Священные книги того и другого состава еще разделяются по своему содержанию на, четыре отдела: а) на книги законоположительные, б) исторические, в) учительные и г) пророческие. Примеч. – Исчисление книг по отделам как Ветхого, так и Нового Завета см. в «Простр. Христ. Катехизис», в отделе «о Свящ. Писании в особенности». Наконец книги Ветхого Завета кроме того разделяются по своему достоинству на канонические и неканонические. Каноническими (от греч. κανν – правило, руководство, см. Галκ.6:16; Фил.3:16 ) книгами называются те, которые по своему божественному достоинству могут и должны служить для верующих неизменным правилом их веры и благочестивой деятельности, за каковые, как за боговдохновенные, они и признаны Вселенскою Церковью . 2 Неканоническими же книгами Ветхого Завета называются те которые хотя вошли в состав, или общий сборник священных книг, но Церковью не признаны за боговдохновеные, а посему и не могут быть божественным, всегда обязательным правилом или руководством веры и благочестивой деятельности. Счет канонических книг Ветхого Завета различен ныне у Евреев и у христиан. Талмуд считает 24-ре книги, по числу букв греческого алфавита, а христианская Церковь , по примеру древне-иудейской, считает 22 книги, по числу букв еврейского алфавита, соединяя при этом некоторые книги и по нескольку в одну книгу, именно: 1) Бытия, 2) Исхода, 3) Левит, 4) книга Числ, 5) Второзаконие, 6) книга, Иисуса Навина, 7) книга Судей и Руфь, 8) первая и вторая книги Царств, 9) третья и четвертая – Царств. 10) книги Паралипоменон, 11) книга первая Ездры и книга Неемии,. 12) Есфирь, 13) книга Иова, 14) Псалтирь, 15) книга Притчей, 16) Екклесиаст, 17) Песнь Песней. 18) книга пр. Исаии, 19) книга пр. Иеремии и ее добавление – Плачь, 20) книга пр. Иезекииля. 21) книга пр. Даниила и 22) книга двенадцати пророков. По заглавиям же всех канонических книг Ветхого Завета 39 3 . Кроме того, в составе нашей славянской Библии находятся 9 отдельных книг неканонических: книга Товита, Иудифь, книга Премудрости Соломоновой, Премудрости Иисуса сына Сирахова. вторая и третья книги Ездры, первая, вторая и третья книги Маккавейские, и в канонических книгах находятся места и целые книги неканонические: 1) во второй кн. Пар. после главы XXXVI-oй «Молитва Манассии», 2) в книге Есфирь отделы, необозначенные стихами, 3) в кн. пр. Даниила гл. III, 24–91, XIII и XIV, 4) в кн. пр. Иеремии «Послание Иеремиино» и кн. пр. Варуха, 5) в книге Иова добавление в конце последней главы и 6) в Псалтири по CLI. Книг Нового Завета 27; все они канонические.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

И сотвориши два херувима злата изваянна, и возложиши я от обоих страт очистилища. Да сотворятся херувимы, един от страны сея, и другий от страны другия очистилища: и сотвориши два херувима на обоих странах: да будут херувими распростирающе крила верху, соосеняюще крилами своими пад очистилищем, и лица их ко друг другу, на очистилише будут лица херувимска. И да возложиши очистилише на кивот верху, и в кивот да вложиши свидения, яже дам тебе. И познан буду тебе оттуду, и возглаголю тебе с верху очистилища между двема херувимы, иже суть падь кивотом свидения... На основании этих слов должно полагать, что «подножие ног Господа Бога» есть в буквальном смысле кровля ковчега завета или очистилише. Это вполне подтверждается словами псалма 98, где Господь именуется «седящим на Херувимах»: седяй на Херувимах (ст. 1). По общему мнению толковников, речь здесь идет не о небесных Херувимах, но о тех, которые соделаны были из злата и поставлены были верху кивота завета; отсюда понятен и смысл 5 стиха того же псалма, где сказано: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть: подножие ногу Господню есть, следовательно, таже кровля кивота завета, о которой говорится и в книге Паралипоменон. Из всего сказанного открывается, что и пророк Исаия в 13 ст. 60 гл. разумеет именно туже кровлю кивота, когда говорит: место ног Моих прославлю; а поскольку кивот хранился в Иерусалимском храме, то выражение: прославити место святое Мог относится к сему храму. Вот первоначальный и ближайший смысл пророческих слов. При этом упоминание о кедре, кипарисе и певге имеет прямое отношение к храму, который, как известно из III кн. Царств гл. 5, ст. 6. 8; гл. 6, ст. 15. 18. 20. 23. 32. 34. 36; гл. 7, ст. 2–3. 7. 11–12, не только извне, но и внутри имел стены и многие принадлежности кедровые, кипарисовые и певговые. Но так как иерусалимский храм, по учению многих свв. отцов, служил прообразованием новозаветной Церкви Христовой (см. у блаж. Иеронима, в беседе 15 на Ев. от Луки, также в его толковании на 13 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

25. КОГДА НАПИСАНЫ СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ? Священные книги написаны в разные времена. Одни до рождения Христа, а другие — после. 26. КАК РАЗДЕЛЯЮТСЯ СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ? Эти два раздела Священных книг имеют особые названия. Те Священные книги, которые написаны до рождения Христа, называются книгами Ветхого Завета; а те, которые написаны после рождения Христа, называются книгами Нового Завета. 27. ЧТО ТАКОЕ ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТ? Ветхий и Новый Завет — это древний и новый союз Бога с человеком. 28. В ЧЕМ СОСТОЯЛ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ? Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию. 29. КАК БОГ ГОТОВИЛ ЛЮДЕЙ К ПРИНЯТИЮ СПАСИТЕЛЯ? Бог готовил людей к принятию Спасителя через постепенные откровения, через пророчества и прообразования (прообразы). 30. В ЧЕМ СОСТОИТ НОВЫЙ ЗАВЕТ? Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, единородного Сына Своего Иисуса Христа. 31. ИЗ СКОЛЬКИХ КНИГ СОСТОИТ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И КАКОВЫ НАЗВАНИЯ ЭТИХ КНИГ? Святой Кирилл Иерусалимский, святой Афанасий Великий и святой Иоанн Дамаскин принимают число Священных книг Ветхого Завета — двадцать две , в соответствии с тем, как их считают евреи (по числу букв древнееврейского алфавита — ред.) (см. Афанасия, послание 39, праздничное; Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 4, гл. 17). 32. СЧИСЛЕНИЕ (СЧЕТ) ЕВРЕЕВ достойно внимания потому, что, как говорит апостол Павел: «Им вверено слово Божие» (Рим. 3:2), и новозаветная христианская Церковь приняла ветхозаветные Священные книги от ветхозаветной Церкви еврейской.   33. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ КНИГИ святой Кирилл и святой Афанасий исчисляют следующим образом: 1. Книга Бытия. 2. Исход. 3. Левит. 4. Числа. 5. Второзаконие. 6. Книга Иисуса Навина. 7. Книга Судей и вместе с ней, как бы её прибавление, книга Руфи. 8. Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9. Третья и четвертая книги Царств. 10. Первая и вторая книги Паралипоменон. 11. Книга Ездры первая и вторая его же. 12. Есфирь. 13. Книга Иова. 14. Псалтирь. 15. Притчи Соломона. 16. Екклесиаст, его же. 17. Песнь песней, его же. 18. Книга пророка Исаии. 19. Книга пророка Иеремии. 20. Книга пророка Иезекииля. 21. Книга пророка Даниила. 22. Книги двенадцати пророков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

27. ЧТО ТАКОЕ ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТ? Ветхий и Новый Завет — это древний и новый союз Бога с человеком. 28. В ЧЕМ СОСТОЯЛ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ? Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию. 29. КАК БОГ ГОТОВИЛ ЛЮДЕЙ К ПРИНЯТИЮ СПАСИТЕЛЯ? Бог готовил людей к принятию Спасителя через постепенные откровения, через пророчества и прообразования (прообразы). 30. В ЧЕМ СОСТОИТ НОВЫЙ ЗАВЕТ? Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, единородного Сына Своего Иисуса Христа. 31. ИЗ СКОЛЬКИХ КНИГ СОСТОИТ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И КАКОВЫ НАЗВАНИЯ ЭТИХ КНИГ? Св. Кирилл Иерусалимский, св. Афанасий Великий и св. Иоанн Дамаскин принимают число Священных книг Ветхого Завета — двадцать две, в соответствии с тем, как их считают евреи (по числу букв древнееврейского алфавита — ред). (см. Афанасия, послание 39, праздничное; Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 4, гл. 17). 32. Счисление (счет) евреев достойно внимания потому, что, как говорит ап. Павел: Им вверено слово Божие (Рим 3:2), и новозаветная христианская Церковь приняла ветхозаветные Священные книги от ветхозаветной Церкви еврейской. 33. Ветхозаветные книги св. Кирилл и св. Афанасий исчисляют следующим образом: 1.Книга Бытия. 2.Исход. 3.Левит. 4.Числа. 5.Второзаконие. 6.Книга Иисуса Навина. 7.Книга Судей и вместе с ней, как бы её прибавление, книга Руфи. 8.Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9.Третья и четвертая книги Царств. 10.Первая и вторая книги Паралипоменон. 11.Книга Ездры первая и вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Иеремии. 12.Есфирь. 13.Книга Иова. 14.Псалтирь. 15.Притчи Соломона. 16.Екклесиаст, его же. 17.Песнь песней, его же. 18.Книга прор. Исаии. 19.Книга прор. Иеремии. 20.Книга прор. Иезекииля. 21.Книга прор. Даниила. 22.Книги двенадцати пророков. 34. В этом перечне ветхозаветных книг не упомянуто о книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и о некоторых других, потому что их нет на еврейском языке (не сохранилось в древнееврейском подлиннике).

http://sedmitza.ru/lib/text/432169/

1 Собственно: жалующиеся на свою участь, вечно всем недовольные. 2 Под общепринятым изданием следует разуметь перевод LXX, исправленный по Феодотиону; книга же Даниила, входившая в это издание, была переведена Феодотионом, как видно из предшествующих слов блаж. Иеронима. 3 Западные христиане, латиняне. 4 Блаж. Иеронима. 5 Или Иоаким. 6 В Евангелии Матфея он называется Иоакимон. 7 Вместо de sigulis в некоторых рукописях и изданиях стоит de signis (знамений или предзнаменований). 8 Предсказателей судьбы человека по дню его рождения, толкователей влияния звезд на судьбу человека. 9 Ариох. 10 Древн. Иосифа Флавия кн. XI гл. 8. 11 Порфирий. 12 Обнесенное стенами или оградою помещение для птиц, животных или рыб. 13 Анания, Азария и Мисаил. 14 Virgil. Aeneid. 1. VII и. 247. 15 Порфирий. 16 По мнению некоторых критиков блаж. Иероним пользовался такими списками книги пророка Даниила, которые в настоящем месте были испорчены и в которых читалось τιρος (сотоварищ, друг) вместо τρος (другой), как читали св. Иоанн Златоуст и блаж. Феодорит. 17 Сн. Иосиф. прот. Апп. гд. 20, где Бероз называет Набонидом того царя, которого блаж. Иероним называет Валтасаром . 18 Виргилий. 19 Сн. толк. на Иезек. гл. XXIII, ст. 22 — 27 (Твор. блаж. Иеронима в русск. переводе ч. 10 стр. 329). 20 Собственно: под боком. 21 То есть: Еврипид пишет μπλακας , а не μβλακας . 22 Плоские кровли, поддерживаемые поперечными перекладинами и огражденные по краям для безопасности возвышениями или перилами; они соответствовали нашим балконам. См. Твор. блаж. Иеронима в русск. перев. ч. II. стр. 423 и ч. XI. стр. 220. 23 Персы. 24 Быстро стремящимся, стремительно нападающим. 25 Пророк 26 Римлянами. 27 По некоторым рукописям: из царств или городов, (civimamibus вместо cruciamibus) . 28 С Богом Отцем. 29 Иосифа Флавия Древн. Иуд. кн. X последняя глава. 30 Сутки. 31 Этот отрывок из творения Африкана на греческом языке находится у Евсевия в Demonstrat. Evang. lib. VIII. 32 Лунный же год, по исчислению Африкана, состоит только из 354 дней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3158...

За то весьма определенные положения мы с детства заучиваем в Православном Катихизисе Преосвященного Филарета. «В. Сколько священных книг Ветхого Завета? – О. Св. Кирилл Иерусалимский , св. Афанасий Великий и св. Иоанн Дамаскин считают их – 22, применяясь к тому, как их считают евреи на своем первоначальном языке. См. Афан. посл. 39 о празд. Иоанна Дам. Богосл. кн. 4, гл. 17. В. Почему достойно внимания счисление евреев? О. Потому что, как говорит Ап. Павел, вверена быша им словеса Божия, и новозаветная Христианская Церковь приняла ветхозаветные священные книги от ветхозаветной церкви Еврейской. Puм. III, 2 . В. Как-же исчисляют ветхозаветные книги св. Кирилл и св. Афанасий? – О. Следующим образом: 1) книга Бытия... 6) книга Иисуса Навина, 7) Судей, и вместе с нею, как бы прибавление, кн. Руфь; 8) 1 и 2 кн. Царств, как две части одной книги; 9) 3 и 4 Царств, 10) 1 и 2 кн. Паралипоменон, 11) кн. Ездры 1, и вторая его-же, или, по греческому написанию, книга Неемии; 12) Есфирь; 13) кн. Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклезиаст, его-же; 17) Песнь Песней, его-же; 18) кн. пр. Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) кн. двенадцати пророков. – В. Почему в сем исчислении ветхозаветных книг не упомянуто о кн. Премудрости с. Сираха и некоторых других? – О. Потому что их нет на еврейском языке. – В. Как должно принимать сии последнии книги? О. Афанасий В. говорит «они назначены Отцами для чтения вступающим в Церковь ». Далее предлагается деление священных книг на 4 разряда: законоположительные, исторические, учительные и пророческие 526 . В журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» за 1876 год, месяц май, помещена статья: «О книгах так называемых апокрифических. Из академических чтений Филарета митрополита Московского» с эпиграфом, характеризующим отношение преосвященного Филарета к неканоническим книгам: Вся права разумевающим и права обретающим разум ( Npumч. VIII, 9 ). В этой статье мы читаем следующие параграфы. § 1. Вступление. Сверх книг Ветхого Завета, находящихся в еврейском составе Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

73 Кир. и Меф. Добровск. стр. 29. „Sanctus Cyrillus… Moraviam est ingressus, inventisque novis apicibus sive litteris, V. et N. testamentum, pluraque alia de Græco, sive Latino sermone in Sclavonicum trastulit idioma. Писатель этой Легенды упоминает здесь о переводе некоторых книг с Латинского языка. Вероятно, позднейшую поправку Славянских книг по Вулгате Иеронимовой он смешал с переводом Библии первоначальным. 74 Впрочем, в Вестнике Европы 1826 г. 15–24 доказывается, что Иоанн Экзарх Болг. жил в конце 12 века. 76 Ист. Слов. о быв. в Рос. писат. духовн. чина ч.11. стр. 62. Также Калайд. Иоан. Экз. Болгар. стр. 90, примеч. 10. 81 Епифан. Haeres. 8. 6; – demensur. et ponder. cap. 3, 4, 12, 13. Кирил. Иерусал. Cathech. 4. de div. Scrip. 34. 35. 36. Лаод. соб. прав. 60; Ориген у Евсевия Цер. Ист. кн. 6. гл. 25; Мелит. У Евсев. Цер. Ист. книг. 4. гл. 26, 82 По настоящему исчислению, в Ветхом Завете вместо 33-х книг полагается 38 потому, что 1) Руфь отделяется от книги Судей. 2 ) 2-я кн. Царств, 3) 4-я кн. Царств, 4) 2-я кн. Паралипоменон и 5) 2-я книга Эздры – также считаются отдельно. 84 Там же. pag. 8, Nec sanae fidei, aut doctrinae aliquid obstat, sive Missas in eadem Slavonica lingua canere, sive sacrum Evangelium vel lectiones divinas novi et veteris Testamenti bene traslatas et interpretatas legere. 86 В древние времена как в Греческой, так и в Римской Церкви чтения из Ветхого Завета, именуемые Паремиями составляли особую Церковную книгу под именем Паремейника. Таковой Греческий Паремейник писанный в 1116 году на хартии, или пергамине, находится между Греческими книгами в Москов. Синод. Библиотеке. См. Christ. Frid. Mattaei accurata codicum Graecorum M. SS. Bibliothecarum Mosquensium Sanct. Synodi notitia et recensio. ed Lips. 1805, pag. 289. Книгу эту Маттей почитает весьма редкой. В той же Библиотеке есть семь Паремейников Славянских, писанных на хартии. См. Катал, этой Библиот. 87 Калайд. 129. Кирилл и Мефодий в 4-х летнее с ½ пребывание в Моравии, конечно не успели перевести книги Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Orest-Novickij...

40 Там же, II, 3. Конечно, такой экзегезис очень далек от того, что сегодня принято понимать под этим словом. Оригена, как и вообще александрийцев, мало заботит прямой смысл Писания, обретаемый в контекстуальном прочтении. 42 Протоиерей Порфирий Владимирский. Книга Иисуса Навина//ПротоиерейПорфирий Владимирский. Опыт краткого толкования на книги Иисуса Навина, Судей, Руфь и 12 начальных глав 1 кн. Царств. СПб., 1884. С. 9. 44 Точнее будет сказать, что христиане именно обрели религию в строгом смысле слова как связь человека с Богом, и потому отринули обветшавшие ритуалы, как иудейские, так и языческие. — Ред. 45 В его творениях — множество призывов к усердному изучению Писания, например, Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. См. Послание к Кастору, епископу Аптскому. Кн. 2, гл. 5; Собеседование 8, гл. 3; Собеседование 14, глл. 8–10; Собеседование 22, гл. 10 и др. М., 1892. 46 Так, к примеру, считают комментаторы в La Bibbia Piemme. Casale Monferrato, 1995. P. 458. Cp. La Bibbia. Nuovissima versione dai testi originali. V. I. Milano, 1991. P. 591. 48 Протоиерей Порфирий Владимирский. Опыт краткого толкования на книги Иисуса Навина, Судей, Руфь и 12 начальных глав 1 книги Царств. СПб., 1884. С. 10. 49 PL 34. Августин решает вопросы, могущие вызвать недоумение у читателей первых семи книг Библии. Книге Иисуса Навина посвящены 30 вопросов и ответов (стб. 776–792). 50 Questiones in Iesum Nave, 2. Перевод этого и некоторых следующих отрывков выполнен в сотрудничестве с диаконом А. Зыряновым (г. Енисейск). 54 Там же. Этот отрывок — яркий пример оригеновского аллегоризма, заимствованного у эллинизированных иудеев Александрии, прежде всего у Филона. Трудно не согласиться с Павлом Юнгеровым: “Ориген, борясь с иудеями и философами, сам подчинился им, и их аллегоризму подчинил и Священное Писание” (Юнгеров П. Очерк истории толкования ветхозаветных книг Священного Писания//Православный собеседник. 1910. 11. С. 557–606). 58 Pesiqta Rav Kahana, 13, 4. Цит. по: Stemberger G. Il Midrash. Uso rabbinico della Bibbia. Bologna, 1992 [оригинал: Munchen, 1982]. P. 212–213.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

В Марте: 21-го – св. Кирилла, епископа Катанского, в Прологе: «Акты свв. март III, 257», на основании Актов сделано примечание к житию, где исправляется имя: «mutata priore littera С in В, вместо Кирилла – Вирилла» (§ 2-й). В Апреле: 24-го – св.м. Саввы стратилата, в Прологе: «Акты свв. апрель III, 261», здесь (§ 3) «елогиум, которому и соответствует житие, отсюда и род смерти: в Минологии имп. Василия (§ 2) святой усечен мечем». В Мае: 10-го – св. апостола Симона Зилота, сказание Пролога исправлено на основании истории Никифора Каллиста (кн. VII, гл. 30), оттуда же внесены и некоторые дополнения. В Июне: 3-го – св.м. Лукиллиана и семи отроков; во втором месяцеслове: «опричь Пролога нет нигде ничого», но Святитель сильно распространил проложное сказание и имя префекта «Ливаний» исправил на «Сильван» по ВЧМ (июнь, л. 356); 10-го – св. Тимофея епископа Прусского, «от Пролога и Мартиролога», но пользуясь обоими источниками, Святитель излагает их вполне самостоятельно и делает большие добавления на основании службы святому; 15-го – св. пророка Амоса, в своем Прологе и месяцеслове: «Акты свв. март, 111, 899 взменка»; по этой заметке и исправлен Пролог (см. примечание к житию), дополнения внесены из книги Пророка, 3-й кн. Царств (гл. 12) и истории Иосифа иудея (IX, 2). В Июле: 10-го – перенесение ризы Господней из Персиды в Москву; Святитель излагает проложное сказание самостоятельно и исправляет; в Прологе на отдельной бумажке есть заметка против слов, указывающих, когда Иверия обратилась ко Христу: «сие (т. е. сообщение Пролога) недостоверно, уже бо в то лето вел. царь Константин не бе в живых. Когда Иверская земля крестися зри Барония т. III, Анн. 327, п. 11»; 28-го – свв. апостолов Прохора, Никанора, Тимона и Пармена, в месяцеслове: «Пармен – Бароний, Анн. 109, п. 27 и Сурий, VII, 296»; в Прологе на поле: «Тимона декабрь 30. О св. Прохоре зри Болланда т. 1, апр. л. 818, 910 и Римск. Мартиролог апрель 9-го, Никанор – декабрь 28-го о Пармене Болланд. янв. 23-го, а Тимон где?» (Тимон в синаксаре Пролога пропущен). На бумажке – «о св. Прохоре в житии Петра св. июня 29-го, Метафраст пишет (Сурий III, 965), – що Петром св. в епископы в Никомидию поставлен, а зде пишется яко по преставлении св. Иоанна Богослова первый епископ бе Никомидии Прохор. Богослов же святый после Петра по мнозех летех скончася»; на основании всех указанных источников Святитель и сделал исправления и дополнения в проложном сказании о святых 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

4 . Какие произведения св. ветхозаветной письменности относятся к апокалиптическому жанру? 5 . В какую эпоху проповедовал пр. Иоиль? 6 . Какой был повод к первому выступлению пророка? 7 . Каковы, по Иоилю, два аспекта пророчества о Дне Господнем? 8 . Каково главное обетование в пророчестве Иоиля о Дне Господнем? 9 . Как толковал его ап. Павел? 10 . На каком основании гл. 9–14 Кн. пр. Захарии экзегеты выделяют в отдельный сборник? Каким временем датируют? 11 . Укажите главное мессианское пророчество в этом сборнике. 12 . Почему Мессия должен въехать в Иерусалим на осле? 13 . Как изображает Зах 9–14 покаяние народа? В чем прообразовательный смысл этого пророчества? 14 . Как в нем предсказана евангельская проповедь? 15 . Каковы были первоначальные представления израильтян о посмертии? 16 . Каковы ранние пророчества о воскресении мертвых в 1 Царств и Псалтири? 17 . Какую часть Кн. пр. Исайи называют Апокалипсисом и когда она, предположительно, была написана? 18 . Как учит Апокалипсис Исайи о победе над злом и над смертью ? 19 . В чем суть учения о воскресении мертвых? 20 . Было ли это учение усвоено сразу? § 27. Эллинизация. Послание Иеремии. Книга Варуха. 1–2 Маккавейские книги. Гонение Антиоха IV 1. Две стороны эллинизации. В середине III века до Р.Х. ветхозаветная Церковь впервые тесно соприкоснулась с эллинистическим миром, его военной мощью, наукой, философией, религией и образом жизни. Эллинизм представлял собой сплав элементов греческой культуры с культурами других народов при явном преобладании элемента греческого. В отличие от древнего эллинства, эллинизм не ограничивался Балканами, Малой Азией и греческими колониями. Он стал быстро распространяться по всему цивилизованному миру. После походов Александра Македонского влиянию эллинизма подверглись Рим, Египет, Двуречье, Сирия, Средняя Азия и Индия. Греческий язык «койне» стал фактически международным. Идеи греческих философов, художественные каноны эллинства проникли почти повсюду. Несмотря на свою обособленность, иудейская Община также испытывала воздействие эллинизма. Положительными результатами этого воздействия были Септуагинта (см. т. 1, § 6) и греко-еврейская философия и истриография. Эллинизму иудеи были обязаны аллегорическим методом толкования Библии. Септуагинта сделала Библию доступной для язычников (позднее она стала общепринятым переводом в ранней Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010