Разумеется, нам все еще далеко до той системы православного образования, которая существовала в дореволюционной России. Но и современная православная школа уже становится значимым явлением. Вклад ее в российское образование становится все более весомым. Об этом красноречиво свидетельствует все большая популярность у педагогов и руководителей светской системы образования ежегодных Рождественских образовательных чтений, проводимых синодальным Отделом религиозного образования и катехизации под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Цель Чтений - расширение сферы и обобщение опыта религиозного образования, а также углубление сотрудничества с государственной системой образования. Не только духовенство и православные педагоги - воистину все российское образование, начиная от министра В.М. Филиппова и представителей региональных департаментов образования, ученых, педагогов государственных общеобразовательных школ принимают ежегодно активное участие в этом крупнейшем образовательном форуме. В нынешнем году на открытии Чтений в Кремлевском дворце съездов присутствовало свыше 5000 человек почти изо всех епархий Русской Православной Церкви. Можно с уверенностью сказать, что не одни только педагоги, но и значительная часть интеллигенции и интеллектуальной элиты, представители всех слоев Российского общества повернулись к Православию. Об этом свидетельствует и то, что сегодня в ряде епархий, таких как Кемеровская, Московская, Курская, Смоленско- Калининградская, в государственных школах уже введен обязательный предмет “Основы православной культуры”. Учитывая материальные сложности создания сугубо православных школ, это один из самых перспективных путей развития православного просвещения, которым нельзя пренебрегать. Как нам лучше всего рассказать детям о Православии? Несомненно ни в коем случае не нужно насильно затаскивать детей в храм. Но обязательно необходимо объяснить им, в чем состоят вечные нравственные ценности жизни, на которых основана вся русская и мировая культура. Следует познакомить детей со Священной историей, а также с историей Церкви. И преподавать это надо всем детям, находя доступную и приемлемую форму для их восприятия. Не сомневаюсь, что русским педагогам это по силам.

http://sedmitza.ru/lib/text/429430/

Перед началом встречи Святейшего Патриарха Алексия с участниками молодежного фестиваля состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Вологодской областью и Вологодской и Великоустюжской епархией Русской Православной Церкви. Свои подписи под документом поставили губернатор В.Е. Позгалев и архиепископ Максимилиан. Губернатор Вологодской области вручил архиепископу Максимилиану медаль «За патриотическое воспитание подрастающего поколения». Предстоятель Русской Православной Церкви выступил со словом и ответил на вопросы участников форума. Затем Святейший Патриарх Алексий направился в аэропорт Вологды и вернулся в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, и губернатора Вологодской области В.Е. Позгалева за участие в организации визита и внимание, проявленное по отношению к Святейшему Патриарху и всем сопровождавшим его лицам. 3. С удовлетворением отметить положительную динамику развития отношений между Вологодской епархией Русской Православной Церкви и структурами местной власти. 4. Отметить положительное значение состоявшегося форума православной молодежи «Сохранение национальной культуры: русский язык, культурные традиции, семья» для развития православной миссии. ЖУРНАЛ 55 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, председателя Синодальной Богословской комиссии о ходе подготовки к проведению Международной научно-богословской конференции «Православное учение о Таинствах». ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. ЖУРНАЛ 56 СЛУШАЛИ: Сообщение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о положении дел в Смоленской духовной семинарии и о невозможности для протоиерея Виктора Савика продолжать исполнять обязанности ректора по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить протоиерея Виктора Савика с поста ректора Смоленской духовной семинарии по состоянию здоровья.

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

В адрес Святейшего Патриарха Пимена и тогдашнего митрополита Киевского, Патриаршего Экзарха Украины Филарета (Денисенко) стали поступать многочисленные послания от клириков из западно-украинских епархий с призывами даровать автокефалию Экзархату с.26]. Ответом на это стало предоставление Архиерейским Собором РПЦ 30-31 января 1990 года Украинскому и Белорусскому Экзархатам более широкой автономии и права именоваться Украинской и Белорусской Православными Церквами (УПЦ и БПЦ соответственно) Новое положение об Экзархатах давало им весьма значительную автономию в пределах Русской Православной Церкви, частью которой они продолжали оставаться. Экзархаты получили помимо нового наименования право иметь собственный Синод, которому принадлежала бы высшая судебная, законодательная и исполнительная церковная власть. Положенние подчеркивало, что Синоды Украинской и Белорусской Православных Церквей должны собираться не реже четырех раз в год, а функции их в пределах своих Экзархатов аналогичны функциям Священного Синода Русской Православной Церкви. Экзархам предписывалось возглавлять управление Экзархатами, созывать сессии Синодов, председательствовать на них и представлять Экзархаты в Священном Синоде Русской Церкви. Экзархаты получили также огромную финансовую самостоятельность, что было весьма важно в условиях, когда раскольники постоянно утверждали, что средства украинских приходов изымаются Москвой. По сути, Экзархаты становились автономными церквами в пределах Патриархата, о чем, кстати, свидетельствовало возношение имен Экзархов за богослужением во всех храмах Экзархатов Синод дал поручение председателю ОВЦС архиепископу (ныне митрополит) Смоленскому и Калининградскому Кириллу (Гундяеву) составить проект нового положения об Экзархатах 16 октября 1989 года. Однако, к январю 1990 года раскол уже приобрел настолько широкий размах, что, как отмечает Д. В. Поспеловский с.423], эта мера была уже весьма запоздалой и выглядела не более, чем вынужденной уступкой. «Дальнейшие события на Украине: рост количества приходов и епархий «автокефалистов», отмечает Поспеловский, особенно в наиболее националистических западных областях Украины, поддержка их «Рухом» в традиционно-православных районах страны все это показало запоздалость, недостаточность мер патриархии, а, может быть, в еще большей степени неудовлетворенность значительной части духовенства и мирян на Украине митрополитом Киевским Филаретом» с.423].

http://sedmitza.ru/lib/text/440061/

По результатам расширенного заседания Священного Синода 7 мая 1992 года была проведена пресс-конференция для представителей средств массовой информации. Святейший Патриарх Алексий сообщил на ней об итогах Архиерейского Собора Русской Церкви и обрисовал тяжелую ситуацию, сложившуюся на Украине в результате антиканонической деятельности митрополита Филарета (Денисенко). Предстоятель Русской Церкви отметил, что Филарет уже не поминается в большинстве православных храмов Украины как Первоиерарх Украинской Церкви. «Из целого ряда епархий, сказал Патриарх, приходят просьбы предоставить монастырям, духовным учебным заведениям, а иногда и целым епархиям статус ставропигии и принять их в непосредственное патриаршее управление» Продолжая знакомить журналистов с итогами Архиерейского Собора и религиозной ситуацией на Украине, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отметил, что до 95% верующих и клира в большинстве украинских епархий выступают категорически против дарования канонической автокефалии Украинской Православной Церкви и выхода ее из юрисдикции Московского Патриархата Между тем, все призывы к митрополиту Филарету внять голосу соборного разума и прекратить свою антиканоническую деятельность, подав в отставку, не возымели действия. Первоиерарх УПЦ своим поведением окончательно убеждал в том, что его автокефалистским устремлением руководили исключительно соображения личной корысти и честолюбия, но никак не забота об Украинской Церкви, которую он попрал и предал. Став неожиданно адептом национальной идеи, чего прежде за этим уроженцем русскоязычной Донецкой области никто не замечал, Филарет, с трудом освоивший «державну мову», повсюду, где только мог, вещал на плохом украинском языке о своем жертвенном подвиге во имя «национальной церкви». Интересно, что национал-демократическая пресса еще совсем недавно шельмовавшая Киевского митрополита и смаковавшая подробности его личной жизни, объявляя его типичным представителем «имперской» Русской Церкви, предателем своего народа и т.д., теперь круто изменила тон своих высказываний. Стоило Денисенко занять, пусть и из эгоистических соображений, сепаратистскую позицию, как всякая кампания дискредитации митрополита прекратилась, как по команде. Более того, постепенно многие националистические политики начинают выражать свою солидарность с Денисенко. Особенно в этом направлении отличалось окружение президента Кравчука, чья столь же неожиданная перестройка из коммуниста в националиста весьма напоминала эволюцию, проделанную его личным другом Филаретом.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Конечно, где-то это может иметь место, например в сельской местности. Но мы пошли по другому пути. Я говорю сейчас о двух регионах России, на территории которых расположена Калининградско-Смоленская епархия, где я являюсь правящим архиереем. Вместе с департаментами образования Смоленской и Калининградской областей епархия готовит профессиональных педагогов средних школ для преподавания Основ православной культуры. И опыт показывает, что это правильный путь. В школе должны работать педагоги. Священники могут приходить в школы на праздники, встречаться с детьми. Но на профессиональной основе в школе должны работать педагоги. Сегодня во многих школах преподаются Основы православной культуры. Эта учебная дисциплина - не проповедь, это знакомство детей с основами своей национальной культуры. Вот почему я считаю, что в России, особенно в местах компактного проживания мусульман, должна, соответственно, преподаваться исламская культура. Я также не вижу ничего плохого в ситуации, когда, например, в Казани православные молодые люди изучали бы и свою православную культуру, и исламскую. И наоборот. Полезен такой принцип и там, где нет компактного проживания этнокультурных групп. Простая схема: допустим, в классе 80 процентов православных детей и 20 процентов евреев, которые скажут, что хотели бы изучать свою культуру. Значит, надо дать им все возможности для этого и сказать, что на экзамене они будут отвечать на вопросы по основам их национально-духовной культуры. То же самое и в отношении католиков, которые у нас живут. Если они хотят изучать основы своей собственной культуры, им тоже нужно предоставить учебные пособия и другие возможности. А ведь еще есть сугубо светские, неверующие семьи. Дети из таких семей в качестве альтернативы могли бы изучать основы светской этики. Если таких детей вдруг окажется много, то тогда нужно разделить класс. Но нельзя под прикрытием идеи многоконфессиональности лишать 80 процентов нашего народа законного права знать основы своей религиозной культуры.

http://pravoslavie.ru/17747.html

Православная делегация из КНДР во главе с министром по делам религии побывала во Владивостоке 27 ноября 2007 г. 12:14 Визит православной делегации Северной Кореи во Владивосток был плодотворным и поучительным, заявил глава делегации, министр по делам религии КНДР Чан Чже Он на встрече с духовенством города. Об этом РИА «Новости» сообщил представитель пресс-службы Владивостокской и Приморской епархии Русской Православной Церкви. «Беседы с представителями Тихоокеанского флота, депутатами Законодательного собрания, руководством краевой администрации о взаимоотношениях военных, светской власти с духовенством дали много полезного и поучительного», — отметил Чан Чже Он. По словам представителя пресс-службы Приморской епархии, делегация КНДР во время четырехдневного визита встретилась с председателем Законодательного собрания Приморского края Виктором Горчаковым, руководителем аппарата краевой администрации Олегом Мельниковым, замкомандующего Тихоокеанским флотом (ТОФ) вице-адмиралом Сергеем Авраменко. Делегация посетила большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев» — флагман ТОФ, теологический факультет Дальневосточного государственного университета, православные храмы Владивостока. Делегация христиан КНДР прибыла во Владивосток по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Вместе с министром по делам религии КНДР в Приморье прибыли председатель Православного комитета Общества верующих КНДР Хо Ир Зин, православные священники Троицкого храма в Пхеньяне Ким Хве Ир и Ра Кван Чхор. В понедельник северокорейская делегация отправилась в Москву. Российская духовная миссия в Корее была учреждена определением Святейшего Правительствующего Синода в 1897 году. Она находилась в Сеуле, ее отделения и приходы были по всей Корее. Миссия продолжала работу до 1949 года, когда южнокорейские власти выдворили из страны последнего главу православного духовенства. Имущество и земли Российской духовной миссии были арестованы, а ее деятельность на корейском полуострове прекратилась. Идею строительства православного храма в Пхеньяне выссказал глава Северной Кореи Ким Чен Ир во время пребывания в России в 2002 году, после посещения православного храма в Хабаровске. В феврале 2003 года Москву посетила делегация Совета Общества верующих КНДР, в составе которого был образован Православный комитет. А весной того же года в Московскую духовную семинарию поступили четыре студента из Северной Кореи. В июне 2003 года архиепископ (ныне митрополит) Калужский и Боровский Климент освятил закладку православного храма в Пхеньяне. 13 августа 2006 года состоялось освящение храма, которое совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл . РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/329561.htm...

Члены делегации Русской Православной Церкви нанесли визит Председателю Президиума Верховного Народного Собрания КНДР Ким Наму, и вручили ему послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Председателю Государственного комитета обороны КНДР Ким Чен Иру, в котором Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил руководителя КНДР за принятое им решение о строительстве в Пхеньяне православного храма — символа корейско-российской дружбы. В ходе пребывания в Корее члены делегации Русской Православной Церкви имели рабочие встречи с руководством Православного комитета КНДР. Были определены перспективы дальнейшего сотрудничества и укрепления взаимодействия Московского Патриархата как с северокорейскими верующими, так и с общественными кругами страны. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за возрождение на севере Корейского полуострова православной церковной жизни, семя которой было насаждено трудами Российской Духовной Миссии в Корее. 2. Выразить благодарность государственному руководству Корейской Народно-Демократической Республики за гостеприимство, оказанное делегации Русской Православной Церкви. 3. Поручить Преосвященному архиепископу Владивостокскому и Приморскому Вениамину по согласованию с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата попечение об организации стажировки северокорейских клириков во Владивостокской епархии и о посещении клириками Владивостокской епархии Троицкого храма г. Пхеньяна для оказания помощи в правильном устройстве богослужебной жизни.    ЖУРНАЛ 96 В заседании Священного Синода под председательством Патриарха — СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, об участии делегации Русской Православной Церкви в VIII Всемирной ассамблее Всемирной конференции религий за мир 26-29 августа 2006 года в Киото (Япония). Справка: С 26 по 29 августа 2006 года делегация Русской Православной Церкви принимала участие в проходившей в Киото (Япония) VIII Всемирной ассамблее Всемирной конференции религий за мир — крупнейшей международной межрелигиозной миротворческой организации.

http://patriarchia.ru/db/text/149541.htm...

Архив Пн Жизнь как служение 19 ноября 2016 г. 14:37 Жизнь Патриарха нераздельно связана с жизнью Церкви. И юбилей Первосвятителя не просто личный праздник: это событие, имеющее общецерковное измерение. 70 лет важная веха на земном пути Предстоятеля Русской Церкви и одновременно повод оглянуться назад и посмотреть, какие изменения произошли в церковном организме, понять, где находится церковный корабль и что еще предстоит сделать. Статья митрополита Волоколамского Илариона опубликована в ноябрьском номере «Журнала Московской Патриархии»   ( pdf-bepcuя ). Избрав будущего Патриарха для священнического, а затем и святительского служения, Господь в избытке излил на него благодатные дары Святого Духа, дал ему все необходимое, чтобы достойно вести вверенную паству ко спасению. Будучи еще совсем молодым человеком, в 29-летнем возрасте, он стал ректором духовной академии и епископом, а спустя десять лет — правящим архиереем, которому пришлось в буквальном смысле из руин поднимать Смоленскую епархию и с нуля создавать Калининградскую . В трудный период распада страны митрополит Кирилл возглавил Отдел внешних церковных сношений и долгие годы определял всю внешнюю, а в значительной степени и внутреннюю политику Русской Церкви. В то время в Церкви не было разветвленной структуры профильных отделов, комиссий и иных синодальных учреждений, поэтому Отдел занимался оперативным управлением — от контактов с главами зарубежных религиозных организаций и участия в работе международных структур до выстраивания отношений с чиновниками, государственными и общественными организациями внутри страны, налаживания системы церковной благотворительности, катехизации, духовного окормления представителей различных профессиональных и социальных категорий. Деятельный и энергичный характер руководителя помогал всему Отделу справляться с этой титанической работой. Уникальное свойство Патриарха Кирилла в том, что, будучи глубоко укоренен в церковной традиции, он — и в молодости, и в зрелом возрасте — был и остается очень открытым человеком, способным к диалогу с необычайно широким спектром людей, в том числе далеких от Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4685455.ht...

В ОВЦС пройдет пресс-конференция, посвященная выставке «Православная Русь» 25 мая 2006 г. 16:14 29 мая 2006 года в 11.00 в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата (Даниловский вал, 22) состоится пресс-конференция, посвященная общецерковной выставке-форуму «Православная Русь», которая пройдет в Гостином дворе с 30 мая по 4 июня. С 2003 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия в московском выставочном центре «Гостиный Двор» проходят ежегодные общецерковные выставки «Православная Русь». Их организаторами являются Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Паломнический центр Московского Патриархата, выставочное объединение «Рестэк». Выставка «Православная Русь» вызывает большой интерес в России и за рубежом, она стала значительным явлением в жизни общества. Многосторонняя деятельность Церкви представляется на экспозициях Синодальных учреждений, епархий, монастырей, приходов, церковных и светских учебных заведений, православных издательств, общественных объединений, мастерских церковного и прикладного искусства. В рамках выставки проходят конференции, «круглые столы», встречи по самым различным темам, включая вопросы церковно-государственных и церковно-общественных отношений. В нынешнем году формат этого ежегодного мероприятия был расширен: теперь программа общецерковной выставки-форума включает в себя художественную выставку, музыкальный фестиваль и другие мероприятия, отражающие самые разные стороны духовной и общественной жизни. В пресс-конференции примут участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, заместители председателя ОВЦС епископ Егорьевский Марк и протоиерей Всеволод Чаплин, генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата С.Ю. Житенев, президент выставочного объединения «Рестэк» С.И. Трофимов. Аккредитация журналистов до 29 мая 9.00 по факсу 230-24-39. Служба коммуникации ОВЦС МП /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/115488.htm...

В делегацию Румынского Патриархата вошли: Преосвященный архиепископ Тарговиштский Нифонт, Преосвященный епископ Нижнедунайский Кассиан, викарий Патриарха Румынского Преосвященный епископ Кымпинский Киприан, Патриарший советник протоиерей Михаил Тица и В. Кубряков. Состоялся обмен мнениями, в ходе которого делегация Русской Православной Церкви призвала ради сохранения братских отношений между двумя Патриархатами пересмотреть принятое в октябре решение. Однако в результате переговоров взаимопонимания достигнуто не было. Было предложено продолжить переговорный процесс. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Выразить глубокую озабоченность в связи с отсутствием положительной реакции Священноначалия Румынской Православной Церкви на предложения Священного Синода Русской Православной Церкви. 3. Признать необходимым продолжить переговорный процесс.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии , о результатах Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах» (13-16 ноября 2007 г.) . ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах» (13-16 ноября 2007 г.) и принять к сведению ее результаты. 2. Принять к сведению перечень церковно-практических проблем в сфере совершения Таинств, подготовленный в рамках подготовки и проведения конференции. 3. Направить данный перечень для изучения и подготовки предложений по совершенствованию практики тайносовершения в Синодальную Богословскую комиссию и в Синодальную Богослужебную комиссию.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ:

http://patriarchia.ru/db/text/343719.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010