Добротолюбие в русском переводе, том 5. Издание второе Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. Напечатано в Москве, 1900, сс. 477, 480. Это цитата из текста, включенного в Philokalia ton Hieron Neptikon, (Athens: AsterPapademetriou, 1957—63), 5: 107—12. Этот текст имеет название «Из жития святого Григория Паламы Архиепископа Солунского чудотворца», но он лишь приблизительно основан на Житии, написанном Патриархом Филофеем Коккином; скорее, в основном, его автором был составитель Добротолюбия, св. Никодим (или, возможно, св. Макарий Коринфский). В Житии Филофея следует, в частности, сличить полемику с монахом Иовом (PG 151: 573В-574В). Цитата из Св. Григория Богослова (Григория Назианзина) встречается в Oration 27. 4 (PG 36: 16В). Ср.: Игумен Харитон, Умное делание, с. 87.    Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Репринтное издание Св. -Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. Беседа 15, 8, с. 114.    Достопамятные сказания... Антоний 24, с. 15. В другом переводе этот текст дается в Древнем Патерике, изложенном по главам, гл. 18, 1, с. 333: «Авве Антонию открыто было некогда в пустыне: в городе есть некто подобный тебе, врач по званию, избыток свой отдающий нуждающимся, и каждый день воспевающий Трисвятое с ангелами Божиими». О значении этого речения см. Kallistos Ware, «The Monk and the Married Christian: Some Comparisons in Early Monastic Sources», Eastern Church Review 61 (1974), 72—81. Безмолвие и молитва: смысл исихии     Правда Божия не в словесах, но в безмолвии и долготерпении сердечном.     Книга нищих духом.     ... Иисус Христос, Слово, происшедшее из молчания.     Св. Игнатий Антиохийский Ступени исихии    В «Изречениях Пустынных Отцов» есть рассказ о том, как Феофил, архиепископ Александрийский, посетил однажды монахов Скита. Желая произвести впечатление на столь знатного гостя, братья обратились к авве Памво: «Скажи архиепископу назидательное слово, которое бы принесло ему пользу». Старец отвечал: «Если молчание мое не принесет ему пользы, то не принесет пользы и слово мое».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

Косино. Никольский Косинский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1220. Ссылки:   Адрес: 175200, Новгородская область, Старорусский район, дер. Косино Координаты: 57.961833, 31.307613 Проезд:из Старой Руссы выезжать по улице Клары Цеткин (не к ночи будь помянута), улица переходит в шоссе, с которого нужно свернуть по указателю на Нехотицко. Далее держаться асфальтовой узкой дорожки, она выведет на мост через Снежу и упрется в Полисть, там налево Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николаевский Косинский монастырь, общежительный, в 3 верстах от города Старой Русы, на косе, образуемой реками Полистью и Снежною. Основан в XII веке преподобными Константином и Космою (см. 29 июля). В 1764 году он был упразднен и обращен в приход. В 1890 году здесь учреждена была женская община, которая в 1896 году и преобразована в монастырь. В притворе Николаевской церкви покоятся под спудом мощи преподобных Константина и Косьмы. При монастыре — богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Николо-Косинский монастырь основан в 1220 г. выходцами из Хутынского монастыря Константином и Космой. По влечению к безмолвной жизни преподобные Константин и Косма около 1220 года ушли из Хутынского монастыря в пределы Старой Руссы и поселились в пустынном месте между реками Полистью и Снежою, образующими косу (отсюда название этого места - Косино, Косинское). Через некоторое время около подвижников стали поселяться другие иноки. Со временем возник монастырь, в котором в 1220 году был построен небольшой каменный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Преподобный Константин принял игуменство над собравшейся братией. Как достойные ученики великого наставника преподобного Варлаама Хутынского, преподобные Константин и Косма были примером инокам в исполнении монашеских обетов. После многолетних подвигов преподобный Константин мирно почил 29 июля 1240 года. В древних рукописных святцах он назван Чудотворцем. Преподобный Косма продолжил делание своего сподвижника и после кончины преподобного Константина стал, очевидно, его преемником. Он погребен в одной гробнице с преподобным Константином. Мощи прпп. Константина и Косьмы почивали под спудом в бывшей Косинской обители под крытой папертью, соединяющей церковь св. Николая с колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=00837

13 Невменяемость, по учению преподобного Варсонофия Великого, значит: считать себя за ничто, считать себя землею и пеплом, ни с кем не сравнивать себя и не говорить о своем добром деле: «И я это сделал» (Ответы 269 и 610). 14 Святой Иоанн Лествичник говорит: «Поистине великое дело благодушно и мужественно подвизаться в безмолвии... Но без сравнения большее дело – не бояться внешних молв, а средь шума их сохранять неподвижное и небоязненное сердце и, с человеками обращаясь по внешности, внутренно пребывать с Богом» (Слово к пастырю. Гл. 9// Иоанн Лествичник . Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица и Слово к пастырю). Впрочем, сей меры возраста духовного достигают немногие и непросто, а получают ее как воздаяние за многие труды, наипаче же за смирение. И тогда-то, будучи промыслительно вызваны на подвиг служения ближним, могут приносить им великую духовную пользу, сами не вредясь нисколько от сообращения с другими. Таковы и были приснопамятные старцы отец Феодор и отец Леонид, – присовокупим к сему: и преемники отца Леонида – оптинские старцы отец Макарий и отец Амвросий. 19 Эти мать с дочерью, Черкасовы, по переходе старца отца Леонида в Оптину пустынь приехали к нему из Петербурга и, при его содействии, определены были в Калужский женский монастырь, где несколько времени жили и скончались. 21 Приведенные в свое время старцем Амвросием выдержки из святых отцов-подвижников на славянском наречии теперь приведены для более удобного понимания на русском и с указанием их по русскому Добротолюбию. 22 Нелишне заметить, что в монастырях некоторые славянские слова получили право гражданства. Например, делание – дело, работа, занятие; окормлять – управлять, наставлять, руководствовать; прелесть – обман, так как впадшие в прелесть обыкновенно бывают обмануты лукавыми бесами. 27 Прельстились, то есть обманулись. Издание Оптиной пустыни – Лествица. Слово 1, отд. 7. С. 16. 40 См.: Преподобного Феодора Студийского огласительные поучения в русском переводе. Москва: изд. Свято-Введенской Оптиной пустыни, 1872, С. 334. Поучение 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

9, 23; Ин. 1, 18; 7, 38). Всяко Писание богодухновенно и полезно (2 Тим. 3, 16); и ничто не может воспрепятствовать желающему спастись, и никто другой не имеет над ним власти, кроме одного сотворившего нас Бога, Который и готов на помощь и на сохранение от всякого искушения вопиющих к Нему и желающих исполнять Его святую волю. Ибо без Него никто не может делать доброго, ни зла невольно терпеть, если не попустит Бог, для наказания согрешающего и для спасения души его. Лукавые дела принадлежат нам и происходят от нашей лености и содействия демонов. Но всякое ведение, добродетель и крепость есть благодать Божия, как и все остальное. По благодати дал Он всем власть чадами Божиими быть (Ин. 1, 12), чрез соблюдение Его заповедей. Заповеди эти более сохраняют нас,– и суть благодать Божия; ибо без благодати Его мы и их не можем соблюсти и ничего не можем воздать Ему, как только одну веру и произволение. И просто: сохраняя все правые догматы от твердой веры и слуха,– должно начинать делание по порядку, как науки в училищах; и таким образом старательно на самом деле обучать себя семи прежде упомянутым деланиям, которые суть: Τν υπμνησιν. В слав. Добротолюбии: Исход, четыре книги Царств, Паралипоменон, Псалтирь, Пророчества, Святые Евангелия, Деяния апостолов. Μετ πσηθ δεαθ. Слич.: Преподобного отца нашего Иоанна, Лествица. М., 1862. Слово 26, § 248. Γνσεοθ. Ραφνμια, в слав. «уныние». В слав. «аще же ниже сие приемлем». Κρσιθ, темперамент. Αγνστωθ. Ευγνωμοσνη, сознательность. Ηδον, в слав. «сласть». Οδυν, в слав. «болезнь». Αρραβν, обручение, в слав. «предначинание». Τθ γνσεωθ. Των πντων. Арсению Великому. См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых отцов. М., 1845. С. 13. δονν, в слав. «сласти». Необходимое и весьма полезное указание семи телесных деланий Первое – безмолвие, то есть беспопечительный образ жизни, чуждый всякой житейской заботы, чтобы человек удалением от людей и попечений мог избегать молвы; и яко льва, рыкающаго и ищущаго кого поглотити (ср.: 1 Пет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1440...

Григорий Синаит . Добр. Т.5. С.202). Из сказанного хорошо видно, что умное безмолвие в высшей степени необходимо для очищения души от страстей и достижения общения с Богом. Это не излишество, не особый образ жизни, доступный лишь немногим, или, вернее, не специальный метод, который могут использовать одни только монахи. Оно предназначено для всех. Умное безмолвие – это делание, необходимое человеку для того, чтобы он мог достичь своей главной цели – созерцания Бога, обожения. Однако умное безмолвие имеет разные степени. Евангелие многократно говорит о том, как Господь учил очищению сердца от страстей, внутренней молитве, избавлению от власти помыслов и так далее. Сам Он показал Своим ученикам достоинство пустыни, позволяющей человеку победить врага. Поэтому и в учении святых апостолов содержится немало «трезвенных наставлений». Было бы неуместно приводить здесь все эти тексты. Напомним лишь некоторые из них. Известно, что после Своего крещения Господь возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола ( Мф.4:1 ). Там, в пустыне, Он победил диавола, предложившего Ему три известных искушения. Мы видим, что Господь многократно удаляется в пустыню и не только для того, чтобы отдохнуть, но и чтобы таким образом дать урок Своим ученикам. ...Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один ( Мф.14:13 ). После чуда умножения пяти хлебов Он опять в одиночестве восходит на гору для молитвы. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один ( Мф.14:23 ). Очень важно, что, когда ученики собрались к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили, Он сказал им: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» ( Мк.6:30–31 ). Целые ночи Господь проводил в молитве. Евангелист Лука сохранил такое свидетельство: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лк.6:12 ). В Своем учении Господь также подчеркивал ценность умного безмолвия и необходимость избавления от живущих в нас страстей. Наставляя образу истинной молитвы, Он говорил: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне...» ( Мф.6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   Напротив, если человек не соблюдает заповеди и в нем продолжают жить страсти, то это препятствует православному безмолвию. В этом случае ростки безмолвия, даже если они уже появились, немедленно заглушаются, исчезают. «Ничто другое поистине так не расстраивает состояния безмолвия и не лишает его божественной помощи, как следующие главные страсти: дерзость, чревоугодие, многоглаголание и суетная забота, надмение и госпожа страстей – самомнение» (Св. Григорий Синаит. Добр. Т.5. С.202).    Из сказанного хорошо видно, что умное безмолвие в высшей степени необходимо для очищения души от страстей и достижения общения с Богом. Это не излишество, не особый образ жизни, доступный лишь немногим, или, вернее, не специальный метод, который могут использовать одни только монахи. Оно предназначено для всех. Умное безмолвие – это делание, необходимое человеку для того, чтобы он мог достичь своей главной цели – созерцания Бога, обожения. Однако умное безмолвие имеет разные степени.    Евангелие многократно говорит о том, как Господь учил очищению сердца от страстей, внутренней молитве, избавлению от власти помыслов и так далее. Сам Он показал Своим ученикам достоинство пустыни, позволяющей человеку победить врага. Поэтому и в учении святых апостолов содержится немало «трезвенных наставлений».    Было бы неуместно приводить здесь все эти тексты. Напомним лишь некоторые из них.    Известно, что после Своего крещения Господь возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола (Мф.4:1). Там, в пустыне, Он победил диавола, предложившего Ему три известных искушения. Мы видим, что Господь многократно удаляется в пустыню и не только для того, чтобы отдохнуть, но и чтобы таким образом дать урок Своим ученикам. ...Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один (Мф.14:13). После чуда умножения пяти хлебов Он опять в одиночестве восходит на гору для молитвы. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один (Мф.14:23).    Очень важно, что, когда ученики собрались к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили, Он сказал им: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Мк.6:30-31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

Молитва питает духовную жизнь, дает ей силы. Молитвенное состояние есть бодрствование духа, трезвенность, собранность ума, внутрь – пребывание. Похотливая забота о мирских делах-то же, что сновидение. Паутина мирских помышлений опутывает наш ум, и он живет, принимая грезы за действительность, внешний призрак за истину. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Eфec. V, 14 ). «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна» ( Mф. XXVI, 41 ). Этим определяется характер христианской, духовной молитвы. «Истинное основание молитвы», по словам Макария Великого , «таково – быть внимательным к помыслам и совершать молитву в великом безмолвии и мире. Человеку молящемуся надобно все усилие свое обращать на помыслы, и что служит пищей лукавым помыслам, то отсекать, а устремляться мыслью к Богу, и хотения помыслов не исполнять, но кружащиеся помыслы собирать отовсюду воедино, различая естественные помыслы от лукавых. Душа под грехом уподобляется как бы большому лесу на горе, или тростнику на реке, или какой – нибудь чаще терний и дерев; посему намеревающиеся проходить сим местом должны протягивать вперед руки и с усилием и с трудом раздвигать пред собою ветви. Так и душу окружает целый лес помыслов, внушаемых сопротивною силою; посему потребны великая рачительность и внимательность ума, чтобы человеку отличать чуждые помыслы, внушаемые сопротивною силою. Внимательные к помыслам весь подвиг в молитвах совершают внутренне. Таковые своим разумением и рассудительностью могут преуспевать, отражать восстающие помыслы и ходить в воле Господней». Молитва есть только «умное делание» и не может заменить христианской жизни. «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» ( Mф. VII, 21 ). Но это умное делание совершенно необходимо, чтобы сохранить, возрастить и воспитать тот начаток духовной жизни, который положен покаянием и верою в Евангелие. Без молитвы заглохнет этот начаток, погаснет народившийся Дух...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   Сказал кто-то из отцов: «Некогда я хотел испытать мой помысел, выйдет ли он из подчинения, если я отпущу его в мир, и отпустил. Он остался там, где и был прежде, не зная, куда дальше идти, пока я опять его не поставил на высоту. Ибо помысел знал, что если он отойдет к мирским вещам и станет беспечным, то его сразу обуздают». Такое делание может выполнить только безмолвие вместе со смирением и молитвой. Постоянная молитва со смирением вскоре приводит ум к истинному преуспеванию. 2. Из аввы Исаии    Братья, возьмем за образец возлюбленного Иакова, который во всем слушался своих родителей ради Бога. Получив их благословение, он отправился в Месопотамию. Он пришел в место Вефиль, которое переводится как «Дом Божий», и там лег спать.    Ночью он увидел во сне: ««лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; ...ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней»« (Быт 28:12-13). Такое знамение дается приходящим служить рабом Богу. Им с самого начала показывается образ добродетелей. Однако если они не приложат усилий, то не достигнут Бога.    Встав ото сна, Иаков положил обет Богу и стал Его рабом. Бог укрепил его, сказав: »«Я с тобою, и сохраню тебя везде»« (Быт 28:15). Яков пошел в Месопотамию, чтобы там жениться и завести детей. Увидев Рахиль, он полюбил ее и работал за нее семь лет. Но она не была отдана ему, сперва ему досталась Лия, а за Рахиль он работал еще семь лет, и после этого получил ее, но она долгое время была бесплодна.    Вот как толкуется эта история. Месопотамия переводится как Междуречье, потому что она находится между двух рек — Тигром и Евфратом. Тигр переводится как «различение», а Евфрат как «смиренномудрие». Лия может пониматься как образ телесных трудов, а Рахиль — как образ истинного созерцания. Такие случаи происходят с человеком, пребывающим в Месопотамии, чтобы благодаря различению совершить телесные труды, противостав коварству врага, а после благодаря смиренномудрию обрести истинное созерцание.    Рахиль не рожала Иакову детей, пока Лия не родила всех своих чад. Это означает, что пока человек не выполнит все что в ведении делания, истинное созерцание не примет его в свою свободу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

  Как некое древо, упавшее в Божественные воды и дающее плод свой в нужное время, по написанному: «…будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет…» . Богомудрый Иерофей по этим книгам сверял свое направление, правильно ли он шествует в стяжании добродетелей. А добродетели эти следующие: рассудительность, мудрость, мужество, праведность, вера, знание, премудрость и благоразумие, сострадание и милостивость, нищета и бедность . Если все это обобщить, то я бы сказал, дивный Иерофей был своего рода «иконой добродетелей» для остальных монахов и послушников Скита. И все ему удивлялись, прославляя за совершенное послушание, смирение, молчание. Он был как бы чужестранцем для всех отцов, не общаясь ни с кем. Обращала на себя внимание сама готовность молодого монаха хранить все Заповеди Божии, согласно написанному: «…я же всем сердцем буду хранить повеления Твои…» и в другом месте: «Все повеления Твои – все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу» .   Старец Скита   Испытания смирения Тем временем Старец, желая смирить Иерофея, чтобы доставить светлейшие венцы за его послушание, дело достойное всякого удивления, не упускал возможности его порицать. Так, духовник однажды сказал ему: – Послушай, чадо, зачем ты сюда пришел?! Для послушания? – Нет, ты пришел, чтобы меня всячески задевать и смущать мое безмолвие! В другой раз Старец закричал на него: – Убирайся отсюда! Я больше не могу тебя выносить! Уходи – куда хочешь… Иерофей же в эти минуты глубоко осуждал самого себя, будучи совершенно уверен, что он дал повод Духовнику выйти из себя. Молодой монах сразу же делал множество поклонов, и, приникнув священной главой к земле, умолял духовника: – Отче мой! Согрешил – прости меня! Я исправлюсь. Больше такое не повторится. Искусный в духовной красоте учитель , чаще всего сразу же прощал его, однако иной раз оставлял его так лежащим на земле лицом вниз и уходил в свою келью, закрыв дверь… Но Пастырь не забывал о послушнике – он садился у двери, чтобы подождать, что будет дальше! Он думал:

http://isihazm.ru/1/?id=266

Вас постигало искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. ( 1Кор.10:13 ) Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику. ( Пс.54:23 ) Бесстрашие Бесстрашие и внутренняя сила должны сопутствовать терпению. Только храбрый человек может быть действительно терпеливым. Множество раз Христос упоминает эту добродетель и заповедует её ученикам: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство… Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать. Но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. ( Лк.12:32, 4–5 ) В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. ( Ин.16:33 ) Апостолы сами были по-настоящему бесстрашны и всех призывали следовать их примеру: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. ( 1Кор.16:13 ) Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом… переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. ( 2Тим.2:1–3 ) Добродетель бесстрашия проявляется не только во времена гонений и страданий, не только перед явной насмешкой и презрением, она выражается и самым незаметным образом в мелких и обычных ситуациях повседневной жизни. В притче, рассказанной Христом о талантах, человек теряет даже то малое, что было у него, и ввергается во тьму внешнюю, потому что отказался использовать свой малый дар из-за трусости: «убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле» ( Мф.25:25–30 ). Быть «верным в малом» – вот знак большого мужества. Святые были неизменно бесстрашными и считали эту добродетель стержнем духовной жизни. А согласно словам св. Григория Синаита (XIV b., «Наставление безмолвствующим»), она является одной из «четырёх родоначальных добродетелей, содержащих и составляющих все остальные». Если хочешь положить начало доброму деланию, приуготовься сперва к постигающим тебя искушениям. Ибо у врага в обычае, – когда увидит, что с горячей верой начал кто-либо доброе житие, – встречать его разными страшными искушениями… Потому уготовься мужественно встретить искушения, какие насыляются на добродетели, и потом уже начинай их делание . (Св. Исаак Сирин , IV b., «Подвижнические наставления»)

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010