Новозаветное Откровение изобилует явлениями Ангелов и свидетельствами о них. В новозаветной истории человечества Ангелы участвуют с самого начала и вплоть до ее апокалиптического завершения. Здесь Ангелы сообщаются с людьми как братья по вере, любви и надежде. Новый Завет открывается явлением Архангела Гавриила, посланного к Захарии с вестью, что [его] жена, неплодная Елисавета, родит сына – Иоанна Предтечу (см. Лк.1:11–20 ), и явлением того же Архангела Святой Деве Марии с благовестием, что Она родит Спасителя мира (см. Лк.1:26–38 ). Во время рождения Спасителя в Вифлееме является множество Ангелов, славословящих новорожденного Богомладенца (см. Лк.2:9–13 ). Ангел несколько раз является во сне праведному Иосифу, преподавая ему необходимые наставления (см. Мф.1:20, 2:13, 19 ). Ангелы являются и служат Господу Иисусу в пустыне после Его победы над искусителем (см. Мф.4:11 ). Ангел является Спасителю в Гефсиманском саду и укрепляет Его (см. Лк.22:43 ). Ангел отваливает камень от гроба Спасителя (см. Мф.28:2 ). Ангел первым возвещает мироносицам благую весть о том, что Господь воскрес (см. Мф.28:5–7 ; Мк.16:5–8 ; Лк.24:4–8 ; Ин.20:12 ). При вознесении Спасителя Ангелы предстают апостолам, изъясняя им тайну вознесения и второго Пришествия Спасителя (см. Деян.1:10–11 ). Ангелы участвуют в жизни только что основанной Церкви: Ангел освобождает апостолов из темницы (см. Деян.5:19–20 ); Ангел наставляет Корнилия на путь спасения (см. Деян.10:3 ); Ангел является апостолу Петру в темнице и выводит его из нее (см. Деян.12:7–11 ); Ангел поражает первого гонителя Церкви – Ирода, который умирает, изъеденный червями (см. Деян.12:23 ); Ангел является апостолу Павлу и объявляет, что ему «должно предстать пред кесаря» в Риме ( Деян.27:24 ). Весь Апокалипсис преисполнен явлениями и действиями Ангелов (см. , 20и т. д.). Все это ясно показывает, что Ангелы – это самостоятельные существа и удивительные Божии создания, участвующие в новозаветном домостроительстве спасения, творящие волю Божию как Божии посланники.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Реакция тех, кто отвергал Христа. Реакция иудейских властей тоже свидетельствует о факте воскресения Христа. Они не смогли найти и предъявить тело, даже не организовали его поиски. Вместо этого они подкупили стражников, охранявших гроб, чтобы те солгали ( Мф. 28:11–15 ); а также боролись с учениками, свидетельствовавшими, что видели Иисуса живым. Тот факт, что они отрицали, а не опровергали утверждения учеников, говорит о реальности Воскресения. Существование ранней церкви. Ещё одним косвенным доказательством Воскресения является сам факт существования ранней церкви. Имелись все основания для того, чтобы церковь вообще не зародилась. Первая церковь состояла преимущественно из иудеев, которые верили, что существует только один Бог (Вт. 6:4), и всё же они провозгласили Иисуса Богом (см. Христос: божественная сущность). Они молились Иисусу ( Деян. 7:59 ), крестились во имя Его ( Деян. 2:38 ), проповедовали, что Он вознесён одесную Бога ( Деян. 2:33; 7:55 ) и называли Его своим Господом и Христом ( Деян. 2:34–36 ), то есть тем самым именем, за которое Иисуса обвинил в богохульстве иудейский первосвященник на суде синедриона ( Мф. 26:63–65 ). У первых христиан не было достаточно времени, чтобы утвердиться, прежде чем их начали преследовать, избивать, грозить им смертью и даже предавать казни ( Деян. 7:57–60 ). Однако они не только держались своей веры, но и быстро росли в числе. Если бы то, о чём они свидетельствовали, не было реальностью, у них были все основания и все возможности от этого отказаться. Но они этого не сделали. Только реальная встреча с воскресшим Христом может адекватно объяснить их существование в качестве иудейской секты, членов которой стали называть «христианами» ( Деян. 11:26 ). Распространение христианства. В отличие от других религий, таких как °ислам, который поначалу распространялся довольно медленно, распространение христианства началось незамедлительно и происходило очень быстро. В первый же день спаслось около трёх тысяч уверовавших ( Деян. 2:41 ). Ежедневно к ним присоединялись многие другие ( Деян. 2:47 ). Через считаные дни прибавилось ещё 2000 верующих ( Деян. 4:4 ). Так стремительно «умножились ученики», что возникла необходимость избрать диаконов для попечения о вдовах ( Деян. 6:1 ). Бесспорно, ничто другое, кроме телесного воскресения Христа и ниспослания Им Святого Духа ( Деян. 1:8 ), не могло бы оказаться достаточным объяснением для этого незамедлительного и поразительно быстрого роста церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В Ветхом Завете Ангелы описываются в виде воинства, стоящего по правую и левую руку Господа (см.: 3Цар. 22:19 ). Функция Ангелов – служить Богу как самодержцу, быть Его царедворцами, Его свитой. Господь восседает на Херувимах (см.: Пс. 17:11, 79:2 ), а они везут колесницу славы Божией (см.: Иез. 10:9–19 ). В то же время Ангелы – вестники Бога и слуги Его, выполняющие Его волю и Его распоряжения в отношении людей. В этом смысле Ангелы являются посредниками между Богом и родом человеческим. Иногда Ангелы выполняют функции губителей (см.: 2Цар. 24:16 ; 4Цар. 19:35 ; 1Пар. 21:15–16 ; 2Пар. 32:21 ; Ис. 37:36 ), однако гораздо чаще речь идет о том, что они охраняют человека (см.: Исх. 23:20 ; Тов. 3:17 ; Пс. 90:11 ) и спасают его (см.: Ис. 63:9 ). У человека есть Ангел-наставник, который показывает ему прямой путь (см.: Иов. 33:23 ), и т.д. В Новом Завете Ангелы играют не менее важную роль. Ангел является Захарии и возвещает о рождении Иоанна Крестителя (см.: Лк. 1:13 ); является Марии и возвещает о рождении от Нее Иисуса (см.: Лк. 1:26–38 ). Ангел объявляет пастухам о рождении Мессии (см.: Лк. 2:8–20 ); при рождении Иисуса ангельское воинство взывает: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк. 2:14 ). Ангел дважды является во сне Иосифу (см.: Мф. 1:20, 2:13 ). Ангелы служат Иисусу в пустыне (см.: Мф. 4:11 ). Ангел укрепляет Иисуса в Гефсиманском саду (см.: Лк. 22:43 ), Ангел возвещает женам-мироносицам о воскресении Спасителя (см.: Мф. 28:2–7 ). Ангел является Филиппу (см.: Деян. 8:26 ); в видении беседует с Корнилием (см.: Деян. 10:3–7 ); выводит Петра из темницы (см.: Деян. 12:7–10 ). Повествованиями об Ангелах наполнена книга Откровения Иоанна Богослова. Иисус Христос нередко говорит Своим ученикам об Ангелах. По словам Иисуса, у каждого из малых сих (детей) есть Ангел, который всегда видит лице Отца... Небесного ( Мф. 18:10 ). Ангелы радуются покаянию каждого грешника (см.: Лк. 15:10 ). Ангелам неизвестен день последнего Суда и Второго Пришествия Христа (см.: Мф. 24:36 ). Однако при Втором Пришествии Ангелы будут сопровождать Христа (см.: Мф. 16:27 ): они отделят злых от добрых (см.: Мф. 13:49 ) и соберут избранных Божиих от четырех ветров (см.: Мф. 24:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

– Прозри: приводится Павлом только сущность сказанного при прозрении его; но зато далее подробно передаются слова, сказанные Ананией после прозрения Савла, опущенные дееписателем. – Бог отцов наших (ср. Деян.3:13 и парал.), тот же Бог, которого чтут и исповедуют иудеи как и христиане, предизбрал тебя (ср. Рим.8:29 и дал.), как предизбрал и древних пророков ( Иер.1:5 ), чтобы ты познал волю Его, открытую в Его возлюбленном Сыне Христе Иисусе, и увидел сего Праведника (ср. Деян.3:14 ; Деян.7:52 и прим.) и пр.: эти и дальнейшие выражения речи, совершенно естественные в устах Анании к Савлу, вполне уместны и в речи Павла к иудеям, выставляя Ананию как древнего пророка, провозвестника воли Божией, одобряемого всеми иудеями дамасскими. – Свидетелем пред всеми людьми: т.е. не перед иудеями только, но и перед язычниками; это обобщение того же, что отдельно сказано Господом Анании о Савле по рассказу дееписателя: пред народами и царями и сынами Израилевыми« ( Деян.9:15 и прим.). – О том, что ты видел и слышал: под этим выражением разумеется вообще все содержание Евангелия, которое имеет проповедовать Павел. «Господь убеждает Савла посредством того и другого чувства, т.е. посредством зрения и слуха» (Феофил., ср. Злат.). – Крестись и омой и пр.: см. прим. к Деян.2:38 ; Деян.2:21 ; Деян.4:12 . К повествованию о своем обращении апостол, сообразно цели своей речи, присовокупляет повествование о явлении ему Господа в Иерусалиме, о котором не упоминает дееписатель, ни сам Павел в других своих речах и посланиях. Это случилось тогда, когда Павел возвратился в Иерусалим, проведя долгое время в Аравии, куда он отправился из Дамаска после своего обращения (см. прим. к Деян.9:26 ). Все это повествование, видимо, направлено Павлом к защите себя против обвинения, будто он враг закона, храма и народа ( Деян.20:28 ). Апостол поставляет на вид, что это новое явление ему, прежде гонимого им, имело место в Иерусалиме и именно в храме, во время его молитвы здесь; следовательно, и по обращении в христианство он не разрывал связи ни с Иерусалимом, ни с храмом и его законным богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Кто научил вас «двум крещениям»? Не говорит ли Священное Писание об одном (см.: 1Кор.12:13 ; Еф.4:5 )? И чем отличается крещение Духом Святым и огнем, предсказанное святым Иоанном Крестителем (см.: Мф.3:11 ; Лк.3:16 ), от крещения водою и Духом ( Ин.3:5 ); о котором свидетельствует Сам Спаситель? Но и из книги Деяний апостольских видим, что сколько бы ни совершалось крещение учениками Господа, это было всякий раз крещение водою и Духом, которые равно необходимы для сего таинства. И хотя Писание иногда и говорит в связи с крещением только о воде (см.: Деян.8:36–39 ) или только о Духе (см.: Мф.3:11 ; Деян.1:5 ), крещение новозаветное всегда одно, и потому оно нераздельно. Апостолы приняли крещение на Пятидесятницу через излияние Святого Духа, без участия воды, но этот способ его преподания был исключением, ибо надлежало, чтобы назначенные от Бога преподавать таинства другим усовершились особым образом. Когда же они стали крестить сами, то совершали это водою и Духом, чему учил Сам Господь (см.: Ин.3:5 ). Именно так крестился и эфиопский евнух от апостола Филиппа (см.: Деян.8:26–38 ), и сотник Корнилий со всем его домом от апостола Петра (см.: Деян.10:47–48 ), и ученики в Ефесе от апостола Павла (см.: Деян.19:1–6 ), который, сверх того, и в посланиях своих говорит: один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ). А будь в апостольские времена два крещения, он учил бы о двух, как и о том, что одно без другого неполно. Сектант : Говорение на языках по дару Духа Святого состоит в произнесении звуков, которые нельзя понять иначе, как через толкование, а оно также дар Духа. Священник : И опять напомню тебе, что в истинной глоссолалии звучали языки, незнакомые местным уроженцам, но внятные чужестранцам, которые потому и не нуждались в толковниках. Напротив, та мешанина звуков, что царит на собраниях у вас, не понятна никому, поскольку это не новые языки, но бормотание без всякого смысла. Сообщив апостолам дар языков, Бог открывал через них дивные Свои тайны (см.: Деян.2:11 ; 1Кор.14:2 ), ваш же несуразный лепет не подошел бы для этой цели никоим образом. Вседержитель наделил каждого христианина родным языком, который и поныне остается наилучшим средством для изъяснения всего, что Ему благоугодно нам открыть. Но ваша «глоссолалия» орудие помрачения, а не просвещения!

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Такой ответ этих учеников, конечно, не мог не удивить апостола и он спрашивает: во что же вы крестились?. Что было предметом вашей веры и исповедания при крещении, если вы о Духе Святом даже и не слыхали, не только сами не приняли Его? – В Иоанново крещение: в то, что составляло предмет крещения Иоаннова и исповедание чего требовалось при этом крещении. В ответ на этот ответ апостол кратко и сжато, но весьма рельефно характеризует крещение Иоанново и его отношение ко Христу. – Иоанн крестил только крещением покаяния (см. прим. к Мк.1:4 и парал.); цель его – приготовление людей (говоря людям) к вере грядущего по нем, то есть во Христа (Мессию) Иисуса, поясняет кратко апостол; следовательно, это только приготовительное к христианскому, а не само христианское крещение. – Услышав сие, т.е. что проповеданный их учителем Иоанном Мессия действительно пришел и есть именно Иисус из Назарета и что недостаточно одного Иоаннова крещения для вступления в царство Мессии, ученики крестились во имя Господа Иисуса, т.е. крещением христианским (см. прим. к Деян.2:38 и Мф.28:19 ), и по возложении на них рук Павлом (см. прим. к Деян.8:15–17 ) приняли Духа Святого, вследствие чего начали говорить иными языками (см. прим. к Деян.2:4 ; Деян.10:44–48 и парал.) и пророчествовать (см. прим. к Деян.11:27 ; ср. Деян.13:1 . 1Кор.14 ). Отделение христиан от иудеев (8–10) 8. Пришедши в синагогу, он небоязненно проповедовал месяца три, удостоверяя о царствии Божьем. 9. Но как некоторые ожесточались и не верили, злословя путь Господень пред народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна. 10. Сие продолжалось года два, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины. Пришедши в синагогу, как обыкновенно делал Павел ( Деян.17:2 и прим.), он проповедовал месяца три небоязненно: последнее слово показывает, что хотя иудеи и были расположены к нему и его проповеди, но не все, и возникло мало помалу и развивалось противление ему; несмотря впрочем на это он небоязненно, смело, без особенных опасений проповедовал целую четверть года.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Совершительной формулой крещения являются слова: «Крещается раб Божий (называется христианское имя крещаемого) во имя Отца (1-е погружение). Аминь. И Сына (2-е погружение). Аминь. И Святаго Духа (3-е погружение). Аминь». Таким образом, крещение, в соответствии с заповедью Спасителя, совершается во имя Пресвятой Троицы (см.: Мф.28:19 ) 1250 . Упоминание в Священном Писании о крещении во имя Иисуса Христа ( Деян.2:38, 10:48 ) или во имя Господа Иисуса ( Деян.8:16, 19:5 ), согласно толкованиям отцов Церкви, отнюдь не означает, что в апостольские времена существовала также и практика совершать крещение только во имя Господа, а не во имя всей Пресвятой Троицы. Такими словами апостолы лишь хотели указать на христианское крещение как на священнодействие, установленное по заповеди Самого Господа Иисуса Христа и тем самым стремились отличить его от крещения Иоаннова 1251 . Внутренним действием таинства крещения является очищение от всякой духовной скверны (см.: Еф.5:25–26 ), прощение грехов (см.: Деян.2:38 ) – как личных, так и первородного 1252 , спасение от вечного наказания (см.: Мк.16:16 ), приобщение той праведности, которую имел человек до грехопадения (см.: 1Кор.6:11 ), со-умирание со Христом для греха и со-воскресение с Ним для обновленной жизни (см.: Тит.3:5 ). В крещении человек, приобщаясь Источнику новой благодатной жизни, ранее ему недоступной, духовно возрождается. Поэтому Священное Писание говорит о крещении как о новом духовном рождении от Бога (см.: Ин.1:12–13, 3:6 ). Также в крещении человек усыновляется Богу, становится чадом Божиим (см.: Гал.3:26–28 ) и членом тела Христова, т. е. Церкви (см.: 1Кор.12:13 ). Условием принятия крещения являются покаяние и вера 1253 : Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов... ( Деян.2:38 ). Кто будет веровать и креститься, спасен будет... ( Мк.16:16 ). Что касается младенцев, то они, в соответствии с традицией древней Церкви 1254 , принимают крещение по вере родителей и восприемников 1255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Вся вера во Христа как Бога и все дела такой веры зиждутся на реальности Его Божества. Именно это воодушевляет и укрепляет [христиан] на жизнь во Христе, на страдания и мученичество ради Христа, незаменимого Бога и Господа. Первый святой мученик за Господа Иисуса Христа, архидиакон Стефан, а вслед за ним и вкупе с ним и все прочие мученики, исповедники, да и все верные христиане, обретают неиссякаемый источник воодушевления и радости для своей мученической и исповеднической веры в чувстве и видении, что Господь Иисус Христос – вечно жив как Единородный Сын Божий, восседающий одесную Бога Отца. Если Иисус – не Бог, Божественно действующий через Своих апостолов, то как они творят дела божественные, дела апостольские? Если Он не Бог, то как по Своем Воскресении являет Он Себя им живым многими и истинными знамениями, являясь им в течение сорока дней и говоря о Царствии Божием (см. Деян.1:2–3 )? Если Иисус – не истинный Бог, то как Его обетование ниспослать апостолам Духа Святого исполнилось в день Святой Пятидесятницы, и Дух Святой сошел на них в виде огненных языков, и освятил их, и укрепил на великое, божественное дело евангельской проповеди (см. Деян.1:4, 8, 2:1–36 )? Если Иисус – не Бог, как тогда покаяние и крещение в Его имя даруют отпущение грехов и благодать Святого Духа Божия (см. Деян.2:38–42, 10:43, 13:38 )? Если Иисус – не Всемогущий и не Всесильный Бог, как тогда апостол Петр во имя Его исцеляет хромого от рождения (см. Деян.3:2–26 )? Если Иисус – не Бог, как тогда апостолы проповедуют и утверждают свою проповедь делами, свидетельствуя о том, что кроме Иисуса нет другого имени, данного людям, которым бы могли они спастись (см. Деян.4:8–22 )? Если Иисус – не Бог, как «много чудес и знамений совершилось через Апостолов», как «руками Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса», как все больные выздоравливали, каким бы недугом они ни страдали ( Деян.2:43, 5:12, 16 )? Если через святого апостола Петра не действовала Божественная сила Иисуса, то разве его тень исцеляла бы самых разнообразных больных (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Что касается условий, необходимых для принятия Крещения, то, по учению Катехизиса, «от желающего принять Крещение требуется покаяние и вера» . Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа, приводит, во-первых, Катехизис слова Св. Апостола Петра, которые были сказаны иудеям, слушавшим проповедь Апостола и вопрошавшим его: что нам делать ( Деян. 2:38 ). Покаяние же, как первое условие и как первая ступень на пути в царствие Божие, требуется, как мы видели, и Самим Иисусом Христом (см. урок 43), и вообще слово Божие усвояет покаянию существеннейшее место в деле спасения человека. Для того, чтобы сознать нужду во спасении, дверью к которому служит Таинство Крещения, надобно прежде всего хорошо понять свое бедственное духовное состояние; увидеть свою духовную нищету, к чему ведет каждого человека еще всеобщая предваряющая благодать и естественный нравственный закон (см. урок 42-й). Без сознания живущего в себе зла немыслимо искать добра. Во-вторых, вместе с покаянием от желающего принять крещение требуется «вера» в Евангельское слово, без чего также немыслимо вступление в Церковь Христову. На необходимость для принятия Крещения веры, которая исключала бы в приемлющем Крещение всякие земные расчеты и давала бы его сознанию убеждение в высокой важности совершаемого им дела, как именно дело спасения, – указывают очень же многие места Писания. Так, из тех же слов Спасителя, которыми устанавливается Таинство Крещения, видно, что крещение должно быть преподаваемо верующему: идите, научите... кто имеет веру и крестится... ( Мк. 16:16 ). Сообразно с этим повелением Спасителя, Апостолы, действительно, прежде, нежели крестили, поучали вере и располагали к исповеданию веры. Что препятствует мне креститься? – спрашивает евнух, оглашенный проповедью о Христе. Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий... И сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его ( Деян. 8:36–38 ). То же показывают действия Филиппа в Самарии (8:12), Петра в Иерусалиме ( Деян. 2:41 ) и в доме Корнилия ( Деян. 10:34–48 ), Павла в отношении к Лидии ( Деян. 16:13–15 ), к темничному сторожу ( Деян. 16:30–33 ) и к Криспу ( Деян. 18:8 ) и другие. Таким образом, покаяние и вера суть необходимые требования от того, кто желает принять Крещение. Поэтому-то в чин Крещения введено отрицание от сатаны и всех дел его, исповедание веры, т.е. чтение Символа веры пред Крещением и присутствие при Крещении поручителей веры, иначе восприемников.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Другой важной особенностью этого дара в истории Церкви является то, что он не носил всеобщего характера. Этим дар «иных языков» в Писании существенно отличается от того, как о нём учат лидеры современного харизматического сектантства. У самозваного «пророка» неопятидесятничества Кеннета Е. Хейгина мы находим такое спорное утверждение: «Говорение на языках является дверью во все остальные духовные дары. Некоторых людей интересуют только другие дары Духа, но мы должны пройти через „дверь“, чтобы попасть туда» 30 . На самом деле в Священном Писании подобного всеобщего говорения на «иных языках» мы не наблюдаем. Например, после сошествия Святого Духа на апостолов и проповеди апостола Петра крестилось три тысячи человек, но о говорении их на языках Писание ничего не сообщает. И так охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме ( Деян.2:41–43 ). Можно упомянуть крещение самарян (см.: Деян.8:14–20 ), крещение эфиопского евнуха (см.: Деян.8:38–39 ), крещение Лидии (см.: Деян.16:15 ) и темничного стража со всеми домашними в городе Филиппы (см.: Деян.16:33 ), а также крещение начальника синагоги Криспа со всей семьёй и многих других в Коринфе (см.: Деян.18:8 ). Апостол Павел в своём Послании к Коринфянам вполне определённо говорит, что глоссолалия не является всеобщим даром, наоборот, дары Святого Духа различны (см.: 1Кор.12:4–10 ) и подаются Богом каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор.12:11 ; ср.: 1Кор.12:28–30 ). Именно так это место понимает святитель Кирилл Иерусалимский : «Так и Дух Святой, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. Ибо Он, будучи одинаков, по воле Бога Отца, именем Христа различные производит действия» 31 . Кроме всего перечисленного, последним важным свойством апостольского дара говорения на «иных языках» был не экстатический характер глоссолалии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010