На вопрос: хорошо ли перестать вкушать " вожделенные яства и пить вино? " - дается в Митериконе краткий ответ: " И весьма хорошо " [с. 68]. Совершенной добродетелью является произвольная нищета, но она " только для людей крепких " . Подобно тому, " как суровое платье, если его стирать и выжимать, становится чистым и белым, так и душа, крепкая от произвольной нищеты, более и более утверждается. Слабые же духом, подобно ветхой одежде, разоряются в сердце, не имея потом сил сносить более тяготу сей добродетели. Надобно наперед отвергнуть орудия плотоугодной жизни " . Почему и Спаситель не сразу повелел богатому юноше отказаться от своего имения, а предварительно указал на необходимость исполнения заповедей Закона Божия. Господь " как бы так говорил ему: если ты выучил азбуку, если научился складывать буквы, если привык складывать слова, то приступи наконец к совершенному чтению, то есть иди, продаждь имение твое и даждь нищим, - и тогда гряди в след Мене (См.: Мф. 19, 21) " [с. 67]. Нарушившему Закон Божий " приличен непрестанный плач " о содеянном грехе (курсив мой. - К. С.) " и сокрушение сердца " [с. 72]. Преподобная Пелагия призывает: " В безмолвии плачьте о грехах своих " [с. 38]. Она же учит: " Начало падения есть смех и вольность " . Смех не только ничего не созидает в духовном росте, но разрушает и уже созданное, отгоняет от души Святого Духа, " изгоняет добродетели " [с. 38, 37]. Блаженная Сарра, увидев однажды смеющуюся юную монахиню, сказала: " Не смейся, сестра, ибо тем ты отгоняешь от себя страх Божий и подпадаешь посмеянию диавола " [с. 33]. Итак, " подпавши телесным страстям " , подобает " плакать о себе, прежде нежели застанет нас плач суда " [с. 38]. Во всем должна быть постоянная бдительность - " нам должно бдительно за всем смотреть " [с. 29]. Беспечность, леность, нерадение разрушают подвиг в самой основе. Потому блаженная Синклитикия и говорила посвятившим себя Богу: " Никогда не послаблять себе " и никогда не быть в беспечности [с. 74]. Если случится проспать час молитвенного правила, то, вставши, должно затворить свою келию и неспешно исполнить его [с. 59]. Если искуситель " подложит " помысл " блуда и осуждения ближнего " , опять-таки надо неленостно " встать на молитву и с плачем молиться против них Богу " [с. 44]. Беспечность, покой губят все благое делание души. Как дым отгоняет пчел, так они отгоняют от души страх Божий [с. 39].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

9, 23; Ин. 1, 18; 7, 38). Всяко Писание богодухновенно и полезно (2 Тим. 3, 16); и ничто не может воспрепятствовать желающему спастись, и никто другой не имеет над ним власти, кроме одного сотворившего нас Бога, Который и готов на помощь и на сохранение от всякого искушения вопиющих к Нему и желающих исполнять Его святую волю. Ибо без Него никто не может делать доброго, ни зла невольно терпеть, если не попустит Бог, для наказания согрешающего и для спасения души его. Лукавые дела принадлежат нам и происходят от нашей лености и содействия демонов. Но всякое ведение, добродетель и крепость есть благодать Божия, как и все остальное. По благодати дал Он всем власть чадами Божиими быть (См.: Ин. 1, 12), чрез соблюдение Его заповедей. Заповеди эти более сохраняют нас и суть благодать Божия, ибо без благодати Его мы и их не можем соблюсти и ничего не можем воздать Ему, как только одну веру и произволение. И просто: сохраняя все правые догматы от твердой веры и слуха, должно начинать делание по порядку, как науки в училищах, и таким образом старательно на самом деле обучать себя семи прежде упомянутым деланиям, которые суть: Необходимое и весьма полезное указание семи телесных деланий Первое — безмолвие, то есть беспопечительный образ жизни, чуждый всякой житейской заботы, чтобы человек удалением от людей и попечений мог избегать молвы; и яко льва, рыкающаго и ищущаго кого поглотити (Ср.: 1 Пет. 5, 8) беседами и заботами житейскими. И имел одну заботу: как угодить Богу и приготовить душу не быть осужденною в час смертный; и со всяким старанием (мог) познавать, как окрадывают нас демоны и наши собственные согрешения, превышающие числом песок морской и, по тонкости своей, как пыль, многим неведомые. Так живущий, всегда плача, сетует о естестве человеческом и бывает утешаем от Бога, как благоразумный, и успокоивается, что достигнул видеть то, чего не надеялся видеть, живя некогда вне своей келлии. И познав свою немощь и силу Божию, страшится и надеется, чтобы, сделавшись дерзновенным, не пасть от неразумия; и забыв человеколюбие Божие, не прийти в отчаяние, если что-либо с ним случится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

   (См. ДУША, СОЕДИНЕНИЕ, ЕРЕСЬ, МОЛИТВА ИИСУСОВА — ТЕЛО В МОЛИТВЕ). ТЕРПЕНИЕ    «Дом души — терпение, потому что она живет в нем, пища души — смирение, потому что она питается им», — сказал святой ИлияЕвдик.    Точно: питаясь святой пищей смирения, можно пребывать в святом дому терпения. Когда же недостанет этой пищи, то душа выходит из дому терпения. Как вихрь, похищает ее смущение, уносит, кружит. Как волны подымаются в ней различные страстные помыслы и ощущения, потопляют ее в глубине безрассудных и греховных размышлений, мечтаний, слов и поступков. Душа приходит в состояние расслабления, мрачного уныния, часто приближается к пропастям убийственного отчаяния и совершенного расстройства.    Хочешь ли неисходно пребывать в святом дому терпения? Запасись пищей, необходимой для такого пребывания: стяжи и умножай в себе помышления и чувствования смиренные. 1. 318    Святые отцы повелевают выдерживать б р а н и, не оставляя места (жительства — ред.), в особенности если в нем нет явных поводов ко греху. Монах, оставляющий по причине душевной брани место своего жительства, никогда не возможет стяжать духовных плодов. Стойкость — одно из первых достоинств воинства и земного и духовного. Опытные в битвах ратники почитают признаком храбрости отважное нападение на строй неприятельский, но несравненно большим — безмолвное стояние с угрюмой твердостью под ядрами и картечью неприятельских батарей, когда этого требует общий план военачальника. На таковых-то воинов наиболее он может положиться. На таковых воинов наиболее полагается наш подвигоположник Иисус Христос и венчает их душевными венцами. Делание это заповедает нам Дух Святой: Аще взыдет на тя дух сильного, то места своего не оставь. Напротив того, Он укоряет воинов нестойких и объявляет им лишение духовных дарований: Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани... И отрину Господь селение Иосифово, и колено Ефремове не избра. (Пс. 77:9, 67). Этого и вы устрашитесь; постарайтесь принести плод, по слову Господню: в терпении. 6. 156

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Устная молитва святых была одушевлена вниманием и Божественной благодатью, соединявшей разделенные грехом силы человека воедино, оттого она дышала такой сверхестественной силой и производила такое чудное впечатление на слушателей. Святые воспевали Бога во исповедании сердечном, они пели и испо ведывались Богу непоколеблемо (утренние молитвы), т.е. без рассеянности; они пели Богу разумно (Пс. 46:8). 2. 186—187    Говорит святой Синаит: «Иные, преподавая учение о молитве, предлагают ее творить устами, а другие одним умом — я предлагаю и то, и другое. Иногда ум, унывая, изнемогает творить молитву, а иногда уста; и потому должно молиться обоими: и устами, и умом. Однако должно вопиять безмолвно и несмущенно, чтобы голос не смутил чувства и внимание ума и не воспрепятствовал молитве. Ум, обыкнув в делании, преуспеет и примет от Духа силу крепко и всеми образами молиться. Тогда он не понуждается творить молитву устами и не возможет, будучи вполне удовлетворяем молитвою умною». 2. 281    Изучение наизусть Евангелия и Псалтыри необыкновенно развивает устную внимательную молитву. 1. 225    Опыт научит всякого упражняющегося в молитве, что произнесение несколько вслух молитвы Иисусовой, и вообще всех молитвословий, очень способствует к удержанию ума от расхищения развлечением. При усиленном вражеском нападении, когда ощутится ослабление произволения и омрачение ума, необходима гласная молитва. Внимательная гласная молитва есть вместе и умная и сердечная. 2. 271    (См. МОЛИТВА ГЛАСНАЯ, МОЛИТВА ИИСУСОВА — СПОСОБ). Наставник    Возвышеннейшее умное делание необыкновенно просто; нуждается, для принятия, в младенческой простоте и вере; но мы сделались так сложными, что эта-то простота и неприступна, непостижима для нас. Мы хотим быть умными, хотим оживлять свое я, не терпим самоотвержения, не хотим действовать верой. По этой причине нам нужен наставник, который бы вывел нас из нашей сложности, из нашего лукавства, из наших ухищрений, из нашего тщеславия и самомнения — в широту и простоту веры. По этой причине случается, что на поприще умного делания младенец достигает необыкновенного преуспеяния, а мудрец сбивается с пути и низвергается в мрачную пропасть прелести. 2. 256

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

же ты страшишься этого делания и обучения от одного благоговения и простоты сердца твоего, то и я еще больше вместе с тобою устрашаюсь, но не на основании пустых басен, по которым волка бояться — в лес не ходить. И Бога должно бояться, но не убегать и не отрекаться от Него по причине этого страха. Воистину, страха и трепета, сокрушения и смирения и многого испытания Святых Писаний и совета единодушных братий требует это делание, но не бегства и отказа, и тем более не дерзости и самочиния. Ибо сказано, что дерзкий и самонадеянный, порываясь к тому, что выше его достоинства и устроения, в гордости стремится до стигнуть преждевременно зрительной молитвы. И еще: если кто мечтает мнением достигнуть высокого, будучи охвачен сатанинским, а не истинным желанием, такового сатана удобно опутывает своими сетями, как раба своего. И что нам стремиться к высокому преуспеянию в умной и священной молитве, которой, по слову св. Исаака, едва сподобляется один из тьмы?    Довольно, довольно для нас, страстных и немощных, хотя след умного безмолвия познать, то есть делательную умную молитву, при помощи которой прилоги вражии и злые помыслы прогоняются от сердца и которая есть подлинное дело новоначальных и страстных монахов, которые, если Бог восхощет, востекают и к зрительной и духовной молитве.    И не следует нам унывать о том, что немногие сподобляются зрительной молитвы, ибо нет неправды у Бога. Только да не ленимся идти путем, ведущим к этой священной молитве, то есть делательной молитвой сопротивляться прилогам, страстям и злым помыслам. И таким образом, востекая путем святых, удостоимся и жребия их, хотя бы здесь и не достигли совершенства. еще опять удивления и ужаса достойно и то, как некоторые знающие Писание не испытуют его, другие же, и не зная и не вопрошая, дерзают своим разумом на сие умное внимание и при том еще и говорят, будто вниманием стоять и молитву творить должно в желательной части: то бо, глаголют, есть среда чрева и сердца. Это есть первая и самоизвольная прелесть. Не только молитвы и внимания не следует в этой части действовать, но и самую ту теплоту, которая приходит от похотной части на сердце в час молитвы, ни в каком случае не принимать. Средою же чрева, по святому Феофилакту, называется самое то сердце, и она не при пупе, ни посреди груди, но под левым сосцом имеет свое место. Ибо так распределяются три силы души: словесная в персях; яростная, или ревностная, в сердце; «желательная же в чреслах при пупе», куда и диавол имеет удобный вход, об этом и у прав. Иова находим (см. Иов. 40:12). Возмущая, и разжигает ее, как пиявка и жабы в болотном озере, и имеет пищей и наслаждением похотную сладость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

Умное делание помогает вовремя погасить гнев, раздражение, ярость, оно рождает в душе умиление и тихие, мирные чувства. Лишь благодаря этому деланию наши разум, чувство и воля способны обрести дивную гармонию, не разрываясь, словно лебедь, щука и рак, по многим суетным целям. Мы не способны сами полностью благоустроить свой внутренний мир, но внимательное участие в богослужении и искренняя молитва к Богу, произносимая нерассеянным умом с теплым сердечным чувством, способны приобщить душу к благодати Духа Святого, Который изгонит рой беспорядочных помыслов, исцелит чувства, очистит воображение. Благодаря умному деланию христианин еще здесь, на земле, своими умом и сердцем становится причастником вечных благ Небесного Царства. И потому умное делание – неотъемлемая принадлежность духовной жизни христианина, который должен заботиться не только о внешней благопорядочности, но еще более о внутреннем благоустроении своей души. В современном мире, с его спешкой и интенсивностью жизни, с обилием информации и быстро сменяющимися впечатлениями, человек все чаще вспоминает про тишину и покой. Окружающий мир лишает покоя, но не может его возвратить. В аскетическом богословии есть такое понятие – «исихия», то есть безмолвие. Это то состояние, которого достигают делатели умной молитвы, когда душа, очищенная от греховных прилогов в самых мыслях и чувствах, приобщается благодати Божией, а в ней обретает долгожданную свободу, мир и покой. Дай Бог, чтобы это безмолвие, чистота и подлинная свобода от грехов и пороков осеняли тех, кто и в наше время не забывает про сокровенное делание своей души, храня себя от всякого нечистого помысла и как можно чаще обращаясь с теплой молитвой к Спасителю.   Рейтинг: 9.7 Голосов: 117 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Хорошим введением в этот вопрос можно считать научный труд иерея Вадима Коржевского «Пропедевтика аскетики: компендиум по православной святоотеческой психологии (М., 2004). См. с. 359 – 399. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты.

http://pravoslavie.ru/32415.html

Подробно см.: Andia I. de. Hesychia et contemplation chez Isaak le Syrien//Collectanea Cisterciensia. T. 53. 1991. P. 20–48. 883 См., например, высказывания об исихии свт. Феофана, выдержанные в строгих тонах святоотеческой традиции: «Все занятие безмолвника – быть с Единым Господом, с Коим и беседует он лицом к лицу, как любимцы царя говорят ему на ухо. Это сердцевое делание ограждается и охраняется другим – блюдением безмятежия помыслов. Благочиние помыслов и неокрадываемая мысль о Божественном составляет существо безмолвия, и еще беспопечение... Возлюбившие блаженное безмолвие проходят делание умных Сил и подражают образу их жизни. Не насытятся они во веки веков, восхваляя Творца; так и возшедший на небо безмолвия не насытится, воспевая Создателя. Но ни молитвы безленостной, ни хранения сердца неокрадомого нельзя возыметь, если не утвердилось наперед в сердце совершенное беспопечение. Нельзя с разумом проходить первых двух, кто не приобрел последнего, подобно тому как, не выучивши букв, нельзя читать. “Малый волос смущает око и малое попечение губит безмолвие”. Кто желает представить Богу чистый ум и смущает себя попечениями, тот подобен крепко сковавшему свои ноги и покушающемуся скоро идти. Посему и истинное безмолвие начинается по предании себя Богу и глубоком убеждении сердца в Его о нас попечении. Только те, кои сочетались с безмолвием для наслаждения любовью Божией, для утоления жажды этой любви, будучи влекомы сладостью ее, суть настоящие безмолвники. Такие, если проходят безмолвие с разумом, скоро начинают вкушать и плоды его, кои суть: ум неволнуемый, мысль очищенная, восхищение ко Господу, молитва ненасытная, стража неокрадаемая, всегдашние слезы и пр.» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Начертание христианского нравоучения. Т. II. Ч. 3. С. 309–310). 884 См.: Miquel D.P. Les caractères de lexpérience spirituelle selon le Pseudo-Macaire//Irénikon. T. 39. 4. 1960. P. 497–513. Читать далее Источник: Святоотеческое наследие и церковные древности/А.И. Сидоров. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2011-./Т. 4: Древнее монашество и возникновение монашеской письменности. - 2014. - 582, ISBN 978-5-91362-828-2. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   (См. ВОЛЕ ПОКОРНОСТЬ, СКОРБИ, НЕМОЩИ СВОИ, ИСКУШЕНИЯ). ТОСКА    (См. ПЕЧАЛЬ). ТРЕВОГА    Придет тревога — отвергни мысли, приносящие ее, уйми волнение крови, принимая за верное, что всякая мысль, приносящая тревогу, — богопротивная... 6. 296 ТРЕЗВЕНИЕ    Преподобный Агафон, инок Египетского Скита, будучи спрошен, что важнее, телесный ли подвиг или подвиг внутренний, отвечал: «Человек подобен древу; телесный подвиг подобен листу древа, а внутренний — плоду. Но как в Писании сказано, что всяко древо, не творящее плода добра, посекается и во огнь вметается (Лк. 3:9), то из этого явствует, что все тщание наше должно быть о плоде, т.е. о хранении ума. Нужно и то, чтобы древо было покрыто и украшено листьями, чем изображается телесный подвиг». «О чудо! — восклицает блаженный Никифор Афонский, приведши слова преподобного Агафона в своем сочинении о духовном подвиге. — Какое изречение произнес этот святой против всех, не хранящих ума, а уповающих на одно телесное делание! Всяко древо, не творящее плода добра, т.е. блюдения ума, а имеющее один только лист, т.е. телесный подвиг, посекается и во огнь вметается. Страшно, отец, твое изречение!»    Хранение ума, блюдение ума, трезвение, внимание, умное делание, умная молитва — это различные наименования одного и того же душевного подвига, в различных видоизменениях его. Душевный подвиг переходит, в свое время, в духовный. Духовный подвиг есть тот же душевный, но уже осененный Божественной благодатью. Этот душевный или духовный подвиг отцы определяют так: «Внимание есть сердечное, непрестанное безмолвие, всегда и непрерывно призывающее Христа Иисуса, Сына Божия и Бога, дышащее Им, с Ним мужественно ополчающееся против врагов, исповедающееся Ему, Единому имеющему власть прощать грехи». Проще сказать — внутренним деланием, умным, душевным деланием, умной молитвой, трезвением. Хранением и блюдением ума, вниманием называется одно и то же: благоговейное упражнение в молитве Иисусовой. Блаженный Никифор Афонский уподобил эти наименования отрезанной части хлеба, которая, сообразно виду ее может быть названа и куском, и ломтем, и укрухом. Божественное Писание Ветхого Завета законополагает: всяцем хранением блюди твое сердце; от сих бо исходища живота (Притч. 4:23). Внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония (Втор. 15:9). Бодрствование над сердцем и очищение его повелевается особенно Новым Заветом. К этому направлены все заповедания Господа. Очисти прежде, — говорит Господь, — внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее их чисто (Мф. 23:26). Сосудами из хрупкого стекла и малоценной глины Господь назвал здесь человеков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

С. 12; ср.: Августин. О граде Божием, XIX, 5.    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие L, 2, 449—451. С. 546—548.    Лк.15:11—32.    Последование ко Святому Причащению.    В Последовании ко Святому Причащению молитва 6-я, Великого Василия.    Дионисий Ареопагит. Послание к Тимофею, 1.1—1.3; Он же. Письмо Дорофею диакону/Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 5—7, 12.    Последование погребения мирских человек, тропарь по Благословен еси Господи, глас 5.    Феофилакт Болгарский на Мк.9(толкования блаженного Феофилакта на Новый Завет цит. по: Феофилакт, архиепископ Болгарский. Благовестник, или Толкование на Святое Евангелие. [Ч. 1. Евангелие от Матфея. Ч. 2. Евангелие от Марка]. М., 1993; Он же. Благовестник, или Толкование на Святое Евангелие. [Ч. 1. Евангелие от Луки. Ч. 2. Евангелие от Иоанна]. М., 1993; Он же. Толкования на Деяния святых апостолов, сокращенно избранные из толкований святого Иоанна Златоуста и некоторых других отцов. Толкование на соборные послания святых апостолов. М., 1993; Он же. Толкование на послания святого апостола Павла. М., 1993).    Strom. I, 38, 5 (курсив наш. — иг. Ф.).    Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священнобезмолвствующих. СПб., 2004. I, 3, 33. С. 104 (далее цитируем как — Триады).    Исихия (греч. ησυχια. — покой, безмолвие, молчание, отрешенность; священное безмолвие, полное отсутствие страсти и помрачения, вызываемого обыденным состоянием) — внешнее или внутреннее (а иногда и то, и другое вместе) удаление от мира (внешне — посредством бегства в пустыню, внутренне — «вхождением в себя» и «отложением помыслов»), аскетическое умное делание, сопровождаемое особой практикой чтения Иисусовой молитвы в состоянии духовного трезвения [см.: Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Внутреннее царство. Гл. 7 «Безмолвие и молитва: смысл исихии»]. Святитель Солунский Григорий Палама (1296—1359) — один из всемирно известных практиков исихии и наиболее горячих ее защитников против латинских ересей. Правильность учения Паламы была подтверждена в решениях Константинопольского Собора 1351 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Если же разленение и изнеможение овладевают тобою, призывай на помощь Бога и понуждай себя, сколько по силе, молитвы не прекращая, – и вскоре всё это непременно отойдет, Божией помощью отгоняемое. Когда же утишится ум от помыслов, снова сердцу внимай и [твори] молитву душевно или умно. Ибо много деланий добродетели, но все они частны в сравнении с трезвением, сердечная же молитва – источник всякого блага, напояющий душу, как [вода] сады, – сказал Григорий Синаит . И вот блаженный этот, всех духоносных отцов объяв писания и последуя прочим, [современным ему, подвижникам], повелевает особенное попечение иметь о молитве, от всех помыслов уклоняясь в ней, если возможно, – не только от злых, но и от мнимо благих. Ведь безмолвие, – сказал он, – есть отложение на время [всех] помышлений, чтобы, внимая им, как добрым, большего ты не погубил; и искать в сердце [нужно] Господа, как сказал Симеон Новый Богослов , то есть умом блюсти сердце в молитве и внутрь него всегда обращаться. Делание же это – блюдение ума в сердце без всяких помыслов – ненавыкшим весьма трудно, не только новоначальным, но и долго трудившимся делателям, которые не приняли еще внутрь сердца и не удержали сладости молитвы от действия благодати; и по опыту известно, что еще немощным это делание весьма тяжким и неудобоисполнимым представляется. Когда же кто обретет благодать, тогда беструдно и с любовью молится, утешаемый благодатью. Ибо когда придет действие молитвы, тогда воистину удерживает оно ум при себе, и веселит, и избавляет от пленения, – сказал Григорий Синаит . Потому в молитве подобает быть терпеливым, от всех вставать петь 4  до времени; в терпении, – говорит он, – да будет сидение 5  твое, по сказанному: В молитве претерпевая (см. Кол.4,2 ), – из-за болезненного изнеможения и мысленного вопияния ума не скоро вставай. И пророческое слово приводит: Как болеющая, когда приближаются роды, испытывает боль (см. Ис.26,17 ), и святого Ефрема, говорящего: «Выполняй труд с болезненностью 6 , чтобы избегнуть болезненности легкомысленных (неразумных) трудов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/us...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010