– 213 Об этих двух мнениях см у И. Якимова , стр. 553 и дал. Сам И. Якимов держится того же мнения. Ср. его статью в Христ. Чт. за 1884 г., ч. 1, стр. 500, – под заглавием: «Ветхозаветные священные книги и вавилоно-ассирийские памятники клинообразного письма». 214 Негельсбах (см. 379 и 381 стр.) при этом не вполне соглашается с Деличем, который (в 1-м издании) сам текст книги пророчеств Исаии 36–39 признает за первоначальный, а текст 4 кн. Царств 18–20 гл. за заимствованный из книги пророчеств Исаии. Писатель 2-ой книги Паралипоменон в 32:32 говорит: «прочие деяния Езекии и добродетели его описаны ( ), т. е. в видении Исаии, сына Амосова, пророка в книге царей иудейских и израильских». Здесь Делич видит указание на то, что историческое повествование об Езекии в 4Цар.18–20 гл. заимствовано из книги пророчеств Исаии, которая имела надписание: «видение», – или на то, что означенное повествование Исаии об Езекии вместе с «видением» перешло в книгу царей иудейских и израильских (как это сделано с записями пророка Ииуя о царствовании Иоасафата – 2Пар.20:34 ) Негельсбах соглашается с этим, но, по его мнению, из 2Пар.32:32 не следует выводить заключения, будто текст в 4Цар.18–19 гл. заимствован из 36–39 гл. Исаии в их теперешнем виде, (а не в первоначальной записи самого пр. Исаии). Из 2Пар.32:32 следует только, что, когда хронист писал, тогда книга пророчеств Исаии и книга Царств уже существовали, и что хронист принимал текст книги Царств за заимствованный из книги пророчеств Исаии, – принимал же потому, что вообще считал книгу Исаии первоначальною, непосредственно самого пр. Исаию – писателем 36–39 глав его книги пророчеств. Но мнение хрониста ничего не говорит против того явления, что в действительности текст 4 кн. Царств 18–20 гл. есть первоначальный и чище, чем в Ис.36–39 гл. – 215 Предположение о том, что (в анналах или) в (исторической) книге Царств была допущена такая ошибка относительно распорядка событий, какая допущена в 4Цар.18–20 гл., что писатель книги Царств удержал не хронологический распорядок событий, бывший в первоначальном источнике, – очень невероятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Третья часть молитвы IX гл., – ст. 4, 5, 9, 13, 19 имеет несомненное соответствие в кн. Ездры – Неемии, Паралипоменон, но ближайшее ознакомление с составом данных стихов не позволяет считать и их заимствованными у авторов хроник. И прежде всего, 4 ст. IX гл. характерно отличается от Неем.1:5 отсутствием выражения «Боже небес». Оно свидетельствует, что сознанию Неемии предносилась молитва Соломона при освящении храма, «нет подобного Тебе Бога на небесах» ( 3Цар. 8:23 ), за что ручается и другая выдержка из нее: «да будут очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего» ( Неем. 1:6 ; ср. 3Цар. 8:29 ). В противоположность этому 4 ст. IX гл. Даниила повторяет без всяких добавлений 21 и 9 ст. 7 гл. Второзакония. Независимость Даниила от Неемии подтверждается между прочим и свидетельством Талмуда. «Во Второзаконии 10:17, говорит он, читается: Бог великий, сильный и страшный. У Иеремии отсутствует третий эпитет – «страшный» ( Иер. 32:18 ); у Даниила – второй – «сильный» ( Дан. 9:4 ), но явились мужи великой Синагоги и ввели в употребление снова три эпитета» (см. Неем. 9:32 ). 5 ст. IX гл. Даниила: «согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво», а равно и 19: «Господи! прости» имеют одинаково точные параллели и в 3Цар. 8:47; 8:34 , и во 2 Парал. 6:37; 6:25. Но зависимость молитвы IX гл. от кн. Царств не подлежит сомнению: ее 18 ст. представляет бесспорное воспроизведение 4Цар. 19:16 . Ввиду этого естественнее думать, что и в двух рассматриваемых стихах – 5 и 19 – она повторяет не 2 кн. Паралипоменон, а 3 Царств. В параллель словам 5 ст. IX: «вэсôр мимицвотейка умиммишпатейка» – «отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих», Байер ставит выражение Н. 1:7 «вэло шамарну ет гаммицвôт вэет гахукким вэет гаммишфатим» – «и не сохранили заповедей и уставов и постановлений». Но Неемия не знает, как видно, глагола «вэсôр»; в параллель выражению Даниила «вэсôр мимицвотейка» можно привести лишь «сур мин гаммицва» Вт. 17:20. Девятый ст. IX гл. Даниила «Ладонай елогейну гарахамим вэгасселихот» совпадает со своим предполагаемым оригиналом – 17 ст. 9 гл. Неемии: «вэатта сэлихот ханнун вэрахум ерек аппаим вэраб хесед» – «Ты Бог , любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый», в одном лишь выражении «сэлихôт». Но за исключением этого последнего, 17 ст. 9 гл. Неемии является точным повторением 6 ст. 34 гл. кн. Исход. «Сэлихôт» – вставка в чужую речь и, судя по отсутствию данного выражения в лексиконе Неемии и компилятивному характеру стиха, не оригинальная, а заимствованная. Она могла быть взята из Дah. IX:9 ; «сэлихôт» повторено Неемиею, а «рахамим» опущено, так как в дополняемом им 6 ст. 34 гл. Исхода имеется уже слово «рахм». Если появление «сэлихôт» в Неем. 9:17 понятно, то при допущении зависимости от него Дан. 9:9 остается необъяснимым, почему из пяти эпитетов первого последний удерживает только два и притом «рахум» изменяет в «рахамим».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Царств. Историческое повествование в Ис.36–39 носит характер пророческой историографии, а не анпальной (т. е. историографии «летописей» иудейских и израильских; см. у Делича введение к кн. Исаии). Следовательно, ее написал какой-нибудь пророк, который притом, по всем признакам, был современником описываемых событий. – Но даже признавая исторический отдел книги вставленным в нее после, нельзя, как сказано, отрицать того, что он написан первоначально никем другим, как Исаией, и текст теперешней книги нельзя считать более поздним, чем текст книги Царств 18–20 гл. Нет даже оснований думать, что вставил его кто-либо другой, а не сам пророк Исаия. Если текст теперешней книги пр. Исаии действительно носит следы сокращения полного текста, то последний, как и сокращенный, принадлежал пророку же, а не писателю, напр., книги Царств. Некоторое указание на этот текст, более полный и принадлежавший именно пророку Исаии, можно находить в 2Пар.32:32 , где говорится, что «прочие деяния Езекии и добродетели его описаны в видении Исаии, сына Амосова, пророка» 199 . Если бы здесь под «видением Исаии» разумелись только 36–39 главы книги пророчеств Исаии, то не осталось бы никаких порассказанных писателем Паралипоменон «прочих» деяний Езекии, которые были бы описаны в книге пророчеств. Правда, история Исаии о царствовании Езекии до нас не дошла, но в этом обстоятельстве нет ничего удивительного: не дошли и записи других пророков, служившие источником для составления книги Царств. (См. 1Пар.29:29 ; 2Пар.9:29 ; 2Пар.12:15 ; 2Пар.13:22 ; 2Пар.20:34 ). Писатель книги Паралипоменон, пользуясь главным образом книгами Царств, мог не упомянуть о полной истории пр. Исаии и указать лишь на «видение» Исаии» (понимаемое, как книга пророчеств Исаии, ср. Ис.1:1 ), потому что «видение Исаии» было всем хорошо известно и также содержало историческое повествование. Но можно думать также, что под «видением Исаии», сына Амосова, писатель книги Паралипоменон разумел именно полную историю, а не книгу пророчеств Исаии, так как та и другая были сходны и принадлежали «пророку».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Книга Иова – одно из самых ранних и самых поздних произведений ветхозаветной канонической письменности, таковы два крайних мнения о времени ее происхождения. Но что касается первого, то оно допускает невозможный и невероятный факт появления в начале письменности такого произведения, которое по содержанию является верхом религиозной рефлексии, а по форме – одним из величайших поэтических произведений всего мира, – совершеннейшей по плану и величественной по выполнению поэмой. Периоду законодательства не свойственны отвлеченные теоретические рассуждения, тем более те, с которыми встречаемся в кн. Иова. В частности, творения Моисея проникнуты верою в Божественное Правосудие и строгое соответствие благочестия земному благополучию, а книга Иова не только выражает сомнение в этом, но и доходит до прямого отрицания правды в деле божественного мироправления (см. гл. Иов 9 ; Иов 10 ; Иов 12 ). По учению Моисея, счастье праведника, награда за благочестие заключается в пользовании земными благами ( Втор 28.1 ). Иов же как не радовался многому богатству своему и приобретению руки своей ( Иов 31.25 ), так точно не впал в уныние, лишившись их ( Иов 1.21 ). Для него, благочестивого человека, земные блага не составляют высшей награды; таковою служит сам Бог ( Иов 22.25 ), высшим благом – сознание преданности Ему ( Иов 6.10 ). Одним словом, в деле развития религиозного и нравственного сознания кн. Иова представляет по сравнению с Пятикнижием несомненный шаг вперед. Появление их в один век – дело невозможное. Не может быть допущено и второе мнение. За допленное происхождение книги Иова говорят вышеприведенные слова пророка Иезекииля. Повторяя 20–22 ст. V гл. кн. Иова, они предполагают ее существование. Что касается отмечаемых экзегетами признаков ее послепленного происхождения (учение о сатане и ангелах-хранителях), то они не имеют подобного значения. Учение о добрых духах, в частности об ангелах-хранителях, встречается уже в кн. Бытия ( Быт 28:12–22 ; Быт 32.1–2 ; Быт 48.16 ) и раскрыто в Пс 90.1 , а кн. Царств говорят о злом, лживом духе ( 1Цар 16:14–15, 23 ; 3Цар 22.19–23 ). Ввиду этого нет достаточных оснований считать такое же точно учение кн. Иова заимствованным от персов в послепленный период.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

346 В роде " сынов Кореевых«, т.е. потомков некогда возмутившегося и погибшего Корея, внука Каафова ( Чucлa XVI ) из колена Левиина, появляются одаренные высшими способностями люди, призываемые Давидом к служению Богу, и в потомства которых унаследованы по-видимому таланты и песнопения отцов. Это весьма замечательное указание, ибо по-видимому ( 1Nap. VI, 22–27 ) и Самуил был потомок Корея. Если Господь за неверие именно (ср. прим в Свящ. Летоп. т. II, на Исход XX, 5–6) наказывает род до третьего поколения, то милость Его простирается до тысячи родов на любящих Его и конечно также на тех, кои не пошли по стопам неверующих отцов. 347 Ефама (или Ефана) и Емана внука Самуила мы встречаем в числе ле­витов певцов в 1Пар. VT, 33 и 34. Езрахитянами они вероятно названы по имени какой-либо местности, где было их место жительства. 348 Псалмы 107, 108, 109,121 (песнь восхождения), 123 (п. восх.), 130(п. восх.), 132 (п. восх.), 136, 137, 138, 140, 141, 142, 143, 144. Кроме того именем Давида озаглавлен псалом без числа (151 по счету), которого нет в еврейском. О песнях восхождения см. ниже. 351 Из 150 псалмов по надписанию еврейскому только 73 принадлежат Давиду, из других псалмов может быть один или два принадлежат Соломону. 12 сынам Кореевым (в числе их один Емана); 12 Асафу; один Ефаму и один Моисею. 35 (или 37) псалмов не надписаны никаким именем. 352 Вопрос о греческой библии времен Птоломеев есть вопрос первостепенной важности. Надо помнить, что это драгоценный документа, н это вопрос открытый еще – чтение ли еврейское, или чтение греческое надо предпочесть во многих неясных местах ветхозаветных книг. Напоминаем, что все евангельские цитаты, как и цитаты Апостолов, берутся из Александрийской библии LXX. 353 Напр. пророчество Иакова в Быт. 49 ; песнь Моисея в 15 гл. Исхода и в Второз, в 32 гл.; песнь Деворы в 5-й гл. Судей; молитва Аввы во 2–1 гл. первой квиги Царств; псалом Давида в 22-й гл. второй кн. Царств; последние слова его в 23-й главе той же книги, молитва Езекии в 20-й гл. четвертой книги Царств (и у Исаии гл. 38) и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Признавая же отдел 36–39 гл. книги Исаии вставочным, некоторые ученые (Делич, Дильман, Геферник, Негельсбах...) приписывают Исаии лишь первоначальную запись исторических событий отдела; в том же виде, какой отдел имеет в книге Исаии теперь, он принадлежит жившему немного позднее Исаии, как думает Геферник (Кейль – иначе), редактору. Другие ученые говорят, что пророку принадлежит лишь пророчество в 37:21–35 или еще пророчества в 37:6, 7; 36:5–8; 39:6–7: и что историческое повествование есть позднейшее прибавление к книге пр. Исаии, подобное 52-ой главе в книге пр. Иеремии. Однако приведенные выше основания для подобных суждений нельзя назвать решительными. 35-ая глава имеет законченный характер: написав ее, пророк мог (как и после 6-ой главы) остановиться и приступить к историческому повествованию. Если же после написания исторической части 36–39 гл., у пророка явились те же образы будущего, как и при писании главы 35-ой, которая подобно 40-ой гл. и дал., имеет характер пророческого «видения» (а не исторического повествования), то в этом нет ничего странного; сходство 35-ой и 40-ой глав нисколько еще не говорит в пользу мнения, что исторический отдел (36–39 глл.) вставлен между 35 и 40-ой гл. после; притом в 40-ой главе и след. встречаются образы, сходные не только с 35-ой главой и предшествующими пророчествами, но и с историческою частью. Неупорядоченное же хронологически и даже систематически расположение материала 36–39 гл. 196 могло зависеть не от намеренного выбора предметов из готового уже повествования, а от живости воспоминаний о тех событиях, которых сам пророк был непосредственным участником; следуя живому течению воспоминаний, пророк руководился при выборе и расположении предметов повествования лишь общею мыслью своих пророчеств (см. об этом выше на стр. 159–161), а не намерением сообщить книге, как можно более упорядоченный вид и планосообразность. 197 Затем нельзя заключать о первоначальности текста книги Царств на том только основании, что в тексте книги Исаии есть намеренные сокращения какого-то другого текста: сокращения указанного рода (опущения излишних исторических подробностей или лишних слов), – если их и естественнее, по-видимому, допустить, чем видеть в книге Царств прибавления к тексту книги пророчеств Исаии, – не решают еще вопроса о первоначальности текста вполне определенно и в пользу первоначальности 198 текста кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

55 ...а он был построен на седьмом году царствования Соломона... как об этом сви детельствуют книги Царств .— См.: Библия. Четыре книги Царств. В 3 кн. Царств (6, 1) сказано, что Соломон начал строить храм в четвертый год своего царствования. а закончил на одиннадцатом году, а не на седьмой, как у Григория. 56 Ровоам — сын библейского царя Соломона. (См.; 3 Цар„ 12). 57 ...пророк Даниил, уцелевший среди голодных львов, и три отрока, которые уцелели в огне, покрытые росой .— Согласно Библии, пророк Даниил за то, что он молился своему богу. находясь в плену у вавилонян, был брошен в львиный ров, но остался живым, ибо ангел господень заградил пасть львам. Также были спасены и три отрока — Седрах, Мисах и Авденах, брошенные по приказу царя Навуходоносора в раскаленную печь за то, что они отказались поклоняться золотому истукану. (См.: Дан.:6, 1—22; 3, 14—93). 58 ...эти 14 поколений насчитывают 390 лет . — Как замечает Р. Бухнер (Т. 1. С. 25. Прим. 1), цифра 390 не точна ни здесь, ни в конце четвертой книги (Гл. 51). 59 ... " истинно свободны будете».- Ин.:8. 36. 60 ... " напрасно трудятся строящие его».- Пс.:126, 1. 61 ...мы расскажем об остальных царствах. . — Этот рассказ заимствован из «Хроники» Евсевия — Иеронима. Упоминаемые Григорием имена н время часто не соответствуют сведениям Иеронима. 62 ...у египтян же было шестнадцатое правление, которое они на своем языке называли династией «Династия» — слово греческое, а не египетское. 63 ...седьмым царем был Троп.. .— Написание Троп-неправильное, надо Триоп; у Евсевия — Иеронима: Триоп (Triopas. Col 213). 64 ...царь Агатад...- Также неправильное написание, надо Аскатад; у Евсевия — Иеронима; Аскатад (Ascatades. Col. 140). 65 ...царь Сильви й, по счет у пятый.. .— Пятым царем у римлян был Тарквиний Древний. 66 После этих царей первым императором был Юлий Цезарь...- Григорий строит свой рассказ нелогично, минуя последнего римского царя и период республики. Так же ведет рассказ и Иероним (Chron. 1. Cap. 42—49). 67 ...На девятнадцатом году царствования Октавиана Августа... был основан в Г аллии Лион ...— Ошибка, так как Лион был основан уже в 43 г. до н. э. Эта ошибка восходит к Евсевию — Иерониму (Col. 525—526).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Иез.16:40; 23:47 и кн. Иер.29:22 , у халдеев, между тем как у мидо-персов было ввержение в львиный ров ( Дан.6:7, 13–16 ), д) в сказании об одеянии друзей данииловых ( Дан.3:21 см. Герод. 1:195) и о присутствии жён при вечери царя Валтасара (5 гл. ср. Ксеноф. Cyrop, V, 2, 28 и Curmius V, 1:38), е) наконец, в известиях книги о жрецах и мудрецах халдейских (гл. 2, 5, 7 ср. Мüптег, Religion der Babyl. u. Stuhr, Die heidn. Religions system, des Alt Orients, s. 416) равно как о государственном строе управления и государственных должностных чинах царств Халдейского и Мидо-Персидского (гл. 3 и 6 Генгст. Beiträge1, s. 346 и д. см. Comm. Keil, s. 37). Основания против подлинности книги, заимствуемые из чудес её Преобладание чудесного элемента во всем содержании книги и колоссальная, величественная форма некоторых отдельных чудес её подают повод противникам подлинности книги к укоризне автора в невероятности повествуемого, в некоторой как бы жадности до чудес и в бесцельной расточительности их. Но эта укоризна, коренящаяся в том ложном предположении, что чудес, как явлений сверхъестественных, указывающих на непосредственное воздействие Божьего всемогущества и будто бы нарушающих собой законы природы в истории царства Божия не существует, не может быть признана правильной, потому что преобладание чудесного элемента весьма естественно должно существовать в книге, которая, подобно другим священным книгам, имеет своей задачей повествовать не об обыденных вещах, а именно об особенных проявлениях Божией благости твёрдым и непоколебимым исповедникам веры в Бога Израилева, и Божия всемогущества пред гордой, превозносящейся силой языческих владык (Lehrb Keil, s. 405). Точно также ничего неестественного, свидетельствующего как бы о вымысле, не представляет и величественная форма таких чудесных событий, каковы, например, спасение трёх отроков из огня (гл. 3), явление таинственных письмен на стене (гл. 5) и спасение Даниила во рве львином (гл. 6). Если мы обратим внимание на предшествовавшие плену вавилонскому главные эпохи в истории домостроительства Божия спасения; то увидим в них чудеса, проявлявшиеся и в большем ещё изобилии и в более колоссальной, величественной форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

3 Источником сведений об этом храме служат книги Священного Писания: 3 книга Царств, главы 6–7; 2 Паралипоменон, главы 2–4. Дополнением сюда могут служить 40–43 гл. книги прор. Иезекииля, где под формой видения скрывается косвенное указание на храм Соломона. Некоторые замечания у прор. Иеремии в 52 гл. и в 25 гл. 4-й книги Царств. 6 Название катакомба производят то от греч. слова: κατ – под и κμβη – яма, сосуд, то от латинского «cumbo» – лежу или «ситва» – лодка 12 Киворий (от слова κιβ ριον cibotium – чашечка растения, чаша) ставился иногда на пол алтарный, а иногда на углы престола. Вершины столбов украшались чашами, а вершина кивория в виде шатра – цветами. Когда еще не было высоких иконостасов, тогда между столбами привешивались завесы с 4 сторон на прутьях и заменяли нашу завесу за св. вратами. (См. кн. «Минуты пастырского досуга», Гермогена, еп. Ладожского). 18 Слово солея одни называют еврейским, что значит – холмик, насыпь, возвышение, а другие – латинским, что значит – престолы. 19 Клирос – от слова клир; это слово греческое, по-русски значит: жребий, часть, доля. В еврейской церкви для служения Богу было избрано и отделено особенное племя Левиино, которое и составляло жребий, или часть Божию. В христианской Церкви для служения Богу тоже избираются особенные лица, которые и составляют жребий, или часть Божию: это епископы, пресвитеры и диаконы. К ним принадлежат певцы и чтецы, которые у нас называются или псаломщиками, или причетниками. Все эти лица вместе и составляют так называемый клир. У нас на клиросах большей частью стоят низшие члены клира, т.е. псаломщики и причетники; а с ними вместе могут стоять и певцы, так как они помогают им в отправлении возложенных на них обязанностей. 22 Нужно вам заметить, что в древней Церкви кающиеся разделялись на 4 класса: 1) плачущие: они стояли на паперти и с плачем просили входивших в храм молиться за них Богу, 2) слушающие: они стояли в притворе и слушали Литургию до возгласа диакона: елицы оглашеннии, изыдите; 3) коленопреклоненные: они стояли на коленях у дверей в самом храме; 4) стоящие с верными: они молились в храме же в продолжение всей Литургии, только не могли причащаться Св. Таин. Из оглашенных в самом храме стояли более приготовленные к Крещению, так называемые просвещаемые.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

961 (Ст. 22–24). Тук, как мы видели уже в 17 стихе главы III (ср. 5 пр. этой главы), безусловно был запрещен в пищу. Но он мог идти на всякое другое употребление, не считаясь не чистым, и, напротив, приносимый при всех жертвах на алтарь всесожжений, он как бы исключительно был при жертвоприношениях посвящен Богу. Но это не исключало его из материалов, могущих приносить пользу человеку при многих ремесленных производствах. 962 (Ст. 25–27). О причинах запрещения есть кровь смотри 5 пр. гл. III и главу XVII, 10–15. О выражении «истребится и пр.» см. выше 6-е пр. этой главы. Мы заметим здесь еще выражение стиха 25: «кто будет есть тук скота, который приносится в жертву Господу , истребится и пр.» Мы знаем, что приносились в жертву Господу только волы, овцы, козы (и голуби); могли же употребляться в пищу серна, олень ( Bmop. XV, 22 ) и буйвол и лань и некоторые другие животные, не совершенно известные (см. Bmop. XIV, 4–5 ). Самуил Кларк думает, что тук всех животных, не приносимых в жертву, но дозволенных в пищу, не подлежал запрещению, т. е. его можно было есть; но Отто Герлах другого мнения. 963 (Ст. 27–30). При мирной жертве, приносящий ее сам приводил ее в скинию (III , 1 и сравни I, 3), возлагал на нее руки и сам закалывал ее (III , 2); а по стиху 30 настоящей главы вероятно сам разнимал ее на части и был обязан своими руками представить Господу (кроме тука) грудь, которая возносилась руками несколько раз пред Господом (ср. пр. 10, гл. XXIX Исхода). Представление назначенной части самим жертвователем имело, кроме символического Богослужебного значения, другое, нравственное, указание на которое мы встречаем в главе II, I кн. Царств (ст. 12–17), где описаны действия сыновей первосвященника Илии, которые насильно брали у приносящих те части, которые им нравились, и где они названы «людьми негодными». 964 (Ст. 31–32). Кроме груди потрясения, священнику еще отдавалось, из мирных жертв, правое плечо " возношения« (см. пр. 10, гл. XXIX Исх.). Некоторые из комментаторов полагали, что под этим надо разуметь заднюю ногу, как лучшую часть. Но большая часть лучших авторитетов полагает, что надо буквально разуметь правое плечо, тем более что во многих странах Азии и до сих пор передняя лопатка ценится по вкусу выше задней четверти.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010