5, т. 1, стр. 390). Ещё оно упоминается в акте от 1663 года 30 июня в универсале гетмана Павла Тетеры к казакам, расположенным в Полесьи, между прочим, и в «Норинску», предписывающем им принять под своё покровительство имения Киево-Пустынского Св.-Никольского монастыря и защищать их от всяких нападений со стороны шляхты, казаков и жолнеров (Архив, ч. 1, т. 4, стр. 21). Ещё это местечко – как имение подкомория Киевского Трипольского – упоминается в акте от 1734 года 11 декабря в жалобе священника Ивана Манадыченка на дворянина Мартына Исарского – управляющего Норинским имением о том, что он запретил истцу ездить для отправления церковных треб в село Клочки, принадлежащее к его приходу – Свято-Николаевской Новонародицкой церкви, и когда затем этот священник, по требованию прихожан, явился в Клочки для совершения обрядов Крещения и Венчания, то Исарский приказал взять его под арест и нанёс ему тяжёлые побои (Архив, ч. 1, т. 4, стр. 443). 316 Село Покалев упоминается в акте от 1734 года июля 26-го дня в жалобе дворянина Фёдора Каминского на его брата Фому Каминского о том, что он отчуждает имение, принадлежащее детям третьего их брата – Степана Каминского, убитого вместе с женою гайдамаками, причём имущество этвго Степана Каминского было увезено с село Покалев (Архив, ч. 3, т. 3, стр. 90). 317 Село Коптевщина – под именем селища Контевщины, как имение дворянина Томки Посеговского – упоминается в акте от 1545 года в описи Овручского замка, с исчислением приписанных к нему мещан, бояр, крестьян и земель, а также повинностей и даней, приносимых в пользу замка; здесь, между прочим, сказано: «Томки Посеговского селища именем: Контевщина а Ковское, выслуга от двадцати лет, на тых селищах дымов осм, служб две, пустовщину теж наймае» (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 48). Затем оно – под именем села Коптевич, как имение дворянина Хведора Хомяка – упоминается в акте от 1569 года 25 мая в универсале короля Сигизмунда Августа о присоединении земли Волынской к короне польской. Король, под угрозою конфискации имений, повелевает дворянам согласиться на соединение и подтвердить согласие присягою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В конце XIX века Святополк-Мирские построили вокруг церкви кирпичную ограду. Сейчас сохранились только два ее фрагмента. В тех местах, где ограда подпирала земляной склон. На фотографиях, сохранившейся с тех времен, видно, что на ограде были проемы в форме крестов. Возле церкви был семейный склеп — здесь захоронена вся княжеская семья. Надгробные плиты были отреставрированы не так давно. До этого несколько десятилетий по княжеским надгробиям ходили люботинцы. В начале 1990-х годов, когда началась реконструкция тротуара перед входом в горсовет, были найдены две плиты, лежавшие лицевой частью вниз. Никто не догадался о том, что это за плиты, да так и оставили их лежать на мостовой. О том, что это могилы, стало известно сравнительно недавно. На юго-восточной окраине города Люботина, возвышаясь над водной гладью, стоит белоснежная с золотыми куполами церковь. Храм Святителя Николая в пос. Гиёвка, что на окраине Люботина, является неотъемлимой частью усадебного комплекса княжеского рода Святополк-Мирских. Первая деревянная церковь была построена здесь в 1778 г., когда имением владел прапорщик Щербинин. В 1821 г. имение переходит к харьковскому литератору Василию Григорьевичу Масловичу, при котором было завершено строительство каменного храма. В 1833 г. из-за ненадежного фундамента стены храма дали трещины, и Маслович решается разобрать, а затем заново построить храм. Строительство новой каменной церкви началось только 1838 г. и было закончено уже после смерти Василия Григорьевича его женой Надеждой Дмитриевной Маслович в 1841 г. Освящен храм был в 1843 году. В 1881 г. имение приобретает Харьковский генерал-губернатор Дмитрий Иванович Святополк-Мирский. При нём была отремонтирована церковь. В 1899 г. имение переходит его сыну Петру Дмитриевичу Святополк-Мирскому - предводителю Харьковского губернского дворянства, шефу корпуса жандармов, министру внутренних дел Российской империи в 1904-1905 гг. Петр Дмитриевич Святополк-Мирский лично заботился о благосостоянии Свято-Николаевского храма, став его старостой. В 1891 г. в храме было установлено отопление, велись позолотные работы, закупалась новая утварь и церковные облачения. Во время революционных событий и гражданской войны имение было разграблено.

http://sobory.ru/article/?object=03822

    И возложив на них руки, пошел оттуда. И вот, некто подошел сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Этот человек подошел не с целью искушать Христа, но с целью получить наставление, так как жаждал жизни вечной. Только он подошел к Христу, как простому человеку, а не как к Богу. Потому Господь и говорит ему: «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог?», то есть если ты называешь Меня благим, считая в то же время за обыкновенного учителя, то ты ошибаешься: в действительности никто из людей не благ. Во-первых, мы очень легко уклоняемся от добра, во-вторых, самая доброта человеческая в сравнении с благостью Бога — не более как злоба.     Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Господь отсылает вопросившего к заповедям закона, дабы иудеи не могли сказать, что Он презирает закон. Что же?     Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей: чего еще недостает мне? Некоторые осуждают этого юношу, как человека хвастливого и тщеславного. Как же, говорят, он в совершенстве любил ближнего, когда оставался богатым? Кто любит ближнего, как самого себя, тот не может быть богаче ближнего. Ближний же — всякий человек. Иные понимают это так: допустим, что я бы сохранил все это: тогда чего бы мне еще недоставало?     Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Что, говорит, ты исполнил по твоим словам, то исполнил только по-иудейски. Если же хочешь быть совершенным, то есть Моим учеником и христианином, то пойди, продай свое имение и тотчас же все раздай, не оставляя у себя ничего под предлогом, что хочешь постоянно подавать милостыню. Не сказал: «давай нищим», но «все отдай и стань неимущим». Потом, так как иные хотя и милостивы, но ведут жизнь, полную всякой нечистоты, Христос говорит: «и приходи, и следуй за Мною», то есть имей и все прочие добродетели. Но юноша опечалился. Хотя он и желал, хотя почва сердца его была глубока и тучна, однако семя слова Господня было подавлено тернием богатства, «ибо, — замечает евангелист, — у него было большое имение». Кто немного имеет, тот менее и опутан узами имущества, но чем больше богатство, тем крепче оковы налагает оно. Еще: так как Господь разговаривал с богатым, то и сказал: «ты будешь иметь сокровище на небесах», если уже ты любитель богатства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

  Кондак, глас 3: Море зловерия обличил еси, и идольского безбожия лесть верою правоверия уязвил еси, и всесожжения божественное быв, чудодействием орошаеши концы, отче святителю Феодоте. Христа Бога моли даровати нам велию милость. Память святой мученицы Евфалии Святая Евфалия жила в III веке и была, родом из Сицилии. Мать ее была язычница и страдала кровотечением. Ей явились во сне святые мученики Алфий Филадельф и Киприн (память их празднуется 10 мая) и обещали исцеление, если она уверует во Христа. Она крестилась и исцелилась; потом крестила и дочь свою. Сын ее, Сермилиан, узнав об этом, хотел убить мать свою, а сестру Евфалию жестоко бил и отдал слуге на растление. Молитвою своею святая Евфалия ослепила слугу, а сама усечена мечом от брата. Святой Арсений родился в городе Твери от благочестивых, благородных и зажиточных родителей. Ни год его рождения, ни имена родителей неизвестны. Испросив у Бога себе сына, родители блаженного всего более заботились о том, чтобы насадить в сердце его страх Божий. Спустя несколько времени они отдали отрока для обучения грамоте. С Божией помощью он скоро обнаружил такие успехи, что превзошел всех своих сверстников. Арсений был юн возрастом, но хорошо понимал, что все блага сей жизни непостоянны и скоропроходящи. Он помышлял и заботился лишь о том, чтобы угодить Богу и спасти свою душу. По прошествии некоторого времени родители преподобного скончались, перед кончиной заповедав сыну жить свято и богоугодно, твердо хранить заповеди Господни и соблюдать веру христианскую, и оставили ему все свое имение. Предав погребению своих родителей, святой еще чаще стал помышлять о спасении своей души. Он думал: — Знаю, что я пришлец и странник на земле. Кратка и недолговременна жизнь здесь, а будущая жизнь бесконечна. Большое имение оставили мне родители, но душа моя не радуется о том. Ибо сказано в Писании: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26.) Размышляя так, он стал раздавать свое имение бедным: одевал нагих, посещал больных, помогал вдовам и сиротам, заступался за обиженных. Но завистник рода человеческого, видя благочестивую жизнь святого Арсения, воздвиг на него брань. Он вложил некоторым сродникам блаженного мысль, что юноша не хорошо делает, щедро раздавая родительское имение. Сродники святого то советовали ему вступить в брак, то поносили и укоряли его, говоря:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

После батюшки, по разделу между братьями, досталось: брату Михаилу Петровичу Боброво, петербургская деревня и в Рязани, а Николаю Петровичу — Покровское и деревня в Костроме; сестре Анне Петровне — тоже в Костроме, по смежности с братниным имением. Сестре Вяземской, при ее замужестве” батюшка пожаловал имение в Кинешме, а Варваре Петровне дано было имение вблизи от Калуги, вновь купленное сельцо Субботино. Братья делили имение по доходу, а не по числу душ, и потому Михаилу Петровичу пришлось больше, чем Николаю Петровичу; но оба в сложности получили 3800 душ, а мы четыре сестры — около 1200; на мою долю при замужестве полученная мною новгородская была самая малочисленная — 250 душ. V Поблизости от Покровского, тоже в Чернском уезде, было имение князя Петра Петровича Долгорукова, того самого, который, будучи губернатором в Туле, необходительно принял батюшку и про которого батюшка обыкновенно выражался не очень одобрительно. Этот Долгоруков был женат на Лаптевой Анастасье Симоновне и, вышедши в отставку в первые годы царствования императора Александра Павловича, жил у себя в имении, будучи очень небогат, и там занимался хозяйством и важничал пред мелкопоместными соседями. Он имел трех сыновей, из которых один, Петр Петрович, был, говорят, хорош собою, очень умен, был дружески любим императором Александром, подавал большие надежды на блестящую будущность, но в молодых летах умер в 1806 году. Других двух сыновей звали: Михаил Петрович и Владимир Петрович, женатый на Варваре Ивановне Пашковой. У последнего остался сын Петр Владимирович. Владимирович жил некоторое время за границею, где печатал свои сочинения: “Notices sur les principales familles de la Russie”; “La vérité sur la Russie” и многие другие, не дозволенные цензурой. Им же составлена «Российская родословная книга», которую он не успел довести до конца, и вышло только четыре части. При всей своей неполноте и многих пропусках это, однако, самая полная родословная книга, какую мы до сих Дочерей у Долгорукова было две: старшая, Елена Петровна, была давно замужем за Сергеем Васильевичем Толстым, и меньшая, княжна Марья Петровна, которой было уже далеко за тридцать лет; она была собою нехороша и вдобавок еще и кривобока.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Село Клочки – как имение дворянина Василия Дедко – упоминается в акте от 1545 года в описи Овручского замка, с исчислением приписанных к нему мещан, бояр, крестьян и земель, а также повинностей и даней, приносимых в пользу замка; здесь, между прочим, сказано: «Василевское Дедковское село Клочки, служб чотыри, подачки две копе двадцать два грошей, меду пять кадей (это – в пользу замка). (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 46). Ещё оно – как имение дворянина Остафия Дедовича-Трипольского – упоминается в акте от 1692 год 22 августа в жалобе дворянина Остафия Дедовича-Трипольского на дворян Михаила (отца) и Григория, Василия и Иосифа (сыновей) Кончаковских о том, что они завладели его имуществом и неоднократно покушались убить его; кроме того, Василий и Григорий Кончаковские, находясь постоянно на службе у разных полковников казацких – Лончинского, Апостола и Палия – грабили вместе с ними шляхетские имения, в том числе и имение Трипольского село Клочки, откуда они насильно увезли в своё село Черниговцы двух крестьян – Стефана и Уласа Белаченко, и там принуждали их к тяжёлым работам (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 319). Ещё оно – как имение Киевского мечника Павла Трипольского, лежавшее в Киевском воеводстве, повете Овручском – упоминается в акте от 1694 года 23 августа в жалобе дворянина Андрея Матияшкевича на Павла Трипольского о том, что, с его ведома, вывезены были из села Матияшкевича Копищ в село Трипольского Клочки крестьяне Моисей (отец) и Мартын и Василь (сыновья), которые потом с казаками Палея нападали на Матияшкевича и родных его, грабили их и били (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 307). Ещё оно упоминается в акте от 1734 года 11 декабря в жалобе Павла Манадыченка – священника м. Народич имения Михаила Павши – Житомирского подчашего – на дворянина Мартына Псарского – управляющего Норинским имением, о том, что он запретил истцу ездить для отправления церк. треб в село Клочки, издавна принадлежащее к его приходу – Свято-Николаевской Народичской церкви, и когда затем этот священник, по требованию прихожан, явился в Клочки для совершения Таинств Крещения и Венчания (в ноябре 1734 г.) и, по совершении их, уже готовился к отъезду в м. Народичи, то Псарский, при помощи своих крестьян Клочковских и Кацовщинских, напал на этого священника в доме крестьян Шевченков, арестовал его и под стражею (sub custodia armata) препроводил его в с. Кацовщину, причём здесь издевался над ним и даже нанёс ему тяжёлые побои (Архив, ч. 1, т. 4, стр. 443–444). Село Клочки принадлежало тогда по этому акту – Трипольскому – подкоморию Киевскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

352 Село Студянка – под именем Студенки, как имение пана Ивашки Илинича – упоминается в акте около 1477 года, в котором Ивашко Илинич свидетельствует, что имения свои: одно возле Кременца, – село Студенку, отчину свою, а другое – село по имени Грузкую возле Волковыйска, заменил с паном Невером Волчкевичем и с его детьми Олизаром, Панасом и Немиркою на его сёла: Чернавчицы и Турную, причём Ивашко придал за это Неверу ещё 100 коп грошей (Archiwum ks. Sanguszkw t. 1, стр. 73). Ещё оно – как имение князя Василия Константиновича Острожского – упоминается в акте от 1545 года 21 июля в описи Кременецкого замка, в числе городень которого упоминаются «две городни князя Василия Константиновича, с имений его – Птичей, Студенки, Белогородки в с прочих приселков» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 200 и 209). Ещё оно упоминается в акте от 1563 года 22 апреля в донесении вижа о вручении слугой Троцк. каштеляна Григория Ходкевича Киевскому воеводе князю Константину Острожскому позва к королевскому суду по делу его с Ходкевичем относительно сёл: Мощеницы, Малой Мошеницы, Студенки в Ступни (подробности дела не означены) (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,037, стр. 10, п. 16). 353 В Шепетинской церкви есть чудотворная икона Богоматери – на узкой доске; черты лика Богоматери выразительны с тремя запёкшимися на левой ланите слезами, наподобие воска. Слёзы ли это или следы ружейного выстрела татар, сжёгших древнюю церковь , бывшую на месте нынешнего приходского кладбища, – достоверно неизвестно. Село Шепетин – очень древнее. 354 Село Хорупан – как имение пана Яна Монтовта – упоминается в акте от 1566 года 20 апреля в жалобе пана Яна Монтовта о грабеже рогатого скота в его сёлах: Пекалах и Хорупанах земянами Антоном и Дмитром Яловицкими и земянами Титом и Петром Хомяками (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 10, п. 19). 355 Село Головчицы – как имение князя Юрия Васильевича Острожского – упоминается в акте от 20 апреля 1448 года, в котором князь Юрий Васильевич продаёт «делницу свою иванскую» брату своему князю Ивану Васильевичу Острожскому «за полседманацат коп грошей, первое село Мятин, другое село Головчичи, а Подборци, а Детиничи со всем с тым, што к тым селам здавна тягнет вечно и непорушно, ему и детем его» (Archiwum ks. Sanguszkw, t. 1, стр. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Нельзя сказать о нас, чтобы мы безукоризненно соблюдали заповеди Божии, и, однако же, вот, мы молимся Богу, постимся, подаём милостыню, и, можно сказать, каждый из нас непременно делает что-нибудь для Бога, и для спасения души своей по своему желанию и сердечному избранию. Самая церковь каждый праздник полная народа, свидетельствует, что мы не оставили Бога, и не забыли о душе своей. Среди нас есть люди, которых жизнь нечем опорочить, и вообще, наша страна не без добрых людей. Скажи же Господь самому лучшему из нас: “поди, продай имение своё, и раздай нищим”, потребуй этого Бог от богатого или бедного, — и разве редкий из нас найдётся, которого не опечалило бы это требование, и не заставило бы, хотя со скорбью, удалиться от Господа. Итак, видите, что среди всех наших видимых добродетелей и благочестия, среди нашей, по-видимому, неизменной любви к Богу, часто любовь к миру тайно от нас самих, владычествует в душе нашей. Впрочем, Бог никогда не издавал такой общей заповеди, чтобы каждый христианин непременно раздавал всё своё имение, нисколько не дорожил им, и чтобы был таким образом во всю свою жизнь нищим. При такой заповеди милостивому христианину была бы возможность исполнить заповедь благотворительности во всей жизни только один раз, после которого он сам себя осуждал бы на принятие милостыни от других. Нет, братия: нам, мирским людям, заповедано не презирать благ земных, не отрекаться от имущества, а беречь его, как дар Божий, и употреблять его по воле Божией. Воля же Божия при даровании нам имущества состоит в том, чтобы мы употребляли его именно на добрые дела, как-то: на вспоможение бедным, на воспитание сирот, на устройство храмов Божьих там, где они нужны, на поправку храмов обветшавших, на устройство училищ и на другие благотворительные учреждения. Слова Иисуса Христа: “раздай имение своё нищим”, возлагают на нас обязанности не к тем нищим, которые просят милостыни под нашими окнами, и из которых многие занимаются нищенством, как ремеслом, а ко всем людям, истинно нуждающимся в той или другой нашей помощи, в нашей благотворительности. Это люди голодные и холодные, больные, престарелые, лишённые средств содержаться трудами своими. Это тёмные люди, лишённые средств к образованию. Это непросвещённые христиане, не имеющие средств совершать общественное богослужение и слушать учение Христа Спасителя. Это малолетние дети, оставленные без воспитания, или при плохом воспитании, за неимением училищ скитающиеся с утра до вечера по улицам, по полям и лесам безо всякого призора, приучающиеся к своеволию, беспорядочности, и ко всему дурному. Вот на какие предметы, и в пользу вот каких людей Господь заповедал нам раздавать своё имение. Если же мы расточаем своё имущество на иные предметы, и на иные потребности, то нам столько же неудобно будет “войти в царство Божие”, сколь неудобно “верблюду пройти сквозь игольные уши”.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchenija-dl...

Чем больше мы приобретаем совершенств, тем более лютым становится диавол; он делается более свирепым, когда видит, что мы заботливо совершенствуем свою жизнь ( 36, 10 ). Желающий жить по образу и подобию Божию должен быть презираем всеми, стать предметом насмешек и неуважения как на словах, так и в делах. Святитель Иоанн Златоуст ( 36, 922 ). Как при естественном рождении младенец не всегда остается младенцем, но растет телом и возрастает разумом и рассуждением, так должно быть и в духовном рождении, в котором рождаемся свыше, от Бога. Не всегда нужно быть младенцем во Христе и питаться молоком... нужно стараться возрасти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ) ( 104, 1913–1914 ). Нужна для этого постоянная и усердная молитва, поскольку без помощи Божией не только преуспевать, но и сохранить себя не можем в христианском благочестии, по слову Христову: «...без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 ). Помощь же и благодать Божию мы получаем по молитве, как сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Мф. 7, 7 ). Поэтому хотящий расти и успевать в благочестии должен усердно молиться и просить к этому помощи у Бога ( 104, 1914 ). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим. 3, 16–17 ). Если хочешь успевать в истинном благочестии, читай или слушай Святое Писание со всяким прилежанием. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1914 ). Нельзя быть совершенным... не отказавшись не только от денег и дома, но даже от души своей... Святитель Иоанн Златоуст ( 35, 371 ). «Пойди, продай имение твое и раздай нищим»... Кому заповедует это Господь? Тому богачу, который желал получить совет, как наследовать жизнь вечную. Ибо он сказал это Господу: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Господь же отвечает не так: «Если хочешь войти в жизнь вечную, иди, продай имение твое», а так: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Только когда юноша сказал, что сохранил те из заповедей, какие напомнил ему Господь, и спросил, чего еще ему недостает, он получил ответ: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим»... А чтобы он не подумал, что так он только потеряет то, что любил, Господь говорит: «...и будешь иметь сокровище на небесах»... И еще добавляет: «...и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19, 16–24 ), чтобы кто-нибудь не подумал, что могла быть польза от того, если бы он продал имение, а за Христом не последовал. Но юноша отходит с печалью, ибо он должен был увидеть, в какой мере сохранил заповеди Закона, ибо я думаю, что он говорил более высокомерно, чем правдиво, что сохранил их. Но во всяком случае Благой Учитель отличил здесь исполнение заповедей Закона от совершенства...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010