во всякую бесовщину и не упускающий нигде во время своих многочисленных путешествий случая погрузиться в тайны мистерий данной местности, понятно, не мог остаться равнодушным и в отношении затронутого мною вопроса. См. его сочинение «De deo Socratis», изд. Eyssenhardt.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010