Из всех наименований Помазанника Христос Спаситель предпочитал Даниилово: Сын Человеческий ( Мф. 26:24 ). 8. Борьба империй и срок испытаний ( Дан. 8 ). Видение в главе 8 имеет более конкретный характер. Оно касается событий, прошедших с времен Александра до Антиоха Епифана. Разъясняет его пророку ангел Гавриил, явления которого связаны с мессианской тайной (ср. Лк. 1:26 ). Цель пророчества – утешить скорбящих в дни гонений, предсказать им срок испытаний. Овен в видении означает державу персов, которые завладели многими странами от Малой Азии до Индии (см. 8,20). С ним сражается козел – греческий мир (рог между его глазами – Александр Македонский; 8,21). Победа козла над овном – указание на разгром Александром Персидской державы в 333 году. Через десять лет Александр умер («сломился большой рог и на место его вышли четыре», 8,8). Ему наследовали четыре преемника – Диадохи. От одного из них (Селевка) «вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране 23 . И вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их. И даже вознесся на Вождя воинства сего 24 , и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его» (8,9–11). Первые читатели Кн. Даниила легко могли понять, кто подразумевается в видении. Это царь-гонитель, который осквернил Храм. На вопрос, долго ли будет длиться торжество нечестивого, таинственный голос отвечает, что святилище будет очищено через 2300 суток (8,14), то есть через три с половиной года. Данное пророчество исполнилось в точности: в 164 году Иуда Маккавей очистил Храм от язычников (см. § 29). 9. Мессианское пророчество о седминах ( Дан. 9 ). Даниил повествует, как он размышлял над св. книгами о судьбах народа Божия. Согласно Кн. Иеремии, кара Израилю – изгнание – будет длиться 70 лет ( Иер. 25:9–12 ). В действительности же Плен длился меньше, а бедствия – дольше. Тогда ангел Гавриил объясняет провидцу, что период бедствий, который продлится до прихода Мессии, увеличен в 7 раз (ср. Лев. 26:21 ). Эта эпоха измеряется семилетиями – седминами , или субботними годами (ср. 2Пар. 36:21 ; Лев. 26:34–35 ). Не семьдесят лет, а семьдесят семилетий пройдет до конца эпохи испытаний и мессианского Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

Незадолго перед страданиями Спасителя, когда Он был на горе Елеонской, ученики спросили Его о том, когда погибнет Иерусалимский храм. И Он стал говорить им о кончине мира: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21, 28). Мы должны понимать, что кончина мира — это не печальное и страшное событие, а радостное, потому что открывается Царство Божие. Печальное и страшное оно для грешников. Если бы мы имели Царствие Божие внутри себя, то всей душой стремились бы к этому событию, не трепетали бы от страха, а вожделевали бы его. Апокалипсис заканчивается такими словами: «Дух и Невеста говорят: приди… Ей, гряди, Господи Иисусе!» (см. Откр. 22, 17 и 20) Вот каким должно быть наше отношение к этому событию. Спаситель сказал ученикам такую притчу: «Посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» (Лк. 21, 29–31). Казалось бы, говорится о внешних признаках, но для того, чтобы понять их и увидеть, нужно быть внутренне к этому готовым. Это не просто вычисления, и это зависит не от образованности, не от знания Священного Писания, не от превосходных умственных способностей, а от духовного состояния. «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Смотрите же за собою» (Лк. 21, 32–34), или, по-славянски, «внемлите же себе». Для того чтобы эти признаки были нам видны, нужно прежде внимать себе. Бодрствуйте на всякое время Вспомним слова Спасителя об осуждении : «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3) Эти слова Господа можно понимать и так: если человек имеет в своем глазу бревно, то не может увидеть сучец в глазу брата своего, то есть не может трезво видеть нравственных недостатков другого человека. Однако, имея бревно в глазу, он ничего другого также не может увидеть — не только сучка в глазу брата своего, но и вообще того, что вокруг него происходит, потому что его духовное зрение искажено грехом. В другом месте Спаситель сказал: «Из сердца исходит… око лукаво» (см. Мк. 7, 21–22), то есть от нашего внутреннего состояния рождается превратный взгляд на вещи.

http://pravmir.ru/kak-gotovitsya-k-konch...

Поэтому вспомним, что народ, и в особенности высшие, руководящие классы, т. е. цари, князья и священники, не только не слушали пророков Господних, но всегда преследовали их: так говорил сам Господь ( Мф. 5:12, 23:34,37 и мн. др.) Израиль оставил Господа и соделался как оставленная мужем женщина ( Ис. 50:1 ), и потому „отнял Господь у Иерусалима и Иуды.... вождя и воина и судью и пророка и прозорливца и старца, и вельможу и советника, и мудрого художника, и искусного в слове“.... и стали во главе управления „отроки и дети“.... и „притеснять народ будут они, и женщины будут господствовать над ним“. Такую картину анархии рисует Исаия в главе III, см. ст. 1 – 5, 12 и см. наши замечания по поводу этой главы и 1-го стиха IV главы. 20 . Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполненные гнева Господа, прещения Бога твоего. Очевидно, что это, – как и предыдущие, – слова пророка. Кроме того заметим, что более всего пророчество ст. 20 напоминает картину бедствия, нарисованную Флавием Иосифом, когда Иерусалим был обложен римскими войсками, без всякой надежды спасения. Но в Иерусалиме заперлись тогда исключительно упорные иудейские фанатики, „исполненные гнева Господа“, как бы опьяненные вином, которые погибли от безумия в предназначенном к запустению (до времен Адриана) Иерусалиме. Они хотели спорить с волей Божией. Ученики же Господа и Апостолов, по повелению Господа, все удалились из города, обреченного Богом на погибель. 21 . Итак выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина. 22 . Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот Я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, 23 . и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: „пади ниц, чтобы нам пройти по тебе“; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для проходящих. По поводу выражений „пьяны, но не от вина“, ср. Ис 29:9 , и наши замечания. Глава 29-я говорит преимущественно о нашествии Навуходоносора, но мы всегда указывали, что предыдущие события служили пророчеством и прообразованием последующих важнейших событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ни о каком посредничестве, ходатайстве или поручительстве за раба в притче не говорится. Мф.18:28 .  Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Слово «выйдя» показывает, что прежние действия происходили в чертогах или во дворце царя. В духовном смысле здесь, может быть, имелся в виду храм. То, что изображается в данном стихе, не могло, конечно, быть во дворце в присутствии царя и его слуг (стих 24). «Нашел» указывает на случайность. Товарищ прощенного раба ( σνδουλος) должен был ему незначительную сумму, всего сто динариев (если динарий равен 20 копейкам, то 100 динариев равны 20 рублям, что равно 400 г в серебряном эквиваленте). Мф.18:29 .  Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Мф.18:30 .  Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Мф.18:31 .  Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Мф.18:32 .  Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; Мф.18:33 .  не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? Логически совершенно правильное рассуждение. Тот, кому прощается большой долг, тем самым обязывается простить и другим небольшие долги. Но люди злы и в погоне за житейскими благами часто поступают вопреки всякой логике и здравому смыслу. Поэтому то, что изображается в притче, встречается весьма часто в обыденной практической жизни. Мф.18:34 .  И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. «Истязатели, подвергавшие пытке, представляют собой некоторое чужеземное учреждение и располагают нас думать, что действие притчи происходило в одной из восточных монархий, а не в Иудее» (Тренч). Раввинские законы относительно взыскания долгов были гораздо мягче по сравнению с этим, очевидно, суровым (римским или иродианским) распоряжением о должнике. Если кто-нибудь был должен храму деньгами или натурой, то его имущество могло подвергнуться описи или аресту, но при этом должнику оставлялась часть имущества, необходимая для прожития. Так должно было происходить и между обыкновенными кредитором и должником (см. Эдершейм. The Life and Times of Jesus the Messiah, 1892, т. 2, с. 295, прим. изд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слова апостола Павла ( 1Кор.11:4–16 ) о непокровении мужчинами головы во время молитвы и о ношении ими волос сектанты неправильно понимают, ибо апостол высказывает здесь не закон обязательный, а «обычай» (ст.16), относящийся до житейских «приличий» (ст.13). Кроме того, мнение это апостол высказывает не для священнослужителей, а для мирян: он говорит не пастырям, а «братии» (ст.2 сравн. Мф.28:3 ), называет их не «служащий», а «молящийся» и «молящаяся» (ст.4 и 5 срав. 1Кор.14:34 ), говорит не «нас», а «вас» (ст.14). Уместность для священника носить длинные волосы и иметь покрытую голову при богослужении видна из других священных мест (см. Лев.21:5 ; Исх.29:4:6, 9:15 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о праве священнослужителей на пропитание и внешние от мирян отличия О вознаграждении за труд (требы) священнослужителей Мф.10:8 . «Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте». Объяснение. Раздавать за плату благодать Божию никто не должен, но труд должен вознаграждаться пропитанием: Мф.10:10 ; Лк.10:7 ; Флп.4:16–18 ; 1Кор.9:7:11–14 ; Гал.6:6 . Ин.10:12 . «А наёмник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их». Объяснение. Православные пастыри не оставляют своих пасомых и без позволения не перебегают от них, следовательно, это место относится всецело к самозваным пастырям: 1Тим.1:6–7 ; 2Пет.2:1–2 , а что вознаграждение за труды для пропитания не запрещается, об этом читай: Мф.10:10 ; Гал.6:6 ; и друг. Деян.8:18–20 . «Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подаётся Дух Святой, принёс им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Пётр сказал ему: серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги». Объяснение. Несмотря на своё недостоинство, «вижу тебя исполненным горькой желчи и в узах неправды» (ст.23), Симон Волхв хотел за деньги купить себе дар чудотворения, который даётся от Бога даром, по мере веры, и поэтому Симон был осуждён. Священнослужители если и получают вознаграждение, то не за благодать Божию, а за труды свои, по слову Писания: Лк.10:7 ; 1Кор.9:7:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Пс.68:21             Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемогаю 377 ;                         и жду сетующего 378 , и нет [его],                         и утешающих, – и не нахожу. «Поношение сокрушило сердце» – поношение, которое человек терпит «ради Бога» (ст.8), может «сокрушить сердце». Таково же покаяние о грехе: «жертвы Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно» (см. Пс.51 /50:19). И терпящий напраслину ради Бога, и кающийся о грехе должны знать: Бог «врачует сокрушенным сердцем» ( Пс.147 /146:3). «Блаженны вы, когда будут поносить вас ради Меня» ( Мф.5:11 ) – это блаженство такое же, как у совершенно покаявшегося. «Сетующего нет… утешающих не нахожу» – ученики рассеялись при Голгофе, как сказал им Иисус: «все вы соблазнитесь о Мне в ту ночь, ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада " » ( Мф.26:31 ; Зах.13:17 ). Пс.68:22             И подают в пищу Мне горечь,                         и в жажде Моей напоили Меня уксусом. «Пищу» – hap.leg.; слова того же корня редки и обозначают еду, которую дают или больному ( 2Цар.13:5 ), или во время голода ( Плч.4:10 ). Предложить вместо такой пищи «горечь» – это глумление. " Горечь» рош – либо ядовитая трава (упоминается вместе с полынью; Плч.3:19 ), либо яд змей ( Втор.32:33 ); Иов.20:16 ). В символическом значении – отрава, которая растет на полях Содома и Гоморры ( Втор.32:32 ), также горечь, в которую превращают неправый суд ( Ам.6:12 ). Можно представить себе состав зелья, куда внесли горечь от трав, от яда змей, от «Содома», от продажного суда… Следовательно, не первую попавшуюся «горечь» дали Изнуренному: Христу дали приготовленный состав горечи в глумление и муку. И сверх того, как всякому распинаемому, Христу давали «оцет» – напиток на «уксусе» 379 , как одурманивающее средство, своего рода гуманный акт обезболивания: «дали Ему пить вина, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» ( Мф.27:34 ). О смеси с «желчью» говорит только евангелист Матфей, об «уксусе» (оцте) – все евангелисты ( Мф.27:48 ; Мк.15:36 ; Лк.23:36 ; Ин.19:29,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Нам, плотским людям, плохо верится в загробную жизнь и в Царство Небесное, потому что их нельзя пощупать, а чего руками не пощупаешь, того для нас как бы и нет. Вот если табуретка стоит, то она да, существует; если кашу ем, она, конечно, есть. А чего я не могу съесть, или пихнуть, или понюхать, того, понятно, нет. Но такой взгляд на мир Божий неправилен. Если крот всю жизнь копается в земле, это не значит, что в мире больше нет ничего, кроме червей, которых он съедает в своих норах. На самом деле есть ещё огромный мир, которого крот не знает, и есть также огромный духовный мир, сокрытый от нас не потому, что он нереален, а потому что мы недостаточно реальны. Мы живем как бы в кошмарном сне наяву, постоянно охваченные, пленённые своими помыслами, которые не дают нам жить духовной жизнью. Собрать внимание на заповедях Божиих - первый шаг к освобождению от власти помыслов. Старание исполнить заповеди - истинный путь, а исполнение их (любовь к Богу и ближнему) - совершенная свобода. 5. Просим знамений и ищем премудрости Иудее знамения просят, и еллини премудрости ищут (1 Кор. 1,22). А Христос на это сказал: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему (Мф. 12,39). Все это про нас сказано: любим, ищем, требуем знамений. Нам кажется, что если мы что-то необычное ощутим, то у нас прибавится веры и мы будем жить лучше, но опыт не подтверждает наших чаяний, да и в Евангелии говорится: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16,31). Просим знамений - и нас обманывают знамения ложные, ищем премудрости - и обретаем ложную премудрость. Мы ищем доказательств, убеждений, разъяснений, прежде чем начнем духовную жизнь; так она может никогда и не начаться; мы, размышляя, можем опоздать, и наша временная жизнь кончится, прежде чем начнется духовная. 6. Пасем страсти, как свиней Если бы мы, подобно гергесинским бесноватым (см. Мф. 8, 28-34), мучимые грехом и сознанием греха, выбежали ко Христу из наших гробов (гордости, суеты и сластолюбия), Он мог бы нас исцелить и сделать благовестниками Царства Божия. Но мы уподобляемся не гергесинским бесноватым, а бесам. Как бесы вселились в людей, так мы живем в мире Божием и мучаем его, так что из-за нас, по словам апостола Павла, вся тварь совокупно стенает и мучится (Рим. 8, 22). А когда Христос приближается к нам, мы кричим Ему: Что тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8,29). Для нас еще не пришло время Евангелия, мы еще, как жители Гергесы, хотим пасти свои страсти, как свиней. 7. Кана Галилейская

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2230...

В собственном, истинном, смысле – только Один Бог истинно существует! А все прочее существует постольку, поскольку Он есть и дает всему бытие. В Нем подлинная жизнь. В Нем и подлинное Царство. Вот это – истина. А что Пилат и евреи считают таковою, это – «призрак», не подлинная жизнь. Христос пришел проповедовать об истинной жизни, об истинном, Божием Царстве; а земное – падшее, испорченное царство; кривое зеркало с Божьего Царства. Это – призрак! В самом деле: умрет человек – и прах лишь останется от него. Стоит ли такую жизнь называть «царством»? И потому смотрите, как равнодушно относился Христос к Пилатову царству. Для Христа оно было как ничто, как мираж, как призрак, а не «истина». А Пилат скептически отнесся к истине… Да и он ли один? Это Божье Царство вот начнет бороться против земного, – что люди считают «настоящим»… И триста лет оно будет страдать, но все же победит мир (см.: Ин. 16:33 ). Христианство восторжествует. Рим падет. Римское царство развалится. О, если бы Пилат это знал! Потом и весь земной мир приидет. Будет новый мир, новое Царство, новое небо, новая земля, на которых обитает правда ( 2Пет. 3:13 ), Царство Божие, Царство Отца ( Мф. 26:29 ), Царство благословенных Отца… уготованное от создания мира ( Мф. 25:34 ), «жизнь вечная» (ст. 46), «Царство Христа» ( Еф. 5:5 ), Царство Мое… Царство Мое не отсюда ( Ин. 18:36 ). Царство мира сделается Царством Господа ( Апок. 11:15 ). Вот об этом Царстве и пришел Господь проповедовать ныне, начав с крещения Своего. Это Царство устрояется Духом Святым, или благодатию Его. Потому оно и должно быть названо «Благодатным Царством». Где же это Царство? Оно на земле назовется Церковью Христовою ( Мф. 16:18 ). И суть его будет заключаться В БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ. Потому на Крещение Господне читается Апостол из послания к Титу. Вот оно: явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа… Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости банею возрождения и обновленья Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни. Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем ( Тит. 2:11–13, 3:4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В подтверждение повелений Своих – спасаться во время бедствий при таинственном пришествии Своем для суда над Иерусалимом, Господь и указывает на этот пример из истории, чтобы не случилось и с учениками того же, что с женою Лота, – т. е. чтобы и они не были наказаны Богом, если не послушаются прямых повелений Его на те дни (Мих.). Лк.17:33 . Иже áще взыщет дýшу свою спасти, погубит ю: и иже áще погубит ю, живит ю. (Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.) Это изречение здесь повторено Господом, ранее оно было сказано при другом случае ( Лк.9:24 ). Оно вообще означает, что кто станет сберегать (взыщет) душу свою для сей временной жизни, напр., посредством отречения от Христа ( Мф.10:33 ) или какой измены Ему или, наконец, посредством жизни рассеянной, греховной; тот погубит ее для жизни вечной, т. е. лишится этой вечной жизни и подвергнется вечной смерти – погибели в аду. Напротив, кто погубит душу свою для сей временной жизни, напр., умрет за Христа или будет жить в строгом исполнении заповедей Христовых, тот сбережет, оживит (живит) ее для вечной жизни, т. е. наследует вечное райское блаженство (Чит. в объясн. 24 ст. 9 гл.). Здесь же в связи речи это изречение Христово значит то же, что и предшествующее (31 ст.), т. е. внушение спасаться от бедствий в страшные дни разрушения Иерусалима и заботиться о спасении своей души (Мих.). Лк.17:34 . Глагóлю вáм: в тý нóщь бýдета двá на одре едином: един поéмлется, а другий оставляется. Лк.17:35 . Бýдете две вкýпе мéлюще: едина поéмлется, а другáя оставляется. Лк.17:36 . Двá бýдета на селе: един поéмлется, а другий оставляется. (Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.) Одни берутся (поемлются), другие оставляются. Это, значит, что суд Божий так решителен, что из двоих, часто находящихся в ближайшей и теснейшей связи между собою, один спасается, а другой погибает: из них, по изъяснению св. Ефрема, праведные берутся в царство небесное, а грешные оставляются в огне. «Как берутся праведные, пусть скажет сие ап. Павел, поясняет св. же Ефрем: живущие о Господе восхищены будут на облаках на воздухе и всегда с Господом будут ( 1Фес.4:17 ). Как оставляются праведные? Ангелы соберут избранных от четырех ветров ( Мф.24:31 ), а нечестивых сожгут огнем неугасимым ( Мф.3:13 )». Слово поемлются или берутся толкуют и в том смысле, что изъемлются от опасности бедствия, подобно Лоту во время сожжения Содома и Гоморры (см. 28 и 29 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Вдумайся: мы почитаем друг друга потому, что Бог изначально сотворил человека по образу Своему; поэтому все имеют одинаковую честь и напоминают об общем Владыке. От древних мы восприняли обычай кланяться друг другу, — ведь книга Бытия говорит: “Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, брат его… и поклонился до земли семь раз”(Быт. 33, 1, 3.). И еще: Иаков увидел Иосифа, сына своего, и поклонился на верх жезла своего; и братья Иосифовы, увидев Иосифа, упав ниц, поклонились ему (См. Быт. 42, 6; 47, 31; ср.: Евр. 11, 21.). И Моисей, увидев Иофора, поклонился ему до земли (Ср.: Исх. 18, 7.). Еще и потому мы кланяемся друг другу, что братья наши — члены тела, во Христе, “возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго”(1 Пет. 1, 23.), и принявшие божественное крещение в одной купели. Ведь Бог сказал: “Люби ближнего твоего, как самого себя”(Лев. 19, 18.), — и в Евангелии Господь говорит: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”(Ин. 13, 34.), — и еще: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”(Ин. 13, 35.), “в почтительности друг друга предупреждайте”(Рим. 12, 10.). И еще: как Христос “положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев”(1 Ин. 3, 16.). И святые божественные отцы наши говорят: если ты видел брата своего — видел Господа Бога своего. Даже если и враждуют, или укоряют, или обижают, или ранят, — да не отлучит нас ничто от любви их, как говорит Господь: “Любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас”(Мф. 5, 44.). Если же кто-то возбраняет исполнять заповеди Господни или провозглашает еретические учения, то от такого следует не только отворачиваться, но и убегать, как от змеи. На такого следует и гневаться, по пророческому слову: “Гневаясь, не согрешайте”(Пс. 4, 5.). И Господь наш Иисус Христос говорит: “Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь”(Мф. 18, 17.). И еще: “Если… правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя”(Мф. 5, 29.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010