Примечания 1 С целью сокращения сносок на творения св. отцов иногда приводятся лишь цифры, разделенные двоеточием. Цифры, стоящие перед двоеточием, означают том или часть, а после двоеточия — страницы. 2 а. Из другого канонического послания к Амфиохию. б. Послание к Диодору, еп. Тарскому. г. Послание к Григорию пресвитеру. г. К хорепископам каноническое послание. д. К подчиненным ему епископам. См. Книгу Правил, с. 346–358, а также с. 312–345 и 359–364. 3 На основании того, что в одном из писем (? 59) св. Амвросий говорит о себе как имеющем 53 года от рождения, годом рождения считают 333 или 340, смотря по тому, как понимают упоминающуюся в этом же письме войну Феодосия с претендентами на престол Западной Римской империи — с Максимом ли в 387–388 гг. Или с Евгением в 393–394 гг. 4 Стоящая в скобках цифра (или цифры) указывает страницу творений преподобного Кассиана по книге: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Перевод с латинского. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. РФМ. 1993. — VI — 654 с. Прочие сноски даются внизу под чертой. 5 Преподобный Кассиан именует Германа «святым аввой» и свидетельствует: с ним «у меня с самого начала монашеской жизни, с первых опытов духовного воинствования было нераздельное пребывание как в киновии, так и в пустыне, так что все для означения дружества и одинакового намерения нашего говорили, что в двух телах находятся один ум и одно сердце» (167). 6 Устав преподобного Венедикта. Гл. 73. Цит. по книге: Святитель Феофан (Говоров). Древние иноческие уставы преподобного Пахомия Великого, святого Василия Великого, преподобного Иоанна Кассиана и преподобного Венедикта. М., 1892. С. 653. 7 См.: (Преподобный) Нил Сорский. Предание и Устав со вступительной статьей М. С. Боровковой — Майковой. 1912. XXXIX+91+XXXI с. Впрочем, преподобный Нил, в основном, ссылается на суждения преподобных Исаака Сирина (VII), Иоанна Лествичника (+649) и Григория Синаита (+ ок. 1346). 8 Ср. следующее свидетельство семнадцатого «Собеседования»: «Ибо правильнее будет под таким видом солгать, нежели… высказать суетность вредного тщеславия, если станем говорить истину от своего лица» (486. См. и с.485).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2273...

1 Павел Фивейский, по свидетельству Барония, родился в 230 г. от Р. X., умер в 343 г. на 113 году; Антоний родился в 253 г., умер в 358 г. на 105 году жизни. 2 Romoboth, или Remoboth renuitae, т. е. отвергающие иго подчиненности игумену и правила монашеского общежития, живущие по своей воле, на своем иждивении. 3 Может быть, это говорится о прежнем времени, или в самом деле в тех местах, где проходил авва Пиаммон, не было анахоретов; но во время пребывания св. Василия Великого и Григория Богослова в пустыне анахореты уже были, так как они упоминают о них в своих сочинениях аскетических. 4 Об этом роде монахов св. Венедикт говорит, что есть и четвертый род монахов, который называется странниками. Они всю свою жизнь бродят по разным странам, по три и по четыре дня гостят в кельях разных лиц, всегда шатаются, никогда не постоянны, всегда ищут удовольствий чревоугодия. Они еще хуже сарабаитов. 5 Киновия — греческое слово от κοινς (общий) и βος (жизнь), — значит общежитие по особенному уставу. 6 Латинское слово patientia происходит от patio — страдаю, терплю, и греческое — πομον от πομνω — под чем нахожусь, поддерживаю что, переношу, терплю. 7 То же описывается и у блаженного Иоанна Мосха в «Духовном луге», гл. 206. 8 Этим Кассиан указывает на то, что он с Германом, поступив в Вифлеемскую киновию, едва два года прожили в ней и, недостаточно научившись монастырской жизни, пошли странствовать в чужие страны, чтобы пользоваться большей свободою и жить почти по своему произволу. 9 То есть лучше быть добрым и набожным киновитянином, нежели скверным, нерадивым анахоретом. 10 То есть какой день ныне — среда или пятница. 11 Пустынники приходили каждую субботу в монастырь в церковь, в воскресенье приобщались, и у них в тот день происходили собеседования; отходя в пустыню, каждый пустынник клал себе в корзинку семь хлебцев, каждый день по одному хлебцу ел, по числу хлебцев оставшихся знал, сколько дней прошло, какой ныне день, когда придет суббота и воскресенье. Также у них было назначено, сколько в день сделать работы, например, связать корзинку; по числу корзинок узнавали, сколько дней недели прошло.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3249...

9 Зонара: «Настоящее правило требует, чтобы во время совершения Святой Жертвы все пребывали до конца на молитве и Святом приобщении, ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались». Вальсальмон: «Определение этого правила очень суровое, ибо оно отлучает приходящих в церковь и не остающихся до конца и непричащающихся». 10 Мч. Иустин Философ , «Первая» Апология, поданная на имя императора Антонина, п.67, стр. 99. 11 Прот. Александр Шмеман, Литургия и жизнь, с. 100. 12 Цит. По книге: Архт Илия (Мастрояннопулос), Чаша бессмертия, 1997, с. 11–12. 13 Беседы на Послание к Ефесянам. Беседа 3. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т.11. Кн. 1. СПб., 1905, с. 29–32. 14 Под этим словом древние отцы разумеют Святое причащение. 15 Свт. Игнатий Богоносец . Послание к Ефесянам. Гл. 13. 16 Дидахи(э), или Учение Господа, переданное народам через 12 апостолов, гл. 14. 17 De Sacramentis? Т. 4, 25, цит. По книге: свящ. Александр Калинин. Евхаристия. Спб., Диоптра, с. 45). 18 Св. Василий Великий . Послание 93, к Кесарии, жене патриция, о Приобщении. Творения. Т.6, с. 215. 19 Одобренном Трулльским Собором. 20 Преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Собеседования египетских подвижников. Седьмое собеседование – Аввы Серена о непостоянстве души и о злых духах, гл.30//Писания. Изд. ТСЛ, 1993, с. 300. 21 Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 23 собеседование – Третье Аввы Феоны о желании добра и делании зла, гл.21//Писания. Изд. ТСЛ, 1993, с. 605. 22 42, P.G. 150, 460 B, цит. По книге преп. Никодима.., с. 16. 23 Свт. Симеон, архиеп. Фессалоникийский. О божественной молитве. П. 325. О частом приобщении.//Сочинения. Спб., 1856, с. 519). 24 Душ. Чт. 1896 г., т. 2, стр. 482. 25 Душ. Чт. 1896 г., т. 3, стр. 697. 26 Дух. Вестн. 1896 г., N22, стр. 428. 27 Наставления свт. Феофана Затворника. М.: Паломник, 1998, стр. 148. 28 Св. Иоанн Кронштадский. Мысли о покаянии и причащении. М.: Паломник, 1997, с. 60.

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-postoya...

152 См.: Св. Афанасий Великий . Творения. Ч. 3. Сергиев Посад, 1903. С. 366. Послание к монаху Амуну; «Основы». Отдел III. Гл. 5. § 3; Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. М., 1911. С. 303. 153 Прелюбодейные же громадной епитимии требуют, а не простых молитв. См.: «Основы». Отдел III. Гл. 2. § 5. 156 Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века/Перевод с арабского Г. Муркоса. М., 1897. Выпуск второй. С. 164. 160 Предписания врачей-гигиенистов очень поучительны на этот счет и вполне совпадают с правилами святоотеческими; они не отличаются духовной глубиной, но для новоначальных, также не имеющих ее, и этих предписаний довольно было бы. «Перед сном, – говорит один из врачей, – надо избегать обильной еды, возбуждающих мыслей и занятий, равно как волнения» (Андреевский. Школа здоровья. Практическое руководство к самосохранению здоровья и продлению жизни. М., 1881. С. 201). 166 Там же. Слово 15,54. – См. у Иоанна Кассиана интересный случай, рассказанный на эту тему аввою Феоною, египетским подвижником (Собеседование 22). 167 Все сведения по вопросу об осквернениях изложены у меня очень сжато и в самых существенных чертах. Подробное изложение см. у аввы Херемона, столетнего старца и отшельника самой дальней Фиваидской пустыни египетской, в его собеседовании «О чистоте» (Преп. Иоанн Кассиан . Писания. С. 382–401. Собеседование 12); ср.: там же. О постановлениях киновитян. Кн. 6. Гл. 20–23. 168 До чего доходит здесь дело см.: Motet A. Acadйmie de Medicine. Paris, 1883; Ковалевский П. Душевные болезни. Т. 1. СПб., 1905. С. 124–126. 169 О нашей цивилизации и ее безнравственности (см.: «Основы» Отдел III. Гл. 5. § 3) скоро можно будет уже вполне сказать то, что хроника говорит о чудовищной развращенности жителей Помпеи: «Но среди этих постоянно бросающихся в глаза изобретений безнравственной наготы в различных видах и разной величины (от 2/3 дюйма до 3 футов) на мостовой, на воротах, на стенах, на всех сосудах и утвари из бронзы, глины и красок, среди этих нескончаемых Приап, среди этой поистине ужасной языческой мерзости Содома и Гоморры (все это невольно наводит на богословское объяснение всеобщей истории), среди всех этих ужасов почти можно допустить, что и пора было покрыть всю эту мерзость страшным действием вулкана, чистым покровом христианства! Ведь если (надеюсь, меня не заподозрят в пуританском ханжестве) так было в провинциальном римском городе, то каково же должно было быть в самом Риме или в главных школах разврата, Коринфе и Александрии?!.» – Augsburg. Allgem. Zeitung. 1864. 2. Приложение «О новейших раскопках в Помпее» (см.: Лютардт Хр. Апология христианства. СПб., 1915. С. 841–842. Прим. 10; курсив мой). Ср.: Откр., гл. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

71 «...будто можешь победить демона сам...» И сами демоны вкладывают часто подвизающимся эту мысль, чтобы осквернить их тщеславием и отогнать вследствие этого благодать, и сами подвизающиеся нередко бывают в этом случае на себя наветниками. Я в своей книге не раз обращал внимание на то, что человек крепко и постоянно должен помнить, что он с демонами и со страстями сам справиться не может – побеждает их благодать Божия, а от человека требуется только показать свое желание, ревность и усердие. Остальное все Бог делает. Но кто «ершится» и много думает о себе, никогда ничего не приобретет. И видим, что иному по трудам надо бы чудотворцем давно уже быть, а он в грязной луже страстей барахтается. Смирения нет... 75 О том, что цивилизация проповедует бесстыдство см. в: «Основы» Отдел III. Гл. 5. § 3. Срамное направление... 76 Лествица. Слово 15, 86. Отдельные пункты из этой таблицы можно найти и у других отцов; см.: преп. Исаак Сирин . Слова подвижнические. Слово 21; преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. О постановлениях киновитян. Кн. 6. Гл. 18; св. Ефрем Сирин . Творения. Т. 2. М., 1881. С. 227 и след. Поучение 37. О том, что должно не блуждать туда и сюда глазами, но поникать взором долу, душою же стремиться горе ко Господу; также: Поучение 35, где передается разговор подвижника с диаволом. 78 См. рассуждение о сем св. Иоанна Диолкосского и чудный рассказ его об одном крестьянине-земледельце в собеседовании аввы Нистероя: Преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. Собеседование 14. Гл. 7. Вместо этого места я приведу несколько строк из рассказа св. Григория Двоеслова , знаменитого папы Римского. «Один пресвитер, дожив с супругою, как с сестрою, до глубокой старости, уже умирал. К нему подошла сестра-супруга и дунула на лицо его. Собравшись с силами, старец проговорил ей: «Отойди от меня, жена: огонь еще жив – отодвинь солому " » (блаж Иоанн Мосх . Луг Духовный. Св.-Троицкая Лавра, 1896. С. 134. Гл. 108. Примечания переводчика свящ. М. Хитрова ). Посему не для испытания крепости своих сил принимают подвижники на себя этот подвиг, а по необходимости (когда по послушанию родителям вступали в брак) и за благословение Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Аминь.    Случалось слышать и отвержение существования души! Так умствующие утверждают, что в нас находится непостижимая жизненная сила, еще неразгаданная наукой, подобно как и во всех животных, действующая только во время жизни тела и умирающая вместе с ним, — что мы нисколько не выше прочих животных; что признаем себя высшими их только по гордости нашей. Суждение это принадлежит тем, которые, по пословице, не слышат в себе души! Конечно, по причине преобладающего плотского состояния, причем весь человек делается плотью (Быт. 6:3).    Преподобного Марка Подвижника о Законе Духовном, гл. 32. Добротол., ч. 1.    «Отрекшиеся от мира, хотя и алфавита (азбуки) не знают, но мудрейшими бывают, Божиим просвещаемы светом, паче тех, которые все Писание знают, но ищут в мире сем прославитися. Писание бо Святое дано нам от Бога ради спасения нашего и прославления имени Божия: ради того должно его читать, и поучаться, и внимать. А когда ради прославления нашего читаем и тщимся знать: то оно не только не в пользу, но во вред будет нам». Святый Тихон Воронежский, том 15, письмо 32.    Алфавитный Патерик и достопамятные сказания об Исааке Великом, пресвитере Келлий. Келлиями называлась отдельная пустыня, соседняя к горе Нитрийской.    Алфавитный Патерик, изречения пр. Пимена Великого.    Преподобного Макария Великого, Слово 7, гл. 31.    Его же Слово 4.    Слово б, гл. 13.    Слово 74.    Этот образ обольщения в настоящее время находится в особенной «моде» у бесов, по особенному расположению современных человеков доверять ему.    Vita sanct. Pachomii, cap. XLIX, Patrologiae Tom. LXXIII.    Четьи-Минеи сентября 1 дня.    Св. Исаака Сирского, Слово 1.    Св. Иоанна Дамаскина. Точное изложение Православной Веры, книга 3, гл. 1.    Пр. Кассиана Собеседование 8, гл. 12.    Пр. Исаака Сирского, Слово 36.    Африкою называлась в Римской Империи Карфагенская область. См. Четьи-Минеи, житие св. Мученика Артемия, октября в 20 день.    Четьи-Минеи сентября 22 дня.    Четьи-Минеи октября в 24 день.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

281 Здесь следует заметить, что на всех иконах, изображающих Божество, изображается не сам Бог по существу Своему, а только лишь различные образы, в каких Он по неизреченным Своим судьбам являлся людям, жившим как в Ветхозаветные, так и в Новозаветные времена. Встречаются в Священном Писании и места, где говорится о Боге телесным образом. Но «то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и имеет очень возвышенный смысл, ибо Божество – просто и не имеет формы (безвидно)… Нам, как людям, облеченным этою грубою плотью, невозможно мыслить или говорить о божественных и высоких, и невещественных действиях Божества, если бы мы не воспользовались подобиями и образами, и символами, соответствующими нашей природе… Кратко сказать, все то, что телесным образом сказано о Боге, имеет некоторый сокровенный смысл, посредством того, что бывает с нами, научающий тому, что – выше нас» (преп. Иоанн Дамаскин . Точ. излож. веры. Кн. I. Гл. 11. С. 30, 32. Ср.: св. Дионисий Ареопагит . О небесной иерархии. Гл. 2. С-Пб. 1996. С. 6–15; блаж. Августин. О Троице. Кн. 1. § 2//Богословские труды. Сборник 29. М. 1989. С. 260). 286 Блаж. Августин, еп. Иппонийский. Творения. О книге Бытия, буквально. Кн. 5. Гл. XVI. Репр. изд. М. «Паломник». 1997. С. 24. 320 Согласно с ним говорит и преподобный Иоанн Дамаскин : «Дух понимается многоразличным образом. Ибо этим именем называется и Святый Дух. Называются же духами и силы Духа Святаго. Дух – также и добрый ангел; дух – и демон; дух – и душа; иногда же называется духом и ум; дух – и ветер; дух – и воздух» (Точ. излож. веры. Кн. I. Гл. 13. С. 41). 339 Св. Симеон Новый Богослов , например, пишет: «Чувственный огонь – одного естества с чувственным (горючем веществом), а огонь умный (благодать Св. Духа) не одного естества с умными (душами), ибо Творец не одного естества с тварью» (Творения. Т. 1. Сл. 3. С. 39). 352 Св. Игнатий Брянчанинов . Т. 3. Слово о смерти. С. 215–216. Как видим, это определение о духах тождественно определению преп. Иоанна Дамаскина и прочих Отцов Церкви не только Восточной, но и Западной. Когда в V веке появились на Западе Собеседования преп. Кассиана Римлянина , то некоторые из западных (в частности, Аквитанский епископ Проспер) подвергли критике его тринадцатое собеседование, но против седьмого и восьмого; в которых изложено учение о духах, не было сделано ни малейшего возражения. Только в XVII веке, после принятия мнений Декарта о совершенной невещественности духов, появились порицания (опровержения не сделано, ибо оно невозможно) против учения о духах, изложенного Кассианом. Даже блаж. Августин, которого особенно почитают западные и дают ему первое место между Отцами Церкви, учил, как мы видели выше, что душа должна иметь свою степень вещественности, как творение и создание Бога вполне невещественного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

1505.  …бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15. 10). 1506.  …я пробуждаюсь, я все еще с Тобою (Пс. 138. 18). 1507.  …Который берет на Себя грех мира (Ин. 1. 29). 1508.  Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего (1 Цар. 2. 6–8). 1509.  …ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют (Иов. 5. 18). См. объяснение этих слов Писания святым Иоанном Златоустым (Слово к Феодору падшему), преподобным Кассианом Римлянином (Собеседование 2), святым Иоанном Карпафийским (Слово утешительное. Добротолюбие. Ч. 4). 1510. Ис. 49. 14–17. 1511.  И узнаешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом своим, и не согрешишь. Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время (Иов. 5. 24, 26). 1512.  Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится; ибо с нами Бог! (Ис. 8. 9, 10). (По объяснению св. Иоанна Карпафийского, гл. 29.) 1513. Отдел письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ). Ф. 254. Опубликованы в книге: Свт. Игнатий Брянчанинов. Будущее России в руках Божественного Промысла. М., 1998. 1514.  N. Ikonnikov. Les Mouraviev. Paris, 1959. С. 533. 1515. ОПИ ГИМ. Ф. 254. 1516. Отдел рукописей Вологодского краеведческого музея. Ф. 11. Д. 6. 1517. Том 3 настоящего издания. С. 577. 1518. Например, брат А. Н. Муравьева, Александр Николаевич, писал о нем: «Он слишком рассеян и немало о себе мечтает. Что делать, — кто не был рабом гордости?» (Р. А. 1893. Кн. 2. С. 144). 1519.  Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. С. 374. 1520. Там же. С. 398. 1521. Император Николай I скончался 18 февраля 1855 г. 1522. Кульм (совр. Хлумец) — селение в Чехии, вблизи которого 17–18 (29–30) августа 1813 г. союзные войска, возглавляемые маршалом М. Б. Барклаем де-Толли, разгромили корпус наполеоновской армии под командованием маршала Д. Вандама. Победа под Кульмом явилась поворотным моментом всей кампании 1813 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

316.  Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам… и Отец Мой возлюбит его; и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14. 21, 23). 317. Пс. 21. 23. 318. … Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11. 29). 319. … направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим (Пс. 24. 9). 320.  Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы (Пс. 23. 7). 321. 1 Кор. 2. 14. 322.  …беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо [Его] от вас (Ис. 59. 2). 323. Изречение преподобного Пимена Великого. Алфавитный патерик. 324. Ин. 14. 23. 325. …и хлеб, который укрепляет сердце человека (Пс. 103. 15). 326. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 401. Преподобный Кассиан. Собеседование 9, гл. 21. 327.  …хлеб, сшедший с небес, хлеб жизни (Ин. 6. 58, 48). 328.  Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6. 51, 56). 329.  …какие странные слова! кто может это слушать? …Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним (Ин. 6. 60, 66). 330.  …дух и жизнь (Ин. 6. 63). 331.  …истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6. 53). 332.  …кость от костей… плоть от плоти (Быт. 2. 23). 333. …о, если бы мы от мяс его не насытились (Иов. 31. 31). 334. Нравоучение 46 в беседах на евангелиста Иоанна. 335. Святой Исаак Сирский. Слово 68. 336. «Точное изложение Православной Веры» святого Иоанна Дамаскина. Книга 4, гл. 13. 337. Заимствовано из «Точного изложения Православной Веры». Книга 4, гл. 13. 338.  Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3. 6). 339. Ин. 1. 12, 13. 340. Мф. 19. 28; Тит. 3. 5. 341. Точное изложение Православной Веры. Книга 4, гл. 13. 342.  …ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6. 56, 57).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Там же [lin. 35] – 276 500 Беседы на псалмы. CPGS 4413. TLG 2062/143. Рус. пер.: т. 5, кн. 1–2, СПб., 1899 ( р М., 1995). XLIV, 2 [PG 55, 185–186] – 231 272 Там же [PG 55, 186: 13] – 198 140 XLIV, 2–3 [PG 55, 185: 27–28; 185: 55 – 186: 2, 4–8, 13–14, 47– 50] – 278 514 XLIV, 3 [PG 55, 186: 14–17, 26– 34] – 278 517 Беседы о Давиде и Сауле. CPG 4412. TLG 2062/115. Рус. пер.: т. 4, кн. 2. СПб., 1898 (рМ., 1993). С. 831–870. II, 1 [PG 54, 687] – 140 6 К Стелехию и о сокрушении. CPGS 4309. TLG 2062/5. Рус. пер.: т. 1, кн. 1, СПб., 1898 (рМ., 1991), с. 131–164. II, 2 [PG 47, 413: 50–55] – 276 502 О непостижимости Бога (Против аномеев). CPGS 4318. TLG 2062/12. Рус. пер.: т. 1, кн. 2, СПб., 1898 ( р М., 1991), с. 493–615. I, 4 [SC 28, p. 116: 192–198 Malingrey; PG 48, 705: 10–17] – 245 339 Неустановленная цитата – 466 38 Пс.- Иоанн Златоуст Беседа на Преображение. CPG 4724. См.: Леонтий Константинопольский. Иоанн Каминиат На взятие Фессалоники. TLG 3015/1. Рус. пер. С. В. Поляковой и И. В. Феленковской, предисл. и коммент. Р. А. Наследовой в кн.: Две византийские хроники. М., 1959. С. 143–158 (предисл.), 159– 210 (пер.), 242–249 (ст.). XI, 4 [p. 12: 34 Bohlig; PG 109, 541 A] – 18 35 Иоанн Кассиан , прп. Собеседования. CPL 512. ИАБ IV, 1134–1136, 1138. Рус. пер. еп. Петра [Екатериновского] цит. по изд.: Писания прп. отца Иоанна Кассиана . 2 М., 1892 ( р СТСЛ, 1993). С. 165–633. I, 18 [PL 49, 507 B; CSEL 13, p. 27 Petsch enig; SC 42, p. 99 Pich ery] – 157 107 Иоанн Мосх, блж. Луг духовный. CPGS 7376. Слав. версия (ИАБ IV, 1486): Синайский патерик/Изд. подгот. В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина. М., 1967. Рус. пер. (ненадежный): Иоанн Мосх блаженный. Луг духовный/Пер. с греч. с подроб. объяснит. примеч. свящ. М. И. Хитрова. [СП,] 1896 (переизд.: М., 2002). Др. рус. пер. указаны в: ИАБ IV, 1492–1493. 36 [PG 87/3, 2885 C; Гл. 44, с. 81 Голышенко-Дубровина] – 72 1 44 [PG 87/3, 2899 A; Гл. 55, с. 96 Голышенко-Дубровина] – 72 1 Иоанн Синаит (Лествичник), прп. Лествица. CPGS 7852. Рус. пер. о. Агапита Введенского: 7СП, 1908 (р1991 и др., много переизд.). См. также: ИАБ IV, 1754–1759. Деление глав на параграфы по рус. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010