Далее, когда глас с неба засвидетельствовал божественную природу и славу Христа, Иисус сказал о Сыне Человеческом, что в Своей смерти Он будет «вознесён» ( Ин. 12:28–32 ). Тогда слушавшие Его откликнулись: «мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому?» ( Ин. 12:34 ). Очевидно, они знали смысл этого словосочетания. В употреблении оно взаимозаменяемо с термином «Мессия» и с концепцией славы Божьей из Ис. 48:11 , которая дана Мессии и о которой Бог говорит, что не даст её «иному». Даже если это словосочетание было всего лишь указанием на человеческую природу Иисуса, оно никак не могло отрицать Его божественную природу. Иисус ясно указывал, что Он – Бог, разными способами и во многих случаях, о чём говорится в статье Христос: божественная сущность. В ряде других случаев Он также принимал обращение к Нему как Богу (см. например, Мф. 16:16–18 ; Ин. 20:28–29 ). Библиография : D. Guthrie, Introduction to New Testament Theology. T. Miethe and G. Habermas, Why I Believe God Exists. O. Cullmann, Christology in the New Testament. I. H. Marshall, «Son of Man»//Dictionary of Christ and the Gospels. Христос: теория ограниченных возможностей (LIMITATIONS OF CHRIST, THEORY OF) Библейские критики выдвинули две теории, оспаривающие апологетическую аргументацию о божественности Христа (см. Христос: божественная сущность) и авторитетности Писания (см. Библия: свидетельства истинности). Критическим звеном в общей цепи апологетической аргументации в обоих случаях оказываются утверждения Христа о том, что Он – Сын Божий и Библия – Слово Божье (см. апологетика: основные положения). Оба тезиса апологетов основаны на той посылке, что Евангелия точно сообщают нам, чему учил Иисус. Если Иисус намеренно приспосабливал Свои высказывания к верованиям Своих слушателей, а не раскрывал им то, во что следует верить, то выводы апологетов неправомерны (см. теория приспособления). Аналогичным образом, если человеческое знание Иисуса было настолько ограниченным, что не распространялось на такие вопросы, как авторитетность и аутентичность Ветхого Завета, то Он не дал реального подтверждения этих апологетических положений. Тогда Его служение сводилось к духовным и нравственным вопросам, и Он ни о чём не мог свидетельствовать относительно проблем истории и критики.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

10:29. Ср.: 2:2,3; здесь автор использует аргумент «насколько же более». Всякого рода мусор может быть попран, но священное требует благоговейного к себе отношения, а попрание святыни считалось кощунственным актом (см., напр.: Ис. 63:18 ; Мф. 7:6 ). Обращение со святыней как с обыденными или нечистыми вещами почиталось за великий грех; христиане были освящены кровью Христа (см. коммент. к 9:19–22), но другие иудеи могли просто рассматривать мертвое тело Иисуса как нечистое тело ( Втор. 21:23 ). Оскорбление Духа влекло за собой суд ( Ис. 63:10 ). 10:30. Автор цитирует Втор. 32:35,36 , приводя первые строки ci. 36 и 35, чтобы подчеркнуть следующий контекст: Бог Сам будет судить Свой народ. В отличие от большинства приводимых им цитат, эта ближе к оригинальному еврейскому тексту, чем к тексту дошедшего до нас греческого перевода с языка оригинала. 10:31. Давид предпочел «впасть в руки Бога живого», полагаясь на Его милость, но этой милости предшествовал суровый и скорый суд ( 2Цар. 24:14–16 ; этот суд предписывался законом в Исх. 30:12 ). Выражения «впасть в [чьи-то] руки» и «живой Бог» были весьма характерны для иудейской религиозной лексики. 10:32–39 Уверенность в их стойкости Хотя отступничество было реальной угрозой для верующих, автор твердо убежден в том, что его читатели, которым уже многое довелось испытать, не станут отступниками (ср. коммент. к 6:9). 10:32,33. Слово «подвиг» относится к языку спортивных «состязаний» (ст. 32, NIV) или к «конфликту» (NASB; см. коммент. к 12:1–3) и в сочетании с термином «зрелище» может создать впечатление, что читатели были брошены на арену гладиаторских боев. Хотя автор, возможно, не имел в виду, что они буквально погибнут там (в 12показано, что они живы), эта образная картина призвана показать всю остроту и опасность их борьбы. Невозможно определить, о каких конкретных обстоятельствах здесьговорится, поскольку не известно, где это происходило (определить местонахождение получателей послания – трудная задача; см. введение). 10:34. «Расхищение имения» – конфискация имущества христиан – хорошо согласуется с ситуацией, которая имела место в Македонии ( 2Кор. 8:2 ), где преследованиям подвергались христиане из Фессалони-ки и Филипп; но о каких конкретных преследованиях идет речь здесь, мы не знаем. Не вызывает сомнений тот факт, что это происходило в Римской империи; иудеи был изгнаны из Рима во время правления Тиберия и Клавдия, хотя они могли захватить с собой движимое имущество (за исключением тех, кто был изгнан Тиберием). Притязания александрийских иудеев на римское гражданство привели в итоге к восстанию иудеев в начале II в. н. э., массовому уничтожению еврейского населения и конфискации их собственности; в I в. н. э. многих иудеев вытаскивали из своих домов и убивали, а их дома были разграблены во время городского мятежа. Христиане, которые еще рассматривались как малая иудейская секта, вызвали даже еще большую ненависть в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Пс.68:4 ; Пл.4:4), так что не в силах более говорить ( Иов.29:10 ; Иез. 3:26 ); он уже испытывает муки предсмертного томления и чувствует приближение смерти (ср. Пс.54:5 ; Ис.38:12 и 13 б); почему и говорит Господу: въ персть смерти свелъ м низводишь меня в могилу, к обращению в прах земной (ср. Пс.29:10 ; Быт.3:19 ). Ветхозаветная история не представляет нам ни одного страдальца, который когда-либо переживал такое ужасное душевное и телесное состояние, и как многочисленны и тяжки ни были страдания самого Давида, он только отчасти испытал на себе подобное состояние, когда, застигнутый Саулом в пустыне Маон, спешил уйти от него, ежеминутно опасаясь быть захваченным и преданным смерти (см. 1Цар.23:26 ; Пс.30:1 с греч.-слав., 10. 11. 23). Но все это вполне и с поразительною точностью исполнилось на преобразованном Давидом новозаветном страдальце, Господе нашем Иисусе Христе. Он буквально пролился как вода, когда в тяжкой душевной борьбе в саду Гефсиманском молился до истощения сил, до кровавого пота ( Лк.22:41–44 ; св. муч. Иустин), когда проливал кровь свою во время бичевания и истязаний в продолжение беззаконного суда над Ним ( Лк.22:63–64 , Мф.27:26–30 ; св. Кирилл Александр.), особенно же во время пригвождена ко кресту ( Ин.19:18; 20:25:27 ) и когда от пронзения его копьём истекла из ребр Его кровь и вода ( Ин.19:34 ; Евсевий Кесар.); кости Его рассыпались, когда во время крестных страданий, от растяжения всех членов висящего на кресте тела, исторгались из составов своих; сердце Его таяло в нём как воск, изнывая от душевных и телесных мучений, при одном представлении которых Он скорбел и тужил, испытывая смертельную тоску ( Мф.26:37–38 ; ср. св. Афанасий); сила Его иссохла как черепок в огне ужасных страданий (св. Григории Двоеслов на Еванг.), так что уже шествуя на Голгофу, Он совершенно изнемогал под тяжестью креста; язык Его прильпнул к гортани, когда Он на клеветы и обвинения врагов ничего не отвечал ( Мф.26:62–63; 27:12–14 ) и особенно когда во время крестных страданий томился мучительною жаждою ( Ин.19:28 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

И мир и покой дам Израилю во дни его» ( 1Пар.22:9 ). Соломон — сын царя Давида и Вирсавии (см. 2Цар.12:24 ; 1Пар.3:5 ), помазанный на царство своим отцом: «…он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды» ( 3Цар.1:35 ). Вступив после смерти Давида на престол (см. 3Цар.2:12 ), Соломон правил сорок лет (см. 3Цар.11:42–43 ). Им был возведен в Иерусалиме Храм, страна при нем процветала, серебро стало равноценно обычному камню, но более всего он славился своей мудростью. «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей…» ( 3Цар.4:29–31 ). О мудрости его рассказывали легенды, так что «приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» ( 3Цар.4:34 ). Мудрость была даром Господа, о котором Соломон просил Его: «…даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло…» ( 3Цар.3:9 ). То обстоятельство, что Соломон не просил для себя ни долгих лет жизни, ни богатства, но «просил себе разума, чтоб уметь судить» ( 3Цар.3:11 ), особо подчеркнуто. Судебная деятельность была одной из основных обязанностей правителя: он разбирал тяжбы, выносил решения, т.е. регулировал взаимоотношения между людьми, обеспечивал справедливое, разумное жизнеустройство. Соль земли СОЛЬ ЗЕМЛИ Лучшие представители народа, носители и хранители его духовных и интеллектуальных ценностей; близко по значению выражению «цвет нации». Господь говорит Своим ученикам: «Вы. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» ( Мф 5:13 ). Закреплению определенного смысла оборота способствовало и то, что вслед за сравнением с солью Христос сравнивает Своих учеников со светом («Вы свет мира» — Мф 5:14 ). Образ, который использует Христос, чтобы указать ученикам их место в мире, вбирает в себя все оттенки значений, свойственных в библейском тексте понятию «соль».

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Слова ап. Павла ( 1Кор. 11:4–16 ), о непокровении мужчинами головы во время молитвы и о ношении ими волос, сектанты неправильно понимают, ибо апостол высказывает здесь не закон обязательным, а «обычай» (ст. 16), относящийся до житейских «приличий» (ст. 13). Кроме того, мнение это относительно приличий апостол высказывает не для священнослужителей, а для мирян: он говорит не пастырям, а «братии» (ст. 2 срав. Мф. 23:8 ), называет их не «служащий», а «молящийся» и «молящаяся» (ст. 4 и 5. Ср. 1Кор. 14:34 ), говорит не «нас», а «вас» (ст. 14). Уместность для священника носить длинные волосы и иметь покрытую голову при богослужении видна из других библейских мест (см. Лев. 21:5 ; Исх. 29:4–6,9.). Несправедливо сектанты видят осуждение платы, принимаемой священно служителями за их церковный труд. Из Евангелий мы не видим, чтобы Господь Иисус Христос имел какой-нибудь род мирских занятий, который давал бы Ему заработок или вообще средства существования. Если и вероятно, что до Своего выступления на общественное служение Он помогал в плотничном ремесле Своему нареченному отцу, у которого жил, то во всяком случае со времени крещения и начала проповеди мы видим Его занятым исключительно одним Своим великим делом, ходящим из града в град, из веси в весь, не имеющим, где главу преклонить (т. е. без собственного постоянного пристанища– Мф. 8:20 ), пользующимся материальными услугами Своих учеников, друзей и благожелателей. Когда Господу угодно было собрать вокруг Себя тесный круг учеников, будущих апостолов вселенной, Ему естественно пришлось оторвать их от обычных житейских занятий (Мф. 4:18–22; Мк. 1:16–20 ; см. Лк. 9:57–62 ). Призванные двенадцать, оставив свои занятия, всегда находились при Нем ( Деян. 1:21 – 22 ). Они составляли общину, братство, имевшее общую кассу – кружку, которая пополнялась доброхотными пожертвованиями ( Ин. 12:6, 13, 29 ); особенно много служили Христу и апостолам имениями своими «некоторые благочестивые жены, исцеленные Господом от злых духов и болезней ( Лк. 8:1–3 ), и как Спаситель и апостолы принимали доброохотпые подаяния не за дары благодати, а лишь как усердие верующих, на пропитание, так и православные священники принимают тоже не за дары благодати, а за свой личный труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

15 Разве только не будет... нищего. Этот стих можно рассматривать как ограничение предыдущего стиха, т.е. ты должен прощать долг твоему брату, за исключением случаев, когда нет среди вас бедных (нищих). Другими словами, обязанность прощать зависит от действительной нужды должника. В то же время, согласно ст. 11, бедные всегда будут существовать и, следовательно, всегда будет потребность в щедрости (см. Мф. 26,11 ). 15 Если продастся тебе брат твой, Еврей. См. Исх. 21,2–6 . Период рабства для каждого раба был равен шести годам, на седьмой год он получал освобождение. В древнем Израиле раб имел определенные права. Его нельзя было избивать до смерти ( Исх. 21,20.21 ); если же раб убегал, его не следовало возвращать обратно (23,15.16). Здесь дано великодушное повеление о том, чтобы хозяин, отпуская раба на свободу, снабдил его всякого рода имуществом для самостоятельной жизни. Подобное отношение к рабам отражает отношение Бога, который избавил евреев от тяжкого рабства в Египте. 15 Все первородное... посвящай Господу. См. 12,15–19. не работай... не стриги. Запрещалось работать на первородном воле или стричь первородных овец, поскольку они должны были быть отданы Господу. 15 порок. См. 17,1. Глава 16 16:1–17 Глава, в основном, посвящена трем так называемым паломническим праздникам, при совершении которых взрослые лица мужского пола должны предстать перед Господом на святом месте. Эти праздники кратко упоминаются в Исх. 23,14–17 , где высказано то же требование, что и в 16,16: каждый израильтянин мужского пола должен принести жертву, нельзя являться «пред лице Господа» с пустыми руками. В Исх. 23,15 и 34,18–23 Пасха называется праздником Опресноков. Наиболее полно все пять основных праздников представлены в Лев. 23 , а в Чис, гл. 28; 29 они даются с описанием необходимых жертвоприношений. 16 месяц Авив. В книге Исход, где устанавливается Пасха, сказано, что этот праздник должен совершаться «в первый месяц». В гл. 23 и 24 книги Исход этот первый месяц назван авивом. В книгах Левит и Числа он упоминается опять как первый месяц. Очевидно, авив одно из хананейских обозначений этого месяца. Вавилонское название первого месяца года нисан, однако вавилонские названия используются только в тех книгах ВЗ, которые были написаны в период плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Диссентеры — распространённое b XVI — XVII в.в. в Англии название лиц, не согласных с вероучением и культом англиканской церкви. «Комус» — драматическая поэма Джона Мильтона. «Гемонией назвал пастух растенье/И мне вручил, велев его беречь/Как средство наилучшее от порчи,/Дурного глаза, наваждений, чар,/От привидений и жестоких фурий» (перевод Ю. Корнева). Аллюзия на поэму Уильяма Вордсворта «Питер Белл». В оригинале речь идёт об ослике, который «длинным левым ухом медленно поворачивается вокруг оси своего черепа»: «Only the Ass, with motion dull,/Upon the pivot of his skull/Turns round his long left ear». У. Шекспир, «Гамлет», акт II, сцена 2. Аллюзия на стихотворение Джона Мильтона, «Il Penseroso». (пер. Ю. Корнева). Быт. 27:34 . Флегетон (греч., миф.) — река в подземном царстве мёртвых. Муньши — индийский учитель, особенно языка хиндустани и персидского языка. Джон Мильтон, «Потерянный рай», Книга вторая. «Придите ко Мне», «Утешайте, утешайте народ Мой», «Ты не оставил души моей в аде» — названия частей оратории Генделя «Мессия». Джеки-дружок сел в уголок, сунул в пирог свой пальчик, изюминку съел и громко пропел: «Какой я хороший мальчик!» («Little Jack Horner » из Песен матушки Гусыни, пер. Г. Кружкова). См. Мф. 6:6 . «Видение мирзы» — произведение, относящееся к жанру назидательной философско-аллегорической восточной повести, где напоминание о быстротечности жизни сочетается с призывом к благодетельной и разумной деятельности. См. Мф. 12:29 , Мк. 3:27 , Лк. 11:21 . У. Шекспир, «Гамлет», акт IV, сцена 4, перевод М. Лозинского. Аллюзия на цитату из первой оды третьей Книги песен Горация Флакка: «post equitem sedet atra cura» («и позади всадника сидит мрачная забота»). См. также непосредственный контекст: «Сходит, однако, Страх тотчас туда же, злые Угрозы вслед и чёрная за ним Забота, в крепкой ладье ль он, верхом ли едет» (пер. Н. С. Гинцбурга). Вечный Жид, Агасфер — персонаж христианской легенды, еврей-скиталец, осуждённый Богом на вечную жизнь в скитаниях за то, что он отказался помочь Христу нести крест на Голгофу.

http://azbyka.ru/fiction/svyashhennik/?f...

25:5 ) 29 . Таким образом, из трех представленных толкований ве­роятными кажутся первые два, тогда как третье — не более чем интересное предположение. В любом случае закон о зап­рещении повторного брака играл положительную роль в се­мейных отношениях израильтян. Во-первых, он заставлял серьезно относиться к разводу и удерживал от опромет­чивого поступка. Во-вторых, закон побуждал мужа после фактического развода скорее восстановить отношения и примириться с женой, пока она не вышла замуж второй раз (естественно, если сам муж раскается в том, что расстался с ней). В-третьих, закон защищал крепость второго брака, так как в ином случае жена, имея желание вернуться к первому мужу, могла добиваться развода со вторым мужем 30 . Наконец, запрет повторного брака косвенно защищал достоинство жен­щины, исключал возможность отношения к ней как к рабыне или вещи, которую можно на время передать или продать дру­гому человеку, но впоследствии передумать и вернуть ее. Завершая анализ Втор. 24:1-4 , отметим, что предписа­ние о разводе, как сказал Спаситель, было уступкой жесто­косердию иудеев 31 (см.: Мф. 19:8 ), и даже по форме своего изложения Втор. 24:1 более походит на констатацию укоре­нившегося в народе обычая или практики 32 , чем на новое ус­тановление. По наряду с фактическим признанием права на развод в Законе содержалась мысль о ненормальности этого явления. Во-первых, запреты разводиться в некоторых ис­ключительных случаях (см.: Втор. 22:13-19 и 28-29), а также запрет выходить разведенной женщине замуж за свя­щенника (см.: Лев. 21:7 ) показывают, что Ветхий Завет в це­лом отрицательно оценивал факт развода 33 . Во-вторых, косвенно говорит о негативном отношении к разводу запреще­ние повторного брака мужчины с бывшей женой, так как в этом случае развод воспринимается как окончательное раз­рушение первого брака, как смерть, которая делает невозможным возвращение к прежней реальности. В-третьих, как счи­тает профессор А. П. Лопухин, сама необходимость давать жене разводное письмо существенно затрудняла бракоразвод­ный процесс, так как для составления письма необходимо было обращаться к левитам — единственному знакомому с письменностью сословию 34 .

http://azbyka.ru/chto-bog-sochetal-togo-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010