Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская Густынская (Ярмарковая) " Описания иконы Икона Густынская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Название икона получила от Густынского Свято-Троицкого мужского монастыря, основанного в 1610 году афонским иеросхимонахом Иоасафом в окрестностях города Прилуки (Украина) на острове Густынь. Назван был так остров из-за покрывавшего его густого дремучего леса. Время явления этой иконы неизвестно, но в летописи Густынского монастыря имеется запись, что уже в 1670 году она была известна повсюду как прославленная многими чудесными знамениями. Вначале святая икона стояла над колодцем, а затем, после многих явленных ею чудотворений, перенесена в Троицкий храм и установлена слева от царских врат. Ежегодно, когда на монастырской площади проводилась ярмарка, икону выносили из церкви, обходили с ней вокруг всей ярмарки и ставили в специально для этого устроенной часовне, в которой она и оставалась до конца ярмарочного торга. Отсюда и второе название Густынской иконы – «Ярмарковая». За свою более чем трёхсотлетнюю историю Густынский монастырь трижды закрывался. Начиная с 1993 года обите[...] Описание иконы Густынская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Густынская икона Божией Матери находится в Троицкой церкви Густынского монастыря, близ города Прилук Полтавской губернии. Время явления этой иконы неизвестно, но нужно думать, что она весьма древнего происхождения. В летописи Густынского монастыря сохранилось известие, что уже в 1670 г. эта икона была известна повсюду как прославленная многими чудесными знамениями. Вначале св. икона стояла над колодцем, а затем, после многих явленных ею чудотворений, перенесена в сам монастырь. В летнее время Густынская икона помещается обыкновенно в иконостасе Троицкой церкви, по левую сторону от царских врат, а в зимнее время ее переносят отсюда в более теплое помещение, в трапезную церковь Воскресения Христова. По субботам пред нею совершается торжественный молебен с акафистом, к которому стекаются многочисленные почитатели св. иконы. Кроме того, ежегодно, когда на монастырской площади бывает ярмарка, икону выносят из церкви, обходят с ней вокруг всей ярмарки и ставят в специально для того устроенно[...]

http://pravicon.com/icon-88

Е. Л. Конявская. К истории святыни Новодевичьего монастыря – Смоленской иконы Божией Матери   Знаменитая обитель, возникшая в первой четверти в XVI в., носит имя «Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь» .  Главный храм обители– в честь иконы Божией Матери «Одигитрия»– был построен в 1525 г. Икону, о которой пойдет речь, торжественным крестным ходом перенесли в храм, и в память об этом событии крестный ход 28 июля стал для обители ежегодным. Прежде икона пребывала в московском Благовещенском соборе на княжем дворе «на десни стран от святыхъ двереи царскых» . Но, как известно из летописей, это был список с первоначального чудотворного образа. Предание связывает ее появление на Руси с византийской принцессой Анной, вышедшей замуж за Всеволода Ярославича. Затем Владимир Мономах привез икону в Смоленск. Но эти сюжеты из области догадок, ибо ранние источники подобных сведений не содержат. Приход древней иконы в Смоленск вместе с Владимиром Мономахом возможен, но не менее вероятно (если исходить из древнего происхождения образа), что икона появилась в городе в период основания Смоленской епархии и поставления епископом грека Мануила. Известно, что в 1136 г. «поставленъ бы скопечь Маноуило еп(и) с(ко)помъ Смоленескоу пвечь гораздыи, иже б пришелъ изъ Грекъ. самъ третии. къ бл(а)голюбивому кн(я)зю Мьстиславоу, предъ симъ бо б не былъ еп(и) с(ко)пъ Смоленьск» . Не менее проблематичен и другой поздний легендарный сюжет – упоминание иконы в Житии мч. Меркурия Смоленского. Икона предрекает Меркурию подвиг – победу над осадившими Смоленск монгольскими войсками и гибель. В раннем варианте предания (Слове о Меркурии Смоленском) говорится, что икона находилась в пригородном Печерском монастыре, а не в главном смоленском соборе . Батый к Смоленску не подходил. Все это говорит о позднем и сугубо мифологическом происхождении сюжета. О том, что икона в какой-то момент оказалась в Москве в Благовещенском соборе Кремля, информация имеется в рассказе о ее возвращении по просьбе смольнян в Смоленск в 1456 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10003829/

Закрыть itemscope itemtype="" > 10 августа празднование иконы Божией Матери Смоленская 09.08.2016 331 Время на чтение 4 минуты Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля (ст. стиль) было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Икона Божией Матери, именуемая " Благодатное Небо " , находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля. Это тот образ, который перевезен из Смоленска в Москву Софией Витовтовной, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича. На иконе Божия Матерь изображена в полный рост, на левой руке Ее - Богомладенец. На острове Талабск (Залита) эту икону " Благодатное Небо " почитают как Смоленскую. Об иконе Божией Матери " Благодатное Небо " рассказывает настоятель храма св. Николая на острове Талабск (Залита) иеромонах Паисий (Гидраш): " Это наша храмовая икона, она была в серебряной ризе с позолотой, но в 20-е годы ризу сняли большевики, а в 1958 году отец Николай Гурьянов, когда стал настоятелем храма, увидел икону без ризы и заказал в Свято - Духов монастырь Вильнюса игуменье Нине ризу для образа Божией Матери Смоленской. Делала ризу для иконы Богородицы золотошвейка матушка Тавифа, она была уже очень больна, но, по благословению батюшки отца Николая, начала шить. А матушке он сказал: " Когда закончишь, тогда и отпустим " . Он держал ее своей молитвой, чтобы она спаслась через эту вышитую ризу. Два года монахиня работала над ризой, хотя была почти слепа, но вышила прекрасную ризу в 60- м году, и почила в Бозе. Никольский храм построен в середине 19 века, тогда уже икона " Благодатное Небо " была написана и почитаема. Теперь она известна многими чудотворениями. Помню, когда я начинал здесь служить, батюшка послал к иконе маленького Ваню, который начал делать поклоны и приговаривать: " Матерь Божия, помоги, мне отец Николай сказал " . Как оказалось, у него была постоянная температура сорок, родители показывали ребенка московским врачам, те не смогли помочь. Приехали к отцу Николаю, отец Николай говорит: " Идите к Божий Матери, Она поможет " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

недругом Василия Васильевича. И снова нет данных о том, что эта декларация исполнялась. Еще один случай разграбления ценностей великокняжеской семьи фиксируется под 1446 г. Перед пленением и ослеплением Василия Васильевича Дмитрий Шемяка в Москве захватил великих княгинь Софью и Марию «и казну великого князя и матери его разграбиша» . В духовной грамоте самой Софьи Витовтовны (2 ноября 1451 г.) перечисляются «святыни», которые она завещала сыну и внукам. Ивану (будущему Ивану III) была передана икона Пречистой Богородицы с пеленой. Икону Феодора Стратилата «выбиту на серебре» она оставила внуку Борису, Козьмы и Дамиана – Андрею. Любимому внуку Юрию она предназначала «с(вя)тую икону Преч(и) стую Б(огороди)цю, болшюю икону стнную съ пеленою и съ оубрусцы». Юрию же завещались и остальные «святости» – кресты, иконы и мощи. Они хранились в большом дубовом и «меншем» ларчиках, в большом ящике и в «коробье». Снохе – великой княгине Марии –Софья оставила «с(вя)тую икону оковану на мyciu» . Ни одна из икон не названа смоленской, но среди завещаемого сыну Василию указан «ящи к съ мощми» и крест «вздвизальный», которые, как написано в духовной, она получила от отца. Важно, что в этом месте завещания, есть значительная утрата: «О т с(вя)тости ящи ксъ мощми, а в не мкр(е)стъ [Ви]товтъ». Согласно предположительному количеству утраченных знаков, здесь можно реконструировать текст: «О т с(вя)тости ящи ксъ мощми, а в не мкр(е)стъ взъдвизальныи, чимъ мя бл(аго) сл(о)в илъо т(е)ць мoubeлukiu кн(я)зь Ви]товтъ». Но утраченный фрагмент мог содержать и упоминание иконы/икон. Так или иначе, определить точно, был ли Смоленский образ Божией Матери Одигитрия возвращен Софье в момент написания ею завещания, невозможно. Как было уже отмечено, в рассказе о возвращении иконы смольнянам говорится, что икону «плном взялъ Юрга». Из этого текста неясно, когда случилось это пленение, и когда икона оказалась в Москве. Есть известие Тверского сборника, относящее привоз иконы Юргой в Москву к тому же 1456 г. Самого рассказа в Тверском сборнике нет, есть лишь известие: «Пречистою Смоленскую привез на Москву Юрдга» . Можно ли опираться на это известие? Оно расположено практически на том же месте, где должно было бы быть повествование о возращении иконы. Сразу после него идет сообщение о походе Ивана III на Новгород, как и в летописях, содержащих рассмотренный выше рассказ. До статьи 6964 г., содержащей, собственно, только два названных известия, и после этой статьи в Тверском сборнике идет исключительно тверской материал. Это наводит на предположение, что известие о Юрге/Юрдге является здесь отголоском рассказа, о котором составитель летописи, видимо, знал, но эти события были от него далеки, и рассказ в Тверскую летопись он не включил, а краткое сообщение о Юрге в таком случае едва ли можно воспринимать как несущее уточняющую информацию.

http://sedmitza.ru/lib/text/10003829/

В Саратове открылась выставка икон Божией Матери из Ярославского музея Саратов, 31 марта 2006 г . Икона в музее — это произведение искусства. Здесь к ней относятся несколько отстраненно: внимание искусствоведа обращено к художественной школе, мастерству исполнения, сюжету. Однако ни один образ в мировой культуре не окружен таким почитанием и любовью, как образ Божией Матери. Поэтому любой разговор о выставке, открывшейся в Радищевском музее, начинается с рассказа о любви. Действительно, существует великое множество Богородичных икон. Сам лик Божией Матери изображен на них по-разному: Она может быть ласковой и строгой, скорбящей и радостной. Ее взор всегда обращен в самое сердце человека, и это никого не может оставить равнодушным: скорбит ли Пречистая – это скорбь о наших грехах, радуется Она – тоже нашей радостью о Господе. Поэтому даже разнообразие иконографии Божией Матери происходит от великой народной любви к Ней. На Ярославской земле особенно почитаема Толгская икона. Она была явлена в 1314 году на берегу реки Толги под Ярославлем, на месте чудесного обретения образа в честь него был основан монастырь. По своему типу это икона " Умиление " , к которому относится и знаменитая Владимирская. Образы этого типа полны трогательной нежности и грусти: Мать обнимает Сына, прильнувшего щекой к ее щеке. На выставке из фондов Ярославского музея представлены Толгская икона в списке XIX столетия, Владимирская XVIII века, соответствующая размеру и композиции оригинальной иконы, хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. Образ Пресвятой Богородицы Ярославской датируется XVI веком. Примерно в это же время была написана икона Смоленская " Одигитрия " , сохранившаяся в Ярославле. " Одигитрия " (греч. Путеводительница) – один из самых торжественных Богородичных образов. Пресвятая Богородица, поддерживая Младенца левой рукой, правой указывает на Него как на истинный путь спасения. Икону не случайно называют богословием в красках. Часто она повествует о евангельских событиях, в символических образах раскрывает понятия христианства. Древнейшая икона, представленная на выставке – " Распятие Христово " – написана в XV веке. Центральную сцену замечательного образа " Рождество Христово " XVIII века сопровождают изображения ангельского благовествования пастухам о приходе Спасителя, путешествие и поклонение волхвов, бегство Святого Семейства в Египет. А название выставке дала икона XVII столетия " Похвала Богоматери " . Эту " похвалу " принесли Отроковице ветхозаветные пророки, единодушно склонившиеся перед Ее престолом, в благодарность об исполнении чаяний исстрадавшегося народа Божия, об избавлении от рабства греху.

http://pravoslavie.ru/16859.html

и., эпитет «Муромская» носят 2 др. иконы. Выдропусская Одигитрия, икона Божией Матери , получила название «Муромской», т. к., по сказанию, она была унесена из Выдропусска (ныне с. Выдропужск Спировского р-на Тверской обл.) муромским боярином во время похода Иоанна III на Новгород в 1478 г., а позже чудесным образом вернулась. Вместе с ней прибыла икона «Умиление Божией Матери (Муромской)». Список 1630 г. чудотворной Выдропусской иконы имелся в Торжке, где в Спасо-Преображенском соборе был освящен придел во имя «Богоматери Одигитрии Муромской» (Чудотворные иконы Матери Божией. Коломна, 1993. Ч. 2. С. 479-483). Не совсем понятно, почитали одну или 2 «Муромские» иконы, под 2-й, «Умиление», могла скрываться реплика М. и. «Муромской» называют также икону Божией Матери «Одигитрия» нач. XV в. из муромского собора Рождества Пресв. Богородицы (ГТГ; Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. М., 1966. С. 108, 239-241; Гусева Э. К. Об иконе Богоматери Одигитрии нач. XV в. из Рождественского собора в Муроме//Уваровские чт., 2-е. М., 1994. С. 68-71). Она включена в ряд чудотворных образов, хранящихся в ГТГ (Чудотворный образ: Иконы Богоматери в Третьяковской галерее/Авт.-сост.: А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. М., 2001. С. 22. Кат. 9. Ил. на с. 23). По иконографии представляет собой тип, близкий к образу, почитавшемуся на Руси как «Одигитрия Смоленская». Учитывая время создания этой «Муромской» иконы, можно предполагать, что именно перед ней в 1446 г. буд. митр. Иона принял на свою епитрахиль детей вел. кн. Василия Тёмного (событие зафиксировано в рус. летописях). Грабарь даже высказал мнение, что именно она может быть копией чудотворного образа, принесенного в Муром блгв. кн. Константином. Писцовые книги Мурома 1-й трети XVII в. называют этот образ «поставленьем царя и великого князя Ивана Васильевича», не уточняя, какого из двух (Иоанна III или Иоанна IV). Икона попала в ГТГ непосредственно с места своего почитания. Лит.: Воздвиженский Т. Я. Ист. обозрение Рязанской епархии. М., 1820; Тихонравов К.

http://pravenc.ru/text/Муромской иконой ...

Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что  образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии. Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены. Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный» 1 — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

http://pravmir.ru/smolenskaja-ikona-bozh...

Смоленская икона Божией Матери пользуется великим почитанием среди православного русского люда. Списки с нее распространены в огромном количестве по церквям и домам верующих. Чудотворных и особо чтимых копий с этой иконы насчитывается более 30. В честь Смоленской Одигитрии ежегодно совершается всероссийское празднество 28 июля, которое особенной торжественностью отличается в Москве, где в этот день при громадном стечении народа бывает крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. В день этого праздника св. Церковь умиленно взывает к Богоматери: «Аще бы Ты не предстояла, молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны». И действительно, от многих бедствий и опасностей внешних и внутренних в XV и XVI вв. избавил нас Господь молитвами Своей Пречистой и Преблагословенной Матери. Икона Одигитрия Выдропусская Прославление иконы Божией Матери Одигитрии Выдропусской совершилось в XV веке. Эта икона находилась тогда в селе Выдропусске Новгородской губернии, в местном храме во имя св. великомученика Георгия. Среди местных жителей существовало благочестивое предание, что эта икона уже явила однажды чудесное знамение: когда прежний храм, тоже во имя великомученика Георгия, сгорел до основания и стали расчищать после пожара это место, то нашли икону Богоматери, лежащую в пепле под обломками ликом к земле, целой и почти неповрежденной от огня; только задняя сторона доски немного почернела. После покорения Новгорода Иоанном III, когда войска его возвращались обратно, один из воинов, боярский сын родом из г. Мурома, проходя со своим отрядом мимо села Выдропуска, зашел между прочим в церковь св. Георгия и на правах победителя взял отсюда стоявшую у царских врат икону Богоматери. Он принес ее в свою муромскую вотчину и поставил в храме св. Николая Чудотворца, где она и оставалась некоторое время. В субботу недели свв. жен-мироносиц, после утрени, боярский сын попросил священника отслужить молебен перед принесенной им сюда Выдропусской иконой Богоматери. «Отпой молебен полонянке», — сказал он грубо, обращаясь к священнику. Священник исполнил просьбу. Во время молебна, когда он прочел слова Евангелия: «Пребысть же Мариам с Нею яко три месяцы и возвратися в дом Свой» и когда певцы стали петь «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», вдруг налетел вихрь, послышался сильный гром и весь храм потрясся; покров церкви разверзся, и икона Богоматери невидимой силой поднялась с своего места и исчезла из церкви. Пораженные ужасом боярин, священник и все присутствовавшие там люди упали на землю и долго лежали без чувств.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Сн. 26 июня. Игрицкие Смоленские иконы Божией Матери Недалеко от Костромы, – в селе Савицком, жил боярский сын Емелиан Исаев Севрюг. Лишившись зрения, он более пяти лет безуспешно искал себе помощи у врачей. В 1624 г. крестьяне Емелиана, пася овец и лошадей его в пустыне, называемой Игрица, при реке Песочне, пришли к совсем ветхой, готовой уже разрушиться церкви. Вошедши в церковь , пастухи увидели на престоле образ Богоматери, держащей на руках Предвечнаго Младенца. Икона эта казалась им только что написанною, и удивленные этим пастухи пошли к своему господину и рассказали о виденном. Емелиан вместе с своим духовным отцом, священником Троицкого собора Феодором, и своими родственниками, отправились в ветхий храм и отслужили здесь молебен с водоосвящением пред иконою Божией Матери. Когда священник покропил святою водою слепого Емелиана, последний тотчас прозрел. Это чудо прославило св. икону, и на месте явления ее в 1624 году был основан Песоченский монастырь. Чудотворную Игрицкую икону ежегодно носят в Кострому. Во вторник на 9 неделе после Пасхи, духовенство в сопровождении множества граждан, отправляется в Песоченский монастырь, где служат всенощную. На другой день, отслужив рано литургию, духовенство и народ возвращается в Кострому с чудотворною иконою Богоматери, совершая обратное шествие спешно, чтобы поспеть в город к поздней литургии. Икону несут одни священники. В часовнях двух деревень, лежащих на дороге, поют молебны. Когда шествие приближается к городу, в соборе начинается звон. При переправе через Волгу звонят в прибрежных приходах. Весь почти город выходит встречать св. икону (Дни богосл. Дебольского. Слава Пр. Владычицы). Югские иконы Божией Матери В 1616 г. живший в обители Богоматери, в пределах Пскова, старец схимонах Дорофей решился оставить обитель и возвратиться на свою родину – в село Никульское, близ города Мологи. Придя однажды к утреннему пению, старец стал молиться пред Печерскою иконою Богоматери, чтобы Она благословила его путь на родину. Вдруг послышался от иконы голос, который повелевал старцу взять с собою образ Богоматери Одигитрии, и указывал место, где находится эта икона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

" Помощница в скорбях " августа 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Смоленской иконы Божией Матери в Пулкове " Для нас большая радость, что Матерь Божия позвала нас сюда сегодня, в Свой престольный праздник. Мы откликнулись и приехали, чтобы перед Ее чудотворным образом помолиться за себя, близких, просить милости, покрова заступничества Царицы Небесной, - сказал владыка в проповеди. - Праздник Смоленской иконы Божией Матери был установлен в 1525 году после того, как Смоленск вошел в состав русского государства. По церковному преданию, эту икону написал евангелист Лука. Тысячу лет она почиталась в Византийской империи, ее последнее место пребывания - Константинополь. Константин Мономах отдал дочь Анну замуж за князя Всеволода и благословил ее в путь этой иконой, которая называлась Одигитрией (Путеводительницей). Анна привезла образ в Чернигов, он стал семейным, перед ним все молились. Потом икона попала в Успенский кафедральный собор Смоленска, отсюда ее название " . " Смоленск очень обязан иконе Божией Матери, - продолжил архипастырь. - В 1237-1241 годах несметная орда вступила на русские земли. Никаких человеческих сил противостоять им не было. Пали Киев, Владимир, Нижний Новгород, поля не убирались, все пропадало, людей грабили, убивали, никого не хоронили, дикие звери поедали трупы. Все испытывали страх и ужас. Когда жители Смоленска узнали, что творят монголо-татары, наложили на себя пост, как в древности, молились, каялись, понимая, что это нашествие - наказание Божие за грехи, междоусобицы князей. Сами накликали себе беду с востока. И однажды вечером в храме у иконы Божией Матери пономарь услышал, как Она говорит, что поможет им, указывает на дом воина Меркурия: пусть он сразится с передовым вражеским отрядом, наступающим на Смоленск. Пономарь передал воину слова Богородицы, чтобы он шел и защищал город один. Меркурий вышел в доспехах и стал молиться Божией Матери. Она ему сказала, что привела его в Смоленск из Римской империи, чтобы он совершил здесь подвиг и показал силу Божию. Меркурий вышел ночью и сразился с самым большим великаном в войске монголо-татар, победил его и уничтожил много врагов. Сын великана отрубил голову Меркурию. Но татары испугались, задержались, и Смоленск был защищен от грабежей и убийств " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010