ВТОРОЕ ПЛЕНЕНИЕ – Иерусалима. Гл. 21 (110). ПОСЛЕ АНТИОХА – Антиоха IV Епифана. АНТИОХ БЛАГОГО ОТЦА – Антиох V Евпатор. РИМСКИХ – восстанавливаем по основному тексту Тр и Эрм: ромискыхъ И205 4 ; в Кринице начало временьны х цр с въ так в основном тексте S: временнаго цр с ва , но и доб.: ри м ское прьвое . Начинается новая нумерация глав, которая дойдет до конца Криницы (до гл. 91). Гл. 1. СЛАВОЙ: съ... славою – в основном тексте съ... боустью И205 7 , в Лет суровством ЛМ119об. в соот. с греч μετ... λαζονεας Б293 11 «с хвастливостью». И10 Гл. 2. СЕВАСТОМ НАРЕЧЕН БЫЛ – Гай Юлий Цезарь Октавиан получил четвертое, даваемое за заслуги имя Август, что равно греч. Севаст Σεβαστς («Священный»), см. комм. к И206. Именование рим. правителя содержало целую цепочку имен: личное, родовое, семейное прозвище, прозвище за особые заслуги, старшинство. (5)6 ЛЕТ; в Тр. · – утрата предшествующей литеры; в основном тексте · Гл. 3. Подглавы этой главы в основном тексте (И217 18 , 220 18 , 221 18 , 222 23 ) не выделены, номера отсутствуют. Гл. 4. ГАЙ – Гай Юлий Цезарь Калигула. См. комм. к И224. Гл. 5.1. ЕССЕЯМИ. Подглава 1 в основном тексте (И227 20 ) не обозначена. Гл. 6. Номер главы в Кринице отсутствует. ЗАРЕЗАЛСЯ. Это пространное резюме о Нероне здесь не на месте. В основном тексте оно соответствует концу подглавы 6 этой главы. И11 Гл. 10.3 В ЕГИПТЕ; Гл. 10.4 В СИРИИ. В основном тексте иной порядок рассказов: Гл. 10.1 – О первом пленении Иерусалима (И280). Гл. 10.2 – О втором пленении. Гл. 10.3 – О третьем пленении (И280–И299). Гл. 10.4 О царях Сирии и Египта. Гл. 11.1. ОБ ИСХОЖДЕНИИ ОГНЯ – это извержение Везувия 79 г., погубившее Помпею и Геркуланум. Гл. 15. В ЦЕРКВИ – в Иерусалимском храме; в Тр въ капнщи – единственный в пер. случай именования Иерусалимского храма словом с отрицательным привкусом; переводчик не задумался над реалиями этого заголовка. Впрочем, см. Острож 2Макк. 1:15 (материал в Дьяч.). В ГОРОД – Иерусалим. Гл. 16. АНТОНИН БЛАГОВЕРНЫЙ: блговренъ ; в основном тексте блгоч с тивыи в соот. с ντοννος Εσεβς Б341 14 , что является, в свою очередь, переводом лат. прозвища Антонина: Pius. В основном тексте де Боора Б451 прозвища нет. В русской традиции в именовании этого правителя используется лат. эпитет: Антонин Пий (138–161).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

85. 87. 93. 101. 117. 119. 380. 410. 411. 1793 Curt. IV, 2. 4. 18. Justin. XI; 10. 11. 2Макк.4:19. Об этом божестве и об его культе подробнее речь будет ниже. 1796 Олесницкий. Святая земля, т. 2, стр. 515. – Zeller. Ibidem. – Солярский. Опыт библ. сл., т. 4, стр. 157. 1797 Josephus Flavins. Antiqq VIII, 2, § 7. В этом письме Хирам, охотно соглашаясь доставить Соломону кедрового и кипарисового лесу, просит в свою очередь его о присылке хлеба, «в котором, пишет он, мы, как обитающее на острове, имеем нужду». 1807 Diod. Sicnl. XVII, 40. (καιθαιρν τν Παλααν λεγομνην Τρον κτλ.) Curt. IV, 2. Cp. Ptol. V, 15. 27. (Τρος Πρσγειος) Страбон. Геогр. XVI, 2, § 23. 1808 Страбон, умерший в 24 году по Р. X. говорит, что Тир весь расположен на острове. – Геогр., там же. 1810 Впоследствии этот источник получил название Ras – el – Ain. Кре­стоносцы называли его источником Соломона. – Подробнее о нем см. Ritter. Op. cit. В. XVIII, Т. I, Ss. 348–358. Riess. Bibl. Atlas. Bl. X. 1811 Эти стены сделаны из темного камня на необыкновенно твердом цементе. Они сохраняются и до сих пор невредимыми. Ritter, ibidem. S. 351. Олесницкий. Святая земля, т. 2, стр. 503. Норов, Путеш., ч. 2, стр. 288. 289/ 1814 Riess. Bib. Geogr. S. 58. Ritter, ib. Ss. 26:48. 49. 73. 120. 157. 178. 208. 211. 213. 250. 306. 309. 426. 1815 После Орнифополиса, к югу Страбон помещает реку: ετα πρς Τρον ποταμς εξησι. Геогр. XVI, 2. 24. 1822 Plinius. Histor. Natur. V, 19. а tergo Sidonis mons Libanus orsus Simyram usque porrigitur. От Орнифополиса не сохранилось никаких остатков. Mannert., ibidem. 1823 Теперь Dschebel Sannin. Ritter. Op. cit. В. XVII, Thl. 1, Ss. 14:28. 89. 151. 191. 192. 202. 217. 245. 459. 461–463. 467. 511. 522. 557. 585. 1826 Jos. Flavius, Antiqq. VIII, 13. § 2. Plinius. Hist. Nat. V, 17. 19. Hieron. Epistola 108 ad Evstoch. 1830 Scylax C. Periplus (in Guds. G. M.). I 24. – К Тиру она перешла, очевидно, в эпоху особенного процветания этого города (1299–707 до Р. X.). 1833 значит плавильня, плавильный завод.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Весь день, по бл. Иерониму, есть время общественного служения Христа Спасителя на земле, когда Он обращался с проповедью и призванием к Себе народа иудейского, но этот не послушался (ср. Рим.10:21 ). Бл. Феодорит видит здесь указание также на спасительную страсть креста, на котором Он распростёр руки Свои. Во 2 ст. слав. и против глаголющымъ=κα ντιλγοντα не им. соотв. в евр.-м. т.; вместо =в р.-с. своим помышлениям, 70 читали , почему: τν μαρτιν ατν, ср. слав. Первое слово ст. 4 по евр.-м. т. =в р.-с, сидит, 70 читали: , почему: τος δαιμονοις, οκ στιν ср. слав. (ср. Втор.32:17 ), и отнесли к концу ст. 3. Под вертоградами, в которых иудеи приносили жертвы идолам, разумеются те священные сады, о которых говорит пророк в Ис.1:29 , в которых стояли их идолы; под черепками, на которых они воскуряют в честь бесов, разумеются кирпичи или камни, с таинственными знаками (ср. Ис.57:6 ), почитание которых было распространено среди ханаанских народов ( Лев.26:1 : Числ.33:52 ), остатки каковых до последнего времени находят в заиорданской области Палестины и каменистой Аравии; в науке они известны под именем менгиров, долменов, кромлехов и моавитских кирпичей. Словами: и въ гробхъ и въ пещерахъ лежатъ ради, иудеи обличаются в некромантии и инкубации, которым они предавались (ср. Ис.8:19; 29:4 ), по примеру языческих народов (см. Троицкаго И. Г., Религ. общ. и госуд. сост. евр. во время Судей, стр. 144–145); иже дтъ мса свина, хотя употребление свиного мяса было строго воспрещено у евреев (ср. Лев.11:7 ; Втор.14:8 ), притом же в данном случае такое ядение, вероятно, соединялось с каким-либо суеверным обрядом, как при Антиохе Епифане (2Макк.6:18, 21; 7:1). иже глаголютъ: ид не прикоснис мн, к чистъ Сей дымъ рости мое, гнь горитъ въ немъ вс дни. 5. который говорит: «остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Они – дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день. Ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Затем, об окончании бедствий благовествуя, продолжает: «Блажен претерпевший достигший 1335 дней» ( Дан. 12:12 ). Об этой погибели было написано еще вот что: «И было после Дария, царя Персидского и Мидийского, Александром Филипповичем, воцарился вместо него, и много войн совершил, и овладел городами великими, и убил царей многих, и землевластителей, и воевод, и старейшин/128б воевод, и повелителей, и дошел до края земли, и огромное богатство собрал; и никто не противился ему, и вознеслось сердце его чрезмерно, и господствовал над странами, и племенами, и повелителями, и все были ему . А после этого лег на одре своем и, уведав, что уже умереть И200 ему, призвал знатных своих, с которыми воспитывался, и разделил им царство, и умер, процарствовав 12 лет. И Б287 мужи его, возложив (на себя) венцы, царствовали, и умножилось зло на земле. От них же вышел корень греховный – Антиох Гордый (1Макк. 1:1–10), сын Селевка то есть отчелюбца. Это был муж лукавый и хищный до чужого. И, совершив много грабежей и гибели, собрал серебра и золота бесчисленное множество. И к/128в тому же великой необузданности и развращенности предал себя так что на виду у всех, не стыдясь, бесновался с женщинами. Чтобы завладеть царством египетским, он устремился на Египет, желая объединить в одно царство Антиохию и Египет. И, когда он пришел в Египет с большим войском, на колесницах и на слонах и с множеством воинов, он вступил в битву с Птолемеем, царем египетским и победил его, и бежал Птолемей, Антиох же покорил города Египта и все разграбил (1Макк. 1:16–19). Глава 107 «Когда святой город жил (еще) в полном мире благодаря святителю Онии, ненавидящему зло и благочестивому» (2Макк. 3:1), «случилось, что по всему городу почти/128г 40 дней являлись в воздухе на конях рыщущие с оружием в золотых одеждах, облаченные в различные доспехи; и сражения между ними были, и движение оружия, и золотых украшений блистание. Из-за этого все молились, чтобы ко благу было являемое» (2Макк. 5:2–4). Явление же проявляло злое нашествие Антиохово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ожесточенная борьба Сирии и Египта будет продолжалась вплоть до Маккавейского восстания (166 г. до Р.Х.). – и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему ( Дан. 11:45 . Сирийский царь Антиох Епифан (175–164 гг. до Р.Х.) отличался непомерной надменностью. Находясь в состоянии сатанинской гордости, он кощунственно считал себя равным Богу (2Макк.9:12). Антиох Епифан предпринял опустошительный поход против Египта, но восстания в различных областях заставили его уйти из пределов Южного царства. Он расположился станом между Средиземным морем и Иерусалимом. Однако во время своего возвращения Антиох скончался между Антиохией и Экбатанами, пораженный страшной болезнью: Так этот человекоубийца и богохульник, претерпев тяжкие страдания, какие причинял другим, кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертью (2Макк.9:28). Пророчества, содержащиеся в книге Даниила о судьбах восточных монархий (от царства Новуходоносора до Римской империи), важны для раскрытия путей Божественного Промысла, приготовлявшего исторические условия для прихода в мир Спасителя мира и проповеди Благой вести о Царстве Небесном. Изумляет полнота и точность пророческого видения будущего пророка Даниила. Отличается ли канунная вода (18 января) от воды крещенской (19 января)? иеромонах Иов (Гумеров) Благодать освящения подается воде одна и та же, как в Навечерие Богоявления (5/18 января), так и в сам день праздника Богоявления (6/19 января): один общий праздник и один и тот же чин молебна. Основание для великого освящения воды в Навечерие (5/18 января) заключается в том, что в этот день совершается Великая праздничная вечерня, которая соединяется с Литургией святителя Василия Великого . Следовательно, праздник уже начался. В сам день Крещения Господня совершается великое повечерие, торжественная Утреня и Литургия святителя Иоанна Златоуста . В наше время двукратное совершение чина великого водосвятия стало уставной традицией. В древней Церкви для этого была важная причина: накануне этого праздника совершалось крещение оглашенных. Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие в воспоминание Крещения, которое принял Господь в водах Иордана от руки св. Пророка Иоанна Предтечи. Разница между первым и вторым освящением том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления шли на реку Иордан.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ходящие прямым путем, говорит он, будут покоиться на ложах своих ( Ис.57:2 ). Нельзя думать, что и оживление костей, изображенное в 37-ой главе книги Пророка Иезекииля, относится только к избавлению народа от плена: ибо в видении говорится, во-первых, о всем доме Израилевом, а следовательно, и о почивших, и во-вторых, об открытии гробов, что к избавлению от плена не имеет никакого отношения 362 . В книге Пророка Даниила дается уже и полная картина суда Божия, с его воскрешением мертвых и с его приговором для одних к жизни вечной, а для других для посрамления вечного. Многие из спящих в прахе земли, говорится в ней, пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда ( Дан.12:2–3 . Сравн. 7:9–12). По силе этой, указываемой священными писателями, между возмездием и искуплением связи, чем ближе становились времена мессианские, тем живее становилась и вера в возмездие. В книгах неканонических, служащих памятником того времени, находим уже не только вполне ясное и определенное о том учение, но и свидетельство о жизненном его применении. Праведники живут во веки, говорится в книге Премудрости Соломона, награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа ( Прем.5:15–16 ). В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия ( Прем.3:2–4 ). Вера в загробное воздаяние одушевляет, по 2-ой книге Маккавейской, братьев Маккавеев в их мученической за веру кончине. Ты мучитель, говорит один из братьев, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной (2Макк.7:9). Иуда Маккавей, окончив войну с Георгием Идумеянином, сделал сбор на жертву в Иерусалим за падших в войне Иудеев, помышляя, как говорит писатель той же книги, о воскресении (2Макк.12:43–44).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

А, впрочем, вот что говорит Апостол Иаков: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» ( Иак.5:16 ). Тут не обозначает он ни места, ни времени, ни других обстоятельств молитвы, и тем самым, очевидно, вменяет нам в непременную обязанность молиться за ближних вообще, не только за тех, которые живут с нами на земле, но и за тех, которые переселились отсюда в другой мир, мир загробный, тем более, что не только мы, живущие, но и все умершие для Бога живы суть. Вот что говорит и Сам Спаситель: «Кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Матф.12:32 ). Значит, есть грехи такие, которые отпускаются не только в здешней, но и в будущей жизни, а есть и такие грехи, которые не прощаются ни здесь, ни там. Понятны способы, по которым здесь отпускаются нам грехи, это – горячая молитва , соединенная с верою, глубокое раскаяние, добрые дела, некоторые таинства, и преимущественно таинство покаяния: но какие способы для прощения грехов там, за гробом? Там нет никаких таинств, которыми здесь очищается и освящается наша душа, там нет места ни покаянию, ни подвигам нашим, потому что здесь сеяние, а там жатва, и если при всем том для умерших возможно отпущение грехов, то как же оно возможно, если не по молитвам Церкви? Другого способа и представить нельзя. И мы уже видели прежде, что Иуда Маккавей приносил жертву за умерших воинов, и приносил с тою именно целью, да от греха очистятся (2Макк.12:39–45). Но, – продолжают пытливые умы, – что же значит евангельская притча о богатом и Лазаре ( Лук.16:19–31 )? Тут праведный Авраам прямо и решительно сказал грешному богачу: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лук.16:26 ). Не следует ли отсюда, что напрасны и молитвы наши за усопших, когда для грешника не возможен там переход из ада в рай, когда оттуда к нам не переходят?...Нет, не следует, и вот почему: Прежде всего, мы знаем, что Сам Спаситель, по смерти Своей, нисходил душою Своею во ад, яко Бог, чтобы там возвестить победу над грехом и смертью и вывести оттуда ветхозаветных праведников и других, умерших с верою в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Библейская история повествует, что Господь, научая руки верных своих на ополчение и персты их на брань ( Пс.14:31 ), благословил оружие кроткого праотца Авраама, который воевал за освобождение из плена своего племянника Лота, повелел народу своему завоевать землю обетованную, благоволил даровать помощь и Давиду в борьбе Израильтян с иноплеменниками ( Числ.31:1–7 и 33:51–56). Господь Бог не только повелевал Израильтянам воевать с языческими народами и истреблять их, но даже обещал им свою помощь во время войны и оказывал таковую, посылая Ангела своего им, ( Исх.23:22–33 ). ( 4Цар.6:8–23 ), или Самолично побеждая врагов Израиля ( Нав.Х.14 , Втор.31:6 и 2Пар.20:29 ). Прославляя бранные подвиги Иисуса Навина, сын Сирахов говорит, что он вел брани Господни, что война его была пред Господом и что он только следовал за Всемогущим ( Сир.46:4–8 ,ст.1). По учению божественного Откровения Ветхого Завета вместе с воинами должен был идти на войну против врагов и священник, чтобы войско не было без священника. ( Числ.31:6 ). Священники на войне молились Богу о победе, благословляли войска, наставляли и утешали воинов и поддерживали в них дух бодрости и храбрости. ( Числ.31:21–30 ), а воинов грешников, в особенности, блудников и прелюбодеев наказывали и поражали по Божьему повелению, даже смертью . ( Числ.25 ). Так Финеес священник, сын Епеазара сына Аарона, убил за блудодейство 23 тысячи израипьских воинов. Не согрешил ли он в этом? Нет. Царь Давид говорит: «Восстал Финеес, произвел Суд и остановилась язва. И это вменено ему в праведность». ( Пс.105:30 ). И св. апостол Павел говорит об этом поступке священника Финееса одобрительно: «Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибли из них 23 тысячи» ( 1Кор.10:8 ). Как относилась ветхозаветная церковь к воинам, которые умирали на войне за веру и отечество? Она молилась Богу о них и творила милостыню, да разрешатся от грехов своих, твердо веря, что воинам, скончавшимся в благочестии, уготована превосходная награда (2Макк.12:39–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Бог премудр: что же? Для того ли только Он украсил нас Богоподобными совершенствами и даровал нам все для жизни и благочестия, чтобы это прекрасное создание после нескольких десятков лет вдруг уничтожить?... Бог правосуден: а на земле Его что такое?... Часто и часто здесь путь нечестивых успешен, праведные же срезаются, как колося..., добродетель стонет от горя, порок ликует от радости... О, будет, несомненно будет время праведного суда и воздаяния, когда каждый получи [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 )... Жив Бог, – жива душа моя! Эту отрадную истину с полной силой раскрывает слово Божие и подтверждает история. Вот пророк Даниил говорит: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». ( Дан.12:2 ) Вот Исаия взывает: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!» ( Ис.26:19 ) Вот Иов размышляет: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию». ( Иов.14:14; 19:25 ) А вот и дивное свидетельство пророка Иезекииля: ему суждено было даже видеть образ сего воскресения. Среди поля, усеянного сухими костями человеческими, он видел, как, по слову Божию, кости эти пришли в движение и стали совокупляться одна к другой, каждая к своему составу, как потом появились на них жилы и выросла плоть, как покрылись они кожей, потом вошел в них дух жизни, и они жили и стали на ногах своих в великом множестве. Вслушайтесь еще в слова доблестной матери Маккавеев, исстрадавшейся страшными мучениями своих сыновей- мучеников, в слова, сказанные ею последнему, самому младшему своему сыну: «Умоляю тебя, дитя мое ... будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими» (2Макк.7:28,29) И так, эта дивная мать, впоследствии, после мученической кончины семи сыновей своих, сама потерпевшая ту же кончину, только тем и утешалась, что по смерти своей опять будет неразлучно вместе со своими сыновьями-мучениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Божественное Откровение записано в Священном Писании христианства – Библии. Священное Писание учит, что Бог един: Господь, Бог наш, Господь един есть ( Втор 6:4 ) и нет иного Бога, кроме Единого ( 1Кор 8:4 ), прежде Меня не было Бога и после Меня не будет ( Ис 43:10 ). Во время призвания пророк Моисей спросил Бога: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий ( Исх 3:13–14 ). Бог есть Дух ( Ин 4:24 ), Он – вечный Господь Бог ( Ис 40:28 ), бытие Его – вне времени. Бог – всемогущий: Он сказал, – и сделалось; Он повелел – и явилось ( Пс 32:9 ). Бог есть Творец и Промыслитель мира. Не имея ни в чем нужды, всемогущий Бог по Своей благости из ничего создал весь видимый и невидимый мир (2Макк 7:28), в том числе и нас, людей. Бог , как любящий Отец, заботится о всем мире в целом и о каждом существе, Им сотворенном, – даже самом малом. Своими таинственными путями Он ведет каждого человека к вечному спасению, впрочем, не принуждая его, но просвещая и помогая узнать истину. Бог – вездесущий: куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты ( Пс 138:7–8 ). Бог не подлежит никакому ограничению пространством, но проникает Собою все: “Божество проникает все, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто” (прп. Иоанн Дамаскин ). Бог – всеведущий: все обнажено и открыто перед очами Его ( Евр 4:13 ), на всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых ( Притч 15:3 ). Ведение Божие есть непосредственное знание всего существующего и возможного, настоящего, прошедшего и будущего. Божие предвидение не нарушает свободной воли тварей, так же как свобода нашего ближнего не нарушается тем, что мы видим его поступки. Бог – всеблагой т.е. – бесконечно добрый: никто не благ, как только один Бог ( Мк 10:38 ), Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив ( Пс 102:8 ). Благость Божия простирается не на какую-нибудь группу людей, как привязанность ограниченных существ, но на весь мир, ибо Он благ и к неблагодарным и злым ( Лк 6:35 ). Он с любовью заботится о жизни и нуждах каждой твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010