Подробное описание самого часового механизма, изображенного на миниатюре Лицевого летописного свода (Древний летописец), было помещено под 1404 г. в Троицкой летописи 1408 г.: « В лето 6912, Индикта 12, Князь великий замысли часник и постави е на своем дворе за церковью за Св. Благовещеньем. Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитая часы нощныя и дневныя; не бо человек ударяше, но человека видно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено…цена же сему беяше вящьше полувтораста рублев ». Тем же 1404 г. датируется уникальное известие иеродиакона Игнатия Смольнянина в «Сказании летом вкратце»: « Того же лето приходила царица Калоянова в святую лавру », что позволяет предположить прибытие афонского мастера, изготовившего благовещенское «часомерье», в составе этого посольства. Пресвятая Богородица – Игуменья Святой Горы Здесь необходимо отметить, что на Святой Горе Афон по сию пору строго соблюдается древнее указание Иерусалимского устава: « должно есть екклисиарху имети опасство в псалмопении и в чтении, да солнцу восходящу бывает отпуст ». В соответствии с этим неотъемлемую принадлежность каждого афонского храма составляют часы, боем которых экклезиарх и диаваст руководствуются в заполнении служб чтениями и протяженностью пения. Такие «часы с арапом», весьма сходные с творением инока Лазаря Серба, сохранились до настоящего времени на византийской звоннице 1427 г. в афонском монастыре Ватопед. Нужно полагать, что подготовка к столь значительным литургическим преобразованиям в Русской Церкви велась заранее, в связи с чем особого внимания заслуживает пребывание митрополита Киприана на Афоне, о котором он сам подробно повествует в своих «Ответах» игумену Афанасию Высоцкому, « въпросившему о некоих потребных вещех ». Датировать это посещение Киприаном Святой горы Афон возможно не ранее 1363 г., когда Киприан впервые прибыл в Константинополь вместе со своим старцем Феодосием Тырновским, который наставлял его в исихии в болгарском Келифаревском монастыре.

http://pravoslavie.ru/put/060930150342.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ИГНАТИЙ СМОЛЬНЯНИН (2-я пол. XIV в.- после 1404-1405), инок, паломник, книгописец, автор «Хожения...», в к-ром описано путешествие в К-поль ИДАЦИЙ († между 469 и 474), еп. г. Аквы Флавиевы (ныне Шавиш, Португалия), хронист, продолжатель «Хроники» Евсевия-Иеронима ИЕЗУАТЫ распространенное наименование существовавшего с XIV в. католич. братства мирян, преобразованного позднее в монашескую конгрегацию апостольских клириков св. Иеронима ИЕЗУИТЫ офиц. название - Об-во Иисуса, католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой ИЕРАКС XVI в., великий логофет К-польского Патриархата, патриарший экзарх Пелопоннеса и всего Запада, греч. писатель ИЕРЕЕВ МОНАСТЫРЬ (Агия-Мони), во имя свт. Николая Чудотворца, муж., действующий, принадлежит Пафосской митрополии Кипрской Православной Церкви ИЕРЕЙ то же что священник; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте ИЕРЕМИЯ архиеп. Картли (Мцхетский), предстоятель Грузинской Православной Церкви (Мцхетского Католикосата) ИЕРЕМИЯ (Анхимюк Ян; род. 3.10.1943), архиеп. Вроцлавско-Щецинский Польской Автокефальной Православной Церкви ИЕРЕМИЯ II (Транос; между 1530 и 1536 - 1596), патриарх К-польский (1572 - 1579, 1580 - 1584, 1587 - 1595), один из участников учреждения Патриаршества на Руси ИЕРОН (Васильев Иван Васильевич; 1835 (1829?) - 1912), схиархим., настоятель Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне ИЕРОНИМ (Фармаковский [Формаковский] Иван (?) Степанович; ок. 1735 - 1783), еп. Владимирский и Суздальский

http://pravenc.ru/rubrics/121236_115.htm...

" Когда Спаситель вошел на ослике в Иерусалим, Он плакал об этом городе, потому что его жители не уразумели, не поняли, Кто пришел к ним. И часто Господь к нам приходит, а мы не разумеем. Он стучится к нам, просится, а мы проходим мимо. Господь смотрит и говорит: ну что же вы делаете, Я пришел, а вы не хотите ко Мне в храм пойти. Вот Я вам Смольный храм отдал, чего же вы не ходите туда, петербуржцы? Я вам Евангелие дал, его сейчас можно купить в каждой лавке - вы читаете его дома? Надо каждый день читать Евангелие, знать заповеди Божии, уметь молиться. Как мы живем? Господь нас посещает, а мы не разумеем. Он нам все дал: живите, спасайтесь. Храмы есть, молитесь. Но опять что-то нас отвлекает, какие-то важные дела. Мы проходим мимо Господа, и Он скажет, что приходил к нам, но мы не приняли Его. Как сказал иудеям: " Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется вам дом ваш пуст " (Мф. 23:37). Пусть с нами так не будет, потому что потом будет жутко на Страшном Суде, когда люди, которые Господа знали, пойдут в Его Царство любви, а прошедшие мимо Христа окажутся вне Его Царства. Будет плохо тем, которые все потеряли, - имели, знали и не воспользовались временем, которое Бог даровал для трудов, любви, милосердия, спасения, посвящения себя будущей вечной жизни. Земная жизнь от этого будет только улучшаться. Если будем смиренными, кроткими, любвеобильными, то всем хорошо вокруг будет. А если будем эгоистами, себялюбивыми, сребролюбивыми, всем от нас будет плохо. Мы должны быть примером для всех людей и помнить, что Господь пришел, чтобы даровать нам Царство Небесное. К нему мы должны устремлять взор, о нем думать, искать " прежде всего Царства Божия и правды его " (Мф. 6:33), а все остальное нам приложится " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. По традиции были освящены ветви вербы. Их раздали верующим с иконками святого Александра Невского. Собору была подарена икона святого Александра Невского.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Молиться о ближних " июля 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Смольном соборе " Святая Церковь собрала нас в храм, чтобы мы могли - кто-то исповедоваться и причаститься, кто-то - просто помолиться воскресшему Господу, - сказал владыка в проповеди. - Господь нам каждый раз, когда мы бываем в храме, говорит Свое слово через Евангелие. Сегодня Он в пример нам, всем православным верующим, показал веру язычника, чтобы мы ко всем людям относились с уважением. Бывает, что люди, которые и Бога-то не знают, не исповедуют Его, лучше, милосерднее, чем мы, вроде бы имеющие веру. На примере этого сотника, воина, язычника нам показали, какая бывает вера - она удивляет даже самого Бога! Сотник обратился к Господу Иисусу Христу, о котором слышал, что этот чудотворец - Мессия, Сын Божий. У сотника болела душа за его слугу, он решил обратиться ко Господу, подошел и рассказал, что у него болеет слуга. Господь говорит: " Я приду и исцелю его " . И тут сотник показывает смирение: " Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает " (Мф. 8:5-9). Вот какая вера была у сотника в то, что перед ним - Бог, который повелевает болезнями и стихиями, готов исцелить от любых болезней и скорбей. Господь, видя веру сотника, в тот же час исцеляет его слугу " . " Сотник показал не только смирение, но и милосердие, - продолжил архипастырь. - Как он заботится о своем подчиненном! Это нам тоже урок: мы считаем, что подчиненные должны о нас заботиться, а надо наоборот - мы сами должны о них заботиться, молиться за них. Господь часто исцеляет не по молитве самих болящих, а по молитве их родных и близких. Вот почему, когда мы приходим в храм и пишем записки, мы поступаем так, как написано в Евангелии, - молимся за болящих сродников. Ко Христу часто обращались не сами болящие, а, например, друзья: помните, как несколько человек спустили через крышу к ногам Господа своего расслабленного товарища (Лк. 5:18-19)? Господь по их вере исцелил этого больного. Мы помним, как мать-хананеянка просила за свою дочь (Мф. 15:21-28). Из этих и других эпизодов мы понимаем, что наша молитва друг за друга бывает Богом услышана. Господь слышит наши молитвы и - конечно, если это входит в Его Промысл, - помогает человеку выздороветь. Поэтому мы никогда не должны забывать молиться и заботиться о ближних " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Очищает себя при помощи Божией всякая добрая душа христианская – постоянно и непрерывно – в своих мыслях, чувствах, намерениях, словах и во всех своих поступках – помыслами благими, благоразумною осмотрительностию, словом Божиим, молитвою и наипаче любвеобильным призыванием спасительного имени Иисуса Христа с благоговением и страхом Божиим. Итак, возлюбленные, – заключает св. апостол Павел, – имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор. 7:1 ). Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, который и сотворил сие. Возлюбленные! Молитесь о нас. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь ( 1Фес. 5:23–25, 28 ). Обновление Александро-Невской церкви Императорского Воспитательного общества благородных девиц 15-е декабря 1868 года вписано неизгладимыми чертами в летописи Императорского Воспитательного общества благородных девиц. В этот день совершилось здесь достопамятное торжество обновления церкви св. благоверного великого князя Александра Невского, которое ознаменовали своим священнослужением три первосвятителя всероссийской Церкви. В этот же день Воспитательное общество и обновлённая его церковь удостоились всемилостивейшего посещения его величества государя императора в сопровождении августейшей его дщери. Пятый уже год проходил после того, как Воспитательное общество благородный девиц отпраздновало (5 мая 1864 г.) столетний юбилей своей деятельной жизни, столь благотворной для распространения истинного просвещения в семействах высших слоёв русского общества. Означенное заведение учреждено в С.-Петербургском Новодевичьем (Смольном) монастыре 5 мая 1764 года. Но обновлённая в 1868 году церковь Воспитательного общества была устроена лишь 60 лет тому назад. Первое освящение её последовало 18 августа 1808 года – вместе с освящением вновь тогда воздвигнутого блаженной памяти императрицею Мариею Феодоровною здания, в котором и поныне помещается Воспитательное общество. Прежнее же помещение этого заведения в окружающем нынешний Воскресенский собор всех учебных заведений монастырском строении с Екатерининскою в нём церковью тогда же отдано Вдовьему дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Сенаторы много раз советовали королю оставить осаду Смоленска и идти прямо в Москву; по их мнению, он там появлением своим мог бы изменить дела и усмирить восстание. Этого домогались и поляки, осажденные в Москве, и русские бояре, королевские приверженцы. Но Сигизмунд говорил, что не взять Смоленска – оскорбительно для его чести. Находились у него приближенные, которые поддерживали это мнение, желая польстить ему. Время проходило. Все ждали, что смольняне доведутся до крайности, не станут более терпеть и сдадутся. Но смольняне не сдавались. Уже и послы отвезены были в Польшу – смольняне все упорствовали. Между тем, соперник Жолкевского, Ян Потоцкий, умер. Тогда послан был гонец к Жолкевскому, уехавшему в Оршу, с приказом остановиться; потом другой гонец побежал к гетману и привез ему королевское приглашение воротиться к войску и принять над ним начальство. Король даже прислал за особою гетмана три цуга лошадей. Жолкевский прежде был оскорблен: во-первых, король отдавал предпочтение его сопернику, во-вторых – не слушал его советов. Жолкевский видел и не раз представлял королю, что дело, счастливо им устроенное, пропадет оттого, что король не присылает сына в Москву, а сам стоит под Смоленском, раздражает московский народ и вместе с тем дает ему время собраться для восстания. Жолкевский и теперь не надеялся, чтобы король стал поступать так, как гетману казалось лучшим. Он уклонился и отвечал, что уже услал лошадей вперед в Могилев. Через несколько дней после того король переменил свое намерение. Он ясно увидел, что Жолкевский не хочет более вести московского дела, сообразил, что с Жолкевским нельзя ему сойтись в планах, и назначил предводителем войска под Смоленском Якова Потоцкого, брата умершего Яна, а к Жолкевскому послал еще раз гонца с приказанием не ворочаться и продолжать свой путь в Русь. 103 Решено было не двигаться с войском к Москве, а оставаться под Смоленском, пока не возьмут этого города. Еще несколько недель прошло. Король все ждал, что смольняне сдадутся. Поляки примечали, что ряды годных к оружию на смоленских станах все редели и редели, но смольняне не думали сдаваться. Шеин не даром удерживал их и ободрял. «Шеин, – говорили поляки, – помнит геройскую смерть отца своего, павшего при взятии Сокола во время войны с Баторием». 104

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Смольном соборе открылась выставка фотографий «Русская земля православная» 04.04.2008 3 апреля в Петербурге , в концертно-выставочном зале «Смольный собор» прошло торжественное открытие фотовыставки «Русская земля православная». Оно началось с молебна, который совершил митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский Владимир. Поздравляя гостей и участников выставки, митрополит Владимир отметил: «Православная выставка открывается в Смольном соборе второй раз, и мы хотели бы надеяться, что это место станет ее домом. Желаю, чтобы мы когда-нибудь встретились в этом храме и на богослужениях. Нужно найти возможность возродить их в Смольном соборе, чтобы люди не только приходили на выставки, а приходили в храм. Где они могли бы подумать о своей жизни и о том, как мы, и это самое главное, должны любить друг друга, помогать друг другу, защищать друг друга. Ведь Христианство – это, прежде всего, религия любви». Сергей Старцев, один из организаторов выставки, подчеркнул: «Эта экспозиция - для тех, кто любит Россию. Мы очень надеялись, что выставка состоится и будет в качественном смысле еще более замечательной, чем предыдущая». По словам Сергея Старцева, на прошлой выставке практически не было отбора работ. В этом же году организаторы подошли к подготовке более серьезно. В результате работ стало меньше, но их художественный уровень стал намного выше. Впрочем, в выставке по-прежнему принимают участие не только профессионалы, но и любители. Фотографии, размещенные в экспозиции, рассказывают о возрождении Православия на Руси, о красоте русской земли и русского народа. По словам организаторов, эти работы «доходчиво объясняют, что корни русского патриотизма лежат в православном осмыслении истории и культуры нашей страны». Среди участников выставки много известных отечественных фотомастеров: Юрий Костыгов, Людмила Иванова, Валерий Дорохов, Валерий Дегтярев. В экспозиции представлены работы фотоклуба «Акцент», фотошколы «Аргентум». Известный православный фотохудожник Людмила Иванова в беседе с корреспондентом «Воды живой» поделилась своими впечатлениями: «Я работаю в этой теме уже двадцать пять лет. Первый кадр был сделан мной в 1983 году. На фотографии была изображена православная семья священника в глухой деревне. Меня тогда потрясли их сложнейшие условия жизни и искренняя вера. Что касается меня лично, сначала это был духовный поиск. Потом – укрепление в вере. И теперь невозможность жить вне православия. Люблю снимать людей, люблю жанровые сцены. Обычно своего героя видишь сразу, видишь внутреннюю духовную работу - на лице, в глазах. И это меня очень привлекает как фотографа». Выставка будет открыта с 3 апреля по 13 мая. Вода живая/Седмица.Ru Редакция текста от: 04.04.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4747.html

К. Ушинский был отстранен от работы, писал объяснение. От переживаний у него ухудшилось здоровье: пошла кровь горлом. Через несколько дней Константин Дмитриевич подал прошение об отставке. Он остался в Ведомстве Марии Федоровны, сохранив содержание и звания члена Учебного комитета. Был отправлен за границу для изучения состояния образования там. В своих воспоминаниях ученики инспектора всячески подчеркивали, что педагог сохранил доверие императрицы, а отстранен был по причинам чисто формального характера. Но думается, что в Совете института, в Министерстве народного просвещения сложилось мнение, что К. Ушинский не должен занимать должность инспектора Смольного института. Его реформы стали казаться чересчур смелыми, а популярность – слишком большой. Имелись и личные причины: у знаменитого педагога был весьма сложный характер. Он злоупотреблял остроумием еще в молодости, когда высмеивал товарищей по Московскому университету, чем и тогда доставлял себе неприятности. С конфликтом ушел из Демидовского лицея в Ярославле. Резкостью высказываний приобретал себе много врагов. Это мы знаем даже со слов его учеников. «Нервный и болезненно-раздражительный», – так характеризует его любимая ученица Е. Водовозова. Она прямо пишет, что «его остроумные замечания, меткие выражения и характерные эпитеты о женском персонале Смольного ходили по городу». Дипломатичность, умение ладить с разными людьми – качества, необходимейшие для инспектора учебного заведения – не были присущи Ушинскому. Его резкость в обращении, нетерпимость к чужому мнению создали в Смольном институте напряженную обстановку. После ухода из Смольного Константин Дмитриевич не сразу уехал в командировку, он болел и только в мае смог уехать. По его просьбе квартиру в Смольном оставили за ним с согласия М. Леонтьевой. В архивных источниках указано, что Ушинский болел хроническим воспалением легких. Но частые простуды, кровохарканье, лечение кумысом, болезненная раздражительность – все это напоминает чахотку. К. Ушинский приехал в Швейцарию и остановился с семьей в Вене, где начал курс лечения сывороткой и виноградом. Сначала он восхищался Швейцарией, но позже стал тосковать по родине. Его семья прожила за границей пять лет, но К. Ушинский часто приезжал по делам в Россию, переписывался с друзьями и знакомыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ush...

Поскольку Великий Князь страдал от язвы желудка, его супруга уговаривала Урицкого поместить его в госпиталь. Он ответил, что не может дать такого разрешения тотчас же, но подумает на эту тему. На следующее утро, после посещения Великого Князя, я попыталась вновь встретиться с Урицким, чтобы снова умолять его перевести Великого Князя в госпиталь. Поэтому я попросила Наталью Сергеевну подождать меня у лестницы этого здания. Войдя в кабинет Урицкого, я обнаружила его пишущим за столом; услышав звук открывающейся двери, он поднял взгляд и, узнав меня, сказал, что я пришла в очень удачное время. Он поднялся из-за стола и сказал, что сам хотел информировать меня о переводе моих друзей в Пермь, где у них будут лучшие условия, поскольку они не будут осуждены на содержание под замком, а будут на свободе, и что во всяком случае, это политика, применяемая в отношении всей семьи Романовых. С этими словами он саркастически улыбнулся и показал мне рукой на дверь. Это заявление было настолько неожиданным и произвело на меня такое впечатление, что я сама не помню, как спустилась по лестнице. Очнулась я рядом с Натальей Сергеевной, которой я силилась передать эти ужасные новости. Для нее это было неожиданным и жестоким ударом, однако она приняла его с большой стойкостью и покорностью. Мы с печалью расстались в этот вечер, пообещав друг другу вернуться в Смольный на следующее утро. Когда мы туда пришли на другой день, нам заявили, что свидание с «гражданином Михаилом Романовым» невозможно, поскольку посещение заключенного запрещено. В отчаянии от столь ужасного отказа, нас посетила мысль сделать попытку обратиться непосредственно к Ленину. Он сообщил нам, что ходатайство о переводе Великого Князя будет обсуждаться на заседании этим вечером. Совершенно измученные мы вернулись домой. Наталья Сергеевна была настолько взволнована, что вне себя хотела в этот же день вернуться в Смольный, и нам стоило большого труда уговорить ее доверить моему мужу справиться о состоянии Великого Князя. Мой муж, князь Павел Павлович, с готовностью взялся за это дело и, облачившись в солдатскую шинель, отбыл в Смольный, с твердым намерением получить определенный ответ. В большом волнении мы ждали его всю ночь, но он не возвращался. Наконец, около 6 часов утра мой муж вернулся усталый, замерзший, изможденный и в большом унынии.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

Рождество в царской России      Смольный Все три сестры Исаевы были воспитанницами Смольного института благородных девиц. Этот институт был основан в 1764-м году и стал первым не только в России, но и во всей Европе государственным учебным заведением для обучения девушек, дабы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Все три сестры Исаевы были воспитанницами Смольного института благородных девиц Воспитанницы учились сначала 12 лет: с 6 и до 18. Позднее срок обучения был сокращен до 9 лет. В младших классах девочки носили практичную форму кофейного цвета и прозвище «кофульки». По мере взросления цвет формы светлел – от темно-синего до голубого и белого в старших классах: белый цвет старших воспитанниц был символом их возросшей аккуратности и образованности. Смольный институт - девочки на занятиях      Воспитанница 44-го выпуска Смольного, Александра Степановна Ешевская, вспоминала: «Хоть учителя экзаменовали вообще довольно строго, но я выдержала экзамены довольно хорошо и была принята в пятый класс... все было так ново и интересно кругом и шло так быстро одно за другим, что думать было некогда, и я вошла, сама того не сознавая, как бы в другую, новую и интересную для меня жизнь. Мне в тот же день выдали все книги и тетрадки и указали место в классе на одной из первых скамеек, и все вошло в свою колею. Я скоро привыкла к обиходу института. Мне очень пришлась по вкусу и по характеру тихая, чистоплотная и размеренная жизнь, полная труда и в то же время веселая от присутствия стольких подруг, одинаковых по рождению и воспитанию и, следовательно, очень подходящих друг другу. Я много читала и слышала много личных мнений довольно серьезных людей о том, что закрытые заведения портят детей и отбивают их от родных семей. Это, к несчастью, очень распространенное, как бы ходячее мнение вовсе несправедливо... Испорченные дети приходят из семьи, и, надо правду сказать, их было, к счастью, у нас очень немного. Я помню, за все мое пятилетнее пребывание в Смольном, только три или четыре случая, когда начальство института должно было предложить родителям взять их дочерей обратно. Надо заметить, что всех воспитанниц на Николаевской половине было 700 человек в то время. Все девочки моего класса были воспитаны ровно до такой степени одинаково, что я не помню никаких историй, никаких сует, никаких неприятностей ни между нами, ни между нами и начальством. Конечно, были иногда столкновения, но это все были случаи, ничего серьезного, ничего дурного в себе не имевшие...».

http://pravoslavie.ru/140089.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010