Гидасп — приток Инда. 551 Так не совсем забыт будет нищий, и надежда его не до конца погибнет...— Пс. 9, 19. 552 ...мертвит и живит...— ср. I Царств. 2, 6 сл. 553 ...превращает бурю в тишину...— Пс. 106 (107), 29. 554 ...стопы благовествующего...— Наум 2, 1. 555 И явился вдувающий в лицо его дыханье жизни и освобождающий его от утеснения.— Незначительно измененная цитата из Наум 2, 2. 556 ...царство перешло к Адриану...— как свидетельствуют источники, Адриан (117—138) был не “более жестоким гонителем благочестивых”, чем его предшественник Траян. 557 Дары Авеля и жертва Авраама — сын Адама Авель пожертвовал первенцев из своего стада, и “призрел господь на Авеля и дар его” (Быт. 4, 4). Авраам, один из библейских патриархов, по воле искушавшего его Бога готов был принести в жертву своего единственного сына Исаака. Видя его веру и послушание, Бог позволил Аврааму пощадить сына. 558 ...кровь первомученика...— первомучеником считали архидиакона Стефана, одного из 70 апостолов, т. е. тех, кто действовал вместе с 12 апостолами, избранными самим Христом. 559 Коммод — римский император (180—192). 560 Эпарх Египта — римский наместник в Египте. 561 ...Евгения, исполненная душевного благородства... — автор обыгрывает имя святой: Eugenia — по-гречески благородная. 562 ...изгоняя их из города по велению императора...— при Коммоде гонения на христиан исторически засвидетельствованы. 563 Ипат — консул. 564 ...все боги народов идолы...— Пс. 95, 5. 565 ...Господь Небеса сотворил...— Пс. 95, 5 сл. 566 ...надо всеми единый Бог...— ближе всего к этой фразе Эфес. 4, 6 (“Один Бог и отец всех, который над всеми”) и I Коринф. 8, 4 (“Мы знаем, что... нет иного Бога, кроме единого”). 567 Гелиополь — город в Египте. 568 Путь праведника прям; ты уравниваешь стезю праведника — Исх. 26, 7. 569 ..шлем Аида...— согласно греческой мифологии, бог подземного царства Аид имел шлем, служивший ему шапкой-невидимкой. 570 ...имя соответствовало твоему образу мыслей.— См. примеч. 3. 571 ...которого мы лишились по вине первого Адама и которое наследовали благодаря второму.— вследствие грехопадения ветхозаветного Адама человек, как считали христиане, лишился милости сотворившего его божества. Христос же, новый Адам, вернул ее людям. Обычно Христос называется новым Адамом, чтобы подчеркнуть, что новый родоначальник в отличие от ветхозаветного (т. е. древнего, ветхого) не отягчен грехом. 572

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

96 Григорий Нисский. Толкование к надписаниям псалмов, PG 44, 440, цит. по изд.: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения М.: Музыка, 1966. С. 107. 97 Пс. 148, 1–4 . 98 Григорий Нисский. Толкование к надписаниям псалмов, PG 44, 442, цит. по изд.: Там же, с. 108. 99 Святитель Василий Великий. Беседа на Псалом 1.1, цит. по изд.: Там же, с. 104. 100 Святитель Григорий Нисский. Толкование к надписаниям псалмов, PG 44, 443, цит. по изд.: Там же, с. 109. 101 Апок. 21, 5 . 102 Святитель Василий Великий. Против Евномия 5. 103 Святой Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против отвергающих святые иконы 17, цит. по изд.: Полное собрание творения Иоанна Дамаскина/Пер. В. Четыркина. СПб., 1913. Т.1. С. 399 . 104 Феодор Студит . Третий антирритик 4.12. 105 Патриарх Никифор. Второй антирритик 13, 357B. 106 Прокопий Кесарийский. О постройках 1.1.27, 29, 48, перевод С. Кондратьева, цит. по изд.: Вестник древней истории. 4, 1939. С. 209–224 107 Там же 1.1.61 108 Нил Анкирский . Слово о молитве 44, 152. 109 Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 61, цит. по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 7. Кн. 1. 110 2Кор. 10, 17 . 111 Святитель Василий Великий. Беседы на Псалом 33.3, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари Каппадокийской. Ч. 1. М., 1845. С. 288–289. 112 Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев 1, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари Каппадокийской. Ч. 1. М., 1845. С. 11, с изменениями. 111a] Максим Исповедник. Амбигвы 8; пер. архим. Нектария (Яшунского). 113 См. например: св. Николай Кавасила . О Божественной литургии 34. 114 Гесиод. Дела и дни. 115 Святитель Григорий Богослов. Письмо к Григорию архонту, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 6ти томах. М., 1889. Т. 6. 116 Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 16 на Послание к Ефесянам 1, цит.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 391-392) 15 янв. помещен подробный устав соединения службы И. К. с последованием Октоиха и со службой прп. Павлу Фивейскому; служба совершается с пением на утрене «Бог Господь», указан отпустительный тропарь И. К. Εν σο, πτερ, κριβς διεσθη (          ), поется канон И. К. 2-го гласа, по 3-й песни - седален И. К., по 6-й - кондак И. К.; И. К. назначаются 4 стихиры-подобна и самогласен; на литургии поются тропарь И. К., прокимен Пс 149. 5 со стихом, аллилуиарий Пс 111. 1, Апостол и Евангелие - дня, причастен Пс 111. 6. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 107-108) последование И. К. включает: отпустительный тропарь И. К. 4-го гласа Εκ βρφους τν Κριον πιποθσας θερμς (С младенчества Господа горячо возжелав...), кондак, канон, цикл стихир-подобнов и самогласен, седален; на литургии указания те же, что и в Евергетидском Типиконе. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 251) память И. К. также отмечается 15 янв.; важные особенности, касающиеся последования И. К., не указаны. В богослужебных книгах Иерусалимского устава , начиная с древнейших рукописных памятников (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 38) и до совр. печатных изданий, память И. К. отмечается 15 янв. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) последования И. К. и Павла Фивейского соединяются со службой Октоиха; служба совершается с пением на утрене «Бог Господь» и тропарям (указан тот же отпустительный тропарь И. К., что и в Мессинском Типиконе); И. К. также назначаются канон 2-го гласа, цикл стихир-подобнов и самогласен. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 15 янв. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); последование И. К. также соединяется со службами Павлу Фивейскому и Октоиха; святым назначается общий отпустительный тропарь 4-го гласа      указаны посвященные И. К. кондак 3-го гласа           канон, цикл стихир-подобнов и самогласен, седален, светилен. В московском издании Типикона 1633 г. И. К. назначается иной кондак 2-го гласа         В исправленном издании Типикона 1682 г. И. К. также назначается др. кондак 2-го гласа        

http://pravenc.ru/text/471337.html

Вход Господень в Иерусалим. Миниатюра из Россанского кодекса. VI в. (Россано, кафедральный собор. Fol. 1v) Возгласы «осанна» не были исключительной принадлежностью праздника Кущей, хотя в послебиблейской лит-ре связывались именно с ним (m.Sukkah. 4. 5; 3. 9). Евр. выражение «осанна» (букв.- спаси же) - это мольба о помощи, обращенная к Богу, к-рая часто встречается вне богослужебного контекста (Пс 11. 1; 19. 10; 27. 9; 59. 3; 107. 6). На осеннем празднике Кущей восклицание «осанна» было связано с молением о дожде (см.: Petuchowski. 1955; отметим, что впосл., в пророческой лит-ре, дождь стал одним из символов Мессии, ср.: Ос 6. 3; Иоиль 2. 23; ср.: Иак 5. 7). «Осанна» как моление о спасении может сочетаться со звательным падежом - именно так выражение «осанна в вышних» истолковано, напр., в одном из торжественных слов на праздник В. Г. в И., приписываемом свт. Иоанну Златоусту: «Осанна в вышних, то есть «спаси Ты, Который в вышних». Так объясняется на евр. языке «осанна в вышних»: вверху спасение, а внизу человеколюбие» ( Ioannes Chrysostomus. In ramos Palmarum//PG. 61. Col. 715). Возглас «осанна», а также сходные с ним глагольные формы могли также понимать как моление о царе или просто как царскую аккламацию (ср. выражения «помоги, царь» в евр. тексте 2 Цар 14. 4 (ср.: 4 Цар 6. 26); «Господи! спаси царя» в Пс 19. 10). Видимо, уже в межзаветную эпоху произошла десемантизация этого возгласа и он стал употребляться подобно словам «салют» или «ура» в рус. языке (ср. выражение блж. Августина, что «осанна» означает «не мысль, а эмоции» ( Aug. De doctr. christ. 2. 11)) - этим можно объяснить употребление «осанна» с дательным падежом («осанна Сыну Давидову») в Мф 21. 9, а также в ряде раннехрист. текстов (часто в форме литургической аккламации ; см., напр.: Didache. 10. 6; Clem. Alex. Paed. 1. 5. 1; Егезипп в Euseb. Hist. eccl. 2. 28; Const. Ap. VII. 26). В евангельских повествованиях о В. Г. в И. возгласы «осанна», возможно, следует связывать с «мессианским» Пс 117, стихи 25-26 к-рого, звучащие во время В. Г. в И., должны пониматься как приветствие Мессии-Царю (см. ст. Осанна ).

http://pravenc.ru/text/161041.html

30 См. канон 109 Карфагенского собора в книге: Joannou Périclès-Pierre.Discipline générale antique. Pontificia commissione per la redazione del codice di diritto canonico orientale. Fonti. [ser. 1]; fasc. 9; Grottaferratä Tipografia Italo-Orientale S. Nilo, 1962–1964. T. 1, ptie. 2. Les canons des synodes particuliers (IVe-IXe s.). P. 376. 60 См. Larchet J.-C.Thérapeutique des maladies spirituelles. 4-e éd. Paris, 2000. P. 195–205, 229–239. 98 Эта концепция, которая может показаться странной, очень взаимосвязано включается в его сотериологическое учение. См. нашу работу: Ларше Жан-Клод. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. Глава IÏ Вопрос об адамовом наследии. С. 108–161. 107 См.: Novak E.Le Chrétien devant la souffrance. Étude sur la pensée de Jean Chrysostome. Paris, 1972. P. 50–51. 137 Преп. Максим Исповедник . Вопросоответы к Фалассию. Предисловие. Схолия 7. По отношению к второму см. «Вопросоответы к Фалассию», 58, где преп. Максим упоминает о душе, которая «ниспадает с вершины добродетели», поскольку «плоть стремится избежать тягостных трудов, связанных с ощущением муки». 148 Там же. 21. Толкование этого перевода имеет определенные трудности. Детальные комментарии по этому вопросу даны в нашей работе: Ларше Жан-Клод. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. М., 2004. С. 118–125. 159 Елифаз Феманитянин: 4:7–8; 5:7; 15:5–12, 14–16; 22:4–11; Вилдад Савхеянин: 8:13–20; 18:5–21; 25:4–5; Софар Наамитянин: 11:4–6,11–14; 20:5–29; Елиуй: 33:9; 34:10–11; 36:5–8. 160 Елифаз Феманитянин: 5:8; 22:21–30; Вилдад Савхеянин: 8:5; Софар Наамитянин: 11:13–19; Елиуй: 34:30, 32; 36:10–12. 163 Эту точку зрения отстаивает, например, Елифаз: Что такое человек, чтобы ему быть чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? ( Иов. 15:14 ; ср. 11[LXX]; 25:4–5) – формулировка, которая отсылает к некоторой интерпретации строки из 50-го псалма: В беззаконии я был зачат и во грехе родила меня моя мать ( Пс. 50:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Сектант : Наше крещение совершается через одно погружение, ибо в Священном Писании нигде не указано, что крещаемых следует погружать троекратно, по примеру православных. Поэтому крещенных у вас и затем перешедших к нам мы крестим заново. Священник : Но Писание не говорит и об одном единственном погружении. Мы же опираемся на Священное Предание, а оно свидетельствует, что троекратное погружение крещаемых известно в Церкви Христовой искони. Заново крестя крещенных во имя Пресвятой Троицы, вы вводите новую ересь на погибель себе, ибо: крещение есть рождение в жизнь вечную, которое, как и рождение в жизнь плотскую, совершается лишь однажды; крещение есть смерть и воскресение с Иисусом Христом (см.: Рим.6:3–5 ), и повторяющие его заново распинают и погребают Господа. Итак, не должно заново крестить тех, кто был крещен по чину Церкви Православной во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ), ибо один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ; ср.: 1Кор.1,13 ). И только крещенных еретиками или сектантами следует крестить повторно. Православный : Укажи, прошу тебя, и другие свидетельства о том, что дети наследуют прародительский грех и, значит, нуждаются в крещении. Священник : Кроме уже приведенных мест Писания, изучи и эти: Быт.6:3–12; 8:21 ; 3Цар.8:46 ; 2Пар.6:36 ; Иов.15:14; 25:4 ; Пс.13:1, 3–4; 50:6; 52:2–3;57:3;105:6 ; Притч.20:9 ; Еккл.7:20 ; Ис.48:8; 64:6 ; Ин.3:6 ; Иак.3:2 ; 1Ин.1:8; 5:19 ; Рим.3:10,12,23; 5:12,19 ; 1Тим.2:14 . Из Священного Писания явствует, сверх того, что всякий человек грешен (см.: Рим.3:9–12 ), что мнящий себя без греха – лжив (см.: 1Ин.1:10 ), что согрешающие и не кающиеся становятся сынами диавола (см.: Мф.13:38 ; Ин.8:44 ; 1Ин.3:8 ), претыкающимися во всем (см.: Быт.6:5 ; Ис.1:4–6; 57:3 ; Иер.6:28 и др.). А обращаясь к Священному Преданию, заручаемся, сверх того, достоверными свидетельствами отцов и учителей Церкви. Так, у священномученика Иринея Лионского († 202) читаем, что Иисус «пришел спасти Собою всех... которые чрез Него возрождаются в Бога – младенцев, детей, юношей и старцев» 105 . И у Оригена († 254): « Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам» 106 . И блаженный Августин († 430) свидетельствует, что крещение младенцев « Церковь всегда имела, всегда содержала... это приняла она от [наших] предшественников, это хранит она постоянно, даже до конца» 107 . И у отцов Карфагенского собора (418): «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия... тот да будет анафема» 108 . Глава 18. О таинстве миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Патриарх Коптской Церкви Феодор II благословляет Дары на литургии в Рождественский сочельник в соборе св. Марка в Каире. Фотография. 6 янв. 2015 г. 2. Монашеская псалмодия. В то время как   составляет повседневное правило монахов и мирян, которое может совершаться также в церкви перед общинным богослужением, существует сугубо монашеская служба, именуемая «псалмодия». При этом следует заметить, что по причине молитвенного усердия эта служба часто совершается и в приходских церквах. Ее предписывается петь «с первыми петухами», т. е. в 3-ю четверть ночи, что соответствует монашескому молитвенному бдению. Основу службы составляют 4 песни-хос (копт. , букв.- «поющаяся хвала», термин перешел в араб. язык): 1) библейская песнь Моисея и израильтян из кн. Исход (Исх 15. 1-21); 2) Пс 135; 3) библейская песнь вавилонских отроков (Дан 3. 52-88); 4) хвалитные псалмы (Пс 148-150). Каждая песнь-хос сопровождается лобш (копт. - венец), т. е. поэтическим комментарием (ср. визант. гимнографический канон ). Между 3-й и 4-й песньми-хос звучат призывания имен святых и изменяемые в зависимости от дня церковного года и места совершения богослужения гимны, называемые «доксологии». После 4-й песни-хос следует серия песнопений и молитвословий: (а) псали (гимны, часто акростишные и очень древние по происхождению, которые произносят нараспев; см.: Lanne. 1977); (б) соответствующая дню недели часть теотокиа (богородична: в нем 7 частей, по 7-9 строф в каждой), которая также сопровождается лобш; (в) песнопение из кн. «Дифнар» (слово происходит от греч. Αντιφωνριον - Антифонарий; здесь содержатся псали праздникам и святым на каждый день церковного года); (г) тарх (араб.   - толкование; песнопение, к-рое по-коптски также именуется «псали», но существенно отличается от предшествующих гимнов с этим названием); (д) наконец, заключение, состоящее из определенного числа неизменных элементов (см.: Тураев. Коптские богослуж. каноны. 1907; Он же. К вопросу. 1907; Burmester. 1967. P. 107-111; Taft. Liturgy of the Hours. P. 255-256; Quecke. 1970. S. 52-80; ср.: Zanetti. 1995. P. 87-89; подробнее см. в ст. Гимнография ).

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Скачать epub pdf Аллилуиа, 135 Псалом сей, как и предшествующий ему, 134-й, псалом, принадлежит к числу хвалитных, или благодарственных, псалмов, почему и надписывается словом Аллилуиа («хвалите Бога»). В нем выражены чувства благодарности возвратившихся из плена иудеев Богу, после окончания постройки храма. Ближайшим временем к выражению таких чувств псалмопевца, после окончания постройки храма, конечно, могло быть празднование освящения храма. Торжественный тон обоих псалмов, а также антифонное расположение 135-го псалма вполне соответствуют такому празднованию (ср. 1Ездр.6:16, 3:10–11 ), а потому не будет невероятным предполагать, что оба сии псалма (134 и 135) написаны были на случай празднества освящения второго храма Иерусалимского. Пс.135:1–3 Исповедайтеся Господеви, яко Благ: яко в век милость его. Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость Его. Исповедайтеся Господеви господей: яко в век милость Его. Начало сего псалма сходственно с началом некоторых других псалмов (104, 105, 106 и 107), с тою разницею, что в тех псалмах приглашение псалмопевца к славословию и благодарению Господа Бога словом: Исповедайтеся Господеви – употреблено по одному разу, а здесь оно повторяется три раза, и притом с прибавлением, после каждого раза, особой хвалы за вечную милость Божию. По изъяснению священных толковников, как то: Иоанна Златоуста , Феодорита, Афанасия и других, – в троекратном приглашении к славословию Бога нужно видеть здесь призыв к прославлению единого Бога, во Святой Троице Сущего, именно: во-первых, Бога Отца, во-вторых, Сына Божия, и в-третьих, Духа Святого. Хотя в псалмах встречаются указания на троичность лиц в Боге (см. Пс.32:6 ), но вообще нужно сказать, что Божественное провидение, предохраняя иудеев от заблуждений языческих народов, преданных многобожию и грубому идолопоклонству, благоволило открыть им (иудеям) учение о троичности Лиц в Боге только отчасти, как и в сем псалме. Так, в первом стихе израильтяне призываются к прославлению Бога Отца, как источника бытия, сообщающего Свое существо Сыну чрез рождение и Духу Святому чрез исхождение; во втором стихе к прославлению Сына Божия, Который именуется Богом богов, так как есть боги сотворенные, которые, как, например, ангелы и святые человеки, хотя не боги в собственном смысле, но называются иногда сынами Божиими по благодати усыновления и настолько ниже Сына Божия, насколько тварь ниже своего Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

В сиро-яковитской традиции, также во многом основанной на древней иерусалимской, Евангелие Ин 12. 12-19 читается на литургии в этот день. В коптском богослужении главные особенности праздника В. Г. в И. составляют процессия с пальмовыми ветвями, в память о событии совершаемая перед литургией, а также чин поминовения усопших после литургии. На вечерне накануне читается Евангелие о воскрешении Лазаря (Ин 12. 1-11); Евангелие утрени - Лк 19. 1-10; во время процессии или литургии прочитываются все 4 евангельских рассказа о В. Г. в И. (Ин 12. 12-19; Мф 21. 1-17; Мк 11. 1-11; Лк 19. 29-48); литургийные чтения из Апостола Евр 9. 12-28; 1 Петр 4. 1-11; Деян 28. 11-31 ( Lanne. 1961). В эфиопском богослужении главные особенности празднования В. Г. в И., называемого Воскресеньем осанн, также состоят в совершении праздничного шествия и чина поминовения усопших, имеющего покаянный характер. Шествие совершается до или после литургии и начинается с раздачи пальмовых ветвей и чтений (Евр 9. 11-28; 1 Петр 4. 1-11; Мф 15. 29-39); затем поются гимны и совершается процессия вокруг храма с 4 остановками на пути (с зап. стороны читается Мф 21. 1-19; с юж.- Мк 11. 1-12; с вост.- Лк 19. 28-48; с сев.- Ин 12. 12-19). Когда процессия возвращается к вратам храма, священник входит в храм и между ним и стоящим снаружи диаконом происходит диалог, основанный на стихах Пс 23; при последних словах диалога врата отворяются и все входят в храм. Совершается праздничная литургия с анафорой «осанн» (одна из 14 употребляемых в Эфиопской Церкви анафор), специально посвященной В. Г. в И. (Hebdomadae Sanctae celebratio. P. 103-107). В восточно-сирийском богослужении, как и в эфиоп., праздник В. Г. в И. называется Воскресеньем осанн (  ), что относится как к приветственным возгласам «осанна», так и к пальмовым ветвям. Богослужение соединяет особенности воскресной великопостной службы и службы господского праздника (см. ст. Восточно-сирийский обряд ). Вечерня накануне заканчивается пением запричастных антифонов (     и    ) и благодарственного гимна (  ), что является следом литургии Преждеосвященных Даров. Бдение состоит, как обычно, из полуночной службы (  ), серии антифонов (  ), неск. псалмов (  ), «песен бдения» (    ) и утрени (  ). Псалмы полуночной службы включают Пс 78-92;   - Пс 131-140; на     место псалмов занимают библейские песни Исх 15. 1-21; Ис 42. 10-13; 45. 8; Втор 32. 1-43. Особенность службы составляет замена обычных псаломских стихов, используемых на «песнях бдения» в качестве припевов к тропарям, евангельскими. Евангельские стихи заимствованы из повествований о В. Г. в И. и традиционно должны исполняться детьми. Благословение пальмовых ветвей совершается на литургии оглашенных после вступительных антифонов, хотя рубрики в богослужебных книгах предписывают делать это вне храма. Чтения литургии: Быт 49. 1-13, 22-27; Зах 4. 8-14; 7. 9-11; 8. 4-6, 12-20; 9. 9-13; Рим 11. 13-25; Мф 20. 29-21. 23 (Hebdomadae Sanctae celebratio. P. 138-142; Kollamparampil. 1997).

http://pravenc.ru/text/161041.html

У многих псалмов есть надписания, нечто вроде заголовков, которые тоже требуют истолкования. Некоторые надписания указывают на авторство. Об этом уже шла речь выше. Отдельная группа надписаний содержит указания на обстоятельства, в связи с которыми псалмы были написаны (псалмы 3, 17, 55, 56). Кроме того, встречаются такие, которые указывают на характер псалма: «Аллилуия» – «Хвалите Бога» (псалмы 105, 106, 113–118, 134, 145–150); «Разума» или «в научение» (псалмы 31, 44, 51, 52, 73, 77); «Хвала», «молитва» (псалмы 16, 85, 89, 101). Еще одна группа указывает на время или на способ исполнения. Например, надписания «песнь» (например, псалмы 38, 53, 54, 60), «псалом песни» (псалмы 29, 47, 64) и «песнь псалма» (псалмы 65, 82, 87) указывают на инструментальное или вокальное исполнение [см. 69, т. 4, с. 131]. Некоторые слова, переведенные в синодальном переводе как «на струнных орудиях» (псалом 4, 53) или «на Гефском орудии» (псалмы 8, 80, 83), могли обозначать вид музыкального инструмента для аккомпанемента. Но мы не должны останавливаться только на возможном буквально–прагматическом значении надписаний. Если вы откроете святоотеческие толкования, то увидите, что здесь может быть раскрыт и духовный смысл. Приведу лишь некоторые примеры: « в конец» (псалмы 4, 6, 8 и др.) – «означает, что предсказываемое пророчеством исполнится после в отдаленные времена» с. 23, ср. 5, с. 56]; « наследствующий» (Пс. 5: 1), есть боголюбивая душа или Церковь» с. 56; ср. 72, с. 26]; « возлюбленным (Пс. 44: 1) пророк называет Сына Божия» с. 154; ср. 5, с. 150]; « точила» (Пс. 8: 1) «суть Церкви, собирающие плоды преуспевающих в благочестии» с. 56], «потому что и Господь именуется виноградною лозою» с. 35]. 21.4. Виды псалмов Для удобства изучения псалмы разделяются иногда на три группы по преимущественному содержанию, по которому они и называются. Есть псалмы молитвенные (псалмы 85, 89, 107). Есть псалмы учительные (псалмы 31, 73, 77), к которым, как правило, принадлежат те, в которых в надписании стоит слово «учение» или «в научение». Есть псалмы хвалебно–благодарственные (псалмы 145, 146). К ним относятся, в частности, все, которые в надписании содержат слово «песнь», «аллилуия», «хвала», «во исповедание».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010